Научная статья на тему 'Корпоративная политика как самый эффективный способ завоевания рынка в современных условиях'

Корпоративная политика как самый эффективный способ завоевания рынка в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ПОЛИТИКА / КОРПОРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Москвитина Валентина Александровна

Данная статья посвящена вопросам формирования и использования корпоративной политики в целях обеспечения высокой эффективности функционирования деятельности компаний и повышения их конкурентоспособности в условиях современного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративная политика как самый эффективный способ завоевания рынка в современных условиях»

-т

SCIENCE TIME

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЛИТИКА КАК САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ЗАВОЕВАНИЯ РЫНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Москвитина Валентина Александровна, Иркутский Государственный Технический Университет, г. Иркутск

E-mail: moskvitina.1993@bk.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам формирования и использования корпоративной политики в целях обеспечения высокой эффективности функционирования деятельности компаний и повышения их конкурентоспособности в условиях современного рынка.

Ключевые слова: корпоративная политика, корпорации. 9

В современных условиях основными факторами успешной деятельности являются, наряду с их конкурентоспособностью и рентабельностью, гибкость, адаптивность и готовность к постоянному развитию. Корпоративная культура и корпоративная среда являются той неотъемлемой частью потенциала, которая создает разного рода предпосылки для осуществления успешной деятельности [1]. Наиболее интересными отраслями в рамках данного исследования являются следующие:

- It - технологии;

- сфера продуктов питания;

- автомобильная отрасль.

В рамках первой отрасли наиболее выдающимися являются такие корпорации, как «Google» и «Яндекс», «Facebook» и «Вконтакте». Ни для кого не секрет, что наши отечественные компании-аналоги «Яндекс» и «Вконтакте» основали свою деятельность на уже имеющейся базе крупных зарубежных компаний, по сути, сменив лишь название и целевой рынок. Глобальная сеть диктует свои правила игры, такие как скорость, удобство и востребованность. Компания «Google» очень грамотно построила свою корпоративную политику, в рамках которой осуществляется ориентация как на внешнего потребителя, так и на внутренние резервы компании. В отношении внутренней политики осуществляется целый ряд мероприятий для своего персонала.

«Google Inc.» - американская транснациональная публичная корпорация, которая поддерживает и разрабатывает ряд интернет - сервисов и продуктов и

SCIENCE TIME

получает прибыль в первую очередь от рекламы. Годовой доход компании составляет более 50 млрд. долларов (2012 г.) и с каждым годом неуклонно растет. В рамках данного исследования привлекательным становится тот факт, что в 2013 году «Google» в четвертый раз возглавил рейтинг лучших компаний для трудоустройства, составляемый американским журналом «Fortune» совместно с телеканалом CNN. По версии «Forbes», согласно анонимным опросам среди работников, «Google» занял в аналогичном рейтинге только четвертую позицию. Таким образом становится ясно, что руководство компании вкладывает большие средства в создание лучших условий для своих работников.

Стандартный пакет для рядового сотрудника «Google» состоит из нижеследующего.

1. Зработная плата. У сотрудников компании «Google» она самая высокая по отрасли: средняя годовая зарплата разработчика программного обеспечения -128, 3 тыс. долларов. В «Facebook» - 123 тыс. долларов, в «Apple» - 114 тыс. долларов.

2. Здоровье и спорт. Любому сотруднику компании может быть оказана квалифицированная медицинская помощь не выходя из офиса; всем предоставляется медицинское и пенсионное страхование; бесплатный массаж (в 2012 г. сотрудникам было подарено 100 000 часов массажа). Если кто-то из работников купил велосипед и ездит на нем на работу, то компания возместит ему половину стоимости велосипеда.

Рис. 1 Велосипед как элемент внутренней корпоративной среда «Google»

SCIENCE TIME

3. Программа «20 процентов», в рамках которой программисты-инженеры могли использовать 20% своего рабочего времени на проекты, которые не входят в их обязанности. Рабочий день не нормирован, т.е. сотруднику не обязательно находится в офисе 8 часов, он может сам планировать свой рабочий график -главное выполнить задачу в срок.

4. У сотрудников есть возможность бесплатного обучения на различных курсах, помогающих им профессионально расти, они могут рассчитывать на компенсацию средств затраченных на литературу, которая также будет им полезна при работе.

5. Бесплатное питание - «расстояние от любого места в офисе до кухни не должно превышать 30 метров».

6. Продуманный внутренний интерьер офисов от лучших дизайнеров и большое количество мест отдыха.

Также существуют и другие бонусы (бесплатные прачечные, предоставление $5 000 на покупку машины с гибридным двигателем и т.д.). коммуникации выстроены особым образом - существуют совершенно особые и вполне демократичные правила и традиции [2].

В отношении потребителя компания «Google» стала первой, кто изобрел столь мощную поисковую систему, аналоги которой активно используются теперь в других браузерах. Также разработано огромное количество приложений, таких как «Google Maps» и «Ok Google», которые значительно улучшают удобство использования поисковых систем и обеспечивают комфорт пользователей.

Поговс^ит££ Google

установите приложение

никогда не был таким удобным. Просто опрос и приложение Google ответит.

о сЭ

Рис. 2 Скриншот приложения компании «Google»

SCIENCE TIME

В рамках второй отрасли - сферы продуктов питания наиболее яркими представителями являются «MacDonalds» и «KFS», «PepsiCo» и «Coca-cola». В данных отраслях на корпоративную политику влияют такие факторы, как ассортимент, традиционные предпочтения потенциального потребителя (например, «MacDonalds» во всех странах имеет свои особенности - в Китае наиболее острые бургеры, нежели в Росии), уровень жизни, земля (тот же «MacDonalds» имеет большие денежные потоки не столько, как от продажи гамбургеров, сколько от недвижимости и земли, на которой находится) и пр. Отдельного внимания заслуживает корпоративная политика «Соса-со^». Возможно нет такого продукта, который доходит до большего числа людей в мире. Корпоративная политика была основана на секретной формуле изготовления напитка и огромных объемах производства. Только тары требуется много миллионов. Производственные площади достигают измерений в километрах. 670 000 000 000 долларов - это годовой оборот на компании на рынке безалкогольных напитков. Политика фирмы по расширению деятельности успешно реализована - в 206 странах имеются представительства «Кока-кола», больше стран, чем в ООН. Ежедневно на плате потребляется около 800 000 000 бутылок фирменного напитка [3]. Стабильность - еще один элемент корпоративной политики, что подтверждается тем, что на одном из заводов компании в Луизиане напиток производится с 1906 года, 24 часа в сутки, 5 дней в неделю.

Корпоративная политика этой компании, как в прочем и других корпораций направлена на создание и поддержание бренда. Бренд «кока-кола» узнаваем во всем мире, он выступает своего рода гарантом качества и очень хорошо работает на фирму, принося ей значительный положительный экономический эффект.

В рамках третьей отрасли существует множество именитых корпораций, таких как «BMW», «Mercedes», «Audi», «Porshe», «Bugatti», «Lexus», «Lamborghini», «Ferrari», «Jaguar», «Maserati», «Tesla» и другие. В данной отрасли наиболее интересно отслеживать влияние тех или иных факторов, так как именно здесь более высокая необходимость соответствия постоянно изменяющимся рыночным условиям, идти вровень с научно-техническим прогрессом. Основными факторами, оказывающими влияние на формирование и ориентацию корпоративной политики корпораций являются:

- уровень развития рынка;

- уровень инновационных разработок;

- предпочтения потребителей;

- психофизиологические предпочтения;

- климатические условия;

- уровень доходности;

- высококвалифицированная команда;

- автоматизация производства.

В ходе проведения исследований корпоративной политики вышепредставленных компаний наибольшего внимания заслуживают компании «Tesla» и «Lexus». Идея корпоративной политики компании «Tesla» основана на поиске решения одной из глобальных проблем человечества - снижении уровня загрязнения атмосферы и невозобновляемости природных ископаемых. На базе этого многие компании пытались создать экологически чистые автомобили, чтобы оставить бензин в прошлом. До настоящего времени этого не удавалось никому. Первым исследователем электрической энергии, продвинувшимся дальше всех стал Никола Тесла. Именно на базе его фундаментальных исследований и основана компания. Илон Маск - один из основателей компании «Тесла» и ее генеральный директор. Изобретатель и предприниматель-одиночка, он один из самых молодых миллиардеров Америки. Корпоративная политика фирмы полностью отражает его принципы, заключавшиеся в том, что так как запасы нефти конечны, уже сейчас необходимо искать им альтернативу, возникает необходимость транспортной революции - нужно создать «машину будущего».

Экологическую направленность корпоративной политики компании подтверждают расчеты специалистов, которые утверждают, что новые электромобили на 50% производят меньше СО2, даже если большая часть электричества для них вырабатывается на угольной электростанции. Как говорил сам Илон Маск, для того, что реализовать политику компании в жизнь, необходим «лучший завод в мире, с лучшими людьми и нужно произвести лучший седан премиум-класса».

Рис. 3 Фотография завода компании «Тесла»

SCIENCE TIME

Для это компания приобрела бывший завод «Дженерал-Моторс» и «Тойоты» во Фримонте, штат Калифорния - на краю Кремниевой долины. Это был традиционный завод, где было темно, мало освещения, кругом голые бетонные полы. Когда туда въехала «Тесла», это стало рождением уникального мегазавода. Это абсолютно новаторский подход к выпуску автомобилей. Стены и полы окрашены в белый цвет, оборудование в ярко-красный. Окна под крышей и в стенах наполняют цеха солнечным светом. Руководство фирмы считает, что если сделать завод безупречно чистым, это задает тон автомобилю. В соответствии с духом компании для перемещения по заводу рабочим даются велосипеды. Все это подтверждает экологическую направленность компании.

В отношении персонала Илон Маск говорит: «Очень важно создать условия, чтобы людям хотелось приходить на работу». Работать на данном заводе очень престижно, так как персонал имеет высокий заработок, полный социальный пакет, возможность работать с высокими технологиями. Руководством была создана «семья», которая имела своей целью «породить детище», которое было воплощено в новой партии автомобилей «Model С». Это электромобиль, состоящий полностью из алюминиевый кузова, 19-ти дюймовые литых дисков, цена которого достигла 500 000 долларов. На первый взгляд этот автомобиль кажется одним из множества элитных седанов, но на этом сходство заканчивается. Это первый серийный седан премиум-класса, приводимый в движение исключительно электричеством.

Традиционная направленность корпоративной политики воплощена именно в типе кузова электромобиля «седан». Это знакомо публике во всем мире, узнаваемость и доверие гарантированы. «Легко влюбиться благодаря обычным ассоциациям. Но он уникален, даже его формы созданы с продуманной технической точки зрения - для того, чтобы увеличить запас хода». Средняя линия кузова очень гладкая, там нет «лишнего жира, лишней массы», это обеспечивает аэродинамичность. Важна экономия заряда батареи. Для этого произведена работа над снижением лобового сопротивления. Даже ручки дверей сделаны отпекаемыми, которые убираются в кузов, что говорит о направленности политики на максимальное удовлетворение требований потенциальных потребителей.

Автомобильная отрасль вынуждает ориентировать корпоративную политику на повышение своей конкурентоспособности. Поэтому технические разработки осуществили следующее техническое решение электромобиль «Модел-С» разгоняется с «0» до «100» меньше, чем за 6 секунд и конкурирует с BMV и «Эстан-мартин» в сегменте премиум-класса. В качестве сравнения можно привести следующие цифры: полный бак бензина хватает у «Mitsubishi i-MIEV» на 149 км., у «Nissan Leaf» на 222 км., а полной заряженной батареи у «Tesla Model S» на 480 км. Запас хода на 1 зарядке - больше, чем у любой другой серийной машины.

Инновационная направленность корпоративной политики проявляется в том, что сам завод находится в кремниевой долине. А в истинном стиле кремниевой долины пространства завода заполняют последние достижения техники - все это образует автоматизированную производственную линию, способную выпускать десятки тысяч автомобилей. Суперэффективные и многозадачные роботы, самоуправляемые «смарт-кары» и компьютеризированное планирование производства. Все роботы программируются в ручную - команда «Теслы» обучила 130 современнейших роботов, потратив на это 1,5 года. Последний робот - робот для точечной сварки. Он используется для сварки основания кузова автомобиля.

Рис. 4 Фотография салона автомобиля «Моёе1-С»

Экономическая составляющая корпоративной политика звучит так «Сначала инвестировать в свою репутацию, а о прибыли заботиться потом». В связи с этим деятельность была разбита на следующие этапы.

1 этап: сделать небольшое количество дорогостоящих машин чтобы доказать, что электромобиль может быть желанным. Первым в 2005 году был создан первый двухместный спорт-кар. Стоимость 100 000 долларов.

2 этап: автомобиль, стоящий в 2 раза меньше, продающийся гораздо большими партиями. Для того, чтобы показать, что массовый автомобиль может быть лучше бензинового.

3 этап: производство электромобиля «эконом» класса. Планируется производство в размере 90 000 000 штук в год.

Соответствие корпоративной политики ожиданиям потребителя заключается в том, что «Модел - С» - это первый проект, разработанный с дизайнерской и инженерной точки зрения. Внизу - на дне электромобиля -мотор (величиной в арбуз) и плоская батарея. Развитие машины происходит «снизу вверх». Это подтверждение уникальности и креативного подхода в корпоративной политике. Мотор расположен рядом с задними колесами, что исключает необходимость в карданном вале - значит и нет подъема в середине заднего сиденья. Нет бензобака и трансмиссии. Все пространство седана выше пола - совершенно свободно.

Рис. 5 Фотография батареи, используемой в производстве

Также корпоративная политика фирмы предполагает дополнительные функции. У электромобиля это - огромный багажник. В машине помещается 7 человек - 2 детских сиденья в задней части машины, поэтому можно сказать, что это уже семейный автомобиль. Также имеется багажник в передней части машины.

Большое внимание в корпоративной политике уделяется рекламной деятельности. Наравне с такими машинами, как «Бугатти» стоят автомобили «Тесла» на выставке в Женеве, где осуществляется оценка независимых экспертов и привлекается большая масса журналистов. Специфика отрасли предусматривает риск и компания пошла на это, принимая оплаченные заказы на машины. Оформили продажу уже 10 000 автомобилей. Реальное давление оказывает рост ожиданий заказчика. Кто-то ждет их три года, гарантии -установлен точный срок, чтобы оправдать доверие. Высокая скорость работы компании сейчас - гарантия ее успеха. «Тесле» нужно собирать 20 000 машин в год. Нужно, чтобы с производством каждого автомобиля качество должно оставаться на заданном уровне. Нужно доказать, что все идеально.

Креативность корпоративной политики выражена в том, что для увеличения срока батарей используется удивительно простое решение: тысячи маленьких ионных батарей, используемые в ноутбуках, благодаря этому обеспечен запас хода в 480 километров, который можно продлевать на 100 километров каждый час. Зарядка-розетка установлена в передней фаре.

Рис. 6 Фотография расположения «розетки»

В любой корпоративной среде существует свой фирменный секрет, у данной фирме он связан с тем, что единая батарея фирмы состоит из 7 000 маленьких батарей, а секрет заключается в окончательном расположении батарей, учитывай положительные и отрицательные заряды, благодаря чему электромотор в 3 раза эффективнее обычного. Также уникальность

корпоративной политики заключается в рекуперативном торможении -торможение происходит посредством снятием ноги с педали газа, что говорит о том, что больше не нужны механические тормоза. Новое техническое решение выражено в вождении с одной педалью.

Корпоративная политика компании предусматривает фирменный стиль и уникальность, что выражено в том, что после проведения технических действий с кузовом автомобиля «кузов в белом» устанавливается на конвейер и переезжает в покрасочный цех, находящийся в отдельном здании. После окраски кузов отправляется в «печь» и на двойную полировку. Затем проводится осмотр экспертами. Покраска должна напоминать стеклянное отражение. Никакой автомобиль не имеет такой палитры - «фирменный красный» цвет с вкраплениями стеклянных чешуек [4].

Рис. 6 Фотография автомобиля компании «Tesla»

Литература:

1. Молодой ученый [Электронный ресурс]. — URL: http://www.moluch.ru.

2. Официальный блог Google Россия [Электронный ресурс]. — URL: http:// googlerussiablog.blogspot.ru

3. Официальный сайт Coca-Cola [Электронный ресурс]. — URL: http://www.coca-cola.ru/pages/landing/index.html

4. КиноКопилка [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kinokopilka.tv/ search?page=2&q=%D0%BC%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B0% D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1 %8B&search mode=movies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.