Научная статья на тему 'Пути развития машиностроения в республике Карелия: региональный и Федеральный аспекты'

Пути развития машиностроения в республике Карелия: региональный и Федеральный аспекты Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
368
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС / МАШИНОСТРОЕНИЕ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Одлис Давид Борисович

На примере машиностроения Республики Карелия показаны некоторые направления его развития. Показано, что кластер лесного машиностроения способен играть важнейшую инфраструктурную роль в развитии лесного кластера региона и всего лесного комплекса России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути развития машиностроения в республике Карелия: региональный и Федеральный аспекты»

Пути развития машиностроения в Республике Карелия: региональный и федеральный аспекты Д. Б. Одлис

Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

В современных условиях государственная региональная политика направлена, прежде всего, на обеспечение сбалансированного социальноэкономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение межрегиональной дифференциации экономического состояния и уровня жизни населения. Однако механизмы региональной экономической политики, направленные на поиск, формирование и реализацию конкурентных преимуществ регионов пока еще находятся в стадии разработки. Одним из таких механизмов может стать кластеризация региональной экономики, создание специфически-региональных кластеров, основанных как на исторической специализации субъектов федерации, так и на путях модернизации региональной экономики и ускорения ее инновационно-структурной перестройки. Это позволит не только диверсифицировать экономику регионов, но и изменить их место и значение в экономике России, основой которых станет прочная и устойчивая производственная специализация регионов.

Кластерный подход превратился в ключевой инструмент промышленной политики ведущих индустриальных стран, в Великобритании, Голландии, Дании, Ирландии, Португалии, Швеции и Финляндии существует общенациональная кластерная политика. Показательно, что в Германии, Италии, Франции, Испании кластеризация ведется преимущественно в рамках отдельных регионов [1], [2]. Результативность кластерного подхода, в т. ч. в повышении эффективности машиностроительных предприятий, подтверждена, например, опытом Финляндии, где кластерный подход был использован для разработки промышленной политики страны [1].

В работах [3], [4], [5] возможности кластеризации выполнены на примере Карелии, поскольку в последнее десятилетие существования плановой экономики машиностроение и металлообработка вошли в число ведущих видов деятельности региона. Их удельный вес в общем объеме промышленной продукции Карельской АССР в 1983 г. составлял 19 % и столько же в численности промышленнопроизводственного персонала. При этом в выпуске валовой продукции машиностроения и металлообработки Карелии доля машиностроения для ЛПК превышала в 1984 году 80 %, доли тракторного машиностроения,

бумагоделательного машиностроения и станкостроения в выпуске валовой продукции отрасли машиностроения и металлообработки Карелии составляли соответственно 29,6 %, 28,6 % и 3,4 % в выпуске валовой продукции отрасли машиностроения и металлообработки Карелии [6], [3].

Необходимо отметить, что особое внимание машиностроению в настоящей работе уделено не случайно, а обусловлено тем, что для современной российской экономики проблема развития российского машиностроения является одной из приоритетных задач, которая особенно остра в области рационального лесопользования. Без развития лесного машиностроения России, обладающей колоссальными лесными ресурсами, будет сложно стать мировой лесной державой и избавиться от роли экспортера необработанных лесных материалов с низкой добавленной стоимостью [7], [6], [3].

В данном случае следует обратить внимание на уникальный потенциал машиностроения приграничного региона - Республики Карелия для дальнейшего анализа [3], [5]. Не случайно для анализа выбран и лесомашиностроительный

кластер, поскольку необходимость инновационного развития лесного комплекса России в XXI веке во многом определяется его значением для экономического и социального развития страны и в особенности ее лесопромышленных регионов. Более чем в 40 субъектах России продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50% общего объема промышленного производства. Значимость лесного комплекса для страны еще раз была подтверждена включением направления «Рациональное природопользование» Указом президента РФ от 07.07.2011 г. № 899 в число приоритетных, что предопределяет необходимость повышения эффективности промышленной переработки осваиваемых лесных ресурсов.

Необходимо отметить, что в число крупных и средних машиностроительных предприятий Карелии времен СССР входили [4]:

— ПО «Онежский тракторный завод» (в настоящее время - ООО «Онежский тракторный завод» - «ОТЗ») - крупнейшее специализированное машиностроительное предприятие страны по выпуску тракторов и машин для механизации лесозаготовки. С использованием продукции «ОТЗ» заготовлялось примерно 50% древесины в СССР;

— ПО «Петрозаводскбуммаш» (в настоящее время - ЗАО «Петрозаводскмаш») - крупнейший в СССР изготовитель оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности, производил треть всего выпускаемого в стране целлюлозно-бумажного оборудования, его продукция эксплуатируется в 33 странах мира;

— Петрозаводский станкостроительный завод (позднее - ООО «Станкозавод «Деко») специализировался на производстве станков для деревообработки производил специальные и универсальные деревообрабатывающие станки и оборудование для механизации производства деревообрабатывающих предприятий;

— Петрозаводский ремонтно-механический завод объединения Кареллеспром (в настоящее время - ЗАО «РМЗ» и два его филиала специализировались на ремонте лесовозных машин, тракторов и оборудования для лесной промышленности (в Карелии действовали более 170 ремонтных предприятий и производств, на долю которых в 1984 г. приходилось 16 % валовой продукции отрасли);

— Петрозаводский радиозавод - входил в состав Ленинградского Научнопроизводственного объединения «Ленинец», выполнял заказы для военнопромышленного комплекса - выпускал спецтехнику для авиации;

— Петрозаводский завод «Онего» - входил в состав Ленинградского объединения электронного приборостроения «Светлана» - крупнейшей в СССР организацией по разработке и выпуску изделий электроники;

— Судостроительный завод «Авангард» (в настоящее время ОАО «Судостроительный завод «Авангард»), специализировался на выпуске рыболовных судов типа мотоботов и траулеров;

Петрозаводская и Медвежьегорская ремонтно-эксплуатационные базы флота в составе Беломоро-Онежского пароходства, осуществляли ремонт и техническое обслуживание судов Беломоро-Онежского пароходства, строили баржи, буксиры-толкачи.

Одной из основных причин того, что Россия, обладающая колоссальными лесными ресурсами, не может эффективно использовать имеющийся потенциал, является низкий технический уровень отечественного лесного машиностроения, модернизация которого должна стать основой организационно-управленческой модернизации лесопромышленного комплекса России.

Необходимость определения перспективных направлений реструктуризации и интеграции предприятий, способных вывести отечественное лесное машиностроение на траекторию инновационного развития, сделать его конкурентоспособным в условиях присоединения России к ВТО и роста импорта зарубежной лесозаготовительной и деревообрабатывающей техники, предопределяет актуальность исследований в этой сфере.

Исследования, выполненные при финансовой поддержке Министерства образования Российской Федерации (государственный контракт № 16.515.11.5052), показали, что, важнейшим направлением реализации поставленных задач может стать создание Регионального центра развития инновационных высокотехнологических кластеров Республики Карелия, обеспечивающего интеграцию потенциала государства, науки и образования, и бизнеса. Такой центр должен содействовать принятию решений и координации проектов, обеспечивающих создание и инновационное развитие эффективно функционирующих региональных кластеров.

Важнейшим направлением работ в этой сфере должно стать лесное машиностроение. Наши исследования [7] показали, что, несмотря на отсутствие результативной концепции в отношении реструктуризации машиностроительных предприятий и непоследовательности власти в этом вопросе, собственники и топ-менеджеры, приспосабливая зарубежный опыт к российским реалиям и используя собственные разработки, нередко реализовывали современные и оригинальные стратегии реструктуризации.

Например, стратегия реструктуризации подсистемы маркетинга, реализуемая в 90-х годах «Онежским тракторным заводом». Уже в 1994 году по инициативе ОАО «ОТЗ» в Республике Карелия была создана лизинговая компания «Онего - Лизинг» для обеспечения лесопромышленного комплекса Северо-Запада Европейской части России продукцией машиностроения на основе долговременной аренды (лизинга). Правительство Республики Карелия выделило лизинговой компании беспроцентную ссуду для обеспечения техникой лесозаготовительных предприятий Республики Карелия из фонда реконструкции и развития и первые десятки единиц техники были отгружены по лизингу на восстановление изношенного парка тракторов карельских леспромхозов.

Пример горизонтальной интеграции - покупка в 2004 г. контрольного пакета акций ОАО «ОТЗ» Концерном «Тракторные заводы», интегрировавшем большинство предприятий бывшего тракторного «главка» Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Концерн охватил своими подразделениями весь цикл создания и изготовления

машиностроительной продукции, включая маркетинг, НИОКР, производство (от заготовительного передела до сборки), сбыт, гарантийное и сервисное обслуживание. ОАО «ОТЗ», интегрировавшись в структуру Концерна, подвергся ускоренной реструктуризации, направленной на дезинтеграцию (ликвидацию) подразделений, являвшихся неконкурентоспособными и дублирующими другие производственные подразделения Концерна, функции ликвидируемых

подразделений передавались на другие заводы концерна, способствуя их оптимальной дозагрузке. В результате ОАО «ОТЗ» трансформировался из предметно специализированного комплексного машиностроительного

предприятия с замкнутым технологическим циклом в сборочный завод -технологически специализированное на сборочных операциях предприятие.

Пример вертикальной интеграции - вхождение карельского ЗАО «Петрозаводскмаш» в состав структур Госкорпорации «Росатом». Одной из основных задач ОАО «Атомэнергомаш» является демонополизация рынка оборудования для АЭС. При этом Госкорпорация поставила перед ЗАО

«Петрозаводскмаш» стратегическую задачу сохранения и вывода на мировой уровень производства оборудования для ЦБП и других отраслей лесного комплекса страны. Со своей стороны, ЗАО «Петрозаводскмаш» заинтересовано в долгосрочных договорах на поставку машиностроительной продукции, в соответствии с которыми можно разрабатывать стратегическую программу модернизации и развития предприятия и осуществлять бизнес-планирование на долгосрочную перспективу, что в условиях высокой неопределенности российской бизнес-среды могут себе позволить очень немногие представители машиностроительной отрасли.

Анализируя интеграционные перспективы регионального

машиностроительного комплекса, необходимо отметить, что отдельные карельские машиностроительные предприятия успешно делают шаги на путях участия в международной кооперации, интегрируясь тем самым, в международные экономические отношения. Под воздействием наиболее прогрессивных форм международной специализации и кооперирования, объединяются усилия в международном научно-техническом и производственном сотрудничестве, повышается потенциал регионального машиностроения.

Проект, предусматривающий сборку лесозаготовительной техники из импортных комплектующих, реализован в ООО «Онежский тракторный завод». В 2009 году был собран первый образец отечественного харвестера «ЧЕТРА КХ -451» на основе технологий и узлов машин производства датской лесомашиностроительной компании Silvatec skovmaskiner A/S, с 2006 года вошедшей в состав концерна «Тракторные заводы». В 2012 году завод планирует завершить освоение серийного производства этих машин и выйти на уровень 3540 единиц в год.

Анализ причин, сдерживающих участие предприятий лесного машиностроения Карелии в процессе образования кластера представляет особый интерес, поскольку Республика Карелия, географически соседствует с Финляндией, создавшей своего рода «эталон» кластера лесного машиностроения.

Исторически лесопромышленная специализация Карелии предопределила и специализацию машиностроения республики: доля машиностроения для лесной промышленности в 1984 г. превышала 80 % от общего объема валовой продукции машиностроения и металлообработки Карелии. Высокая концентрация в советские времена на территории Республики Карелия лесного машиностроения и лесной науки гармонично вписывалась в лесную специализацию региона. Фактически в регионе был сформирован лесопромышленный кластер, производящий технику для лесозаготовок, деревообработки и целлюлознобумажной промышленности.

В результате такой концентрации в дореформенной Карелии разрабатывался и отрабатывался, а после отработки тиражировался на территории СССР комплект техники для лесного комплекса мирового уровня, включая базовые лесозаготовительные тракторы на гусеничной и колесной базе, первый в мире лесозаготовительный трактор с манипулятором, созданные ОТЗ, разработанные КарНИИЛПом сучкорезная машина с непрерывным протаскиванием деревьев ЛП-51 и машины для несплошных рубок леса, не имеющий аналогов комплект техники для осмолозаготовок и др.

Территориальная близость и значительная протяженность границ Республики Карелия и Финляндии, а также их лесная специализация, способствовали развитию конкуренции и кооперации между лесомашиностроительными комплексами этих стран. Благодаря территориальной близости и возможности использования финской лесозаготовительной техники в таможенном режиме временного ввоза Карелия уже в самом начале реформ стала

первым российским плацдармом для применения сортиментной технологии лесозаготовок, что послужило мощным толчком к появлению в республике соответствующих российских разработок.

Кроме того, можно привести немало примеров международного сотрудничества двух регионов, в числе которых: установка манипуляторов финской фирмы «Fiskars» на лесозаготовительные тракторы Онежского тракторного завода, тесная международная кооперация ЗАО «Петрозаводскмаш» и мирового лидера в области ЦБП - фирмы «Фойт» (Германия). Активно осуществлялся и трансфер технологий - например, было организовано массовое производство линий для выработки технологической щепы типа УПЩ и др.

Современное состояние экономики Республики Карелия свидетельствует о наличии важных предпосылок к созданию сильного лесопромышленного кластера с участием в нем предприятий лесного машиностроения. По видам экономической деятельности, относящимся к ЛПК или являющимися родственными по отношению к нему, специализируются сотни компаний Республики Карелия: «Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области» -свыше 700 предприятий, «Обработка древесины и производство изделий из дерева, пробки кроме мебели» - свыше 400 предприятий, «Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона» - свыше 20 предприятий, «Производство мебели» - свыше 100 предприятий.

Можно сделать вывод, что наличие потенциального лесомашиностроительного кластера в Республике Карелия способно привести к становлению и развитию сильного рабочего лесопромышленного кластера. При этом лесомашиностроительный кластер сможет производить импортозамещающую продукцию, не только удовлетворяя потребности в оборудовании региональных лесопромышленных предприятий, но и осуществляя поставки продукции в другие регионы страны и на экспорт.

Предлагаемый вариант кластера ориентирован на инфраструктуру -лесомашиностроительный и научно-образовательный кластеры, при этом предполагается, что лесомашиностроительный кластер будет реализовывать свои функции применительно ко всему лесопромышленному комплексу России, т. е. решая проблемы региона и всего лесопромышленного комплекса России.

Литература:

1. Воронин А. В. Лесопромышленная интеграция: теория и практика / А. В. Воронин, И. Р. Шегельман. - Петрозаводск, Изд-во ПетрГУ, 2009. - 464 с.

2. Газимагомедов Р. К. Современная региональная промышленная политика: Кластерный подход: автореферат дис. ... докт. экон. наук. -М., 2005, -44 с.

3. Одлис Д. Б. Анализ состояния лесного машиностроения в дореформенной экономике Карелии и выбор перспективных направлений его развития / Д. Б. Одлис, И. Р. Шегельман // Микроэкономика. - 2012. - № 1. - С. 73-75.

4. Одлис Д. Б. Предпосылки к формированию в Карелии кластера лесного машиностроения / Д. Б. Одлис, И. Р. Шегельман // Микроэкономика, 2009, №8. С. 253-256.

5. Шегельман И. Р. К вопросу кластеризации экономики лесопромышленного региона / И. Р. Шегельман, Д. Б. Одлис // Перспективы науки. - 2011. - № 12(27). - С. 261-264.

6. Карельская АССР: Природа, хозяйство // Карел. филиал АН СССР. -Петрозаводск: Карелия, 1986. - 279 с., с. 158.

7. Волнухин Н. М. Разукрупнение предприятия путем создания дочерних обществ / Н. М. Волнухин, Д. Б. Одлис, М. В. Кобзев. -Петрозаводск, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.