ГЕНЕЗИС КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КОРПОРАТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ
Сапрыкина О.А., доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Сибирской академии финансов и банковского дела
Рассмотрены этапы развития корпоративной социальной ответственности (далее - КСО). Представлены различные точки зрения на генезис КСО, в том числе на основе концепции «ядра» и «альтернативных» концепций. Исследуется диалектика развития КСО в России, в том числе ее новый этап - институанализация.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность; концепции; этапы развития.
GENESIS OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY AND ITS DEVELOPMENT WITH REFERENCE TO CORPORATE GOVERNANCE OF THE ELECTROPOWER COMPANIES
Saprykina O., Associate professor, Account and audit departmenter of chair «Accounting and audit» the Siberian Academy of Finance and Banking
Stages of development of corporate social responsibility (further - RCO) are considered. The various points of view on genesis KCO, including on the basis of the concept of«kernel» and «alternative» concepts are presented. The dialectics of development KCO to Russia, including its new stage - институанамизацим is investigated.
Keywords: corporate social responsibility; concepts; development stages.
В современных условиях корпорациям в целях повышения эффективности деятельности необходимо искать пути совершенствования управления организацией. В эпоху глобализации одним из таких путей становится развитие корпоративной социальной ответственности (corporate social responsibility) - далее КСО.
Философы, психологи, экономисты исследуют «социальную ответственность бизнеса», «корпоративную социальную добросовестность», «корпоративную социальную политику», «менеджмент заинтересованных сторон» и другие понятия. Однако мы будем использовать термин корпоративная социальная ответственность, считая его наиболее емким.
Ответственность, по С.И. Ожегову, есть необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них [4].
Проблема социальной ответственности представляет интерес для различных областей нефилософских знаний: психологии, педагогики, менеджмента, экономики, экологии и т.д., где она серьезно исследуется. Однако понятие социальная ответственность, в основном, трактуется как филосовская категория. О.Е. Пазина определяет социальную ответственность как категорию социальной философии, отражающую принципы и законы, значимые для воздействия индивида и социума в любой сфере жизнедеятельности; отражающую степень осознания, как индивидом, так и социумом способности и возможности выступать причиной изменений в себе и в социуме в целом [5].
По мнению И.М. Парамоновой социальная ответственность может рассматриваться в двух значениях: как обозначение ответственности субъекта деятельности перед обществом за совершенное в прошлом и настоящем или предполагаемое в будущем или как обозначение общего уровня развития ответственных отношений в обществе [6].
Концепция КСО базируется на построении гармонично развитых отношений со всеми стейкхолдерами1: корпорации учитывают интересы общества, берут ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны, а также на окружающую среду. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство. Организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни своих сотрудников и членов их семей, а также местного сообщества и общества в целом.
Наиболее полное определение КСО дает Ассоциация менеджеров России2, которая считает, что КСО - это философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности с акцентом на следующие ориентиры: производство качественной продукции и услуг для потребителей; создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат и инвестиции в развитие человеческого потенциала; неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического и т.п.; построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами; эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров; учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел; вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества [3].
Предметом нашего исследования является генезис КСО за рубежом и в России.
Генезис (греч. genesis) - происхождение, возникновение; в более широком смысле — зарождение и последующий процесс развития, приведший к определённому состоянию, виду, явлению. Рассматривая генетический метод как метод научного познания, мы исследуем возникновение, становление и изменение развивающихся явлений. Генезис предполагает анализ некоего исходного состояния объекта исследования и выведение из него последующих состояний.
Несмотря на различия в вопросах трактовок ответственности корпораций, в основном, исследователи выделяют следующие этапы возникновения и развития концепции КСО.
1 этап: Начало XIX века - середина XX века. Зарождение концепции КСО историки связывают с началом движения за защиту прав трудящихся. Эта инициатива исходила от промышленного среднего класса и, по сути, явилась прообразом профсоюзного движения. Одним из основоположников КСО стал английский промышленник, социалист-утопист Р.Оуэн, который не только пытался реализовать свои идеи на практике, но и предлагал радикальные теоретические программы перестройки капиталистического общества в целом. В начале XX века появилась доктрина «капиталистической благотворительности», одним из основоположников которой по праву считается Э.Карнеги, теория была изложена в его книге «Евангелие процветания»3.
1 Стейкхомлдер (от англ. stakeholder; букв. «владелец доли (получатель процента); держатель заклада», изначально — распорядитель (доверительный собственник) спорного, заложенного или подопечного имущества, дольщик) — в узком смысле слова: то же, что и shareholder (акционер, участник), то есть лицо, имеющее долю в уставном (складочном) капитале предприятия; в широком смысле: граждане, сообщества и организации, которые влияют или могут оказывать влияние на деятельность корпорации или на которые сама корпорация влияет или может оказывать влияние.
2 Ассоциация менеджеров России, сайт: http://www.amr.ruy
3 Портал для будущих миллиардеров. URL: http://www.milliarders.com/index.php?option=com_content&task=view&id=26
2 этап: 60-е гг. - сер. 70-х гг. XX века. Возникновение трех основных теорий КСО.
1) Теория корпоративного эгоизма - ее основоположником признан Милтон Фридман (1971 г.), который утверждал: «Существует одна социальная ответственность бизнеса: использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры».4
2) Теория корпоративного альтруизма и была озвучена Комитетом по экономическому развитию (The Committee for Economic Development) в ответ на статью М.Фридмана, опубликованную в «New York Times», и является прямо противоположной точкой зрения. Комитет рекомендовал корпорациям «вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни» [8, с.34].
3) Теория разумного эгоизма является центристской и утверждает, что социальная ответственность бизнеса позволяет сокращать долгосрочные потери корпораций. То есть направляя финансы на социальные и филантропические программы, корпорации создают благоприятные условия в обществе и, следовательно, сокращают затраты в долгосрочной перспективе.
3 этап: Конец 70-х гг. - середина 80-х гг. Становление неолиберализма, в основу которого положены принципы минимального гсоударственного вмешательства в экономику. Считалось, что конкурентные позиции компаний, а также эффективность их деятельности будет возрастать только при невмешательстве государства, при минимальном органичении свободы предпринимательства.
4 этап: Начало 90-х гг. - середина 90-х гг. Социально-рыночный период развития КСО, который сочетает в себе рынок и конкуренцию с социальной ответственностью. Одним из знаменательных событий этого периода явилась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.)5. В одном из основных документов Конференции прослеживается мысль, что надо идти дальше концепции устойчивого развития, поскольку традиционные понятия экономического роста поставлены под сомнение, и необходимо искать схемы потребления и производства, которые будут отвечать существенным потребностям человечества.
5 этап: Середина 90-х гг. - конец 90-х гг. Концепции «компании участников» и «компании собственников». Первая сводится к тому, что лица и организации, обеспечивающие нормальное функционирование корпорации, являются образованием, объединенным общим интересом, и каждый из «участников» участвует в решении общих задач. Концепция «компания собственников» утверждает, что
контроль владельцев и топ-менеджеров над корпорацией является главной отличительной чертой современных компаний. Такая расстановка сил ведет к повышению зависимости менеджеров от акционеров, для которых главным критерием благополучия становится получение дивидендов и котировка акций на фондовой бирже.
6 этап: Конец 90-х гг. - начало 2000-х гг. Концепция корпоративного гражданства, причинами развития которой являются давление, исходящее от стейкхолдеров; активность общественных организаций; все большая активность государственных органов; разработка и внедрение кодексов корпоративного поведения [7, с.24].
Главным пропагандистом развития идей КСО является Организация Объединенных Наций, которой в том числе были провозглашены основные принципы КСО (Глобальный договор). Впервые идея Глобального договора была предложена Генеральным секретарем ООН Кофи Аннан на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) 31 января 1999 года. Официально Глобальный договор был представлен в Штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке в июле 2000 года, и на сегодняшний день он является крупнейшей в мире добровольной инициативой в области КСО.
Своим присоединением к Глобальному договору компания заявляет о том, что разделяет убеждение в том, что деловая практика, опирающаяся на универсальные принципы, содействует большей устойчивости, справедливости и представительности глобального рынка и способствует формированию процветающих и преуспевающих обществ.6
Сегодня известны по крайней мере три модели КСО. Американская модель предусматривает самостоятельность в выборе корпораций: компании сами определяют свой общественный вклад в развитие общества. В Европе получила развитие система государственного регулирования, и поэтому корпорации весьма ограничены в своих действиях. В британской модели сочетаются европейская и британская модели КСО.
Современные основные концепции КСО (за период, начиная со второй половины прошлого века до наших дней) наиболее полно исследует Ю.Е. Благов, вводя новые термины «корпоративная социальная восприимчивость», «корпоративная социальная деятельность» и т.д. (табл.1).
Отметим, что Ю.Е. Благов выделяет концепцию «ядра» (позиции 1-3 табл.1) и «альтернативные» концепции (позиции 4-6 табл.1).
Итак, начиная с 1970-х годов, концепция КСО имеет все большее количество сторонников, а в XXI в. получает развитие корпо-
Таблица 1. Основные концепции, ассоциируемые с корпоративной социальной ответственностью [2, с. 21].
№ п/п Русскоязычный термин (аббревиатура) Оригинальный англоязычный термин (аббревиатура) Основные источники Типология
Концепции «ядро»
1. «Корпоративная социальная ответственность» (КСО) Corporate social responsibility (CSP. CSR-1) Bowen, 1953, Davis, 1960, McGuire, 1963, Carroll, 1979. Нормативная
2. «Корпоративная социальная восприимчивость» (КСВ) Corporate social responsiveness (CSR-2) Ackerman, 1973, Preston, 1975, Frederick, 1978, Carroll, 1979. Позитивная (инструментальная)
3. «Корпоративная социальная деятельность» (КСД) Corporate social performance (CSP) Sethi, 1975, Carroll, 1979, Wartick, Cochran, 1985, Wood, 1991. Нормативная и позитивная (инструментальная)
«Альтернативные» концепции
4 «Менеджмент заинтересованных сторон» (МЗС) Stakeholder management (SM) Freeman, 1984, Clarkson, 1995, Donaldson, Preston, 1995, Post, Preston, Sachs, 2002 Нормативная и позитивная (инструментальная, дескриптивная)
5 «Корпоративное гражданство» (КГ) Corporate citizenship (CC) Logsdon Wood,2002 Нормативная и позитивная (инструментальная, дескриптивная)
6 «Корпоративная устойчивость» (КУ) Corporate sustainability (CS) Van Marrewijk, 2003, Steurer al., 2002 Нормативная и позитивная (инструментальная, дескриптивная)
ративное гражданство - стратегия бизнеса по взаимодействию с обществом в целях обеспечения устойчивого развития и повышения собственной репутации как его полноправного участника.
Но если в странах с развитой экономикой речь идет об устойчивом развитии, то российское общество сегодня ждет от бизнеса проявления ответственности в решении назревших социальных проблем. В России главная роль в развитии КСО безусловно принадлежит государству, поскольку оно во все времена играло роль руководящего и направляющего звена при внедрении новых экономических и социальных технологий в жизнь.
Процесс принятия законов о благотворительности в масштабах государственной политики осуществлялся уже начиная с времен царствования Ивана Грозного. Окончательно же система государственной и частной благотворительности сложилась в XIX веке. Были изданы законы о благотворительной деятельности. Купцы и промышленники строили музеи, картинные галереи, театры, народные библиотеки, места общественного отдыха, обустраивали российские города, заботясь и о духовном, культурном развитии соотечественников.
В годы Советской власти социальная ответственность традиционно складывалась на основе государственного патернализма, в основе которого лежал механизм равного распределения. Подобные принципы были обозначены в советском Кодексе Законов о Труде (КЗоТ) и в социальном законодательстве. Монополия государства на социальную ответственность обеспечивала видимость стабильности: социальные гарантии граждане СССР получали от своих предприятий. Ведомственные квартиры, поликлиники, профилактории, детские сады и детские оздоровительные учреждения просуществовали вплоть до распада СССР.
В 90-х годах XX века в связи с произошедшими кардинальными экономическими изменениями и изменениями в сознании людей, повлекшими за собой огромное имущественное расслоение, тема КСО в России вновь становится актуальной.
Вышеизложенное в полной мере относится и к электроэнергетическим компаниям, которые пройдя в своем развитии долгий путь реформ, понимают свою корпоративную социальную ответственность как совокупность обязательств перед заинтересованными сторонами. Сегодня электроэнергетические компании определяют свою миссию как вдохновляющее и впечатляющее представление о будущей роли и основных задачах организации, существенно выходящее за рамки ее современной деловой среды и конкурентной позиции. Приведем в качестве примера миссию ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)»: «Ведение эффективного, прибыльного, инвестиционно привлекательного бизнеса, надежное и бесперебойное обеспечение населения и бизнес-сообщества качественной и экологически чистой энергией»7.
Однако следует признать, что в основном компании проявляют ответственность по отношению к сотрудникам компании. Основные мероприятия КСО энергетиков: установление заработной платы выше среднего уровня, выплата пособий, установленных законодательством и Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2009 - 2011 годы8, проведение мероприятий по охране труда и безопасности, проведение различных корпоративных мероприятий, в том числе празднование Дня энергетика. Однако, заметим, что в период мирового финансовоэкономического кризиса 2008 г. и массовых сокращений рабочих мест корпоративные мероприятия воспринимались самими сотрудниками электроэнергетических компаний «как пир во время чумы».
В то же время энергетики заявляют о своем понимании, что инвестиции в общество, окружающую среду, человеческий капитал способны сыграть решающую роль в стратегическом развитии корпораций, увеличить конкурентоспособность на российском рынке энергетики. Одним из обязательных элементов КСО должно стать составление нефинансовых (социальных) отчетов в соответствии с международными стандартами и их аудирование, что пока не является обязательным.
По мнению А.Агеева и Е.Карпухиной, в России можно констатировать новый этап развития капитализма, где развитие социальной сферы, в том числе и за счет участия корпораций, является обязательным условием повышения эффективности их деятельности [1].
И сегодня можно говорить об институционализации концепции КСО в России как о новом этапе своего развития, выделяя при этом следующие направления:
1) отражение проблем КСО в программных решениях и документах существующих организаций (РСПП9; АМР);
2) создание специальных структур в целях продвижения и реализации принципов КСО (некоммерческие партнерства, общественные организации, благотворительные фонды и т.д.);
3) создание системы профессиональной подготовки, сертификации и аккредитации специалистов в области КСО;
4) разработка и внедрение стандартов КСО, практика нефинансовых отчетов корпораций и их использование в целях получения конкурентных преимуществ.
В качестве иллюстрации изложенных направлений отметим, что
9 июня 2011 г. состоялось заседание Комитета Российского Союза Промышленников и Предпринимателей (далее РСПП) по КСО и демографической политике, посвященное продвижению в России стандарта КО 2600010 «Руководящие указания по социальной ответственности» (стандарт обязательной сертификации). Комитет РСПП предлагает объединить усилия заинтересованных компаний, экспертов, некоммерческих организаций в целях продвижения и популяризации данного стандарта в России. Это тем более важно, что в повестке дня - принятие национального стандарта, соответствующего КО 26000. Эта позиция включена в План работ по стандартизации Росстандарта на ближайший год.11
Таким образом, нами рассмотрен генезис КСО - возникновение, развитие и дальнейшее изменение в современных условиях. Исходя из изложенного, мы можем сделать вывод, что в современных условиях концепция КСО становится результатом соединения возросших ожиданий общества по отношению к корпорациям и их согласия признать справедливость этих ожиданий и соответствовать им в своей экономической деятельности.
Литература:
1. Агеев, Е. Карпухина Социальная ответственность бизнеса: отечественные грани и зарубежные стандарты. // Экономические стратегии, 2002., №2, с. 60-63.
2. Благов Ю.Е. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности // Вестник Санкт-Петербургского университета, Серия 8, выпуск 2, 2006, с.3-24.
3. Доклад о социальных инвестициях в России Ассоциации менеджеров России: Общий обзор и стратегические рекомендации (2004г.) ЬИр://5Ьор.атг.ги/ЬоокзМе1а11.рЬр?ГО=1050 дата обращения:
03 июля 2011 г.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 57000 слов. - Екатеринбург, «Урал-Советы» («Весть»), 1994. - 800 с.
5. Пазина О.Е. Социальная ответственность личности в современном обществе // автореф. диссер. на соиск. учен. степ. канд. фил. наук: по спец. 09.00.11 / ННГАСУ - Н.Новгород, 2007. - 32 с.
6. Парамонова И.М. Социальная ответственность: генезис, сущность, структура и стратегия развития. Системный анализ // автореф. диссер. на соиск. учен. степ. канд. фил. наук по спец. 09.00.11. 2001., С-Пб
7. Совершенствование взаимодействия компаний с заинтересованными лицами как форма реализации корпоративной социальной ответственности : (на примере Республики Коми) / [Шихвер-диев А. П., Серяков А. В., Полтавская Г. П., Бойков В. К.] ; Рос. унт кооп., Сыктывк. фил. - М.: Экон-Информ, 2009. - 127 с
8. Туркин С. Зачем бизнесу социальная ответственность? // Управление компанией. - №7. - 2004. - иКЬ: http://www.zhuk.net/ page.php?id=43
4 Fridman M. Capitalism and Freedom. Chicago: University of Chicago Press, 1962.
5 http://www.un.org/russian/conferen/rio/
6 http://www.un.org/ru/
7 http://www.tgk13.ru/
8 http://www.minzdravsoc.ru/docs/agreements/27/OTS_v_elektroenergetike.pdf
9 Российский Союз Промышленников и Предпринимателей, сайт: http://рспп.рф/
10 Международный стандарт ИСО 26000:2010, Руководящие указания по социальной ответственности
11 Российский Союз Промышленников и Предпринимателей, сайт: http://рспп.рф/