Корпоративная социальная ответственность в лесном хозяйстве Республики Беларусь
Станислав Барановский,
завкафедрой экономической теории и маркетинга инженерно-экономического факультета Белорусского государственного технологического университета, доктор экономических наук, профессор
Алла Пузыревская,
старший преподаватель кафедры экономической теории и маркетинга инженерно-экономического факультета БГТУ
Резюме. Описаны принципы концепции социальной ответственности бизнеса и корпоративной социальной ответственности (КСО). Сформулированы направления расширения КСО субъектов лесного хозяйства: формирование корпоративной культуры, наращивание производства экологически чистой продукции, лесная сертификация, расширение форм партнерства в реализации социальных программ, улучшение качества среды обитания и др. Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, корпоративная социальная ответственность, лесное хозяйство, лесопользование, экология, природные ресурсы, среда обитания, социально ответственный маркетинг.
На современном этапе прогресса экономических систем производители благ и услуг используют в своей деятельности принципы и подходы концепции социальной ответственности бизнеса (СОБ), или корпоративной социальной ответственности (КСО). Связано это с осознанием того, что помимо финансовых надо учитывать общественные и экологические критерии благосостояния, а также с провозглашением перехода к устойчивому развитию [1]. Потенциал Беларуси признается довольно высоким за счет географического положения, сохранившихся природных комплексов, значительного интеллектуального капитала. Особая роль при этом отводится лесному хозяйству, поскольку сама длительность выращивания леса предполагает социальную ответственность производства, направленность его на удовлетворение потребностей будущих поколений.
Мировая экономическая система всегда стремилась избежать негативных последствий истощения природных ресурсов и снижения производительности труда в ухудшающихся экологических условиях. Чрезмерное потребление, постоянно подкрепляемое коммерческой рекламой, приводит к сокращению объема и качества природных ресурсов, вызывает экологические проблемы, ухудшение качества окружающей среды, а в долгосрочной перспективе - снижение материального благосостояния и качества жизни в целом. В связи с этим в ХХ в. были выдвинуты социальные и экологические критерии благосостояния [ 1], в 1990-х гг. возник экологический маркетинг.
Заметный рост мотивации нового типа потребления наблюдался в 2006-2007 гг. Об этом свидетельствует, в частности, резкое двукратное увеличение интернет-запросов «green marketing».
Для Беларуси важно создать такую систему реализации СОБ, которая, учитывая зарубежный опыт, ориентировалась бы на наиболее передовое понимание обязательств перед обществом. Согласно Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь (НСУР-2020), в нашей стране формируется «высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием,
заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде» [3], которая гарантирует благосостояние работающим и социальное обеспечение нетрудоспособным, и основана на взаимных интересах личности и общества. Правительство Беларуси ежегодно утверждает важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития республики.
Одним из недостатков значительного государственного вмешательства в экономику считается излишняя централизация принятия решений, когда увеличивается время, необходимое для их внедрения и появления результатов. Кроме того, при передаче по разным уровням управляющей системы часть информации теряется. Повышению социальной ответственности способствует расширение полномочий «на местах». В практической деятельности компаний «зеленый» маркетинг может считаться одним из возможных стратегических направлений роста. При этом для достижения коммерческого успеха следует внимательно относиться к формированию ожиданий клиентов и контактных аудиторий, чтобы удовлетворить наиболее важные из них и избежать необоснованных.
В то время как в рыночных странах, где предприятия долгое время использовали концепцию классического маркетинга, в отношениях между фирмами и домашними хозяйствами превалируют проблемы излишнего давления продавца на покупателя (потакание нездоровым
потребностям, нарушение права на свободный, осознанный выбор товара и т.п.), в Беларуси актуальны проблемы повышения предпринимательской активности и ускорения развития производства для повышения доступности товаров и обеспечения населения рабочими местами.
Особенности лесного хозяйства
Социальная ответственность лесного хозяйства обусловлена его спецификой. Главная задача субъектов отрасли - воспроизводство лесного фонда, который удовлетворяет экономические, экологические, культурные, бытовые и другие потребности общества. Этому способствуют разные виды лесопользования, такие как заготовка древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов; сбор древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и др. Кроме того, участки лесного фонда предоставляются для охотничьего хозяйства; в научно-исследовательских и учебно-опытных целях; для культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных мероприятий.
Воспроизводство лесов обеспечивается за счет средств государственного бюджета и коммерческой деятельности лесхозов.
Направления реализации корпоративной социальной ответственности
Усиление роли лесного хозяйства Беларуси в жизни общества может быть основано на развитии и расширении деятельности его субъектов
в нескольких направлениях, которые анализируются в настоящем исследовании.
Корпоративная культура. В первую очередь следует сосредоточиться на кадровой политике, предполагающей наличие широких возможностей не только для обучения, но и для повышения квалификации работников лесной отрасли. Важно поднимать престиж профессии, используя материальное и моральное стимулирование производительного труда; развивать корпоративную культуру, поддерживая хорошие традиции, в том числе отраслевые печатные издания («Белорусская лесная газета» и журнал «Лесное и охотничье хозяйство»), форменный стиль в одежде.
Любая экономическая система опирается на социальные и культурные особенности народа, морально-нравственные ценности, систему мотивации, общепринятые механизмы управления процессом воспроизводства [4]. Отношение общества к субъекту хозяйствования в значительной степени определяется его вкладом в отечественное развитие.
Социальный отчет. В соответствии с международно признанными стандартами, в общем виде такие отчеты должны содержать показатели, характеризующие трудовые отношения, уровень безопасности труда персонала в организации, компании, мероприятия по охране и восстановлению окружающей среды, вовлеченность во внешние социальные программы [5].
Производство и занятость населения. Осознание людьми значения
качественной экологически чистой продукции из местного сырья (лесо-, пиломатериалов, других изделий из дерева, угля древесного, елей новогодних, древесных соков - березового и кленового, плодов, орехов и ягод, грибов, дикорастущих растений, меда и др.) способствует росту ее выпуска. При этом собственно лесо-хозяйственные учреждения не обязательно должны производить все сами. Они могут оказывать консультационную помощь и содействие лицам, занимающимся, например, побочным лесопользованием. Развитие его многообразных форм обеспечит повышение уровня занятости населения, в том числе как за счет новых направлений (например, экологического и агроту-ризма), так и за счет стимулирования традиционных видов самозанятости и индивидуального предпринимательства, таких как пчеловодство, охота и рыболовство, сбор пищевых и лекарственных даров из кладовой природы. Данные виды деятельности имеют еще и культурное и экологическое значение.
Государственное партнерство. В функции лесхозов как госучреждений входит уход за особо охраняемыми лесными территориями, благоустройство мест рекреации в лесу, пропаганда среди населения экологически этичного поведения. Работа школьных лесничеств, проведение экологических конкурсов ориентированы на обучение и воспитание подрастающего поколения. Леса неразрывно связаны с таким культурным наследием Беларуси, как народные традиции, знания, умения, материальные и духовные ценности,
памятники исторических событий, произведения искусства и т.д.
Субъекты лесного хозяйства содействуют реализации государственной социальной политики, предоставляя возможности для культурной, научной и образовательной деятельности; рекреации и бальнеотерапии (в частности, детского и семейного отдыха и оздоровления); для привлечения к труду людей с ограниченными возможностями (инвалидов, престарелых и т.п.), что повышает качество их жизни.
Формирование условий для улучшения качества среды обитания. Лес - одна из основных составляющих географического ландшафта Европы. Стабильное функционирование природно-хозяйственного комплекса базируется на гармоничном сочетании всех его компонентов, на создании так называемого «природного каркаса» территории [6]. Экологическую концепцию его формирования можно представить как поддержание в состоянии саморегулирующихся систем всех характерных для региона природных сообществ, способных обеспечить сохранение и развитие биоразнообразия, при их пространственной организации в виде сети из сообщающихся между собой элементов. Естественное протекание круговоротов веществ и энергии в одних частях региона будет поддерживать экологическое равновесие в других, где ведется интенсивная хозяйственная деятельность [7].
Институтом экспериментальной ботаники НАН Беларуси на основе современных знаний разработаны принципы экологически
ориентированного зонирования земель лесного фонда и изменения технологии лесохозяйственных работ. Отечественными учеными экологический каркас лесной территории определяется как «совокупность территориальных элементов (участков), обеспечивающих сохранение, восстановление, приумножение и распределение компонентов биологического разнообразия в лесных комплексах, а также выполнение лесными экосистемами их экологических функций, и имеющая при этом каркасно-контур-ную организацию, более или менее замкнутую в пространстве и образующую единую пространственную и функциональную сеть (каркас), увязанную со структурой ландшафта (гидрографической сетью, геоморфологической структурой, почвенным покровом, примыкающими сельскохозяйственными, урбанизированными и другими землями, характером и интенсивностью антропогенного воздействия)» [8]. Концепция ландшафтного планирования предполагает, что элементы экосистемы приобретают экологическую ценность не сами по себе, а в рамках конкретной территории. В соответствии с разработанными принципами зонирования предлагается выделить шесть категорий участков земель лесного фонда и для каждой определить режим хозяйствования.
Лесная сертификация дает экономический, экологический и социальный эффект. Она обеспечивает внедрение в производство более передовых и признанных на мировом уровне технологий, методов управления и планирования, что способствует
42
сохранению и увеличению биоразнообразия. Кроме того, она является залогом выполнения инструкций по охране труда и здоровья работников. Развитие сертификации стимулируется ростом спроса на экологически этичную лесопродукцию в целом, а также экологоориентирован-ными госзакупками во многих странах, экорейтингами компаний, системами отслеживания происхождения древесины и другими механизмами. Сертификация гарантирует сбыт на перспективных рынках. Ценовое стимулирование при этом не играет большой роли, так как за исключением некоторых видов мебели из особых пород дерева, мелованной бумаги и еще нескольких видов изделий, цены на сертифицированную и аналогичную несертифициро-ванную продукцию сравнимы (разница составляет от 2-3 до 5-10%) [9]. Выбор потребителями сертифицированных товаров (например, закупка бумаги) демонстрирует их экологическую ответственность.
Отношение к сертификации неоднозначное. Ее рассматривают как метод борьбы за рынок, она признается одним из самых эффективных стимулов экологической ориентации и повышения КСО в отрасли. Хотя многие лесовладельцы Европы считают, что их практика ведения хозяйства уже содержит «принципы устойчивости» и нет необходимости в дополнительной экспертизе [2], доля сертифицированной продукции в мировом экспорте лесоматериалов и площади сертифицированных лесов постоянно растут.
В нашей стране лесная сертификация осуществляется
в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь и основных международных правил. С учетом требований Лесного попечительского совета (ББС) сертифицировано 65 лесхозов, это свыше 5 млн га, или более 62,1% всего лесного фонда Министерства лесного хозяйства. По схеме Общеевропейского совета по лесной сертификации (РЕБС) получили документы системы лесоуправ-ления и лесопользования 91 лесхоза (общая их площадь 7,7 млн га), сертификаты РЕБС на продукцию имеют 83 лесхоза [10].
Улучшению качества среды обитания и укреплению здоровья людей будут способствовать также популяризация отдыха на природе, производство экологичной продукции, освоение возобновляемых
источников топлива и материально-сырьевых ресурсов.
С учетом сказанного можно выделить ряд общих требований к ведению экономической деятельности в рамках КСО. Это строгий учет всех (экологических, социальных и экономических) результатов хозяйственных мероприятий; гармонизация удовлетворения потребностей во времени (без ущерба последующим поколениям) и пространстве (без ущерба населению соседних регионов, развивающихся стран и Земли в целом). Повышение корпоративной социальной ответственности субъектов лесного хозяйства позволит увеличить благотворное влияние отрасли на развитие белорусского общества в целом. СИ
Статья поступила в редакцию 18.10.2016 г.
The authors consider the conceptual principles of the corporate social responsibility (CSR) in business and forestry entities. The possible ways to expand the CSR of the forestry entities have been proposed: formation of corporate culture, increase in the production of environmentally friendly products, forest certification, new forms of partnership in implementing social programs, improving quality of the habitat, etc.
http://innosfera.by/2017/11/forestry
ЛИТЕРАТУРА
1. Цели развития тысячелетия: доклад за 2015 год // http:// www.un.org/ru/millenniumgoals/mdgreport2015.pdf.
2. Устойчивое управление лесным хозяйством: научные основы и концепции: учеб. пособие / А.С. Алексеев [и др.]; под общ. ред. А.В. Селиховкина.— СПб., 1998.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).- Минск, 2005.
4. Тимофеев А.В. Развитие крупной компании - фактор формирования социально-ориентированной экономики // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. №4. С. 91-106.
5. Хонякова Н. Советы консультанта: Отчет об устойчивости бизнеса // https://www.vedomosti.ru/ newspaper/ articles/2005/04/13/ sovety-konsu lta nta-otchet-ob-ustojchivosti-biznesa.
6.
Редковская 0. Экологическая оптимизация ландшафта с помощью особо охраняемых природных территорий // Лесное и охотничье хозяйство.2000. №1. С. 17-18.
7. Дыскин Б.М.Экологические принципы территориальной организации Белорусского региона.- Минск: БелНИИНТИ, 1991.
8. Концепция экологического каркаса лесных территорий - теоретическая основа сохранения биоразнообразия в практике лесного хозяйства / А.В. Пугачевский [и др.] // Природопользование и охрана окружающей среды: сб. ст. Результаты выполнения заданий по ГНТП / НАН Беларуси.- Минск, 2000. С. 47-48.
9. Определение стоимости работ по лесной сертификации / И.Г. Русова [и др.] // http://old.forest.ru/rus/sustainable_forestry/ certification/stoim.html.
10. Развитие лесной сертификации в Республике Беларусь // http://www.mlh.by/ru/certification/development.html.