Научная статья на тему 'Корпоративная социальная ответственность: проблема взаимодействия бизнеса и государства'

Корпоративная социальная ответственность: проблема взаимодействия бизнеса и государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
974
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВО / ГЛОБАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА ПО ОТЧЕТНОСТИ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ДОГОВОР ООН / SOCIAL RESPONSIBILITY / BUSINESS / STATE / GLOBAL REPORT INITIATIVE / UN GLOBAL CONTACT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крамарова Елена Николаевна

Рассмотрены существующие подходы к определению корпоративной социальной ответственности. Определены формы взаимодействия бизнеса и государства в социальной сфере, показаны типичные формы проявления социальной ответственности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY: PROBLEM OF INTERACTION OF BUSINESS AND STATE

The article examines existing in scientific literature approaches to the definition of corporate social responsibility. The article defines form of interaction of business and state in social sphere. Social responsibility considers as an indicator of civilization of business factor of creation favorable conditions for it effective activity. The author show typical forms of display of social responsibility in Russia.

Текст научной работы на тему «Корпоративная социальная ответственность: проблема взаимодействия бизнеса и государства»

В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ придается значение в ослаблении бедности населения такой социально-экономической практики как благотворительная деятельность, которая по своим формам динамично развивается в Ростовской области.

Однако, не все регионы способны учитывать и использовать данный инструмент борьбы с бедностью. Между тем, благотворительность как одну из мер в системной поддержке граждан следует рассматривать не только на микроуровне, но и на макроуровне.

Любые экономические изменения и нововведения должны отвечать запросам современной российской действительности. В противном случае, как показывает практика, поведение экономических субъектов рыночных отношений не всегда рационально, а зачастую может быть девиантно. Из этого следует, что благотворительность и ее формы должны иметь эффективную институциональную организацию. Это позволит развивать благотворительную деятельность так, чтобы можно было получать реальный положительный синергетический эффект в поддержке недостаточно защищенных слоев населения.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Справочно правовая система Консультант-Плюс.

2. Моисеев В.В. Борьба с бедностью в современной России // Социология власти. 2011. № 3. С. 35-36.

3. Адам Смит // http://ru.wikipedia.org/wiki.

4. Бедность // http://ru.wikipedia.org/wiki.

5. О явлении бедности и о научном рассмотрении этого явлении // http://ru.wikipedia.org/wiki/Бедность.

6. Почему в богатой России народ живёт в нищете? // ИНоУ/сшт-news.ru/2011/03/narod-v-nishhete.

7. Прожиточный минимум вырос на 0,5 % //

http://102banka.ru/newsline/435792.html.

8. Кашин В.И. 80 % населения России живет за чертой бедности // http://kprf.ru/dep/91680.html

9. Полезная газета. 2011. 28 октября.

УДК 316.3

Крамарова Е. Н., м.н.с. ЮНЦ РАН

Корпоративная социальная ответственность: проблема взаимодействия бизнеса и государства

Рассмотрены существующие подходы к определению корпоративной социальной ответственности. Определены формы взаимодействия бизнеса и государства в социальной сфере, показаны типичные формы проявления социальной ответственности в России.

Ключевые слова: социальная ответственность, бизнес, государство, глобальная инициатива по отчетности, глобальный договор ООН.

В настоящее время уже никто не пытается оспаривать тот факт, что социальная ответственность и социальное партнерство - это основа бизнеса в каждой высокоразвитой стране. Часть российских предпринимателей принимает этику социаль-

189

ной ответственности бизнеса и частно-государственного партнерства как аксиому. Однако необходимо отметить, что до недавнего времени в нашей стране традиции такой этики отсутствовали. Одновременно власть порой требует от бизнеса больше, чем он готов дать, что превращает социальную политику предпринимателей в добровольно-принудительную. Мы наблюдаем ситуацию, когда зачастую предприниматели и власть вкладывают в понятие «социальная ответственность» разный смысл.

Термин «ответственность» начинает все чаще появляться в религиозно-практических дискуссиях с середины XIX в., где затрагиваются темы «христианской ответственности» бизнесменов. К настоящему времени сложилось представление о социальной ответственности как о контракте между бизнесменом и обществом, в котором он функционирует.

Прежде чем говорить о социальной ответственности бизнеса, заметим, что с общефилософской точки зрения ответственность - это отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Объектом ответственности могут быть другие люди, в том числе будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности [1].

Ответственность является так же категорией этики и права, отражающей особое социальное и морально-правовое отношение личности к людям, к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм [2].

Еще Аристотель указывал, что ответственность - одно из проявлений свободы, а свобода - одно из условий ответственности: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениями, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других [1, с.173].

В свое время возникновение и развитие института предпринимательства на Западе оказало революционное воздействие на общество и человека. Феномен предпринимательства распространил свое влияние не только на экономическую, но и на социальную, нравственную, политическую, культурную и другие сферы жизнедеятельности людей.

На ранней стадии свободного предпринимательства капитализм требует от людей проявления ряда положительных качеств - инициативы, готовности идти на риск. Все это сопряжено с глубинными изменениями сознания, морали, образованием нового типа личности. Капитализм делает целью производства получение прибыли и ее максимальное увеличение. Неизбежно возникает вопрос о «цене» достижения цели. Противники промышленного развития указывали на негативное влияние фабричного производства на здоровье и «физические качества» рабочих, сравнивая условия труда в заводских цехах с тюрьмой. «Все бесчисленные примеры повышенной заболеваемости и смертности в тесных казармах и тюрьмах - разве все это не то же, что на наших фабриках?» - писал Е.М. Дементьев, по мнению которого рабочий, променяв свою избенку на монументальную фабрику, получил лишь «физическую и нравственную гибель» [3].

С середины XIX в. термин «ответственность» начинает все чаще появляться в религиозно-практических дискуссиях, где затрагиваются темы «христианской ответственности» бизнесменов. К настоящему времени сложилось представление о социальной ответственности как о контракте между бизнесменом и обществом, в котором он функционирует.

В современной литературе выделяется четыре основных подхода к опреде-

190

лению ответственности бизнеса:

1. Любые действия в рамках юридической законности считаются социально ответственными, что нашло отражение в формуле «В бизнесе нет места этике» [4]. Сторонники этой позиции убеждены, что бизнес играет в обществе исключительно экономическую роль, и долг менеджера - с помощью производства конкурентоспособных товаров и услуг обеспечить акционеров наиболее высокими прибылями от их инвестиций.

2. Другую позицию можно охарактеризовать девизом «Максимальная прибыль - единственная обязанность бизнеса» [5]. Сторонники данного подхода сводят социальную ответственность к профессиональной ответственности, которая диктуется нормами взаимодействия профессионала и нанимателя.

3. Сторонники третьего подхода допускают, что в бизнесе есть место социальной ответственности, но понимают ее как инструмент или условие, которое менеджеры используют для достижения целей корпорации в экономике.

4. Представители четвертого подхода относят к социально ответственной ту организацию, которая считает себя морально ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так и перед всеми, кто оказывается под воздействием ее деятельности.

Сопоставляя различные концептуальные позиции, можно сделать вывод о том, что они отражают разные аспекты сложного процесса взаимосвязи общества, государства, политики и бизнеса.

Изменение отношения бизнес-сообщества к проблеме корпоративной социальной ответственности связано как с морально-этическими, так и с экономическими предпосылками. В XX в. мы наблюдаем значительный рост доли нематериальных активов большинства компаний. По данным 1ШетЬгаМ, соотношение материальных и нематериальных активов компании 1ВМ составляет 17:69, компании Соса-Со^ - 4:96. Важную часть нематериальных активов составляет стоимость самого брэнда, которая не в последнюю очередь определяется репутацией, формируемой, в числе прочего, на основе социально-ответственного поведения компании. Как отмечает С.Д. Туркин, исследование 469 американских компаний разных отраслей показало, что существует очень значительная положительная корреляция между доходностью активов и социальной активностью компании [6].

В 1997 г. была основана Глобальная инициатива по отчетности (GRI). Глобальная инициатива по отчетности - независимый институт, миссией которого является развитие и распространение по всему миру Руководящих принципов по отчетности устойчивого развития. В число показателей социальной эффективности вЫ входят управление корпоративной социальной ответственностью, внутренняя социальная эффективность, эффективность в отношении общества (благотворительность и вклад в ВВП страны) и др.

С 1990 г. ООН ежегодно публикует «Доклад о развитии человека», в котором на основе значительного количества показателей для каждой страны определяется индекс человеческого развития. В Докладах ООН неизменно акцентируется внимание необходимость устойчивости для человеческого развития. При этом подчеркивается, что «люди - как индивидуально, так и в группах - одновременно являются и бенефициариями, и движущей силой развития» [7].

В 2000 году был представлен Глобальный договор ООН - инициатива, которая позволяет компаниям обеспечить соответствие своей деятельности и стратегии 10 всеобщим принципам в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и противодействия коррупции. В настоящее время Глобальный дого-

191

вор, к которому присоединились более 8700 компаний и организаций из более чем 130 стран мира, стал крупнейшей в мире добровольной инициативой в области социальной ответственности бизнеса.

В условиях трансформации российского общества усиливается роль и социальная ответственность отечественного бизнеса. Проблема социальной ответственности бизнеса активно разрабатывается в отечественной экономической и социальной литературе последние 20 лет. Одно из направлений - изучение социальной деятельности в контексте истории российского предпринимательства [8].

Анализ социальной деятельности современного крупного и среднего бизнеса дан в статье заведующего отделом Центра социального прогнозирования и маркетинга Л.П. Веревкина «Социальная ответственность бизнеса». Сравнивая отношение к проблеме социальной ответственности бизнеса в разных странах, автор отмечает, что в Европе, США и Японии принципы социальной ответственности бизнеса получили широкое распространение, а в России - «широко обсуждаются».

Ответить на вопрос «возможно ли сделать социально ответственным современный российский бизнес» Н.Н. Зарубина попыталась через анализ этических стандартов служения и ответственности в их историко-культурных и социальных контекстах [9]. Перечисленные Н.Н. Зарубиной способы заставить бизнес в западных странах считаться с потребностями общества - от налоговых льгот до юридического принуждения - относятся к сфере государственного регулирования экономической деятельности. Предложение обществу, как западному так и современному российскому, поменять свои базовые ценности (индивидуализм, конкуренция, культ сильной личности), без чего, по мнению автора, невозможно ждать социальной ответственности бизнеса, выглядят утопичными.

Государство в лице Президента РФ определило социальную ответственность бизнеса как главный принцип во взаимодействии между государством, бизнесом и обществом, который заключается прежде всего в участии в «социальных программах государства в целом» [10]. По мнению Л.П. Веревкина современное российское государство по-прежнему не справляется с решением большинства социальных функций, а в бизнесе зачастую видит лишь «дойную корову», пригодную исключительно для того, чтобы кормить чиновников. Дальнейшее развитие отношений бизнеса и государства в области социальной политики, как считают некоторые эксперты, может пойти по одному из трех сценариев. Прежде всего, это традиционная для России бюджетозамещающая роль бизнеса, второй сценарий - идеальная модель конкурентного рынка социальных услуг. И третья, более реалистичная модель - бизнес выступает равноправным партнером государства, а государство, в свою очередь, является администратором и гарантом прозрачности правил игры на рынке социальных услуг [10].

В современной России активизация социальной деятельности бизнеса происходит только с конца 1999 г. Первые отчеты о социальной деятельности российских корпораций появились лишь в 2002 г. Изучение данных Российской ассоциации менеджеров показало, что в 29 % случаев побудительным мотивом благотворительных мероприятий российских корпораций оказывается создание взаимовыгодных отношений с властями разных уровней [10, с. 41.].

Основными направлениями внешней формы социальной политики крупных предприятий являются поддержка молодежи и детей, социально незащищенных слоев населения, а также учреждений и программ, направленных на развитие малочисленных народностей; защита здоровья населения и поддержка здорового образа жизни; экология.

Наследием советской экономической системы является большое количество моногородов, жизнь и деятельность населения которых связана одним промышленным предприятием. В этих условиях разделение социальной политики на внешнюю и внутреннюю формы реализации практически невозможно.

Мировой опыт доказывает, что там, где социальное партнерство развито, где принципы социальной справедливости и солидарности лежат в основе взаимодействия представителей работников, работодателей и государства, там наблюдается устойчивый рост экономики и благосостояния граждан. Кроме того, социально ориентированный бизнес живет не одним днем, действует с перспективой, не боится новых технологий. Он инвестирует в самое главное достояние любой экономики - человеческий потенциал. В результате ставка делается не на снижение стоимости продукции за счет сокращения цены человеческого труда, а на повышение качества и функциональности товаров благодаря развитию интеллектуального потенциала работников и организации в целом.

Российские компании в настоящее время активно выходят на мировой рынок и вынуждены действовать по правилам цивилизованного бизнеса. Компания «ЛУКОЙЛ» объявила о введении международных стандартов экологической сертификации ISO и OHSAS, а вскоре после этого приобрела в США компанию Getty Petrolium с сетью ее заправок. «Вимм Билль Данн» получила международный сертификат соответствия British Retailer Consortium, после чего стала активно продвигать свой брэнд за рубежом [6].

В конце 2001 г. состоялась официальная презентация Глобального договора в России. С 2002 г. российские компании стали присоединяться к сети Глобального договора ООН. Первыми вошли Объединенная компания «Русал» и АФК «Система».

В конце 2001 г. в рамках круглого стола, организованного Министерством иностранных дел и Российским союзом промышленников и предпринимателей совместно с Программой развития ООН и другими агентствами ООН в России, состоялась официальная презентация Глобального договора в России. С 2002 года российские компании стали присоединяться к сети Глобального договора ООН. Первыми вошли Объединенная компания «Русал» и АФК «Система».

В 2004 г. Программа развития ООН совместно с Ассоциацией Менеджеров России при поддержке правительства Российской Федерации впервые представила индекс корпоративной социальной ответственности (КСО) в России. Индекс был рассчитан на основе опроса, проведенного по репрезентативной выборке среди 1000 крупных и средних российских компаний, работающих в разных отраслях. Опрос включал в себя вопросы о социальной отчетности, финансовых показателях и роли компаний в национальной экономике. Основные компоненты индекса КСО - это инвестиции в человеческие ресурсы, охрану труда, защиту окружающей среды и местные сообщества.

На продвижение корпоративной социальной ответственности и регионального развития в России была направлена Международная Конференция по социальным инвестициям в экономическое развитие российских регионов, которая прошла в октябре 2006 г.в Ростове-на-Дону при активном участии Программы развития ООН.

10 апреля 2008 г. в Москве на встрече более чем с 30 руководителями российских компаний Генеральный Секретарь ООН Пан Г и Мун объявил о запуске сети Глобального договора ООН в Российской Федерации [11]. 17 декабря 2008 г. на общем собрании участников сети Глобального договора ООН в Российской Федерации были «Положение об организации деятельности сети ГД ООН в РФ» и приоритетные направления деятельности на 2009-2011 гг. В числе основных направлений дея-

193

тельности сети в сфере прав человека названо содействие компаниям-участникам во взаимодействии с территориальными органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам управления социальными рисками бизнеса. [11]. В настоящее время к сети Глобального договора ООН присоединилось 49 компаний и организаций России.

Социальная ответственность бизнеса наглядно проявляется в его активном участии в финансировании социальной сферы, дополняющем социальные затраты государства. К обязательным предметам заботы бизнеса относятся также поддержание уровня занятости, участие в программах переквалификации кадров при ликвидации рабочих мест, софинансирование систем профессиональной подготовки кадров и повышения их квалификации, осуществление социальной поддержки наемных работников. Ответственность бизнеса проявляется в своевременном и полном отчислении страховых платежей по программам пенсионного, медицинского и социального страхования, развитии и софинансировании объектов социальной сферы, корпоративного профессионального пенсионного страховании, в софинансировании добровольных видов страхования работающих. Сюда же относятся благотворительная деятельность и адресная поддержка беднейших слоев населения [12].

Все большее число предпринимательских корпораций начинает рассматривать развитие социальной сферы не в качестве дополнительной нагрузки, неизбежных затрат, а как условие активизации экономики, успешного осуществления модернизации производства. Это - и залог предотвращения или локализации социальных рисков, создания социальных ресурсов производственной деятельности, повышения уровня «человеческого капитала». Иными словами, вложение средств в физическое и духовное развитие работников, повышение их профессионализма, улучшение условий труда, отдыха - это и есть социальная корпоративная ответственность предпринимательства.

Социальная ответственность бизнеса подразумевает определенный уровень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Именно такой подход предпринимателя к своей деятельности позволит провести коренные изменения в сложной социально-экономической ситуации, в которой находится сейчас Россия, и создать устойчивую и жизнеспособную модель социальноэкономического развития страны.

Основой социальной стабильности общества является тесное сотрудничество государства, профсоюзов и работодателей в формировании и осуществлении социальной политики во всей ее полноте. Именно соблюдение принципов корпоративной социальной ответственности, информационной прозрачности компаний позволит говорить о решении задач социальной политики, улучшении социального самочувствия населения, станет залогом роста производительности труда работников и устойчивого экономического развития страны.

Литература

1. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс. М., 2009.

2. Володеева Л.В. Организация и эффективность торговой рекламы. СПб., 2006.

3. Дементьев Е.М. Фабрика, что она дает населению и что она у него берет.

Изд. 2-е. М., 1897.

4. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.,

2006.

5. Голубков Е.П. Маркетинг. Выбор лучшего решения. М., 2007.

6. Туркин С.Д. Зачем бизнесу социальная ответственность // Управление компанией. 2004. № 7. [Электронный ресурс]. иКЪ:

http//www.zhuk.net/page.php?id=95.

7. Доклад о человеческом развитии 2011. С. 14. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2011_RU_Chapter1.pdf.

8. Предпринимательство и предприниматели России. От истоков до начала XX века. М., 1997; История предпринимательства в России. Книга 2. Вторая половина XIX - начало ХХ века. Часть 3. Российские предприниматели: духовный облик, меценатство. М., 1999.

9. Зарубина Н.Н. Этика служения и этика ответственности в культуре русского предпринимательства // Общественные науки и современность. 2004. № 1.

10. Веревкин Л.П. Социальная ответственность бизнеса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. №1. С. 39.

11. [Электронный ресурс]. URL: http://www.undp.ru/index.php?iso=RU&lid=2&pid=154.

12. Набиев Р.Р. Социальная ответственность бизнеса // Социальное партнерство. 2006. №2. [Электронный ресурс]. URL: http//www.oilru.com/sp/11/472.

УДК 32

Печерская Е.В., асп.

Дисфункциональные проявления в сфере предоставления государственных услуг в рамках проведения административной реформы в РФ

В статье анализируется процесс предоставления услуг населению, выявляются его дисфункциональные проявления, а также рассматривается необходимость улучшения сложившейся системы предоставления госуслуг.

Ключевые слова: услуги, государственные услуги, дисфункции, административная реформа, государственное управление.

В настоящее время в России активно разрабатывается теоретическая база реформирования и развития института государственной службы, наблюдаются процессы трансформации роли государства в жизни общества [1, с. 24-45] с ориентацией на оказание услуг. В свое время известный американский социолог Даниэль Бэлл назвал эти трансформации постиндустриальными, а возникающую на их основе систему -«обществом услуг» [2].

В зарубежной политологии в рамках концепции «нового государственного управления» в последние десятилетия в научный оборот были введены понятия «клиентоориентированное государство» и «государственная и муниципальная услуга», когда деятельность бюрократии основывается на принципах направленности публичной деятельности на получателя услуг и нацеленности на результат. По сути, в основе «нового государственного управления» лежит идея о том, что граждане являются клиентами (принципалами), а государство - их слугой (агентом), обеспечивающим качество услуг как общественной ценности.

Предъявляемые сегодня требования к социально ответственному государству подталкивают к необходимости переосмысления формы функционирования системы государственных услуг, как ключевой задачи по улучшению качества жизни людей и оптимизации деятельности органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.