Научная статья на тему 'Коробейникова Н. П. Музыка вёрджинелистов (Англия, XVI век)'

Коробейникова Н. П. Музыка вёрджинелистов (Англия, XVI век) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
265
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коробейникова Н. П. Музыка вёрджинелистов (Англия, XVI век)»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Коробейникова Н.П. МУЗЫКА ВЁРДЖИНЕЛИСТОВ (АНГЛИЯ, XVI век)*

Korobeinikova N.P.

Music of verdzhinalists (England, XVI century)

В последние десятилетия заметен рост интереса к старинной музыке, исполняемой на старинных музыкальных инструментах, чаще всего на клавесине. Это способствовало новому открытию забытой музыки предшественников Баха - «старых итальянцев», французских клавесинистов и английских вёрджинелистов.

Областью английского профессионального искусства, которое первое использовало мелодику песенно-танцевального склада, образцы народного творчества, была музыка для вёрджинела - маленького клавесина прямоугольной формы и с приглушенным изысканно-камерным звуком. Вёрджинел вызвал к жизни музыкальную литературу, которая исчисляется сотнями пьес и представляет одну из блестящих страниц истории английского искусства. Рукописные сборники этих сочинений составлялись еще в XVI в., первый же печатный сборник под названием «Партения» был издан в 1611 г. В числе дру-

* Коробейникова Н.П. Музыка вёрджинелистов (Англия, XVI век) // Культура и время перемен. - 2018. - № 1(20). - Режим доступа: http://timekguki.esrae.ru /ра£/2018/1(20у351.рё£

Коробейникова Н.П.

гих в этом собрании были опубликованы произведения Вильяма Бёрда (1543-1623) - одного из основоположников вёрджинальной школы и самого видного английского композитора XVI - первой половины XVII столетия, чрезвычайно многогранного и плодовитого. Его перу принадлежит много прекрасных произведений вокальных жанров: мессы, мотеты, псалмы, мадригалы, сонеты, песни.

К школе вёрджинелистов принадлежали также мастера поэтически-изобразительного стиля Джон Булл (1562-1628), Орландо Гиббоне (1583-1625), Джайлз Фарпэби (1560-1620) и другие английские музыканты. Будучи старше французских клавесинистов, вёрджинели-сты не создали такого тонкого, как у Куперена, или гармонически новаторского, как у Рамо, стиля. Зато они превосходили французов свежей и терпкой народностью своих мелодий. В их творчестве сказался дух английского Возрождения, эпохи Марло и Шекспира - эпохи, которая несла в себе могучие стимулы демократизации искусства.

В Елизаветинскую эпоху, с ее ясно ренессансно-гуманистическими тенденциями, заметно укрепились позиции светского искусства. Клавишные инструменты можно было встретить во многих домах дворян и буржуа; домашнее музицирование стало в этих кругах широко распространившимся увлечением. В это время в Англии было создано множество интереснейших сочинений, предназначенных для исполнения на клавишных инструментах.

Одним из главных источников инструментальной английской музыки елизаветинского и якобинского периодов является «Фицуилья-мова вёрджинельная книга», принадлежащая к числу ценнейших памятников музыкальной культуры. По словам авторитетного английского исследователя, «даже если бы были утрачены все остальные источники, то и тогда - на основании материала, собранного в одной лишь "Фицуильямовой вёрджинельной книге", можно было бы восстановить историю [английской] музыки 1550-1620 годов». Закрепившимся за ним названием сборник обязан лорду Фицуильяму, в чью личную собственность он попал во второй половине XVII в. - где-то между 1762 и 1783 гг. А «вёрджинельной» эта «книга» именуется просто потому, что на протяжении XVI, XVII и XVIII вв. вёрджинел (один из «родственников» клавесина) был в Англии наиболее распространенным струнным клавишным инструментом. Хотя в Англии елизаветинских времен само понятие «вёрджинел» имело еще и собира-20

Музыка вёрджинелистов (Англия, XVI век)

тельный смысл, т.е. довольно часто применялось к струнным клавишным инструментам вообще.

В «Фицуильямовой вёрджинельной книге» собраны образцы кла-вирной музыки самых разных типов - от простейших изложений песен до сложных, виртуозных пьес концертного характера. Здесь и прелюдии, и фантазии, и программные произведения, связанные с определенными достопримечательностями Лондона или же с реально существовавшими лицами, и обработки церковных напевов и светских вокальных сочинений (мадригалов), и усложненные, отточенные в композиционно-техническом отношении композиции на темы народных песен.

Использование общеизвестных песенно-танцевальных мелодий в качестве тематического материала вёрджинельных пьес, несомненно, способствовало популяризации творчества композиторов в достаточно широких кругах слушателей и музицирующих дилетантов.

Клавесин в нашу эпоху - не архаичный инструмент, а инструмент родственный фортепиано в своей глубинной, художественной сущности и профессиональных основах исполнительского мастерства. В клавесинной музыке XVII и XVIII столетий находятся истоки нашей музыкальности, сформированные напевностью, мелодизмом и полнозвучи-ем инструментального искусства того времени.

Фетисова Т.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.