Научная статья на тему 'КОРОНАКРИЗИС: АНАЛИЗ РАБОТЫ АПТЕЧНЫХ ПУНКТОВ'

КОРОНАКРИЗИС: АНАЛИЗ РАБОТЫ АПТЕЧНЫХ ПУНКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОРОНАКРИЗИС: АНАЛИЗ РАБОТЫ АПТЕЧНЫХ ПУНКТОВ»

Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2022. № 2

Приложение

ронами участия в КИ для участников стали: риск получить плацебо (68 %), риск развития нежелательных лекарственных реакций (41 %), недостаточная изученность вакцины на момент проведения КИ (34 %), время, потраченное на обследования (7 %), потенциальная неэффективность препарата (6 %), частое посещение центра (6 %). Совет по участию или не участию в КИ для респондентов чаще всего исходил от родственников (52 %) медицинских работников (29 %), друзей (24 %), гораздо реже от ученых (4 %), медийных персон или социальных сетей (2 %), от людей, переболевших СО\/Ю-19 и людей, участвующих ранее в КИ (1,5 % и 1,5 %). Наибольшей мотивацией для 71 % респондентов (58,3 % мужчин и 77,6 % женщин) стала возможность обезопасить себя от СО\/Ю-19. Большинство респондентов мужского (43,3 %) и женского (62,1 %) пола отметили фактор возможности появления нежелательных последствий, как наиболее сильный препятствующий фактор и оценили его в «5» баллов. Добровольцы, привлекаемые к участию в КИ разделились на две большие группы, одна - это те, кто воспользовались бы возможностью участия в КИ (49 %; п = 82), а другая -это те, кто не стал бы участвовать в КИ, если бы не было пандемии СО\/Ю-19 (51 %; п = 87).

Выводы. Наиболее эффективным способом для организации рекрутинга пациентов в КИ вакцин является информация через работодателя, эффективность использования средств массовой информации была достаточно низкой. Наиболее значимыми положительными сторонами участия в КИ для добровольцев, прежде всего, являлись этические моменты, такие как возможность помочь медицине и обществу. В качестве отрицательных и демотивирующих факторов участники закономерно отмечали риск возникновения нежелательных последствий и риск получить плацебо. Максимальное влияние на принятие решения добровольцев об участии в исследовании оказывали родственники, в меньшей степени от медицинских работников, медийных персон и ученых.

Актуальность. Коронакризис повлиял на все сферы экономики нашей страны. В этой связи необходимо своевременно анализировать работу той или иной организации и вовремя принимать грамотные управленческие решения с целью обеспечения ее финансовой устойчивости.

Цель исследования выявление возможных рисков ухудшения финансово-экономического положения аптечных пунктов в коронакризис.

1. Изучить данные литературы о пандемии.

2. Провести контент-анализ нормативных документов, связанных с СО\/Ю-19.

3. Сбор информации и данных по объектам исследования.

4. Провести сравнительный анализ статистических данных за 2019 г., 2020 г., 2021 г.

5. Провести анализ финансово-экономических показателей работы а/п.

6. Сделать выводы о проделанной работе.

Объекты исследования. Четыре аптечных пункта, два из которых расположены в Москве и являются представителями небольшой аптечной сети «спального» района (№ 1 и № 2) и два - из ближайшего Подмосковья (№ 3 и № 4), представляющие крупную аптечную сеть.

Материалы. Нами были проанализированы фактические данные целого ряда экономических показателей и их соотношение за период 2019-2021 г. г.: товарооборот розничный с НДС; среднедневной товарооборот; среднегодовой товарооборот на 1 работника; среднегодовой товарооборот на 1 кв. м площади; себестоимость оптовая; наценка товаров; товарный запас оптовый; средняя

КОРОНАКРИЗИС: АНАЛИЗ РАБОТЫ АПТЕЧНЫХ ПУНКТОВ

Научный руководитель: Федина ЕЛ. (д-р. фарм. наук, профессор)

COVID-19 и другие инфекционные заболевания

сумма продажи; среднемесячный трафик; оборачиваемость товара; рентабельность персонала; уровень издержек обращения; стоимость аренды; фонд оплаты труда сотрудников; сумма операционных расходов; EBITDA - прибыль компании до вычета процентов, налога, износа и амортизации.

Методы

1) аналитический метод;

2) метод изучения конкурентной среды по Портеру;

3) контент-анализ;

4) статистический анализ;

5) системный анализ;

6) SWOT-анализ.

Результаты. В течение указанного периода времени во всех изучаемых аптечных пунктах отмечался рост таких показателей, как среднегодовой товарооборот на 1 работника и среднегодовой товарооборот на 1 кв. м площади; а отмечаемое снижение уровня издержек обращения в аптечных пунктах № 2 и № 4 свидетельствует об их успешной работе. Эффективность системы управления персоналом в изучаемых организациях мы оценивали с помощью показателя рентабельности персонала, который в аптечных пунктах № 1 и № 2 был практически стабилен, отметили его незначительное снижение в аптечном пункте № 4 и увеличение в аптечном пункте № 3.

Планомерная работа с имеющимися огромными товарными запасами в 2019 г. в аптечном пункте N° 2 способствовала их снижению (почти в 7 раз) по сравнению с 2020 г. и 2021 г., что предотвратило рост издержек обращения в этой организации. Проведенный анализ свидетельствует об оптимальных размерах товарных запасов в аптечных пунктах № 1 и № 3. В аптечном пункте № 4, по нашему мнению, следует сократить товарные запасы в днях в 2 раза.

Выводы. Проанализировав собранные данные и управленческие решения двух розничных структур - частная и сетевая, можно сделать вывод о большей готовности к непредвиденным ситуациям крупных сетевых аптек. Они более стабильны, в их распоряжении общие ресурсы сети, которые выделяются на нужды каждой конкретной аптеки, вне зависимости от рентабельности.

А/п № 3 и № 4 - в правильный период времени увеличен ТЗ в среднем на 35 %, что привело к увеличению ТО на 21 % и как итог чистая прибыль (EBITDA) выросла на 8 % в 2021 г.

Частные аптеки без внешнего финансирования более подвержены банкротству, но при корректной и своевременной работе с товарным запасом, персоналом и ассортиментом способны оставаться конкурентоспособными и продолжать деятельность по обеспечению населения товарами аптечного ассортимента.

А/п № 1 - до середины 2019 г. снижение ТЗ, обусловленное выводом из оборота залежавшихся позиций. Дальнейшее снижение возникло в связи с сильной задолженностью перед контрагентами после спада ТО в апреле 2020 г., что повлекло за собой ограниченность поставок. Также режим самоизоляции, введённый в апреле месяце, способствовал снижению проходимости на 17 % по отношению к 2019 г. Конечно, сравнивая 2021 г. с 2019 г., чистая прибыль упала в 3 раза, но за счёт сокращения издержек, уменьшения оборачиваемости до 35 дней и увеличения ССП на 10 %, а/п продолжил работу без привлечения дополнительных средств.

А/п №2 - ТЗ не увеличивался, а понижался также, как и в а/п №1, за счёт работы с неходовыми позициями. Благодаря месторасположению в 2020г. трафик не изменился, а остался на том же уровне, средний чек из года в год увеличивался и качество ассортимента улучшалось, что позволило вывести а/п в прибыль на 4 %. Дальнейшая работа в 2021 г. по структурированию ассортимента и сохранению роста ССП позволила сохранить показатели 2019 г., несмотря на снижение

Поэтому важно анализировать работу организаций и вовремя принимать грамотные управленческие решения с целью обеспечения финансовой устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.