5. Возможность дополнительного вложения средств в развитие бизнеса со стороны собственника, материальной поддержки компании в условиях кризиса.
6. Имиджная составляющая.
Информация о том, кто является контролирующим акционером компании, по сути — собственником бизнеса, становится все более общедоступной. Эта информация привлекает внимание общественности, прессы к тому, насколько эффективно государство управляет народными активами. Это обстоятельство также подталкивает контролирующего акционера к активизации усилий по развитию бизнеса.
7. Потенциальная заинтересованность в выходе компании на фондовый рынок. Вывод ценных бумаг компании на фондовый рынок позволит мажоритарному
акционеру не только получить дополнительные средства для развития бизнеса без потери управляемости компании со стороны ее основного владельца, но и одновременно оценить рыночную стоимость своего пакета и повысить его ликвидность.
Все эти преимущества не безусловны, а лишь потенциально заложены в факте наличия в компании мажоритарного акционера. Для их полной реализации на благо компании и всех ее стейкхолдеров необходимо осуществить определенные усилия. В частности — построить эффективную систему корпоративного управления. Стандартных рекомендаций по построению такой системы не существует. Все зависит от самого собственника, степени его вовлеченности в процесс управления компанией, от долгосрочной стратегии ее развития.
Литература
1. Килячков А. Корпоративное управление как фактор привлечения и защиты инвестиций// Рынок ценных бумаг. 2003. N 4. С. 50-53.
2. Корпоративная реформа и гармонизация корпоративного законодательства России и ЕС / Астапович А., Бестужева О., Вайнштейн Д., Гутброд М., и др.; Отв. ред.: Астапович А. - 2-е изд., испр. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - 168 а
3. Фальцман Ф.К. Оценка инвестиционных проектов и предприятий. - М.: ТЕИС, 2003.
4. http://www.ma-joumal.ru/news/27879/.
Х.П. Харчилава
КОРПОРАТИВНАЯ сОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: сФЕРЫ ВЗАИМОДЕйСТВИЯ
И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, корпоративное управление, устойчивое развитие бизнеса, стейкхолдеры, прозрачность и раскрытие информации.
Мировой опыт показывает, что от успешности формирования системы партнерских отношений частного предпринимательства, власти и гражданского общества в социальной
© Харчилава Х.П., 2013
сфере, от эффективности такого партнерства во многом зависит качество жизни населения и социальная стабильность. В период экономического кризиса участие бизнес-сообщества в социальном развитии страны положительно скажется на сохранении равновесия в российской государственности и экономике. Понимание общественной значимости деятельности корпораций в социальной сфере находит выражение в распространении корпоративной социальной ответственности (КСО). Финансовая и социальная ценность программ в области КСО впервые начала широко изучаться и применяться за рубежом. В западных странах концепция КСО уже несколько десятилетий является основой деятельности множества компаний. Реакцию российских корпораций на глобальную тенденцию распространения концепции КСО (особенно тех, акции которых не имеют хождения на фондовых рынках) можно назвать равнодушной. В современной российской науке КСО рассматривается исключительно как экономическое и социальное явление - возможно, такое узкое рассмотрение связано с тем, что западными учеными данная тема рассматривается тоже практически только в экономическом и социальном разрезе, в рамках формирования процессов устойчивого развития бизнеса (sustainable business development) [1].
В результате длительного и непрерывного процесса капиталистического развития западных стран сформировалась сложная, сбалансированная система регламентации взаимоотношений бизнеса, власти и общества в сфере социально-экономического развития государств. Распространенная на Западе современная концепция КСО показывает стремление компаний добровольно и самостоятельно решать наиболее насущные проблемы общества. Например, Европейская комиссия дает такое определение КСО: «Корпоративная социальная ответственность по своей сути является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды». Данное определение подчеркивает добровольный характер проводимых компаниями общественно ориентированных мероприятий. На Западе участие бизнеса в решении социальных проблем можно объединить в три основные модели социального партнерства: первая модель предполагает активное участие государства в регулировании социальной политики, т.е. жестко регламентируется в рамках действующего коммерческого, налогового, трудового, экологического законодательства; вторая модель предполагает регулирование взаимодействия бизнес - общество практически без вмешательства государства. Такое регулирование осуществляется самостоятельно корпорациями под воздействием специально установленных стимулов и льгот; третья (наиболее эффективная) модель объединяет две предыдущие.
Представляется, что в условиях российской действительности должны быть объединены усилия бизнес-сообщества и государства. В силу исторических традиций ведущая роль в развитии КСО должна принадлежать государству. Внедрение КСО в России неотделимо от государственной организации и координации процесса. Основной задачей органов государственной власти должна стать разработка законодательных основ и организационных механизмов интеграции принципов КСО [2].
Западные корпорации, действуя социально ответственным образом, осознали, что понимание этих процессов дает им возможность лучше управлять бизнес-рисками, связанными с экологическими, социальными, трудовыми и этическими проблемами. Устойчивые позиции корпорации напрямую зависят от управления рисками как финансового, так и нефинансового характера, а практика КСО как раз предлагает структуру управления нефинансовыми рисками. Инвесторы положительно реагируют на действия корпораций, способных более качественно управлять своими нефинансовыми
рисками, и готовы выплачивать «премию за управление рисками в области устойчивого развития рисками экологического характера». Устойчивое развитие бизнеса позволяет переключить фокус с краткосрочных финансовых результатов деятельности на долгосрочный корпоративный рост. Транснациональные корпорации максимально решают вопросы корпоративной социальной ответственности, понимая ее значимость как существенного фактора финансового роста. Учет интересов всех стейкхолдеров является стержневой как в корпоративной социальной ответственности, так и в корпоративном управлении.
Корпоративное управление включает в себя акционерный менеджмент, взаимодействие собственников и членов органов управления компанией, а также наемных менеджеров общества. Для топ-менеджмента - это ответственность за развитие конкурентоспособного и прибыльного бизнеса, способного управлять рисками и реализовывать возможности роста. Для совета директоров - ответственность за формирование корпоративной стратегии, обеспечение соответствия между краткосрочными и долгосрочными целями, достижение доходности, сопоставимой с задачами развития бизнеса, и увеличение стоимости акционерного капитала. Есть ли в организации управления этой многоуровневой и многогранной структурой место таким понятиям, как «социальная ответственность», «этика бизнес-процессов»? В условиях раздробленности капитала и собственников компании очень важно сформировать некий мост между интересами эффективного корпоративного управления и принципами публичности, открытости. Связующим звеном может стать корпоративная социальная ответственность.
Корпоративную социальную ответственность (КСО) можно определить как концепцию, в соответствии с которой организация, помимо основной цели получения прибыли, учитывает интересы общества, беря на себя добровольную ответственность за свое влияние на заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки обязательств, установленных законами, и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом. Таким образом, КСО - это система инструментов управления компанией в следующих вопросах, как то:
- влияние компании на экономическую, экологическую и социальную сферы;
- устойчивость;
- рабочая атмосфера;
- окружающая среда;
- трудовые отношения;
- отношения с контрагентами;
- этическое поведение.
Все эти основные вопросы решаются через такие конкретные инструменты, как: независимые члены высшего управляющего органа и/или члены, не входящие в состав исполнительного органа управления компанией; система управления организации; система взаимоотношений между высшим руководством, акционерами и сотрудниками компании; адекватная взаимосвязь между выплатами вознаграждений по итогам финансовой деятельности компании и результатами ее финансово-хозяйственной деятельности; механизмы, позволяющие не допустить конфликта интересов. Система КСО корреспондирует с корпоративным управлением на уровне категорий, устанавливающих пределы подотчетности компаний в их отношениях в социальной, экологической и других
социально ответственных областях, прежде всего на уровне корпоративных кодексов поведения. Наблюдается и обратная связь между КСО и системой корпоративного управления, поскольку такие институты корпоративного управления, как раскрытие информации, эффективное управление рисками и т.д., являются непосредственными показателями развитости КСО в конкретной компании.
КСО на сегодняшний день является, прежде всего, системой инструментов, направленных на формирование условий долгосрочного развития компании. Именно долгосрочность является причиной низкого развития системы КСО на российском пространстве корпоративного управления, подготовка и распространение нефинансовых отчетов чаще всего не интересуют инвесторов, им нужны «быстрые деньги» и максимально выгодное использование своих инвестиций [3].
Позиции КСО, которые соотносятся с позициями корпоративного управления, -это прозрачность, раскрытие информации и подотчетность. Считаем, что подотчетность в экологических, социальных и этических вопросах деятельности компаний невозможно возложить на КСО- департаменты отдельных компаний ввиду их особой значимости для всего общества в целом, что требует оценки стратегических преимуществ и управления рисками, основанных на анализе экономических показателей. Ввиду чего к вопросам нефинансовых отчетов компаний целесообразно относить область внедрения КСО исключительно с точки зрения корпоративного управления, а именно: существует ли внутренняя система контроля по КСО; предусмотрена ли система компенсационных выплат КСО-показателей; есть ли прозрачность в вопросах КСО.
Чтобы создать в компании эффективную систему корпоративного управления с внедрением элементов КСО, необходимо определить соответствующие процедуры функционирования организации на уровне собрания акционеров, совета директоров, высшего менеджмента (первый и второй уровни). Под процедурами функционирования понимаем роль, обязанности, функции и полномочия, ответственность собрания акционеров, совета директоров и менеджмента компании. По каждому элементу системы корпоративного управления действуют свои правила построения.
В компетенцию собрания акционеров - действующего высшего органа управления компанией - входит принятие решений по наиболее важным стратегическим вопросам (одобрение слияния и поглощения, утверждение годовой отчетности, распределение дивидендов, дополнительный выпуск ценных бумаг). Кроме того, именно собрание акционеров обеспечивает права миноритарных акционеров, например, через формирование совета директоров, утверждение аудитора и ревизора компании, утверждение годовой отчетности и т.д. Согласно традиционному представлению о том, как должна развиваться компания, в большинстве случаев бизнес будет устойчивым, если совет директоров подсознательно относит к сфере своей компетенции проблемы экологического, этического и социального характера наряду с вопросами о будущем финансовом положении компании, и ее функционировании на рынке. Для того чтобы понять, каким образом устойчивое развитие бизнеса связано с вопросами корпоративной социальной ответственности (КСО), необходимо иметь в виду, что по мере своего роста и успешного развития любая компания претерпевает определенные изменения.
Одно из этих изменений связано с ожиданиями, которые возлагают на нее заинтересованные стороны (стейкхолдеры ). В целях соблюдения интересов различных групп стейкхолдеров компании, как правило, вводят различные процедуры и механизмы. Например, свод правил корпоративной этики содержит правила и ожидания для руководства и служащих. Политика выплаты дивидендов предоставляет акционерам
информацию о будущих выплатах. Политика компании в области корпоративной социальной ответственности отражает ее будущее поведение в соответствии с ожиданиями стейкхолдеров. По существу, корпорация разрабатывает нормы и внедряет правила, т.е. осуществляет ожидаемые действия в целях информирования и объяснения собственных инициатив в сфере корпоративной социальной ответственности для всех стейкхолдеров. Высшее руководство и прежде всего советы директоров призваны обеспечивать применение политик в области КСО в ежедневной работе компании. Подобные меры являются гарантией того, что бизнес развивается не только увеличивая свою прибыль, но и с соблюдением обозначенных в данных правилах интересов стейкхолдеров. Совет директоров, определяющий корпоративную стратегию и обеспечивающий рост стоимости акционерного капитала, в свою очередь, следит, чтобы данные правила соответствовали интересам стейкхолдеров. Совет директоров также следит за тем, чтобы средства контроля были эффективными, т.е. позволяли минимизировать или смягчить последствия событий, способных препятствовать повышению доходности в долгосрочной перспективе и повредить социально ответственному развитию компании. Институт социально ответственного бизнеса характерен для большинства стран с устойчивой экономикой, базирующейся на рыночных ценностях, давними демократическими традициями, с развитым гражданским обществом [4].
В России процесс развития корпоративной социальной ответственности находится на начальном этапе и происходит в условиях господствующих позиций государства, крайне слабого развития институтов гражданского общества, олигархического развития бизнеса и правил взаимодействия этих институтов; роль отдельных сторон и меры их участия в социальном развитии только формируются. Под КСО в российских условиях очень часто понимается многое: от способности вовремя выплачивать своим сотрудникам зарплату до выполнения обязанности вовремя платить налоги - такие точки зрения характерны для «молодых, развивающихся рынков, недавно открывшихся (всего 10 лет назад), типа российского и китайского». Более узкая трактовка, принятая в западных компаниях, гласит, что «социальная ответственность - это способность и желание бизнеса по собственной воле заниматься вопросом, не только прямо не связанным с производством, продажей товаров и услуг, но и с благополучием общества той страны, в которой компания работает». При этом, как правило, публичная дискуссия о КСО обычно затрагивает только вопросы функционирования бизнеса. Видимо, это объясняется тем, что российская экономика в десятилетний промежуток совершает труднейший переход от советской модели социальной политики через так называемый дикий капитализм к более цивилизованным отношениям социально ориентированного государства, где российский бизнес (в первую очередь крупный) методом проб и ошибок, «на ощупь», с разной скоростью пытается выстраивать собственную социальную политику.
В 2004 г. на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) была одобрена Социальная хартия российского бизнеса. Этот документ был принят представителями делового сообщества, понимающими и принимающими «свою долю ответственности за судьбу нашего Отечества»; считающими, "что успешное развитие предпринимательской деятельности невозможно без устойчивого развития общества и неотделимо от него"; и готовыми содействовать успехами своей предпринимательской деятельности увеличению совокупного общественного богатства и социальному прогрессу. Социальная хартия определила стратегическую инициативу, адресованную бизнес-сообществу, свод основополагающих принципов социально ответственной деловой практики, которые применимы в повседневной деятельности
любой организации, вне зависимости от профиля деятельности и формы собственности. Социальная хартия представляет собой суть действий делового сообщества в социально-гуманитарной сфере, изложение социальной миссии российского бизнеса. Социальная миссия заключается в устойчивом развитии самостоятельных и ответственных компаний, которое отвечает долгосрочным экономическим интересам бизнеса и государства, способствует достижению социального мира, безопасности и благополучия граждан, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека. Данный документ декларативен, но его принятие имеет позитивный политический эффект с точки зрения влияния на все деловое сообщество.
Тем не менее дискуссия о формах и содержании корпоративной социальной ответственности продолжается. По существу, дискуссия о КСО отражает ситуацию, когда бизнес оказывается крайним в споре о справедливости устройства механизмов создания общественных благ и, что не менее важно, справедливости принципов их. В связи с тем, что развитие КСО в России находится на раннем этапе, существует недопонимание целостности концепции, а также абсолютное отсутствие юридически оправданных формулировок. В докладе «О социальных инвестициях в России в 2004 году. Роль бизнеса в общественном развитии», подготовленном Программой развития ООН (ПРООН) и Ассоциацией менеджеров России, дается расширенное толкование понятий корпоративной ответственности и корпоративной социальной ответственности применительно к России. Корпоративная ответственность перед обществом (КО) определяется как философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, отдельными корпорациями и предприятиями своей деятельности по следующим направлениям: производство качественной продукции и услуг для потребителей; создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат, инвестиции в развитие человеческого потенциала; соблюдение требований законодательства: налогового, экологического, трудового и др.; эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров; учет общественных ожиданий и общепринятыхэтических норм в практике ведениядел; вклад вформирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества [2]. В этом расширенном определении обращает на себя внимание то обстоятельство, что большинство отмеченных направлений деятельности бизнеса содержит экономические принципы корпоративной деятельности, этические и юридические нормы ведения бизнеса. Социальная составляющая представлена в этом определении через инвестиции в развитие человеческого потенциала и вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества.
Корпоративная социальная ответственность бизнеса определяется в рассматриваемом докладе более узко: «КСО - это добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций». «Социальные инвестиции бизнеса - это материальные, технологические, управленческие и иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон, в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект» [2]. Предполагается, что социально ответственное поведение корпорации должно проявляться в выборе приоритетов и механизмов развития производства товаров и услуг, обеспечения занятости, поддержания социальных стандартов и охраны окружающей среды. Основное внимание при реализации
социально ответственного поведения уделяется трем направлениям (так называемая тройная линия ответственности), а именно: экономическая деятельность (устойчивый рост и производство качественной продукции); экологическая деятельность (защита и возобновление ресурсов природной среды); социальная деятельность (активная социальная политика).
Таким образом, обобщая изложенное, можно сформулировать, что под корпоративной социальной ответственностью понимается модель стратегического поведения корпораций, при которой разрабатываются и проводятся в жизнь программы социально ответственных инициатив непосредственно в сфере экономической деятельности, а также в природоохранной и социальных сферах. Хотелось бы подчеркнуть, что распространенность в современных условиях корпоративной социальной ответственности возникает под влиянием стратегической конкурентоспособности крупного бизнеса, в котором кроме экономической и управленческой эффективности все более значимой становится способность корпорации выстроить с обществом и государством цивилизованные отношения. Изучение теоретических основ корпоративной социальной ответственности полезно для более глубокого осмысления вопросов корпоративного права.
Литература
1. Аналитический вестник N 26 (278). «Корпоративная социальная ответственность в современной России: теория и практика». Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Аналитическое управление аппарата Совета Федерации. М., 2005.
2. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / Под ред. С.Е. Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров, 2004.
3. Перегудов С.П., Семененко И.С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. М.: Прогресс-Традиция, 2008.
4. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания / Под ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова. М., 2003.
5. The Challenges of Corporate Social Responsibility. Towards Constructive Partnership // The Phillip Morris Institute for Public Policy Research ASBL. Brüssels, Belgium, 2000.