ЭКОНОМИКА
необходимости разрабатывать такие нормы, считая это делом лесозаготовительных предприятий и лесохозяйственных организаций. Однако именно рыночные условия требуют совершенствования лесных отношений в лесном секторе экономики и создание современной взаимосвязанной научно-технической, нормативно-методической, правовой и информационной базы, включающей, в том числе подготовку специалистов со знанием технического и сметного нормирования, способных к творческой нормативно-исследовательской деятельности и создание единого научно-координационного центра на основе исследований подразделений департаментов лесного комплекса регионов, обладающих исходными материалами. В настоящее время накоплено большое количество информации, которая при соответствующих сборе и обработке с применением известных научно-методических подходов и способов их осуществления (научно-исследовательских, нормативно-аналитических, расчетно-эмпирических, графоаналитических и т.п.) могла стать основой, без дополнительных затрат, для создания технически и экономически обоснованных производственных и сметных норм со всеми их разновидностями, учитывающими специфику лесных отраслей и содержащими затраты ручного и механизированного труда и расход ма-
териально-технических ресурсов, которые не зависели бы от инфляции, политики и других факторов и могли бы использоваться длительное время с последующей корректировкой показателей, учитывающих организацию работ и технологические возможности новых прогрессивных машин и оборудования или существующего модельного ряда с учетом пролонгации. Это позволит повысить эффективность, достоверность и обоснованность разработки технических и инвестиционных проектов, прогнозных технико-экономических расчетов и экономическую составляющую лесных отношений на разных уровнях.
Библиографический список
1. Лесной кодекс РФ.
2. Правила заготовки древесины (Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 1 августа 2011 г. № 337).
3. Моисеев, Н.А. Экономика лесного хозяйства: учеб. пос. / Н.А. Моисеев. - М.: МГУЛ., 2006г. - 380 с.
4. Фетищева, З.И. Экономика предприятий лесной промышленности: учеб. пос. / З.И. Фетищева - М.: МГУЛ, 2007. - 412 с.
5. Фетищева, З.И. Технико-экономическое проектирование: учеб. пособие / З.И. Фетищева, Т.В. Рыжкова. - М.: МГУЛ, 2009.
6. Фетищева З.И. Экономика предприятия: учеб. пос. / З.И. Фетищева, И.Н. Назаренко. - М.: МГУЛ, 2011.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., Т. 24. - С. 193.
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ АНТРОПОГЕННОЙ НАГРУЗКИ НА ЭКОСИСТЕМУ
В.С. ШАЛАЕВ, проф. МГУЛ, д-р техн. наук,
Н.А. ХУТОРОВА, доц. каф. стратегического менеджмента МГУЛ, канд. экон. наук
В последние десятилетия существенно меняется парадигма развития общества, отношения общества к глобальным, общемировым проблемам. Важнейшими социальными целями становятся духовные потребности человека и состояние окружающей среды. Человечество осознало, что экономическая модель общества, основанная на чистом материализме и утилитаризме, стремится к саморазрушению. Активно нарастают процессы экологизации бизнеса и
населения. Экологическое мышление распространяется на все сферы деятельности человечества, охватывая все большее число населения планеты и мотивируя людей повышать свою ответственность по отношению к окружающей среде. Существенно меняются принципы и практика ведения бизнеса. Корпоративная социальная ответственность (КСО Corporate Social Responsibility (CSR)) уже стала неотъемлемой частью бизнеса, внедряемой компаниями
194
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
ЭКОНОМИКА
корпоративное
гражданство
1970-е
корпоративная
социальная
ответственность
1990-е
устойчивое
развитие
2000-е
Рис. 1. Трансформация базового термина
всего мира. Мотивы (этого процесса) разработки и применения концепции КСО кроются как в потребностях бизнеса, так и общества.
Истоки развития корпоративной социальной ответственности (КСО) уходят в далекий XVII век, во времена перехода к капиталистическому способу хозяйствования и возникновения корпоративной ответственности (КО). Современное же понимание корпоративной социальной ответственности оформилось во второй половине XX века и было сформулировано в концепцию. За прошедшие годы появлялись разные термины для обозначения одной и той же идеи (рис. 1). По мере развития общества менялась формулировка термина, происходило уточнение его содержания, выделялись специфические особенности [1]. В последние десятилетия проблемы и задачи КСО вызвали большой интерес научного сообщества и общественности.
Так, по мнению С.П. Перегудова «корпоративное гражданство - это стратегия бизнеса по взаимодействию с обществом в целях обеспечения эффективного и устойчивого развития и повышения собственной репутации как ответственного «гражданина», полноправного участника такого развития» [2].
В докладе «Разработка руководящих принципов относительно роли и социальной ответственности частного сектора» (2000) бывшего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана говорится: «Социальная ответственность частного сектора касается отношений компании не только с клиентами, поставщиками и работниками, но также к потребностям, ценностям и целям общества».
«Зеленая книга» о корпоративной социальной ответственности ЕС дает такое определение: «Быть социально ответственным означает не только оправдывать ожидания общества, но и инвестировать в людские ресурсы, охрану окружающей среды и отношения с заинтересованными сторонами» [3].
Крис Марсден (International Business Group, 2002. http://www.ibgglobal.com/) говорит: «КСО определяет самую суть поведения компаний и их ответственность за вклад в развитие общества. КСО не является необязательным дополнением к основной деятельности компании и не ограничивается филантропией. Социально ответственной можно считать корпорацию, которая управляет бизнесом, принимая во внимание все возможные негативные и позитивные последствия своей деятельности в области экологии, экономики и социальной сферы».
Согласно стандартам ISO 26000 «Социальная ответственность - это ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:
- согласуется с устойчивым развитием и благосостоянием общества;
- учитывает ожидания заинтересованных сторон;
- согласуется с международными нормами поведения;
- введено во всей организации».
И наконец, определение устойчивого развития дает в докладе «Наше общее будущее» (World Commission on Environment and
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
195
ЭКОНОМИКА
Development. Our Common Future.Oxford: Oxford University Press, 1987) Гру Харлем Брундланд: «Устойчивое развитие - это такое развитие, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения без угрозы удовлетворению нужд грядущих поколений. Это не достижение статичного состояния гармонии, а процесс последовательных изменений, когда эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация на технологический прогресс и институциональные изменения соответствуют потребностям будущего и настоящего».
В настоящее время уже накоплен достаточный опыт релевантных исследований, который позволяет говорить о формирующемся отдельном направлении социальной ответственности в области регулирования антропогенной нагрузки на экосистему.
Начало активного общественного обсуждения экологической проблематики было положено в 70-е гг. ХХ в., когда в докладе Римскому клубу группы Д. Медоуза «Пределы роста» были представлены апокалипсические прогнозы изменения окружающей среды и будущего человеческой цивилизации, подготовленные с использованием методов математического моделирования. Исследование доказывало близкий предел наращивания экономической активности населения и неизбежность коллапса, который наступит в результате истощения природных ресурсов, непоправимого загрязнения природной среды и необратимости последствий для здоровья людей [4]. Доклад вызвал бурю дискуссий на самых разных уровнях. Стало очевидно, что необходимо повсеместно переходить на принципы экологической ответственности во всех сферах жизни общества.
Фактически Конференция ООН 1972 г. в Стокгольме положила начало быстрому развитию международных и государственных природоохранных соглашений и организаций. Во многих странах мира активно создавались органы по охране окружающей среды, ряд международных и межправительственных организаций, координатором среди которых стала организация UNEP (United Nations Environment Programmed На программы мо-
ниторинга состояния окружающей среды в течение последующих 20 лет ряд государств потратил более триллиона долл. [5].
В 1992 г. на конференции в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие 179 стран мира, были провозглашены 27 рекомендательных принципов достижения цивилизацией устойчивого развития. Идеи экологической ответственности и обязательства государств были закреплены в принятой декларации. Впоследствии появилось много международных документов, программ и инициатив, предполагающих обязательные и добровольные действия от лица государства, бизнеса и общественных групп. Из них сегодня наиболее известны:
1. Глобальный договор Организации Объединенных Наций, который предлагает компаниям принять, поддержать и претворять в жизнь, в рамках своих сфер влияния, набор основополагающих ценностей в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией. Договор содержит 10 основных принципов, 3 из которых тесным образом связаны охраной окружающей среды:
Принцип 7: Деловые круги должны поддерживать подход к экологическим вопросам, основанный на принципе предосторожности;
Принцип 8: Деловые круги должны предпринимать инициативы, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды;
Принцип 9: Деловые круги должны содействовать развитию и распространению экологически безопасных технологий [6].
2. Конвенция о биологическом разнообразии (1992) и Картахенский протокол по биобезопасности (2000);
3. Протокол к Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1994);
4. Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Киотский протокол (1997 г.);
5. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Ор-хусская конвенция) (1998);
196
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
ЭКОНОМИКА
6. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (2001);
7. Протокол по стратегической экологической оценке к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (2003);
8. Международное соглашение по тропической древесине (2006) [7].
Таким образом, мы под социальной ответственностью в области регулирования антропогенной нагрузки на экосистему понимаем взаимозависимость отношений, которые существуют между экономическими системами и обществом в целом, которая позволяет определить меру ответственности бизнеса перед окружающей средой, а также инструменты, посредством которых можно обнаружить позитивные последствия для бизнеса, проводящего политику ответственного природопользователя.
Экологическая ответственность компаний выступает необходимым условием выживания человечества. Именно поэтому она является важным аспектом корпоративной ответственности. В область корпоративной ответственности включают также концепции и теории социального и экологического аудита, стратегической филантропии и экологического менеджмента.
Оценка компаний с точки зрения экологически и социально ответственного бизнеса в первую очередь может производиться на основе подготовки социально-экологической отчетности и отчетности в области устойчивого развития. Стоит отметить, что это добровольная инициатива компании. На рис. 2 представлена динамика количества отчетов компаний за период с 1992 по 2011 гг., график показывает стремительный и устойчивый рост этого показателя. Также интересно и страновое распределение компаний, предоставляющих такие отчеты. Так, наибольшее количество компаний пришлось на Великобританию - 12 %, 10 % на компании США, 7 % на компании Японии, чуть меньше 6 % - на Германию, Испанию 5 %, по 4 % имеют доли компании Франции, Италии, Австралии, Бразилии и Канады. На все остальные страны приходится 40 % [8]. Согласно отчету РСПП «Повышение инфор-
мационной открытости бизнеса через развитие корпоративной нефинансовой отчетности» на компании России пришлось 2 % всех отчетов (Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов 2008-2011гг. с.16). В международном контексте Россия сегодня выглядит хоть и скромно, но вполне оптимистично [9]. В последние несколько лет активизировались в этом направлении страны БРИКС: лидером этого процесса стала Бразилия, высокие темпы демонстрируют Китай и Индия. Стабильно высокие показатели имеет ЮАР. При этом согласно одному из исследований (Sustainability Reporting in Emerging Markets: An analysis of the sustainability reporting in selected sectors of seven emerging market countries. SIRAN, KLD, Social Investment Forum, 2008), почти треть крупных компаний развивающихся рынков при подготовке нефинансовых отчетов используют систему отчетности «Глобальной инициативы по отчетности» (GRI), т.е. считают целесообразным анализировать свою деятельность комплексно: с позиций экономической, экологической и социальной результативности. Также активно вовлечены в процесс подготовки отчетности страны Тихоокеанского региона. В этом регионе лидером, несомненно, является Япония, а из «новых индустриальных стран» Малайзия.
В 2006 г. около 50 % компаний, представленных в списке Fortune 250, выпускали отчеты в области устойчивого развития, в 2009 г. количество таких компаний составило более 90 %. По состоянию на конец 2010 г. 93 из 100 компаний, входящих в рейтинг Standard&Poor’s, регулярно выпускают нефинансовые отчеты.
Таким образом, нефинансовая отчетность все больше воспринимается как общепринятый атрибут корпоративного поведения компаниями, которые:
- занимают лидерские позиции в своей отрасли и в мире;
- являются публичными и присутствуют на международных финансовых площадках;
- находятся под пристальным вниманием финансовых аналитиков и инвесторов;
- восприимчивы к инновационным управленческим подходам и новым правилам игры на международных рынках [9].
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
197
ЭКОНОМИКА
6000
5000
4000
3000
2000
1000
0
00 OS ООО ООО <N <N <N
Рис. 2. Динамика подготовки годовых отчетов по устойчивому развитию в мире
Социально-экологическая отчетность и отчетность в области устойчивого развития представляют собой технологию и инструмент корпоративного управления, позволяющие систематизировать деятельность компании в нефинансовой сфере (социальные, экологические и иные программы и инициативы), улучшить качество стратегического и оперативного управления, что ведет к повышению устойчивости и управляемости организации в целом.
Добровольная открытая нефинансовая отчетность позволяет компании продемонстрировать свою приверженность принципам концепции КСО и устойчивого развития, стать прозрачной для общества и предоставить значимую для нее информацию в рамках корпоративной экологической, социальной и этической результативности.
Международное признание такой практики информирования явилось результатом высокой эффективности данного элемента управления для организаций любых типов и размеров, коммерческих и некоммерческих, государственных и частных, производственных и работающих в сфере услуг [5].
Подготовка такого рода отчетов весьма дорогостоящая процедура, но компании идут на это осознанно, желая получить некоторые
выгоды и преимущества перед конкурентами, среди которых:
- формирование долгосрочного доверия и сотрудничества, на основе учета мнения заинтересованных сторон;
- формирование устойчивой репутации ответственного работодателя, партнера, гражданина, путем создания эффективного инструмента управления нефинансовыми рисками;
- мониторинг соответствия организации принципу постоянного совершенствования и стимулирование последующих улучшений внутренних процессов в организации;
- повышение конкурентоспособности.
В настоящее время в мире существует
около 30 международных стандартов в области КСО. Они предназначены для проведения оценки и управления мероприятиями КСО, а также представления отчетности в этой области на корпоративном уровне. Все стандарты классифицируются по четырем основным группам в зависимости от сферы и целей их использования:
1. Руководящие принципы и кодексы поведения (Руководящие принципы Amnesty International по соблюдению прав человека для компаний и ОЭСР для многонациональных корпораций, Глобальный договор ООН и другие);
198
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
ЭКОНОМИКА
2. Системы управления и схемы сертификации (Схема экологического менеджмента и аудита EMAS, эко-стандарты ИСО 9000 и 14001, стандарт для оценки социальных аспектов систем управления SA 8000 и другие);
3. Рейтинговые индексы (Индекс Доу Джонса по устойчивому развитию DJSI, «этические» индексы FTSE4Good и т.д.);
4. Системы подготовки отчетности (Глобальная инициатива по представлению отчетности в области устойчивого развития GRI (Guidelines of Global Reporting Initiative GRI) и процессный стандарт разработки отчетов АА1000S) [5].
Руководство глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (GRI) - один из наиболее признанных и используемых в настоящее время международных стандартов. Он структурирован по принципу «трех корзин» или «триединого итога» (Triple Bottom Line): экономика компании, экология производства и социальная политика. Этот рекомендательный стандарт в соответствии с Руководством 2006 г. - G3 включает 46 основных и 33 вспомогательных показателей результативности компаний по четырем направлениям, абсолютное большинство из которых количественные. Эти показатели распределены следующим образом:
- экономика - 8 основных и 1 дополнительный показатель результативности;
- продукция - 3 основных и 6 дополнительных показателей результативности;
- экология - 16 основных и 14 дополнительных показателей результативности;
- социальная политика (труд, права человека, общество) - 19 основных и 12 дополнительных показателей результативности.
Также интерес представляет Серия стандартов Account Ability 1000 (AA1000S), которая служит форматом поддержки GRI и других международных стандартов, определяет процедуры взаимодействия с заинтересованными сторонами и разработки отчета по устойчивому развитию. Ключевым в этой серии является стандарт AA1000SES - взаимодействия с заинтересованными сторонами компаний (Заинтересованные стороны (стейкхолдеры) - это физические и юридические
лица или группы лиц, оказывающих влияние на компанию или организацию и ее деятельность и, в свою очередь, испытывающие на себе влияние со стороны организации. Это - акционеры, клиенты, потребители товаров и услуг организации, представители бизнеса, гражданского общества, государственной власти и профсоюзов).
К нефинансовой отчетности в настоящее время принято относить четыре вида отчетности компаний в области социальной и экологической ответственности. Это - социальный, экологический отчеты, а также отчеты о корпоративной социальной и экологической ответственности и об устойчивом развитии.
Социальный отчет - это простой перечень и описание всех социальных, экологических, спонсорских и благотворительных проектов компании в формате, удобном для общественного позиционирования компаний.
Экологический отчет содержит приоритеты и основные направления экологической политики компании, систему экологического менеджмента, мониторинга и контроля, воздействие на окружающую среду, показатели и затраты на экополитику.
Отчет о корпоративной социальной и экологической ответственности с частичным применением принципов и показателей международных стандартов, включающий наряду с описанием миссии, ценностей и стратегических целей компании ее социальные мероприятия и проекты, осуществляемые в качестве реакции на диалоги с заинтересованными сторонами.
Отчет об устойчивом развитии, составленный в соответствии с принципами и с использованием показателей результативности (руководства GRI, стандарта АА 1000S), включает все аспекты социальной миссии компании, ее корпоративной стратегии, культуры, социальной и экологической политики [7].
В последние годы наметилась устойчивая тенденция перехода российского бизнеса на принципы экологической ответственности. Фактически с XIII съезда Российского союза промышленников и предпринимателей, на котором президент РФ в 2003 г. призвал российский бизнес стать «социально
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2012
199
ЭКОНОМИКА
ответственным», начался процесс добровольной активности в этой области со стороны наиболее сознательной и стратегически мыслящей части российского бизнеса. В основном этот процесс затронул крупный частный бизнес, где растет количество компаний, которые готовят и публикуют свои нефинансовые отчеты. Среди них в основном крупнейшие российские компании нефтегазового (13), энергетического(16) и финансового секторов (11). По данным Национального регистра корпоративных нефинансовых отчетов РСПП, в России насчитывается уже 111 компаний и организаций, которые когда-либо выпускали нефинансовые отчеты в виде отдельного документа; ими опубликовано 327 нефинансовых отчетов за период с 2000 по 2011 гг. [9].
В настоящее время ведется активный диалог с заинтересованными общественными группами, активно внедряются современные международные стандарты социально ориентированного и экологического менеджмента, схемы экологического менеджмента и аудита EMAS, эко-стандарты ИСО 9000 и 14001 и стандарт для оценки социальных аспектов систем управления SA 8000. Российскими компаниями последние годы широко используются стандарт Глобальной инициативы по представлению отчетности в области устойчивого развития GRI и процессный стандарт разработки отчетов АА1000S.
В отчетах российских компаний экологическая отчетность включает и такие темы, которые долгое время обходились молчанием (изменение климата, энергоэффективность). Характерно, что подходы к управлению экологическими воздействиями в большинстве отчетов раскрываются достаточно полно: в компаниях приняты соответствующие политики, разрабатываются целевые программы, ведется контроль основных показателей. Постепенно возрастает количество элементов системы управления экологическими воздействиями, представленных в отчетах российских компаний. Среди них основными являются: политика, интегрированная система управления, сертификация системы управления и показатели деятельности по 4-5 показателям[9].
Есть ряд факторов, которые оказывают стимулирующее воздействие на компании, среди которых:
- Природоохранное законодательство, которое регулирует интенсивность использования природных ресурсов, устанавливает нормативы предельно допустимой антропогенной нагрузки на экосистему, определяет экономические (штрафы, льготы) и организационные (проведение экологического мониторинга и контроля) меры по защите окружающей среды. Также стоит отметить все возрастающее значение экологического налогообложения. Снижение рисков несоответствия нормативно-правовым требованиям, крупных штрафов и будущих судебных исков является достаточным аргументом для повышения экологической ответственности.
- Добровольные международные стандарты экологического менеджмента, с помощью которых деятельность по охране окружающей среды можно поставить на системную основу (ISO 14000 российские аналоги Р ИСО 14000). Внедряя такие системы управления, компания получает инструмент для разработки экологической политики, а также определения и планирования задач сокращения негативных воздействий на окружающую среду [5].
- Появление на рынке экологичных и одновременно экономически выгодных технологий и продукции, использование которых позволяет модернизировать производство, сокращать издержки, повышать рентабельность и как следствие прибыль компании.
- Возможность получения каналов заимствования финансовых ресурсов на более выгодных условиях за счет включения компании в индексы устойчивости. Как следствие растут рейтинги компании, и снижается стоимость заимствований.
- Развитие углеродных рынков, где торгуются разрешения на выбросы парниковых газов и других видов загрязнений. Данный инструмент позволяет монетизировать сокращения выбросов вредных веществ.
Стоит отметить рост влияния фондовых индексов социальной ответственности на инвестиционную привлекательность компании. В настоящее время рассчитываются
200
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
ЭКОНОМИКА
Рис. 3. Динамика индекса ERAX: — лидеры экологической эффективности (31 компания); — все участники скрининга (88 компаний)
целые семейства такого рода показателей. Самый известный из фондовых индексов социальной ответственности - Domini Social Index (DSI) 400 , созданный в 1989 г. KLD Research & Analytics. DSI 400 - взвешенный по капитализации индекс 400 компаний, отобранных с помощью социальных и экологических критериев. Выборка близка к S&P 500, к группе KLD принадлежит и Nasdaq Social Index (KLDNS Index), созданный на базе Nasdaq Composite. С 1999г. в США рассчитываются Dow Jones Sustainability Indexes, а с 2001г. - FTSE4Good Index Series. На конец 2010 г. насчитывалось более 100 подобных глобальных, региональных и национальных индексов на основе различных критериев социально ответственного инвестирования. Особо стоит выделить российскую практику в этом направлении. С 2007 г. в России используется созданное АНО «НЭРА» (автономная некоммерческая организация «Независимое экологическое рейтинговое агентство» учреждено для содействия процессам экологизации российской экономики) семейство фондовых экологических индексов NERAX Eco, позволяющее отслеживать, как экологическая составляющая деятельности российских компаний участвует в оценке их стоимости на фондовом рынке. NERAX Eco от-
ражает капитализацию наиболее экологически эффективных и прогрессивных компаний, которую можно сравнивать с общей динамикой рынка. АНО «НЭРА» по количественно измеримым критериям выделило две группы компаний, объективно лучших по экологической эффективности производства и по прогрессу в снижении воздействий на окружающую среду в последние годы [10]. В индекс включены котирующиеся на российских биржах акции компаний, имеющих лучшие сочетания прозрачности экологической отчетности, экологической эффективности и темпов роста экологической эффективности. С октября 2011 г в корзину индекса включены еще акции 33 компаний, которые в рейтинге фундаментальной эффективности ста крупнейших российских компаний находятся в верхней части списка. В корзину индекса акции этих компаний включены с разными весовыми коэффициентами, значения которых рассчитываются исходя из места компании в соответствующем рейтинге (http ://interfax-era.ru/ob- ag entstve/proekty/ erax полный список компаний).
На графике (рис. 3) [11] уровень цен акций инвестиционного портфеля NERAX-Eco приводится зеленой линией, а общий уровень цен для полного списка из 88 акций (уро-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2012
201
ЭКОНОМИКА
вень рынка) синей линией. Индекс NERAX Eco можно использовать для формирования фондов социально ответственных инвестиций (СОИ). Ориентация на лидеров рейтинга экологической ответственности способствует снижению инвестиционных рисков, которые почти невозможно определить только по финансовым показателям бизнеса.
В целом можно резюмировать, что развитие социальной и экологической ответственности в России идет в соответствии с мировыми тенденциями, но пока что медленно и фактически не охватывает малый и средний бизнес.
На уровне отдельной компании экологическая ответственность проявляется в таких действиях.
- Соблюдение природоохранного законодательства в форме проведения государственной экологической экспертизы, проведения экологического мониторинга и экологического аудита.
- В ходе реализации разработки и проведения стратегии или политики в области охраны окружающей среды принимаются организационные решения, позволяющие минимизировать негативное воздействие своих предприятий и продукции.
- Оценка и анализ воздействия технологических процессов и продукции на окружающую среду и здоровье человека; результаты этой работы учитываются при постановке новых природоохранных задач [7].
В системе менеджмента присутствуют элементы, позволяющие учитывать экологические аспекты деятельности на уровне принятия любых решений. Осуществляется сознательный выбор и предпочтение контрагентов, следующих принципам социальной и экологической ответственности. Примерами может служить закупка упаковки, расходных материалов, которые изготовлены из вторичного сырья, переработанной макулатуры, а также такой вид продукции, который после использования может быть также переработан. Закупка одноразовой посуды не из пластика, а из картона. На этом этапе важнейшим элементом системы становится экологическое обучение и просвещение сотрудников. В эту деятельность должны быть вовлечены все.
Следующим этапом становится открытость экологической информации, что ведет к диалогу с заинтересованными сторонами. Эта задача реализуется посредством публикации публичных отчетов компании по экологическим показателям, общественных обсуждений планов и проектов развития компании, с точки зрения оценки воздействия на окружающую среду, а также выражения публичной позиции по наиболее важным вопросам.
Несомненно, растет значимость научных исследований в области охраны окружающей среды. Экологически ответственные компании уделяют повышенное внимание научным достижениям, отслеживают на рынке появление новых экологичных технологий и решений. Крупные компании зачастую имеют свой департамент исследований и разработок, в которых приоритетное значение имеет экологическая компонента. Они могут оказывать финансовую и иную поддержку научным разработкам и общественным инициативам в этой сфере.
Как правило, при переходе к экологической ответственности компания постепенно внедряет вышеперечисленные элементы и по мере возможности постепенно реализует все в комплексе.
В последнее время уже сформировался ряд приоритетных задач для компаний в области регулирования антропогенной нагрузки на экосистему. Среди них:
1. Действия, направленные на сохранение климата. Изменение климата может привести к необратимым последствиям. Наибольшую значимость приобретает задача сокращения выбросов парниковых газов.
2. Контроль уровня истощения природных ресурсов. Невозобновляемые природные ресурсы закончатся уже в обозримом будущем, но в то же время следует четко регулировать потребление и некоторых возобновляемых ресурсов. Скорость использования запасов пресной воды и лесных ресурсов зачастую сильно превышает скорость их возобновления. В этой связи компании уделяют особое внимание водосбережению, использованию возобновляемых источников энергии, внедрению оборотных систем водопользо-
202
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
ЭКОНОМИКА
вания, применению вторичного сырья в технологических цепочках, повышению эффективности использования закупаемого сырья, установке систем переработки использованной продукции и отходов и т.д.[7].
3. Контроль уровня загрязнения природной среды - воздуха, водных объектов, почв и пр. Задачи сокращения выбросов, неочищенных сбросов, отходов. Объемы промышленного загрязнения сегодня превышают возможности природных экосистем по самовосстановлению равновесия, что приводит к нарушениям природных процессов и оборачивается для людей ухудшением качества жизни. Уже введена обязательная ответственность страхования по некоторым видам опасной деятельности, активно пропагандируется использование добровольной ответственности по страхованию экологических рисков.
4. Сохранение местообитаний флоры и фауны и целых экосистем. Исчезновение одного вида животных или растений, нарушение ландшафта может повлечь за собой необратимые последствия для экосистемы в целом. Поэтому компании должны оценивать свое воздействие на биоразнообразие занимаемых территорий, стараться максимально сохранять имеющие ландшафты и восстанавливать нарушенные.
Следует понимать, что мероприятия в области социальной ответственности бизнеса не имеют никаких пределов, составляя предмет добровольной гражданской инициативы во взаимодействии с заинтересованными сторонами самой компании и обществом в целом. Способствуя эффективному управлению нефинансовыми рисками, дополнительные мероприятия являются мощным средством демонстрации бизнесом моральной ответственности за состояние и развитие общества. Экологическая ответственность является средством постоянного и последовательного повышения конкурентоспособности российского бизнеса, стимулируя его технологическую и социальную инновационность.
Для развития устойчивой модели экономики необходимо превратить экологическую эффективность в фактор капитализации бизнеса. Тот бизнес, который экологичнее и прозрач-
нее, должен стоить дороже, чем бизнес менее эффективных и более закрытых компаний.
Экологическая ответственность является составной частью корпоративного управления, когда любые производственные и экономические решения принимаются с учетом их социальных и экологических последствий для компаний и для общества. При таком построении корпоративная социальная ответственность превращается в мощный фактор стратегического развития, укрепления деловой репутации и конкурентоспособности, а также роста рыночной капитализации компаний [11] Фактически реальный уровень КСО оказывает существенное влияние на инвестиционную привлекательность компании. В настоящее время уже сформировался класс социально ответственных инвесторов, которые, принимая серьезное решение по покупке пакетов акций той или иной компании, оценивают весь спектр рисков, причем значение нефинансовых рисков все более возрастает. Компания может быть привлекательна с точки зрения текущей прибыльности, но крайне неустойчива с точки зрения экологической и социальной позиции. Экологически ответственный инвестор финансовым выбором поддерживает наиболее экологически ответственные компании, проявляет социальную ответственность в области регулирования антропогенной нагрузки на экосистему.
В завершение стоит привести широко цитируемую фразу: «Скорее всего, в условиях глобализации выживет только тот бизнес, который научится лучше других сочетать взаимоисключающие интересы различных групп заинтересованных сторон, а также перерабатывать великое разнообразие ценностей и мнений в собственные стратегические цели и процессы принятия решений».
Библиографический список
1. Дегтярева, И.В. Социальная ответственность бизнеса: теория, модели, общественное участие / И.В. Дегтярева // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. - № 8 - 2010 - С. 10-16.
2. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии / С.П. Перегудов, И.С. Семененко; Ин-т мировой экономики и меж-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2012
203