Научная статья на тему 'КОРОНАВИРУС И ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛИ'

КОРОНАВИРУС И ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
192
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ОТРАСЛИ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ПУТЕШЕСТВИЙ / ГОСТЕПРИИМСТВА / LOCDOWN / ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / УСЛУГА HMRC «TIME TO PAY» / СХЕМА СОХРАНЕНИЯ ВАКАНСИЙ CJRS / СОЦИАЛЬНАЯ СУБСИДИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ГРАНТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аксенов В.А., Кирюхина Е.М., Якушева А.М.

Анализируется ситуация в сфере туризма и путешествий в Великобритании в период кризиса 2020-2021 гг., вызванного пандемией коронавируса (COVID-19). Обращается особое внимание на политику кабинета министров в области социальной поддержки отрасли и решения конкретных проблем бизнеса и работников. Особо выделяется взаимодействие кабинета министров с различными профессиональными ассоциациями, местными сообществами. Делается попытка оценить эффективность мер и подходов к управлению индустрией гостеприимства. Авторы приходят к выводу, что благодаря использованию таких мер, как услуга HMRC «Time to Pay», схема сохранения вакансий CJRS, социальная субсидия, социальный грант, были получены положительные социальные результаты в сфере индустрии гостеприимства в виде сохранения занятости большого количества работников и начала туристического сезона лета 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORONOVIRUS AND THE UK TOURISM INDUSTRY: EXPERIENCE OF SOCIAL SUPPORT FOR THE INDUSTRY

Тhe article analyzes the situation in the field of tourism and travel in the UK during the crisis of 2020-2021, caused by the coronovirus pandemic (COVID-19). Special attention is paid to the policy of the Cabinet of Ministers in the field of social support of the industry and solving specific problems of business and employees. The interaction of the Cabinet of Ministers with various professional associations and local communities is particularly highlighted. An attempt is made to evaluate the effectiveness of measures and approaches to the management of the hospitality industry. The authors conclude that through the use of measures such as the HMRC «Time To Pay» service, the CJRS job retention scheme, the social subsidy, and the social grant, positive social results have been achieved in the hospitality industry in the form of maintaining the employment of a large number of employees and the start of the summer 2021 tourist season.

Текст научной работы на тему «КОРОНАВИРУС И ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛИ»

88

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоб ачевского. Серия: Социальные науки, 2021, № 4 (64), с. 88-96

УДК 316

DOI 10.52452/18115942_2021_4_88

КОРОНАВИРУС И ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛИ

© 2021 г. В.А. Аксенов, Е.М. Кирюхина, А.М. Якушева

Аксенов Виктор Алексеевич, к.и.н.; доцент кафедры сервиса и туризма Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

aksv5@rambler.ru

Кирюхина Елена Михайловна, д-р культурологии; профессор кафедры иностранных языков Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии elenakiruhina@gmail.com Якушева Алла Матвеевна, к.э.н.; доцент кафедры финансов и правового регулирования финансовых рынков Нижегородского института управления

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

alla007@mail.ru

Статья поступела врндакцею 30.08.2021 Статья премята к публекацее 18.10.2021

Анализируется ситуация в сфере туризма и путешествий в Великобритании в период кризиса 2020-2021 гг., вызванного пандемией коронавируса (COVID-19). Обращается особое внимание на политику кабинета министров в области социальной поддержки отрасли и решения конкретных проблем бизнеса и работников. Особо выделяется взаимодействие кабинета министров с различными профессиональными ассоциациями, местными сообществами. Делается попытка оценить эффективность мер и подходов к управлению индустрией гостеприимства. Авторы приходят к выводу, что благодаря использованию таких мер, как услуга HMRC «Time to Pay», схема сохранения вакансий CJRS, социальная субсидия, социальный грант, были получены положительные социальные результаты в сфере индустрии гостеприимства в виде сохранения занятости большого количества работников и начала туристического сезона лета 2021 г.

Ключивыи слова: социальное управление; социальная защита отрасли; индустрия туризма, путешествий, гостеприимства; locdown; туристический кластер; услуга HMRC «Time to Pay»; схема сохранения вакансий CJRS; социальная субсидия; социальный грант.

Введение

Коронавирус привел к появлению новых проблем в сфере государственного управления обществом. Потребовалось обратить внимание на социальную защиту не только отдельных категорий населения, но и целых отраслей, оказавшихся на грани полного прекращения хозяйственной деятельности. Общество ожидало этого от развитых социальных государств. Однако подтверждать свои амбиции в социальной сфере пришлось в условиях экономического кризиса. Проблемы были настолько масштабны, что в ряде государств правительства вынуждены были пойти на введение чрезвычайного положения («локдаун»). В США и ЕС прибегли к эмиссии денежных средств для раздачи их населению («вертолетные деньги»), поддержке целых отраслей, которые оказались на грани остановки.

Особенно зависимыми в новой ситуации оказались страны, экономика которых была «завязана» на туризм, индустрию путешествий и гостеприимства. В числе таких стран нами была выделена Великобритания. Культурно-познавательный, образовательный, деловой

центр, она является и своеобразным авиационным и морским «хабом». Ситуация на первом этапе эпидемии в Великобритании была одной из самых сложных в Европе. Вирус не только быстро распространялся, но и сопровождался высокой смертностью заболевших (см. табл. 1). Было объявлено чрезвычайное положение («локдаун»). Страна закрылась для въезда, ограничили внутренний туризм. Однако к лету 2020 г. в правительстве заговорили о стабилизации ситуации, сняли ряд ограничительных мер, предприятия индустрии начали туристический сезон. За счет чего удалось добиться таких результатов, не может не вызывать интереса. Тем не менее в российской и русскоязычной литературе мы обнаружили анализ опыта поддержки сферы туризма в Германии [3], Франции, Австралии, Канаде, Японии [4], ряде других стран [5], но Великобритании среди них нет. Анализ в этих статьях не носит достаточно глубокого характера, не опирается на статисти-ку1. Некоторым исключением можно считать статью А.С. Жупаровой и А.А. Нусюпаевой [6], в которой дается сравнительный анализ развития «креативных» индустрий в Китае и Велико-

Таблица 1

Динамика заболеваемости коронавирусной инфекцией на первом этапе развития пандемии _в Великобритании и ряде стран ЕС (составлено авторами) [1, 2'_

2020 год. Даты: вирус+ тестов Март 01,11 Март 15, 17, 24 Апрель 05, 07, 16, 20 Май 04, 11, 27; июнь 09, 18

Даты: смерти от вируса заражены умерли 01, 12 заражены умерли 17, 18 заражены умерли 07, 21 заражены умерли 04, 27

Италия 566-2313 28-189 35903526-5249 345-475 505-30393786-2256 604-534 1221-744584-283331 236-156

Германия 51-451 0-0 12101985-3930 7-4 140-42892945-1881 206-171 488-697324-3971213 0-59

Франция 30-510 0-0 36-10322249 0-0 519-3491125782447 1416-528 2447-314172-553586 528-82

Великобритания 33-412 0-2 443-7702382 17-35 601-54865343-4866 11051124 4866-35891809-11591020 1124273

Испания 39-582 1-1 14071806-4749 191-90 694-52677304-1536 784-430 1536-3086-?-249-585 430-52

британии. Она подводит к выводу об особой важности сферы туризма, путешествий и гостеприимства для политики правительства, но несколько устарела. Все данные касаются периода до 2020 г. и требуют корректировки.

Все вышеизложенное определило тему нашего исследования. Цель его - выявить основные закономерности взаимосвязи динамики нового типа ситуаций, в которых оказалось человечество (пандемия), с эффективной политикой правительств в отношении управления, социальной поддержки целых отраслей экономики.

Методология

Чтобы понять и оценить степень успешности адаптации государства к изменившимся условиям, нами был проведен вертикальный и горизонтальный анализ ряда показателей, характеризующих развитие ситуации в Великобритании с началом пандемии коронавируса в мире. На основе официальных данных были представлены те меры, которые принимало правительство. Мы сравнивали их с мнением СМИ, экспертными оценками отраслевых профильных организаций, ассоциаций. Вместе с этим мы воспользовались рядом подходов к оценке глобальных и национальных аспектов влияния пандемии коронавируса на развитие индустрии туризма и гостеприимства, сформулированных Н.А. Зайцевой в журнале «Международная эко-

номика» [5]. На наш взгляд, все это позволило достаточно обоснованно сделать вывод о влиянии на социально-экономические процессы конкретных мероприятий в области управления и социальной поддержки конкретной отрасли, проведенных правительством Великобритании.

Основное содержание

В 2018 г. туризм составил 7.2% ВВП Великобритании. Он быстро рос, внося около 106 млрд фунтов стерлингов в британскую экономику и поддерживая 3.8 млн рабочих мест. Только в июле 2019 г. иностранные туристы потратили в стране 2.9 млрд фунтов. Больше всего страну посещали жители США — в 2018 г. их было 3877000 человек, на втором месте шла Франция [7]. Статистика въездного туризма в 2018 г. зафиксировала 37.9 млн визитов в Великобританию из других стран. За год было совершено 118.6 млн внутренних поездок. Ожидалось, что к 2025 г. туристическая индустрия Великобритании принесет более 257 млрд фунтов, что составило бы около 10% ВВП Великобритании [8]. Инвестиции в эту сферу шли не только из бизнеса. Государство планировало инвестиции в рамках программы развития креативных индустрий, куда включались искусство, наследие и ремесла, а также архитектура, дизайн, фотография [9].

Однако ситуация с коронавирусом серьезно повлияла на эти планы. В Великобритании, как

Рис. Динамика заболеваемости вирусом в Великобритании. 03.2020-08.2021 г. По данным Университета Джонса Хопкинса [1]

и во многих странах с тяжелой эпидемиологической ситуацией, в 2020 г. были введены правительственные ограничения, запрещающие въездной туризм, а затем и внутренний. 17 марта 2020 г. Министерство иностранных дел и Министерство по делам Содружества посоветовали воздержаться от всех несущественных зарубежных поездок. 23 марта было объявлено о закрытии туристических туров по всей стране. В июне 2020 г. ограничения были ослаблены. С открытием небольших магазинов, возобновлением некоторых транспортных маршрутов положение в туристическом бизнесе стало восстанавливаться, однако в ноябре 2020 - январе 2021 г. эпидемиологическая обстановка в стране ухудшилась, и правительство вынуждено было вновь вводить «локдаун» (см. рис.).

Рассмотрим, как менялись показатели.

Пассажиропоток. По официальным данным о посещении Великобритании иностранными туристами, во втором квартале 2020 г. иностранные туристы совершили на 96% меньше посещений и потратили на 97% меньше средств, чем во втором квартале 2019 г. [9]. Данные Управления гражданской авиации показывают, что международный пассажиропоток в аэропортах Великобритании в апреле 2020 г. упал до 1.9% от общего объема февраля месяца, восстановившись до пика в 36.7% в августе, прежде чем снова упасть в ответ на введенные вновь ограничения. Внутренние авиапассажирские перевозки следовали аналогичной динамике. При этом по обоим типам пассажирских трафиков отсутствовала сезонность, которая явно была видна в 2019 г. для международного

пассажиропотока [10]. Данные Министерства внутренних дел из расширенной информации о пассажирах, предоставленной авиакомпаниями, говорят, что число прибывших из других стран снизилось с 6.8 млн человек в феврале 2020 г. до 112 тысяч в апреле. Причем из въехавших в апреле 56.5% составляли британские граждане, число которых увеличилось на 5.6% по сравнению с февралем 2020 г. В июне 2020 г. доля британских граждан в процентном отношении ко всем прибывшим в Великобритании упала до минимума в 33.6%, затем снова выросла до 57.0% в августе из-за ослабления национальных ограничений [11]. Таким образом, ежемесячное (февраль - апрель 2020 г.) прибытие авиапассажиров в Великобританию упало на 98.3%. Если учесть возврат британских граждан, то можно говорить о полной остановке международного туристического потока до августа.

Через туннель под Ла-Маншем в 2020 г., по данным оператора ЕишТиппе1 (сайт GetLink), трафик также менялся [12]. В апреле проехали всего 19 862 легковых автомобиля по сравнению с 227 393 автомобилями за тот же месяц 2019 г. (в статистику ЕигоТиппе1 входят автомобили, мотоциклы, транспортные средства с прицепами, караваны, автофургоны и туристические автобусы). Снижение составило 91.3%. После частичного ослабления ограничений в Великобритании и во Франции пассажиропоток вырос в августе до 267 942 человек, хотя и на 28.2% меньше, чем за тот же месяц 2019 г. Более сильное восстановление, вероятно, было связано с тем, что автомобили, составляющие значительную часть трафика в Евротоннеле,

позволяли легче держать дистанцию между пассажирами. К тому же европейцы (особенно французы) поездки под Ла-Маншем воспринимали не как трансграничные.

Изменения в заполняемости отелей в Англии. Совет по туризму Англии (VisitEngland) проводит ежемесячный опрос занятости в сфере гостиничного бизнеса [13]. Занятость в каждом английском регионе резко сократилась в начале пандемии, при этом заполняемость номеров, например, в Уэст-Мидлендсе составляла всего 17% от свободных номеров в апреле 2020 г. по сравнению с 71% в 2019 г. Восстановление в разных регионах происходило разными темпами. В Лондоне наблюдался самый слабый подъем заполняемости номеров в отелях по сравнению с любым другим регионом Англии. В июле 2020 г., например, было занято только 20% номеров по сравнению с 90% в том же месяце предыдущего года. В 2019 г. в Лондоне была самая высокая заполняемость номеров за каждый месяц, кроме августа. Таким образом, потеря международного туризма наиболее остро ощущалась в столице.

На юго-западе Англии заполняемость номеров увеличилась с 19% в апреле 2020 г. до 72% в августе. Это указывает на то, что в этом регионе уровень был близок к «нормальному» летнему сезону. Вероятно, это было результатом относительного увеличения внутреннего туризма, центром которого считается юго-запад. В других регионах после марта 2020 г. уровень заполняемости не превысил 58%. Среди всех других регионов Англии произошло заметное снижение заполняемости номеров примерно на 10%. В регионах, где многоуровневые ограничения были введены в октябре 2020 г., она продолжала снижаться в ответ на ограничения и в ноябре. Но и на юго-западе с сентября по ноябрь 2020 г. сезонная заполняемость номеров упала на 37%, хотя в те же месяцы 2019 года снижение составляло только 11% [14]. Это не могло не сказаться на бизнесе в индустрии.

Воздействие пандемии на динамику бизнеса в индустрии путешествий и туризма. Оборот в индустрии путешествий и туризма упал до самого низкого уровня в мае 2020 г. - 26.0% от февраля (по промышленности 73.6%). Летом во всех подотраслях, за исключением выставок и конференций, были приняты меры по смягчению ограничений, и оборот в сфере обслуживания, продажи продуктов питания и напитков в августе 2020 г. составил 90.0% от уровня февраля [15]. Для поддержки была введена схема «Ешьте вне дома» («Eat Out to Help Out»). Выставки и конференции показали иную картину сезонности. В предыдущие годы, как правило,

самый высокий оборот был осенью и весной. Осенью в этой подотрасли действительно наблюдалось некоторое восстановление - в ноябре до 35.7% от уровня февраля, рост в 18.1% был и в августе. Это единственная подотрасль, в которой не было снижения товарооборота в ответ на locdown в ноябре.

Оборот в индустрии путешествий и туризма в мае 2020 г. упал на 26% по сравнению с февралем [13]. Доля торгующих компаний в большинстве отраслей индустрии в июле и августе 2020 г. увеличилась с 43% в начале июля до 98% в конце августа, а затем снизилась до 85% в октябре и 51% в ноябре в ответ на национальный локдаун. К середине января 2021 г. эта доля еще больше снизилась, и лишь 37% гостиничного бизнеса занимались торговлей [16]; на наш взгляд, сказались новые правительственные ограничения и сезонность. Британский консорциум предприятий розничной торговли оценил потери бизнеса в масштабах страны за три цикла локдауна в 30 млрд фунтов стерлингов [17].

Влияние пандемии на рынок труда в отрасли. Рассмотрим данные Обследования рабочей силы (LFS), которые основаны на мнениях респондентов о бизнесе, в котором они работают (поэтому их достоверность условна). Количество людей, заявивших о своей основной работе в индустрии путешествий и туризма, в течение третьего квартала (с июля по сентябрь) 2020 г. было на 10.8% ниже, чем в том же квартале

2019 г. За тот же период занятость в других отраслях выросла на 0.1%. При разбивке изменений в занятости в период с 2019 по 2020 г. в отчете LFS данные по отрасли путешествий и индустрии туризма вычитаются из общего роста занятости за первые три квартала 2020 г. Снижение занятости в индустрии перевесило рост в других отраслях во втором и третьем квартале

2020 года [16]. Подотрасль услуг пассажирского транспорта, в том числе аренда легковых автомобилей, имела наибольшие отрицательные показатели в индустрии путешествий и туризма в первых двух кварталах 2020 г. по сравнению с аналогичными кварталами 2019 г. На наш взгляд, это связано с сокращением использования пассажирами автомобильного и железнодорожного транспорта во второй половине 2019 г. В третьем квартале 2020 г. на услуги продуктов питания и напитков пришлось минус 0.5% из 0.7% падения во всей отрасли по сравнению с тем же кварталом 2019 г. Падение общей занятости между третьим кварталом (июль — сентябрь) 2019 г. и третьим кварталом 2020 г. шло в зависимости от возраста, режима работы и отрасли (путешествия, туризм и т.д.). В инду-

стрии путешествий и туризма количество людей в возрасте от 25 до 34 лет, работающих полный рабочий день, сократилось больше всего, за ними следуют люди в возрасте от 16 до 24 лет, работающие неполный рабочий день. За тот же период количество человек, занятых полный рабочий день, в других отраслях увеличилось во всех возрастных группах, кроме самой молодой, в то время как в других отраслях во всех возрастных группах наблюдалось сокращение неполной занятости. Помимо более значительного сокращения занятости по сравнению с другими отраслями, в индустрии путешествий и туризма больше людей находилось в полном или частичном отпуске [18]. Даже когда ограничения были ослаблены летом 2020 г., процент сотрудников, находящихся в отпуске, в большинстве сфер деятельности в индустрии путешествий и туризма был выше, чем в других отраслях, а затем снова вырос в ноябре в ответ на дальнейшие меры изоляции.

В Великобритании были приняты, на наш взгляд, серьезные меры поддержки и восстановления индустрии путешествий и туризма, как на государственном, так и на частном уровне. Наиболее важной, с точки зрения затрат, была поддержка занятости. Схема сохранения вакансий в связи с коронавирусом CJRS (часто называемая схемой увольнения) была направлена на то, чтобы работники оставались привязанными к своим работодателям, а государство платило им зарплату. Аналогичную поддержку получили и самозанятые для поддержания их дохода (схема SEIS) [19]. Предприятия розничной торговли, гостиничного бизнеса, досуга в Англии получили право не платить так называемые «бизнес-ставки» в 2020/21 гг. [20]. Те, кто работал в небольших отелях, получали гранты в размере 25 000 фунтов [21]. Малые предприятия получали денежные субсидии в размере 10 000 фунтов стерлингов. Правительство разрешило отсрочку платежей по налогам, включая НДС и подоходный налог с самооценкой, до 2021 г. Услуга HMRC Time to Pay позволила предприятиям и самозанятым лицам откладывать налоговые платежи на согласованный период. НДС на гостиничный бизнес, проживание и обслуживание временно был снижен с 20% до 5%. Временное сокращение продлилось с 15 июля 2020 г. по 12 января 2021 г. Программа «Eat Out to Help Out» предлагала скидку 50% до 10 фунтов стерлингов на человека для тех, кто ест в ресторанах, пабах и кафе с понедельника по среду в августе 2020 г.

Малые туристические предприятия могли получить гранты в размере до 5000 фунтов стерлингов, чтобы адаптировать свой бизнес после пандемии коронавируса [22].

Пакет «стартового туризма» в размере 10 млн фунтов был направлен на поддержку сообществ, зависящих от туризма. Национальным учреждениям и организациям культуры, а также объектам культурного наследия были предоставлены субсидии, возвратное финансирование и капитальные вложения [23]. В период с апреля по июнь было выделено 1 . 3 млн фунтов стерлингов для организаций по управлению дестинациями ^МО), находящимися под угрозой закрытия [24]. Были подготовлены комплексные планы восстановления туризма, поощрения инноваций и инвестиций в туристический сектор [25].

Важно, что эти меры были приняты кабинетом министров после консультаций с различными отраслевыми органами, типа VisitBritam (Британский совет по туризму). Рекомендации, призванные помочь отрасли возобновить работу предприятий, включали рекомендации, касающиеся безопасного открытия.

В июле 2020 г. специальный комитет Департамента культуры, СМИ и спорта опубликовал отчет о влиянии COVID-19 на секторы индустрии путешествий и туризма. Выяснилось, что, хотя схемы государственной поддержки помогли предприятиям в этом секторе, преимущества для некоторых частей туристической индустрии «были затруднены из-за отсутствия гибкости», некоторые сезонные рабочие не имели права на схему сохранения рабочих мест в связи с коро-навирусом, что оказывало особое влияние на индустрию [26]. В отчете рекомендовалось создать Центр туристических данных (впервые предложенный в рамках Сделки по туристическому сектору 2019 г.) для оценки намерений посетителей на 2021 г., что позволит отрасли осуществлять перспективное планирование. В сентябре различные органы индустрии путешествий туризма, в том числе АВТА — Туристическая ассоциация, сформировали коалицию «За спасение будущего», чтобы лоббировать в правительстве принятие в бюджете «мер... целевой поддержки, в которой нуждается индустрия» [27].

Результаты

Взаимодействие общественных организаций, бизнеса и государства в рамках программы борьбы с эпидемией дало положительные результаты. Соединенное Королевство стало лидером в Европе по вакцинации населения. Вакцинацию прошли (хотя бы однократно) в апреле 2021 г. более 95% жителей страны в возрасте старше 50 лет, в группе 45+ - 89.7%, и перешли к вакцинации лиц моложе 40 лет. Первую дозу препарата, защищающего от COVID-19, полу-

чили 32 млн человек, обе дозы - 7.6 млн человек [28]. Это привело уже в марте 2021 г. к системному снижению заболеваемости и смертности [29].

На пресс-конференции 5 апреля 2021 г. премьер-министр Борис Джонсон объявил о снятии ограничений для большинства сфер бизнеса. С 12 апреля открылись все магазины, торгующие товарами не первой необходимости, спортивные залы и парикмахерские, а предприятиям общепита разрешено полноценно обслуживать посетителей в формате летних террас. Был отменен комендантский час (22:00) для заведений общепита. Магазинам разрешено работать с 7.00 до 22.00 [17]. Местным управам разослано письмо с призывом «сделать все возможное», чтобы рестораны, бары, кафе и пабы смогли как можно скорее вернуться к нормальной работе. Любые точки общепита, оплатившие лицензию стоимостью не более 100 фунтов стерлингов, получают право выставлять столики и кресла у дверей и полноценно обслуживать клиентов. Заведениям, приобретшим такие лицензии прошлым летом, разрешения продляются автоматически, без дополнительного заявления и без взимания платы. Лицензии на организацию летних площадок будут действительны до 30 сентября 2022 г. вне зависимости от того, получены они в 2021 или в 2020 г. [30]. Несмотря на значительные потери из-за запрета на традиционные формы торговли, многие торговые предприятия в последнюю неделю перед возвращением к работе потратили значительные суммы на улучшение вентиляции в торговых залах, закупку антисептиков и переформатирование проходов и кассовых зон под требования социального дистанцирования. Ретейлеры надеялись, что вложения им вернутся. И уже в апреле 2021 г. питейные заведения Англии рассказали о рекордной выручке после снятия запрета на работу [31]. Были определены сроки возвращения студентов университетов Англии к очному обучению [32]. Был решен вопрос об открытии авиасообщения со странами, формирующими основной туристический поток. С июня 2021 г. сняли ограничения на въезд и выезд туристов в страну.

Выводы

Можно отметить, что Великобритания смогла избежать самых негативных сценариев развития кризиса на современном этапе. Благодаря политике кабинета министров по взаимодействию с различными профессиональными ассоциациями, местными сообществами сохранилось единство в обществе. Такой жесткой кри-

тики, как в ряде других стран ЕС, не было. Меры социальной поддержки отрасли были адресными. Особо можно выделить разнообразие решений конкретных проблем бизнеса и работников.

Достаточно высокая эффективность этих мер видна при оценке ситуации в условиях новой волны пандемии в конце августа 2021 г. (см. рис.). В Европе после летнего туристического сезона резко растет заболеваемость. Новый штамм вируса (дельта-ковид), пришедший из-за пределов Европы, впервые появился в Великобритании. В июле Германия, Австрия закрыли границы для британских туристов, частично это сделала Дания, задумалась об этом и Франция [33]. Европейский центр по профилактике и контролю заболеваний (EСDС) настоятельно рекомендует срочно ввести дополнительные ограничения

[34].

Сегодня в Великобритании введен чрезвычайный режим и правительство предпринимает меры для предотвращения распространения ко-ронавируса. Их можно увидеть, например, на официальном сайте посольства России в Великобритании [35]. Тем не менее, по данным на 22 августа 2021 г., в Великобритании за последние 7 дней отмечено в среднем 31417 зараженных (22.08 - 31976); 49 человек умерли. Процент летальных исходов составляет около 2% от общего числа заболевших [2, 36].

В Великобритании, несмотря на значительно более быстрый темп распространения инфекции по сравнению с Францией, Германией, Италией, повторные заражения после прививок Astra-Zeneca, смертность от заболевания можно признать не сильно выделяющейся (см. табл. 2). Сказалась, видимо, модель вакцинации, которую использовало правительство. Наиболее уязвимые категории населения (свыше 60 лет) были привиты в первую очередь и практически полностью. На 28.08.2021 общий уровень вакцинации составил около 80% [38]. Но надо отметить и дисциплину, ответственность предприятий индустрии туризма, которые обеспокоены перспективой досрочного завершения сезона.

В этих условиях обсуждение перспектив британской сферы туризма после завершения пандемии коронавируса можно воспринимать просто как дискуссии в поиске лучших путей и методов выхода из кризиса. Так, главный исполнительный директор Всемирного совета по туризму и путешествиям (^ГТС) Глория Гева-ра полагает, что нынешние меры необходимо незамедлительно заменить на «быстрые, всеобъемлющие и эффективные, с точки зрения затрат, программы тестирования и отслеживания в пунктах отправления по всей стране», чтобы туристам не нужно было проводить две

Таблица 2

Динамика заболеваемости коронавирусной инфекцией по миру

(составлено авторами по данным ВОЗ ^ на 22.08.2021) [37]__

Страна За сутки заболели В сред. за 7 дней Привито, % Умерли за сутки За 7 дней Смертность, % Заболеваемость на 100 тыс.

США +59 521 147550 60.7 +460 1 071 7 45

Россия +20 564 20 893 29 +762 792 2.6 14

Франция +22 637 23 004 72.1 - 92 1.7 35

Великобритания +31 886 31 551 70.1 +104 100 2 46

Италия +7 466 6 240 68.5 +45 45 2.9 10

Германия +6 600 6 507 63.5 +31 62 4 8

недели на самоизоляции. «Разрушительная», как она говорит, политика Великобритании, предписывающая туристам из стран с большим количеством заражений коронавирусом пройти карантин, усилила давление на отрасль. Список стран, на которые распространяются карантинные меры, пересматривается закрыто, на еженедельной основе. Согласно прогнозу WTTC, расходы туристов, совершающих международные поездки, могут рухнуть на 78%, или 22 млрд фунтов, в текущем году. При этом самый негативный сценарий предусматривает, что отрасль может потерять 3 млн рабочих мест. Гевара предупреждает, что дефицит деловых и туристических поездок особенно существенно отразится на Лондоне. Лондон может потерять статус мирового центра туризма и бизнеса из-за принятых в стране карантинных мер [39].

О критическом настроении туриндустрии сообщила газета The Sun. Заявление властей «отдыхать дома» до осени, постоянное изменение списков доступных направлений, а также ещё ряд других мероприятий вынудили туризм готовиться к массовым акциям протеста против неупорядоченных действий британского правительства. Туристический сектор Великобритании готовится потребовать от правительства освободить вакцинированных местных жителей от обязательного карантина по возвращении в страну, а также оказать финансовую поддержку «выживающему» турсектору. По данным издания, в акции примут участие сотрудники и руководители туристических компаний, пилоты, бортпроводники, представители аэропортов и другие работники туристической отрасли и связанных с ней секторов экономики. Британская ассоциация туристических агентств (ABTA) объявила, что до сих пор 195 тысяч сотрудников туристической отрасли потеряли доход или находятся под угрозой потери работы из-за пандемии. Эстель Жиро, генеральный директор туристического оператора, владельца и управ-

ляющего сети курортов Club Med UK и North Europe, отметила: «Как сектор путешествий и туризма, мы призываем правительство быть прозрачным и последовательным в отношении системы «светофоров», созданной как руководство по зарубежным поездкам». Генеральный директор Manchester Airport Group Ч. Корниш (Манчестерский аэропорт, обслуживает большое количество регулярных рейсов во все стороны мира от 85 авиакомпаний) заявил: «Сектор, который больше всего пострадал от пандемии, -это авиация. Но правительство либо не осознает экономическую ценность авиационной отрасли, либо не доверяет своей системе перезагрузки полетов». Он напоминает, что авиакомпания Ryanair подала в суд на британское правительство за отказ открыть границы страны [40].

Все это говорит не только о наличии проблем в отрасли и обсуждении их в обществе, но и о достаточно решительной политике правительства. Оперативные меры принимаются быстро в силу меняющейся ситуации в стране и в мире. Выйдя из ЕС, Великобритания все же вынуждена принимать во внимание поведение и Союза, и входящих в него стран. Система «светофоров» и другие меры, принятые в ЕС, требуют гибкой и быстрой реакции на практически ежедневные изменения ситуации с пандемией. И здесь Великобритания ограничена мерами, принимаемыми ЕС. Дискуссии вряд ли возможны, а разъяснения не всегда успевают и не всех устраивают.

Опыту работы с заинтересованными лицами и обществом британского правительства можно поучиться российскому. Неумение убедить в необходимости вакцинации, в условиях не-сформированности коллективного иммунитета (29% привитых) открытие Турции и Египта после спада первых волн пандемии, свободное передвижение между регионами с разным уровнем заболеваемости [41, с. 133; 42, с. 46] - все это вряд ли говорит об эффективном управле-

нии индустрией. На наш взгляд, в дальнейшем представлял бы интерес более детальный анализ использования таких мер, как услуга HMRC «Time to Pay»; схема сохранения вакансий CJRS; социальные субсидии; социальные гранты. Интерес представляет и механизм сохранения занятости большого количества работников в отрасли к началу туристического сезона лета 2021 г.

Примечание

1. Надо иметь в виду, что достоверность данных статистики - это предмет специальной статьи. Расхождения данных из различных, даже официальных источников (правительства, ВОЗ, т.п.) связаны с разными методиками сбора, обработки информации, поэтому конкретные цифры носят условный характер. В ряде случаев они использовались нами только для иллюстрации выявленных тенденций, показа общей динамики и сравнений.

Список литературы

1. URL: https://datalens.yandex/7o7is1q6ikh23 ?tab=0Ze&utm_source=cbregion&state=679d59b6206 (дата обращения: 3.04.2021).

2. Коронавирус в Великобритании. URL: https:// coronavirus.data.gov.uk/details/deaths (дата обращения: 24.06.2021).

3. Нуйкин Е.Е. Опыт Германии в борьбе с COVID-19 // СКИФ. 2021. № 2 (54). С. 132-137.

4. Жолумбетов Е.М. Анализ мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере туризма в условиях пандемии коронавируса (COVID-19): международный и казахстанский опыт // Chronos. 1921. Т. 6. № 2 (52). С. 29-32.

5. Зайцева Н.А. Влияние пандемии коронавируса на развитие индустрии туризма и гостеприимства: глобальный и национальный аспекты // Международная экономика. 2021. № 2. С. 98-113.

6. Жупарова А.С., Нусюпаева А.А. Сравнительный анализ развития креативных индустрий в Китае и Великобритании // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2020. № 2 (35). С. 46-53.

7. Travel and tourism in the United Kingdom - Statistics & Facts. URL: https://www.statista.com/topics/ 3269/travel-and-tourism-in-the-united-kingdom-uk/ (дата обращения: 02.04.2021).

8. Top Tourism Statistic UK. URL: https://www.con dorferries.co.uk/uk-tourism-statistics (дата обращения: 02.04.2021).

9. Overseas travel and tourism, provisional: April to June 2020. URL: https://www.ons.gov.uk/peoplepopula tionandcommunity/leisureandtourism/bulletins/overseas travelandtourism/apriltojune2020#visits-to-the-uk-in-ap ril-to-june-2020 (дата обращения: 04.04. 2021).

10. UK airport data. URL: https://www.caa.co.uk/ Data-and-analysis/UK-aviation-market/Airports/Datase ts/UK-Airport-data/ (дата обращения: 04.04.2021).

11. Official Statistics. Statistics relating to passenger arrivals since the COVID-19 outbreak, November 2020.

URL: https://www. gov.uk/government/statistics/statisti cs-relating-to-passenger-arrivals-since-the-covid- 19-out break-november-2020 (дата обращения: 04.04.2021).

12. Coronavirus and the impact on the UK travel and tourism industry. URL: https://www.ons.gov.uk/busines sindustryandtrade/tourismindustry/articles/coronavirusa ndtheimpactontheuktravelandtourismindustry/2021 -0215 (дата обращения: 04.04.2021).

13. Business impacts of coronavirus survey. URL: https://www.ons.gov.uk/businessindustryandtrade/busine ss/businessservices/bulletins/businessinsightsandimpacto ntheukeconomy/28january2021 (дата обращения: 04.04.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Occupancy in hospitality businesses. URL: https://www.visitbritain.org/accommodation-occupancy-latest-results (дата обращения: 04.04.2021).

15. Impact of the Eat Out to Help Out scheme on consumer behaviour. URL: https://www.ons.gov.uk/ economy/inflationandpriceindices/articles/pricesecono micanalysisquarterly/october2020 (дата обращения: 04.04.2021).

16. Coronavirus and the effects on UK labour market statistics. URL: https://www.ons.gov.uk/employme ntandlabourmarket/peopleinwork/employmentandemplo yeetypes/articles/coronavirusandtheeffectsonuklabourma rketstatistics/2020-05-06 (дата обращения: 04.04.2021).

17. Бизнес в Англии вышел из локдауна // Сайт MK-LONDON.CO.UK. URL: https://mk-london.co. uk/news/u489/2021/04/12/24520 (дата обращения: 24.06.2021).

18. Coronavirus job retention scheme. URL: https://www.gov.uk/government/collections/coronavirus-job-retention-scheme (дата обращения: 04.04.2021).

19. Support of the Tourism Industry after the Covid-19 Lockdoun. URL: www.parliament.uk/commons-library |intranet.parliament.uk/commons-library|papers@parlia ment.uk|@commonslibrary (дата обращения: 4.04.2021).

20. Information on business rate relief schemes in Wales, Scotland and Northern Ireland are available in section 4 of Library briefing paper. Coronavirus business support schemes: statistics. URL: https://commonslib rary.parliament.uk/research-briefings/cbp-8938/ (дата обращения: 04.04.2021).

21. With a rateable value over £15,000 and below £51,000. Support of the Tourism Industry after the Covid-19 Lockdoun. URL: www.parliament.uk/comm ons-library|intranet.parliament.uk/commons-library|pape rs@parliament.uk|@commonslibrary (дата обращения: 04.04.2021).

22. Government announces £10 million for small businesses to kickstart tourism, July 2020. MHCLG Press Release. URL: https://www.gov.uk/government /news/government-announces- 10-million-for-small-busi nesses-to-kickstart-tourism (дата обращения: 04.04.2021).

23. £1.57 billion investment to protect Britain's world-class cultural, arts and heritage institutions, 5 July 2020. DCMS Press Release. URL: https://www.gov.uk/ government/news/157-billion-investment-to-protect-brita ins-world-class-cultural-arts-and-heritage-institutions (дата обращения: 04.04.2021).

24. Tourism Minister launches £1.3 million fund to support Destination Management Organisations, 7 April

2-20. DCMS Press Release. URL: https://www.gov. uk/government/news/tourism-minister-launches-13 -mil lion-fund-to-support-destination-management-organisa tions (дата обращения: 04.04.2021).

25. OECD. Tourism Policy Responses to the corona-virus (COVID-19), 2 June 2020. URL: https://www. oecd.org/coronavirus/policy-responses/tourism-policy-responses-to-the-coronavirus-covid- 19-6466aa20/ (дата обращения: 04.04.2021).

26. House of Commons Digital, Culture, Media and Sport Committee, Impact of COVID-19 on DCMS sectors: First Report, HC 291, 23 July 2020, pg. 45. URL: https://committees.parliament.uk/publications/2022/docu ments/19516/default/ (дата обращения: 04.04.2021).

27. ABTA - the Travel Association, Travel bodies come together to amplify asks to Government through Save Future Travel Coalition, 3 September 2020. URL: https://www.abta.com/news/travel-bodies-come-togethe r-amplify-asks-government-through-save-future-travel-coalition (дата обращения: 04.04.2021).

28. Британия досрочно выполнила план вакцинации жителей старше 50 лет // Сайт «Российская газета». URL: https://rg.ru/2021/04/13/britaniia-dosrochno-vypolnila-plan-vakcinacii-zhitelej-starshe-50-let.html (дата обращения 3.04.2021).

29. Коронавирус перестал быть главной причиной смертности в Англии // Сайт MK-LONDON.CO.UK. URL: https://www.mk-london.co.uk/news/u489/2021/04/ 22/24536 (дата обращения: 22.04.2021).

30. В Англии правительство продлило лицензию на работу уличных точек общепита // Сайт MK-LONDON.CO.UK. URL: https://www.mk-london.co.uk/ news/u489/2021/04/10/24518 (дата обращения 3.04.2021).

31. Питейные заведения Англии рассказали о рекордной выручке после снятия запрета на работу // Сайт MK-LONDON.CO.UK. URL: https://www.mk-london.co.uk/news/u489/2021/04/14/24526 (дата обращения: 3.04.2021).

32. Названы сроки возвращения студентов университетов Англии к очному обучению // Сайт MK-LONDON.CO.UK. URL: https://www.mk-london.co.uk/ news/u489/2021/04/13/24525 (дата обращения: 3.04.2021).

33. Турпром. Новости. URL: https://tourprom.ru/ nwes50693. (дата обращения: 3.04.2021).

34. Для туризма прозвучал тревожный сигнал: ситуация в Европе стремительно ухудшается, власти ЕС требуют закрытия // Турпром. Новости. URL: tourprom.ru/nwes51722 (дата обращения: 3.04.2021).

35. Посольство России в Великобритании. URL: https://www.rus.rusemb.org.uk/covid/27 (дата обращения: 3.04.2021).

36. Статистика коронавируса на 22.08.2021. КОРОНАВИРУС СЕГОДНЯ. URL: https://koronavirus-today.ru/koronavirus-v-velikobritaniya-statistika-karta-ra sprostraneniya/ (дата обращения: 3.04.2021).

37. О главном в России без политики. Статистика коронавируса GOGOV. URL: https://gogov.ru/covid-19/world (дата обращения: 3.04.2021).

38. Коронавирус в Великобритании. URL: https:// coronavirus.data.gov.uk/ (дата обращения: 24.06.2021).

39. Великобритания может лишиться 22 млрд фунтов из-за коллапса туристической отрасли // Интерфакс. Туризм. URL: https://tourism.interfax.ru/ ru/news/articles/73156/ (дата обращения: 3.04.2021).

40. Туризм готовится к массовым акциям протеста против действий правительства // Сайт ТУРПРОМ. URL: https://www.tourprom.ru/news/50900/ (дата обращения: 24.06.2021).

41. Горяинов К.С., Пасько О.В., Суворова И.Н. Факторы и перспективы развития гостиничного бизнеса Москвы в период распространения COVID-19 // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 1. С. 133-144.

42. Канаев А.С., Исламова М.М. Влияние пандемии COVID-19 на сферу туризма в России // Вектор экономики. 2021. № 2 (56). С. 46.

CORONOVIRUS AND THE UK TOURISM INDUSTRY: EXPERIENCE

OF SOCIAL SUPPORT FOR THE INDUSTRY

V.A. Aksenov1, E.M. Kiryukhina2, A.M. Yakushevá5

'Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod 2Nizhny Novgorod State Agricultural Academy 3 Nizhny Novgorod Institute of Management Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

The article analyzes the situation in the field of tourism and travel in the UK during the crisis of 2020-2021, caused by the coronovirus pandemic (COVID-19). Special attention is paid to the policy of the Cabinet of Ministers in the field of social support of the industry and solving specific problems of business and employees. The interaction of the Cabinet of Ministers with various professional associations and local communities is particularly highlighted. An attempt is made to evaluate the effectiveness of measures and approaches to the management of the hospitality industry. The authors conclude that through the use of measures such as the HMRC «Time To Pay» service, the CJRS job retention scheme, the social subsidy, and the social grant, positive social results have been achieved in the hospitality industry in the form of maintaining the employment of a large number of employees and the start of the summer 2021 tourist season.

Keywords: social management; social protection industry; tourism, travel, hospitality industry; «locdown»; tourism cluster; HMRC «Time To Pay» service; CJRS job retention scheme; social subsidy; social grant.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.