Научная статья на тему 'Кормовое поведение галок Corvus monedula и других птиц, имеющих морфологические дефекты клюва и нижних конечностей'

Кормовое поведение галок Corvus monedula и других птиц, имеющих морфологические дефекты клюва и нижних конечностей Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
142
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кормовое поведение галок Corvus monedula и других птиц, имеющих морфологические дефекты клюва и нижних конечностей»

из таких участков площадью 100x300 м одновременно пели пять самцов просянки. В этот же день дважды встречали пары.

Emberiza melanocephala. 8 июля 1991 у фермы был встречен самец черноголовой овсянки. Ещё один самец наблюдался 11 июля на участке выбитого луга в 2 км от станции; судя по окраске оперения — это одна и та же годовалая особь.

Таким образом, население птиц обследованной территории складывается из трёх групп видов: 1) гнездящихся в естественных местообитаниях; 2) видов-синантропов и 3) группы видов, перемещающихся в высокогорные альпийские луга в период летне-осенних кочёвок.

Литература

Бёме Л.Б. 1926. Птицы Северной Осетии и Ингушии (с прилежащими районами)

// Учён. зап. Сев.-Кавк. ин-та краеведения 1: 175-274. Моламусов Х.Т. 1967. Птицы центральной части Северного Кавказа. Нальчик: 1-100.

Спангенберг Е.П. 1954. Семейство скворцовые Sturnidae // Птицы Советского

Союза. М., 5: 108-142.. Степанян Л.С. 1990. Конспект орнитологической фауны СССР. М.: 1-728.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2007, Том 16, Экспресс-выпуск 392: 1700-1702

Кормовое поведение галок Corvus monedula и других птиц, имеющих морфологические дефекты клюва и нижних конечностей

А. Г. Резанов

Кафедра биологии животных и растений, Московский городской педагогический университет, ул. Чечулина, д. 1, Москва, 119004, Россия. E-mail: RezanovAG@cbf.mgpu.ru

Поступила в редакцию 21 декабря 2007

У синантропных популяций птиц отмечается повышенный процент морфологических аберраций (повышенный полиморфизм — Влады-шевский 1973, 1975), в частности, в строении клюва (Pomeroy 1962). Последнее ведёт к аберрациям кормового поведения.

Действия птиц, имеющих серьёзные морфологические дефекты, в частности рамфотеки, могут выходить за пределы видоспецифического (стереотипного) поведения и могут быть оценены как аберрации поведения (Pomeroy 1962; Carothers, Balda 1970). Например, в июле 1999 г.

в Коломенском (Москва) я наблюдал галку Corvus monedula с заметно удлинённым и загнутым вниз надклювьем (Резанов 2000). При такой форме клюва взять пищевой объект обычным способом было просто невозможно. Птица подбирала корм, наклоняя голову боком так, чтобы клюв, касаясь земли, оказывался параллельным поверхности субстрата. Следует признать, что для данной ситуации поведение птицы было вполне адаптивным. Более того, галка активно и успешно отгоняла от корма других галок. Брошенный её кусочек груши галка придерживала на земле лапами и расклёвывала его, как бы зондируя клювом под себя. Таким образом, галка с ненормальным клювом использовала клевки двух типов: 1) взятие объекта боковой стороной клюва и 2) «зондирование под себя». С точки зрения видоспецифично-сти кормового поведения первый вариант, безусловно, аберрантен, и аберрация поведения вызвана морфологическим дефектом клюва.

В работах И.И.Рахимова (2001) и К.Ю.Домбровского (2007) также приведена информация о галках с загнутым книзу надклювьем. Техника сбора с поверхности земли была сходной — боковой наклон головы и собирание корма клювом. Авторы также отмечают, что птицы с аберрацией клюва были вполне упитаны и социально адекватны.

Другим распространённым морфологическим дефектом является потеря птицами одной из нижних конечностей или её увечье. 3 марта 1993 во дворе по улице академика Миллионщикова в Москве моё внимание привлекла галка, севшая на фонарь под моим окном. Птица, несмотря на отсутствие сильного ветра, слишком часто балансировала и взмахивала крыльями, удерживая равновесие на верхней площадке фонаря, и пыталась что-то расклевать. В бинокль я разглядел, что галка старалась поудобнее взять кусок белого хлеба и что у неё только одна нога — поэтому ей и пришлось усиленно балансировать крыльями. Через некоторое время галке удалось взять кусок хлеба в клюв и проглотить. Птица выглядела вполне упитанной.

Автору также неоднократно приходилось наблюдать за вполне успешной кормёжкой белых трясогузок Motacilla alba и сизых голубей Columba livia без одной ноги или с дефектной лапой. Например, 19 мая 1980 в Сокольниках у кормящегося на дорожке самца белой трясогузки был дефект лапки, которую он всё время держал сжатой в «кулачок». При ходьбе он хромал. Рядом с ним кормилась самка, что даёт основание предполагать, что это была размножающаяся пара.

Для всех рассмотренных случаев можно констатировать, что кормовое поведение птиц с морфологическими дефектами было вполне адекватным и в условиях обилия доступного корма позволяло птицам поддерживать нормальное состояние.

Литература

Владышевский Д.В. 1973. Морфологические реакции птиц на изменение условий существования в антропогенном ландшафте // Проблемы эволюции. Новосибирск, 3: 242-247.

Владышевский Д.В. 1975. Птицы в антропогенном ландшафте. Новосибирск: 1-197.

Домбровский К.Ю. 2007. Галки Corvus monedula с гипертрофированным надклювьем // Рус. орнитол. журн. 16 (342): 125-126.

Рахимов И.И. 2001. Об аномальном разрастании клюва у некоторых видов птиц в условиях урбанизированного ландшафта // Орнитология 29: 336-337.

Carothers S.W., Balda R.P. 1970. Abnormal bill of a western meadowlark, Sturnella n. neglecta // Auk 87, 1: 173-174.

Pomeroy D.E. 1962. Birds with the abnormal bills // Brit. Birds 55, 2: 49-72.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2007, Том 16, Экспресс-выпуск 392: 1702-1703

Появление чёрных стрижей Apus apus в Тобольском округе

М. П. Тарунин

Второе издание. Первая публикация в 1927*

Чёрные стрижи Apus apus apus (Linnaeus, 1758) появились в окрестностях Тобольска только с 1926 года. В первый раз они наблюдались мною 9 июня над городом в количестве 12 шт. среди стаи Delichon ur-bica. На следующий день, экскурсируя в районе Лебяжьего озера, на левом берегу Иртыша против города, я снова наблюдал большую стаю стрижей среди Riparia riparia diluta. День был пасмурный, и стрижи, с характерным для них пронзительным свистом, летали довольно низко над кустами ивняка. В этот день мне посчастливилось убить 5 шт. стрижей. Из них оказалось два самца и три самки. Все экземпляры были просмотрены проф. П.П.Сушкиным и оказались типичными Apus apus apus (Linnaeus, 1758). Два экземпляра пожертвованы мною в Зоологический музей Академии наук. В продолжение нескольких дней стрижи наблюдались мною ежедневно в окрестностях города, но уже в небольшом количестве, преимущественно парами.

Появление стрижей в большом количестве меня крайне заинтересовало и я стал отыскивать места их гнездований. Но поиски мои в

* Тарунин М. 1927. Появление стрижей [Apus apus apus (Linn.)] в Тобольском округе // Uragus 4: 17-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.