Научная статья на тему 'Корпоративное мошенничество в финансовой отчетности'

Корпоративное мошенничество в финансовой отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
492
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ МОШЕННИЧЕСТВО / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / МСФО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ульянова Ольга Владимировна

В статье рассмотрено место в условиях современного информационного общества такого актуального явления, как корпоративное мошенничество в финансовой отчетности. Несмотря на актуальность и существенность данной проблемы, российские бизнесмены менее активно борются с возникшей угрозой в отличие от зарубежных коллег. Для создания эффективного инструментария для борьбы с корпоративным мошенничеством в финансовой отчетности необходимо проанализировать мотивы и возможности корпоративного мошенничества в финансовой отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративное мошенничество в финансовой отчетности»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Корпоративное мошенничество в финансовой отчетности

Ульянова О. В.

Ульянова Ольга Владимировна / Ulianova Olga Vladimirovna - аспирант,

кафедра корпоративных финансов и оценки бизнеса, факультет экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассмотрено место в условиях современного информационного общества такого актуального явления, как корпоративное мошенничество в финансовой отчетности. Несмотря на актуальность и существенность данной проблемы, российские бизнесмены менее активно борются с возникшей угрозой в отличие от зарубежных коллег. Для создания эффективного инструментария для борьбы с корпоративным мошенничеством в финансовой отчетности необходимо проанализировать мотивы и возможности корпоративного мошенничества в финансовой отчетности.

Ключевые слова: корпоративное мошенничество, финансовая отчетность, МСФО.

Одной из основных функций менеджмента является не только получение внешней информации и принятие решений на основе полученных данных, но и предоставление информации внешним пользователям и потребителям с целью привлечения дополнительных ресурсов. Это особенно касается компаний, которые ведут активную деятельность, вступили на международные рынки, и их акции размещены на международных биржах. Самым главным инструментом предоставления информации является публикация корпоративной финансовой отчетности.

Финансовая отчетность - источник информации о той или иной компании для внешних пользователей. Для инвесторов это основной способ получения сведений перед принятием решений о покупке или продаже активов предприятия. Финансовая отчетность дает возможность оценки вложений, перспектив роста или недостатка финансирования. Качество финансовой отчетности зачастую зависит от рынков заимствований, суммы возможных инвестиций и их условия.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) являются сводом правил и инструкций по составлению отчетности для компаний, которые публикуют свои годовые результаты во внешних источниках. Не смотря на то, что МСФО имеют достаточно обширные комментарии насчет каждого вопроса, некоторая свобода выбора при формировании конечных цифр существует. Есть различные методы и способы отражения тех или иных событий в отчетности. Также немаловажны условия, в которых существует компания. То есть можно сказать, что при желании всегда есть возможность представить ситуацию в лучшем свете. Но, естественно, такое «приукрашивание» может присутствовать в незначительном проценте. К сожалению, некоторые компании переходят грань и занимаются искажением или фальсификацией финансовой отчетности для достижения собственных целей.

За последние 10 лет произошел ряд крупных скандалов, связанных с корпоративной финансовой отчетностью, когда менеджеры компаний фальсифицировали результаты, тем самым вводя в заблуждение ее пользователей. Первый такой крупный скандал был связан с американской компанией Enron в 2002 году. Вскрывшееся мошенничество стоило компании 80 млрд долл. рыночной капитализации.

Затем последовали Worldcom (2002), которая завысила прибыль практически на 4 млрд долл., фармацевтическая компания Rite Aid Corporation (2003), руководство которой завышало прибыль, искажало данные о расходах, Royal Dutch Shell (2004) с нарушением принципов МСФО и т. д. [1].

Одним из последних скандалов стала отставка руководства компании Toshiba в 2015 году, когда было выявлено, что они подделывали финансовые отчеты, завышая полученную прибыль на 1 млрд долл.

Подобные скандалы не редкость. Когда руководство компании подделывает собственные показатели, оно должно понимать на какой риск идет. Возможны не только колоссальные денежные потери, но также и потеря собственной репутации.

Так как же понять, где проходит граница «приукрашенного» и мошенничества?

Для начала нужно понять, как трактует слово «мошенничество» по отношению к финансовой отчетности законодательство. Так в статье 159 УК РФ [2] говорится о том, что мошенничество - это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием и предусматривает уголовную ответственность. Также в статье 185 УК РФ [2] указано, что корпоративное преступление имеет место быть, в случае предоставления заведомо неполной или ложной информации при сумме деяния больше 1 млн рублей. Ответственность в данном случае несут те, кто поставил свои подписи под финансовой отчетностью, - генеральный директор, главный бухгалтер и аудитор.

В международных стандартах аудита (MCA 240) [3, с. 40] указана следующая формулировка: к корпоративному мошенничеству относится «намеренное действие одного или более лиц среди руководства, управляющего персонала, сотрудников, или третьих сторон, заключающееся в использовании обмана для получения неправомерной или незаконной выгоды». Точно так же в случае мошенничества ответственными являются руководство и аудитор.

Если в большинстве случаев виновными признается менеджмент компании, то, по мнению Дональда Крэсси, существует несколько мотивов поведения «мошенников»:

1) Давление

Речь идет о давлении со стороны инвесторов, которые обладают определенными ожиданиями в отношении финансовых результатов. Также присутствует некоторое личное давление менеджмента, процент заработка которого зависит от полученных результатов.

2) Возможность совершения

Если в компании отсутствуют элементы внутреннего контроля, а также законодательство в части проверки недостаточно разработано, соблазн пойти на мошенничество при наличии предыдущего мотива велик.

3) Оправдание поступка

Если присутствуют два предыдущих мотива, то личностное оправдание совершаемого поступка становится конечным звеном. Из-за того, что экономическое преступление не является тяжким в современном обществе, человек достаточно легко идет на сделку с совестью и совершает мошенничество.

По оценкам международных экспертов, средние потери от корпоративного мошенничества составляют от 5 до 7 процентов от выручки компании (по данным ACFE Reports to the Nation on Occupational Fraud & Abuse) [4] - триллионы долларов в мировом масштабе.

В мировой практике принято разделять корпоративное мошенничество на 3 группы, а именно:

1) Искажение финансовой отчетности;

2) Незаконное присвоение активов;

3) Коррупция.

При этом умышленное искажение финансовой отчетности является наиболее трудно раскрываемым преступлением в корпоративной сфере. Один из основных вопросов - наличие преднамеренности, которая привела к искажению цифр. Это связано с тем, что большой документооборот (по некоторым сведениям до 90%) подделывается при подготовке финансовых отчетов, а также с тем, что сбор доказательной базы носит субъективный характер.

34

В целом, искажение финансовой отчетности связано с несколькими причинами:

1) Привлечение дополнительного инвестирования путем оглашения положительных результатов

Как уже было сказано ранее, менеджмент подвергается большому давлению, так как настоящие инвесторы располагают определенными ожиданиями относительно финансовых результатов, а также необходимость привлечения нового капитала приводит к желанию показать себя лишь с «хорошей стороны».

Поэтому менеджмент занижает свои расходы и «приписывает» себе дополнительные доходы. К примеру, уменьшают стоимость оценочных резервов, таких как резерв под сомнительную дебиторскую задолженность, резервы под обесценение, уменьшение оценочных обязательств. То есть уменьшение любых статей, которые зависят от бухгалтерского суждения.

Также существует способ, при котором создаются активы или совершаются операции, не являющимися реальными, и затем, в начале нового периода, осуществляется корректирующая операция (сторно).

2) Завышение бухгалтерских расходов с целью снижения налоговой нагрузки Обратная сторона, когда основной целью является снижение налоговой нагрузки.

Несмотря на то, что бухгалтерская (а следовательно финансовая) отчетность может отличаться от налоговой, существенных различий с точки зрения доходной и расходной части не должно быть. Поэтому бухгалтерия прибегает к подделке документов с целью отражения операций, которые не имели места быть. Также возможно подписание договоров по завышенной себестоимости или договоров с высокими ценами на услуги подрядчиков. Еще используются статьи оценочных резервов и обязательств с противоположной предыдущему пункту целью.

3) Сокрытие мошеннических действий

Еще одной причиной, приводящей к искажению финансовой отчетности, является фальсификация операций, которые нарушают закон. Строятся целые сети аффилированных компаний, с которыми происходит поддельный документооборот, не совершаются оплаты, выводятся деньги и т. д.

Раскрытием намеренного искажения финансовой отчетности занимаются не одна служба государственного контроля - это МВД, Налоговые органы. Располагая достаточно обширными правами и большой базой источников документооборота, они разрабатывают методики выявления корпоративного мошенничества.

В целом, на сегодняшний день, компании все больше придают значение не только той информации, которую они получают извне, но и той, которую предоставляют остальным, так как эта информация формирует собственную репутацию. Поэтому занимаясь подделкой финансовой отчетности, всегда необходимо помнить, что предоставляя ложную информацию другим, можно потерять не только чужой интерес к себе, но и возможность дальнейшего развития.

Литература

1. Оверченко М. В. Скандалы переместились в Европу. [Электронный ресурс]: Ведомости, 2004. № 1118. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/newspaper/articl es/2004/05/12/skandaly-peremestilis-v-evropu/ (дата обращения: 15.04.2016).

2. Уголовный кодекс РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 15.04.2016).

3. Шредер Н., Драгункина Н. В. Международные стандарты аудита. Научная книга, 2009. 240 с.

4. Доклад о профессиональных мошенничествах и злоупотреблениях 2014 года. [Электронный ресурс]: Reports to the Nation on Occupational Fraud & Abuse. URL: http://www.acfe.com/rttn2016/resources/archives.aspx/ (дата обращения: 18.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.