Научная статья на тему 'Лесное хозяйство республики Беларусь: современное состояние и стратегические направления развития'

Лесное хозяйство республики Беларусь: современное состояние и стратегические направления развития Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
821
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / FORESTRY / INVESTMENT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Малашевич Д.Г., Дашкевич Е.А.

В статье представлена характеристика отрасли лесное хозяйство Республики Беларусь, современное состояние, инвестиционная деятельность и стратегические направления развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лесное хозяйство республики Беларусь: современное состояние и стратегические направления развития»

УДК 630

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Малашевич Д.Г., Дашкевич Е.А. (Белорусский государственный технологический университет, г. Минск, Республика Беларусь)

Malashevich D.G., Dashkevich D.G. (Belarusian State Technological University)

В статье представлена характеристика отрасли лесное хозяйство Республики Беларусь, современное состояние, инвестиционная деятельность и стратегические направления развития.

The article presents the characteristics of the industry of Forestry, current status, investment and strategic direction.

Ключевые слова: лесное хозяйство, инвестиции, эффективность Key words: Forestry, investment, efficiency

Лесное хозяйство Республики Беларусь - это развивающаяся отрасль национальной экономики, которая не только обеспечивает потребности народного хозяйства и населения в древесных и других продуктах леса, но и выполняет важные экологические и социальные функции.

Общая площадь лесного фонда Республики Беларусь по состоянию на 01.01.2016 составляет 9549,2 тыс. га, покрытые лесом земли занимают 8239,8 тыс. га. Лесистость - 39,7 %. Доля охраняемых и защитных лесов от общей площади лесного фонда составляет 52,2 %. Общий запас древесины

-5

составляет 1739 млн. м , на одного жителя Республики Беларусь приходится

-5

183 м /чел. Вклад лесного сектора в ВВП оценивается в 2,7 %.

Основной лесообразующей породой в лесном фонде республики является сосна, занимающая 50,6 % покрытых лесом земель, береза - 23,2 %, ель - 9,3 %, ольха черная - 8,6 %, дуб - 3,4 %. На долю остальных пород приходится 4,9 % покрытых лесом земель. Искусственно созданные леса занимают 23,9 %.

С каждым годом улучшаются качественные показатели лесов: запас на 1

3 3

га возрос с 2009 года на 15 м3 и составляет 212 м3/га, средний возраст увеличился с 50 до 54 лет. С 1991 года происходит постепенное выравнивание возрастной структуры лесов, причем доля спелых древостоев, являющихся базой лесозаготовок, составила на 01.01.2016 года 16 %.

По оценкам Государственного лесного кадастра по состоянию на 01.01.2016 года стоимость стволовой древесины составила 5,4 млрд. долл. США, а с учетом пищевых, кормовых ресурсов и лекарственного сырья стоимость лесных ресурсов составила 12,2 млрд. долл. Положительная динамика показателей лесного фонда является результатом рациональной, эффективной, целенаправленной лесной политики, проводимой в Республике Беларусь.

Лесной фонд республики Беларусь находится в ведении семи лесофондодержателей. Основная площадь (88 %) находится в ведении юридических лиц, ведущих лесное хозяйство в составе Министерства лесного

хозяйства (98 лесхозов); 7,9 % - в ведении Управления делами Президента Республики Беларусь; 2,3 % - в ведении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. На долю каждого из остальных лесофондодержателей приходится менее 1 % площади лесного фонда.

В настоящее время совершенствуется нормативно-правовая и техническая база лесного хозяйства с учетом развития современных методов, технологий и технических средств в отрасли. В 2014 году был утвержден Стратегический план развития лесного хозяйства на период с 2015 по 2030 годы, который был разработан в целях формирования высокопродуктивных и устойчивых лесов, сохранения и эффективного использования их биологического и ландшафтного разнообразия с учетом климатических изменений и интересов «зеленой» экономики, многоцелевой и комплексной системы.

В 2015 году был принят новый Лесной кодекс, который учитывает интересы не только потребности экономики в лесных ресурсах, но и экологические требования использования природных ресурсов, а также социальные требования к лесам, т.е. возможность использовать леса в рекреационных целях гражданами страны с учетом принципов устойчивого (рационального) управления лесами.

Нормами Лесного кодекса предусмотрены некоторые изменения в ведении хозяйственной деятельности, такие как:

- установление приоритета лесовосстановления над лесопользованием (внесена дополнительная глава, которая значительно усиливает требования по воспроизводству лесов, семеноводству лесных растений, выращиванию посадочного материала);

- значительное усиление требований по охране лесов (на территории лесного фонда вводятся запреты на складирование снега, содержащего песча-но-солевые смеси, противоледные реагенты, мойку транспортных средств, размещение скотомогильников, устройство летних лагерей для сельскохозяйственных животных, складирование удобрений, загрязнение лесов сточными водами, химическими и иными веществами, размещение отходов);

- изменение классификации лесов в зависимости от выполняемых лесами функций (по аналогии с развитыми странами упраздняются группы лесов, категории защитности лесов (было 15), особо защитные участки леса (было 18), взамен этого вводятся 4 категории лесов: природоохранные леса, рекреационно-оздоровительные леса, защитные леса, эксплуатационные леса;

- стимулирование развития рынка лесных услуг (усовершенствованы вопросы привлечения граждан и организаций для оказания услуг по проведению лесохозяйственных мероприятий и лесопользованию на основании гражданско-правового договора.)

Лесная сертификация осуществляется в соответствии с требованиями международной схемы Лесного попечительского совета (ББС) - сертифицирован 81 лесхоз (81,6 % всего лесного фонда Министерства лесного хозяйства) и в рамках Системы лесной сертификации Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, признанной Общеевропей-

ским советом по лесной сертификации (РЕБС), сертифицированы 95 лесхозов Министерства лесного хозяйства.

Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь разработаны государственные и отраслевые программы с целью решения проблемных вопросов развития лесного хозяйства, повышения его вклада в экономику республики, повышения собственных доходов за счет более эффективного использования ресурсного потенциала лесов.

Реализация мероприятий государственных и отраслевых программ невозможна без привлечения инвестиций. Источниками инвестиций являются собственные средства лесхозов, заемные средства в виде кредитов банков, лизинг, средства республиканского бюджета (только строительство лесных дорог). Приоритетными направлениями инвестиционной деятельности в лесном хозяйстве являются: техническое перевооружение лесохозяйственного, лесозаготовительного и деревообрабатывающего производств, строительство ле-сохозяйственных дорог, создание и развитие инфраструктуры по заготовке и доставке древесного топлива в республике, развитие инфраструктуры охотничьего хозяйства, жилищное строительство.

Лесовосстановление, охрана от пожаров и болезней леса. За последние 5 лет в результате работы в области воспроизводства лесов площадь покрытых лесом земель увеличилась на 375,6 тыс. га увеличилась лесистость с 38 % до 39,7 %.

Основные объемы инвестиций использованы на приобретение техники для подготовки почвы, ухода за лесными культурами, техническое переоснащение и развитие инфраструктуры питомнического хозяйства, строительство новых питомников и теплиц в целях выращивания посадочного материала для создания лесных культур, декоративного посадочного материала, выращивания посадочного материала с закрытой корневой системой. В результате лесное хозяйство обеспечено полностью собственным посадочным материалом, ежегодная реализация на экспорт составляет 33 млн. шт., в целом питомническое хозяйство является окупаемым.

В лесхозах отрасли завершен переход на выращивание крупномерного посадочного материала ели европейской для создания с его использованием всех лесных культур данной древесной породы. Применение крупномерного посадочного материала ели обеспечивает экономию финансовых средств на проведение уходов, сокращает сроки выращивания.

С 2015 года в отрасли начато активное внедрение технологий по созданию и дополнению лесных культур посадочным материалом с закрытой корневой системой.

Также инвестиции направляются в создание автоматизированной системы слежения и раннего обнаружения лесных пожаров дистанционными методами с использованием современных средств видеонаблюдения, навигационных систем и информационно-коммуникационных технологий. Осуществляется техническое переоснащение пожарно-химических станций лесхозов. Особую актуальность в 2015 году приобрели трансграничные пожары на рубеже с Украиной, которые составили 58 % от общей площади пожаров.

Строительство лесных дорог. В лесном хозяйстве за 2011-2015 годы построено и введено в эксплуатацию 570,1 км лесных дорог, причем 75,6 % расходов за счет собственных средств. Строительство дорог в республике по-

-5

зволяет дополнительно заготавливать более 2,8 млн. м древесины в год, своевременно вести лесовосстановительные работы и необходимый уход за лесом, обеспечивает эффективную борьбу с пожарами и вредителями леса, способствует более полному использованию побочных продуктов леса. Экономия на транспортных расходах составляет 5-7 %. В большинстве случаев лесохозяйственные автодороги являются одновременно дорогами общего пользования, связывающими сельские населенные пункты, поэтому имеют важное значение для развития сельской местности.

Лесозаготовительное производство. В лесхозах Республики Беларусь организовано комплексное лесного хозяйства. В целях повышения доходности с 2013 года в отрасли начался переход на реализацию древесины только в заготовленном виде, что обеспечивает максимальный экономический эффект по сравнению с продажей леса на корню. Создан рыночный механизм обеспечения деревообрабатывающих предприятий древесным сырьем, основанный на обязательной продаже древесины в заготовленном виде на биржевых торгах.

Накопление запасов спелой древесины в лесах республики Беларусь, внедрение передовых технологий лесозаготовок, оснащение организаций современной специализированной операционной техникой и увеличение объемов строительства лесных дорог создают предпосылки для увеличения ежегодных объемов заготовки древесины. В Республике Беларусь созданы условия для развития рынка услуг и контрактных отношений по лесозаготовкам, организации совместных и иностранных предприятий для оказания услуг по заготовке древесины. Во всех лесхозах завершена организация лесопунктов в качестве отдельных структурных подразделений.

В 2015 году в лесах Министерства лесного хозяйства заготовлено 17,2

3 3

млн. м древесины, в том числе 13,5 млн. м заготовлено лесхозами (78%), при этом 46 % древесины заготавливается многооперационной техникой. Помимо лесхозов республики, которые являются основными лесозаготовителями в стране, этой сферой деятельности занимаются и другие организации, частные компании, индивидуальные предприниматели. Уже сегодня к этому направлению проявляют интерес лесозаготовители из стран Балтии, дальнего зарубежья и белорусские компании.

Переработка древесины. Реализация инвестиционных проектов в деревообработке позволяет расширить ассортимент и повысить качество выпускаемой продукции, создать дополнительные рабочие места в малых городах и сельской местности, вовлечь в переработку невостребованную в республике древесину, повысить эффективность использования лесосырьевых ресурсов. Создание экспортоориентированных производств по выпуску древесных брикетов, гранул (пеллет) и другого прочего твердого топлива увеличивает выручку от реализации продукции, обеспечивает не только снижение доли импортируемых энергоресурсов, но и повышает энергоэффективность экономи-

ки и уровень энергетической безопасности страны. Созданные мощности по производству местных видов топлива в лесхозах отрасли позволят к 2017 году заменить импортируемые энергоносители на местные виды топлива в объ-

-5

еме 1,5 млн. м или 450 тыс. тонн условного топлива, обеспечить бесперебойную работу действующих и создаваемых энергоисточников, работающих на древесном топливе.

Охотничье хозяйство. В настоящее время достигнута окупаемость охотничьего хозяйства за счет расширения сферы туристических услуг, развития охотничьей инфраструктуры, включая строительство охотничьих комплексов. С каждым годом увеличиваются объемы, качество услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь и иностранным туристам.

Реализация всех вышеперечисленных направлений повысила эффективность ведения лесного хозяйства. Доля бюджетных средств в расходах снизилась за 5 лет на 10% и составляет сейчас 30%, что соответствует мировому опыту и проценту неокупаемых расходов на ведение лесного хозяйства, связанных с лесоустроительными работами, лесохозяйственными рубками (осветление, прочистка), лесовосстановлением и лесоразведением, лесной мелиорацией, противопожарными мероприятиями.

Таким образом, лесное хозяйство Республики Беларусь решает государственные задачи в области воспроизводства, охраны и защиты лесов, рационального использования лесных и охотничьих ресурсов и вносит весомый вклад в обеспечение экономической, экологической и продовольственной безопасности страны.

Белорусская модель государственного управления комплексным лесным хозяйством способствует повышению эффективности использования лесных ресурсов, развитию инфраструктура лесного фонда и росту вклада лесного сектора в экономику страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.