Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 '

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
606
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индустрия гостеприимства / отель / пандемия COVID-19 / тенденции / hospitality industry / hotel / COVID-19 pandemic / trends

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.В. Ермоленко, А.С. Цигип

Целью данной статьи является определение тенденций и перспектив развития индустрии гостеприимства в условиях пандемии COVID-19. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: проанализировано состояние гостиничной отрасли, выявлены инновационные практики и перспективы развития компаний гостиничной сферы с учётом эпидемиологической обстановки, вызванной пандемией COVID-19. Методология проведения работы: исследование проводилось с использованием методов системного анализа, а также группировок и обобщения, позволивших обеспечить обоснованность выводов. Результаты работы: установлено, что гостиничная индустрия должна адаптироваться к текущим условиям и культивировать инновационные решения. На основе обобщения позитивных кейсов (практик) надо разработать системные меры по направлениям: продвижение, качество услуги, логистика, безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — В.В. Ермоленко, А.С. Цигип

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS AND PROSPECTS FOR HOTEL DEVELOPMENT IN THE COVID-19 PANDEMIC

The purpose of this article is to identify trends and prospects for the development of the hospitality industry in the context of the COVID-19 pandemic. To achieve this goal, the following tasks were solved: the state of the hotel industry was analyzed, innovative practices and prospects for the development of hotel companies were identified, taking into account the epidemiological situation caused by the COVID19 pandemic. Methodology of the work: the study was conducted using methods of system analysis, as well as grouping and generalization, which allowed to ensure the validity of the conclusions. Results of the work: it is established that the hotel industry must adapt to the current conditions and cultivate innovative solutions. Based on the generalization of positive cases (practices), it is necessary to develop systematic measures in the following areas: promotion, quality of service, logistics, security.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 »

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-190-195

В.В. Ермоленко - д.э.н., заведующий кафедрой общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, доцент, Кубанский государственный университет, Oleda93@gmail.com,

V.V. Ermolenko - Doctor of Economics, Head of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes, Associate Professor, Kuban State University;

А.С. Цигип - студентка магистерской программы «Управление фирмой», Кубанский государственный университет, alyona.ya2010@yandex.ru,

A.S. Tsigip - student of the master's program "Company management", Kuban State University.

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 TRENDS AND PROSPECTS FOR HOTEL DEVELOPMENT IN THE COVID-19 PANDEMIC

Аннотация. Целью данной статьи является определение тенденций и перспектив развития индустрии гостеприимства в условиях пандемии COVID-19. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: проанализировано состояние гостиничной отрасли, выявлены инновационные практики и перспективы развития компаний гостиничной сферы с учётом эпидемиологической обстановки, вызванной пандемией COVID-19. Методология проведения работы: исследование проводилось с использованием методов системного анализа, а также группировок и обобщения, позволивших обеспечить обоснованность выводов. Результаты работы: установлено, что гостиничная индустрия должна адаптироваться к текущим условиям и культивировать инновационные решения. На основе обобщения позитивных кейсов (практик) надо разработать системные меры по направлениям: продвижение, качество услуги, логистика, безопасность.

Abstract. The purpose of this article is to identify trends and prospects for the development of the hospitality industry in the context of the COVID-19 pandemic. To achieve this goal, the following tasks were solved: the state of the hotel industry was analyzed, innovative practices and prospects for the development of hotel companies were identified, taking into account the epidemiological situation caused by the COVID-19 pandemic. Methodology of the work: the study was conducted using methods of system analysis, as well as grouping and generalization, which allowed to ensure the validity of the conclusions. Results of the work: it is established that the hotel industry must adapt to the current conditions and cultivate innovative solutions. Based on the generalization of positive cases (practices), it is necessary to develop systematic measures in the following areas: promotion, quality of service, logistics, security.

Ключевые слова: индустрия гостеприимства, отель, пандемия COVID-19, тенденции.

Keywords: hospitality industry, hotel, COVID-19 pandemic, trends.

Введение

Актуальность темы статьи заключается в том, что пандемия COVID-19 затронула все сферы человеческой жизни. В том числе и индустрию гостеприимства, так как она напрямую связана с передвижением человеческого потока и его нахождением вне их постоянного места жительства. С того момента, как мир столкнулся с новым и неизвестным вирусом, на путешествия людей были наложены ограничения и запреты. Тем не менее, спустя 2 года, путешествия становятся снова актуальными, так как люди устали находиться на самоизоляции и им необходимы положительные эмоции, а также возможность проводить свой досуг за пределами их жилищ. Потребности населения по - прежнему актуальны в коммуникативной области. И не ограничиваются цифровой сферой. Индустрия гостеприимства - это более, чем сфера реальных впечатлений. Эти устойчивые потребности наполняются другим содержанием и ограничениями. В связи с этим гостиничной сфере необходимо разработать целый комплекс адаптационных мероприятий системного свойства деятельности в условиях приёма и размещения гостей, а также обеспечения эпидемиологической безопасности.

Данная проблематика носит научно-практический характер. Н.Н. Акбулаев, И.М. Мамедов, В.З. Алиев изучили влияние COVID-19 на индустрию туризма и пришли к выводу о том, что наиболее пострадавшим сектором экономики во время пандемии коронавируса является туризм, в частности гостиничный сектор и логистика [1]. К аналогичному выводу пришли Л.Б. Осипова и В.Н Проко-пьев, которые обратились к проблеме состояния гостиничной сферы в условиях пандемии [4]. Е.В. Шумакова рассмотрела проблемы гостиничного бизнеса и заключила, что сфера гостеприимства

может функционировать во время пандемии при поддержке государства, использовании специальных программ планирования поездок в будущем, снижении риска отмены бронирования [6].

Тем не менее, в гостиничном секторе, с учётом сложившейся эпидемиологической ситуации, ожидания превышают реальные содержательные решения и шаги. Выявленные тенденции развития гостиничной индустрии на ближайший и последующие годы приводят к необходимости переосмысления сложившихся принципов работы. Авторы базировались на исследованиях онлайн-платформ Booking и TravelLine, рассматривающих проблематику развития отелей. В результате выявлены и сформулированы те тенденции, осознание которых должно привести отельеров в недалеком будущем к прорывным решениям.

Результаты исследования

Индустрия гостеприимства - одна из самых тонко чувствующих рынок сфер и динамично развивающихся отраслей во всех странах мира. С каждым годом она становится всё масштабнее и разнообразнее. Если рассматривать Российскую Федерацию, то по данным Ростуризма в период с 2016 по 2019 год можно наблюдать рост числа гостиничных предприятий, а также числа лиц, проживших в отелях [8]. Данные о размещении людей представлены на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1 - Количество человек, размещённых в коллективных средствах размещения

Как видно из рисунка 1, начиная с 2016 года, количество человек, которые были размещены на предприятиях гостиничной сферы неуклонно росло. Данная тенденция сохранялась вплоть до 2019 года. Однако в 2020 году, когда пандемия коронавируса достигла апогея, количество туристов сократилось в 1,6 раз.

Рисунок 2 - Число предприятий гостиничной сферы

Из рисунка 2 также отчётливо виден рост числа гостиничных предприятий, которое падает лишь в 2020 году.

Однако, пережив локдаун, гостиничная индустрия начала возрождаться. Сейчас смело можно судить о том, что постепенно путешествия возвращаются в жизнь людей.

Некоторые меры реагирования отелей на экстраординарную ситуацию, связанную с COVID-19, были направлены на то, чтобы убедить клиентов в том, что действительно безопасно пребывать в отеле. Например, в отелях были установлены санитайзеры, при входе присутствовал организационно - медицинский контроль. Персонал в полном объеме соблюдал установленные режимы. Излюбленный многими гостями тип питания «шведский стол» был заменен на room service. Эти и другие меры вызвали изменения в поведении гостей и персонала. Так был изменен предприятиями гостиничного бизнеса ряд традиционных сервисов. Исследования, проведенные известной онлайн-платформой для

бронирования отелей Booking и системой TravelLine, усилили значение бенчмаркинга для многих гостиничных предприятий.

Согласно статистике TravelLine, которая основана на их дашборде - графике бронирования и отмен отелей, онлайн-продажи гостиниц в апогей карантина упали в 10 раз [2]. А в городах-миллионниках за 2020 год на 30% упали продажи гостиничных номеров (рисунок 3).

Логистика и отдых, территориальное распределение рассредоточение транспортных хабов, диверсификация пассажиропотоков в обход больших городов стали актуальной проблемой инфраструктурного и территориального развития страны.

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июли Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь --- 2019 - 2020

Рисунок 3 - Тенденция бронирований мест в городах-миллионниках

Потерю отдыхающих потерпели и курорт-отели, но в связи с ситуацией и вариативным локдауном внутренний туризм обрел популярность, загрузка отелей Краснодарского края возросла в период июнь-октябрь и представлена на рисунке 4.

Январь Февраль Март Апрель май июнь июль Август сентябрь Октябрь ноябрь декабрь --2019 - 2020

Рисунок 4 - Тенденция бронирований в курорт-отелях

Одним из трендов стали загородные отели в малых населенных пунктах, в горах, у малых рек и водоемов. Потребности туристов диверсифицируют и отдых за городом, на природе, подальше от мест массового скопления людей. Это не только решает множество взаимосвязанных проблем, но и порождает вечные и неотложные задачи организации многопланового сервиса, что весьма проблематично для глубинки. Необходим профессиональный туроперейтинг и инвентаризация туристической инфраструктуры, а также инвестиции в сельский туризм с достижением городского уровня и качества всеобъемлющего сервиса. Можно было бы рассмотреть вариант сельских отелей усадебного типа для семейного отдыха.

Данные подтверждают, что загородный сектор гостиниц отработал лучше в 2020 г., лучше, чем в 2019 году (рисунок 5).

Помимо этого, Тгауе^те выделяет две основные тенденции для отельеров в будущем:

- увеличение спроса на загородный сектор и рост загородного туризма;

- увеличение спроса на апартаменты, которые статут альтернативной отелям.

Пристального внимания заслуживают периоды межсезонья на Кубани, которые не имеют

большую загрузку - март и ноябрь.

Загрузка отелей в 2021 году выросла в 1,5 раза, по сравнению с докоронакризисным 2019 годом [3].

Рисунок 5 - Тенденция бронирований в загородных отелях

Этому поспособствовал «Туристический кешбэк» - программа Государственного субсидирования поездок по России, разработанная Федеральным агентством по туризму. В рамках этой Программы туристы могут оплатить путешествие картой «Мир» и получить 20 % от его стоимости в виде кешбэка. Популярность данной акции подтверждают и ведущие туроператоры России. Портал HoteПer.pro указывает на туроператора «Дельфин», количество бронирований туров которого на курорты Краснодарского края в июне 2021 года, оказалось на 57 % больше, чем в июне 2019 года [7]. Туроператор «АЛЕАН» заявил, что прирост составил 110 %, у «Мультитур» - на 93 %. Допандемий-ные показатели бронирований были превышены в среднем на 85 %.

Однако за оперативно введенными ограничениями в регионе, например, заселении в отели с 1 августа 2021 года необходимо предоставить сертификат о вакцинации от СОУГО-19 или сертификат переболевшего коронавирусной инфекцией, не поспевали туроператоры и туристы, что остановило рост бронирований. Решения туристов об оперативной вакцинации оказались инерционными. Спрос на турпутевки в августе снизился. Однако «бархатный сезон» был в тренде. Регион получил достаточно заявок от вакцинированных туристов, однако по расчётам туроператоров не досчитался 30 % отдыхающих.

Платформа отеля Bookng.com провела исследование потребностей на 2022 год и надеется на возобновление полноценных туров [5].

К главному тренду, выделенному Booking.com, относится рубрика «Путешествие как витамин». Путешествия будут нести посыл заботы о себе, ведь они оказывают положительное воздействие на наше ментальное и физическое здоровье.

К еще одному тренду относится возможность, наконец, покинуть зону комфорта, ведь за время пандемии люди привыкли находиться в традиционном круге общения. Открытие границ позволит расширить поле коммуникации.

2022 год обещает быть трендом ситуативных и спонтанных поездок, а также оперативных и сиюминутных решений. Туристы готовы отказаться от чётко спланированного маршрута и провести отдых в том месте, которое им просто понравится.

Анализ выявленных тенденций является актуальным в сложившейся коронакризисной ситуации.

Тенденции и перспективы развития гостиничной отрасли:

1. Основной тенденцией станет развитие локального туризма. Предпочтение отдается отдыху внутри страны. Помимо эпидемиологической обстановки это связано с бюджетными возможностями домохозяйств и качеством реального сервиса.

2. Переход на бесконтактные технологии, применение онлайн-технологий для привлечения клиентов. Это происходит на всех этапах гостиничного цикла: бронирование, прибытие гостя в отель, его проживание и непосредственный выезд.

3. Услуги, ориентированные на клиентов, пересматриваются благодаря более широкому использованию технологических опций, таких как мобильная регистрация, бесконтактные платежи, голосовое управление, биометрия и т.д.

Несмотря на дороговизну, данная концепция довольно перспективна и, исходя из сложившихся тенденций в гостеприимстве, будет актуальна в будущем.

4. Персонализация гостя, ведь выбор определённого средства размещения в условиях неопределённости - отчётливое свидетельство лояльности к отелю. Взамен потребители хотят исключи-

тельной персонификации. Роль персонализации только растёт. Гости хотят личного обращения при любой коммуникации с ними, общения по бронированию в удобное им время и индивидуальные предложения.

5. Индивидульные туристы будут частыми гостями в отелях. В связи с эпидемиологической ситуацией многие люди осознали ценность того, чтобы проводить время в медитации. В стремлении сделать так, чтобы туристы, которые путешествуют одни, чувствовали себя комфортно, снижаются барьеры между персоналом отеля и гостями, создаётся интерьер, который вызывает ощущение домашнего уюта и неформальная атмосфера.

6. Виртуальная и дополненная реальность. Исходя из ориентации на визуально привлекательный контент предприятия индустрии гостеприимства должны стремиться извлечь выгоду из таких мероприятий, как виртуальные туры, создавая цифровую среду, в которой потребители могли бы представить себя. Видеоролики, демонстрирующие 360-градусный вид на ландшафт отеля, очаровательные маленькие террасы кафе, утопающие в зелени, или места на пляже отеля - то, что позволит отелю выделиться на фоне других и повысить свою заполняемость. Так как смартфон является незаменимым атрибутом человека в настоящее время, то оказавшись в отеле, иметь возможность достать свой надежный помощник - смартфон - и просто указать на артефакты реального мира, чтобы получить дополнительную информацию без привлечения сотрудников отеля, упрощает сам процесс проживания. Дополненная реальность использует графические или информационные наложения для улучшения среды на месте. Загрузив соответствующее приложение, гости смогут использовать этот инструмент для доступа к меню ресторана, информации по расписанию анимационной деятельности, обзорам или интерактивным картам отеля и его инфраструктуры, а также для создания пользовательского контента.

Данный тренд кажется еще реальнее с запуском Марком Цукербергом Метавселенной. Он заявил: «Вы можете думать о Метавселенной как о воплощении Интернета, когда вместо простого просмотра контента вы сами находитесь в нем» [9].

7. Технологические разработки, которые сокращают время ожидания, «передают» на аутсорсинг служебные задачи роботам и используют данные для оптимизации процессов. Востребованы мобильные, облачные и интегрированные решения. Чат-боты на базе искусственного интеллекта зарекомендовали себя ресурсом обслуживания клиентов как в процессе бронирования, так и при ответе на повторяющиеся вопросы о мерах защиты, связанных с COVID-19.

Таким образом, выявленные тенденции, навеянные продолжающемся периодом коронавиру-са, изменяют содержание сферы гостеприимства в текущий момент в некоторой перспективе. Изменяются форматы сферы гостеприимства и содержание всех составляющих сервиса. Заключение

Ускоряются противоречивые факторы, и мир бизнеса ощущает необходимость развития основных и управленческих бизнес - процессов. Отельный бизнес в значительной степени ориентирован на разные потребности. Индустрия гостеприимства изменяется, возможно, навсегда. И для того, чтобы оставаться актуальной, ей нужно искать творческие способы решения проблематики отрасли. Сфера гостеприимства, несмотря на растущие потоки туристов, станет более рискованной и еще более подверженной кризисам.

Отелям следует формировать новый конфигурационно - ситуационный сервис и подстраивать гостиничные услуги под новые условия функционирования рынка и запускать сервисные услуги платформенного типа.

Источники:

1. Акбулаев Н.Н., Мамедов И.М., Алиев В.З. Влияние COVID-19 на индустрию туризма (Испания, Италия и Турция) // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. №3.

2. Галочкин, А. Итоги 2020-го: новинки TravelLine и перспективы гостиничного бизнеса // Travelline.ru URL: https://www.traveUine.ru/blog/itogi-2020-go-novinki-travelline-i-perspektivy-gostinichnogo-biznesa/ (дата обращения: 05.11.2021).

3. Золотухина, М.А. [интервью] 08.09.2021 // Телеканал Россия.Кубань URL: https://youtu.be/_kpAjCDg3Qg (дата обращения: 15.11.2021).

4. Осипова, Л.Б. Гостиничный и туристический бизнес во время пандемии коронавируса COVID-19 / Л. Б. Осипова, В. Н. Прокопьев. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 23 (313). - С. 429-433.

5. Путешествия возвращаются // Prohotel.ru URL: https://prohotel.ru/review-223708/0/ (дата обращения: 05.11.2021).

6. Шумакова, Е. В. Проблемы гостиничного бизнеса в условиях пандемии (коронавируса) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: экономика и право. - 2020. - № 06. - С. 103-106

7. Расчет властей краснодарского края не оправдался // Hotelier.pro URL: https://hotelier.pro/news/ item/raschet-vlastey-krasnodarskogo-kraya-ne-opravdalsya/ (дата обращения: 07.11.2021).

8. Федеральное агентство по туризму Статистические показатели, характеризующие развитие туристской отрасли в российской федерации // Tourism.gov.ru URL: https://tourism.gov.ru/contents /analytics/statistics/ statisticheskie-pokazateli-kharakterizuyushchie-razvitie-turistskoy-otrasli-v-rossiyskoy-federatsii-/ (дата обращения: 15.11.2021).

9. Что такое «метавселенная», которую строят Марк Цукерберг, Сатья Наделла и Тим Суини - и зачем это нужно // Vc.ru URL: https://vc.ru/future/281044-chto-takoe-metavselennaya-kotoruyu-stroyat-mark-cukerberg-satya-nadella-i-tim-suini-i-zachem-eto-nuzhno (дата обращения: 27.11. 2021).

References:

1. Akbulaev N.N., Mamedov I.M., Aliev V.Z. Impact of COVID-19 on the tourism industry (Spain, Italy and Turkey) // Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2020. No. 3.

2. Galochkin, A. Results of 2020: TravelLine novelties and hotel business prospects // Travelline.ru URL: https://www.travelline.ru/blog/itogi-2020-go-novinki-travelline-i-perspektivy- gostinichnogo-biznesa / (date of access: 05.11.2021).

3. Zolotukhina, M.A. [interview] 09/08/2021 // TV Channel Russia.Kuban URL: https://youtu.be/_kpAjCDg3Qg (date accessed: 15/11/2021).

4. Osipova, LB Hotel and tourism business during the COVID-19 coronavirus pandemic / L.B. Osipova, V.N. Pro-kopyev. - Text: direct // Young scientist. - 2020. - No. 23 (313). - S. 429-433.

5. Travels return // Prohotel.ru URL: https://prohotel.ru/review-223708/0/ (date of access: 05.11.2021).

6. Shumakova, E. V. Problems of the hotel business in the context of a pandemic (coronavirus) // Modern science: topical problems of theory and practice. Series: Economics and Law. -2020. -№06. -WITH. 103-106

7. The calculation of the authorities of the Krasnodar Territory did not come true // Hotelier.pro URL: https://hotelier.pro/news/ item / raschet-vlastey-krasnodarskogo-kraya-ne-opravdalsya / (date of access: 07.11.2021).

8. Federal Agency for Tourism Statistical indicators characterizing the development of the tourism industry in the Russian Federation // Tourism.gov.ru URL: https://tourism.gov.ru/contents / analytics / statistics / statisticheskie-pokazateli-kharakterizuyushchie-razvitie-turistskoy -otrasli-v-rossiyskoy-federatsii- / (date accessed: 15.11.2021).

9. What is the "metaverse" being built by Mark Zuckerberg, Satya Nadella and Tim Sweeney - and why is it needed // Vc.ru URL: https://vc.ru/future/281044-chto-takoe-metavselennaya-kotoruyu- stroyat-mark-cukerberg-satya-nadella-i-tim-suini-i-zachem-eto-nuzhno (date accessed: 27.11.2021).

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-195-199

А.Ф. Инюкин - к.э.н., профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ,

A.F. Inyukin - Candidate of Economic Sciences, Professor of the Department of Economics and Foreign Economic Activity, FSBEI HE Kuban SAU;

Т.Е. Хорольская - к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, khorolskaya77@mail.ru,

T.E. Khorolskaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of accounting theory, FSBEI HE Kuban SAU;

B.А. Савельева - обучающаяся учетно-финансового факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, viktoriasaveleva81@gmail.com,

V.A. Savelyeva - student of the Accounting and Finance Faculty, FSBEI HE Kuban SAU.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ STATE AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL INDUSTRIAL COMPLEX IN RUSSIA

Аннотация. Сложившиеся под влиянием различных факторов экономические условия способствовали некоторому подъему агропромышленного комплекса в нашей стране в последние годы. Благоприятные условия для производителей создавались при непосредственном участии государства, которое оказывает различного рода поддержку предприятиям агропромышленного комплекса.

Сегодня агропромышленный комплекс выступает одной из наиболее важных частей экономики Российской Федерации, которую отличает значительный экономический потенциал. Самой крупной сферой агропромышленного комплекса является сельское хозяйство. В условиях коренных преобразований системы социально-экономических отношений России на сегодняшний день достаточно остро

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.