Научная статья на тему 'Коротко об основных событиях в сфере образования в ЕС в 2007 г'

Коротко об основных событиях в сфере образования в ЕС в 2007 г Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕС / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / EUROPEAN UNION / EU / EU EDUCATIONAL POLICY / EDUCATION / INTERNATIONAL CO-OPERATION IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова Марина Владимировна

В статье освещается широкий спектр важных, весьма различных по своему характеру, но закономерных событий в сфере образования, произошедших в первой половине 2007 г. в ЕС. Автор считает, что этот период знаменателен не только празднованием пятидесятилетия Римских договоров, но и началом реализации новой программы действий ЕС по обучению в течение всей жизни, новым этапом долгосрочного партнерства ЕС с США и Канадой, предложением Комиссии по повышению качества педагогического образования, заключением Совета по образованию, молодежи и культуре о Согласованной рамке индикаторов и критериев мониторинга реализации целей Лиссабонской повестки дня для образования и подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the EU Educational Policy development in 20071

The paper presents an overview of a wide range of events in the education policy developments of the second half of the 2007. The author asserts that the period is not only memorable for the 50th Anniversary of the Treaty of Rome, but for the launch of the New Integrated programme for Lifelong learning, new phase of European Community and the United States of America and Canada cooperation in higher education and vocational education and training, Communication from the Commission to the Council and the European Parliament on Improving the quality of Teacher Education, as well as Decision № 2317/2003/EC of the European Parliament and the Council of 5 December 2003 establishing a programme for enhancement of quality of higher education and the promotion of intercultural understanding through cooperation with third countries

Текст научной работы на тему «Коротко об основных событиях в сфере образования в ЕС в 2007 г»

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

КОРОТКО ОБ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЯХ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЕС В 2007 Г.

М.В. Ларионова*

Первая половина 2007 г. в ЕС знаменательна не только празднованием 50-летия Римских договоров. В этот период в ЕС произошел ряд важных, весьма различных по своему характеру, но закономерных событий. Торжества по поводу 20-летия программы «Эрасмус», в которой ежегодно принимает участие около 150 тыс. человек, прошли почти одновременно с началом реализации новой программы действий ЕС по обучению в течение всей жизни, пришедшей на смену программе «Сократес». Бюджет семилетней программы в период с января 2007 г. по декабрь 2013 г. составит 6970 млн евро.

В 2007 г. началась реализация второго этапа программы Европейской комиссии «Молодежь» (Youth) на период 2007-2013 гг.1, а также нового этапа 7-й Рамочной программы Европейского сообщества по научным исследованиям, технологическому развитию и демонстрационной деятельности, рассчитанного на период 2007-2013 гг.2

Начался новый этап долгосрочного партнерства ЕС с США и Канадой в сфере высшего и профессионального образования в рамках соглашений, вновь подписанных ЕС с США (в июне 2006 г.3) и Канадой (в декабре 2006 г.4) на период до 2013 г. Соглашения определяют принципы, цели, операционные задачи сотрудничества, принцип сопоставимости финансирования сторон соглашения, а также условия облегчения въезда для участников программ сотрудничества.

Основными направлениями сотрудничества являются:

• содействие развитию сотрудничества ЕС и США, ЕС и Канады в сфере высшего образования;

• содействие развитию институтов высшего и профессионального образования;

• содействие личному развитию участников для их блага и целей реализации Программы;

• содействие развитию трансатлантических обменов;

• создание новых возможностей для диалога и обменов;

• развитие и усиление партнерств между организациями сферы высшего и профессионального образования.

Операционные задачи включают:

• поддержку сотрудничества между высшими учебными заведениями с целью содействия развитию совместных образовательных программ и мобильности;

• повышение качества трансатлантической мобильности на основе прозрачности, взаимного признания периодов обучения, кредитов;

• содействие развитию партнерства между институтами высшего образования, профессиональнымиассоциациями,об-щественным и частным сектором;

• поддержку трансатлантической мобильности профессионалов и взаимопонимание в значимых для отношений США (Канады) и ЕС сферах.

* Ларионова Марина Владимировна, проректор, директор Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ ВШЭ.

1 Подробнее о программе Европейской комиссии «Молодежь» см. в этом номере «Вестника».

2 Подробнее о 7РП см. в «Вестнике международных организаций». 2007. № 2 (10).

3 Agreement between the European Community and the United States of America renewing a programme of cooperation in higher education and vocational education and training. Official Journal of the European Union. L 346/34. 9.12.2006.

4 Agreement between the European Community and the Government of Canada establishing a framework for cooperation in higher education, training and youth. Official Journal of the European Union. L 397/15. 30.12.2006.

Сотрудничество обеспечено двусторонним финансированием. Соглашения определяют количество участников и объем финансирования. Европейская комиссия планирует выделить для совместных программ с США около 45 млн евро. Предполагается, что в проектах примут участие около 6 тыс. граждан ЕС и США. Финансирование со стороны ЕС совместных программ институтов ЕС и Канады составит почти 18 млн евро, ожидаемое количество участников - около 4 430 человек с обеих сторон. Основные типы проектов включают совместные консорциумы, целью которых является создание и реализация программ двойных дипломов; стипендии по поддержке мобильности студентов и преподавателей; «политико-ориентированные меры», т.е. проекты, направленные на обеспечение сопоставимости образовательных программ, сотрудничество по вопросам взаимного признания квалификаций и использования системы перезачета кредитов.

В апреле 2007 г. комиссар ЕС по образованию, культуре и молодежной политике Ян Фигель и министр образования, науки и подготовки правительства Австралии подписали Декларацию об усилении сотрудничества в сфере образования и подготовки. Два основных направления сотрудничества включают содействие кооперации между институтами образования и развитие мобильности, а также установление политического диалога в формате обмена наилучшими практиками, обзоров развития политики и исследований по проблемам, представляющим общий интерес. На первом этапе основное внимание планируется уделять реализации Болонского процесса, обеспечению качества высшего и профессионального образования, реформе высшего и профессионального образования, формированию индикаторов, исследованиям эффективности и равенства, квалификационным рамкам и признанию результатов неформального обучения.

Важным событием стало формирование Предложения Комиссии о Согласованной рамке индикаторов и критериев мониторинга реализации целей Лиссабонской повестки дня для образования и подготовки5. Индикаторы были разработаны в соответствии с поручением Совета 2005 г. В результате двухлетней

работы было согласовано ядро индикаторов, структурированных по восьми ключевым приоритетам Программы «Образование и подготовка - 2010»:

• Повышение равенства в образовании и подготовке

Участие в дошкольном образовании Образование для детей со «специальными» потребностями Раннее прекращение обучения

• Повышение эффективности образования и подготовки

Инвестиции в образование и подготовку

• Создание системы обучения в течение всей жизни

Участие взрослых в обучении в течение всей жизни Навыки взрослых

Завершение обучения в средней школе молодыми людьми

• Формирование ключевых компетенций у молодых людей

Навыки чтения, математики и научные навыки

Лингвистические навыки

ИК-навыки

Гражданские навыки

Навыки самостоятельного обучения

• Модернизация школьного образования

Раннее прекращение обучения Школьное управление Школы как многоцелевые локальные центры обучения

Профессиональное развитие учителей и инструкторов

• Модернизация профессионального образования и подготовки (Копенгагенский процесс)

Завершение обучения в средней школе молодыми людьми Стратификация систем образования и подготовки

• Модернизация высшего образования (Болонский процесс)

Число завершивших высшее образование

Межнациональная мобильность студентов

Инвестиции в образование и подготовку

5 Communication from the Commission. A Coherent framework of indicators and benchmarks for monitoring progress towards the Lisbon objectives in education and training. Commission of the European Communities. Brussels, 21.2.2007. COM (2007) 61 final.

• Занятость

Образовательный уровень населения

Навыки взрослых

Отдача от образования и подготовки.

Предложение определяет меры по сбору сопоставимых статистических данных по соответствующим индикаторам и источники их получения, включая Европейскую статистическую систему, данные ЮНЕСКО и ОЭСР, данные национальных статистических агентств.

Учитывая, что качество преподавания является ключевым фактором обеспечения качества образования и основой реализации целей Программы «Образование и подготовка - 2010», Комиссия разработала предложения по повышению качества педагогического образования и представила их для обсуждения в июле 2007 г.6 Основой программы является принцип обучения в течение всей жизни для учителей. Предложенные меры включают:

• программы введения в профессию в течение первых трех лет работы;

• структурированное консультирование в начале карьеры и в течение всех лет в профессии более опытными коллегами;

• участие в регулярных обсуждениях программ подготовки и потребностей повышения квалификации в контексте задач развития организаций, в которых работают учителя.

Кроме того, Комиссия считает важным создание условий для непрерывного развития и последующего признания компетенций, полученных в рамках неформального и инфор-мального обучения; обеспечение доступности возможностей непрерывного профессионального развития; создание возможностей для обучения и исследовательской деятельности в рамках высшего образования; развитие творческих партнерств между организациями, в которых работают учителя, высшими учебными заведениями и исследовательскими структурами.

Комиссия также приняла Предложение о Рамке для Европейского обзора по лингвистическим компетенциям7, определяющее основные подходы и инструменты проведения анализа и оценки уровня лингвистических компетенций школьников двух уровней (ISCED 2 и ISCED 3).

В марте 2007 г. в Хайделберге состоялась конференция министров образования стран -членов ЕС. По результатам дискуссии было принято Коммюнике, в котором сформулированы основные, общие для стран - членов ЕС, задачи раннего обучения и образования для взрослых.

Важнейшим событием развития образовательного сотрудничества и повышения качества высшего образования в ЕС стало Предложение Комиссии о продолжении Программы, направленной на повышение качества высшего образования и развитие межкультурного понимания через сотрудничество с третьими странами, первый этап которой с общим бюджетом 230 млн евро (Еи 25) охватил период 2004-20088 гг. Предложение было подготовлено на основе промежуточной оценки результатов первых двух лет реализации Программы.

В соответствии с выработанными на основе анализа рекомендациями Решением Европейского парламента и Европейского совета9 предполагается значительно увеличить финансирование программы на период 20092013 гг. и расширить ее действие, включив в нее уровень доктора. Общий объем выделяемых средств должен составить 493,69 млн евро. Самой значительной строкой бюджета будут стипендии (в млн евро):

стипендии для студентов-магистров из третьих стран - 240,4032 стипендии для европейских студентов-магистров - 63,0984 стипендии для преподавателей из третьих стран - 28,014

6 Communication from the Commission to the Council and the European Parliament. Improving the quality of Teacher Education. Commission of the European Communities. Brussels, 3, 8.2007 COM (2007) 392 final.

7 Communication from the Commission to the Council. Framework for the European survey on language competencies. Commission of the European Communities. Brussels, 13.4.2007. COM (2007) 184 final.

8 Decision № 2317/2003/EC of the European Parliament and the Council of 5 December 2003 establishing a programme for enhancement of quality of higher education and the promotion of intercultural understanding through cooperation with third countries, L 345/1, Official Journal, 31.12.2003 (Erasmus Mundus) (2004-2008).

9 Proposal for a Decision of the European Parliament and of the Council establishing an action programme for the enhancement of quality in higher education and the promotion of intercultural co-operation with third countries (Erasmus Mundus) (2009-2013) presented by the Commission. Commission of the European Communities. Brussels, 12.7.2007 COM (2007) 395 final. 2007/0145 (COD).

стипендии для европейских преподавателей - 28,014

стипендии для студентов-докторантов из третьих стран - 35,2 стипендии для европейских студентов-докторантов - 29,7 затраты на страховые схемы - 5,0 Итого 429,4296

Последним по хронологии, но, безусловно, значимым событием рассматриваемого периода является очередное заседание Совета по образованию, молодежи и культуре, состоявшееся в мае 2007 г.10 Совет принял заключение о Согласованной рамке индикаторов и критериев мониторинга реализации

целей Лиссабонской повестки дня для образования и подготовки11, а также обсудил необходимость действий, направленных на дальнейшее развитие исследований в сфере образования и усиления использования результатов этих исследований в образовательной политике и практике. Делегации подчеркнули, что системы образования и подготовки нуждаются в дальнейшем развитии культуры оценки, основанной на надежных исследовательских результатах и статистических данных. Участники заседания также подчеркнули значение взаимного обучения, обмена и распространения данных исследований.

10 2802nd Council meeting. Education, Youth and Culture. Brussels, 25-25 May 2007. Council of the European Union. 9807/07 (Presse 114).

11 Council Conclusions on a coherent framework of indicators and benchmarks for monitoring progress towards the Lisbon objectives in education and training. Outcomes of proceedings. Council of the European Union. Brussels, 30 May 2007. 10083/07. EDUC 100 SOC 234 STATIS 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.