степнов и.с. степнова с.и.
УДК 304.4.
корпоративная социальная ответственность. опыт и совершенствование
Предмет исследования - эволюция социальной ответственности представителей делового сообщества, коммерческих организаций. Методологическая основа - системный подход; разработки Меньшикова С.М., Евграфовой Л.Е., Батаевой Б.С. и др., интервью, анализ, синтез, классификация, эволюционный метод и моделирование. Результаты исследования - причинно-следственные связи, возникающие по поводу разработки сбалансированной ответственной экологической, социальной и экономической политики, осуществления соответствующей деятельности, что включает подготовку отчётности. Обосновывается переход от термина «корпоративная социальная ответственность» (КСО) к понятию «вклад организации в эко-социо-экономический прогресс» (ЭСЭП).
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, политика, деятельность, отчётность, эко-социо-экономический прогресс.
Igor S. Stepnov
Svetlana I. Stepnova
CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY. EXPERIENCE AND IMPROVEMENT
Subject of research - the evolution of social responsibility representatives of the business community, commercial organizations. Methodological framework - a systematic approach; develop S.M. Menshikov, Evgrafova L.E., Bataeva B.S., etc., interviews, analysis, synthesis, classification, evolution method and modeling. The results of the study of causality arising from responsible development of balanced environmental, social and economic policy, the implementation of relevant activities that includes preparation of financial statements. Substantiates a transition from the concept of «corporate social responsibility» (CSR) the term «company's contribution to eco-socio-economic progress» (ASAP).
Keywords: corporate social responsibility, policy, activity, reporting, eco-socio-economic progress.
ажнейшая образовательная задача - знакомить студентов с логикой развития науки, практики, с этапами её эволюции, достижениями и проблемами, требующими решения в настоящее время. Она предполагает включение студентов в исследовательскую работу, в ходе которой после изучения множества различных решений, обоснований вырабатывается собственная позиция.
Результаты такой исследовательской работы студентов второго курса Московского института лингвистики под руководством преподавателя, осуществлявшейся в рамках изучения дисциплины «Корпоративная социальная ответственность», представлены в данной статье.
В разработку сферы КСО внесли вклад многие российские и зарубежные исследователи, в т.ч. Батаева Б.С., Башарина Е.Н., Боуэн Г., Бояров А.Д., Виндзор Д., Вуд Д., Гончаров С.Ф., Дэвис К., Йонас Г., Карагод В.С., Котлер Ф., Коултер М., Кричевский Н.А., Кэролл А., Марревийк М., Никитина Л.М., Ноева Л.И., Нэнси Л., Остроухова В.А., Палацци М., Плакасов Т.О., Портер М., Савина Т.С., Сапрыкина О.А., Сети С., Стивен Р., Стрижов С.А., Фиглин Л., Чегринцева Н.С., Чулакова А.Л., Штойер Р. Результаты исследований относятся к теории, концептуальным основам, методологии, программированию, оценке эффектов, результативности и эффективности, аудиту, подготовке отчётности в сфере КСО. Эта ответственность рассматривается как подсистема и система.
целью нашего труда являлось обоснование предложений по совершенствованию социальной ответственности бизнеса с учётом эволюции этой сферы как предмета научных исследований и предпринимательской практики.
С учётом направления обучения студентов - «Менеджмент» и направленности - «Международный менеджмент» в выборке были представлены более чем 70 ведущих (по капитализации, чистой прибыли, обороту, совокупным активам, численности сотрудников, дивидендной доходности и т.д.) российских и зарубежных организаций. Критерием отбора также являлась принадлежность к различным секторам экономики: аэрокосмическая и оборонная промышленность, банки, машиностроение, металлургия и добывающая промышленность, нефть и газ, пищевая промышленность и агропромышленный комплекс, электроника и электрика, фиксированная и мобильная связь, строительство и стройматериалы, торговые сети.
Помимо фундаментальных трудов вышеуказанных авторов, принимались во внимание национальные и международные стандарты, инициативы, в т.ч. ГОСТ Р ИСО 26000:2012 «Руководство по социальной ответственности», Social Accountability 8000, ГОСТ Р 56086:2014 (социальная ответственность телекоммуникационных компаний), Социальная хартия российского бизнеса Российского союза промышленников и предпринимателей, Меморандум о принципах корпоративной социальной ответственности и др. издания Ассоциации менеджеров, Агентства социальной информации, Деловой России, Общероссийского Народного Фронта, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», Общественной палаты РФ, Торгово-промышленной палаты РФ, American Management Association, Association international des étudiants en sciences economique et commercial, Business For Social Responsibility, Consumers
International, European Business Network for Social Cohesion, European Union, Global Environmental Management Initiative, Global Reporting Initiative, Institute of Social and Ethical Accountability, International Chamber of Commerce, International Labor Organization, International Standards Organization, Minnesota Center for Corporate Responsibility, Organization for Economic Cooperation and Development, Progressio Foundation, Social Accuntability International, Social Venture Network, The Center for Business Ethics, The Stakeholder Alliance, Tomorrow's Company, United Nations, World Business Council for Sustainable Development и др.
Изучение эволюции взглядов на социальную ответственность предпринимательства с помощью системного подхода, интервью, анализа (в т.ч. около 100 социальных и т.п. отчётов российских и зарубежных организаций), синтеза, классификации, эволюционного метода и моделирования дало результаты, оформленные студентами в виде эссе, интеллект-карт, презентаций.
истоки активно развивающейся в последние десятилетия корпоративной социальной ответственности - в далёком прошлом. Так, ещё в Древней Руси были распространены различные формы помощи ближним, начиная с милостыни (в значительной степени это было обусловлено принятием христианства). Русские купцы, предприниматели занимались благотворительностью в разнообразных формах, масштабе (от спонсирования крупных национальных проектов до строительства приютов, больниц, галерей и т.д.). Известны целые династии меценатов - Дашковых, Демидовых, Железновых, Мамонтовых, Морозовых, Прохоровых, Строгановых, Третьяковых... С годами опыт воплощался в Кодексе чести предпринимателей, принципах ведения дел: личности, профессионала, гражданина России, гражданина Земли [Российский кодекс... 1998].
В других странах социальная ответственность как теория и практика эволюционировала также от элементов религиозно-этического характера через правовую ответственность и основанную на заинтересованности в максимизации прибыли к гражданской ответственности.
Эволюция характеризуется сменой концепций: «КСО», «корпоративная социальная восприимчивость», «корпоративная социальная деятельность», «концепция заинтересованных сторон», «корпоративное гражданство», «корпоративная устойчивость» и моделей: манипулятивная, информирования, взаимопонимания, социального партнёрства [Чулакова 2014: 14, 33].
В настоящее время в деловой практике сохраняются различные концепции и модели (см., например, [Inditex... 2015], [PetroChina... 2015], [Wells Fargo... 2015]).
Природные, социально-демографические, этнические, политические, правовые, технологические, экономические и др. факторы и особенности определили формирование следующих моделей корпоративной социальной ответственности: европейско-континентальная (в большей степени - система мер государственного регулирования); американская (максимальная самостоятельность корпораций в определении своего общественного вклада, законодательством предусмотрены налоговые льготы и зачёты); модифицированные вышеперечисленные (высокая активность общественных институтов и государства): британская, канадская, японская, итальянская модели; азиатская (большое влияние социокультурной специфики), в частности, исламская, латиноамериканская (патерналистская парадигма
взаимоотношений государства, общества и бизнеса), российская модели (конвергенция капитализма с социализмом) [Батаева 2010: 20; Меньшиков 2015: 8].
К счастью, лучшие традиции социальной ответственности продолжают в настоящее время всё большее число коммерческих организаций в т.ч. российских, понимание соответствующей активности в них можно назвать системным (политика - деятельность - отчётность).
Существуют различные интерпретации понятия «КСО». Акценты зависят в т.ч. от того, какой заинтересованной стороной они предлагаются. Так, для трудового коллектива - это принцип человеколюбия в действии, мотивирующие факторы, социальные гарантии, премии, удовлетворение потребностей в уважении, самовыражении, признании, причастности к полезному, важному делу, благотворительности (внутренние и внешние социальные проекты). Для местных сообществ - это, прежде всего, учёт в ходе экономической деятельности организации их жизненно важных потребностей, социальная инфраструктура и т.п. Для экологов - система природоохранных мер, предупреждающих и снижающих нагрузку, негативное воздействие на окружающую среду. Для научно-производственных объединений -внедрение новаций с целью сбережения ресурсов. Для аудиторов - проверки действий в рамках цепочек распределения ресурсов, создания добавленной стоимости. Для образовательных организаций - трудоустройство выпускников по направлениям обучения, повышение качества подготовки и переподготовки, квалификации. Для государства - возможность разделить ответственность за социальное развитие с бизнесом. И, наконец, для самой организации - это, главным образом, приобретение и защита положительной деловой репутации, повышение производительности труда и удовлетворенности им сотрудников, прибыли, стоимости бизнеса, конкурентоспособности и система государственных гарантий. Особо выделим подход к деловой ответственности как воздержанности от осуществления деятельности, направленной не на благо человека / общества и переход от реактивности к пре-вентивности, проактивности.
В силу такого разнообразия представляется целесообразным введение более конкретного и более полного, нежели КСО, термина «вклад организации в эко-социо-экономический прогресс». Под ним понимается ответственность за влияние прошлой, текущей и будущей экономической деятельности на микро- и макроокружение, экологическую, социальную и экономическую сферы, их баланс и устойчивое развитие.
В качестве целей управления данным вкладом предлагается обеспечение и сохранение стойкости и гибкости организации в стратегической перспективе.
Содержательные и формальные аспекты соответствующей деятельности представлены на рисунке 1.
Тренд в области социальной ответственности и в России, и за рубежом -интеграция в подсистему стратегического управления.
Вклад в ЭСЭП может осуществляться самостоятельно (наличные денежные пожертвования или помощь в натуральной форме) или через фонды и т.п. организации, участие в волонтёрских проектах (предоставление времени, знаний, умений, контактов и т.д.).
В ходе управления вкладом предлагается руководствоваться принципами и ценностями добросовестных и взаимовыгодных отношений, диалога, готовности к своевременному обмену ясной, точной, полной информацией о воздействии на микро- и макроокружение, справедливости, консолидации, этичного поведения, партнёрства, общественной значимости, последовательности и подотчётности.
Процесс управления вкладом в ЭСЭП видится следующим:
• определение круга и ожиданий заинтересованных сторон;
• выявление рисков и возможностей во внутренней и внешней среде;
• прогнозирование экологического, социального, экономического разви-
• интеграция с эко-социо-экономико-прогрессивными проектами, программами, концепциями и стратегиями микро-, мезо- и макроуровня;
• формулирование целей и задач организации в экологической, социальной и экономической сферах;
• планирование мероприятий;
• определение критериев экологического, социального, экономического прогресса и ответственных за достижение ключевых показателей деятельности;
• обеспечение ресурсами, создание благоприятных условий;
• реализация планов / проектов / программ;
• контроль, регулирование;
• оценка эффектов, результативности, эффективности;
• учёт ошибок и достижений;
• совершенствование практики;
• распространение и адаптация лучшего опыта.
При моделировании, прогнозировании, оценке эффектов, результативности и эффективности управления вкладом в ЭСЭП предлагается выбирать из показателей, представленных на рисунке 2.
Для определения оптимального состояния организационной системы может использоваться экономико-математическая модель, целевая функция которой характеризует состояние экономической подсистемы, а остальные - входят в систему ограничений (например, для отрасли промышленного рыболовства - максимизируется выручка, ограничения - общедопустимый улов, трудоёмкость) [Евграфова
Таким образом, с учётом выявленных особенностей эволюции КСО предлагается введение более конкретного и более полного термина «вклад организации в эко-социо-экономический прогресс», под которым понимается ответственность организации за влияние её прошлой, текущей и будущей деятельности на микро и макроокружение, экологическую, социальную и экономическую сферы, их баланс и устойчивое развитие. Цели управления данным вкладом - обеспечение и сохранение стойкости и гибкости организации в стратегической перспективе.
Предложения по содержанию и формам управления вкладом организации в ЭСЭП могут использоваться исследователями, организациями общественного, государственного и частного секторов в ходе выработки соответствующей политики, осуществления трудовой деятельности, включающей подготовку отчётности.
тия;
2013: 17].
Рис. 1. Вариант интеллект-карты по совершенствованию КСО
Вестник ММА 141
Чи cao с о здава ечых орга низа цией рабочихмес wt налоги u í áuffw.Twwf ц-jwxü: мшвемищш в рамках гос2* дарственно-частного псфтнврства; стоимость moeqpoe и услуг: приобретённых у поставщиков, с т.ч местньзе.' гг.иид попраненнля НИ развитие инфраСЬруХщ;*рЫ. £ Jít НС относящвйеякоснолммф>бизнесу; коэффициент расходов на социальнуюподдержку сообщен msa; размер и количество стипендий студента?*, грантов преподаеатвлям; инвестщшв материально- техническую базу шках вузов; число студентов, обучающихся по направлению организации, прошедших е ней практику: число детей сотруд нике*, отдохнувших в летних лагерях; числ&тост±персонага количеств и процент енэз? нанятых сотрудников. коэффи и иент npue.ua на работу молод ъех специалистов,, затратапитаниема производстве диагэюстмсу, лечение,оздоровление, обучение; коэффицшик с ощ ш.1 ъныхр аашдол на одного работнит; количество нес частлгх случая, е т н с .гака.тамым исходом; яворнин проверок охрани труда: чи сло еыяеле-)ччыа нарушат й е сфере безопасности труда; затраты на обустройство рабочихг мест dais аттес то еанкых р абочихмест; количество дней еремаоъой нетрудоспособности на 1 работника, частошарегистрирувмьяс пр о фесе шамал*мых заболеваний; коли чеетво работников ¿•¿¿ачэжых доброеольнъеи медицинским страхованиемразмеры социальных выплат, взносое, корпоративной пенсии, количество кончающих; период здоровой жизни работника, продолжительность жизни: количество часов обучения на одного со трудника; до ля сотрудниц*, прошедших обучение антикаррущ ыодчьгге малшкиииг и процедурам; количество работников прошедших обучение по охране труда; число стажировок;
количеству коеыс иашях квалификацию; коэффициент роста уровняразвития сотрудников; продагжителностьрабочего дня коэффициент потфьраоочего времени; трудоёмкость e\q?aÉonwoa; ,\шки.иатвд2я. максшытъчая средняя заработная плата, уровень ¿арабовто и платы по о тношенин? к ср&дпему уровню т рынке труда ит д. коэффициенты роста и дифференциации заработной платы; льготы, предоставляемые сотрудникам работающим на условиях полной занятости, которые не предоставляется с отрубникам р а ботающим на условиях неполной занятости; число ра ботников, отдохнувших в санаториях, профилаюнориях, здравница?; кадр о вый резерв; текунест кадров в разбивке по возрастнойzpyypie. jhkq¡ региону ижд; индекс удовлетворенностиработников качеством рабочейжизни
Коли чес meo клиентов, в т ч новых;
оценки, качества товара, услуги потр вб свивнпщг показатели лояльности клиентов; цены продукции (опт. розница.^); число пунктов д о с щт а куслугам объём реализации, в т.ч. ма одного занятого; коэффициент в ало ео й при бкгкт о бъем nHeecmmfv й е новые технологии, отдача от них; число
мо д ернизированмых о бъвхжав; фо нд а отдача; ... прибыльна одного занятого; выплаты источникам капитала, диеидендыи задо.тженно с тк ко эф фи ц тенты финажоеой уста й чиеоспт; доля, независимых директоров; число случаев правовых дейстеи й есвязи с
проти содействие* конкуренции
Коли честео ими уи атие поддержки цушьщуры. искусства, спорта, образования, uedvuwtv, материнства, ¿emowa коренных и мало чи сленньк народе*, местного бизнеса. б.гаготеоритвть-ности. эко-развиишя территорий р асходы на поддержку ЭСЭ-инициатш, отношение к себестоимости ■'чистой прибыли;
численность пряных участников инщиетш; количества членае сообщества, по.фчиеших ttäLi&^v от деяжельноопи организации; экономический эффект вслед с те ив эко вдисш ресурса в; р езулътсопш-ноешь и эффективность проектов, на продленных на повышение экологической социальной и экономической ус то й чиеоспш. рентабельность, е т.ч. инвестиций; размер штрафов и число нефинансовъв: санкция шло женных за сверхнормативные выбросы, сбросы, за размещение отходов, нарушение труде еого и инаго гФ&нодат&ьстеа: индекс вклада е ЭСЭП; КО зффи ц uenJn коррелки tai выплат руководс тву с ЭСЭ показателями
По треблени в ресурсов; энергопроизводство из еозобноеляечых источников энергии, еяич ¿.к собственны* Цужд; еыбросы. сбросы отходы; да:1яперерабатывае.\ё£х отходов; отношение площади нарушенных и зафязнённьи земель к общей площади эксплуатируемых земель; инвестиции s про^сасиъ:восстан<ж1&шя и защиты естественных экосистем и видов на нарушенных территориям.: лвсово сстановлени е;
вклад б чистый адаптированный (сучетом загрязнения и деградации природного потенциалу* валовой продукт
Рис. 2. Ключевые показатели управления вкладом в ЭСЭП
142 Вестник ММА
Литература
Батаева, Б.С. Стратегические приоритеты социально-экономического развития России и концепция корпоративной социальной ответственности: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - М., 2010. - 41 с.
Евграфова, Л.Е. Управление развитием социо-эколого-экономических систем промышленного рыболовства на основе рационального природопользования: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Мурманск, 2013. - 22 с.
Меньшиков, С.М. Конвергенция - случайность или неизбежность. Как России выйти из либерального «конца истории» II Слово. - 2015. - N° 24 (885). - С. 6-8.
Российский кодекс предпринимательской этики II [Электронный ресурс] I Режим доступа: http:IIwww.businesspress.ru7newspaperIarticle_mId_44_aId_17232. html.
Чулакова, А.Л. Управление корпоративной социальной ответственностью градообразующих предприятий: дис. ... канд. экон. наук. - Курск, 2014. - 211 с.
Inditex: official website, 2015. Web: http:IIwww.inditex.com7home;jsessionid=Cl mMNj7Wu6VqHrTa6JUqt1u.
PetroChina: official website, 2015. Web: http:IIwww.petrochina.com.cnIptrI.
Wells Fargo Bank: official website, 2015. Web: https:IIwww.wellsfargo.com7.