Научная статья на тему 'Корпоративное маркетинговое управление на рынке туристских услуг'

Корпоративное маркетинговое управление на рынке туристских услуг Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
160
44
Поделиться
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / РЫНОК ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / TOURIST SERVICES / TOURIST SERVICES MARKET / TOURIST STREAMS / TOURIST-RECREATIONAL RESOURCES / TOURIST COMPLEX / RECREATION INFRASTRUCTURE OBJECTS / CORPORATE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Атаров Николай Захарович, Джанджугазова Елена Александровна

В статье рассматриваются основные направления, тенденции и факторы формирования развития мирового и российского рынков туристских услуг как основа корпоративного управления объектами туристического комплекса России.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Атаров Николай Захарович, Джанджугазова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article covers mainstreams, tendencies and factors of forming the development of the world and Russian markets of tourist services as a basis of corporate management of the Russian tourist complex objects

Текст научной работы на тему «Корпоративное маркетинговое управление на рынке туристских услуг»

«другого» мира, в чем сила, убедительность и даже притягательность созданных им «реальных» героев, как они относятся к Гоголю и как он к ним относится?! Вот смысл, философия, метафизика, тайна жизни и творчества великого писателя.

Истина горька, может быть, и страшна. Г оголь увидел и понял нечто такое, чего не мог понять и увидеть никто другой, кроме Бога, и чего он, как «живой человек», не мог вынести, перенести. Это обстоятельство надломило его психику, здоровье. И этого никто не понял и не мог простить ему.

Тайна Гоголя до конца никогда не будет разгадана, но она будет разгадываться, пока жива Россия, пока жив русский человек. Добро и зло продолжают свою вечную борьбу, и в этой борьбе Гоголь - наш современник, союзник!

Литература

1. Бердяев Н.А. Духи русской революции // Вехи. Из глубины. М., 1991.С. 62.

2. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Екатеринослав, 1913. С. 135.

3. Гоголь Н.В. Повести. Воспоминания современников. М., 1989. С. 97.

4. Золотусский И. Гоголь. М. ,1998. С. 38.

5. Набоков В. Лекции по русской литературе. М. ,1996. С. 202.

6. Розанов В.В. Легенда о великом инквизиторе. СПб.,1902. С. 112.

ЭКОНОМИКА

УДК 338.24

КОРПОРАТИВНОЕ МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ Атаров Николай Захарович, доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративного управления и электронного бизнеса,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

Джанджугазова Елена Александровна, доктор экономических наук, профессор зав. кафедрой туризма, lena-itig@mail.ru,

Институт туризма и гостеприимства филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

В статье рассматриваются основные направления, тенденции и факторы формирования развития мирового и российского рынков туристских услуг как основа корпоративного управления объектами туристического комплекса России.

Ключевые слова: туристские услуги, рынок туристских услуг, туристский поток, туристско-рекреационные ресурсы, туристический комплекс, оздоровительные инфраструктурные объекты, корпоративное управление.

The article covers mainstreams, tendencies and factors of forming the development of the world and Russian markets of tourist services as a basis of corporate management of the Russian tourist complex objects.

Keywords: tourist services, tourist services market, tourist streams, tourist-recreational resources, tourist complex, recreation infrastructure objects, corporate management.

Туризм как вид экономической деятельности в структуре мировой экономики и многих стран мира динамично развивается и занимает весомое место. По оценкам Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО), в среднем по миру доходы от туристического сектора составляют 3,б% валового продукта, а с учетом сопутствующих отраслей экономики - 10,4% мирового ВВП. В туризме занято 8,3% всего работающего населения планеты [1. С. 3]. По имеющимся оценкам аналитиков, емкость мирового туристского рынка по количеству прибытий и валютных поступлений характеризуется устойчивым ростом (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика количества прибытий и валютных поступлений во всех странах мира от туризма *

Годы Количество прибытий, млн. Валютные поступления, млрд.долл. Численность населения мира, млн.чел. Количество прибытий на 1000 чел., ед. Валютные поступления на 1000 чел., долл.

19б0 б9 б,9 3021,5 22,8 2284

1970 159 17,9 3б92,5 43,1 4848

1980 284 97,0 4434,7 б4,0 21872

1990 415 230,0 52б3,б 78,8 43б93

2000 б98 47б,0 б070,б 115,0 7840б

2008 924 534,б бб40,0 139,2 80512

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010 1000 552,8 б838,0 14б,2 80842

Увеличение за период, раз 14,5 80,1 2,3 б,4 35,4

* Составлено по данным [3].

Количество прибытий туристов во всех странах мира увеличилось с 415 млн. в 1990 г. до 698 - в 2000 г. и 924 млн. прибытий в 2008 г., а в 2010 г. - оценки на уровне одного миллиарда. При этом валютные поступления выросли с 230 до 476 и 534 млрд. долл. США.

За 50 лет анализируемого периода население мира стало значительно туристически активным. Количество прибытий на 1000 чел. увеличилось в 6,4 раза, а валютные поступления в 35,4 раза. Несмотря на общий мировой финансовый кризис, динамика количества прибытий и валютных поступлений в 2000-2010 годы сохранила свою положительную тенденцию на 1000 чел. населения в целом по странам мира. Значение показателя количество прибытий увеличилось со 115 в 2000 г. до 139,2 в 2008 г. и до 146,2 в 2010 г.

Особенно быстро росли туристские потоки в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, где число путешественников увеличилось относительно 2000 г. в 2,5-2,7 раза. Этот рост в значительной мере был обеспечен за счет жителей как Европы, так и Америки, а также в связи с активными рекламными кампаниями государств данного региона.

Впечатляющие результаты в увеличении туристских потоков в последнее десятилетие достигнуты в странах Восточной и Центральной Европы и в первую очередь в Хорватии, Словении, Венгрии и Черногории. Они приобрели статус общеевропейских оздоровительных курортов. Однако лидерами Европы по туризму остаются Франция, Испания, Италия и Великобритания. В Италии устойчивая динамика туристского потока в основном сохраняется за счет паломнического туризма.

Страны американского континента, особенно США и страны Карибского бассейна, также демонстрируют высокие темпы прироста туристических потоков. В 2008 г. количество прибытий в США было на 15% больше, чем в 2007 г., преимущественно за счет заокеанских стран.

Важнейшими условиями и факторами поддержания высоких темпов роста туристских потоков и их наращивания в последнее десятилетие явились крупномасштабные спортивные события. Это, прежде всего, Летние Олимпийские игры в Китае, Зимние игры в Канаде, Чемпионат мира по хоккею, Европейский и Мировой чемпионаты по футболу и др.

В качестве основных сдерживающих факторов роста притока туристских потоков в ряде стран, в том числе в Российской Федерации, являются неразвитость туристской инфраструктуры, недостаточная подготовленность обслуживающего персонала и слабая рекламная деятельность. Отрицательное влияние оказывает также политическая нестабильность в большинстве стран африканского континента, прежде всего в североафриканских странах. В южных северокавказских регионах Российской Федерации,

а также в Г рузии, Азербайджане и Армении сдерживающим фактором развития въездного туризма является сохранение локальных войн.

По имеющимся прогнозным оценкам, долгосрочные перспективы развития туризма признаются благоприятными для дальнейшего устойчивого наращивания общего мирового потока туристов и его значительных структурных преобразований в функциональном и страновом аспектах. Ожидается, что к 2020 году общий поток туристов может достигнуть 1,5 млрд. чел. и доходы от гостинично-туристских услуг составят около 2 трлн. долл. США [3].

Характеристика основных стран-лидеров въездного туризма по количеству прибытий и доли мирового рынка в 2020 г. представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Страны-лидеры въездного туризма в 2020 г.*

Наименование страны Количество прибытий, млн. Доля рынка, %

Китай 137,1 8,6

США 102,4 6,4

Франция 93,3 5,8

Испания 71,0 4,4

Г онконг 58,3 3,7

Италия 52,9 3,3

Великобритания 52,8 3,3

Мексика 48,9 3,1

Россия 47,1 2,9

Чехия 44,0 2,7

* Составлено по данным [3. С. 3]

Прогнозные оценки вхождения России в десятку стран-лидеров въездного туризма в перспективе в значительной мере основаны на ее потенциальных возможностях. По оценкам Всемирного экономического форума (2011 г.), Россия занимает пятое место в мире по природным красотам и девятое по наличию объектов культурного наследия. Однако по конкурентоспособности туристического сектора экономики в целом наша страна занимает пятьдесят девятое место, а по таким показателям, как качество дорог, ценовая доступность гостиниц, эффективность маркетинга и брендинга в туризме, даже не входит в сотню в общем рейтинге из 133 стран мира [2. С. 22].

На реализацию высокого туристско-рекреационного потенциала России на внутреннем и мировом туристских рынках в реальность направлена Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018 годы)», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. за №644. Она ориентирована на реализацию основных целевых проблем Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на

период до 2020 г. в области создания условий улучшения качества жизни граждан страны за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в Российской Федерации.

Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов, объектов национального и мирового культурного и исторического наследия на территории России и ее регионов позволяет эффективно развивать практически все виды туризма. Ориентирами программных целевых мероприятий является увеличение в прогнозный период общего потока российских и иностранных туристов в России на 33-35 млн. человек, из них около 4 млн. иностранных туристов. Структура прироста туристского потока в разрезе основных видов туризма характеризуются данными таблицы 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3 - Прогноз структуры прироста общего потока внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации в 2010-2020 гг.*

Наименование вида туризма Прирост туристского потока

млн.чел. %

Пляжный 12,0 34,3

Культурно-познавательный 6,0 17,1

Деловой 5,0 14,3

Активный 2,5 7,1

Оздоровительный 2,0 5,7

Круизный 1,0 2,9

Экологический 0,3 0,9

Сельский 0,6 1,7

Автомобильный 4,0 11,4

Прочие виды 1,6 4,6

Всего 35,0 100

* Рассчитано по данным [5]

Прогнозные оценки показывают, что основной прирост (более 77 %) российского рынка туристских услуг может быть увеличен за счет пляжного, культурнопознавательного, делового и автомобильного видов туризма.

Так, при соответствующем развитии инфраструктуры теплых морских побережий России, протяженность которых составляет около 2000 км. и только на 1/3 освоенных в настоящее время для предоставления услуг пляжного туризма, курорты этой зоны способны увеличить обслуживание годового потока в прогнозный период с 11 млн. человек до 23-24 млн. человек. Наиболее перспективными являются курорты и базы отдыха черноморского и азовского побережья, а также балтийского побережья и пляжи Японского моря Дальневосточного федерального округа.

Значительный потенциал развития внутреннего туризма имеется за счет культурнопознавательного туризма. В настоящее время центром этого вида туризма являются

Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Интенсивное развитие и повышение качества дорожно-транспортной и другой туристской инфраструктуры в регионах Южного, Приволжского, Сибирского и Дальневосточного федерального округов, располагающих значительными объектами историко-культурного наследия, позволяют прогнозировать дополнительный приток российских и иностранных туристов данного направления более 6 млн. человек. Общий годовой поток культурнопознавательного туризма может составить 11,5-12 млн. человек.

Хорошие перспективы в России имеются в развитии делового туризма.

В настоящее время около 70% общего потока туристов с деловыми поездками приходится на Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Строительство новых и модернизация действующих предприятий и организаций, в том числе с участием иностранных компаний в различных отраслях экономики, объективно определяют интенсивный рост делового туризма в города-мегаполисы промышленно-развитых регионов страны. Создание современных бизнес- и конгресс-центров, выставочных площадок и других сопутствующих объектов туристического комплекса может обеспечить дополнительное привлечение участников делового туризма более 5 млн. человек.

Важное значение для наращивания рынка туристских услуг имеет дальнейшее освоение практически во всех регионах Российской Федерации потенциала роста различных видов активного туризма - пешеходного, водного, горного, горнолыжного, парусного, конного, велосипедного, экстремального и других видов. Создание и модернизация на современной технической и технологической базе объектов данных видов активного туризма и сопутствующей инфраструктуры создадут предпосылки для дополнительного привлечения более 2,5 млн. туристов.

Немаловажное значение имеет дальнейшая интенсификация использования уникальных природно-климатических и бальнеологических ресурсов регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов для наращивания потока оздоровительного туризма. Значительный потенциал в развитии этого вида туризма имеется в регионах Поволжского и Дальневосточного федеральных округов. При соответствующем развитии оздоровительных инфраструктурных объектов регионов страны, располагающих уникальными природно-оздоровительными ресурсами, общий поток туристов данного направления может быть увеличен более чем на 2 млн. человек.

Динамично развивающимся в России является круизный туризм. В настоящее время он преимущественно развит на речных и морских водных акваториях

Центрального, Северо-Западного, Приволжского и Южного федеральных округов. Для развития этого вида туризма большие перспективы имеются в регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Оснащение действующих и новых круизных маршрутов современными морскими и речными судами, модернизация и развитие причальной инфраструктуры позволяют прогнозировать дополнительное привлечение около 1 млн. российских и иностранных туристов.

Одним из важнейших направлений в развитии рынка туристских услуг является автомобильный туризм. Создание комфортных условий для автотуристов с соответствующей придорожной сервисной инфраструктурой (гостиницы, кемпинги, стоянки, объекты автосервиса), реконструкция и развитие магистральных и региональных сетей автодорог позволят привлечь дополнительно более 4 млн. автотуристов.

В России имеются также значительные возможности в развитии круизного, экологического, сельского и других видов туризма, ориентированных на уникальные и специфические природно-ландшафтные, земельные и водные ресурсы регионов России. Расширение привлекательных маршрутов с соответствующей инфраструктурой для комфортного пребывания туристов и соблюдения требований к охране окружающей природы позволит увеличить долю этих видов туризма в общей структуре туристского рынка с 1,5% до 2,7-3%. Дополнительный туристский поток может составить 1,9—2,5 млн. человек.

Для осуществления целевых задач Федеральной программы туристического комплекса России предусмотрена общая сумма капитального финансирования в 332 млрд. рублей, в том числе около 29% за счет федерального бюджета. Доля частных инвестиций более 70% в реализации Федеральной целевой программы предполагает активное партнерское участие российских и зарубежных корпораций. Особенно высока их роль в создании и развитии комплекса инфраструктурных объектов целевого программного назначения в связи с проведением крупных международных спортивных соревнований. Это, прежде всего, связано с проведением Зимней олимпиады «Сочи 2014 г.», Чемпионата мира по футболу 2018 г. и ряда других мероприятий.

В этой связи, несомненно, многие задачи осуществления Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018 годы)» не могут быть реализованы без эффективного корпоративного управления на уровне частного, государственного и международного партнерского взаимодействия. С другой стороны, интенсивное формирование развития всех видов услуг туристического

комплекса России определяет необходимость совершенствования организационных и экономических механизмов стратегического корпоративного управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Туризм в цифрах 2011: Стат.сб./ИИЦ Статистика России, Федеральное агентство по туризму. М, ИИЦ «Статистика России», 2011. 39 с.

2. Литвинова Л. Из профсоюзной игрушки - в индустрию / Эксперт №33, 22-28 августа 2011, С. 22-25.

3. Анализ туризма в России. http://revolution.allbest.ru/sport/00163104 0.html. (Дата обращения: 21.02.12).

4. Обзор российского рынка туризма. http://ekaterinburg.marketcentr.ru/content/doc-2-12578.html. (Дата обращения: 14.01.12).

5. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

УДК 338.482.2

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ СЛУЖБ ГОСТИНИЦ Бабич Анатолий Михайлович, доктор экономических наук, профессор, babich@ur.rags.ru,

ФГБОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте РФ»,

г. Москва

Зайцева Наталия Александровна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства,

zaitseva-itig@mail.ru,

Институт туризма и гостеприимства филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

В статье рассмотрены вопросы организации финансовой деятельности гостиниц, организационное проектирование деятельности финансовых служб. Выявлены специфические факторы, оказывающие влияние на организацию финансовой деятельности гостиниц в разрезе организационного проектирования деятельности финансовых служб.

Ключевые слова: финансовая деятельность, гостиницы, бухгалтерия, центры ответственности.