Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

КОРПОРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ СПОРТА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скороходов Сергей Николаевич

В научном исследовании автором предпринята попытка анализа и обоснования социальной и корпоративной ответственности в системе эффективного развития спортивных организаций. Определение и характеристика объективных факторов устойчивого развития актуализируется динамичностью развития спортивного рынка, его социально-экономической направленностью. Целью работы является обоснование теоретической и практической значимости социальных проектов в индустрии спорта, а также итерация ключевых ESG-факторов в рамках цифровизации экономики. Социальное развитие индустрии спорта и отдельных её сегментов имеет важное значение в системе инновационных преобразований отрасли, прежде всего, в контексте цифровой трансформации. Ключевым индикаторам данного процесса выступает корпоративная ответственность и внимание к ней со стороны руководителей спортивных организаций. В качестве методов исследования использовались: метод сравнительного анализа, систематизация, классификация, метод экспертных оценок. Новизна научного исследования определяется выводом о том, что социальная и корпоративная ответственность в условиях цифровой экономики становятся ключевыми показателями экономической эффективности основных субъектов индустрии спорта. Корпоративная ответственность является продолжением социального развития спортивной организации, определяя тренды и стратегию её устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скороходов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE RESPONSIBILITY AS A DIRECTION OF SOCIAL DEVELOPMENT OF SPORTS ORGANIZATIONS

In a scientific study, the author made an attempt to analyze and justify social and corporate responsibility in the system of effective development of sports organizations. The definition and characterization of the objective factors of sustainable development is updated by the dynamism of the development of the sports market, its socioeconomic orientation. The aim of the work is to substantiate the theoretical and practical significance of social projects in the sports industry, as well as to iterate key ESG factors as part of the digitalization of the economy. The social development of the sports industry and its individual segments is of great importance in the system of innovative transformations of the industry, primarily in the context of digital transformation. The key indicators of this process are corporate responsibility and attention to it from the heads of sports organizations. The following research methods were used: the method of comparative analysis, systematization, classification, the method of expert assessments. The novelty of the scientific research is determined by the conclusion that social and corporate responsibility in the digital economy are becoming key indicators of the economic efficiency of the main subjects of the sports industry. Corporate responsibility is a continuation of the social development of a sports organization, determining the trends and strategy for its sustainable development.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Корпоративная ответственность как направление социального развития спортивных организаций

Скороходов Сергей Николаевич,

кандидат философских наук, доцент Департамента менеджмента и маркетинга в спорте Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: sportsem@inbox.ru

В научном исследовании автором предпринята попытка анализа и обоснования социальной и корпоративной ответственности в системе эффективного развития спортивных организаций. Определение и характеристика объективных факторов устойчивого развития актуализируется динамичностью развития спортивного рынка, его социально-экономической направленностью. Целью работы является обоснование теоретической и практической значимости социальных проектов в индустрии спорта, а также итерация ключевых ESG-факторов в рамках цифровизации экономики. Социальное развитие индустрии спорта и отдельных её сегментов имеет важное значение в системе инновационных преобразований отрасли, прежде всего, в контексте цифровой трансформации. Ключевым индикаторам данного процесса выступает корпоративная ответственность и внимание к ней со стороны руководителей спортивных организаций. В качестве методов исследования использовались: метод сравнительного анализа, систематизация, классификация, метод экспертных оценок. Новизна научного исследования определяется выводом о том, что социальная и корпоративная ответственность в условиях цифровой экономики становятся ключевыми показателями экономической эффективности основных субъектов индустрии спорта. Корпоративная ответственность является продолжением социального развития спортивной организации, определяя тренды и стратегию её устойчивого развития.

Ключевые слова: индустрия спорта, цифровизация, устойчивое развитие, цифровая трансформация.

Введение

В условиях актуализации функциональной значимости цифровых маркетинговых технологий, основ социального проектирования, инновационного корпоративного управления сформировался запрос на предметный анализ и изучение социальной и корпоративной ответственности и их влияния на устойчивое развитие отдельных отраслей и сфер жизнедеятельности российского общества.

Аспекты социального проектирования в индустрии спорта, а также влияние цифровых технологий на эти процессы широко представлены в исследованиях зарубежных авторов. Интеграцию цифровых управленческих решений в социально-экономические процессы спортивной организации рассматривает Velagapudi В., который подробно описывает функционал наиболее значимых участников спортивного маркетинга с позиций digital-компетенций. [2; С. 34]. Особое внимание зарубежные исследователи уделяют вопросам интерпретации инновационных способов взаимодействия спортивной организации с конечным потребителем.

Российские исследователи также акцентируют внимание на значении социально-ориентированных проектов в современном спортивном бизнесе. Инструментам социального маркетинга в индустрии спорта посвящены работы Жапарова Е.С., Дроздо-вич Л.И. [6, 5]. Сегменты индустрии спорта в контексте корпоративного управления анализируют в своих трудах Кыласов А.В., Солнцев И.В., Фурен-ко А.А. [8,11,12]. Спортивный менеджмент через призму социальной ответственности рассматривает Щерба Л.М. [13].

В то же время, следует отметить, что спортивная отрасль, находящаяся в частичной геополитической изоляции, как и многие другие направления социально-экономической деятельности, нуждается в «новых драйверах», способных обеспечить устойчивое развитие спортивной индустрии.

в

Методология исследования

«Спортивная индустрия (индустрия спорта) - это

сфера общественных отношений и предпринимательской деятельности, ориентированная на извлечение доходов из эксплуатации индивидуального человеческого и общественного интереса к любым проявлениям состязательности и к состязательности в спорте в частности» [1; С. 23].

Модернизация индустрии спорта, определение параметров её эффективности и результативно-

сти, в значительном степени зависит от следующих социально-экономических индикаторов:

• уровень интегрирования современных информационно-коммуникационных технологий в систему управления и администрирования индустрией спорта на всех уровнях (федеральном, региональном);

• влияние цифровых процессов на межотраслевое, межведомственное и междисциплинарное взаимодействие основных субъектов экономической и социальной деятельности в спорте;

• активация социального маркетинга и иных инструментов социальной инновации в рамках создания единой цифровой информационной платформы.

Специфика спортивной отрасли, выражающаяся в «неотработанных механизмах финансирования, сложной управленческой иерархии и структуре спортивных организаций, ограниченных и сдерживающих обстоятельствах для ведения предпринимательской, коммерческой деятельности существенно снижает и замедляет темпы поступательного развития индустрии спорта» [9; С. 184]. В этой связи, идентифицируя спорт как одно из важнейших явлений социальной жизни современного общества, важной задачей становится изучение потенциала цифрового инструментария в контексте социально-экономического функционирования спортивных организаций.

Векторы социальной цифровой трансформации влияют «как на организацию и управление экономической деятельностью, так и на поведение потребителей. Взаимодействие субъектов индустрии спорта и современных цифровых технологий создают условия для нового пользовательского опыта в отношении мобильных приложений, социальных сетей, веб-сайтов спортивных клубов. Одновременно меняются концепции маркетинга и маркетинговых коммуникаций в индустрии спорта, развивается цифровой маркетинг» [14; С. 45].

Индустрия спорта как межотраслевой сектор экономики посредством цифровой трансформации только начинает формировать единую платформу для всех интегрированных в неё субъектов. Именно поэтому, благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям в спорте, а также совершенствованию законодательной базы, уже сегодня возможна реализация принципов технологического суверенитета Российской Федерации в индустрии спорта.

Одной из важнейших задач на пути эффективной реализации данного процесса является определение чётких параметров и индикаторов, способных обеспечить объективную экспертную оценку деятельности (экономической и социальной эффективности) спортивных организаций в цифровом пространстве.

Результаты исследования

Дополняющим критерием объективной оценки устойчивого развития спортивной организации ста-

новится применение нового фактора - цифровая трансформация. Показатели цифрового соответствия субъекта деятельности определяющим трендам развития всей индустрии становятся в один ряд с важнейшими финансовыми индикаторами активности и конкурентоспособности предприятия.

Эффективная организация спортивного события как главного продукта индустрии спорта обеспечивается взаимодействием смежных сфер: туристический и гостиничный бизнес, букмекерская индустрия и т.д. Поэтому реализация цифровых маркетинговых коммуникаций и технологий в спортивном ивент-менеджменте наплавлена на решение следующих ключевых задач:

• популяризация спорта через создание его позитивного имиджа;

• расширение и удержание зрительской аудитории за счет качественного и профессионального спортивного (культурно-массового) контента;

• закрепление и последующая монетизация эффекта от проведения мероприятия с помощью таких технология как: мерчандайзинг, PR, Digital, сотрудничество со СМИ и т.д.

Сайты

Хронометраж Статистика

Мобильные приложения

Видеоаналитика

Социальные сети

г CRM ■

Рис. 1. Цифровые технологии в индустрии спорта

Как видно из рис. 1, трансформацию претерпевает не только экономика и отдельные её сегменты, благодаря интеграции новых цифровых решений, но и сами информационные технологии за последние 10 лет претерпели значительную модификацию. Во многом это обуславливается появлением на рынке новых игроков, способных за счёт активации актуальных IT-технологий обеспечивать себе конкурентные преимущества. «Список информационных технологий все время растет и включает, например, компьютерный инжиниринг, big data, аддитивные технологии (3Dпечать), промышленных роботов, искусственный интеллект, AR (дополненная реальность), VR (виртуальная реальность), NFC (беспроводная передача данных малого радиуса) и т. д» [7; С. 39].

Обсуждение результатов

В системе факторов устойчивого развития цифровая трансформация обеспечивает преодоление консервативных и малоэффективных форм и способов реализации спортивных товаров и услуг за счёт расширения рынков сбыта, оперативного

сз о

со £

m Р

сг

СТ1 А

о. в

реагирования на запросы потребителей и внедрения информационно-коммуникационных технологий в различные стадии производственного процесса. При этом особое внимание уделяется экологическим вопросам, а также социальной и корпоративной ответственности.

Важно отметить, что успешная трансформация индустрии спорта возможна лишь при условии обеспечения многоуровневого подхода, то есть её трансляция на государственном и коммерческом пространстве ведения деятельности. Цифровые технологии позволяют государству собирать и обобщать данные со всех спортивных объектов, мероприятий и соревнований,контролировать единые календарные планы, а также информацию об участниках соревнований, присвоении спортивных званий и категорий. Регулируя эту информацию оперативно, государство повышает управляемость всей индустрии спорта, обеспечивая её устойчивое развитие. «Расширение спортивного рынка, а также его глубина, обеспечивается скоростью принятия решений на различных административных уровнях» [4; С. 16] и способностью оперативно реагировать на запросы потребителей не только в экономической плоскости, но и в социально значимых сферах их интересов.

Особое внимание государство уделяет социальным спортивным проектам, «ориентированным на адаптацию целевой аудитории к социальным изменениям в обществе и к новым трендам развития индустрии спорта» [10; С. 184]. Благодаря цифровой трансформации спортивной индустрии возможно достижение следующих социальных эффектов:

• пропаганда здоровый образ жизни;

• преодоление социальных (инклюзивных) барьеров;

• адаптация людей с ограниченными возможностями к нормам и ценностям современного общества;

• искоренение вредных привычек, снижение преступности;

• развитие социальных навыков;

• создание новых социальных групп - позитивных сообществ;

• территориальное развитие.

Социальная компетентность и корпоративная социальная ответственность спортивных менеджеров и руководителей спортивных проектов не всегда соответствует актуальным запросам индустрии спорта. Интерпретация ими возможностей цифровизации зачастую ограничивается либо административным пониманием (если речь идёт о государственном сегменте отрасли), либо экономической потребностью (коммерческий сектор). Отсутствие должного внимания к социальным процессам и изменениям со стороны спортивных менеджеров «ограничивает потенциал спортивной индустрии как социокультурного пространства для больших и малых социальных групп, способных активизировать интерес к спорту значительных слоёв населения». [3; С. 122].

Решение данной проблемы видится в реализации краткосрочных образовательных программа для лидеров спортивных проектов.

С одной стороны такого рода программы способны вывести инновационные проекты на новые социальные уровни, с другой - обеспечивают продление жизненного цикла проекта за счёт активации новых инструментов (прежде всего социально-экономических). В условиях ограниченного тайминга и внедрения передовых цифровых решений в образовательную среду, возможность перехода на социально-ориентированную деятельность спортивных организаций может рассматриваться как новый, отвечающий запросам рынка, формат цифровой трансформации индустрии спорта.

Выводы

Современный и актуальный тренд построения цифровой экономики детерминирует активацию принципов социальной и корпоративной ответственности. Данные принципы должны быть интегрированы с инновационными элементами функционирования отдельных сегментов экономической деятельности, в том числе в индустрии спорта. Цифровая трансформация играет ключевую роль в данных процессах интеграции, определяя качественный переход к новым форматам ведения спортивного бизнеса. Цифровые решения обеспечивают формирование новых способов коммуникации с конечным потребителем, а также обеспечивают стабильность операционного и стратегического развития.

Литература

1. Алексеев С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий / С.В. Алексеев; под ред. П.В. Крашенинникова. - Москва: ЮНИТИДАНА: Закон и право, 2017. - 687 с.

2. Велагапуди Б. Эволюция спортивного маркетинга: подход Уимблдона к цифровизации. // Подано в Национальный колледж Ирландии. -2020. - С. 1-69.

3. Власов, А.Е. Развитие массового спорта в современной России: монография/ А.Е. Власов, Ю.А. Зеленков, И.В. Солнцев. - Москва: Проспект, 2018. - 128 с.

4. Восколович, Н.А. Использование цифровых технологий для повышения активности потребителей услуг спортивных мероприятий / Н.А. Восколович // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2022. № 6. С. 10-18.

5. Дроздович Л.И. Инновационные концепции маркетинга в рамках цифровой экономики// Вестник Института экономики НАН Беларуси: сб. научных статей. - 2021. - № 3. - С. 44-54.

6. Жапаров Е.С. Цифровизация в спорте: состояние и перспективы / Е.С. Жапаров, А.А. Ля-шенко // Молодой учёный. - 2020. - № 48. -С. 462-480.

7. Изаак, С.И. Инновации спортивно-оздоровительного сервиса / С.И. Изаак, Н.Ф. Маври-на. - Москва: Русайнс, 2022. - 111 с.

8. Кыласов, А.В. Мировая система спорта / А.В. Кыласов. - Москва: КноРус, 2022. - 131 с

9. Рассел Х. Спортивный менеджмент. Принципы и приложения / Х. Рассел, А. Смит, М. Ни-колсон, Б. Стюарт, Х. Вестербик / Рутледж. -2013. - С. 351-390.

10. Скороходов С.Н. Методологический анализ спортивного события как объекта управления в экономике спорта (на примере индустрии бокса) / С.Н. Скороходов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. - № 7 (173). - С. 184

11. Солнцев И.В. Применение инновационных цифровых продуктов в индустрии спорта / И.В. Солнцев // Стратегические решения и риск-менеджмент. - 2021. - Т. 12. - № 2. -С.184-189.

12. Фуренко А. А., Катин Г.А. Специфика продвижения спортивных мероприятий как объекта комплекса маркетинга // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - 2021. - Т. 7. -№ 4. - С. 78-88.

13. Щерба Л.М. Социальные аспекты маркетинга спортивных мероприятий в РФ // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сб. стат. XXIII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Пенза, 10 декабря, 2019 г. - Пенза, 2019. - Ч. 1 -С.127-129.

14. Штребель Т. Цифровая трансформация в спорте: прорывной потенциал цифровизации для исследований спортивного менеджмента. / Спорт, бизнес и менеджмент. - 2021. - Том. 11. - С. 1-10.

CORPORATE RESPONSIBILITY AS A DIRECTION OF SOCIAL DEVELOPMENT OF SPORTS ORGANIZATIONS

Skorokhodov S.N.

Financial University under the Government of the Russian Federation

In a scientific study, the author made an attempt to analyze and justify social and corporate responsibility in the system of effective development of sports organizations. The definition and characterization of the objective factors of sustainable development is updated by the dynamism of the development of the sports market, its socio-economic orientation. The aim of the work is to substantiate the theoretical and practical significance of social projects in the sports industry, as well as to iterate key ESG factors as part of the digitalization of the economy. The social development of the sports industry and its individual segments is of great importance in the system of innovative transformations of the industry, primarily in

the context of digital transformation. The key indicators of this process are corporate responsibility and attention to it from the heads of sports organizations. The following research methods were used: the method of comparative analysis, systematization, classification, the method of expert assessments. The novelty of the scientific research is determined by the conclusion that social and corporate responsibility in the digital economy are becoming key indicators of the economic efficiency of the main subjects of the sports industry. Corporate responsibility is a continuation of the social development of a sports organization, determining the trends and strategy for its sustainable development.

Keywords: sports industry, digitalization, sustainable development, digital transformation

References

1. Alekseev S.V. Sports management. Regulation of the organization and conduct of physical culture and sports events / S.V. Alekseev; ed. P.V. Krasheninnikov. - Moscow: UNITIDANA: Law and Law, 2017. - 687 p.

2. Velagapudi B. Evolution of Sports Marketing: Wimbledon ' s approach to Digitalization. // Submitted to National College of Ireland. - 2020. - P. 1-69.

3. Vlasov, A.E. The development of mass sports in modern Russia: monograph / A.E. Vlasov, Yu.A. Zelenkov, I.V. Solntsev. -Moscow: Prospect, 2018. - 128 p.

4. Voskolovich, N.A. The use of digital technologies to increase the activity of consumers of services of sports events / N.A. Voskolovich // Intellect. Innovation. Investments. 2022. No. 6. S. 10-18.

5. Drozdovich L.I. Innovative concepts of marketing within the framework of the digital economy // Bulletin of the Institute of Economics of the National Academy of Sciences of Belarus: coll. scientific articles. - 2021. - No. 3. - P. 44-54.

6. Zhaparov E.S. Digitalization in sports: state and prospects / E.S. Zhaparov, A.A. Lyashenko // Young scientist. - 2020. -No. 48. - P. 462-480.

7. Izaak, S.I. Innovations in sports and health services / S.I. Izaak, N.F. Mavrina. - Moscow: Rusajns, 2022. - 111 p.

8. Kylasov, A.V. World system of sports / A.V. Kylasov. - Moscow: KnoRus, 2022. - 131 p.

9. Russell H. Sport Manegment. Principles and applications / H. Russell, A. Smith, M. Nicolson, B. Stewart, H. Westerbeek / Routledge. - 2013. - P. 351.

10. Skorokhodov S.N. Methodological analysis of a sporting event as an object of management in the economy of sports (on the example of the boxing industry) / S.N. Skorokhodov // Uche-nye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft. 2019. - No. 7 (173). -S. 184

11. Solntsev I.V. Application of innovative digital products in the sports industry / I.V. Solntsev // Strategic decisions and risk management. - 2021. - T. 12. - No. 2. - S. 184-189.

12. Furenko A. A., Katin G.A. The specifics of the promotion of sports events as an object of the marketing complex // Scientific result. Business and service technologies. - 2021. - V. 7. -No. 4. - P. 78-88.

13. Shcherba L.M. Social aspects of marketing of sporting events in the Russian Federation // Actual issues of law, economics and management: Sat. stat. XXIII International Scientific and Practical Conference: at 2 pm Penza, December 10, 2019 - Penza, 2019. - Part 1 - P. 127-129.

14. Strebel T. Digital transformation in sports: breakthrough potential of digitalization for sports management research. / Sports, business and management. - 2021. - Vol. 11. - S. 1-10.

C3

о

CO £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m Р

СГ

от А

IE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.