Научная статья на тему 'Обзор докладов второй международной конференции «Корпоративное управление и устойчивое развитие бизнеса: стратегические роли советов директоров». Блок «Корпоративная социальная ответственность»'

Обзор докладов второй международной конференции «Корпоративное управление и устойчивое развитие бизнеса: стратегические роли советов директоров». Блок «Корпоративная социальная ответственность» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
140
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Корпоративные финансы
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА / МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / CORPORATE GOVERNANCE / BOARD OF DIRECTORS / SUSTAINABLE BUSINESS DEVELOPMENT / CONFERENCE MATERIALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сеттлз Александр Мэттью

Десять лет назад нельзя было предположить, что популярность проблематики корпоративного управления достигнет в России сегодняшнего уровня. Академические исследователи и профессионалы-практики регулярно собираются за одним столом, чтобы обсудить результаты исследований, направления развития и потенциальные пути решения существующих проблем. Концепция корпоративной социальной ответственности, похоже, будет иметь аналогичную историю развития. Вопрос построения эффективной системы взаимоотношений со стейкхолдерами становится все более популярным. В данном обзоре мы попытаемся осветить основные положения докладов, связанных с проблемой развития принципов корпоративной социальной ответственности в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate Social Responsibility. A Summary of Papers Presented at the Second International Conference Corporate Governance and sustainable business development: strategic roles of the boards

We couldn't even imagine 10 year ago corporate governance issues to become so popular in Russia as they are now. Today academia and professionals from business organize regular meetings and round tables to discuss research results, future directions for development and potential ways to overcome existing problems. It seems that corporate social responsibility concept will have similar history. It is clear now that question of building an effective stakeholder relations system become more and more popular. This review will be devoted to major findings and points of presentations with topics related to new evolving era of socially responsible corporations in Russia and worldwide.

Текст научной работы на тему «Обзор докладов второй международной конференции «Корпоративное управление и устойчивое развитие бизнеса: стратегические роли советов директоров». Блок «Корпоративная социальная ответственность»»

Обзор докладов Второй Международной конференции «Корпоративное управление и устойчивое развитие бизнеса: стратегические роли советов директоров». Блок «Корпоративная

социальная ответственность»

Алекс Сеттлз39

Десять лет назад нельзя было предположить, что популярность проблематики корпоративного управления достигнет в России сегодняшнего уровня. Академические исследователи и профессионалы-практики регулярно собираются за одним столом, чтобы обсудить результаты исследований, направления развития и потенциальные пути решения существующих проблем. Концепция корпоративной социальной ответственности, похоже, будет иметь аналогичную историю развития. Вопрос построения эффективной системы взаимоотношений со стейкхолдерами становится все более популярным. В данном обзоре мы попытаемся осветить основные положения докладов, связанных с проблемой развития принципов корпоративной социальной ответственности в России и за рубежом.

Представленные на этой секции доклады показали, что российские компании чаще применяют в своей работе принципы корпоративной социальной ответственности, нефинансовые стейкхолдеры становятся неотъемлемой частью эффективной системы корпоративного управления. Джорджия Петкоски, Институт Всемирного Банка, в своем докладе «Корпоративная ответственность и ответственная конкурентоспособность» представил обзор проблем корпоративной социальной ответственности в глобальном контексте. Г-н Петкоски охарактеризовал проблемы, с которыми сталкиваются страны с развивающейся и переходной экономикой, включая проблемы, связанные с быстрым экономическим ростом и изменением глобального климата. Удивительно, но изменения климата будут оказывать очень серьезное влияние экономического и социального характера. Развивающиеся страны в первую очередь пострадают от таких изменений, как изменение уровня моря, увеличение температуры, эрозия лесных и сельскохозяйственных систем, а также увеличение непредсказуемости погодных изменений. В соответствии с мнением Всемирного Банка, принятие принципов корпоративной социальной ответственности - это согласие корпоративного сектора с необходимостью управления и улучшения экономического, экологического и социального воздействия компаний на всех возможных уровнях (корпоративном, региональном и глобальном). Принципы корпоративной социальной ответственности - это новая система улучшения конкурентоспособности компаний, которая включает необходимость установления тесных взаимоотношений между межотраслевыми корпоративными объединениями и представителями государства и гражданского общества.

Внедрение принципов корпоративной социальной ответственности позволит снизить издержки, увеличить выручку, уменьшить операционные риски, стимулировать инновационное развитие, облегчить доступ на товарные рынки и рынки капитала, повысить репутацию. Все это должно привести к усилению конкурентного положения корпорации на глобальном рынке. В ближайшем будущем компании столкнутся с проблемой корректировки известной стратегии использования дешевой рабочей силы в сторону увеличения производительности рабочей силы. В основе конкуренции на глобальных рынках лежит технология и знания. Конкуренция по ценовому фактору фактически заканчивает свое существование. Поддержание конкурентоспособности требует эффективной работы с

39 Ph.D., профессор, кафедра общего и стратегического менеджмента ГУ-ВШЭ.

персоналом. Компании фактически вступают в третий этап развития концепции корпоративной социальной ответственности. Интересы индивидуального инвестора уступают системе взаимоотношений со стейкхолдерами. Уже многие компании открыли для себя необходимость в согласованных коллективных действиях и понимают важность тенденции изменения рыночных принципов, которые определяются в том числе ответственностью перед стейкхолдерами. Леонид Полищук из центра IRIS (Университет Мэриленда) представил обзор корпоративной социальной ответственности в своем докладе «Почему корпоративная социальная ответственность? Нормативные основы, примеры из бизнеса и проблемы внедрения». Для общественной оценки феномена корпоративной социальной ответственности и стратегий КСО необходим нормативный анализ данного явления, агрегирующий интересы компаний, потребителей и иных стейкхолдеров. Деятельность компаний связана с издержками для общества, значительная часть которых не возмещается компаниями и носит характер «экстерналий». Государственное регулирование не учитывает эти издержки в полном объеме («закон - неполный контракт»), вследствие чего возникает необходимость в частном урегулировании не охваченных законодательством экстерналий. Профессор Полищук заявил, что корпоративная социальная ответственность лучше, чем государственное регулирование, справляется с решением перечисленных задач в силу преимуществ частного сектора в заполнении рыночных ниш, использовании рыночной информации и более высокой склонности к инновациям.

Алексей Костин, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Корпоративная социальная ответственность - Русский Центр», предложил к обсуждению концепцию корпоративной социальной ответственности в своем докладе «Корпоративная социальная ответственность: зачем она бизнесу и в чем роль государства?». Корпоративная социальная ответственность в развитых странах мира и постепенно в России определяется как «концепция интеграции заботы о социальном и экологическом развитии в бизнес-операциях компаний во взаимодействии со своими акционерами и внешней средой». Иерархия инструментария КСО в КУ:

■ Миссия и ценности, кодекс корпоративной этики.

■ Стратегия компании. Цели устойчивого развития (экономические, экологические и социальные).

■ Концепция управления НФР и взаимодействия со стейкхолдерами.

■ Мероприятия по КСО и устойчивому развитию.

■ Социальная (по устойчивому развитию) отчетность.

■ Коммуникации (ПР, Интернет и интранет, межсекторное партнерство).

Алексей Костин отметил, что этой связи для обеспечения корпоративной устойчивости все стороны КУ должны уделять большее внимание внедрению принципов и инструментария КСО и управления НФР в практику КУ, включая введение в СД исполнительных, а лучше независимых директоров по данным направлениям, созданию комитетов СД по КСО (УНФР, корпоративной устойчивости), а также внедрению социальной (по устойчивому развитию) отчетности.

Елена Феоктистова, заместитель руководителя департамента социальной политики РСПП, в своем докладе «Взаимодействие со стейкхолдерами как элемент управления ответственностью» представила обзор существующих инициатив российских компаний в области корпоративной социальной ответственности. Ее предложение состоит в том, что корпоративная социальная ответственность:

1. Лежит в основе эффективных бизнес-стратегий, прежде всего связанных с деятельностью и задачами развития каждой конкретной компании.

2. Подразумевает соблюдение баланса интересов акционеров, работников и их семей, потребителей товаров и услуг, партнеров по бизнесу, местных сообществ и окружения, построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами.

3. Базируется на соблюдении законодательства и включает дополнительные добровольные инициативы, находящиеся в постоянном процессе развития в результате взаимодействия с заинтересованными сторонами внутри самой компании и за ее пределами.

РСПП продолжает вести работу по созданию эффективной системы взаимоотношений между российскими компаниями и стейкхолдерами и выделяет следующие инструменты:

• Участие в отраслевых/региональных тарифных соглашениях, коллективных договорах - регулирование социально-трудовых отношений на основе баланса интересов работодателей и работников.

• Организация деятельности профильных комитетов совета директоров с участием представителей акционеров для выработки заключений по ключевым решениям -поддержание обратной связи с акционерами.

• Заключение и реализация соглашений о сотрудничестве с властными структурами регионов присутствия компании - отношения с властью.

• Установление партнерств с участием органов власти, бизнеса и НКО -взаимодействие с местными сообществами для решения общественно значимых проблем на основе учета взаимных интересов.

• Организация и проведение диалогов с заинтересованными сторонами — формирование конструктивных отношений с целевыми группами.

• Развитие эффективных РЯ-коммуникаций - построение информационной политики на принципах открытости.

• Внедрение в корпоративную практику регулярной нефинансовой отчетности -повышение прозрачности деятельности, улучшение взаимопонимания и диалога с заинтересованными сторонами.

Принципы ответственного ведения бизнеса базируются на концепции взаимодействия с заинтересованными сторонами, что находит отражение в основных регламентирующих документах международного и национального уровней.

Денис Гаврилов, институт оценки программ и политики, Государственный университет - Высшая школа экономики, представил доклад на тему «Влияние программ корпоративной социальной ответственности на имидж компании». Автор предложил обсудить вопрос. должны ли компании следовать принципам корпоративной социальной ответственности с целью улучшения их имиджа, повышения эффективности системы взаимодействия с потребителями и обеспечения долгосрочных преимуществ на рынке. Вывод автора состоит в том, что российские компании в первую очередь должны изучить опыт развитых стран и использовать наилучшие примеры из корпоративной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.