Научная статья на тему 'Корпоративные ценности организации, функционирующей в условиях сетевого общества'

Корпоративные ценности организации, функционирующей в условиях сетевого общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
515
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Корпоративная культура / корпоративные ценности / сетевое общество / corporate culture / corporate values / network society

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Цветков Сергей Валерьевич

Показаны процессы формирования новых производственных отношений и новой социальной структуры в современных условиях. Анализируются системы корпоративных ценностей сетевой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The processes of formation of new production relations and a new social structure in modern conditions are revealed. The systems of corporate values of a network organization are analyzed.

Текст научной работы на тему «Корпоративные ценности организации, функционирующей в условиях сетевого общества»

S.V. Tsvetkov Corporate Values of an Organization Functioning in a Network Society

The processes of formation of new production relations and a new social structure in modern conditions are revealed. The systems of corporate values of a network organization are analyzed.

Key words and word-combinations: corporate culture, corporate values, network society.

Показаны процессы формирования новых производственных отношений и новой социальной структуры в современных условиях. Анализируются системы корпоративных ценностей сетевой организации.

Ключевые слова и словосочетания: корпоративная культура, корпоративные ценности, сетевое общество.

УДК 316.77+316.354 ББК 60.550.74

C.B. Цветков

КОРПОРАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ОБЩЕСТВА

А

I активное развитие новых технологии, их широкое распространение и стремительное увеличение количества пользователей сети Интернет создают фундамент для значительных изменении в социально-политической, экономической и культурной сферах. В связи с переходом к информационному обществу возникает становление новоИ общеИ социальной структуры, рядом исследователей обозначаемой как «сетевое общество» [1]. На фоне формирования новых производственных отношении, характерных для информационного общества, и социальных отношении, свойственных для сетевого общества, происходит пересмотр всеи системы регуляторов социального взаимодействия, и в частности - корпоративных ценностей.

Представляется интересным рассмотреть модель корпоративных ценностей, формирующуюся в информационном обществе. Про-веденныи с учетом фактора включенности современноИ организации в сетевые структуры и отношения анализ особенностей ее внутренней и внешней среды позволяет определить основные векторы развития указанных ценностей в сетевом обществе.

Основополагающими целями организации традиционно являются эффективное использование всех имеющихся у нее ресурсов, защита внутренней среды от негативных внешних факторов и качественное выполнение

230 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

определенной социальной функции [2]. В соответствии с ними формируются основополагающие ценности организации.

Фундаментальными ценностями современного предприятия выступают стабильность (устойчивая способность организации к поддержанию собственной жизнеспособности) и успешность (способность организации удовлетворять определенные потребности социальной среды).

Стабильность организации достигается за счет эффективного использования ресурсов, создания комфортной для труда и творчества среды, установления в компании определенного порядка взаимодействия. Стремление к стабильности вызывает к жизни такие ценности, как экономичность, дисциплинированность, исполнительность, безопасность, справедливость. Обратим внимание, что все эти ценности направлены большей частью на формирование эффективных внутренних процессов и не всегда являются залогом коммерческой успешности организации.

Успешной становится организация, продукцию которой приобретают или хотят приобретать, услугами которой пользуются или хотят пользоваться, в которой мечтают работать, на которую хотят быть похожими партнеры и конкуренты. Иными словами, судить об успешности позволяют не столько внутренние характеристики организации, сколько характер восприятия ее деятельности внешними аудиториями. Поэтому стремление к успешности заставляет включать в систему корпоративных ценностей такие важные в целом для клиентов, партнеров, инвесторов и потребителей положения, как порядочность, честность, качество, новаторство, надежность, оперативность, социальная ответственность [3].

Стабильность, основанная на ценностях экономичности, дисциплинированности, исполнительности, безопасности и справедливости, и успешность, достигаемая за счет порядочности, честности, стремления к качеству, новаторству, надежности, оперативности, социальной ответственности, - так, на наш взгляд, можно в общих чертах описать систему корпоративных ценностей современного типового предприятия.

Приступая к анализу системы корпоративных ценностей сетевой организации, прежде всего обратим внимание на то, что в условиях информационного общества стабильность теряет свое высокое значение для хозяйствующего субъекта [4, с. 85]. Более того, она в определенной степени становится препятствием. Социальное окружение организации в информационном обществе очень динамично, а следовательно, более гибкой предстоит быть и организации. Она должна быть составлена не из жестких связей, а из множества свободных звеньев, которые могут в любой момент подключиться к сети и отключиться от нее. Таким образом, на смену стабильности как ценности приходят маневренность и гибкость. Это не может не сказаться и на втором уровне системы ценностей. Стремление к маневренности вызывает к жизни такие ценности внутренней системы, как креативность, открытость, доверие, самоуправляемость, инициативность, коммуникабельность.

В отличие от индустриального общества, в современных условиях постиндустриализма спрос на актуальные товары и услуги не столько удовлетворяется, сколько целенаправленно формируется. В процессе конкурентной борьбы про-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 231

изводители изобретают все новые продукты и продвигают их на рынок вне зависимости от того, имеется ли в них осознанная обществом потребность. Им кажется, что «малейшая остановка на пути изыскания новых технологических и организационных решений чревата отставанием от конкурентов и неизбежным крахом компании» [5, с. 52]. Естественно, что в таких условиях мобилизация и развитие творческих способностей работников компании напрямую связывается с обеспечением ее выживания и развития. Поэтому важнейшими ценностными ориентирами сетевого предприятия являются креативность и инновационность.

Под креативностью следует понимать способность сотрудников и организации находить новые идеи и решения, предлагать продукты с недоступными ранее характеристиками; под инновационностью - способность организации к реализации этих новых идеей и решений на практике. Примечательно, что данные ценности заложены в самой сути динамичных сетевых структур. Наличие прямых равноправных связей всех участников со всеми обеспечивает сетевым структурам превосходство над иерархическими в скорости, темпе, степени непредсказуемости совершения действия.

Корпоративные ценности, подобно всем прочим узлам в сети, тесно переплетены и взаимосвязаны. Так, инновационность компании основана на открытости информационных ресурсов организации для всех ее членов и на открытости информационных ресурсов всех сотрудников для организации, к которой они принадлежат. В то же время сами эти информационные ресурсы формируются и постоянно пополняются благодаря ориентации организации на ценности инноваций. Происходит это во многом благодаря организационной природе «сетеобразования». Сетевая организация образуется посредством того, что человек, обладающий определенными востребованными ресурсами, знаниями, вступая в сообщество, предоставляет их и взамен получает доступ к ресурсам других участников. Осуществляется взаимный обмен, полезный для всех, с помощью которого вырастают, связываются воедино, накапливаются и реализуются материально-технические ресурсы, клиенты, репутации, доступ к которым имеют участники формирующейся сети.

Предлагая свои знания и умения, сотрудник получает взамен знания и умения всех членов организации. Такой взаимообмен прекрасно иллюстрирует практика работы организаций по стандартизации, например ISO. Члены организации получают доступ к стандартам сети и принимают участие в их совершенствовании, причем в процессе разработки стандартов участники ассоциации получают возможность отслеживать изменения, которые будут внесены в их деятельность в ближайшее время, или самим определять новые требования. Если один из участников сети совершает технологический прорыв, он, при определенных условиях, может внести свои новации в стандарты, получит некоторые преимущества на то время, пока эти новации не смогут внедрить другие участники ассоциации. Это заставляет членов объединения двигаться вперед и развиваться.

Таким образом, система коммуникаций организации, принятие ценностей открытости и коммуникативности выполняют функцию катализатора процес-

232 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

сов творчества и внедрения инноваций. В этом случае ключевое значение приобретает проблема доверия членов сети друг к другу.

Степень доверия участников взаимодействия во всех культурах является характеристикой, непосредственно влияющей на эффективность совместной работы, решения сложных вопросов. В сетевом предприятии это особо значимо, ведь сама суть действий сети заключается в минимизации противоречий между различными подразделениями, препятствующих обмену информацией и согласованию усилий по решению общих задач. Доверие порождает слаженность в работе коллектива и тем самым способствует быстрой выработке решений, взаимозаменяемости, нацеленности на реализацию общих задач компании. Оно ускоряет процесс принятия и реализации решений, усиливает конкурентоспособность компании, то есть придает предприятию именно те характеристики, которые необходимы для успешности в сетевой экономике.

Доверие - не просто одно из значимых условий качественного взаимодействия в сети. Сеть сама предоставляет уникальные возможности в установлении доверия в рабочей группе, ведь там, где есть возможность осуществлять многочисленные связи с профессионалами разных сфер, можно без труда получить информацию об опыте партнера, реализованных с его участием проектах, убедиться в его профессионализме, результативности, предсказуемости и открытости к обсуждению проблем.

Постоянное стремление к инновациям, перманентное состояние организационного творчества возможны лишь в коллективе инициативных людей, и в этом также заключается одно из ключевых отличий корпоративных ценностей сетевого предприятия от всех существовавших ранее. Переход к сетевой форме организации взаимодействия и к инновационности предприятия подразумевает широкое участие работников в данном процессе.

Чем больше у организации источников знания, тем больше у нее возможностей найти уникальное решение какой-либо проблемы. Значит, важнейшая задача руководства сетевой организацией - сделать так, чтобы сотрудники не прятали свои знания, не хранили их лишь для собственной выгоды. Имеется в виду то, о чем уже упоминалось: и открытость, и доверие, и коммуникабельность, и, безусловно, инициативность.

Благодаря всему этому в сети коренным образом меняется содержание понятия лидерства. Лидером в сетевой организации может стать любой человек или компания, обладающие финансовыми, производственными, коммуникативными, экспертными или иными ресурсами, актуальными и важными для работы сети в данное конкретное время.

На основе такого понимания лидерства формируется полицентричная система управления, основанная на «экспертном» способе сетевого самоуправления. Если ранее все решения принимались начальством и затем спускались по вертикали власти к конечным исполнителям, то теперь создаются множество экспертных центров, принимающих решения по конкретному спектру вопросов, входящих в сферу их компетенции. При этом, как правило, решения от имени всей рабочей группы принимает человек, который признан ячейкой наиболее компетентным в данном вопросе.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 233

В приведенной модели корпоративных ценностей отражено авторское видение ближайшего будущего аксиосферы корпоративной культуры. Эта модель крайне абстрактна, но даже она прекрасно демонстрирует важнейшие ценностные дилеммы, стоящие перед современными организациями. Так, главная проблема настоящего периода - отказ от стабильности, жестких связей, четких процедур в пользу определенной свободы, независимости и гибкости. Еще один вопрос - внедрение ценности «открытость». Ранее обеспечить стабильную защищенность компании от конкурентов можно было, в частности, с помощью защиты информации, связанной с деятельностью компании, теперь ценность сетевого продукта зависит от количества подключенных к нему потребителей. Большие сложности вызывает также разрешение противоречия «исполнительность - инициативность». Стремлением превратить человека в «колесико» и «винтик» огромного процесса производства представители административной школы управления внесли весомый вклад в психологию современной личности. Превратить человека обратно в деятельного субъекта - сложная задача, стоящая уже перед современными менеджерами.

Библиографический список

1. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 494-505.

2. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: учеб. пособие / под ред. П.В. Шемето-ва. М., 1999.

3. Жуплев А. Ключевое условие успеха (анализ подходов компаний США к проблеме «миссия и философия фирмы») // Управление персоналом. 1999. № 12. С. 28-36.

4. Уэбстер Ф. Теории «информационного» общества. М., 2004.

5. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.

234 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.