КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ -ЭТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДИАЛОГ МЕЖДУ СОБСТВЕННИКАМИ БИЗНЕСА И ТОП-МЕНЕДЖМЕНТОМ
Ирина Николаевна ТКАЧЕНКО
заведующая кафедрой корпоративной экономики, управления и оценки бизнеса, доктор экономических наук, профессор, директор Института корпоративного управления и предпринимательства Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ)
Образование
- Свердловский институт народного хозяйства (СИНХ), специальность «Экономика труда» (1971-1975);
- очная аспирантура СИНХ(1978-1982), защита кандидатской диссертации в Уральском политехническом институте (1990);
- докторантура в УрГЭУ (1997-2000), защита докторской диссертации в Институте экономики УрО РАН (2002)
Сфера научных интересов
институциональная экономика, корпоративное управление, корпоративный менеджмент, оценка и управление стоимостью бизнеса, экономика и управление на предприятии, управление изменениями, стратегическое управление, инновационный менеджмент, предпринимательство. Имеет более 190 публикаций.
Участие в исследовательских проектах
- пилотный проект «Корпоративное управление в России», (Москва-Екатеринбург, 2005), сертификат;
- участие в сертифицированной канадско-российской программе по корпоративному управлению в Школе бизнеса им. Шулиха Йоркского университета (Торонто, Канада, 2003);
- грант программы академических обменов с США - АСТИ - исследовательская стажировка по изучению особенностей корпоративного управления в компаниях с собственностью работников в США (Университет Джорджа Вашингтона, Вашингтон, США, 1995);
- участие в работе группы профессора Рутгерского Университета (США) Дж. Р. Блази по обследованию российских приватизированных предприятий (по г. Екатеринбург) и изучению практики корпоративного управления (1995);
- «Институционально-эволюционная динамика корпоративных отношений», грант РГНФ (2002-2003);
- «Приватизация и постприватизация. Поиск эффективных моделей корпоративного развития и управления», грант Фонда фундаментальных исследований в области экономических наук Министерства образования Российской Федерации (1999-2000);
- «Исследование системы ценностей и стратегий поведения участников корпоративных отношений», грант Фонда фундаментальных исследований в области экономических наук Минобразования РФ (2003-2004).
«Век живи — век учись». Справедливость этой пословицы очень хорошо подтверждается в наши дни. Чтобы взобраться на вершину корпоративной лестницы, а то и просто сохранить свой статус в изменчивой профессиональной среде, сегодня требуется постоянно совершенствовать деловые навыки и повышать уровень образования. Одним из способов приобрести новые профессиональные знания и умения является обучение в бизнес-школе.
Сегодняшний гость нашей редакции — Ирина Николаевна Ткаченко, доктор экономических наук, один из самых уважаемых в Екатеринбурге специалистов по корпоративному управлению.
— Ирина Николаевна, наш разговор я хотела бы начать с разъяснения: что такое бизнес-образование в современном понимании, кто его получает и для чего?
— Программы бизнес-образования рассчитаны на обучение собственников бизнеса, топ-менеджеров, функциональных руководителей, т. е. людей, уже состоявшихся, но испытывающих некоторую необходимость в совершенствовании своих управленческих компетенций. Им требуются знания в области управления проектами, стоимостью, рисками, им нужно знать, как взаимодействовать с собственником бизнеса, инвесторами. К сожалению, многие наши управленцы не знают базовых основ корпоративного управления. Корпоративное управление — это в первую очередь разделение функций управления и контроля. В определенный момент времени к необходимости внедрения корпоративного управления приходят все фирмы — как большие, так и малые. Мы не должны думать, что это актуально только для крупных предприятий. Почему? Потому что когда начинает бизнес какой-то предприниматель, он един во всех лицах: он и бухгалтер, и инвестор, и водитель. На все случаи жизни, как говорится. Но в какой-то момент времени возникает необходимость делегирования полномочий по управлению. Возникает потребность в профессиональных менеджерах. Если же собственник думает, что он может прекрасно справляться со всеми функциями, он очень и очень ошибается! Есть такое понятие, как «ловушка предпринимателя». Здесь речь идет как раз о своевременном делегировании полномочий. То есть переход от предпринимательства к профессиональному менеджменту — обязательное условие успешного развития любого бизнеса. Любого, в том числе и семейного. Собственники привлекают менеджеров со стороны, собственность с ними они,
разумеется, не делят. За собой оставляют функции контроля. Если предприниматель считает, что контроль можно тоже кому-то поручить, он опять же ошибается. Едет, допустим, собственник на Канары отдыхать, думает, у меня прекрасно все работает, могу легко себе позволить расслабиться. Но по возвращении домой он может и не найти там своего бизнеса. Профессиональные менеджеры могут легко увести его в фирмы, подотчетные им, а не собственнику. Поэтому одна из задач корпоративного управления — развитие цивилизованных отношений между собственником и управленцами. Во избежание противоречий, конфликтных ситуаций.
— Существует ли набор базовых предметов для изучения корпоративного управления?
— Корпоративное управление — это, конечно, комплексная дисциплина, без определенного уровня подготовки изучать ее довольно сложно. Если говорить о студентах, которые учатся на нашей кафедре, то это уже старшекурсники. Есть у нас еще магистерская программа. Она одна из первых в университете. Называется «Корпоративная экономика и управление». И тоже она бы не возникла, если бы у нас, как у преподавателей, не было международного опыта.
Должна сказать, что интерес к корпоративному управлению очень высок. У нас обучаются самые разные люди — и малый бизнес, и представители компаний-монополистов. Разброс отраслевой тоже очень велик — есть и информационный бизнес, и строительный, и финансовый сектор, и крупное производство. Эти люди уже получили высшее образование в разных вузах. К нам они приходят, чтобы получить степень, скажем, магистра. Связи между разными уровнями образования очень полезны. Сейчас вообще стоит проблема
востребованности тех или иных знаний: «мало ли чему вы учите, а нужно ли это для жизни?» Сверку такую мы как раз и производим.
Слушатели у нас очень требовательные. Они не воспринимают слова преподавателя на веру, многие вопросы сами заостряют. На нашей кафедре работают очень сильные по научному потенциалу сотрудники. Мы второй год подряд выигрываем грант Российского научно-гуманитарного фонда на проведение международной конференции по корпоративному управлению. В прошлом году мы уже проводили конференцию, вовлечена была вся кафедра, представители бизнес-сообщества, элитарный клуб корпоративного поведения активно участвовал, Законодательное Собрание Свердловской области, региональное министерство промышленности и науки. Конференция вызвала большой интерес и у промышленников, и у Федеральной службы по финансовым рынкам.
— А можно ли, допустим, те же самые знания, что дают в бизнес-школе, получить самостоятельно, через книги?
— Думаю, это невозможно. Чем полезно еще бизнес-образование? Полезно тем, что знания исходят не только от преподавателя, но и от самой аудитории. Чаще всего это обсуждение в рамках круглых столов, ситуаций. Возникает некое взаимодействие между слушателем и преподавателем, идет обмен мнениями, который полезен и для той и для другой стороны. Есть такое понятие — кейс-метод. Это, по существу, разбор конкретных деловых ситуаций. Преподаватель преподносит эту ситуацию, анализи-
рует ее вместе со слушателями. Последние смотрят и видят: вот эта ситуация очень похожа на ту, что есть у меня в бизнесе. Они проводят параллели, дальше делают управленческие выводы. Таким образом, возникает связь науки, образования и бизнес-консультирования. Кроме того, мы побуждаем наших магистрантов, слушателей президентской программы самих разрабатывать эти кейсы. Таким образом, банк кейсов растет и совершенствуется.
Чем еще полезна такая форма работы? Наши слушатели говорят, что здорово, когда мы обучаемся в рамках такой практически однородной группы. Люди уже все статусные, имеют позиции в бизнесе, собственную точку зрения на те или иные процессы. В такой аудитории для преподавателя важно умение, что называется, выдать определенный объем знаний, смоделировать дискуссию и вовремя замолчать. Преподаватель в бизнес-школе — это некий режиссер. Он задает проблему, обостряет ситуацию, дальше идет обсуждение. Если взять в процентном отношении, то примерно 40 % учебного времени занимает процесс активной подачи материала, и 60 % занимает дискуссия. Сложно порой сказать, что полезнее для слушателей. Например, преподаватель предлагает посмотреть на проблему через один ракурс, а слушатели, которые, что называется, «собаку съели на современных проблемах бизнеса», могут предложить совсем другой взгляд. Они практики, им хорошо известны всяческие препоны на пути ведения бизнеса. Таким образом, идет процесс взаимообогащения. Кейс-метод тем и интересен, что он не учит поступать только так и никак иначе. Он учит вариативному мышлению. И каждый из руководителей, когда он переносит то, чему его научили, на практическую почву, понимает, что научили правильно. Наша задача — вооружить новым управленческим инструментом. То есть обучаем тем технологиям, которые слушатели не могли получить при первом своем образовании. Многие не знают, как нужно управлять бизнес-процессами. Они хотят наладить бизнес-процесс, но не знают — как: к чему стремиться, как расписать цели. Многие не знают, что компания может переживать несколько циклов, в соответствии с которыми руководитель
должен выбирать для себя разные тактики поведения.
— Правда ли, что современный менеджер может быть универсалом? Грубо говоря, раньше человек работал организатором здравоохранения, а теперь пошел работать в горнодобывающую компанию. И там, и тут он может быть одинаково успешен.
— Я бы так не говорила. Все равно отраслевая специфика присутствует. Другое дело, что некоторые области деятельности могут быть близки. Все-таки глубокое знание того, чем ты управляешь, руководителю необходимо.
— Можно ли научиться предпринимательству? Или это то, что дается человеку от бога?
— Научиться можно, безусловно. Тем более что сейчас обучение предпринимательству идет даже в школе. Например, у нас в вузе проводится олимпиада для школьников по предпринимательству. Детям даются первичные знания — кто такой предприниматель, как организовать свой бизнес, какова структура бизнес-плана. Если в школе ученик азы постигает, потом ему будет значительно легче. Талант, конечно, много значит, как и удача. Но знания и терпение играют гораздо более существенную роль. Без знаний открывать бизнес уже нельзя. Сегодня кругом профессионалы. Будь хоть семи пядей во лбу этот предприниматель, он должен рано или поздно создать систему корпоративного управления. Время одиночек прошло, настало время работать в команде. Любой профессиональный менеджер отдает себе в этом отчет.
— В моем понимании предприниматель — это в какой-то степени исследователь. Чтобы быть первым на рынке, ему нужно рисковать, применять новые технологии. Можно ли научиться умению мыслить инновационно?
— Можно! Все зависит от самого человека. Мир действительно состоит из технологий. Для создания собственного дела бизнесмену, прежде всего, требуется собственный капитал. Если его нет, то начать бизнес весьма и весьма сложно. Если говорить об административных барьерах, то начи-
нающему бизнесмену нужно иметь, кроме первоначального капитала, еще и возможности для преодоления этих самых барьеров. То есть он должен понимать, что его никто на рынке не ждет — с его идеями, с его услугами и товарами, пусть они даже самые замечательные. Для того чтобы развивать бизнес в нашей стране, необходимо учитывать институциональную среду. Это и уже названные административные барьеры, и препоны со стороны органов власти, которая часто на словах говорит о поддержке бизнеса, а фактически тормозит развитие. Есть еще и коррупционная составляющая. Чтобы выйти на рынок со своим бизнесом, нужно иметь достаточно жесткий характер. Когда бизнес только зарождается, роль самого предпринимателя очень велика. Дальше идет этап интенсивного развития, роль хозяина по-прежнему велика, но возникает уже фигура менеджера, допустим, по продажам. Чем дальше развивается бизнес, тем меньше заметна роль его создателя. Здесь основную скрипку играют профессиональные управленцы, которым делегирована большая часть полномочий. Предприниматель нужен для того, чтобы создать бизнес. Это и есть технологии управления. Преувеличивать роль предпринимателя, таким образом, не стоит.
— Есть такие люди, которым бы вы не рекомендовали заниматься бизнесом?
— Про некоторых студентов мы говорим — не обучаемые. Есть, к сожалению, такая категория слушателей. Они не проявляют интереса к учебе. У любого человека должна быть мотивация. Зачем он пришел сюда? Зачем ему нужны эти знания? То есть человек должен очень четко понимать — как он будет дальше развивать свои компетенции. Если мотивация такая, что «когда-нибудь эти знания мне пригодятся», обучение не будет эффективным. Самая лучшая мотивация — «у меня есть проблемы в бизнесе, я должен сегодня их решить». Многие люди через бизнес-образование перерастают тот уровень, с которого начинали обучение. К примеру, они были наемными менеджерами и это их удовлетворяло. Пройдя через бизнес-школу, они получают такую сумму компетенций, которой им уже достаточно для открытия собственного дела. Но это далеко не все. Скажем, раньше у нас была
такая статистика: треть людей, закончивших президентскую программу, стремятся организовать собственный бизнес. Либо они переходят в другие компании, где есть возможность карьерного роста. То есть бизнес-образование дает толчок к пониманию человеком самого себя. В нем пробуждаются какие-то свойства, какие-то качества, о которых он раньше, может быть, даже не подозревал. Поэтому, чтобы развивалась система предпринимательства, нашей стране нужна реальная, а не на бумаге, модернизация. Это должно касаться не только производства, но и общества, общественных отношений, гражданских институтов. Тогда будет что-то меняться. Невозможно насадить чужой опыт. Например, когда мы рассказываем о чем-то западном, наши слушатели сразу возражают — это у нас неприменимо. И называют целый перечень обстоятельств, которые будут препятствовать реализации.
— Теперь задам вопрос, ответ на который услышать хотели бы многие. Как выбрать бизнес-школу? Например, в том же Екатеринбурге действует несколько бизнес-школ. В какую из них пойти учиться?
— В бизнес-школе обязательно должна быть программа MBA. Правда, должна сказать, что в последнее время интерес к MBA ослабевает. Наступило некое разочарование. Слушатели понимают, что применить новые технологии им далеко не всегда удастся. Как построить социализм в отдельно взятой стране невозможно, так и построить идеальную компанию невозможно. Особенно в том институциональном окружении, которое мы имеем. Правовая среда, деловая среда, инвестиционный климат, опять же коррупционная составляющая. Бизнес испытывает определенное давление сегодня. Это не образование как таковое виновато, а среда. Политическая воля важна для любого бизнеса. Сейчас мы не видим таковой. Наши слушатели очень неглупые люди, связку эту они очень чувствуют. В этом я вижу основную причину падения интереса.
Но если человек все-таки решил получить бизнес-образование, то я бы посоветовала ему следующее. Есть два подхода к организации бизнес-школы. Первый подход — академический. Такая школа будет базиро-
ваться на университетском образовании, на серьезных исследованиях. Ставку здесь делают на получение знаний. Второй подход — консалтинговый. Здесь важнее практика, обмен опытом. Я считаю, что должно быть некое соединение этих подходов, т. е. нельзя опираться только лишь на теорию или только лишь на практику. Человеку, выбирающему школу, я бы порекомендовала посмотреть предварительно на учебный план. Второй важный момент — посмотреть на преподавательский состав. Часто идут на личностей, на преподавателей. Кроме того, нужно понимать: далеко не все, что эффективно работает на Западе, будет работать и у нас. Мы всегда строили систему корпоративного управления с ориентацией на англо-американскую модель. Это означает превалирование финансово-экономических показателей. Оценки давались через фондовый рынок, финансовые индексы и мультипликаторы. Но оказалось, что компании, которые имеют высоченные рейтинги, одними из первых попали под молот кризиса. И после этого эксперты стали говорить, что далеко не весь опыт Запада можно переносить в Россию. Начался поиск национальных моделей. Почему многие реформы пробуксовывают? Потому что не обеспечиваются институциональные условия.
Вернусь к теме выбора школы. Почему я против ухода в чисто консалтинговые модели? Потому что зачастую там подсаживают на консультирование. «Вот мы вам даем такую программу, она поможет вам выйти на новый уровень». Компания платит огромные деньги, применяет предложенные решения, работает, выходит на определенный уровень. Затем наступает застой. Консультанты тут как тут — у нас есть для вас новое решение, платите. Для консалтинга это процесс зарабатывания денег, не более того. Я считаю, что задача бизнес-образования — научить предпринимателей самостоятельно находить решения. То есть давать не рыбу, а удочку. Бизнес должен постоянно воспринимать новые знания и уметь применять их. Только тогда эта компания будет развиваться. Как только компания останавливается, она начинает умирать.
Беседовала Ольга ИВАНОВА.