с
РАЗВИТИЕ
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY AND SUSTAINABILITY AND COMPETITIVENESS OF BUSINESS STRUCTURES
А. Б. Выборный,
Председатель Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности
Рассмотрены особенности формирования механизмов корпоративной ответственности российских предпринимательских структур и выявлена взаимосвязь с их экономической устойчивостью и достижения конкурентоспособности The characteristics of the formation mechanisms of corporate responsibility Russian business structures and revealed their relationship to economic stability and achieving competitiveness.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, интеллектуальный капитал, человеческий ресурс, социальные инвестиции, инновации, общественное производство.
Key words: rnrporate social responsibility, intellectual capital, human resources, social investment, innovation, social production.
Изучение основ и форм реализации корпоративной ответственности российского бизнеса взаимосвязано с объективной необходимостью выявления главных причин ее функционирования и тенденций развития в условиях глобализации и гуманизации общественного производства. В большинстве научных публикаций обосновывается положение, что принципы корпоративной социальной ответственности основываются на признании особой важности человеческого ресурса, эффективное управление развитием которого становится главнейшей стратегической функцией предпринимательства, ключевым фактором ее успеха, устойчивости и конкурентоспособности бизнеса.
Осознание корпорационной социальной роли бизнеса в современном глобализованном мире означает, что классическая трактовка его ответственности перед социумом, которая сводится к развитию экономики за счет создания эффективного производства, является слишком примитивной в современных условиях, когда бизнес во всем мире все больше приобретает черты социального института.
Устойчивость и конкурентоспособность промышленного предприятия являются одними из важных характеристик эффективности его деятельности в условиях рыночной экономики. В течение длительного периода времени в наиболее успешно работающих зарубежных производственных компаниях для обеспечения устойчивости и повышения конкурентоспособности широко использовалась система корпоративной социальной ответственности (КСО), представляющая собой управленческий инструмент, обеспечивающий экономическую
эффективность, экологическую безопасность и социально-ответственное отношение к заинтересованным сторонам (стейкхолдерам) предприятия.
Очевидно, что воздействие бизнеса на социальную защищенность наемных сотрудников, граждан уже не ограничивается рамками только одного отдельного предприятия, организации, компании. Это воздействие формируется и проявляется во все более широком и всестороннем, как на национальном уровне, так и в глобальном смысле. Особенно оно сильно проявляется в сфере занятости.
Например, в случае закрытия неэффективных предприятий, расположенных в так называемых моногородах, безработными оказывается большинство их жителей. В этом плане всем памятна ситуация с Объединенной компанией «Русский алюминий» (United Company RUSAL, UC Rusal), столкнувшейся с серьезными экономическим трудностями в конце первого десятилетия текущего столетия. Тогда на грани банкротства оказался ряд градообразующих предприятий алюминиевой промышленности в Норильске, Красноярске, Краснотуринске и других городах. Только совместными экстренными мерами собственников, кредиторов и властей удалось избежать массовой безработицы и социального взрыва в регионах Урала и Сибири [1, 2, 3].
В последние десятилетия существенно увеличились социальные риски бизнеса в сфере оказания услуг населению, а также в индустрии строительства жилья. Банкротство кредитных организаций и строительных фирм уже не является частным делом только их учредителей и собственников - неблагоприятные последствия наступают для весьма широких слоев
А. Б. Выборный
Корпоративная социальная ответственность и обеспечение устойчивости и конкурентоспособности...
населения. По данным Агентства по страхованию вкладов, объем привлеченных банками вкладов физических лиц в России в июле 2012 года составлял 12,8 трлн. руб. [4], а число пострадавших дольщиков, например, в Московском регионе в том же году превысило 60 тыс. человек [5].
Значительное воздействие бизнес оказывает на социальную защищенность собственных наемных сотрудников, особенно в вопросах оплаты их труда и создания благоприятных условий труда. Этому, безусловно, способствует общемировая тенденция роста трудовой мобильности и миграции рабочей силы.
Современная рыночная система хозяйства за долгую и конфликтную многовековую историю своего существования прошла путь от классического капитализма с его стремлением к максимальной прибыли любой ценой, с имманентно присущим ему диалектическим противоречием между трудом и капиталом, к социально-ориентированной экономике, когда прибыль создается работником, имеющим альтернативные источники дохода, а человеческий капитал превращается в важнейший интеллектуальный ресурс.
Проведенные в ряде стран исследования позволили установить зависимость между внедрением комплексной системы КСО и эффективностью работы предприятия. В частности, согласно исследованиям журнала «Бизнес и общество» (Business and Society study) в 300 крупных компаниях оказалось, что те из них, которые сделали публичное заявление о намерении придерживаться принципов этического ведения бизнеса, достигли значений в 2-3 раза выше по такому показателю, как рост стоимости акций [6].
Еще в 1997 году ряд ученых пришли к выводу, что компании с ярко выраженной приверженностью к этическим принципам ведения бизнеса демонстрировали лучшие финансовые показатели по сравнению с компаниями, которые об этом не заявляли. Исследователи Гарвардского университета, в свою очередь, выяснили, что компании со сбалансированным учетом позиций стейкхол-деров демонстрировали темпы роста в 4 раза, а показатели занятости - в 8 раз выше, чем компании, ориентированные только на интересы акционеров. Аналогичные результаты получены и Университетом Юго-западной Луизианы в ходе исследования «Влияние публикации сообщений о неэтичном поведении на цены акций»: оглашение фактов неэтичного поведения корпораций приводит к снижению стоимости их акций.
Сегодня очевидно, что открытая политика КСО не только привлекает в компанию надежных инвесторов и бизнес партнеров, но и помогает их не поте-
рять в дальнейшем. Выгоды от КСО можно распределить по четырем достаточно общим категориям:
• рост акционерной ценности компании;
• более низкая цена капитала;
• улучшение доступа к государственным социальным инвестициям;
• снижение рисков в результате улучшения взаимодействия со стейкхолдерами.
Спрос на инвестиционный капитал растет, и компании стремятся найти максимально доступные средства инвесторов. Последние, как правило, готовы больше вкладывать в те компании, которые имеют хорошую репутацию. В то же время, инвесторы, чтобы минимизировать свои инвестиционные риски, требуют от них выполнения условий, которые не выдвигались еще 15-20 лет назад: эффективное корпоративное управление, сочетающееся с соблюдением этических стандартов и принятием на себя социальной бизнес-ответственности. Так, упоминавшаяся ОК «РУСАЛ» после переговоров с федеральными и местными властями взяла на себя обязательство не сокращать рабочих, а трудоустраивать их на других собственных производствах [3].
Распространение социальной ответственности в среде российского предпринимательства соответствует общемировым тенденциям и определяет рациональные направления и оптимальные масштабы социальных инвестиций. Выход стратегических отраслей из депрессии, стремление к использованию инновационных путей развития, осуществление Правительством России национальных проектов подтверждает актуальность и необходимость исследования условий становления, значимости и форм реализации корпоративной социальной ответственности бизнеса.
Научно-технический прогресс и быстрое обновление знаний, которые лежат в основе информации о новых, более современных и производительных технологиях, ведут к интеллектуализации производства и требуют увеличения затрат общества на подготовку высококвалифицированной рабочей силы. Бизнес вынужден принять на себя значительную часть этих затрат, поскольку его собственное развитие находится в прямой зависимости от качества и инновационных возможностей человеческого капитала.
К сожалению, концепция социальной ответственности бизнеса как системы, закономерно обеспечивающей повышение эффективности общественного воспроизводства и конкурентоспособности национальной экономики на инновационной основе, базовым элементом которой являются инвестиции в человеческое развитие, до настоящего времени не разработана. Рассматриваемая в эко-
Научно-практический журнал
июль-сентябрь 2013
номической теории тема ответственности бизнеса представлена в исследованиях скорее эмпирической задачей, чем научной проблемой, требующей глубокого теоретического обоснования.
В пределах корпораций социальное инвестирование направлено на совершенствование системы мотивации деятельности работников с позиции обеспечения компании профессионально подготовленными кадрами. Мотивация работников к развитию заключается в целенаправленном процессе повышения их квалификации для специальной деятельности, повышении внутрипроизводственной мобильности через способности к обучению и восприятию нового. Доля расходов на развитие персонала в российских компаниях в среднем составляет 46,7% (при среднемировом показателе - 41%). Наибольшие затраты на социальный пакет несут производственные компании - 2,6% от всего Н1?-бюджета, в торговле этот показатель оставляет 1,8%, а в управляющих компаниях - 1,7% [8; 122]. Социально ответственные компании уделяют значительное внимание практике предоставления сотрудникам работы, которая была бы значима для них, помогала им развивать и реализовать свой потенциал. Успешные компании стремятся повышать мотивацию сотрудников к эффективному и творческому труду, обеспечить справедливый уровень заработной платы, достаточный социальный пакет, здоровые и безопасные условия труда, атмосферу коллективного и личного взаимоуважения. Но пока в России это скорее исключение, нежели правило.
По данным исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения о социальной ответственности национального бизнеса [9]:
• его самооценка собственной социальной ответственности не высока - 3,31 балла из 7 возможных;
• оценка отношения к себе со стороны общества укладывается в среднее значение: 4,1 балла из 7 возможных;
• 64% предпринимателей в течение последнего года участвовали в различных видах помощи региону присутствия своего бизнеса;
• главными мотивами, побуждающими отечественных бизнесменов к социальной помощи (социальной ответственности) являются убеждения, что: «так принято делать в бизнес-среде» (42% респондентов), необходимо поддерживать социально незащищенные слои населения (29%) и что в случае отказа участвовать в социальных программах предприятие подвергнется санкциям со стороны властей (30%).
Важные составляющие корпоративной социальной ответственности - транспарентность компа-
нии и качество ее отношений со стейкхолдера-ми. Так, при разработке компанией «Standard & Poors» рейтингов корпоративного управления в качестве ориентиров инвестиционной активности, учитываются: оценка социальной и экологической отчетности; политика компаний в сфере заключения соглашений с инвесторами, заинтересованными сторонами, нефинансовыми стейкхолдерами; прозрачность отношений собственности; качество информации о результатах производственной деятельности компании и о практиках корпоративного управления и т.п. Это рейтинговое агентство также анализирует так называемый «национальный фон» ведения бизнеса, что позволяет учитывать при составлении рейтингов национальности «особенности» стран и регионов.
Оценивая эффективность программ социального партнерства можно предположить, что затраты на социальные программы изменяются в соответствии с развитием бизнеса, то есть интенсивность затрат предпринимательских структур на КСО прямо зависит от состояния бизнеса. Иными словами, по мере его укрепления компаниями реализуется долгосрочная стратегия развития бизнеса, которая разрабатывается с учетом принципов социальной ответственности [9; 211].
В этой связи большой интерес представляет количественное измерение социального вклада компании, что включает:
• оценку воздействия бизнеса на социальную среду посредством составления «социального отчета» в балансовой форме, позволяющей учитывать социальные выгоды и издержки деятельности компании;
• использование «социальных индикаторов» (оценка условий труда, состояния здравоохранения, окружающей среды, транспорта и др.);
• ранжирование компаний в соответствии с их социальной деятельностью по таким критериям, как «законопослушность», «влияние на экологическую обстановку», «наличие социальных программ» и т.п.;
• методы управления социальными программами, позволяющие оценить соответствующие расходы, их эффективность, «социальный доход» на капиталовложения.
В целом социальная вовлеченность бизнеса может быть оценена посредством социальных отчетов, социальных рейтингов и различных социальных индексов, как правило, основывающихся на учете влияния компании на социо-эколого-экономи-ческую ситуацию. Социальная бизнес-отчетность включает в себя не только информацию о социальной деятельности компании, но и ее оценку. В свою очередь, улучшение социальной сферы
А. Б. Выборный
Корпоративная социальная ответственность и обеспечение устойчивости и конкурентоспособности...
соответствует долгосрочным интересам предпринимательских структур, поэтому приверженность принципам КСО повышает эффективность и жизнеспособность предпринимательского сектора.
Причины, побуждающие бизнес-сообщество включиться в процесс оценки нефинансовой отчетности, могут быть разными. При этом необходимо отметить, что бизнес постепенно приходит к пониманию того, что социальный отчет является важным элементом корпоративной системы управления нефинансовыми рисками, а также повышения эффективности и укрепления своей конкурентоспособности. Как показало исследование Ассоциации менеджеров, структура корпоративных социальных расходов зависит от уровней трудо-, энерго- и материалоемкости, характерных для соответствующих отраслей. У предприятий сферы услуг отмечается более высокая по сравнению с другими секторами экономики доля социальных затрат, выделяемых на выстраивание отношений с потребителями (16,8%) и деловыми партнерами (2%). В энерго- и материа-лоемких отраслях (сырьевой и перерабатывающий секторы) большее внимание уделяется вопросам экологии и охраны здоровья сотрудников (30,9% и 12,5% соответственно).
Согласно статистике (по состоянию на конец 2011 года) в Национальный регистр корпоративных нефинансовых отчетов внесены нефинансовые отчеты 66 компаний, зарегистрировано 153 отчета, которые выпущены более чем за 10 лет, начиная с 2000 года. В их числе: экологические отчеты - 28, социальные -96, отчеты в области устойчивого развития - 29 [10]. Отсутствие общепринятых критериев оценки экономической отдачи деятельности по накоплению и воспроизводству человеческого капитала, равно как и невозможность свести эти оценки к общей методике, препятствуют разработке единой шкалы оценки эффективности КСО.
Вклад КСО в устойчивость и конкурентоспособность российского промышленного предприятия характеризуется следующими результатами:
1. Более эффективная деятельность;
2. Улучшение финансовых показателей, привлечение и удержание инвесторов и надежных партнеров по бизнесу;
3. Улучшение репутации и повышение ценности брэнда, рост продаж и лояльности потребителей;
4. Расширение возможностей привлекать и сохранять качественный персонал;
5. Создание новых возможностей для развития бизнеса;
6. Снижение рисков от действий, не соответствующих принципам КСО;
7. Укрепление сотрудничества с местными властями, обеспечение государственной поддержки.
Чтобы оставаться устойчивыми и конкурентоспособными российским предприятиям необходимо учитывать все стороны и особенности концепции КСО, а именно: удовлетворять ожиданиям инвесторов, работников, потребителей, партнеров по бизнесу и общества. Данная проблема очень остро стоит во всех развивающихся странах и странах с переходной экономикой.
КСО должна быть постоянной сферой деятельности коммерческой организации, планируемой на долгосрочную перспективу и составляющей часть системы повышения устойчивости и конкурентоспособности. В настоящее время на ведущих промышленных предприятиях России все более утверждается понимание того, что социальная ответственность компании определяется в соответствии с законодательно предусмотренными и добровольными действиями, находящимися в постоянном процессе совершенствования в результате регулярных диалогов компании с заинтересованными сторонами внутри самой компании и за ее пределами.
Отвечая запросам общества, социально ответственная российская компания может принимать на себя дополнительные обязательства, входящие в добровольный набор признаков социальной ответственности. В сфере экономики и корпоративного управления к ним относятся:
• соблюдение принципов социальной ответственности;
• разработка и последовательное соблюдение внутрикорпоративных кодексов или иных документов собственной деловой этики;
• постоянное развитие качества, потребительских свойств и социальной значимости своей продукции и услуг;
• поддержка добросовестной деловой практики, налаживание надежных отношений со своими поставщиками, дистрибьюторами и клиентами, отдавая предпочтение компаниям, отвечающим требованиям социальной ответственности;
• поддержка развития малого и среднего бизнеса, включая собственные технологические цепочки, а также участие в соответствующих отраслевых и межотраслевых программах и фондах.
В сфере экологии - это:
• принятие мер технологического характера, направленных на экономию потребления энергии, водных и прочих ресурсов;
• организация переработки отходов производства и очистки сточных вод, внедрение безотходных технологий производства;
Научно-практический журнал
июль-сентябрь 2013
• недопущение выбросов в атмосферу веществ, разрушающих озоновый слой, парниковых газов, химических и других вредных веществ;
• организация рационального землепользования и поддержка биоразнообразия и естественной среды обитания, в том числе рекреативных зон и заповедников.
В сфере социальной политики:
• участие в социальных инвестициях через свои внутренние и внешние социальные программы;
• развитие собственного персонала через систему профессиональной подготовки кадров;
• осуществление социальных проектов спонсорского и благотворительного характера на территориях своего присутствия, поддержка их социального благополучия, безопасности и устойчивости;
• участие в спонсорских и благотворительных программах регионального и федерального значения, направленных на решение острых общенациональных проблем;
• поддержка социальных проектов в области культуры, спорта и образования;
• участие в проектах частно-государственного партнерства, направленных на решение социальных и экологических проблем общества;
• участие в международных благотворительных и социальных проектах;
• поддержка общественных и некоммерческих организаций;
• организация общественного диалога (общественных слушаний) со стейкхолдерами (акционерами и инвесторами, сотрудниками и профсоюзами, поставщиками и потребителями, представителями местных, региональных и федеральных государственных органов власти, СМИ, профессиональными объединениями, общественными и некоммерческими организациями и другими) и внесение на этой основе необходимых изменений в свою деятельность;
• повышение открытости и прозрачности своего бизнеса через системы регулярной социальной отчетности и международной отчетности по устойчивому развитию, позволяющими улучшать качество управления производством, социальным развитием и нефинансовыми рисками.
Дополнительные признаки или мероприятия в области социальной ответственности бизнеса не имеют никаких пределов, составляя предмет добровольной гражданской инициативы во взаимодействии с заинтересованными сторонами самой компании и обществом в целом. Способствуя эффективному управлению нефинансовыми рисками, дополнительные мероприятия являются мощным средством публичной демонстрации бизнесом своей моральной ответственности за состояние и развитие общества.
Таким образом, можно сделать обоснованный вывод о том, что КСО в современных условиях могут (и должны стать) эффективным средством постоянного и последовательного повышения конкурентоспособности российского бизнеса, мощным стимулом его технологической и социальной инно-вационности.
Библиографический список:
1. Колокольчики будущих дефолтов // finansmag.ru
2. «РусАл» выплатил долги «Альфа-банку» под угрозой банкротства // strana.ru
3. Забастовка отменяется // Российская газета.
- 18 сентября 2012. - № 214 (5887).
4. Российская бизнес-газета. - 11 сентября 2012.
- № 34 (863).
5. Международная Академия ипотеки и недвижимости // Российская газета. - 23 апреля 2013.
- № 15 (9893).
6. URL:http://www.altera.by/eng/articles/corporate_ social_responsibility.eng.htm
7. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и Ко, 2007. - 215 с.
8. URL:http://wciom.ru/index.php?id=459&uid =13587
9. Коротков Э. Корпоративная социальная ответственность: учебник. М.: Юрайт, 2013. - 445 с.
10. URL:http://www.fsk-ees.ru/about/corporate_ social_responsibility
Выборный А. Б. - депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, член Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, Председатель Постоянной комиссии Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам обороны и безопасности, Председатель Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности
е-таН: [email protected]