Научная статья на тему 'Коронакризис на Украине: последствия для украинской экономики'

Коронакризис на Украине: последствия для украинской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНСКАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПАНДЕМИЯ / КАРАНТИННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД / ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА / UKRAINIAN ECONOMY / INDUSTRY / PANDEMIC / QUARANTINE RESTRICTIONS / INTERNATIONAL MONETARY FUND / MIGRANT WORKERS / AGRICULTURE / GOVERNMENT PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бороденко Максим Максимович

В этом году практически все страны мира столкнулись с пандемией из-за распространения коронавируса нового типа. Государства были вынуждены отвечать на этот вызов путём введения жёстких карантинных ограничений. Каждая страна реагировала в зависимости от эпидемиологической ситуации и экономических возможностей. В статье рассмотрены меры, которые принимало украинское правительство для борьбы с распространением коронавируса на территории Украины. Проанализированы последствия введённых карантинных мер для экономики страны сегодня и в перспективе. Также рассмотрены главные угрозы и вызовы для украинской экономики до конца 2020 г. В ходе проведения анализа ситуации на Украине стало понятно, что меры, вводимые украинским правительством для борьбы с эпидемией и для преодоления социально-экономических последствий жёсткого карантина, по большей части носили несистемный характер и имели крайне слабый экономический эффект. Более того, ограничительные меры и пандемия обострили и усугубили уже имевшиеся в начале этого года экономические и политические проблемы. Были и другие факторы, оказавшие негативное влияние на украинскую экономику: погода оказала пагубное воздействие на сельское хозяйство страны; карантинные ограничения, введённые другими странами, лишили украинские металлургические и другие предприятия возможности экспортировать свои товары на внешние рынки, а также вынудили большое количество украинских трудовых мигрантов вернуться на родину. Все эти факторы чреваты началом серьёзного социально-экономического и политического кризиса в стране. Кроме того, на сегодняшний день существует риск начала второй волны эпидемии и введения нового жёсткого карантина. Если это действительно произойдёт, то возможно усугубление существующих сегодня проблем на Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORONACRISIS IN UKRAINE: CONSEQUENCES FOR THE UKRAINIAN ECONOMY

This year, almost all countries of the world faced a pandemic due to the spread of a new type of coronavirus. Governments worldwide were forced to respond to this challenge by imposing strict quarantine measures. Each country responded depending on the epidemiological situation and economic opportunities. The article considers the steps which have been taken by the Ukrainian government to combat the spread of coronavirus on the territory of Ukraine. The consequences of the introduced quarantine measures for the country's economy today and in the future are analyzed. The main threats and challenges to the Ukrainian economy until the end of 2020 are also considered. As the result of the analysis of the situation in Ukraine, it became clear that the measures introduced by the Ukrainian government to combat the epidemic and to overcome the socio-economic consequences of strict quarantine, for the most part were non-systemic and did not have a significant economic effect. Moreover, the restrictive measures and the pandemic have aggravated the economic and political problems that were already present. There were other factors that had a negative impact on the Ukrainian economy as well: the weather had a detrimental impact on the country's agriculture, quarantine restrictions imposed by other countries have prevented Ukrainian metallurgical and other enterprises from exporting their goods to foreign markets, and forced a large number of Ukrainian migrant workers to return home. All these factors could lead to a serious socio-economic and political crisis in the country. In addition, today there is a risk of a second wave of the epidemic and the introduction of a new strict quarantine. In this case the existing problems in Ukraine will only get worse.

Текст научной работы на тему «Коронакризис на Украине: последствия для украинской экономики»

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Максим БОРОДЕНКО

КОРОНАКРИЗИС НА УКРАИНЕ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ УКРАИНСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В этом году практически все страны мира столкнулись с пандемией из-за распространения коронавируса нового типа. Государства были вынуждены отвечать на этот вызов путём введения жёстких карантинных ограничений. Каждая страна реагировала в зависимости от эпидемиологической ситуации и экономических возможностей.

В статье рассмотрены меры, которые принимало украинское правительство для борьбы с распространением коронавируса на территории Украины. Проанализированы последствия введённых карантинных мер для экономики страны сегодня и в перспективе. Также рассмотрены главные угрозы и вызовы для украинской экономики до конца 2020 г. В ходе проведения анализа ситуации на Украине стало понятно, что меры, вводимые украинским правительством для борьбы с эпидемией и для преодоления социально-экономических последствий жёсткого карантина, по большей части носили несистемный характер и имели крайне слабый экономический эффект.

Более того, ограничительные меры и пандемия обострили и усугубили уже имевшиеся в начале этого года экономические и политические проблемы.

Были и другие факторы, оказавшие негативное влияние на украинскую экономику: погода оказала пагубное воздействие на сельское хозяйство страны; карантинные ограничения, введённые другими странами, лишили украинские металлургические и другие предприятия возможности экспортировать свои товары на внешние рынки, а также вынудили большое количество украинских трудовых мигрантов вернуться на родину. Все эти факторы чреваты началом серьёзного социально-экономического и политического кризиса в стране.

Кроме того, на сегодняшний день существует риск начала второй волны эпидемии и введения нового жёсткого карантина. Если это действительно произойдёт, то возможно усугубление существующих сегодня проблем на Украине.

БОРОДЕНКО Максим Максимович, младший научный сотрудник Института экономики Российской академии наук. Адрес: Российская Федерация, г. Москва, 117218, Нахимовский пр-т., д. 32. E-mail:[email protected]. SPIN-код: 5905-3093. ORCID: 0000-0002-4223-9760.

Ключевые слова: украинская экономика, промышленность, пандемия, карантинные ограничения, Международный валютный фонд, трудовые мигранты, сельское хозяйство, программа правительства.

Дата поступления в редакцию 15.06.2020.

Как и многие другие государства мира, Украина стала жертвой пандемии коронавируса. В стране умерли сотни людей, десятки тысяч заражены. Пандемия показала неготовность государства, а точнее, его системы здравоохранения, к подобным вызовам.

Помимо эпидемиологического урона, Украина понесла значительные экономические потери, так как подобно другим государствам была вынуждена закрыть целые сектора экономики, особенно сферу услуг, на жёсткий карантин. Кроме того, пагубное влияние оказали некоторые поспешные или непродуманные решения по введению ограничительных мер.

«Неограниченные ограничения»

Если мы проанализируем опыт разных стран по введению карантина, то мы сможем выделить несколько вариантов применения ограничительных мер: два крайних и условно «усреднённый».

Одна крайность — это Швеция и Белоруссия. Стокгольм и Минск фактически не вводили никаких карантинных ограничений и даже не закрывали границы. Это решение связано с неготовностью экономик этих стран к прекращению работы целых секторов экономики, особенно сферы услуг, и отсутствием больших возможностей по оказанию экономической поддержки своим гражданам и отечественным предприятиям и производителям.

Украина же оказалась на противоположном конце шкалы, измеряющей жёсткость ограничительных мер. Киев ввёл максимально строгий карантин, который заключался в полном прекращении работы сферы услуг, особенно это коснулось транспорта. На несколько месяцев было полностью прекращено авиа-, автобусное и железнодорожное сообщение по всей стране. Кроме того, были отменены все пригородные поезда и закрыты метрополитены по всей стране (Киев, Харьков, Днепропетровск).

Странным решением выглядело полное закрытие всех продовольственных и непродовольственных рынков во всех регионах. Оно нанесло существенный ущерб украинским фермерам, которые лишились главных рынков сбыта своей продукции. Продолжали свою работу торговые сети, однако для селян в силу разных причин доступ в них крайне ограничен, поэтому на прилавках магазинов в подавляющем большинстве продавалась импортная продукция. В результате украинские аграрии потеряли возможность продавать свой товар, что привело к обвалу цен на овощи в 2,5—4 раза. Некоторые фермеры Херсонской и Закарпатской областей прекратили сбор урожая, т. к. было выгоднее оставлять его гнить в поле. В итоге тысячи тонн сельскохозяйственной продукции сгнили под открытым небом.

Из-за карантина понесла потери и промышленность, хотя объёмы пром-производства начали падать задолго до карантина. Пандемия просто ускорила темпы падения. По данным украинской Государственной службы стати-

стики (Госстат), впервые за долгое время объёмы производства ушли в минус в июне 2019 г., когда показатель падения составил 1,3 % [Госстат Украины, 2020]. В октябре 2019 г. цифра упала уже до 5 % по сравнению с октябрём 2018 г. В апреле, в разгар карантина, показатель составлял уже 16,2 %. В мае ограничительные меры были смягчены, что привело к замедлению темпов падения промпроизводства до 12,2 % [Госстат Украины, 2020].

«Беда не приходит одна»

Существенный экономический урон пандемия нанесла не только государству или крупным предприятиям, но и простым гражданам Украины. Одной из главных проблем стал существенный рост безработицы. По данным Госстата в начале мая количество безработных составило более 450 тыс. человек, что на 48 % больше, чем в мае прошлого года.

Другой проблемой стало то, что из-за фактического схлопывания сферы услуг, большое количество предпринимателей были вынуждены прекратить свою деятельность. По данным Налоговой службы Украины, только в апреле 2020 г. прекратили деятельность 13,3 тыс. физических лиц- предпринимателей, которые пополнили ряды армии безработных.

Ещё один вызов для руководства страны — вернувшиеся из других стран украинские трудовые мигранты — так называемые заробитчане. Дело в том, что европейские страны также ограничили работу сферы услуг, строительной отрасли, транспорта, туризма, и др. В результате украинцы, проживающие в странах Европейского союза, многие из которых работали в пострадавших отраслях, были вынуждены возвращаться домой.

Точное количество вернувшихся заробитчан нигде официально не называлось. По разным данным на родину были вынуждены вернуться от одного до более чем двух миллионов человек [Яковенко, 2020].

Массовый возврат заробитчан нанёс серьёзный удар по украинской экономике [ Covid-19: From shock to recovery, 2020].

Во-первых, все вернувшиеся трудовые мигранты столкнулись с проблемой безработицы. Количество рабочих мест в стране стремительно сокращается, а спрос на них существенно увеличивается.

Во-вторых, что украинская экономика в значительной мере зависит от переводов от трудовых мигрантов из-за рубежа. По данным Министерства финансов Украины, по итогам 2019 г. заробитчане перевели в страну около 12 млрд долл. [Данные НБУ, 2020]. Помимо валютных поступлений, эти транши поддерживали покупательную способность украинцев внутри страны. Главным драйвером экономического роста на Украине в прошлом году была розничная торговля, которая выросла за год на 13 %. Во многом этот рост подпитывался за счёт денежных переводов от трудовых мигрантов из-за рубежа.

По мнению экспертов Мирового банка, результатом всех экономических потрясений и проблем, связанных с коронавирусом и введённым карантином, станет падение украинского ВВП по итогам 2020 г. на 7,5 % [ Global Economic Prospects, 2020].

«Не бросим в беде»

Перед правительством Украины возник вопрос о решении всех вышеупомянутых и других проблем. В качестве первоочередных задач были определены: поддержка бизнеса и спроса со стороны потребителей, преодоление экономических последствий пандемии и карантина, а также финансовое обеспечение медиков.

Одной из главных мер для решения поставленных задач было создание фонда по борьбе с коронавирусом. Изначально сумма фонда должна была составить 120 млрд грн., однако в окончательном варианте расходы сократили вдвое. В результате средства фонда составили 64 млрд грн.1

Деньги из этого фонда должны были пойти на ликвидацию последствий пандемии, на поддержку экономики и врачей. Верховная Рада Украины приняла закон № 3275, согласно которому врачам, работавшим с больными коронавирусом, будут выплачены надбавки в размере 300 % от оклада. Однако с реализацией данного закона возникали большие проблемы, т. к. врачи не только очень долго получали обещанные деньги. Многие медики ещё и жаловались на уменьшение размера обычного оклада. Кроме того, в рамках реализации медицинской реформы, ряд больниц был закрыт, а немало врачей осталось без работы. Поэтому эффективность данной меры вызывает большие вопросы.

Для поддержки граждан, особенно льготников, пенсионеров и инвалидов, было принято решение о выплате 1 000 грн. для представителей вышеуказанных категорий. Однако и это постановление едва ли можно назвать эффективной мерой, так как выплаты были лишь единоразовыми, да и их размер был крайне небольшой.

Для поддержки предприятий и предпринимателей украинский парламент принял законопроект № 3220 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины касаемо поддержки налогоплательщиков на период осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавируса». Согласно документу, ряд предприятий с 1 марта по 30 апреля освобождались от уплаты налога на землю и налога на недвижимое имущество.

1 Рада внесла изменения в бюджет Украины и создала фонд для борьбы с коронавирусом // https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/8231019, дата обращения 28.06.2020.

Эффективность этой меры сомнительна по двум причинам. Так как данные налоги уплачиваются в основном крупными предприятиями, и лишь для них это может оказать хоть какой-то позитивный эффект. Что касается представителей малого и среднего бизнеса, то для них указанный законопроект не имел практически никакого экономического значения.

Вторая причина заключается в том, что налог на землю и налог на недвижимое имущество уплачиваются не в государственный, а в местные бюджеты. Это нанесло определённый экономический ущерб регионам. По данным «Ассоциации городов Украины», из-за этого законопроекта местные бюджеты недосчитаются 6,3 млрд грн. Из-за других мер дополнительно на местах недополучат 9,3 млрд грн., т. е. суммарно потери региональных бюджетов составят 15,6 млрд грн.

Что касается фонда по борьбе с коронавирусом, то часть средств из него пошла на некоторые указанные выше выплаты, а 5 июня было принято решение, что более половины средств (35 млрд грн.) будет перенаправлено на строительство и ремонт дорог. По мнению правительства страны, эта мера позволит повысить уровень занятости среди населения, т. к. на указанных работах будут созданы новые рабочие места. Кроме того, это должно будет оказать поддержку украинской экономике и предприятиям. При этом дорожная сфера занимает лишь 1,5 % украинского ВВП, а в структуре занятости и вовсе 1 %. Соответственно строительство и ремонт дорог никак не могут стать локомотивом для вывода украинской экономики из коронакризиса.

Программная коллизия

Для выхода из сложившейся экономической ситуации правительство предложило ряд мер, которые должны поддержать и запустить украинскую экономику после завершения карантинных ограничений.

В первую очередь речь идёт о программе «Большая стройка». В рамках данного проекта предусматривается строительство и ремонт садиков, школ, спорткомплексов, больниц, дорог, и других инфраструктурных и социальных объектов. По данным на начало июня, после перевода 35 млрд грн. из фонда по борьбе с коронавирусом на проведение дорожных работ, бюджет «Большой стройки» увеличился до 140 млрд грн. Для понимания размера суммы — это больше, чем заложено в госбюджет на расходы Министерства внутренних дел (почти 93 млрд грн.), и Министерства здравоохранения (98,6 млрд грн.). Насколько эффективной будет эта программа, покажет время. Исходя из опыта предыдущих решений правительства Д. Шмыгаля и с учётом нынешней экономической и эпидемиологической ситуации на Украине, эффективность «Большой стройки» пока что вызывает сомнения.

Необходимо также отметить, что в указанный проект правительство почему-то решило не вносить восстановление и ремонт других крайне важ-

ных инфраструктурных объектов для страны. В качестве одного из главных примеров можно привести украинские железные дороги. Степень износа парка подвижного состава по ряду позиций превышает 90 %. Кроме того, в обновлении и капитальном ремонте нуждаются и железнодорожные пути. В случае сохранения нынешних тенденций по отказу от инвестиций в железную дорогу, от её восстановления и модернизации, Украина в перспективе рискует окончательно потерять свой статус важного транзитёра товаров.

В качестве других мер поддержки и восстановления экономики правительство называет дешёвые кредиты для малого и среднего бизнеса, поддержку отечественного производителя через систему государственных закупок и введение налоговых льгот.

Однако практически все меры, озвученные украинским Кабинетом министров, прямо противоречат меморандуму с МВФ, который был подписан руководством страны с Международным валютным фондом в конце мая.

В соответствии с данным документом, Киев взял на себя целый ряд обязательств экономического и социального характера.

Во-первых, вводится фактический запрет на предоставление налоговых льгот. Более того, в будущем возможно увеличение фискального давления на украинские предприятия. В меморандуме прямо говорится о том, что будет постепенно ужесточаться налогово-бюджетная политика.

Во-вторых, в меморандуме есть ряд непопулярных социальных обязательств украинских властей. Так Киев обязуется продолжать пенсионную и медицинскую реформы, которые могут привести к негативным социально-экономическими последствиям, прежде всего, в сфере здравоохранения. Медицинская реформа, которая проводится на Украине уже не один год, предусматривает оптимизацию расходов на здравоохранение путём укрупнения, объединения и закрытия больниц. Кроме того, ряд медицинских направлений подлежит значительному сокращению или даже закрытию. Так уже серьёзно уменьшилось финансирование туберкулёзных и психоневрологических диспансеров. Медицинская реформа чревата не только ухудшением санитарно-эпидемиологической ситуации в стране или уменьшением доступа к услугам здравоохранения для простого населения. Последствием закрытия или укрупнения больниц станет неизбежное значительное сокращение врачей и прочего медицинского персонала, что повысит уровень безработицы в стране.

Похожее требование предусмотрено в меморандуме и для системы образования. Киев взял на себя обязательство оптимизировать расходы на школы. Результатом этого станет укрупнение или закрытие ряда школ (а не открытие новых, предусмотренных «Большой стройкой»), итогом чего станет сокращение числа учителей и пополнение ими армии безработных.

Тяжёлые последствия меморандум будет иметь и для бюджета простого населения. Подписав документ, Киев взял на себя обязательство уже

с 1 июля ввести полностью рыночную цену на газ и для промышленности, и для населения. По данным за май 2020 г., предприятия закупали голубое топливо на 70 % дороже, чем обычные потребители. Соответственно, тарифы для жителей вырастут примерно на 70 %. В этом пункте есть ещё один момент. В случае подорожания газа на мировых рынках, цена будет расти и для украинских потребителей.

К концу августа 2020 г. Киев обязуется снять все ограничения по тарифам на отопление. Также в них планируется заложить затраты на капитальный ремонт изношенных на 80 % тепловых сетей. Соответственно, предсказать, насколько вырастут цены на эту услугу, на данный момент не представляется возможным. Новые тарифы должны прописать к октябрю 2020 г. и ввести их в действие с нового отопительного сезона. Кроме того, в будущем расценки должны будут пересматриваться не реже одного раза в год.

Это будет иметь ещё одно важное последствие. В последние годы тарифы на коммунальные услуги на Украине стремительно растут, и беднеющему населению всё труднее их оплачивать. Соответственно, увеличивается и размер общей задолженности перед различными предприятиями. По некоторым оценкам, по состоянию на 1 мая 2020 г. размер долга украинцев по оплате жилищно-коммунальных услуг превысил 63 млрд грн. (около 2,5 млрд долл.).

Все тарифные решения будут иметь негативные последствия не только для простых граждан, но и для целых секторов экономики и инфраструктуры. Задолженность будет продолжать расти, а с учётом повышения тарифов, долги будут увеличиваться ещё быстрее. Целые сектора региональной экономики и инфраструктуры (газоснабжение, подача воды, электроэнергии, и т. д.) могут оказаться в состоянии кризиса.

В украинском экспертном сообществе нет единой оценки необходимости в получении нового кредита от МВФ. Было распространено мнение о том, что Киев мог воспользоваться ситуацией с пандемией, объявить карантинные ограничения форс-мажором и начать вести переговоры о реструктуризации имеющегося долга. Реструктуризация позволила бы освободить значительное количество финансовых ресурсов в этом году, которые можно было бы направить на борьбу с пандемией или на поддержку экономики, предприятий и граждан. По данным украинского министерства финансов, только в 2020 г. правительство, Центральный банк, предприятия и банки должны выплатить 17,059 млрд долл. Из них 13,060 млрд долл. — основная сумма долга, 3,999 млрд долл. — проценты [Внешний долг Украины. Данные НБУ, 2019].

Однако в итоге руководство страны приняло другое решение и подписало соглашение с МВФ. При этом фактическая сумма кредита уменьшилась в два раза: ранее обсуждали 8—10 млрд долл., в итоге Киев получит

лишь 5 млрд долл. Кроме того, заявленный срок сотрудничества с МВФ по программе stand-by значительно сократился по сравнению с тем, что планировалось ранее.

Руководство страны пошло на такой шаг, так как Украине сейчас крайне нужны финансовые ресурсы. После пересмотра государственного бюджета на 2020 г. в марте, т. е. после введения карантина, дефицит бюджета вырос втрое — с 2,5 % ВВП до 7,5 % ВВП. Уже сегодня наблюдаются трудности с выплатами пенсий и зарплат бюджетникам. Согласно договорённости с МВФ Киев получит возможность компенсировать дефицит бюджета и потратить средства на различные выплаты, что, вероятно, и стало решающим фактором при принятии решения о новом сотрудничестве с Фондом. При этом соглашение, фактически, не решает финансово-экономические проблемы Украины даже в среднесрочной перспективе, но значительно усиливает влияние западных структур в стране [Жильцов, 2020 : 11].

Поэтому все планы и обещания украинского правительства об «экономическом национализме», о поддержке отечественных производителей, о предоставлении налоговых льгот и кредитов украинским предприятиям и предпринимателям разбились о новую программу сотрудничества с МВФ, которая была одобрена под давлением острого дефицита финансовых ресурсов, а также дороговизны займа средств на внешних финансовых рынках [ Covid-19: From shock to recovery, 2020].

Что дальше?

В ближайшие месяцы Украина стоит перед рядом вызовов и угроз, которые будут прямо влиять на стабилизацию и восстановление экономики страны, на приток иностранных инвестиций и на развитие секторов промышленности, АПК и сферы услуг.

Во-первых, остаются нерешёнными проблемы, которые появились в результате начала пандемии и введения жёсткого карантина, о которых сказано выше. Более того, пока что складывается впечатление, что у властей страны нет идей, как выходить из всё более усложняющейся ситуации в экономике страны.

Во-вторых, существует угроза второй волны пандемии и, соответственно, повторного введения карантина. В случае реализации подобного сценария, по экономике страны будет нанесён очередной тяжёлый удар, что чревато глубоким экономическим кризисом.

Вероятность повторного введения карантина осенью достаточно высокая, так как власти сейчас рассматривают такой сценарий для переноса местных выборов, которые должны по плану состояться в октябре этого года. Дело в том, что рейтинги правящей партии на фоне экономического кризиса, пандемии, а также политических просчётов стремительно снижа-

ются и на этом фоне шансы на успех на выборах у неё не самые высокие. Поэтому сейчас власти рассматривают вариант введения карантина на территории всей страны или в некоторых регионах для того, чтобы перенести выборы с осени на более поздний срок.

В-третьих, правительство Д. Шмыгаля уже два раза не смогло получить одобрение программы своей деятельности в парламенте, и сейчас не исключён сценарий правительственного кризиса. Вероятнее всего, программа не была одобрена не по экономическим причинам, хотя к экономической части было множество вопросов, а по политическим. Дело в том, что у нынешнего Кабинета министров на сегодняшний день низкий уровень поддержки среди населения. Если выборы будут проведены в срок, правительство может быть отправлено в отставку для того, чтобы подарить населению надежду на грядущие перемены или показать, что они уже начались, и таким образом поднять рейтинг правящей партии. Реализация подобного сценария возможна лишь в случае, если у правительства нет иммунитета к отставке, который действует в течение года после принятия программы Кабинета министров. Провал в принятии основного документа правительства в парламенте оставляет возможность для использования такого хода в предвыборной кампании «слуг народа».

В-четвёртых, на фоне экономического кризиса, распространения протекционистских мер в ряде стран, вероятной второй волны пандемии и ужесточения карантинных ограничений, велика вероятность продолжения падения уровня промышленного производства на Украине, хотя и более умеренными темпами, чем во время ограничительных мер в марте — мае этого года.

В-пятых, продолжающаяся война на востоке страны, политическая неустойчивость и нестабильность, слабость государственных институтов и правоохранительных органов будут отпугивать потенциальных инвесторов и кредиторов, что пагубно повлияет на перспективы получения финансовой помощи или поступления масштабных инвестиций из-за рубежа в экономику страны.

Следующая проблема заключается в непредсказуемости и нестабильности курса национальной валюты. В прошлом году гривна подорожала по отношению к доллару, курс изменился с 27 до примерно 24 грн. /долл. Но это произошло не за счёт экономического роста, а благодаря облигациям внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Дело в том, что в течение 2019 г. у Украины была одна из самых высоких в мире процентных ставок для займов. Это привлекало международных спекулянтов, которые вкладывали свои средства в украинские ценные бумаги, для приобретения которых нужно было покупать гривну, что повышало спрос на неё. Однако со временем процентная ставка уменьшалась, что делало данные операции менее привлекательными. Кроме того, начался экономический кризис, из-за чего

спекулянты начали выводить свои средства из развивающихся стран, в т. ч. из Украины. Это привело к падению курса гривны до уровня примерно в 26 грн. /долл. По некоторым оценкам к концу года курс упадёт до 30 грн. /долл.

И наконец стоит сказать о сельском хозяйстве. На фоне закрытия продовольственных рынков, о чём уже говорилось выше, фермеры понесли большие экономические потери. Но была и другая проблема — климатическая. В этом году наблюдалась сравнительно сухая и тёплая зима. Кроме того, в марте и апреле было мало осадков. Оба этих погодных фактора привели к тому, что урожаю был нанесён существенный урон. К примеру, по словам директора департамента развития сельского хозяйства и орошения Херсонской областной администрации Александра Паливоды, площади погибших посевов в некоторых хозяйствах достигают 50 %. Заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Тарас Высоцкий заявил, что из-за весенней засухи в Одесской области было потеряно около 30,5 % урожая озимых культур. При этом на юге области погибло от 80 до 100 % посевов.

Затем, в мае на Украину пришло похолодание, которое также нанесло урон фермерским хозяйствам. По словам директора Института сельского хозяйства степи Национальной академии аграрных наук Украины Игоря Семеняка, заморозки могут привести к потере 15—25 % урожая, прежде всего, озимых культур, рапса и ячменя2.

В целом по прогнозам украинского Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства, только зерновых культур фермеры из-за засухи соберут на 10 млн тонн меньше, чем годом ранее. При этом отметим, что, по данным ведомства, сбор урожая зерновых составит 65—68 млн тонн, что также немало.

Поэтому в этом году и сельское хозяйство, которое фактически является главной отраслью украинской экономики, также столкнётся с рядом трудностей и будет переживать не самые лёгкие времена.

2 Новости НААН // http://naas.gov.ua/newsall/newsnaan/5795/, дата обращения 10.06.2020.

Список литературы

В НБУ рассказали, когда и сколько Украина должна выплатить по внешнему долгу в 2020 г. // https://minfin.com.ua/2019/12/24/40168893/, дата обращения 05.06.2020.

Госстат Украины. Экспресс-выпуск // http://www.ukrstat.gov.ua/, дата обращения 06.06.2020.

Данные НБУ. Сколько денег заробитчане перевели на Украину в 2019 г., 2020 // https://minfin.com.ua/2020/02/04/40656721/, дата обращения 05.06.2020.

European Bank for Reconstruction and Development. Regional economic prospects. COVID-2019: from shock to recovery, April 2020 // https://www.wb6cif. eu/wp-content/uploads/2020/04/RegionalEconomicProspectsApr2020_web-V1.pdf, дата обращения 06.06.2020.

European Bank for Reconstruction and Development. Regional economic prospects. C0VID-2019: from shock to recovery, May 2020 // https://www.ebrd.com/documents/ comms-and-bis/rep-corona-may.pdf, дата обращения 06.06.2020.

Global Economic Prospects, June 2020 // https://openknowledge.worldbank.org/ handle/10986/33748, дата обращения 10.06.2020. DOI: 10.1596/978-1-4648-1553-9.

Жильцов С. С. 2020. Коронавирус ударил по странам постсоветского пространства — Проблемы постсоветского пространства. № 7 (1) : 8—17. С. 8—17. DOI: https://doi.org/10.24975/2313-8920-2020-7-1-8-17.

Яковенко М. 2020. Без денег и работы — что ждёт заробитчан в Украине после возвращения // https://vesti.ua/business/finance/bez-deneg-i-raboty-chto-zhdet-zarobitchan-v-ukraine-posle-vozvrashheniya, дата обращения 06.06.2020.

Новости НААН // http://naas.gov.ua/newsall/newsnaan/5795/, дата обращения 10.06.2020.

Рада внесла изменения в бюджет Украины и создала фонд для борьбы с коро-навирусом // https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/8231019, дата обращения 05.06.2020.

MAKSIM M. BORODENKO,

Junior research fellow Institute of economy The Russian Academy of Sciences.

Address: 32, Nakhimovsky prospect, Moscow, 117218, Russian Federation.

E-mail: [email protected] SPIN-code: 5905-3093 ORCID: 0000-0002-4223-9760

CORONACRISIS IN UKRAINE:

CONSEQUENCES FOR THE UKRAINIAN ECONOMY

Keywords: Ukrainian economy, industry, pandemic, quarantine restrictions, International Monetary Fund, migrant workers, agriculture, government program.

Abstract

This year, almost all countries of the world faced a pandemic due to the spread of a new type of coronavirus. Governments worldwide were forced to respond to this challenge by imposing strict quarantine measures. Each country responded depending on the epidemiological situation and economic opportunities.

The article considers the steps which have been taken by the Ukrainian government to combat the spread of coronavirus on the territory of Ukraine. The consequences of the introduced quarantine measures for the country's economy today and in the future are analyzed. The main threats and challenges to the Ukrainian economy until the end of 2020 are also considered.

As the result of the analysis of the situation in Ukraine, it became clear that the measures introduced by the Ukrainian government to combat the epidemic and to overcome the socio-economic consequences of strict quarantine, for the most part were non-systemic and did not have a significant economic effect.

Moreover, the restrictive measures and the pandemic have aggravated the economic and political problems that were already present.

There were other factors that had a negative impact on the Ukrainian economy as well: the weather had a detrimental impact on the country's agriculture, quarantine restrictions imposed by other countries have prevented Ukrainian metallurgical and other enterprises from exporting their goods to foreign markets, and forced a large number of Ukrainian migrant workers to return home. All these factors could lead to a serious socio-economic and political crisis in the country.

In addition, today there is a risk of a second wave of the epidemic and the introduction of a new strict quarantine. In this case the existing problems in Ukraine will only get worse.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 15.06.2020.

References

The NBU made a statement on Ukrainian external debt explaining when and how much should be paid in 2020 // https://minfin.com.ua/2019/12/24/40168893/, accessed 05.06.2020. (InRuss.)

State Statistics Service of Ukraine. Express Edition 07/22/2020 // http://www. ukrstat.gov.ua/, accessed 06.06.2020. (InRuss.)

NBU data. How much money did workers transfer to Ukraine in 2019, 2020 // https://minfin.com.ua/2020/02/04/40656721/, accessed 05.06.2020. (InRuss.)

European Bank for Reconstruction and Development. Regional economic prospects. C0VID-2019: from shock to recovery, April 2020 // https://www.wb6cif. eu/wp-content/uploads/2020/04/RegionalEconomicProspectsApr2020_web-V1.pdf, accessed 06.06.2020. (InRuss.)

European Bank for Reconstruction and Development. Regional economic prospects. C0VID-2019: from shock to recovery, May 2020 // https://www.ebrd.com/documents/ comms-and-bis/rep-corona-may.pdf, accessed 06.06.2020. (InRuss.)

Global Economic Prospects, June 2020 // https://openknowledge.worldbank.org/ handle/10986/33748, accessed 10.06.2020. DOI: 10.1596/978-1-4648-1553-9. (InRuss.)

Zhiltsov S. S. 2020. Coronavirus hit the countries of the post-Soviet space — Problems of the post-Soviet space. № 7 (1) : 8-17. P. 8-17. DOI: https://doi.org/10.24975/2313-8920-2020-7-1-8-17. (InRuss.)

Yakovenko M. 2020. Without money and work — what awaits the workers in Ukraine after their return // https://vesti.ua/business/finance/bez-deneg-i-raboty-chto-zhdet-zarobitchan-v-ukraine-posle-vozvrashheniya, accessed 06.06.2020. (InRuss.)

News of NAAS // http://naas.gov.ua/newsall/newsnaan/5795/, accessed 10.06.2020. (InRuss.)

The Rada has made changes to the budget of Ukraine and created a fund to fight the coronavirus // https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/8231019, accessed: 05.06.2020. (InRuss.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.