Научная статья на тему 'МУЗЕИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В УСЛОВИЯХ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА'

МУЗЕИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В УСЛОВИЯХ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
90
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ / COVID-19 / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аксенов В.А., Ефремова М.В., Шимин Н.А.

Авторы обращаются к проблемам и перспективам возможного развития индустрии культурного туризма Великобритании на примере изменения функционирования разнообразных музеев и музейных комплексов. Авторы, обратившись к статистическим материалам и данным британских СМИ, делают вывод о том, что наиболее адаптированными к новым вызовам и угрозам оказались музейные комплексы, которым оказывается государственная поддержка. При этом принимаемые меры для сохранения должного функционирования этих культурных центров разнообразны. Расширились и формы взаимодействия музеев и музейных работников с посетителями и туристами, в чем важнейшую роль сыграли новые технические средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UK MUSEUMS DURING THE CORONAVIRUS PANDEMIC: PROBLEMS AND PROSPECTS IN THE CONDITIONS OF OVERCOMING THE CRISIS

The authors turn to the problems and prospects of the possible development of the cultural tourism industry in Great Britain on the example of changes in the functioning of various museums and museum complexes. The authors referring to the statistical materials and data of the British media conclude that the most adapted to the new challenges and threats are museum complexes, which are provided with state support, while the measures taken to preserve the proper functioning of these cultural centers are diverse. The forms of interaction of museums and museum workers with visitors and tourists have also expanded, in which new technical means have played an important role.

Текст научной работы на тему «МУЗЕИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В УСЛОВИЯХ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоба невского . Серия: Социальные науки, 2021, № 3 (63), с. 7-12

7

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.48

DOI 10.52452/18115942_2021_3_7

МУЗЕИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В УСЛОВИЯХ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

© 2021 г. В.А. Аксенов, М.В. Ефремова, Н.А. Шимин

Аксенов Виктор Алексеевич, к.и.н.; доц.; доцент кафедры сервиса и туризма Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

aksv5@rambler.ru

Ефремова Марина Владимировна, д.э.н.; проф.; заведующая кафедрой сервиса и туризма Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

emvnki@mail.ru

Шимин Николай Андреевич, к.э.н.; доцент кафедры сервиса и туризма Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

shimazu@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 08.06.2021 Статья принята к публикации 30.07.2021

Авторы обращаются к проблемам и перспективам возможного развития индустрии культурного туризма Великобритании на примере изменения функционирования разнообразных музеев и музейных комплексов. Авторы, обратившись к статистическим материалам и данным британских СМИ, делают вывод о том, что наиболее адаптированными к новым вызовам и угрозам оказались музейные комплексы, которым оказывается государственная поддержка. При этом принимаемые меры для сохранения должного функционирования этих культурных центров разнообразны. Расширились и формы взаимодействия музеев и музейных работников с посетителями и туристами, в чем важнейшую роль сыграли новые технические средства.

Ключевые слова: музеи Великобритании; COVID-19; культурный туризм Великобритании.

Введение

Туризм, как самая быстрорастущая отрасль экономики Великобритании, ежегодно вносил в нее 106 миллиардов фунтов стерлингов, составляя 7.2% ВВП страны1. В 2018 году в страну было совершено 37.9 миллиона визитов туристов из других стран и 118.6 миллиона внутренних поездок [1]. Львиная доля принадлежала культурному туризму, главным образом - посещению музеев и других достопримечательностей Великобритании. Однако разразившаяся пандемия катастрофически сказалась на этой туристической отрасли.

По мере того как некоторые британские музеи готовятся вновь открыть свои двери, возникает резонный вопрос: какое будущее их ожидает? Недавние отчеты нарисовали довольно мрачную картину для некоторых культурных учреждений после пандемии коронавируса. Отражается ли этот уровень бедствия на все мировое музейное пространство или пандемия коро-навируса по-разному повлияла на самые любимые районы исторического и культурного туризма? И будет ли «новая нормальность» новым музейным опытом?

Многие музеи столкнулись с принудительным закрытием и значительным сокращением числа посетителей. Глобальное воздействие ко-ронавируса на музеи сложно обобщить, но в исследовании NEMO была собрана информация из более чем 650 музеев в 41 стране в попытке нарисовать картину того, как пострадали эти культурные учреждения. В отчете говорится: «Большинство музеев в Европе и по всему миру закрыты. Это приводит к резкой потере доходов многих музейных комплексов. В то время как некоторые музеи обнаружили, что их бюджет пока минимально затронут, некоторые, особенно крупные музеи и музеи в туристических районах, сообщили о потере дохода на 75-80%, а еженедельные потери составляют сотни тысяч евро» [2]. Более 30 респондентов, участвовавших в опросе, проведенном Сетью европейских музейных организаций в 41 стране, заявили о своих опасениях закрыться навсегда, в том числе Museo de La Rioja и Museum of the Americas в Испании; Замок Корнберг в Австрии, Центр современной фотографии Роберта Капы в Венгрии и Национальный исторический музей Албании.

Серьезность ситуации варьируется в зависимости от стран и регионов, в частности в зави-

симости от того, насколько музеи полагаются на продажу билетов и туризм и сколько государственного финансирования они получают. Так, музеи в Соединенных Штатах, которые выживают за счет заработанного дохода и благотворительности, более уязвимы, чем европейские учреждения, субсидируемые государством.

Кроме того, не существует международного кодекса, регулирующего закрытие музеев: например, во Франции национальные коллекции являются «неотчуждаемыми», а это означает, что их не разрешается продавать без парламентского акта [3]. В Великобритании существует справочник Ассоциации музеев, где расписаны меры по закрытию музеев и говорится, что «резкое закрытие наносит огромный ущерб как с практической, так и с репутационной точки зрения» [3]. Предлагаются способы обезопасить пустое здание и закрыть коллекцию, причем требуется, чтобы в штате музея был хотя бы один человек в качестве «куратора проекта» для управления хранением произведений искусства и артефактов. Необходимо учитывать, что музеи - это не просто склады отдельных предметов, экспонаты, находясь в музейных экспозициях, «говорят» друг с другом, создавая неразрывные исторические связи, поэтому ликвидация общего культурного наследия в результате временного или, что еще печальнее, — постоянного закрытия или возможной ликвидации музеев совершенно недопустима.

Некоторые страны Европы уже строят планы по открытию своих музеев: Австрия, Бельгия, Германия, Италия и Нидерланды разрешат публике вернуться в музеи в мае. Но в Великобритании, где сохраняется полная изоляция, все гораздо сложнее: даже если двери музеев останутся открытыми, следующим решающим фактором выживания станет возвращение туристического потока - как внутреннего, так и международного.

Теоретико-методологические подходы

Обратимся к некоторым конкретным примерам. Так, для индустрии туризма Лондона, в которой занят каждый седьмой работник столицы, пандемия стала серьезным ударом. По данным VisitBritain, из-за того, что отели, достопримечательности и магазины для туристов почти полностью остановлены, вклад отрасли в экономику Лондона упал с 15.7 миллиарда фунтов (21.6 миллиарда долларов) в 2019 году до 3 миллиардов фунтов (4.1 миллиарда долларов) в прошлом году [4]. Поскольку Лондон всегда зависел от международного туризма, многие ожидали медленного восстановления, возлагая

надежды на европейских туристов, но, учитывая угрозу распространения коронавируса в Европе и медленное распространение вакцины на континенте, эксперты считают, что туристические потоки вряд ли восстановятся до осени. Официальные лица прогнозируют, что въездной туризм принесет в этом году чуть более 6 миллиардов фунтов (8.2 миллиарда долларов) по сравнению с более чем 28 миллиардами фунтов (38 миллиардов долларов) в 2019 году. Даже в аэропорту Хитроу ожидается возвращение пассажиропотока к уровням 2019 года только к 2024 году. При этом многое будет зависеть от того, можно ли упростить громоздкие правила карантина и заменить их эффективной системой сертификатов вакцинирования для путешественников. Что касается внутреннего туризма, то, к сожалению, когда прошлым летом ограничения были сняты, многие британцы устремились не в столицу, а в прибрежные и сельские районы. Опросы показали, что многие по-прежнему опасаются посещать большие города и пользоваться общественным транспортом [4].

Поэтому даже такое национальное сокровище, как Лондонский Тауэр, встретился с большими трудностями в период пандемии. Еще в 2018 году Тауэр привлек почти три миллиона посетителей, что сделало его самой популярной платной достопримечательностью в Великобритании. Однако благотворительная организация Historic Royal Palaces, которая управляет Тауэром и другими достопримечательностями, заявила, что в этом году ожидает дефицита в 100 миллионов фунтов (137 миллионов долларов) из-за COVID-19 [4]. К сожалению, из-за резкого сокращения въездных туристов для возмещения некоторых убытков планируется сосредоточить внимание только на местных посетителях.

Тауэр, замок площадью 12 акров - одна из привлекательных достопримечательностей Британии. Расположенный на берегу реки Темзы в центре Лондона, он более тысячи лет служил королевской резиденцией, тюрьмой, теперь является музеем и хранилищем драгоценностей королевской семьи, а недавно в него были перевезены ценные церковные вещи из 400 церквей Лондона из опасения разграбления в период пандемии. Первыми ощутили последствия пандемии йоменские стражи, называемые бифите-рами. Их охрана королевских драгоценностей и замка началась в 1485 году во время правления короля Генриха VII, а теперь пандемия угрожает этой 500-летней традиции. Конечно, сейчас охранники не обеспечивают реальной безопасности бесценных драгоценностей, хранящихся в Тауэре. Вместо этого бифитеры в своей замысловато вышитой униформе и цилиндрах или в

Музни Внликнбритании в пнринд панднмии кнрннавируса

9

праздничных богато украшенных красно-золотых костюмах олицетворяют незыблемость британской монархии: позируют фотографам и рассказывают посетителям о долгой истории башни. Все они - военнослужащие Королевских вооруженных сил в отставке (согласно последним веяниям, среди них есть и женщины), и все преданы Короне и своей службе. Поэтому для них служба гораздо больше, чем просто работа, к тому же многие из них тоже живут в Тауэре со своими семьями. Известно, что перед пандемией до 15 000 человек могли ежедневно посетить Тауэр. Прошлым летом количество посетителей было ограничено до тысячи в целях социального дистанцирования, но реальное количество посетителей до сих пор еще меньше. Музеи Тауэра, королевских дворцов (Хэмптон-Корт и Кенсингтонский дворец) исторически являются благотворительными организациями, на 80% зависящими от посетителей. К сожалению, чтобы сократить дефицит создавшегося бюджета, некоторые бифитеры могут быть уволены, что может произойти впервые с момента создания подразделения в 1485 году. Известно, что двое из 37 бифитеров уже добровольно уволились. Если в ближайшее время Тауэр не будут посещать туристы из-за рубежа, главным образом США, его ожидают два или три года туристического упадка [5].

Если такие проблемы переживает всемирно известный музей, то с менее известными независимыми музеями дела обстоят еще хуже. Независимые учреждения, которые обычно зависят от вступительных взносов и не поддерживаются регулярными грантами или финансированием, считаются наиболее подверженными риску. В Великобритании около 1600 независимых музеев и достопримечательностей, многие из которых находятся в столице. Примерами таких музеев являются музей Флоренс Найтин-гейл и Чарльза Диккенса. Музей известной сестры милосердия и общественного деятеля Флоренс Найтингейл (1820-1910) расположен на территории больницы Святого Томаса, через Темзу напротив здания парламента. Около 98% доходов музея поступает от входных билетов и розничной торговли, включая посещение школьников. Директор музея Дэвид Грин ожидал «блестящего года» со специальной выставкой, посвященной 200-летию со дня рождения Флоренс Найтингейл. Однако пандемия свела на нет все ожидания. Время закрытия музея совпало с обычно самыми загруженными месяцами музея, включая Пасху и Национальную неделю медсестер в мае, а резервные денежные средства были потрачены на юбилейные мероприятия к двухсотлетию Флоренс Найтингейл.

Команда музея, состоящая из 10.4 штатных сотрудников, была сокращена до 2.6 должностей из-за увольнения рабочих, но директор сказал, что поддержание музея все еще обходится почти в 20 000 фунтов стерлингов в месяц, и страховки не помогли. Музей пытается сохранить свое присутствие в Интернете, надеясь обойтись пожертвованиями и продажами в интернет-магазинах. «Это очень тревожные времена. Надеюсь, мы выживем, или, по крайней мере, мы будем знать, что сделали все возможное», -говорит его директор господин Грин [6].

Лондонский музей Чарльза Диккенса также переживает не лучшие времена. Музей, расположенный в единственном уцелевшем доме знаменитого писателя в Лондоне, был открыт в 1925 году с замыслом на самофинансирование. 95 лет коллекция в доме автора «Оливера Твиста» и «Больших надежд» финансировалась за счет продажи билетов и других доходов, и обычно его годовой оборот составлял 800 000 фунтов стерлингов. Более 50% посетителей музея приезжали из-за границы, и в планах директора было отметить 150-летие смерти писателя (1812-1870). Но музей пришлось закрыть, и его директор опасается, что временное закрытие может стать постоянным: «Если меры по социальному дистанцированию продолжатся и дальше, возникнет реальная опасность того, что мы не выживем» [3]. Ежемесячные расходы были сокращены примерно до 30 000 фунтов стерлингов во время изоляции, но директор доктор Синди Сагру не ждет, что после открытия музея финансовые дела значительно улучшатся, поскольку город смогут посетить лишь немногие иностранцы. «Мы ожидаем, что наш прием летом составит 25% от прошлогоднего. Я предполагаю, что потребуется не менее года, чтобы восстановить количество посетителей», - сказала она. Однако закрыть музей - это не просто закрыть двери и выключить свет: «Одно из самых больших "произведений" в нашей коллекции - дом, в котором жил Диккенс. Мы даже не можем думать о том, как взять коллекцию и поместить ее в другой музей» [8].

Результаты

Могут ли ожидать музеи какой-то помощи от государства? Несомненно. Национальным учреждениям и организациям культуры, а также объектам культурного наследия предоставляются субсидии, возвратное финансирование и капитальные вложения [7]. Прежде всего, это конкретная адресная поддержка. Так, представитель премьер-министра, признавая важную роль бифитеров в культурной жизни Велико-

британии, заявил: «Мы признаем важную роль, которую бифитеры играют в богатой культурной истории Великобритании. Мы предоставляем беспрецедентную финансовую помощь, которой воспользовались многие организации, занимающиеся наследием, включая Исторические королевские дворцы» [8].

По словам министра культуры, пакета экстренной помощи в размере 1.57 миллиарда фунтов стерлингов для защиты будущего театров, галерей и музеев будет недостаточно, чтобы спасти каждого. Две основные цели пакета заключаются в том, чтобы сохранить «жемчужину короны», такую как Королевский Альберт-холл, и национальные галереи, а также помочь местным учреждениям по всей Великобритании.

Фонд поддержки культурных организаций в Англии в размере 1.15 млрд фунтов состоит из 880 млн фунтов стерлингов в виде грантов и 270 млн фунтов стерлингов по ссудам. Правительство заявило, что ссуды будут «выданы на щедрых условиях». Финансирование также пойдет автономным администрациям — 33 миллиона фунтов стерлингов в Северную Ирландию, 97 миллионов фунтов стерлингов в Шотландию и 59 миллионов фунтов стерлингов в Уэльс [9]. Можно претендовать на гранты либо от Совета по делам искусств Англии, либо от Чрезвычайного Национального фонда, который предлагал более высокие гранты, хотя оба органа направляют большую часть своей поддержки тем, кого они регулярно финансируют. Кроме того, музеи пользуются частными благотворительными пожертвованиями, а лондонские музеи (упомянутые музеи Флоренс Найтингейл и Чарльза Диккенса) надеются на помощь мэрии Лондона, которая, в свою очередь, выделяя некоторые средства, декларирует: «Мэрия просто не может поддерживать этот жизненно важный сектор в одиночку, и мы настоятельно призываем правительство сделать больше для защиты музеев и достопримечательностей» [6].

В целом, необходимо отметить, что правительственная программа сохранения рабочих мест временно спасла многие достопримечательности и будет работать дальше, пока они остаются закрытыми. Правительство уверено, что пакет чрезвычайных мер защитит большинство рабочих мест в секторе культуры, но далеко не все: «К сожалению, не всем удастся выжить, и, к сожалению, конечно, мы увидим дальнейшие увольнения» [6].

Итак, несомненно, по мере того, как некоторые музеи вновь открывают свои двери для публики, они столкнутся с периодом адаптации, который будет включать в себя не только строгие меры и правила социального дистанцирования. Как правило, музеи действовали быстро и

активно в ответ на пандемию, и многие переключились на помощь своим согражданам. В апреле 2020 года более 40 британских музеев пожертвовали средства индивидуальной защиты, чтобы помочь Национальной службе здравоохранения в борьбе с коронавирусом.

Другие музеи приняли иные культурные подходы, делясь историями людей, пострадавших от вируса, чтобы сохранить их и извлечь уроки из этого времени. Благодаря хэштегу #MuseumsThankHealthHeroes многие учреждения приняли участие в онлайн-кампании по распространению произведений искусства на медицинскую тематику из своих коллекций, чтобы отдать дань уважения врачам, медсестрам и другим медицинским работникам. Во многом это можно рассматривать как начало новых отношений между музеями и публикой: более прочную связь, основанную на взаимном уважении и восхищении. Если раньше музеи могли чувствовать себя оторванными от своих посетителей, то теперь, сталкиваясь с аналогичными испытаниями и преодолевая их вместе, они доказали, что едины со своей публикой.

Это трудное время принесло музеям множество сложностей, но также и новые возможности, в том числе шанс укрепить доверие и прочную связь со своей публикой. Помогая наиболее нуждающимся, музеи зарекомендовали себя как достойные и необходимые культурные центры. Поскольку учреждения стремятся встать на ноги после COVID-19, есть надежда, что эта поддержка может быть взаимной.

В этот период изоляции музеи использовали разнообразные современные технологии. На этот раз больше, чем когда-либо, было подчеркнуто, что «цифровой музей» — это не отдаленное обещание, а реальность здесь и сейчас. Цифровое взаимодействие и культурное наследие были первостепенными для музеев, объединяя людей, поощряя творчество, делясь своими историями жизни и предлагая виртуальное пространство для создания идей. Бесчисленные музеи по всему миру использовали это время для инноваций, прилагая усилия, чтобы сделать свои коллекции доступными для изучения на цифровой платформе. Этот процесс не только поддерживает взаимодействие между музеем и посетителем, но также демонстрирует тот факт, что музеи думают о потребностях и желаниях своих сообществ и поклонников, делая искусство и культуру доступными для тех, кто, вероятно, скучает по ним [10].

Заключение

По мере того, как локдаун из-за коронавиру-са продолжается, многие музеи начинают заду-

Музеи Великобритании в период пандемии коронавируса

11

мываться о том, как они задокументируют этот необычный момент настоящего времени. Некоторые организации просят свою аудиторию поделиться мыслями, чувствами и действиями, когда те оказались изолированы дома. Другие хотят собирать официальные вывески и предметы, такие как маски для лица, или документируют переписку в социальных сетях Интернета.

Лондонский музей транспорта (LTM) опубликовал «Набор современных этических инструментов коллекционирования», цель которого - помочь музеям ориентироваться при сборе современных материалов. Он включает в себя руководства и тематические исследования для современных проектов по сбору информации по различным темам, например травматическим и тревожным переживаниям, а также советы по их сохранению в цифровом виде. Пособие по этике современного коллекционирования доступно в онлайн-формате pdf. Элли Майлз, куратор документального кино и один из редакторов руководства, написала: «Ничего страшного, если у вас сейчас нет проекта по сбору средств на тему пандемии. Не критикуйте тех, кто уже работает» [11]. Такого же подхода придерживается и Народный исторический музей в Манчестере.

Многие музеи подходят по-разному к процессу сбора документов и свидетельств о карантине COVID-19. Так, музей и художественная галерея Тенби в Юго-Западном Уэльсе запустили проект «Музей воспоминаний», в котором людей просят «сделать исторический снимок из собственного дома», собирать вырезки из газет и журналов; рисовать рисунки и заниматься написанием писем и дневников, ведением альбомов с вырезками из газет. Музей планирует выставить экспонаты, когда снова откроется, а также поделиться материалами через свою страницу в Facebook.

В Ирландском льняном центре и музее Лисберна в Северной Ирландии есть проект современного коллекционирования под названием «COVID-19 and Me». Он предлагает людям поделиться своим опытом существования в этом времени с помощью историй, фотографий, рисунков и видео.

Музей Ordinary People в Брайтоне предложил 150 людям в Брайтоне и Великобритании вести дневники, в которых фиксируется их обычное повседневное переживание кризиса. Участникам были доставлены специальные журналы, но как они документируют свой опыт, зависит от них.

Национальный музей футбола в Манчестере находится на ранней стадии запуска проекта по сбору данных, посвященного изучению того,

как футбольные клубы, игроки и болельщики реагируют на кризис. Кураторы и волонтеры ищут в социальных сетях примеры, как клубы и игроки реагируют на коронавирус и как он на них влияет. Музей также заинтересован в сборе печатных программ матчей, которые впоследствии были отменены.

Музеи и галереи Лидса (Leeds Museums & Galleries) использовали свои платформы социальных сетей, чтобы попросить людей поделиться опытом в связи со вспышкой коронави-руса. Глава отдела коллекций и программ Ивонн Хардман говорит, что на данный момент было получено около 20 отзывов - «некоторые острые, некоторые юмористические, но все очень человечные» [11]. Некоторые из них могут быть добавлены в постоянную коллекцию музеев. Собранные истории будут использованы также в коротком мультфильме об изоляции.

Итак, нет сомнений в том, что пандемия COVID-19 знаменует собой сложный период в истории музеев. Адаптация к этому кризису стала беспрецедентной проблемой для культурных учреждений по всему миру. Однако, по иронии судьбы, этот период сблизил музеи и их сторонников более, чем когда-либо прежде. В то время как двери наших любимых музеев были закрыты, действительно стала очевидной важность искусства и культуры. Возможно, лучше всего это выразил в поэтических метафорах советник по международной культуре Дэмиен Хелли: «Культура подобна семенам трав и цветов, которые прорастут и покроют своими цветами ужасные руины. Культура возвращает людям надежду и дает возможность их раненым душам избежать кошмаров обиды и мести. Когда все остальное ушло, искусство осталось. Кто из нас мог бы подумать, что мы сочли бы изоляцию почти невыносимой без искусства, книг, музыки, телевидения, фильмов и культуры? Возможно, для музеев и их посетителей расставание заставило их сердца вновь полюбить. Искусство и культура позволяют нам понять мир вокруг нас, и после времен такого хаоса мы сможем увидеть, как люди будут вновь стекаться в музеи в поисках ответов» [10].

Примечание

1. Travel and tourism in the United Kingdom - Statistics & Facts. URL: https://www.statista.com/topics/ 3269/travel-and-tourism-in-the-united-kingdom-uk/ (дата обращения: 02.04.2021).

Список литературы

1. Travel and tourism in the United Kingdom -Statistics & Facts. URL: https://www.statista.com/topics/ 3269/travel-and-tourism-in-the-united-kingdom-uk/ (дата обращения: 02.04.2021).

2. Top tourism statistic UK. URL: https://www. condorferries.co.uk/uk-tourism-statistics (дата обращения: 02.04.2021).

3. Siegal N. Many museums won't survive the virus. How do you close one down? // The New York Times. 2020. April 29. URL: https://www.nytimes.com/ 2020/04/29/arts/design/how-do-you-close-a-museum. html (дата обращения: 29.04.2021).

4. Beyond the pandemic: London tourism braces for slow recovery. URL: https://apnews.com/article/pan demics-england-london-europe-coronavirus-pandemic-ed962480e6085378a409e12539e09204 (дата обращения: 20.04.2021).

5. COVID-19 threatens 500 year tradition at the Tower of London. URL: https://www.npr.org/2020/ 07/25/895329187/covid- 19-threatens-500-year-tradition -at-the-tower-of-london (дата обращения: 20.04.2021).

6. Stokes T. Coronavirus: Museums «will not survive» virus lockdown. URL: https://www.bbc.com/ news/uk-england-london-52215097 (дата обращения: 20.04.2021).

7. DCMS Press Release, £1.57 billion investment to protect Britain's world-class cultural, arts and heritage institutions, 5 July 2020. URL: https://www.gov.uk/go vernment/news/157-billion-investment-to-protect-britai ns-world-class-cultural-arts-and-heritage-institutions (дата обращения: 04.04.2021).

8. Coronavirus: Tower of London Beefeaters face job cuts due to pandemic. URL: https://www.bbc.com/ news/uk-england-london-53471405 (дата обращения: 20.04.2021).

9. Coronavirus: Emergency money for culture 'won't save every job'. URL: https://www.bbc.com/news/enter tainment-arts-53302415 (дата обращения: 20.04.2021).

10. Carlsson R. Culture, coronavirus and the future of UK museums. URL: https://www.museumnext.com/ article/culture-coronavirus-and-the-future-of-uk-museu ms/ (дата обращения: 20.04.2021).

11. Atkinson R. How are museums collecting during coronavirus lockdown? URL: https://www. museumsassociation.org/museums-journal/analysis/20 20/04/0304202 0-how-are-museums-collecting-covid-19/ (дата обращения: 20.04.2021).

UK MUSEUMS DURING THE CORONAVIRUS PANDEMIC: PROBLEMS AND PROSPECTS IN THE CONDITIONS OF OVERCOMING THE CRISIS

V.A. Aksenov, M. V. Efremova, N.A. Shimin

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

The authors turn to the problems and prospects of the possible development of the cultural tourism industry in Great Britain on the example of changes in the functioning of various museums and museum complexes. The authors referring to the statistical materials and data of the British media conclude that the most adapted to the new challenges and threats are museum complexes, which are provided with state support, while the measures taken to preserve the proper functioning of these cultural centers are diverse. The forms of interaction of museums and museum workers with visitors and tourists have also expanded, in which new technical means have played an important role.

Keywords: Great Britain museums; pandemic COVID-19; cultural tourism in Great Britain.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.