Научная статья на тему 'Корпоративная дезинтеграция и интеграция, как способ преодоления кризисного состояния российского лесного машиностроения'

Корпоративная дезинтеграция и интеграция, как способ преодоления кризисного состояния российского лесного машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ / DISINTEGRATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ЛЕСНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ / FOREST MECHANICAL ENGINEERING / РЫНОЧНАЯ АДАПТАЦИЯ / MARKET ADAPTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Одлис Д.Б.

Показано, что процессы корпоративной дезинтеграции и интеграции позволяют решать проблемы рыночной адаптации предприятий лесного машиностроения с комплексной производственной структурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE DISINTEGRATION AND INTEGRATION AS A WAY OF OVERCOMING THE CRISIS STATE OF THE RUSSIAN FOREST MECHANICAL ENGINEERING

It is shown that processes of corporate disintegration and integration allow to solve problems of market adaptation of the enterprises of forest mechanical engineering with complex production structure.

Текст научной работы на тему «Корпоративная дезинтеграция и интеграция, как способ преодоления кризисного состояния российского лесного машиностроения»



ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 330.341.44

Д. Б. Одлис

канд. экон. наук, советник по экономическим вопросам,

ЗАО «АЭМ-технологии»

КОРПОРАТИВНАЯ ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ, КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО ЛЕСНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

Аннотация. Показано, что процессы корпоративной дезинтеграции и интеграции позволяют решать проблемы рыночной адаптации предприятий лесного машиностроения с комплексной производственной структурой.

Ключевые слова: дезинтеграция, интеграция, лесное машиностроение, рыночная адаптация.

D.B. Odlis, CJSC «AEM-technology»

CORPORATE DISINTEGRATION AND INTEGRATION AS A WAY OF OVERCOMING THE

CRISIS STATE OF THE RUSSIAN FOREST MECHANICAL ENGINEERING

Abstract. It is shown that processes of corporate disintegration and integration allow to solve problems of market adaptation of the enterprises of forest mechanical engineering with complex production structure.

Keywords: disintegration, integration, forest mechanical engineering, market adaptation.

Актуальность темы статьи определяется кризисным состоянием отечественного лесного машиностроения и значимостью проблем повышения эффективности использования колоссальных лесных ресурсов России.

Весь спектр проблем российского лесного машиностроения четко прослеживается на примере лесомашиностроительных предприятий Карелии благодаря лесной специализации промышленности республики и ее машиностроительных предприятий со времен плановой экономики СССР (рисунок 1) [2, с.156-158].

Проведенный нами анализ [3], показал, что административный характер отраслевой интеграции в плановой экономике СССР стал одним из важнейших факторов снижения эффективности и конкурентоспособности российских машиностроительных и в т.ч. лесомашиностроительных предприятий, предопределив их низкие адаптивные возможности рыночного реформирования.

Негативные факторы внешней среды порождались сверхцентрализацией функций управления, осуществляемых вне рыночных отношений и, более того, с игнорированием основных принципов самой плановой экономики.

Под давлением валовых показателей, легче достижимых в условиях самообеспечения, вырастали комплексные предприятия с замкнутым технологическим циклом и предметной формой специализации. Неэффективная, обремененная непрофильными

подразделениями, производственная структура была характерна для всех крупных советских машиностроительных предприятий серийного производства. Так в ПО «Онежский тракторный завод» (ОТЗ) (монополист по производству трелевочных тракторов в СССР), непосредственно в сборочных и сварочных операциях было задействовано только 15 % рабочих (рисунок 2) [3, с.8].

Рисунок 1 - Лесная специализация машиностроения и всего промышленного комплекса Карелии на начало рыночных реформ

В условиях рынка комплексная производственная структура неприемлема. Анализ реформирования предприятий машиностроения в странах Центральной и Восточной Европы показал, что в абсолютном большинстве случаев их рыночная трансформация сопровождалась дезинтеграционными процессами, децентрализацией, свертыванием глубины производства, разделением его на бизнес-центры и значительным сокращением численности персонала.

Рисунок 3 (начало) - Упрощенная схема процесса трансформации предприятий Восточной Германии

Рисунок 3 (окончание) - Упрощенная схема процесса трансформации предприятий Восточной Германии

Особый интерес для нашего исследования представляет машиностроение ГДР, которое во многом копировало советское, и в одночасье, без переходного периода (в классическом его понимании) оказалось в условиях развитого рынка. Упрощенная схема централизованной трансформации предприятий Восточной Германии представлена на рисунке 3 [1].

Бюджетные вливания в машиностроение бывшей ГДР уже к 2000 году составили почти 12,5 млрд DM. И, тем не менее, большинство крупных предприятий в исходном состоянии продать не удалось. Они дробились на многочисленные бизнес-единицы, и если хотя бы одна-две адаптировались к условиям рынка, такая трансформация считалась успешной.

Реформирование машиностроения Польши, Венгрии и Чехии сопровождалось значительными иностранными инвестициями. Один лишь «Volkswagen» к 1998 году инвестировал в развитие автомобильных заводов группы «Skoda» свыше 2,6 млрд $. В то время как общая сумма прямых иностранных инвестиций в машиностроение и металлообработку России за период 1995-1998 годы составила всего 423 млн $ [2, с.10].

Рисунок 4 - Падение объемов производства оборудования для лесопромышленного комплекса за годы рыночных преобразований в РФ

Вместе с тем, трансформация машиностроительных отраслей в этих странах также шла непросто, сопровождаясь масштабными дезинтеграционными процессами (такими, например, как закрытие в 2003 году в Венгрии головного предприятия знаменитой компании «Икарус»).

Проведенное исследование показало, что процесс реструктуризации, сопровождающийся дезинтеграцией непрофильных и неэффективных подразделений, избыточных активов для российских лесомашиностроительных предприятий также являет-

ся обязательным элементом процесса рыночной адаптации.

Рисунок 5 (начало) - Упрощенная схема процесса дезинтеграции предприятия

Худшие, чем у бывших партнеров по СЭВ стартовые условия реформирования российского машиностроения, обусловили сильнейший трансформационный кризис всей отрасли. На рисунке 4 на основе данных Росстата показано, что в России, лиди-

рующей в мире по запасам леса, лесное машиностроение оказалось в числе лидеров по потере объемов производства.

Рисунок 5 (окончание) - Упрощенная схема процесса дезинтеграции предприятия

Анализ рыночной трансформации машиностроительных предприятий Республики Карелия свидетельствует о том, что определенной дезинтеграции в процессе при-

ватизации подверглись все крупные машиностроительные предприятия. При этом многие компании пошли дальше, реализуя масштабные проекты дезинтеграции. Такие, например, как в ОАО «Онежский тракторный завод» (ОАО «ОТЗ») и ОАО «Петроза-водскмаш» (ОАО «ПЗМ»), реализованные при участии автора.

Про£к: Ст:т£ Групп по р£ел-.-Ы1[££1пп[ п£рьой плащацкн 013. вводящейся е. ^Еио: [ П£нтр£ Г1£ тр □ ¿£ьо

Рисунок 6 - Предприятия и организации, созданные на базе составляющих ОАО «ОТЗ»

Упрощенная схема процесса дезинтеграции машиностроительного предприятия, разработанная автором, приведена на рисунке 5.

В результате такой дезинтеграции обычно возникает несколько бизнес-единиц, способных к автономному существованию и развитию в рыночных условиях (рисунок 6).

Вместе с тем, капиталоемким машиностроительным бизнес-единицам для развития обычно требуются долгосрочные масштабные инвестиции. Привлечь их самостоятельно в российских условиях чрезвычайно сложно.

Поэтому важнейшим направлением рыночной трансформации и развития лесо-машиностроительных предприятий является их участие в различных формах корпоративной интеграции.

Классическим примером горизонтальной интеграции является поглощение ОАО «ОТЗ» концерном «Тракторные заводы». ОАО «ОТЗ» подверглось масштабной дезинтеграции: были ликвидированы низкоэффективные структурные подразделения, а их функции переданы на другие заводы концерна для оптимальной дозагрузки последних. Сегодня созданное в рамках процедуры банкротства ООО «ОТЗ» специализируется на сборочных и непосредственно связанных с ними операциях, численность персонала составляет порядка 150 человек (примерно 2 % к дореформенной), имеющиеся мощности способны удовлетворить потребность лесопромышленного комплекса в современной лесозаготовительной технике из освоенного номенклатурного ряда, а выработка на 1 работающего приближается к показателям зарубежных конкурентов [2, с.15-16].

Пример вертикальной интеграции - вхождение ОАО «ПЗМ» в состав Госкорпорации «Росатом». Наряду со стратегической задачей освоения производства оборудования для АЭС перед предприятием поставлена задача сохранения позиций на рынке оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности (ЦБП). Для решения этих задач ОАО «ПЗМ» реализует масштабные проекты модернизации.

Перспективным интеграционным направлением повышения потенциала предприятий лесного машиностроения является международная кооперация. Как видно из упрощенной схемы взаимодействия участников проекта «Шклов» (рисунок 7), ОАО «ПЗМ» - генеральный поставщик полнокомплектной бумагоделательной машины в Республику Беларусь, сумел вовлечь в проект десятки контрагентов, включая мировых лидеров в области оборудования для ЦБП, и скоординировать их работу.

Нами также исследованы перспективы особой формы интеграции лесомаши-ностроительных предприятий Карелии на мезоуровне с формированием регионального отраслевого кластера, аналогичного существующему эталонному кластеру в соседней Финляндии [2, с.16-18].

Проведенный анализ выявил в Карелии высокую концентрацию предприятий лесопромышленной специализации, сохранившийся потенциал лесной науки и образования, частично утраченный потенциал лесного машиностроения. Этим определяется перспективность развития лесопромышленного кластера, включающего в себя инфраструктурные кластеры - лесомашиностроительный (общероссийского значения) и научно-образовательный.

Рисунок 7 - Упрощенная схема взаимодействия заказчика и основных контрагентов по проекту «Шклов»

Необходимо подчеркнуть, что создание в Карелии лесомашиностроительного кластера требует государственной поддержки, основанной на том, что Россия, как страна, обладающая самыми большими в мире запасами леса, должна иметь собственное лесное машиностроение.

Список литературы:

1. Граулих У. В. Исследование проблем и результатов перехода бывшей ГДР от централизованного государственного хозяйства к ориентированной рыночной экономике: дис. ... канд. экономических наук. - СПб., 1998. - 161 с.

2. Карельская АССР: Природа, хозяйство // Карел. филиал АН СССР. - Петрозаводск: Карелия, 1986. - 279 с.

3. Одлис Д.Б. Интеграционные аспекты развития лесомашиностроительного комплекса в условиях рыночной трансформации: автореферат дис. ...канд. экономических наук. - СПб., 2012. - 20 с.

List of references:

1. Graulikh U. V. Research of problems and results of transition of the former GDR from a centralized state farm to the oriented market economy: dis. ... candidate Economics. SPb., 1998. - 161 p.

2. Karelian ASSR: Nature, Services // Karelian branch of the Academy of Sciences of the USSR. -Petrozavodsk: Karelia, 1986. - 279 p.

3. Odlis DB Integration aspects of the complex forest machinery in market transformation: summary dis. ... the candidate of economic sciences. SPb., 2012. - 20 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.