НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Малашевич Д.Г. (БГТУ, г.Минск, Республика Беларусь)
This article is devoted to investment politic of Forestry ministry of Republic Belarus. We introduce readers with current situation and development of investment activates of forestry enterprises.
Обладая разнообразными природными и лесными ресурсами, Республика Беларусь проводит политику либерализации экономики и международного сотрудничества. В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. В 2008 г. Республика Беларусь вошла в 10-ку стран-реформаторов бизнес-климата в рейтинге Всемирного банка и заявила о своем твердом намерении продолжать реформы с целью войти в 30-ку стран с наилучшими условиями ведения бизнеса.
В июле 2008 года был начат новый этап приватизации, который нацелен на привлечение иностранных инвесторов в различные сектора экономики. Инвестиционные гарантии предоставляются инвесторам как государственной, так и частной формы собственности. Власти провели ряд реформ, упростив систему регистрации предприятий, лицензирования отдельных видов экономической деятельности, отказавшись от института «золотой акции» государства в управлении хозяйственными обществами. Введенный принцип «одного окна» сократил количество бюрократических процедур. С 2008 года банки Республики Беларусь перешли на принципы раскрытия информации согласно международным стандартам. Переход хозяйствующих субъектов на международные стандарты финансовой отчетности планируется со следующего года.
Среди других реформ: либерализация условий хозяйственной деятельности в сельской местности, в малых и средних городах численностью населения до 50 тысяч человек, упрощение условий работы в свободных экономических зонах, утверждение порядка льготной продажи инвесторам неиспользуемых объектов недвижимости и устойчиво убыточных предприятий.
Правительство направляет усилия на упрощение системы уплаты налогов и снижение налоговой нагрузки. Всего в 2006-2010 гг. будет отменено 20 налогов, а общее количество оставшихся налогов составит 27. Из них регулярно уплачиваемых останется только 8 налогов. Таким образом, по оценке Министерства финансов Беларуси, налоговая нагрузка на экономику снизится с 34 % в 2006 г. до 28 % в 2010 г., или на 6 %.
Основными факторами инвестиционной привлекательности в Беларуси являются:
- социальная, политическая и экономическая стабильность, отсутствие конфликтов межнационального или религиозного характера;
- законодательная и организационная обеспеченность инвестиционного процесса; развитый научно-технический, промышленный и экспортный потенциал;
- развитая система транспортных автомобильных и железнодорожных коммуникаций;
- высококвалифицированная и относительно недорогая рабочая сила;
- единое таможенное пространство с Россией;
- экономическая и историческая интеграция Беларуси со странами СНГ.
Лесное хозяйство обладает привлекательными условиями для реализации
инвестиционных проектов и совместного ведения бизнеса. По ряду показателей, характеризующих лесосырьевые ресурсы, Беларусь входит в десятку ведущих ле-сосырьевых государств Европы. Общая площадь покрытых лесом земель в лесном фонде Министерства лесного хозяйства составляет 6934,9 тыс. га. Общий запас насаждений составляет 1318 млн. м3. Свыше 60 % лесов республики представлены хвойными насаждениями. Все леса в Беларуси являются исключительной собственностью государства.
В результате целенаправленной политики лесовосстановления и лесоразведения структура лесного фонда соответствует оптимальному соотношению видов земель, сохраняется формационная структура лесов и их биоразнообразие, повышается устойчивость и продуктивность. Покрытые лесом земли в общей площади лесного фонда возросли за послевоенный период с 74 до 87 % , а лесистость территории увеличилась с 21,5 до 38 %. Доля искусственно созданных лесов в лесном фонде составляет 23,1 %.
Ежегодно Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь разрабатывается инвестиционная программа с целью решения проблемных вопросов развития лесного хозяйства, повышения его вклада в экономику Республики, повышения собственных доходов за счет более эффективного использования ресурсного потенциала лесов.
Приоритетными направлениями инвестиционной деятельности в лесном хозяйстве являются: строительство лесохозяйственных дорог, техническое перевооружение лесохозяйственного, лесозаготовительного и деревообрабатывающего производств, дальнейшее создание и развитие инфраструктуры по заготовке и доставке древесного топлива в республике и развитие инфраструктуры охотничьего хозяйства. В структуре источников финансирования инвестиций уменьшается доля бюджетного финансирования с 24,9 в 2007 году до 10,9 % в первом полугодии 2009 г. и доля собственных средств с 56,5 до 48,9 %, а доля заемных источников (в том числе и иностранных кредитных линий) возрастает с 12,9 до 39,1 % за этот же период.
Протяженность дорог в лесном фонде Республики Беларусь в 2 раза ниже оптимальной для осуществления интенсивной хозяйственной деятельности и полного освоения лесосырьевых ресурсов. Общая густота дорожной сети в лес-фонде Беларуси составляет 0,2 км на 100 га общей площади. В Латвии этот показатель равен 1 км на 100 га, в Северной Европе - 3 км на 100 га, в Германии - 3,6 км на 100 га. Хорошо развитая сеть лесохозяйственных дорог позволяет не только более полно использовать расчетную лесосеку, но и своевременно вести лесо-восстановительные работы, налаживать необходимый уход за лесом, обеспечивать эффективную борьбу с пожарами и вредителями леса, способствует более полному использованию побочных продуктов леса. Экономия на транспортных
расходах составляет 5-7 %. В большинстве случаев лесохозяйственные автодороги являются одновременно дорогами общего пользования, связывающими сельские населенные пункты и следовательно имеют важное значение для развития села. Министерством лесного хозяйства реализуется «Программа транспортного освоения лесного фонда и строительства лесохозяйственных дорог в лесах Республики Беларусь на период до 2010 года». За 2007-2008 годы в лесном фонде построена и введена в эксплуатацию 41 лесохозяйственная автодорога общей протяженностью 203 км.
Министерство лесного хозяйства, реализуя возложенные на него функции по увеличению продаж древесины в заготовленном виде, ежегодно направляет финансовые ресурсы на развитие и создание собственных лесозаготовительных производств. Инвестиции в лесозаготовительное производство занимают наибольший удельный вес в общей структуре инвестиций в основной капитал, их доля за 2007-2008 годы составила 32%. Ежегодная закупка основных видов специализированной лесозаготовительной техники и оборудования позволяет максимально механизировать процессы заготовки и транспорта леса и ежегодно увеличивать объемы заготовки древесины. В период с 2007 по 1-е полугодие 2009г. произведена закупка 10 харвесторов, 32 форвардеров, 122 сортиментовозов, 286 погрузочно-транспортных машин, а также 786 единиц прочей техники на сумму 87 млрд. бел. руб.
В настоящее время реализуется «Программа повышения эффективности работы деревообрабатывающих производств (цехов) Министерства лесного хозяйства на 2007-2010». Большая часть из них была создана в 70-80 годы прошлого столетия, имеет морально устаревшее и физически изношенное оборудование. Наиболее развитые цеха модернизируются, на их базе организуется выпуск высококачественной пилопродукции, оцилиндрованной древесины и изделий из нее, деревянных полуфабрикатов. Это способствует более комплексному и эффективному использованию древесного сырья и созданию новых рабочих мест в малых городах и сельских населенных пунктах. Суммарные инвестиции в развитие деревообработки составили 22,4 млрд. бел. руб. с 2007 по 1-е полугодие 2009г.
Одним из направлений повышения эффективности лесной отрасли является увеличение использования древесных топливных ресурсов, создание развитой инфраструктуры для заготовки и транспортировки до непосредственных потребителей древесного топливного сырья. Государственной комплексной программой модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 годах предусмотрено строительство 16 энергоисточников, работающих на древесном топливном сырье. Обеспечению создаваемых энергоисточников топливом должно способствовать создание за счет инвестиционных средств в лесном хозяйстве структур по подготовке и доставке древесного топлива. Суммарная мощность всех созданных в отрасли производств по выпуску щепы (по состоянию на 1.01.2009 г. производства по выпуску щепы созданы в 27 лесхозах) составляет 398 тыс. куб. м. За 2008 год в лесхозах отрасли создано 9 производств по выпуску древесной топливной щепы мощностью 190 тыс. куб. м щепы в год. В связи с наличием спроса на
внешнем рынке на древесные топливные гранулы (пеллеты) наиболее перспективным направлением является создание таких производств.
Площадь охотничьих угодий в системе Минлесхоза составляет 3365,3 тыс. га. В Беларуси охота разрешена на 53 вида диких животных, в том числе на 22 вида млекопитающих и 31 вид птиц. Организацией коммерческой или трофейной охоты на любые виды дичи в системе министерства лесного хозяйств занимаются 80 охотхозяйств, главным конкурентным преимуществом которых является расположение в центре Европы. Лесоохотничьи угодья обеспечивают рациональное использование и воспроизводство ресурсов не только растительного, но и животного происхождения. Доходы охотхозяйств, полученных от иностранного туризма с каждым годом увеличиваются и в 2009 г. составили 950 млн. бел. руб. Дальнейшее развитие инфраструктуры охотничьего хозяйства позволит увеличить доходы от иностранного туризма.
Важное значение имеет использование второстепенных ресурсов леса, которое включает заготовку дикорастущих плодов и ягод, грибов, лекарственного сырья, березового сока, продукции пчеловодства и других пищевых лесных ресурсов. В последние годы увеличился экспорт пищевых и лекарственных продуктов леса: за рубеж реализуется около 80% грибной продукции (в основном лисичка настоящая и белый гриб) и более 30% дикорастущих плодов и ягод (главным образом черника), однако побочное пользование имеет большие резервы. Ежегодно на землях лесного фонда Беларуси произрастает до 50 тыс. тонн ягод и плодов, около 60 тыс. тонн съедобных грибов и примерно 90 тыс. тонн лекарственного сырья; биологические ресурсы березового сока составляют 480 тыс. тонн. Медо-продуктивность лесных угодий лесфонда оценивается в 36 тыс. т. и возможное к содержанию количество пчелосемей в лесах лесфонда может составить 180 тыс. шт. Фактическое наличие пчелосемей в системе Министерства лесного хозяйства составляет порядка 8-10 тыс. шт.
Леса Беларуси - не только источник возобновляемых сырьевых и энергетических ресурсов. Это сокровищница биологического и ландшафтного разнообразия, важный средообразующий и природоохранный фактор. Леса 1-й группы, выполняющие преимущественно природоохранную роль, занимают половину лесного фонда Республики Беларусь. Леса заповедников, национальных парков, заказников республиканского значения занимают 15,4 % лесного фонда страны. На территории Республики Беларусь действует ряд Национальных парков (Беловежская пуща, Браславские озера, Нарочанский, Припятский) и заповедников (Бере-зинский биосферный, Полесский). В связи с чем важнейшим фактором планирования хозяйственной деятельности в республике является сохранение уникальной экосистемы.
Главная задача развития лесного хозяйства Республики Беларусь на ближайшую перспективу - повышение конкурентоспособности лесхозов на базе активизации инвестиционной деятельности и кардинального обновления основных фондов, модернизации действующих и создания новых производств по переработке лесных ресурсов.