Научная статья на тему 'КОРОТКОКЛИНКОВОЕ ОРУЖИЕ СКАНДИНАВИИ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: САКСЫ И СКАЛЬМЫ ПО ДРЕВНЕИСЛАНДСКИМ ТЕКСТАМ'

КОРОТКОКЛИНКОВОЕ ОРУЖИЕ СКАНДИНАВИИ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: САКСЫ И СКАЛЬМЫ ПО ДРЕВНЕИСЛАНДСКИМ ТЕКСТАМ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сакс / скальм / средневековое оружие / вендельский период / эпоха викингов / исландские саги / героический эпос / саги о древних временах / Старшая Эдда / seax / scalm / medieval weapons / Vendel period / Viking Age / Icelandic sagas / heroic epic / sagas of ancient times / Elder Edda

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — A А. Хлевов, И Б. Губанов

В данной статье рассматривается контекст употребления двух терминов для обозначения клинкового оружия в древнеисландских текстах — сакса и скальма. Произведен контекстный анализ упо-требления этих терминов как в прозаических текстах исландских саг, так и в поэтических текстах «Старшей Эдды» (в текстах песен «Старшей Эдды» термин скальм, как обозначение короткого меча, вошел в состав варьирующихся эпических формул). Авторы приходят к выводу, что термин скальм выходит из употребления, как обозна-чение реального оружия, задолго до эпохи викингов. В «эпоху викингов» им вооружены не люди, а тролли и йотуны. Но в герои-ческий век скальмами пользуются герои. Присутствие скальмов в составе поэтических формул, описывающих снаряжение героев, впол-не может свидетельствовать о древности этих обозначений меча.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Short-bladed weapons of Scandinavia in the early Middle Ages: seaxes and skalms according to Old Icelandic texts

This article examines the context of the use of two terms for bladed weapons in Old Icelandic texts — seax and skalm. A contextual analysis of the use of these terms was carried out both in the prose texts of the Icelandic sagas and in the poetic texts of the Elder Edda (in the texts of the Elder Edda songs, the term scalm, as a designation for a short sword, was included in the varying epic formulas). The authors conclude that the term “scalm” fell out of use as a designation for a real weapon long before the Viking Age. In the “Viking Age” they were armed not by people, but by various evil spirits — trolls and jotuns. But in the epic heroic age, heroes use scalms. The presence of scalms in poetic formulas describing the heroes’ equipment may well indicate the extreme antiquity of these sword epithets.

Текст научной работы на тему «КОРОТКОКЛИНКОВОЕ ОРУЖИЕ СКАНДИНАВИИ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: САКСЫ И СКАЛЬМЫ ПО ДРЕВНЕИСЛАНДСКИМ ТЕКСТАМ»

DOI: 10.30842/ielcp2306901528093

A. А. Хлевов

Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия.

[email protected]

И. Б. Губанов

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, РАН, СПб., Россия.

[email protected]

КОРОТКОКЛИНКОВОЕ ОРУЖИЕ СКАНДИНАВИИ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: САКСЫ И СКАЛЬМЫ ПО ДРЕВНЕИСЛАНДСКИМ ТЕКСТАМ

В данной статье рассматривается контекст употребления двух терминов для обозначения клинкового оружия в древнеисландских текстах — сакса и скальма. Произведен контекстный анализ употребления этих терминов как в прозаических текстах исландских саг, так и в поэтических текстах «Старшей Эдды» (в текстах песен «Старшей Эдды» термин скальм, как обозначение короткого меча, вошел в состав варьирующихся эпических формул). Авторы приходят к выводу, что термин скальм выходит из употребления, как обозначение реального оружия, задолго до эпохи викингов. В «эпоху викингов» им вооружены не люди, а тролли и йотуны. Но в героический век скальмами пользуются герои. Присутствие скальмов в составе поэтических формул, описывающих снаряжение героев, вполне может свидетельствовать о древности этих обозначений меча.

Ключевые слова: сакс, скальм, средневековое оружие, вендельский период, эпоха викингов, исландские саги, героический эпос, саги о древних временах, Старшая Эдда.

Alexander A. Khlevov

Sevastopol State University, Sevastopol, Russia.

[email protected]

Ilya B. Goubanov

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography, RAS, St. Petersburg, [email protected]

Short-bladed weapons of Scandinavia in the early Middle Ages: seaxes and skalms according to Old Icelandic texts

This article examines the context of the use of two terms for bladed weapons in Old Icelandic texts — seax and skalm. A contextual analysis of the use of these terms was carried out both in the prose texts of the Icelandic sagas and in the poetic texts of the Elder Edda (in the texts of the Elder Edda songs, the term scalm, as a designation for a short sword, was included in the varying epic formulas). The authors conclude that the term

"scalm" fell out of use as a designation for a real weapon long before the Viking Age. In the "Viking Age" they were armed not by people, but by various evil spirits — trolls and jotuns. But in the epic heroic age, heroes use scalms. The presence of scalms in poetic formulas describing the heroes' equipment may well indicate the extreme antiquity of these sword epithets.

Keywords: seax, scalm, medieval weapons, Vendel period, Viking Age, Icelandic sagas, heroic epic, sagas of ancient times, Elder Edda.

В истории средневекового оружия особое место занимает боевой нож, традиционно определяемый термином «сакс». Происхождение и история саксов неоднократно становились предметом обсуждения в литературе (Kazansky 2012: 111-124; Brown 1997; Underwood 2000; Henson 2001; Pollington 1996). Это оружие археологически фиксируется в Северной Европе (Дании) как минимум с III в. до н. э. С течением времени саксы образовали отдельный подкласс холодного клинкового оружия, весьма разнообразный в своих формах и, очевидно, способах применения. Известны короткие клинки, длиной от 7,5 до 15 см, несомненно, имевшие преимущественно хозяйственное применение, а также длинные, достигающие 80 см. Большинство саксов, впрочем, оставалось в пределах 40-50 см и представляло собой универсальное рубящее и колющее оружие ближнего боя с клиновидным в поперечном сечении простым непрофилированным лезвием с прямой режущей кромкой и более или менее выраженным спуском на обухе, что обеспечивает саксам классического периода Великого Переселения народов и более позднего времени узнаваемость (Short). Эволюция саксов, в частности, детально рассмотрена в работе Томаша Власатого (Vlasaty 2020). Особняком стоят чрезвычайно характерные для Северной Европы ранней эпохи викингов однолез-вийные мечи, имеющие типично каролингскую форму гарды и навершия, но являющиеся в части клинка типичными длинными саксами. Неудивительно, что их точная классификация и отнесение к типу мечей или саксов по сию пору вызывают дискуссии.

В меровингское (применительно к Северу — вендельское) время сакс был распространен не только среди германцев (Olsen 1945). По существу, в меровингское время сакс у мужчины в германском мире был столь же обычен, как кинжал у кавказских народов в Новое время. Типология этого вида

вооружения достаточно разработана (Docherty). Саксы постепенно исчезают из археологических комплексов Скандинавии на протяжении IX- начала X вв., заменяясь каролингскими мечами в период экспансии викингов, затем вновь появляются в X в., но в начале XI в. в большинстве регионов Скандинавии окончательно выходят из употребления. Время исчезновения саксов из военного обихода уловить трудно в силу того, что с христианизацией редуцируется традиция погребения с оружием. Изобразительные и письменные источники не дают достаточной информации. Поэтому наши осторожные умозаключения, что саксы выбывают из повседневного арсенала в Скандинавии примерно в XI в. носят предположительный характер. Что касается континентальной Западной Европы, то там сакс вообще не вошел в набор вооружения ни каролингских всадников, ни пехотинцев. Это, впрочем, не отменяет использования ножей, в бытовых и хозяйственных целях. В Восточной Европе, напротив, саксы известны и в более позднее время (Salmin 2016: 466- 475; Stasiuk, Mikhailov, Salmin 2018: 264-274).

Популярность саксов была исключительно высока и обеспечивалась их универсальностью как боевого оружия, так и предмета повседневного использования с очень широким диапазоном функций, что определило множественность терминов, которыми обозначалось это оружие. Классическими и регулярно употреблявшимися были, наряду с саксом, термины «ланг-сакс» (длинный нож) и «скрамасакс» (обычно понимаемый как «нож ран», «наносящий раны»). Точное соотнесение терминов с известными типами клинков вызывает некоторые затруднения, но широко распространённой является точка зрения, что ланг-саксами именовались как раз ножи длиной от 40 и более сантиметров, однозначно имевшие боевое предназначение, а скрама-саксы — это ещё более длинные клинки, оптимизированные для рубящих ударов и близкие по функционалу к мечам.

Однако в скандинавских текстах — в прозаических сагах, а также в песнях «Старшей Эдды» — периодически встречается специфический термин «skalm». Контексты не оставляют сомнений, что за ним скрывается предмет вооружения с относительно небольшим клинком — короткий меч или, собственно, сакс. Однако каково соотношение понятий сакс и скальм и каким образом мы можем развести эти термины, соотнося их с материальным миром?

Сказать со всей определённостью, какая археологическая реальность скрывается за термином «скальм» и как это соотносилось с саксом, довольно затруднительно. Помочь в прояснении этого вопроса может анализ текстов саг, в которых упоминаются эти, безусловно, жизненно важные для людей предметы вооружения.

Обратимся к примерам исландских саг, имеющих достаточно надежную внутреннюю хронологию. В сагах нередко упоминаются саксы. В том числе рассказывается и о боевом применении сакса вплоть до начала XI в.

Так, в «Саге о Ньяле» саксом вооружен младший брат знаменитого героя Гуннара с Конца Склона (сам Гуннар вооружен мечом, копьем и часто использует лук), подробно описывается техника применения сакса в бою (подвиги Гуннара по внутренней хронологии саги датируются началом последней четверти X столетия).

В «Саге о Греттире» Греттир в начале XI в. достает свое главное оружие — роскошный сакс с односторонним лезвием из кургана знатного норвежского вождя. Судя по относительной внутренней хронологии саги, в курган сакс должен был попасть около середины X в. Герой активно использует сакс — по частоте упоминания этого оружия (52 раз, против всего лишь 21 упоминания меча). Греттир, с момента добычи, постоянно употребляет свой сакс в различных ситуациях, действует им в традиционной манере, а также поражает своих врагов ударом по голове фухтелем (обухом рукояти) (Сага о Греттире: 48). Есть и интересный эпизод, в котором Греттир проникает в логово великана-йотуна, где, помимо висящего на стене меча ^егф, в арсенале йотуна фигурирует некий heptisax, в русских переводах обозначенный как «тесак» (Там же: 66). В буквальном смысле это «сакс с рукояткой», что заставляет предположить, что это некий акцент на её особую конструкцию.

В фантастической истории о борьбе с женщиной-троллем Греттир также в итоге поражает ее своим саксом. И вот здесь в арсенале великанши фигурирует именно скальм. На это последнее обстоятельство особенно следует обратить внимание. Судьба старинного короткоклинкового оружия в исландском фольклоре сходна. Скальм и сакс часто фигурируют в фантастических историях о битвах с отвратительными великанами — троллями и троллихами, а также с мертвецами в курганах.

Такие истории встречаются не только в т. н. «сагах о древних временах», но и в «сагах об исландцах». Саксами и скальмами часто вооружены тролли, троллихи и мертвецы. Есть и варианты: тролля либо мертвеца поражают клинковым оружием, которое называется скальмом или саксом, причем различия между этими видами оружия не усматривается.

Однако особо следует отметить, что в отличие от термина «сакс», использование термина «скальм» как реального боевого оружия в эпизодах саг, которые хронологически достаточно надежно соотносятся с «эпохой викингов», фактически не встречается (есть единичный случай убийства скальмом). В одном случае скальм упомянут как рабочий нож для разделки туши кита, который вынужденно в безвыходной ситуации используется как оружие (Сага о Греттире, 12).

Приведём несколько упоминаний сакса в сагах об исландцах, даже вполне реалистического характера.

Пример 1. Борьба с мертвецом, защищающим в кургане свои сокровища.

Собственно, это достаточно распространенный фольклорный мотив, и именно в борьбе с мертвецом, защищающим свои сокровища в кургане, Греттир получает свое главное оружие — богато украшенный сакс. Однако самый выразительный пример такого рода содержится в саге, которую исследователи относят к жанру «саг о древних временах». Это «Сага об Эгиле Одноруком и Асмунде Убийце Берсерков» (Egils saga einhenda ok Ásmundar berserkjabana).

«Меньше, чем месяц спустя после их приезда, Аран внезапно упал замертво, когда входил в свои палаты. Тело обрядили для погребения согласно обычаю. Асмунд воздвиг над Араном курган и подле тела разместил коня вместе с уздой и седлом, а также стяги и оружие, сокола и пса, которые принадлежали покойному. Аран был посажен в кресло в полном воинском облачении.

Асмунд принес в курган другое кресло и расположился в нем после того, как курган был закрыт. В первую ночь Аран встал с кресла, убил сокола и собаку и съел их. Во вторую ночь он опять встал, убил коня и разорвал его на куски; затем он стал рвать плоть коня зубами, и кровь стекала у него изо рта, покуда он ел. Он предложил Асмунду разделить с ним трапезу, но

Асмунд ничего не ответил. В третью ночь на Асмунда напала сонливость, и он пришел в себя лишь тогда, когда Аран схватил его за уши и оборвал их.

Асмунд выхватил сакс и снёс Арану голову. Затем он развел огонь и сжег Арана, обратив его в пепел. Асмунд направился к канату и был поднят наверх. Затем курган снова закрыли.

Асмунд забрал все сокровища из кургана с собой».

Но если сакс, как мы видели, употреблялся и в эпизодах, описывающих сражения между людьми («Сага о Ньяле», некоторые места «Саги о Греттире» и др.) то, напротив, в сагах (подчеркнём — именно в прозаических текстах саг) скальм употребляется практически исключительно в сказочных сюжетах — им вооружены тролли и троллихи или противостоящий им герой-победитель.

Здесь особенно показателен следующий Пример 2, где фигурируют великанша с саксом и великанши со скальмами. Это отрывок из весьма короткой саги о древних временах, которая носит название «Сага об Иллуги зяте Грид» (Illuga saga Gríóarfostra). Фольклорный сюжет сватовства отважного юноши, победившего злых великанш и снявшим старое заклятие, весьма занимателен, однако изложить его в подробностях не представляется возможным в краткой статье. Отметим лишь случаи употребления терминов:

«...на этих его словах Грид бросила Иллуги назад. Он повернулся к своей невесте и очень обрадовался. И когда ему с ней было очень хорошо, Грид обмотала его волосы вокруг своей руки, отдёрнула его к краю кровати и замахнулась саксом ему в голову:

— Смелый ты, но теперь ты тут же будешь убит.

Но Иллуги сказал, что не боится смерти.

.Тогда Грид сказала:

— .Ведь таким способом я многих убила, всех, кто испугался моего ужасного сакса. Шестнадцать храбрых мужчин я убила этим ножом, и это была вовсе не женская работа.

.И никогда ты не освободишься от этого проклятия, пока не встретишь такого человека, который не испугается твоего огромного сакса, которым ты замахнёшься.

.И в конце этого рассказа в пещеру вошли семь великанш с острыми скальмами, напали на Грид и рубили её сильно и

часто. Хильд очень перепугалась. Иллуги пришёл к Грид на помощь, и рубил их быстро и часто, и не останавливался до тех пор, пока все они не умерли, и тогда он сжёг их в костре.

Совершенно в ином контексте термин скальм употребляется в исландском эпосе. В эпических песнях «Старшей Эдды» термин скальм используется трижды.

В знаменитом «Прорицании Вёльвы» при описание грядущего века насилия перед последней битвой богов и чудовищ и гибели богов (Рагнарёк) использован эпитет «век скальмов» (наряду с «веком секир»). Особенно важно, что в двух героических эпических текстах — в знаменитых «Речах Хамдира» и во «Второй песне о Гудрун» — скальмы как обозначение клинкового оружия героев оба раза встречаются в составе формулы. В обеих песнях герои «подпоясаны скальмами», причем в сочетании с красными (меховыми?) плащами, которыми они встряхивают. Заметим, что наряду со скальмами в обеих песнях используются и более употребительные названия мечей (вероятно, с обычными длинными обоюдоострыми клинками) — sverб и Ь)6г.

Так, в отрывке из «Речей Хамдира», в котором герои готовятся выступить против конунга Йормунрекка, чтобы отомстить за казненную им жену, их сестру Сванхильд: <^коки 1оба, skalmir h6fбu 1оба гаиба, stuttar Ьгущиг, steypбa

hjalma, skalmuт gyrдir...» («встряхнули плащами, скальмы прикрепили, имели плащи красные, короткие кольчуги, острые (букв. «крутые») шлемы, скальмами подпоясанные...»).

Достаточно очевидно, что, когда эти два вида оружия с коротким клинком — саксы и скальмы — выходят из военного употребления, обозначавшие их термины сохраняются в фольклорных текстах, перейдя в сказочные сражения с великанами, великаншами и мертвецами. В этих текстах термины «сакс» и «скальм» синонимичны, хотя следует отметить, что в сагах сакс (в отличие от скальма) широко и активно используется и в описании реальных сражений, датируемых вплоть до середины XI столетия, когда в археологических комплексах изредка продолжают встречаться массивные однолезвийные боевые ножи-саксы. Иначе говоря, имеет место тот весьма нечастый случай, когда датировка вещей по текстам хорошо соотносится с археологической датировкой. Таким образом, данные саг в данной ситуации хронологически вполне соответствуют историческим

реалиям — саксами вполне могли быть вооружены как Гуннар с Конца Склона в конце X в., так и Греттир в первой трети XI в.

Вероятно, термин «скальм» выходит из реального употребления задолго до эпохи викингов. В эпический героический век скальмами подпоясаны герои — Сёрли и Хамдир из «Речей Хамдира» и лангобарды из «Второй песни о Гудрун». Присутствие скальмов в составе поэтических формул, описывающих снаряжение героев, вполне может свидетельствовать о глубокой древности этих обозначений меча. Вряд ли сказители более позднего времени знали, как выглядели соответствующие клинки. Данные археологии позволяют лишь высказывать предположения относительно оружия, с которым можно соотносить скальмы эпохи Великого Переселения народов или даже более раннего времени. Из контекста саг как будто не следует, что скальмы обязательно были короткими мечами, хотя переводчики часто именно так их и толкуют. Возможно, скальм — это синоним древнего традиционного короткоклинкового оружия германцев — сакса.

Литература

Brown, T. 1997: English Martial Arts. London.

Docherty, F. The Anglo Saxon Broken Back Seax. [Электронный ресурс]. URL: http://myarmoury.com/feature_seax.html. (Дата обращения: 07.10.2023).

Henson, D. 2001: The English Elite in 1066: Gone but not forgotten. London.

Olsen, P. 1945: Die Saxe von Valsgarde. Uppsala.

Pollington S. The English Warrior from earliest times to 1066. London, 1996.

Short, W. R. Viking Age Arms and Armor Viking Sax. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.hurstwic.org/history/articles/manufacturing /textMking_sax.htm. (Дата обращения: 07.10.2023). Underwood, R. 2000: Anglo-Saxon Weapons and Warfare. London:

Tempus Pub Ltd. Vlasaty, T. Evolution of Scandinavian long knives. [Электронный ресурс]. URL: https://sagy.vikingove.cz/en/evolution-of-scandinavian-long-knives/. (Дата обращения: 07.10.2023). Kazansky, M. M. 2012: [On the origin of scramaseax]. Stratum Plus Journal. 5, 111-124.

Казанский, М. М. 2012: О происхождении скрамасакса. Stratum Plus Journal. 5, 111-124.

Saga o Grettire. 1976: Perevod s drevneislandskogo O. A. Smirnitskoy, redaktsiya M. I. Steblin-Kamenskogo. Novosibirsk: Izd-vo «Nauka» [Grettir's Saga. Translation from Old Norse by O. A. Smirnitskaya, ed. by M. I. Steblin-Kamensky. Novosibirsk: Publishing house "Nauka".

Сага о Греттире, 1976: Пер. с др.-исландского О. А. Смирниц-кой, редакция М. И. Стеблин-Каменского. Новосибирск: Изд-во «Наука».

Salmin, S. A. 2016: Weapons of the Pskov necropolis X-XI centuries. In:

Old Russian necropolis of Pskov of the 10th- early 11th centuries. Vol. 2. St.Petersburg, 466-475.

Салмин, С. А. 2016: Оружие псковского некрополя X- нач. XI в. В сб.: Древнерусский некрополь Пскова X- начала XI века. Т. 2. СПб., 466-475.

Stasiuk, I. V., Mikhailov, A. V., Salmin, S. A. 2018: Finds of combat knives in the North-West of Rus' (Izhora plateau, Pskov region).

Archeology and history of Pskov and the Pskov land. Vol. 33. Moscow; Pskov, 264- 274.

Стасюк, И. В., Михайлов, А. В., Салмин, С. А. 2018: Находки боевых ножей на Северо-Западе Руси (Ижорской плато, Псковская область). Археология и история Пскова и псковской земли. Вып. 33. Москва; Псков, 264- 274.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.