Научная статья на тему 'Корпоративные предпринимательские организации в годы новой экономической политики'

Корпоративные предпринимательские организации в годы новой экономической политики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / NEW ECONOMIC POLICY / THE BUSINESSMAN / PUBLIC ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бахтин В. В.

В статье рассмотрена деятельность корпоративных предпринимательских организаций: рыночных комитетов, секций частной торговли, биржевых комитетов, объединений розничных торговцев, обществ взаимного кредита. Показана их структура и роль в отстаивании интересов предпринимателей. Анализ осуществлен с привлечением данных центральных и региональных архивов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CORPORATE ENTERPRISE ORGANISATIONS IN DAYS OF NEW ECONOMIC POLICY

In article activity of the corporate enterprise organizations is considered: market committees, sections of private trade, exchange committees, associations retail the dealer, societies of the mutual credit. Their structure and a role in upholding of interests of businessmen is shown. The analysis is carried out with attraction of the given central and regional archives

Текст научной работы на тему «Корпоративные предпринимательские организации в годы новой экономической политики»

ББК 63.3(2) 613

КОРПОРАТИВНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ГОДЫ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В.В. Бахтин

В статье рассмотрена деятельность корпоративных предпринимательских организаций: рыночных комитетов, секций частной торговли, биржевых комитетов, объединений розничных торговцев, обществ взаимного кредита. Показана их структура и роль в отстаивании интересов предпринимателей. Анализ осуществлен с привлечением данных центральных и региональных архивов

Ключевые слова: новая экономическая политика, предприниматель, общественная организация

В годы нэпа огромную роль в консолидации предпринимателей и становлении их самосознания сыграли корпоративные организации нэпманов. Повсеместно создавались комитеты рыночных торговцев. 31 января 1923 г. было принято Постановление ВЦИКа «О комитетах рыночных торговцев», создавший правовую основу создания комитетов в стране.

Подобные комитеты были созданы во всех городах. В задачи рынкомов входило:

1. поддержание, по специальным соглашениям с органами коммунального хозяйства, в благоустроенном и санитарном состоянии, как самой рыночной площади, так и временных и постоянных строений, находящихся на рынке.

2. Установление, в пределах действующего законодательства, правил внутреннего распорядка для торгующих на рынке и ответственности за соблюдением указанных правил.

3. Оказание содействия органам административной власти в наблюдение за выполнением торгующими на рынке всех законодательных и административных распоряжений о торговле. В частности, не допускать осуществление на рынках беспатентной торговли, продажу товаров, подлежавших акцизному обложению, без установленных бандеролей. Осуществлять наблюдение за соблюдением весовых приборов в чистоте и порядке, употребление в торговле весовых приборов с установленными клеймами поверочных палат.

4. Вручение повесток, окладных листов и т.п., оказание содействия налоговым органам и выяснения оборота торговцев данного рынка.

5. Сношение по делам рынка со всеми государственными учреждениями и должностными лицами.

6. Представление всякого рода статистических и иных сведений государственным учреждениям.

7. Учет всех торговцев, ведение точных списков торговцев и др.

Бахтин Виктор Викторович - ВГТУ, канд. ист. наук, доцент, е-шай: vvbakhtin@rambler.ru

Для выполнения задачей рынкомы обладали правом юридического лица. Они могли приобретать, отчуждать, вступать в обязательство, заключать сделки и договора, выдвигать исковые заявления в суд и быть ответчиками в нем.

Рынкомы, как правило, объединяли всех постоянно торгующих на рынке, незарегистрированные не допускались к торговле на нем. Все зарегистрированные торговцы имели право участия в общих собраниях рынка, которые были очередные и чрезвычайные.

Очередные собрания созывались комитетом не менее 4-х раз в год, т. есть каждые 3 месяца.

К компетенции общих собраний относились рассмотрение и утверждение общих планов деятельности, докладов и смет, отчетов комитета и ревизионной комиссии; определение числа членов комитета и ревизионной комиссии, избрание их членов; избрание и утверждение различных комиссий, избрание их членов, разработка должностных инструкций и назначение вознаграждений за работу в них; устанавливали размеры взносов для покрытия расходов комитета; рассматривали жалобы на комитет и ревизионную комиссию, отстраняли от должности членов комитета и ревизионной комиссии и другие вопросы, затрагивающие торговцев и их деятельность.

О месте и времени общего собрания, а также о вопросах, подлежащих рассмотрению, комитет извещал путем расклейки объявлений или иным путем не позднее, чем за 2 дня до самого собрания.

Общее собрание признавалось легитимным при наличии не менее половины всех торговцев, имеющих прав на участие. Если явка была не обеспечена, то комитет созывает повторное собрание не позднее, чем 3 дня, которое считалось правомочным при любом количестве явившихся членов. На повторном собрании рассматривались исключительно те вопросы, которые были внесены в повестку дня несостоявшегося собрания.

На общих собраниях избирались председатель и один или более секретарей, которые обязательно не являлись членами комитета и ревизионной комиссии. Все решения общих собраний принимались простым большинством голосов, кроме отстранения от должности члена комитета за небла-

говидные поступки до истечения срока полномочий

’ 2 закрытым голосованием и при “ проголосовавших.

По завершении общего собрания принимался протокол, который подписывался председателем собрания или секретарем. Протокол вывешивался для общего сведения торговцев.

Каждый торговец на собрании имел только 1 голос независимо от числа мест на рынке. Торговцы, за которыми числились недоимки по оплате причитающих взносов в комитет, право на участие в общем собрании не имели.

В перерывах между общими собраниями руководство рынкомов осуществляли комитеты, состав которых определяло общее собрание, но не менее 3-х членов и 2-х кандидатов к ним. При числе торговцев менее 50 человек вместо комитета допускалось избрание рыночного старосты, действовавшего также на основании устава.

Члены комитета и кандидаты к ним избирались общим собранием сроком на 6 месяцев, через каждые 3 месяца из своей среды избирали председателя, заместителя председателя, секретаря и казначея (допускалось сочетание должности секретаря и казначея одним человеком). Должность секретаря мог совмещать технический работник от союза советских торговых служащих.

Комитет собирался не менее 1 раза в неделю. Ежедневно в помещении комитета должен был находиться дежурный член комитета.

Заседания комитета признавались состоявшимися, если на них присутствовало не менее половины входивших в его состав членов. Постановления выносились простым большинством голосов. При равенстве голосов голос председателя давал перевес.

Постановления комитета вносились в книгу протоколов и подписывались всеми присутствующими членами.

Исходящая документация подписывалась любым членом комитета, Право подписи договоров, доверенностей, требований на получение всякого рода сумм имели председатель, заместитель, казначей и дежурный член комитета.

Постановления комитета носили обязательный характер для всех торговавших на рынке, не выполнившие их, подвергали штрафу . Во всех своих действиях и в произведенных расходах комитет ежемесячно составлял отчет, который вместе с заключением ревизионной комиссии представлялся общему собранию.

Комитет имел свою печать и свой бланк.

Для покрытия расходов, вызываемых деятельностью комитета, были предусмотрены одновременные и ежемесячные взносы, размер которых устанавливало общее собрание. Срок уплаты устанавливался в период с 1 по 7-ое число каждого месяца, не оплатившие в срок могли быть оштрафованы на сумму не свыше месячного членского взноса за текущий месяц.

Для наблюдения за деятельностью комитета общим собранием избиралась ревизионная комис-

сия в составе не менее 3-х членов и 2-х кандидатов.

Ревизионная комиссия производила обязательную ревизию ежемесячно. Неплановые ревизии могли быть осуществлены по самоинициативе и по поручению общего собрания. Комитет был обязан предоставлять ревизионной комиссии всю документацию.

По жалобам на комитет, а также по результат проверок, комиссия делает указания комитету. В случае обнаружения более существенных недостатков и выявленных злоупотреблений, ревизионная комиссия, не отменяя распоряжений, созывает общее собрание.

Обо всех своих действиях ревизионная комиссия делала записи в особой книге.

Комитет подлежал закрытию в случае ликвидации рынка. Средства распределялись между постоянно торговавшими на рынке, зарегистрированными на день ликвидации комитета. Порядок ликвидации определялся ликвидационным собранием [4; Ф.5. Оп.2. Д. 672. Л. 14-15].

Рынкомы в отстаивании своих корпоративных интересов перед властями часто добивались успеха. В частности, воронежский рынком добился предоставления губернским финансовым отделом отсрочек по уплате налогов в 1924-1925 г. Выдвигал инициативу создания при комитете внутреннюю кассу взаимопомощи, в задачи которой входило бы кредитование мелких розничных торговцев [4; Ф.18. Оп.1. Д. 2160. Л. 43 об-45].

В основном, наиболее животрепещущим вопросом для торговцев были налоги и различные платежи. Общие собрания торговцев 18 октября 1926 г., 22 февраля, 7 апреля 1927 г. ходатайствовали о снижении взимаемых арендных платежей [4; Ф. 18. Оп.1. Д. 2310. Л. 16, 247].

Рынкомы являлись самым массовым и распространенным корпоративным объединением предпринимателей в годы нэпа.

Другим объединением частных, преимущественно финансовых, интересов предпринимателей стали общества взаимного кредита (ОВК).

Эти частнокредитные учреждения стали создаваться с 1922 г. в Петрограде, Москве и других городах страны. 15 апреля 1924 г. данное общество было организовано и в Воронеже. Такие общества оказывали определенное содействие капиталистическому накоплению. Они выпускали безвалютные (бронзовые) векселя, которые учитывались Госбанком, обеспечивали товарно-комиссионные операции нэпманов дефицитными товарами [1; 42].

Вместе с благоприятствовавшей частному предпринимательству политикой и связанной с этим возможностью получения государственных кредитов с 1924/25 г. по 1925/26 г. число ОВК по СССР возросло с 36 до 182, на 185% увеличилась численность их состава, на 302% — сумма балансов обществ. В 1925/26 г. рост численности и экономического потенциала ОВК продолжился, хотя и не смог достичь довоенных показателей: в 1913 г. в стране насчитывалось 932 ОВК, объединявших около 600 тыс. членов, при балансе этих обществ в

сумме больше 1 млрд руб., а в 1926 г. в СССР работало 276 обществ с 99,1 млн руб. общей суммы баланса, то есть в 10 раз меньшей. Несмотря на это обстоятельство и то, что удельный вес сводного баланса ОВК в общей системе действовавших в СССР банков составлял всего 1,1% общего баланса всех банковских учреждений страны, в абсолютных размерах суммы кредитования частного сектора государством и через ОВК были почти одинаковыми, что свидетельствовало о важной роли обществ взаимного кредита в развитии частного капитала^; 135].

Воронежское ОВК в 1924/25 г. оказало кредитов по вексельным операциям на сумму около 200 тыс. руб., товарно-ссудных операций на сумму более 45 тыс. руб. [3; 8]. Однако значительная часть оптовиков и владельцев магазинов в силу различных причин не вступала в кредитное общество, и прибегала к услугам вольного денежного рынка. Так, согласно бюджетному обследованию воронежской торговли, более 50 % всех торговых предприятий кредитом не пользовались. Причем, подавляющая часть этих предприятий составляла III разряд, а мелкая розничная торговля почти вся не пользовалась услугами Общества. Это объяснялось следующими обстоятельствами. При вступлении в него необходимо было внести членский взнос, а многие из тех, кто только начал заниматься предпринимательской деятельностью испытывали финансовые трудности и не могли его уплатить. Показательно высказывание одного из воронежских предпринимателей по этому поводу: « Не кредитуюсь в Обществе Взаимного Кредита потому, что для этого нужно было бы внести в Общество членский взнос в 50 руб., а таковых денег у меня не имеется» [8; 74]. Само Общество в свою очередь рассматривало каждое заявление о вступление в него и часто, ввиду некредитоспособности заявителя, отказывало в приеме. Так, в 1924/25 г. было отказано 18 % подавшим заявления, а в 1925/26 г. -23 % [3; 6].

В структуру ОВК входили также совет общества, ревизионная комиссия и приемный комитет. Совет общества производил ежемесячные проверки наличности кассы, ценностей и векселей в портфеле общества на 1-е число каждого месяца и принимал активное участие в выяснении кредитоспособности членов общества. Ревизионная комиссия осуществляла регулярные проверки производимых обществом операций и докладывала членам ОВК о результатах деятельности правления. Приемный комитет осуществлял прием новых членов и их кредитование. Все наиболее важные вопросы деятельности ОВК выносились на общие собрания.

Отстаиванием интересов предпринимателей занимался и рыночный институт в лице товарных биржи. Первая биржа при нэпе была открыта в Саратове в августе 1921 г. [10; 193-194].

5 марта 1922 г. было созвано учредительное собрание по созданию в г. Воронеж товарной биржи, а 19 марта состоялось первое биржевое собрание. Структура органов воронежской биржи была

в следующем виде: Биржевой комитет(18 членов и кандидатов), Президиум биржевого комитета (7 членов и кандидатов), 3 комиссии - ревизионная, котировальная, арбитражная и регистрационное бюро:

При воронежской товарной бирже функционировал и деловой клуб. Устав клуба был утвержден 26 ноября 1923 г. Председатель правления состоял С.И. Жебровский, секретарем — В.Р. Федоров. Членами клуба были юридические лица, государственные и кооперативные организации, члены и постоянные посетители Воронежской товарной биржи, ответственные политработники и отдельные лица, занятые общехозяйственной деятельностью.

Всех членов на 1 января 1924 г. состояло 103 человека. Членский взнос на 1924 г. Установлен в следующих размерах: для учреждений - вступительный - 30 руб. золотом и ежемесячный 10 руб. золотом, для отдельных лиц вступительный - 1 руб. золотом и ежемесячный 1 руб. золотом.

Согласно уставу, деловой клуб имел своей задачей содействие общению членов и постоянных посетителей Воронежской товарной биржи, представителей государственных хозяйственных учреждений, кооперативных организаций, политических и профессиональных работников. С этой целью деловой клуб устраивал для своих членов периодические собрания, совещания и беседы, диспуты и лекции, имел библиотеку-читальню, сцену для устройства концертов и для несложных сценических постановок, разные игры - шашки, шахматы, домино. С открытия и по 1 января 1924 г. Клуб устроил пять докладов на хозяйственные темы и два концерта [2; 193-195].

При товарных биржах действовали секции предпринимателей. Их деятельность регламентировалась типовым «Положением о секциях частной промышленности и торговли при товарных биржах» от 19 декабря 1924 г., согласно которому главная их цель должна была заключаться в регулировании и вовлечении в биржевой оборот местной торговли, направлении ее в русло, отвечавшее интересам государства, и выявлении ее нужд и интересов. Задачами секций были: вовлечение частной торговли и промышленности в биржевой оборот; выявление нужд и интересов местной частной торговли; борьба со спекуляцией и ажиотажем. Органами управления секций являлись общее собрание и президиум или исполнительное бюро, избираемые общим собранием сроком на 1 год. В секции могли входить предприниматели, выбиравшие патенты не ниже третьего разряда по торговле и пятого разряда по промышленности, а также коммерческие хозяйственные объединения и акционерные общества без преобладающего участия государственного капитала, частные кредитные учреждения. Работа секций частной промышленности и торговли при товарных биржах отчасти привела к неожиданным и неприятным для государственной власти результатам: укреплению положения частной торговли и промышленности. Секции, от-

стаивая перед местными хозяйственными, в том числе налоговыми, организациями свои права, опираясь на существовавшее законодательство, пытались заставить эту власть следовать закону, а не политической конъюнктуре и идеологическим ориентирам.

Частные предприниматели входили не только в состав секций частной торговли. Они входили и в состав других структурных единиц товарных бирж. Рассмотрим это на примере Борисоглебской товарной биржи. Президиум секции частных торговцев состоял из председателя С.А. Левит, членов М.М. Мохова, Д.В. Сурат, кандидатов: М.А. Вольфсон, В.Е. Мягкова. Из 12 членов Биржевого комитета, избранных общим собранием 21 февраля 1924 г. частными торговцами были 3- А.В. Козловский, В.Е. Колоколов, И.В. Кац. Из 13 членов котировальной комиссии 3 также представляли интересы частной торговли: И.В. Кац, В.Д. Иванов, В.А. Беднов. Из 14 членов арбитражной комиссии -4 были частными торговцами: С.А. Левит, М.А.

Вульфсон, И.А. Латышев, И. В. Кац. [7; 8, 12, 1617, 18]. Как видно из приведенных данных некоторые из членов состояли одновременно сразу в нескольких комиссиях.

Отстаивание интересов мелких торговцев занимались различные объединения розничных торговцев 1-11 разрядов. В годы нэпа существовали следующие их типы: 1) всесоюзного значения (например, Московское общество «Розник»); 2) губернского масштаба; 3) объединения крупных городов (например, Товарищество торговцев Сухаревского рынка г. Москвы, Общество торговцев Мальцевского рынка г. Ленинграда) и 4) объединения уездных городов (например, «Розничники» Брянской губернии) [9; Ф. 8151. Оп.1. Д. 9. Л. 823824]. Они занимались в основном снабжением товарами своих членов. В ряде случаев выступали и в отстаивание

Рыночные комитеты и другие предпринимательские организации в отстаивании своих узко корпоративных целей, тем не менее, являлись институтами гражданского общества. Выступая за частную собственность, свободу в хозяйственной деятельности, конкуренции товаропроизводителей и форм собственности, за демократизацию режима, соблюдение законодательства, корпоративные объ-

единения выступали как центры либерализма в Советской России.

Это осознавалось властью еще в начале нэпа, так секретарь воронежского губкома отмечал, что предпринимателям мало новой экономической политики, им нужен «НПОН - национальная политика в виде свободы печати, собраний, расширения избирательного права и т. п. демократических благ» [6; 2].

Это не соответствовала общему курсу правящей партии, которая стремилась установить тотальный контроль над обществом. По мере роста общественно-политической активности предпринимателей власть усиливала репрессии, сначала используя практику лишения избирательных прав, а затем и административно-уголовное законодательство.

Литература

1. Бахтин В. В. Возрождение частного предпринимательства в начале 1920-х гг. (региональный аспект). Воронеж: ВФ РосНОУ, 2007. 123 с.

2. Весь Воронеж на 1924-1925 гг. Воронеж: Коммуна, 1924 г. 232 с.

3. Воронежское Общество Взаимного Кредита. Отчет за операционный период с 1-го октября по 1-ое октября 1926 г. (2-ой отчетный год). Воронеж, 1926. 72 с.

4. Государственный архив Воронежской области

5. Демчик Е. Частный капитал в городах Сибири в 1920-е гг. от возрождения к ликвидации. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. 240 с.

6. Известия Воронежского губернского комитета РКП/б/ 1922. №8(31).

7. Отчет о деятельности Биржевого комитета Борисоглебской Товарной Биржи за время с с 1-го октября 1924 года по 1-е октября 1925 года. Борисоглебск: Изд-е Биржевого Комитета БТБ, 1926.

8. Падучев Г. П. Частный торговец при новой экономической политике (по данным бюджетного обследования). Воронеж: Губпросторг, 1926. 105 с.

9. Российский государственный архив экономики. Ф. 8151. Оп.1. Д.9. Л. 823-824.

10. Торговая энциклопедия. Справочник и руководство по организации, практике и технике торговли. В 2х т. Том II/ Внутренняя торговля. М.: Всероссийский Центральный Союз Потребительских обществ, 1925.

Воронежский государственный технический университет

THE CORPORATE ENTERPRISE ORGANISATIONS IN DAYS OF NEW ECONOMIC POLICY

V.V. Bakhtin

In article activity of the corporate enterprise organizations is considered: market committees, sections of private trade, exchange committees, associations retail the dealer, societies of the mutual credit. Their structure and a role in upholding of interests of businessmen is shown. The analysis is carried out with attraction of the given central and regional archives

Key words: new economic policy, the businessman, public organization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.