Тема номера
ЭКОНОМИКА КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
Специфика корпоративной социальной ответственности: региональный аспект
^ ГАЛЬЧЕНКО Светлана Алексеевна
Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления
Курский государственный университет 305000, РФ, г. Курск, ул. Радищева, 29 E-mail: [email protected]
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА РЫНОЧНАЯ СРЕДА
Аннотация
В статье описана значимость корпоративной социальной ответственности (КСО), ее актуальность на современном этапе социально-экономического развития страны и регионов. Рассматривается роль КСО во всех звеньях управления как в рамках социально-экономической деятельности региона, так и на уровне предприятий. Большое внимание уделено теоретическим аспектам феномена «корпоративная социальная ответственность», необходимости ее развития в России. Подчеркнута значимость принятия правильных управленческих решений с учетом КСО. Представлена совокупность элементов КСО, определяющих систему управления в организации. Проведено исследование КСО предприятий в Курской области с помощью параметрической методики оценки. Наиболее широко деятельность в области КСО представлена денежно-кредитным сектором. В деятельности промышленных предприятий Курской области очень узко освещена работа в области КСО, у многих она просто отсутствует. По итогам исследования выделены три направления, затрудняющих реализацию принципов КСО, выявлены основные проблемы и пути их преодоления.
JEL classification
P25, R11, R58
В последние годы все большее количество крупных российских компаний заявляют о своей приверженности принципам корпоративной ответственности, публикуют нефинансовые отчеты, принимают участие в исследованиях социальных инвестиций, демонстрируя высокий уровень открытости. Однако во время снижения темпов роста экономики многие компании ликвидируют программы. Происходит падение интереса бизнеса к социальной ответственности. Часть компаний ликвидировали внешние программы, сосредоточившись на программах в отношении сотрудников. Опыт развитых стран показывает, что компании в различные периоды времени придерживались разных приоритетов в области корпоративной социальной ответственности (КСО).
В этих условиях особую актуальность приобретает оценка тенденций и направлений формирования российской и региональной модели корпоративной ответственности, понимание ее специфики и особенностей. Это позволит усовершенствовать модель корпоративной ответственности с целью расширения социальной деятельности компаний в России [10].
В общем виде под КСО понимают совокупность добровольно принятых компанией обязательств относительно обеспечения положительного влияния ее деятельности на общество и окружающую среду, реализуемых посредством системы внутренних и внешних социально ориентированных программ [11].
В данной статье мы попытаемся рассмотреть, какое содержание вкладывается в понятие КСО в России, а также как идея социальной ответственности воплощается в Курской области.
В РФ широкое распространение КСО началось с 2005 г. В этот период многие крупные организации позиционируют себя как социально ответственные, проводятся многочисленные конференции по КСО, появляется информация о внедрении КСО в деятельность российских организаций. В Европе 2005 г. был объяв-
лен годом «корпоративной социальной ответственности» [8].
Для начала определим, в чем привлекательность концепции КСО для бизнеса. С.Б. Дохолян и О.А. Лещенко считают, что деятельность в области КСО способствует улучшению имиджа компании, росту репутации, создает дополнительный информационный повод для освещения деятельности предприятий в СМИ [1; 3]. Также в качестве аргументов в поддержку социально ответственного бизнеса обычно называют рост производительности, налоговые льготы, динамичный рост и устойчивое развитие компании в долгосрочном планировании, более перспективные возможности привлечения инвестиций. Д.С. Кузнецов отмечает: немаловажное значение придается тому, что следование принципам КСО помогает сохранению социальной стабильности и социального согласия в обществе в целом [2].
Рассмотрим значимость КСО в нашей стране. Очень широко проблему КСО в России освещают представители ассоциации менеджеров: «В России до сих пор не могут понять, что имеется в виду под КСО: то ли это благотворительность, то ли - как найти общий язык с губернатором» [8]. В отличие от зарубежных стран, где концепция корпоративной ответственности бизнеса сформировалась под влиянием гражданского общества, в России она возникла по инициативе десятка-другого наиболее успешных компаний.
Руководители крупных предприятий в России в понятие КСО вкладывают множество смыслов: начиная от соблюдения законов, производства качественных товаров и услуг, уплаты налогов и заканчивая участием в жизнедеятельности рыночной среды и общества в целом в различных социально значимых сферах.
Исходя из вышеизложенного, систему управления КСО в организации можно представить в виде схемы, где показана взаимосвязь всей совокупности элементов, входящих в ее состав (см. рисунок).
Как видно из представленной схемы, отправной точкой является процесс
CORPORATE SECTOR ECONOMICS
The Issue Subject Б
The Specifics of
Corporate Social Responsibility: A Regional Aspect
■o
я
/ Ol
Взаимодействие со стейкхолдерами
Предложение социально ориентированных продуктов и услуг
Структурированная бизнес-модель управления КСО в организации
целеполагания. Далее поступательно представлены все бизнес-процессы, играющие наиболее важную роль в деятельности организации. Предприятия, реализующие систему КСО, на выходе достигают устойчивого развития бизнеса. Такие бизнес-структуры являются катализаторами социально-экономического развития регионов и страны в целом.
Для коммерческих организаций привлекательность КСО связана с получением конкретных экономических выгод. Во многом КСО перекликается с концепцией «устойчивого развития бизнеса». Приверженность организации принципам КСО повышает внешнюю привлекательность организации в глазах инвесторов: позволяет ей войти в международные рейтинги согласно индексу Доу-Джонса по устойчивому развитию (мировой индекс и панъевропейский БТОХХ) и, соответственно, повышает стоимость ее акций и укрепляет положение на рынке [11]. Так, в России идею КСО начали внедрять наиболее крупные компании, реализующие внешнеэкономическую деятельность и сотрудничающие с международными структурами. В общемировой практике индекс устойчивого развития компании рассчитывается по трем составляющим: экономика, экология и социальная политика, которые и являются основными направлениями деятельности в рамках КСО.
^ Svetlana A. GALCHENKO
Cand. Sc. (Econ.), Sr. Lecturer of Management and Public and Municipal Administration Dept.
Kursk State University 305000, RF, Kursk, Radischeva St., 29 E-mail: [email protected]
Наибольшую степень корпоративной социальной ответственности проявляют крупные компании, а наименьшую - малый бизнес. Это вполне понятно: малый бизнес не имеет необходимой материально-технической и финансовой основы даже для собственного развития. КСО среднего бизнеса часто ограничивается внутренней социальной политикой, проблемами, направленными на улучшение положения штатных сотрудников.
На сегодняшний день далеко не все отечественные организации, в том числе и предприятия Курской области, уделяют внимание проблеме систематизации работы с КСО. Сложившаяся ситуация обусловлена отсутствием у руководства понимания необходимости вложения сил и средств в процессы корпоративной этики, социального партнерства, благотворительности, тесного взаимодействия с внешними стейкхолдерами и т.д.
Для анализа КСО предприятий Курской области в исследовании была применена параметрическая методика оценки. В качестве параметров выступали: 1) наличие предприятия в списке ведущих предприятий Курской области (список размещен на сайте и представлен всего 84 предприятиями) [9]; 2) наличие официального сайта предприятия; 3) наличие информации о КСО на сайте. По результатам исследования выявлено, что только четыре крупные организации
Keywords
SOCIAL RESPONSIBILITY REGIONAL DEVELOPMENT BUSINESS MODEL SOCIAL ENVIRONMENT MARKET ENVIRONMENT
Abstract
The paper describes the importance of corporate social responsibility (CSR) and its topicality at the present stage of socio-economic development of Russia and its regions. The author underlines the role of CSR in all management levels within the frames of both socio-economic activity of a region and at the level of an enterprise. The special attention is paid to the theoretical aspects of the phenomenon of corporate social activity and the necessity for its development in Russia. The importance of making right managerial decisions based on CSR is emphasized. A set of CSR elements defining the management system in the organization is presented. The study of corporate social responsibility of enterprises of Kursk oblast using parametric estimation procedure is carried out. The most scrupulous attention is devoted to CSR in the monetary sector. Just a few industrial enterprises of Kursk oblast provide relevant information about CSR work they put in. In the article the author identifies three aspects that hinder the implementation of CSR principles and reveals the key challenges and ways to overcome them.
JEL classification
P25, R11, R58
УПРАВЛЕНЕЦ № 5/57/ 2015
Сравнительная характеристика систем управления КСО предприятий Курской области
Характеристика ОАО «Михайловский ГОК» АО «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова» ОАО «Сбербанк России» ОАО «Банк ВТБ»
1. Наличие политики КСО Меморандум КСО Социальная политика КСО Сбербанка Политика ОАО «Банк ВТБ»
2. Источник информации Официальный сайт: ww w. m eta 11 о i n vest, со m Официальный сайт: www.aviaavtomatika.ru Официальный сайт: www.sberbank.ru Официальный сайт: www.vtb.ru
3. Внутренняя КСО: Реализуется Реализуется Реализуется Реализуется
мотивация работников Гибкая система мотивации (материальное и нематериальное стимулирование) Гибкая система мотивации (материальное и нематериальное стимулирование). Оказание помощи в улучшении жилищных условий Гибкая система мотивации (материальное и нематериальное стимулирование). Вовлечение в решение социально значимых вопросов Гибкая система мотивации (материальное и нематериальное стимулирование). Учитывает мнение работников, право на доступ к необходимой информации
социальные программы Улучшение труда и социальная защита работников. Снижение или недопущение травматизма Программа социально-курортного оздоровления. Охрана здоровья, оздоровление сотрудников, улучшение питания, культура жизни Поддержка местных сообществ, инвестирование в человеческий капитал Помощь незащищенным слоям населения на территории присутствия банка
корпоративный дух Не отражено в меморандуме Не отражено в меморандуме Ответственное корпоративное поведение Развивает каналы коммуникации, обратная связь
4. Внешняя КСО (влияние на рыночную среду): Выполнение заказов на товары и услуги и обеспечение занятости Присутствует влияние на рыночную среду Обеспечивает реализацию кредитных программ с государственной поддержкой Поддерживает сегменты и отрасли, способствующие диверсификации экономики
социальные мероприятия Участие в круглых столах, семинарах и конференциях по вопросам социально-экономического развития Участие в благотворительных программах, организация культурной жизни детей Содействие экономическому развитию страны Добровольное участие в социальных и благотворительных акциях, волонтерская инициатива
социальные программы; участие в жизни местных сообществ Формирование благоприятной для работников и членов их семей социально-культурной среды, сотрудничество с учебными заведениями Победитель регионального конкурса «С заботой о людях» Благотворительность и спонсорство, предложение социально ориентированных товаров и услуг, социальная программа населения Повышение финансовой грамотности, поддержка образования и науки, культуры и искусства
отношение к клиенту Учитывает мнение заинтересованных сторон Лояльное отношение к клиентам Этичное поведение, уважение интересов заинтересованных сторон, соблюдение прав человека Предоставляет полную и достаточную информацию, клиент сам принимает решение
отношение к государству Налоги, противоборство коррупции, формирование конкурентной среды Лояльное отношение к государству Соблюдение закона и международных норм Уплата налогов, поддержка имиджа РФ за рубежом, действует согласно законодательству
добросовестная деловая практика Документы, регламентирующие деятельность в этой сфере, отчеты один раз в два года За 10 лет приобретено и передано работникам 59 квартир, ежегодный участник Всероссийского реестра социально ответственных предприятий Обеспечение прозрачности своих решений и деятельности, обеспечение качества продуктов и услуг Ответственность за деятельность в области КСО
5. Экология Снижение удельных выбросов, программы по рекультивации и восстановления биоразнообразия Реализуется путем участия в субботниках и благоустройстве прилегающих территорий Формирование рынков экологически ориентированных продуктов и услуг, минимизация негативного воздействия на экологию Экономное потребление ресурсов (электроэнергия, топливо, бумага), программа «Зеленый офис»
Источник: составлено автором на основе информации официальных сайтов организаций [4-7].
CORPORATE SECTOR ECONOMICS
The Issue Subject
в Курской области: ОАО «Михайловский ГОК» [6], ОАО «Сбербанк России» [7], АО «Авиавтоматика» им. В.В. Тарасова» [4], ОАО «Банк ВТБ» [5], реализуют систему КСО. Изучение социальной отчетности данных предприятий позволяет говорить о том, что они ведут обширную структурированную работу в области построения качественной и эффективной системы КСО. Следует отметить, что Сбербанк и ВТБ являются представителями финансово-кредитного сектора и не включены в перечень предприятий, поскольку являются дополнительными подразделениями филиальной сети, но тем не менее они входят в область наших исследований, так как в их структурах занята большая доля населения Курской области. Сравнительная характеристика систем управления КСО предприятий представлена в таблице.
По итогам исследования выявлено, что наиболее широко деятельность в области КСО представлена денежно-кредитным сектором (ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк ВТБ»): все разделы политики полно отражают деятельность в рамках социальных направлений, публикуются ежегодные отчеты о КСО. В данных организациях КСО освещена более широко, поскольку они реализуют внешнеэкономическую деятельность и тесно взаимодействуют с иностранными партнерами, а, как мы отмечали выше, в зарубежных странах, на западе, КСО является обязательным элементом бизнес-среды. Две другие исследуемые организации - ОАО «Михайловский ГОК» и АО «Авиавтоматика» им. В.В. Тарасова» очень узко освещают деятельность в области КСО. К сожалению, в материалах о деятельности остальных 82 крупных предприятий из перечня информация о КСО не представлена.
Таким образом, результаты исследования коррелируют с российской практикой в целом. На основе полученных данных выделим три направления, затрудняющих реализацию принципов КСО, в соответствии с их причинной обусловленностью: 1) неэффективность действующего законодательства и нормативно-правовой базы; 2) недостаточно высокий уровень развития деловой культуры предприятий (по мнению представителей менеджмента предприятий, деятельность в области КСО «распыляет» усилия, препятствует решению более важных задач, не принося адекватной отдачи); 3) информационная закрытость российских предприятий. Следствием этого является ухудшение имиджа и деловой репутации, что приводит к снижению конкурентоспособности.
Для того чтобы российским предприятиям подойти к мировому уровню социальной и экологической ответственности, им предстоит сделать очень многое. Первоначальным этапом является внедрение концепции устойчивого развития и КСО в разных формах. При этом очень важно реализовать постоянный структурированный диалог с властью всех уровней и обществом о социальной ответственности своего бизнеса, а представители власти и гражданского общества также должны взять на себя свою долю социальной ответственности.
Следует отметить, что взаимодействие и сотрудничество на местном и региональном уровне может осуществляться в форме межсекторного социального партнерства. Поддержка бизнес-сообщества приобретает более согласованный характер и существенно влияет на изменение уровня и качества жизни социальных единиц.
На основании всего вышеизложенного можно с определенной точностью утверждать, что необходима координация усилий бизнес-сообщества, государственных и общественных структур, направленная на конструктивное преодоление указанных проблем и формирование эффективной модели КСО, играющей ключевую роль в обеспечении не только конкурентоспособности бизнеса, но и качества жизни населения в регионах.
Источники
1. Дохолян С.Б. Анализ социальной ответственности бизнеса в России // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 4. С. 41-46.
2. Кузнецова Д.С., Лебедева Д.А. Угрозы безопасности организации, связанные с корпоративной социальной ответственностью // Управление корпоративной культурой. 2014. № 1. С. 50-53.
3. Лещенко О.А., Корчагина Е.В. Современные методики оценки эффективности деятельности компаний в области КСО // Менеджмент в России и за рубежом. 2014 . № 1. С. 11-18.
4. Официальный сайт АО «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова». URL: www.aviaavtomatika.ru.
5. Официальный сайт ОАО «Банк ВТБ». URL: www.vtb.ru.
6. Официальный сайт ОАО «Михайловский ГОК». Горнорудный сегмент. URL: www.metalloinvest.com/business/mining-segment/ mgok/.
7. Официальный сайт ОАО «Сбербанк». Раздел «Частным клиентам». URL: www.sberbank.ru/ru/person.
8. Садреева Э.Ф. Специфика становления корпоративной социальной ответственности (КСО) в РФ и ее регионах // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2010. № 4. С. 82-85.
9. Среднерусский экономический форум. URL: www.sef-kursk. ru/2012/enterprises.pdf.
10. Ходыревская В.Н. Стратегическое управление предприятием // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. 2012. № 6. С. 119-135.
11. Чулакова А.Л. Управление корпоративной социальной ответственностью градообразующих предприятий: дис. ... канд. экон. наук. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2014.
References
1. Dokholyan S.B. Analiz sotsial'noy otvetstvennosti biznesa v Rossii [The analysis of social responsibility of business in Russia]. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki - Regional problems of transforming the economy, 2014, no. 4, pp. 41-46.
2. Kuznetsova D.S., Lebedeva D.A. Ugrozy bezopasnosti organizatsii, svyazannye s korporativnoy sotsial'noy otvetstvennost'yu [Threats to an organization's safety related to corporate cosial responsibility]. Uprav-lenie korporativnoy kul'turoy - Management of Corporate Culture, 2014, no. 1, pp. 50-53.
3. Leshchenko O.A., Korchagina Ye.V. Sovremennye metodiki otsenki effektivnosti deyatel'nosti kompaniy v oblasti KSO [The modern methods to assess the effectiveness of companies' activity in the sphere of CSR]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom - Management in Russia and Abroad, 2014, no 1, pp. 11-18.
4. Official website of AO Aviaavtomatika named after V.V. Tarasov. Available at: www.aviaavtomatika.ru.
5. Official website of OAO VTB Bank. Available at: www.vtb.ru.
6. Official website of OAO Mikhaylovskiy GOK. Sector of iron ore mining. Available at: www.metalloinvest.com/business/mining-segment/ mgok/.
7. Official website of OAO Sberbank. Section "For private customers" Available at: www.sberbank.ru/ru/person.
8. Sadreeva Ye.F. Spetsifika stanovleniya korporativnoy sotsial'noy otvetstvennosti (KSO) v RF i ee regionakh [The spesifics of formation of CSR in Russia and its regions]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo finansovo-ekonomicheskogo instituta - Vestnik of Kazan State Institute of Finance and Economics, 2010, no. 4, pp. 82-85.
9. Central Russian Economic Forum. Available at: www.sef-kursk. ru/2012/enterprises.pdf.
10. Khodyrevskaya V.N. Strategicheskoe upravlenie predpriyatiem [Strategic enterprises management]. Teoreticheskie i prikladnye voprosy ekonomiki i sfery uslug - Theoretical and Applied Issues of Economics and Service Sector, 2012, no. 6, pp. 119-135.
11. Chulakova A.L. Upravlenie korporativnoy sotsial'noy otvetstvennost'yu gradoobrazuyushchikh predpriyatiy. Dis. kand. ekon. nauk. [Managing corporate social responsibility of core enterprises. Cand. econ. sci. diss.]. Kursk, Yugo-Zapadnyy gosudarstvennyy univer-sitet Publ., 2014.
■o я
Ol
/ Ol