Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ (НЕФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА'

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ (НЕФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкрухина А.М.

Ежегодно растет число организаций, публикующих нефинансовую отчетность наравне с финансовой. Они преследуют несколько целей: сделать свою деятельность более прозрачной или продемонстрировать свою социальную ответственность, как бизнеса. Для достижения данных целей предприятия рассчитывают ряд социально-экологических показателей по методике, предусмотренной такими международными стандартами как GRI и AA1000. Социальная отчётность динамично изменяется, отвечая самым новым запросам общества. Следующий этапом ее трансформации, по мнению ряда экспертов, станет интегрированная отчетность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE SOCIAL (NON-FINANCIAL) REPORTING: THEORY AND PRACTICE

The number of organizations that publish non-financial statements along with financial statements is growing every year. They pursue several goals: to make their activities more transparent or to demonstrate their social responsibility as a business. To achieve these goals, enterprises calculate a number of social and environmental indicators according to the methodology provided for by such international standards as GRI and AA1000. Social reporting is changing dynamically to meet the newest demands of society. The next stage of its transformation, according to a number of experts, will be integrated reporting.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ (НЕФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

УДК: 657

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ (НЕФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Панкрухина А.М., студент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия

E-mail: pankruhinaa10@yandex.ru Научный руководитель: Муравицкая Н.К., к.э.н., профессор Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия

E-mail: n.muravitskaya@gmail.com

Аннотация. Ежегодно растет число организаций, публикующих нефинансовую отчетность наравне с финансовой. Они преследуют несколько целей: сделать свою деятельность более прозрачной или продемонстрировать свою социальную ответственность, как бизнеса. Для достижения данных целей предприятия рассчитывают ряд социально-экологических показателей по методике, предусмотренной такими международными стандартами как GRI и AA1000. Социальная отчётность динамично изменяется, отвечая самым новым запросам общества. Следующий этапом ее трансформации, по мнению ряда экспертов, станет интегрированная отчетность.

Ключевые слова: социальная отчетность, корпоративная социальная отчетность, нефинансовая отчетность, международные стандарты, устойчивое развитие

CORPORATE SOCIAL (NON-FINANCIAL) REPORTING: THEORY AND

PRACTICE

A. Pankrukhina, student

Financial University under the Government of the Russian Federation", Moscow, Russian

E-mail: pankruhinaa10@yandex.ru Research advisor: N.K. Muravitskaya, PhD of Economics, Professor Financial University under the Government of the Russian Federation", Moscow, Russian

E-mail: n.muravitskaya@gmail.com

Abstract: The number of organizations that publish non-financial statements along with financial statements is growing every year. They pursue several goals: to make their activities more transparent or to demonstrate their social responsibility as a business. To achieve these goals, enterprises calculate a number of social and environmental indicators according to the methodology provided for by such international standards as GRI and AA1000. Social reporting is changing dynamically to meet the newest demands of society. The next stage of its transformation, according to a number of experts, will be integrated reporting.

Keywords: social reporting, corporate social reporting, non-financial reporting, international standards, sustainable development

Согласно статье 6 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет [1]. А, следовательно, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Однако, тенденция последних лет показывает, что все больше компаний наравне с финансовой отчетностью публикуют нефинансовую (социальную) и уделяют такое же пристальное внимание. Так, в мире с 2008 по 2018 года количество зарегистрированных нефинансовых отчетов увеличилось с 16 до 95 тысяч [3].

По мнению экономического аналитического центра «Институт экономики города» социальная

отчетность - это отчеты компании, включающие информацию не только о результатах их экономической деятельности, но и социально-экологические показатели. К экологическим показателям можно отнести расходы на:

• предупреждение загрязнения окружающей среды;

• компенсацию негативных последствий деятельности;

• переработку и утилизацию отходов;

Показателями, характеризующими

социальную деятельность, являются расходы на:

• защиту интересов и прав потребителей;

• оценку и повышение качества продукции;

• гарантийное и послепродажное обслуживание;

• социальное и пенсионное страхование (государственное и негосударственное);

• повышение квалификации работников;

• социальные проекты и др [9].

Социальная ответственность бизнеса или

корпоративная социальная ответственность (КСО) стала формироваться в 1970- 1980-е гг. в развитых западных государствах в неразрывной связи с концепцией устойчивого развития обществах.

Термин «устойчивое развитие» был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) в 1987 году. Под устойчивым понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [7].

Внедрения социальной ответственности бизнеса преследует несколько целей. Во-первых, публикация нефинансовой отчетности повышает открытость и прозрачность компании, что делает ее более привлекательной для потенциальных инвесторов по сравнению с конкурентами. Свидетельством востребованности такой информации среди инвесторов является появление Индекса устойчивого развития МосБиржи РСПП в 2011 году.

Во-вторых, зачастую бизнес функционирует не только с единственной прагматичной целью получения прибыли. Нередко бизнес занимается оказанием общественно значимых услуг наравне с извлечением прибыли. Финансовая отчетность дает оценку лишь результатам экономической деятельности предприятия. Социальная отчётность дает всем пользователям информации возможность сформировать представление о результатах деятельности в области охраны окружающей среды и социального благополучия.

Необходимость раскрывать информацию такого рода и желание экономических субъектов быть привлекательными для инвестиционных вложений стимулирует компании учитывать

интересы всех контрагентов, вести с ними диалог и снижать риски выставления рекламаций. Также, компании, публикующие нефинансовую отчетность, находятся под контролем общественности в отношении обеспечения прав сотрудников, что положительно сказывается на условиях труда и уровне жизни последних.

Социальная отчётность положительно влияет не только на экологию и условия труда работников компании. Потребители

производимой продукции или оказываемых услуг также могут ощутить положительный эффект. Стремление минимизировать число конфликтов и количество претензий со стороны контрагентов вынуждает компанию пристально следить за качеством товаров и услуг, которые потребляются простыми людьми.

Стоит отметить, что помимо извлечения прибыли целью собственников современной компании, является увеличение ее стоимости. Достижение данной цели требует преумножение активов предприятия. Формирование социальной отчетности способствует приросту как материальных, так и нематериальных активов. Стоимость компании зависит от имиджа, репутации, узнаваемости бренда, доверия клиентов, надежности, прозрачности. Данные нематериальные активы напрямую зависят от качества корпоративной социальной отчётности. Помимо этого, нефинансовая отчетность - это инвестиции в человеческий капитал и экологию

[7].

Инвестиции в сотрудников компании -долгосрочные инвестиции, однако высокая квалификация работников, развитая

корпоративная культура и ощущение личной ответственности работников за результаты деятельности всего коллектива обеспечивают стратегическую устойчивость бизнеса и рост его капитализации, что отвечает запросам его владельца.

Таким образом, социальная отчётность бизнеса является эффективным инструментом для:

• укрепления репутации и имиджа компании в глазах потребителей и конкурентов;

• повышения качества управления бизнесом;

• повышения качества выпускаемой продукции;

• создания дополнительных барьеров для конкурентов;

• повышения инвестиционной привлекательности.

Социальную отчетность можно условно разделить на внутреннюю и внешнюю. Пользователи как внутренней, так и внешней нефинансовой отчетности представлены на Рис 1

[7].

й

о

н

ь

л

а

и ц и т

о с

с о

и н

л е т т е ч

ат т

в о

о

з

ь

л

о

оП

Пользователи внутренней социальной отчетности

Клиенты

Инвесторы

Потенциальные сотрудники

Конкуренты

Пользователи внешней социальной отчетности

Сотрудники

Топ-менеджмент

Акционеры и собственники

Рис 1. Пользователи социальной отчетности.

Внутренняя нефинансовая отчетность содержит:

• суммы, потраченные на социальную поддержку работников и их семей;

• размер выданных сотрудникам займов на льготных условиях;

• расходы по организации комфортного рабочего быта сотрудников компании и др.

Другими словами, внутренняя социальная отчетность направлена на создание корпоративной культуры, стимулирование личной заинтересованности каждого работника в качественном выполнении своих обязанностей, а также в создании позитивного образа компании как потенциального работодателя.

Внешняя социальная отчетность содержит информацию о:

• снижении негативного влияния на экологию;

• расходах на защиту прав работников и создание новых рабочих мест;

• вкладе организации в развитие своего региона;

• затратах на благотворительность и др.

Внешняя нефинансовая отчетность может

стать сильным конкурентным преимуществом и повысить привлекательность компании как в глазах потребителей и будущих сотрудников, так и инвесторов

В настоящее время в зарубежной практике ведения социальной отчетности

регламентируется двумя основными

стандартами:

• GRI (Global Reporting Initiative) -«Глобальная инициатива по отчетности»

• AA1000 (AccountAbility) - «Ответственность 1000»

GRI является одним из первых и крупнейших практик составления отчётности в области устойчивого развития. Данный стандарт успел зарекомендовать себя на международной бизнесе и пользуется большим авторитетом как у корпораций, так и у компаний-новичков в области нефинансовой отчетности.

Глобальная инициатива по отчетности представляет собой совокупность 3 универсальных и 33 специфических стандартов. Универсальными стандартами являются:

• GRI 101 Основные стандарты;

• GRI 102 Общие показатели отчётности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• GRI 103 Подход в области менеджмента.

• Специфические стандарты сгруппированы в 3 серии:

• Серия 200 «Экономические стандарты»;

• Серия 300 «Экологические стандарты»;

• Серия 400 «Социальные стандарты» [9].

Стандарты отчетности GRI обладают широкой

специализацией. Принципы формирования социальной отчётности, изложенные в стандартах, тесто коррелируют с принципами формирования традиционной финансовой

отчетности. Таким образом, Глобальная инициатива по отчетности адаптирована под компании, которые только начинают проявлять свою социальную ответственность и публиковать корпоративную нефинансовую отчетность. Данная особенность выгодно отличает GRI от аналогичных стандартов, поскольку простота и доступность изложенной информации способствует повышению социальной ответственности бизнеса по всему миру.

Следует отметить, что внедрение стандартов GRI в российскую практику могло бы оказать положительное влияние как на развития нефинансовой отчетности отдельных

предприятий, так и ускорить формирование национального законодательства в области социальной отчетности. Однако, Инициатива по устойчивому развитию в большей степени распространена в странах Европейского союза.

Экономическая деятельность предприятий динамично изменяется и для предоставления актуальной и достоверной информации в отчетности, как финансовой, так и нефинансовой, должны меняться и стандарты составления такой отчетности. GRI постоянно обновляется и стремится максимально соответствовать особенностям развития социальной отчётности в разных странах. Доказательством такого совершенствования может служить Обзор внедрения требований Директивы в законодательство стран Европейского союза. Например, особое внимание уделено этическим нормам, значимость которых возросла в последние годы. Так, авторы обзора утверждают, что этический аспект прозрачности должен служить основой процесса отчетности, особенно для компаний, которые только начинают отчитываться и стремятся донести свои обязательства до заинтересованных сторон [3].

Еще одним не менее признанным стандартом в сфере корпоративной нефинансовой отчетности является AA1000. Данный стандарт интересен тем, что выделяет несколько «принципов качества», которым должна соответствовать корпоративная социальная отчётность:

• исчерпывающее отражение существующих мнений;

• полнота и публичность представления деятельности компании;

• практическая значимость: рассмотрение информации, способной повлиять на мнение одной или более общественных групп;

• регулярность и своевременность;

• обеспечение качества: проведение аудита независимой и компетентной третьей стороной;

• доступность: распространение информации о результатах социальной деятельности организации и отчётность перед представителями общественности;

• интеграция: включение процесса социальной отчётности и его аудита в повседневную практику организации [8].

Российский бизнес также стремится проявлять социальную ответственность, желая

заинтересовать инвесторов. Отечественные законодатели реагируют на изменяющуюся деловую практику. Так, 5 мая 2017 г. в России утверждена Концепция развития публичной нефинансовой отчётности. Цель Концепции развития ПНО в РФ — повышение ответственности российских организаций за социальные и экологические результаты их деятельности и обеспечение информационной открытости за счёт регулярных публикаций отчётов [6].

В Российской Федерации нефинансовая отчётность регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

• Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»;

• МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность».

Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» констатирует, что консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО» [2]. Также, социальная отчетность составляется наряду с бухгалтерской (финансовой) отчетностью этой организации. Данный закон содержит перечень экономических субъектов, на которых

распространяется действие нормативно-правового акта, однако ни для одной из категорий субъектов составление нефинансовой отчетности не является обязательным.

Важной и значимой тенденцией последних лет является активная позиция ответственных инвесторов, акционеров и фондовых бирж в отношении не только прозрачности компаний, но и предпринимаемых ими конкретных действий, результативность которых должна учитываться в инвестиционных стратегиях и оцениваться финансово.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию в мире (судя по настроениям участников ежегодного экономического Форума в Давосе), инвестиции в бизнес с высоким качеством управления ESG-факторами будут расти, а вклад в достижение глобальных Целей устойчивого развития будет отмечен [3].

Количество обязательных и добровольных требований к качеству отчетности об устойчивом развитии продолжает расти - число таких требований в 2020 году превысило отметку в 600 требований. При этом отмечается четкая тенденция на рост числа обязательных требований. Диапазон тем, охваченных требованиями регуляторов, также увеличивается. Все больше внимания уделяется вопросам прав человека, управления климатическими изменениями, трудовых отношений и противодействия коррупции [4].

Многие эксперты следующим шагом в развитии социальной отчетности видят интегрированную отчетность. Такая отчетность представляет собой симбиоз финансовой и нефинансовой отчетности, в котором учитываются все факторы, участвующие в создании стоимости. Главной целью анализа интегрированной отчетности является оценка изменений ценности всего капитала организации. Последний включает в себя:

• финансовый капитал (собственные и привлеченные средства);

• промышленный капитал (средства производства, занятые в операционной деятельности);

• интеллектуальный капитал (нематериальные активы);

• человеческий капитал (знания, навыки и квалификация сотрудников организации, а также их инициативы и мотивация);

• социальный капитал (база постоянных клиентов компании, долгосрочное сотрудничество с поставщиками, социальные программы поддержки и стимулирования сотрудников);

• природный капитал (природные ресурсы, участвующие в операционной деятельности организации) [5].

В руководстве, разработанном

Международным советом по интегрированной отчетности (ПК£), подчеркивается тот факт, что интегрированная отчетность — это прежде всего подход, совокупность принципов составления отчетности. По этой причине руководство ПК£ не содержит конкретных показателей или методики их расчета. Основное внимание уделено поиску движущей силы будущего успеха ПК£. Ею может стать реформа корпоративного управления [3]. Более того, Международный совет постоянно анализирует среду корпоративной отчетности, что дает им возможность выявлять мегатренды. Одним из последних является тренд перехода к более инклюзивной модели капитализма, устойчивого развития и влияния технологий на бизнес-модели.

Список использованных источников

[1] Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

[2] Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»

[3] Нефинансовая отчетность в России и мире: цели устоячивого развития - в фокусе внимания. Аналитический обзор РСПП за период 2017-2018 гг.

[4] Раскрытие ESG аспектов в отчетности. Отчет KPMG от 2 декабря 2020 года.

[5] Когденко В. Г. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа / В. Г. Когденко, М. В. Мельник // Международный бухгалтерский учет. - 2014 -№10(304) - С. 2-15

[6] Попова Т. Н. Концепция развития публичной нефинансовой отчётности и стандарт ОЫ (Глобальная инициатива по отчётности): перспективы применения в России / Т. Н. Попова // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. - 2019 - № 1 - С. 72-78

[7] Чибисова Е. И. Социальная отчетность - как инструмент оценки эффективности деятельности предприятия в период перехода России на МСФО / Е. И. Чибисова, О. В. Чибисова, А. У. Солтаханова // Transport business in Russia. - 2014 - № 3 - С. 105-108

[8] Стандарты социально отчетности [Электронный ресурс] https://ra.wШpedia.org/wiki/СтандартьI_социальной_отчё тности#АА1000_AS (Дата обращения: 16.02.2021)

[9] Взаимосвязь показателей финансовой и социальной отчетности как основа развития социальной ответственности бизнеса [Электронный ресурс] http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2017-12/2-bessarabov.pdf (дата обращения: 08.03.2021)

[10] Глобальная инициатива отчетности URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Глобальная_инициатива_отч ётности#Структура (дата обращения: 08.03.2021)

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.