Научная статья УДК 378.147
https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.33
Корпоративная система управления проектами в организациях высшего образования
Ольга Николаевна Крюкова
Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Омск, Россия, on.kryukova@omgau.org, https://orcid.org/0000-0001-8483-5889
Аннотация. В статье рассмотрена практика построения корпоративной системы управления проектами в образовательных организациях высшего образования; дана оценка эффективности и качества процессов совершенствования корпоративной системы управления проектами; обоснованы практические рекомендации по созданию, внедрению и совершенствованию корпоративной системы управления проектами в вузе аграрной направленности. Актуальность разработки корпоративных систем управления проектами организаций высшего образования обоснована необходимостью системного представления об управлении проектами, поскольку деятельность университетов трансформируется в сторону внедрения открытой проектной модели обучения студентов. Целью исследования является разработка регламентных и методических основ концепции и практических рекомендаций по созданию, внедрению и совершенствованию корпоративной системы управления проектами в вузе аграрной направленности для повышения удовлетворенности участников проектной деятельности и увеличения количества эффективно реализуемых проектов.
Ключевые слова: корпоративная система управления проектами, университет, риски, эффективность, аграрный вуз
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Крюкова О.Н. Корпоративная система управления проектами в организациях высшего образования // Теория и практика общественного развития. 2023. № 12. С. 265-270. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.33.
Original article
Corporate Project Management System in Higher Education Organizations
Olga N. Kryukova
Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Omsk, Russia, on.kryukova@omgau.org, https://orcid.org/0000-0001-8483-5889
Abstract. The article considers the practice of building a corporate project management system in educational organizations of higher education; evaluates the effectiveness and quality of the processes of improving the corporate project management system; substantiates practical recommendations for the creation, implementation and improvement of the corporate project management system in the university of agrarian orientation. The relevance of the development of corporate project management systems of higher education organizations is justified by the need for a systematic idea of project management, since the activities of universities are transformed towards the introduction of an open project model of student education. The aim of the study is to develop the regulatory and methodological foundations of the concept and practical recommendations for the creation, implementation and improvement of corporate project management system in the agrarian university to improve the satisfaction of project activity participants and increase the number of effectively implemented projects.
Keywords: corporate project management system, university, risks, efficiency, agricultural university Funding: Independent work.
For citation: Kryukova, O.N. (2023) Corporate Project Management System in Higher Education Organizations. Theory and Practice of Social Development. (12), 265-270. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.12.33 (In Russian).
Введение. Среди современных технологий управления отдельным эффективным и ориентированным на практические результаты работы выделяется проектный подход, который позволяет руководителям хозяйствующего субъекта показывать высокие результаты при общей ограниченности ресурсов. Внедрением корпоративных систем управления проектами для увеличения бонусов и преимуществ системного менеджмента занимается все большее количество организаций из разных секторов экономики1. Следовательно, обосновано значительное преумножение
1 Анализ рынка систем управления проектами в России. Аналитический отчет Discovery Research Group [Электронный ресурс] // Discovery Research Group - Агентство маркетинговых исследований. 2005-2023. URL: https://drgroup.ru/Analiz-rynka-sistem-upravleniya-proektami-vRossii.html (дата обращения: 29.11.2023).
© Крюкова О.Н., 2023
количества исследований по данной проблематике. В периоды кризиса возрастает потребность эффективного управления проектами, так как завершение реализации проектов при дефиците источников финансирования, объемов ресурсов и увеличении степени неопределенности становится невозможным, если не внедрять эффективные практики управления портфелями, программами и проектами, в том числе и в организациях высшего образования.
Автор рассматривает корпоративную систему управления проектами в вузе как комплекс элементов информационно-технической и организационной среды, которая способна представить руководству университета требуемые и запрашиваемые инструменты, форматы и способы выработки высокоэффективных управленческих решений. Комплекс включает все уровни и стадии проектного управления на различных этапах жизненного цикла и способен обеспечить эффективность менеджмента.
Методы. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют системный подход к управлению проектами и диалектический подход к изучению явлений и закономерностей различных сторон и аспектов деятельности по управлению проектами на базе использования концептуальных положений.
В 90-е годы XX века в предприятиях разных форм собственности и сфер экономики начали внедрять методологию управления проектами, программами и портфелями проектов, создавая корпоративную систему (далее - КСУП). В этой связи стали разрабатывать и стандартизировать приемы и способы по измерению зрелости системы1. Термин КСУП был введен Вадимом Богдановым в 2012 году в книге, впервые изданной на эту тему на русском языке. Автор систематизировал все компоненты КСУП и описал их взаимосвязи (Богданов, 2016). По мнению отдельных авторов, КСУП - это набор инструментов и методов, с помощью которых управленческие процессы в организации можно сделать эффективнее. Как считает О.Н. Ильина, КСУП - комплексное решение, которое состоит из четырёх ключевых компонентов: корпоративная методология проектного управления; автоматизированная информационная система проектного управления; обученный принципам и методологии проектного менеджмента персонал, владеющий навыками работы в автоматизированной информационной системе проектного управления; специализированная организационная структура, обеспечивающая выполнение процессов управления проектами (Ильина, 2019).
Результаты. В настоящее время развитием проектной культуры занимаются в различных сферах и областях. У различных организаций формируются портфели проектов: научных, цифровых, образовательных, инновационных. В целом, в системе развития кадрового потенциала проводится трансформация подготовки специалистов с акцентом на проектные практики. Эксперты сходятся во мнении, что компетенциями будущего можно считать проектные компетенции, востребованные у работодателей, которые поддерживают в молодых специалистах коммуникативные способности, умение нестандартно решать производственные задачи в условиях дефицита ресурсов. В вузах организована обширная проектная и экспериментальная работа с экосистемой университетов для внедрения подходов проектного управления в обучение как логичной и оправданной системы практико-ориентированных приемов и инструментов для развития навыков продуктивно мыслить, а также эффективно и оперативно действовать в разных сферах социальной и профессиональной жизни в текущей реальности.
Цели создания КСУП различные и комплексные. К ним может относиться: рост эффективности организационной деятельности при реализации текущих проектов на фоне снижения затрат на работу (Лобзов, 2015); рост контрольной эффективности руководителя проекта и руководства организации, повышение скорости выявления негативных трендов при реализации проектов.
Заказчики построения КСУП получают: во-первых, так называемую «общую картину» проектной деятельности (сформированная в системном формате единая план-схема проектной деятельности организации для повышения контроля над реализацией проектов); во-вторых, эффективное управление ресурсами организации (линейная структура планирования и контроля ресурсов организации для менеджеров проектов и руководителей, задействованных в проектах); в-третьих, базу знаний («библиотека» накопленного и систематизированного опыта проектной деятельности организации для предотвращения повторных ошибок проектного менеджмента).
КСУП должна отвечать следующим требованиям: выработана мотивационная система внутри организации; определены функции, полномочия и ответственность менеджера проекта, главные принципы при формировании проектной команды и привлечении исполнителей на проект под конкретные задачи; обобщены процедуры проектного управления, включая планирование, исполнение, контроль и управление рисками и изменениями, завершение проекта; унифицированы планы выполнения работ в проекте; согласованы и утверждены роли в команде про-
1 Аньшин В.М., Ильина О.Н., Дагаев А.А. Управление проектами: фундаментальный курс : учебник / под ред. В.М. Аньшина, О.Н. Ильиной. 2-е изд. М., 2023. 800 с.
ектного управления; утверждены формы документов в проекте (устав проекта, регламенты проектного управления, сводный план проекта, рабочие документы по реализации проекта); система оснащена функцией управления рисками.
КСУП представляет собой совокупность интегрированных компонентов, среди которых: процессы принятия решений в проекте, как проектная методология; сотрудники организации и их принятая к использованию мотивация для работы в проекте; информационная система проектного управления; проектный офис, его полномочия и функционал; организация, планирование, координация, контроль и управление организацией1.
Для качественного и безболезненного внедрения КСУП необходим пересмотр действующей внутри организации системы взаимоотношений сотрудников и комплексная адаптация организационной структуры (Тюлькубаева, Нурсейтова, Сугирова, 2023). Также все участники внедрения КСУП должны четко понимать его цели.
Отметим, что реализуемые проекты обладают своими уникальными свойствами. Поэтому не существует единой идеальной системы проектного управления, даже если у проектов схожи условия, ресурсы, локальные объекты и цели реализации. Как не существует системы, одинаково удобной для любого руководителя, менеджера проекта и членов проектной команды. Но эволюция проектного менеджмента позволила разработать, собрать и трансформировать огромное количество эффективных методик, подходов и стандартов, пригодных для внедрения в конкретной организации, в том числе и высшего образования2. В этой связи требуется разработка концепции построения и совершенствования КСУП в образовательной организации ВО с учетом целей, особенностей, рисков и критериев эффективности.
Обсуждение. В данный момент опыт проектного менеджмента присутствует у каждой десятой организации в сфере образования РФ (рис. 1).
другое финансы ТЭК торговля
строительство / девелопмент производство консалтинг / обучение ^ / телекоммуникации
16
10 10
40
4
8
Рисунок 1 - Распределение российских организаций, внедривших КСУП, по секторам экономики, %
Figure 1 -Distribution of Russian Organizations that Have Implemented Corporate Project Management System by Economic Sector, %
В настоящее время почти каждый сотрудник является «соучастником» того или иного проекта, выполняя разнообразные роли: от инициатора/члена команды до лидера проекта. Поэтому вуз, который выполняет свою «первую» миссию (компетентностный рост обучающихся), обязан предлагать своим студентам качественно новый уровень высшего образования, трансформируя все процессы внутри университета.
Системные изменения, происходящие в сфере управления образованием, в последнее время связаны, прежде всего, с внедрением принципов и механизмов проектного управления. Проанализируем кейсы внедрения системы проектного управления в университетах, их достоинства и недостатки.
В Сибирском государственном медицинском университете3 после принятия решения об использовании инструментов управления проектами, с целью достижения стратегических
1 Что такое корпоративная система управления проектами (КСУП)? [Электронный ресурс] // PMJournal. URL: https://pmjournal.ru/articles/obzory/vnedrenie-korporativnoy-sistemy-upravleniya-proektami-ksup_/ (дата обращения: 29.11.2023).
2 ISO 10006:2003 Quality Management Systems - Guidelines for Quality Management in Projects [Электронный ресурс] // ISO. 2003. URL: http://www.iso.org/iso/catalogue_detail.htm?csnumber=36643 (дата обращения: 29.l1.2023) ; ГОСТ Р 54869 - 2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом. Национальные стандарты. М., 2011. 14 с.
3 Сибирский государственный медицинский университет [Электронный ресурс] // Официальный сайт. URL: https://ssmu.ru/ (дата обращения: 29.11.2023).
задач университета, инициирован комплекс мероприятий по внедрению проектного менеджмента, состоящий из пяти этапов. Главным из них стало развитие информированности коллектива для увеличения его вовлеченности в проектную практику и разработка методологии непрерывного поиска и отбора проектов, презентации их на аппаратных совещаниях и заседаниях для организации открытых дискуссий и генерации идей.
Созданное в Национальном исследовательском университете ИТМО1 управление по развитию проектной деятельности организует и модерирует проектную работу; привлекает дополнительные финансовые средства для мелких стартапов и малых инновационных форм и структур в университете; помогает сотрудникам и студентам в реализации образовательных, инновационно-предпринимательских и научно-исследовательских проектов.
Для Южно-Уральского государственного университета2 проектное управление стало эффективным инструментом интеграционной деятельности с целью достижения заданных руководством вуза результатов, ведь каждый успешно реализованный проект в партнерских компаниях или с их участием становится символическим вкладом в будущее и самого университета.
Система проектного управления Донского государственного технического университета3 внедряется с июля 2016 года. Проектное управление работает под руководством проректора по общим вопросам для эффективной реализации Программы развития опорного университета. Стартовали с разработки нормативной базы, включающей Порядок проектного управления.
Во многих вузах созданы проектные офисы. Однако функциональные задачи у данного подразделения различные. Проектный офис (далее - ПрОф), созданный в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского4, в своей деятельности подчиняется ректору. ПрОф был создан для повышения эффективности проектной деятельности, а также модернизации административного, технологического и методического сопровождения проектных методик в деятельности вуза. К основным целям деятельности ПрОф Тихоокеанского государственного университета5 относятся: создание системы проектного управления, включающей комплекс инструментов, методологий, процедур, методов и ресурсов для проектного менеджмента; административная и методологическая поддержка менеджеров/лидеров проектов, систематизация накопленного в процессе проектной деятельности в вузе опыта. Проектный офис Сибирского государственного индустриального университета6 подчиняется проректору по стратегическому развитию. Проектный офис аппарата ректора Белгородского государственного национального исследовательского университета7 обеспечивает сопровождение процесса управления проектами с применением фундаментальных принципов проектного и бережливого менеджмента для достижения стратегических целей, определенных Программой развития в рамках реализации «ПРИОРИТЕТА-2030». В Омском государственном техническом университете8 проектный офис включает четыре структурных подразделения: экспертно-ана-литический центр, центр поисковых исследований, центр финансового проектирования, центр формирования и мониторинга проектов. Деятельность ПрОф Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова9 нацелена на поддержку инициатив сотрудников и обучающихся в области реализации целей и задач только Национальной Технологической Инициативы. В некоторых вузах создаются проектные офисы по отдельным направлениям деятельности университета. В Московском государственном лингвистическом университете10 создан и функционирует проектный офис международного сотрудничества.
1 Университет ИТМО [Электронный ресурс]. URL: https://itmo.ru/ (дата обращения: 27.11.2023).
2 Южно-Уральский государственный университет [Электронный ресурс]. URL: https://www.susu.ru/ru (дата обращения: 27.11.2023).
3 Официальный сайт Донского государственного технического университета [Электронный ресурс]. URL: https://donstu.ru/ (дата обращения: 27.11.2023).
4 ОмГУ им. Ф.М. Достоевского [Электронный ресурс]. URL: https://omsu.ru/ (дата обращения: 27.11.2023).
5 Тихоокеанский государственный университет [Электронный ресурс]. URL: https://pnu.edu.ru/ru/ (дата обращения: 28.11.2023).
6 Сибирский государственный индустриальный университет [Электронный ресурс]. URL: https://sibsiu.ru/ (дата обращения: 28.11.2023).
7 Белгородский государственный национальный исследовательский университет [Электронный ресурс]. URL: https://bsuedu.ru/bsu/ (дата обращения: 28.11.2023).
8 Омский государственный технический университет [Электронный ресурс]. URL: https://www.omgtu.ru/ (дата обращения: 28.11.2023).
9 Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/377soj (дата обращения: 28.11.2023).
10 Московский государственный лингвистический университет [Электронный ресурс]. URL: https://www.linguanet.ru/ (дата обращения: 28.11.2023).
Грамотное использование инструментария проектного менеджмента позволяет сформировать комплексную методологию реализации стратегических направлений развития любого субъекта экосистемы, в том числе и в образовании, постепенно реализовывать конкретные пути и средства решения.
Заключение. Идеальную схему КСУП можно реализовать различными способами. В данном исследовании концепцию будем адаптировать к условиям функционирования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина»1. Отметим, что в данном вузе система проектного управления стала стратегическим направлением развития в 2019 году. Согласно организационной структуре2, проектный офис относится к общеуниверситетским подразделениям, т.к. при создании подразумевалось непосредственное подчинение ректору.
Руководство университета среди приоритетов стратегического развития выделяет ключевую задачу наращивания кадрового потенциала и трансформации работы (Шумакова и др., 2021). С этой целью внедрена открытая проектная модель образования, изменились подходы и к обучению преподавателей, развивая их тьюторские, менторские и наставнические умения. Для преподавателей, научных сотрудников и административного персонала в число традиционных регулярно проводимых мероприятий включен корпоративный проект «Цифровая трансформация», направленный на развитие людей и команд внутри университета, способных оказать влияние на развитие вуза с учетом сложившихся трендов. Имеющийся потенциал и сформировавшаяся модель развития компетенций была поддержана Минобрнауки РФ, и Омский ГАУ включен в перечень федеральных инновационных площадок, составляющих основу инновационной культуры в сфере ВО3.
Для отбора проектов, которые инициируются сотрудниками университета, несколько раз в год проектным офисом организуется проектная сессия «Инициативные проекты», согласно утвержденной в университете процедуре на основании Регламента организации работы проектного офиса Омского ГАУ.
В настоящее время цель заказчика КСУП в лице ректора заключается в капитализации интеллектуальных ресурсов, обеспечении роста общей производительности и эффективности работы коллектива, участии вуза в формировании мировой научно-технологической и образовательной повестки в целевых областях и направлениях деятельности. Образ результата состоит в переходе к пятому уровню зрелости корпоративной системы управления проектами в Омском ГАУ. В настоящий момент стадию проектного управления (по Керцнеру) можно оценить как третий уровень «Единый процесс».
Детальная проработка концепции с учетом специфики вуза позволяет переосмыслить модель проектного управления с учетом: структурных сдвигов и их темпов в отраслях экономики; стиля управления трансформационными процессами в университете; клиентоцентристского подхода; перспективных цифровых разработок и их возможностей в масштабировании проектной деятельности; возникновения новых связанных межотраслевых бизнесов, бизнес-моделей и соответствующих рынков, на которых представлены продукты и инновации вуза.
На стадии разработки методологии корпоративной системы управления проектами проведен детальный анализ рисков, заключающийся в оценке и определении приоритетов с целью формирования перечня предпринимаемых шагов по их предотвращению с учетом вероятности и тяжести воздействия. По результатам проведенного анализа определена ключевая проблема внедрения корпоративной системы управления проектами, которая заключается в снижении лояльности со стороны персонала, в том числе административного, а также в резком снижении у сотрудников мотивации и желания внедрять КСУП.
С учетом разработанного перечня работ, рекомендаций и правил совершенствования КСУП в Омском ГАУ проектируется «сбалансированная стратегия», целевыми проектными ограничениями которой выступают: высокая степень готовности организации; начальная глубокая проработка и согласование целей; высокая степень структурированности планов внедрения от инициации до окончания реализации проекта; максимальный фокус на детализации ключевых факторов, имеющих минимальные оценки на начальных этапах внедрения КСУП.
Таким образом, процесс внедрения КСУП довольно сложный по причине нестандартности каждого проекта и каждой организации, реализующей эти проекты. Однако успех от внедрения системы гарантирует ощутимые положительные результаты. В организации с развитой КсУп сокращены сроки реализации проектов и оптимизированы затраты, что позволяет персоналу учреждения эффективно функционировать как единому организму, не теряя конкурентоспособности.
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина [Электронный ресурс]. URL: https://www.omgau.ru/ (дата обращения: 28.11.2023).
2 Организационная структура ФГБОУ ВО Омский ГАУ [Электронный ресурс] // ОмГАУ. URL: https://www.om-gau.ru/upload/iblock/724/Organigramma-FGBOU-VO-Omskiy-GAU-na-O1. 11.2022. pdf (дата обращения: 28.11.2023).
3 Федеральная инновационная площадка. Инновационный образовательный проект «Образование 4.0» [Электронный ресурс] // ОмГАУ. URL: https://clck.ru/377scd (дата обращения: 28.11.2023).
Список источников:
Богданов В. Управление проектами. Корпоративная система - шаг за шагом. М., 2016. 240 с.
Ильина О.Н. Методология управления проектами: становление, современное состояние и развитие : монография. М., 2019. 208 с.
Лобзов А.В. Без чего не работает корпоративная система управления проектами // Российское предпринимательство. 2015. № 16 (13). С. 2045-2052. https://doi.org/10.18334/rp.16.13.492.
Роль третьей миссии отраслевого университета в развитии региональной экономики / О.В. Шумакова [и др.] // Исследование проблем экономики и финансов. 2021. № 1. С. 1-9.
Тюлькубаева А.К., Нурсейтова Г.Б., Сугирова Г.С. Мотивация в управлении проектами: систематический обзор литературы // Economics: the strategy and practice. 2023. Т. 18, № 3. С. 110-124. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-3-110-124.
References:
Bogdanov, V. (2016) Upravlenie proektami. Korporativnaya sistema - shag za shagom [Project management. Corporate system - step by step]. Moscow. 240 p. (In Russian).
Il'ina, O.N. (2019) Metodologiya upravleniya proektami:stanovlenie, sovremennoe sostoyanie irazvitie [Project management methodology: formation, current state and development]. Moscow. 208 p. (In Russian).
Lobzov, A.V. (2015) The things enterprise project management system does not work without. Rossijskoe predprini-matel'stvo. (16 (13)), 2045-2052. Available from: doi:10.18334/rp.16.13.492. (In Russian).
Shumakova, O.V., Kryukova, O.N., Nardin, D.S. & Mozzherina, T.G. (2021) Role of the third mission of the branch university in the development of the regional economy. Research in Economic and Financial Problems. (1), 1-9. (In Russian).
Tyulkubaeva, A.K., Nursejtova, G.B. & Sugirova, G.S. (2023) Motivation in Project Management: Systematic Review of the Literature. Economics: the Strategy and Practice. 18 (3), 110-124. Available from: doi:10.51176/1997-9967-2023-3-110-124. (In Russian).
Информация об авторе О.Н. Крюкова - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля, руководитель проектного офиса, Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Омск, Россия. Почетная грамота Правительства Омской области (2021); Благодарность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (2023); Лауреат национальной премии «Золотые имена высшей школы» (2023). https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=714196
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author O.N. Kryukova - PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Economics, Accounting and Financial Control, Head of the Project Office, Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Omsk, Russia. Honorary Diploma of the Omsk Region Government (2021); Gratitude from the Ministry of Agriculture of the Russian Federation (2023); Winner of the national award "Golden Names of Higher Education" (2023).
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=714196
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 05.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.