АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
КОРОТКО ОБ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЯХ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЕС В 2007 Г.
М.В. Ларионова*
Первая половина 2007 г. в ЕС знаменательна не только празднованием 50-летия Римских договоров. В этот период в ЕС произошел ряд важных, весьма различных по своему характеру, но закономерных событий. Торжества по поводу 20-летия программы «Эрасмус», в которой ежегодно принимает участие около 150 тыс. человек, прошли почти одновременно с началом реализации новой программы действий ЕС по обучению в течение всей жизни, пришедшей на смену программе «Сократес». Бюджет семилетней программы в период с января 2007 г. по декабрь 2013 г. составит 6970 млн евро.
В 2007 г. началась реализация второго этапа программы Европейской комиссии «Молодежь» (Youth) на период 2007-2013 гг.1, а также нового этапа 7-й Рамочной программы Европейского сообщества по научным исследованиям, технологическому развитию и демонстрационной деятельности, рассчитанного на период 2007-2013 гг.2
Начался новый этап долгосрочного партнерства ЕС с США и Канадой в сфере высшего и профессионального образования в рамках соглашений, вновь подписанных ЕС с США (в июне 2006 г.3) и Канадой (в декабре 2006 г.4) на период до 2013 г. Соглашения определяют принципы, цели, операционные задачи сотрудничества, принцип сопоставимости финансирования сторон соглашения, а также условия облегчения въезда для участников программ сотрудничества.
Основными направлениями сотрудничества являются:
• содействие развитию сотрудничества ЕС и США, ЕС и Канады в сфере высшего образования;
• содействие развитию институтов высшего и профессионального образования;
• содействие личному развитию участников для их блага и целей реализации Программы;
• содействие развитию трансатлантических обменов;
• создание новых возможностей для диалога и обменов;
• развитие и усиление партнерств между организациями сферы высшего и профессионального образования.
Операционные задачи включают:
• поддержку сотрудничества между высшими учебными заведениями с целью содействия развитию совместных образовательных программ и мобильности;
• повышение качества трансатлантической мобильности на основе прозрачности, взаимного признания периодов обучения, кредитов;
• содействие развитию партнерства между институтами высшего образования, профессиональнымиассоциациями,об-щественным и частным сектором;
• поддержку трансатлантической мобильности профессионалов и взаимопонимание в значимых для отношений США (Канады) и ЕС сферах.
* Ларионова Марина Владимировна, проректор, директор Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ ВШЭ.
1 Подробнее о программе Европейской комиссии «Молодежь» см. в этом номере «Вестника».
2 Подробнее о 7РП см. в «Вестнике международных организаций». 2007. № 2 (10).
3 Agreement between the European Community and the United States of America renewing a programme of cooperation in higher education and vocational education and training. Official Journal of the European Union. L 346/34. 9.12.2006.
4 Agreement between the European Community and the Government of Canada establishing a framework for cooperation in higher education, training and youth. Official Journal of the European Union. L 397/15. 30.12.2006.
Сотрудничество обеспечено двусторонним финансированием. Соглашения определяют количество участников и объем финансирования. Европейская комиссия планирует выделить для совместных программ с США около 45 млн евро. Предполагается, что в проектах примут участие около 6 тыс. граждан ЕС и США. Финансирование со стороны ЕС совместных программ институтов ЕС и Канады составит почти 18 млн евро, ожидаемое количество участников - около 4 430 человек с обеих сторон. Основные типы проектов включают совместные консорциумы, целью которых является создание и реализация программ двойных дипломов; стипендии по поддержке мобильности студентов и преподавателей; «политико-ориентированные меры», т.е. проекты, направленные на обеспечение сопоставимости образовательных программ, сотрудничество по вопросам взаимного признания квалификаций и использования системы перезачета кредитов.
В апреле 2007 г. комиссар ЕС по образованию, культуре и молодежной политике Ян Фигель и министр образования, науки и подготовки правительства Австралии подписали Декларацию об усилении сотрудничества в сфере образования и подготовки. Два основных направления сотрудничества включают содействие кооперации между институтами образования и развитие мобильности, а также установление политического диалога в формате обмена наилучшими практиками, обзоров развития политики и исследований по проблемам, представляющим общий интерес. На первом этапе основное внимание планируется уделять реализации Болонского процесса, обеспечению качества высшего и профессионального образования, реформе высшего и профессионального образования, формированию индикаторов, исследованиям эффективности и равенства, квалификационным рамкам и признанию результатов неформального обучения.
Важным событием стало формирование Предложения Комиссии о Согласованной рамке индикаторов и критериев мониторинга реализации целей Лиссабонской повестки дня для образования и подготовки5. Индикаторы были разработаны в соответствии с поручением Совета 2005 г. В результате двухлетней
работы было согласовано ядро индикаторов, структурированных по восьми ключевым приоритетам Программы «Образование и подготовка - 2010»:
• Повышение равенства в образовании и подготовке
Участие в дошкольном образовании Образование для детей со «специальными» потребностями Раннее прекращение обучения
• Повышение эффективности образования и подготовки
Инвестиции в образование и подготовку
• Создание системы обучения в течение всей жизни
Участие взрослых в обучении в течение всей жизни Навыки взрослых
Завершение обучения в средней школе молодыми людьми
• Формирование ключевых компетенций у молодых людей
Навыки чтения, математики и научные навыки
Лингвистические навыки
ИК-навыки
Гражданские навыки
Навыки самостоятельного обучения
• Модернизация школьного образования
Раннее прекращение обучения Школьное управление Школы как многоцелевые локальные центры обучения
Профессиональное развитие учителей и инструкторов
• Модернизация профессионального образования и подготовки (Копенгагенский процесс)
Завершение обучения в средней школе молодыми людьми Стратификация систем образования и подготовки
• Модернизация высшего образования (Болонский процесс)
Число завершивших высшее образование
Межнациональная мобильность студентов
Инвестиции в образование и подготовку
5 Communication from the Commission. A Coherent framework of indicators and benchmarks for monitoring progress towards the Lisbon objectives in education and training. Commission of the European Communities. Brussels, 21.2.2007. COM (2007) 61 final.
• Занятость
Образовательный уровень населения
Навыки взрослых
Отдача от образования и подготовки.
Предложение определяет меры по сбору сопоставимых статистических данных по соответствующим индикаторам и источники их получения, включая Европейскую статистическую систему, данные ЮНЕСКО и ОЭСР, данные национальных статистических агентств.
Учитывая, что качество преподавания является ключевым фактором обеспечения качества образования и основой реализации целей Программы «Образование и подготовка - 2010», Комиссия разработала предложения по повышению качества педагогического образования и представила их для обсуждения в июле 2007 г.6 Основой программы является принцип обучения в течение всей жизни для учителей. Предложенные меры включают:
• программы введения в профессию в течение первых трех лет работы;
• структурированное консультирование в начале карьеры и в течение всех лет в профессии более опытными коллегами;
• участие в регулярных обсуждениях программ подготовки и потребностей повышения квалификации в контексте задач развития организаций, в которых работают учителя.
Кроме того, Комиссия считает важным создание условий для непрерывного развития и последующего признания компетенций, полученных в рамках неформального и инфор-мального обучения; обеспечение доступности возможностей непрерывного профессионального развития; создание возможностей для обучения и исследовательской деятельности в рамках высшего образования; развитие творческих партнерств между организациями, в которых работают учителя, высшими учебными заведениями и исследовательскими структурами.
Комиссия также приняла Предложение о Рамке для Европейского обзора по лингвистическим компетенциям7, определяющее основные подходы и инструменты проведения анализа и оценки уровня лингвистических компетенций школьников двух уровней (ISCED 2 и ISCED 3).
В марте 2007 г. в Хайделберге состоялась конференция министров образования стран -членов ЕС. По результатам дискуссии было принято Коммюнике, в котором сформулированы основные, общие для стран - членов ЕС, задачи раннего обучения и образования для взрослых.
Важнейшим событием развития образовательного сотрудничества и повышения качества высшего образования в ЕС стало Предложение Комиссии о продолжении Программы, направленной на повышение качества высшего образования и развитие межкультурного понимания через сотрудничество с третьими странами, первый этап которой с общим бюджетом 230 млн евро (Еи 25) охватил период 2004-20088 гг. Предложение было подготовлено на основе промежуточной оценки результатов первых двух лет реализации Программы.
В соответствии с выработанными на основе анализа рекомендациями Решением Европейского парламента и Европейского совета9 предполагается значительно увеличить финансирование программы на период 20092013 гг. и расширить ее действие, включив в нее уровень доктора. Общий объем выделяемых средств должен составить 493,69 млн евро. Самой значительной строкой бюджета будут стипендии (в млн евро):
стипендии для студентов-магистров из третьих стран - 240,4032 стипендии для европейских студентов-магистров - 63,0984 стипендии для преподавателей из третьих стран - 28,014
6 Communication from the Commission to the Council and the European Parliament. Improving the quality of Teacher Education. Commission of the European Communities. Brussels, 3, 8.2007 COM (2007) 392 final.
7 Communication from the Commission to the Council. Framework for the European survey on language competencies. Commission of the European Communities. Brussels, 13.4.2007. COM (2007) 184 final.
8 Decision № 2317/2003/EC of the European Parliament and the Council of 5 December 2003 establishing a programme for enhancement of quality of higher education and the promotion of intercultural understanding through cooperation with third countries, L 345/1, Official Journal, 31.12.2003 (Erasmus Mundus) (2004-2008).
9 Proposal for a Decision of the European Parliament and of the Council establishing an action programme for the enhancement of quality in higher education and the promotion of intercultural co-operation with third countries (Erasmus Mundus) (2009-2013) presented by the Commission. Commission of the European Communities. Brussels, 12.7.2007 COM (2007) 395 final. 2007/0145 (COD).
стипендии для европейских преподавателей - 28,014
стипендии для студентов-докторантов из третьих стран - 35,2 стипендии для европейских студентов-докторантов - 29,7 затраты на страховые схемы - 5,0 Итого 429,4296
Последним по хронологии, но, безусловно, значимым событием рассматриваемого периода является очередное заседание Совета по образованию, молодежи и культуре, состоявшееся в мае 2007 г.10 Совет принял заключение о Согласованной рамке индикаторов и критериев мониторинга реализации
целей Лиссабонской повестки дня для образования и подготовки11, а также обсудил необходимость действий, направленных на дальнейшее развитие исследований в сфере образования и усиления использования результатов этих исследований в образовательной политике и практике. Делегации подчеркнули, что системы образования и подготовки нуждаются в дальнейшем развитии культуры оценки, основанной на надежных исследовательских результатах и статистических данных. Участники заседания также подчеркнули значение взаимного обучения, обмена и распространения данных исследований.
10 2802nd Council meeting. Education, Youth and Culture. Brussels, 25-25 May 2007. Council of the European Union. 9807/07 (Presse 114).
11 Council Conclusions on a coherent framework of indicators and benchmarks for monitoring progress towards the Lisbon objectives in education and training. Outcomes of proceedings. Council of the European Union. Brussels, 30 May 2007. 10083/07. EDUC 100 SOC 234 STATIS 66.