Научная статья на тему 'Орнитологические наблюдения в окрестностях аула Куруш (юг Дагестана)'

Орнитологические наблюдения в окрестностях аула Куруш (юг Дагестана) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
115
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Бутьев В. Т., Лебедева Е. А.

Второе издание. Первая публикация в 1992 г. Бутьев В.Т., Лебедева Е.А. 1992. Орнитологические наблюдения в окрестностях аула Куруш (юг Дагестана) //Кавказ. орнитол. вестн. 4, 1: 73-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Орнитологические наблюдения в окрестностях аула Куруш (юг Дагестана)»

Однако встречаются на этой территории и другие виды, которые заселяют заросли кустарников, небольшие рощи и отдельные группы деревьев по берегам озёр. Это в основном воробьиные, которые используют берега озер и прилегающую территорию в качестве мест гнездования, а также как кормовые угодья.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2007, Том 16, Экспресс-выпуск 392: 1693-1700

Орнитологические наблюдения в окрестностях аула Куруш (юг Дагестана)

В. Т. Бутьев, Е. А. Лебедева

Второе издание. Первая публикация в 1992*

Материалом для настоящего сообщения послужили кратковременные наблюдения с 7 по 12 июля 1991 в окрестностях экологической станции «Куруш» Дагестанского педагогического института. Учитывая крайне слабую орнитологическую обследованность горного Дагестана и особенно его южных районов, мы считаем необходимым опубликовать их результаты.

Курушская экологическая станция расположена в долине реки Усухчай (правый приток Самура) в 7 км выше аула Куруш. На этом участке долина реки расширена, имеет хорошо выраженные террасы и относительно пологие склоны. По обеим сторонам долины, которая в районе наблюдений имеет широтное направление, расположены наиболее высокие вершины Большого Кавказа в пределах Дагестана — Базардюзю (4466 м н.у.м.) и Шалбуздаг (4146 м). Правый склон долины (северной экспозиции) относится к Большому Кавказскому, левый — к Боковому хребту. Склоны сильно рассечены долинами ручьёв, глубокими расщелинами, выходами скал, осыпями. Основной ландшафт в окрестностях станции от высот 2300 до 2700 м н.у.м. — низкотравные деградированные субальпийские луга из многих видов злаков, астрагалов, клеверов, тмина, васильков, бодяков, чабреца, шалфея и др. В настоящее время луга сильно нарушены постоянным выпасом скота, прежде всего овец. Лишь отдельные пологие участки надпойменных террас и нижней части склонов северной экспозиции используются для сенокошения. В непосредственной близости от экологической станции

* Бутьев В. Т., Лебедева Е.А. 1992. Орнитологические наблюдения в окрестностях аула Куруш (юг Дагестана) // Кавказ. орнитол. вестн. 4, 1: 73-83.

(2350 м н.у.м.), занимающей небольшой участок, расположена зимняя животноводческая ферма. Эти элементы культурного ландшафта играют существенную роль в размещении и численности птиц.

Уместно отметить полное отсутствие на обследованной территории какой-либо кустарниковой, а тем более — древесной растительности.

За указанный период были проведены экскурсии общей протяжённостью 22 км, маршрутные учёты на 8 км, отлов птиц паутинными сетями, наблюдения за выкармливанием птенцов в гнезде снежного воробья. Всего в районе наблюдений нами зарегистрировано 33 вида птиц. Сроки работы совпадали с окончанием гнездования большинства видов птиц, возможно — с началом второго цикла размножения горного конька, началом послегнездовых кочёвок видов, обитающих в предгорьях и низкогорьях. Отмечено большое количество выводков, в которых родители докармливали молодых )горные коньки, горихвостки-чернушки, обыкновенные каменки, белые трясогузки, пёстрые каменные дрозды). Одновременно у этих же видов, а также у снежных вьюрков, обыкновенных скворцов, сизых голубей происходило кормление птенцов в гнёздах или их вылет. Отмечены стайки кочующих взрослых и молодых горных чечёток, коноплянок, обыкновенных чече-виц, белозобых дроздов, лесных коньков и других видов. Всё это существенно сказалось на общем обилии и распределении птиц.

Как показали количественные учёты, средняя плотность населения птиц лугов составляет около 260 особей на 1 км2; при этом на отдельных участках обилие птиц колебалось от 190 до 400 ос./км2 (см. таблицу).

Виды птиц, не указанные в таблице, были встречены вне маршрутных учётов.

Наиболее плотно заселены участки лугов, примыкающие к животноводческой ферме, а также пологие участки склонов с западинами и долины ручьёв с выходами скал. Заметно меньше птиц на деградированных лугах крутых склонов южной экспозиции, скальных выходах и осыпях. Примечательно, что этот уровень плотности оказался близким к таковому субальпийских лугов Северо-Осетинского заповедника, хотя состав птиц отличается существенно (Комаров 1991).

Следует отметить особую роль элементов антропогенного ландшафта в распределении птиц этой территории. Строения фермы, загоны для скота, силосная яма, большие валы навоза и т.д. создают благоприятные условия для гнездования и концентраций на кормёжке многих видов птиц, часть которых обитает только здесь.

Так, в качестве гнездящихся в строениях отмечены: сизые голуби, обыкновенные скворцы, белые трясогузки, обыкновенные каменки, домовые воробьи. С соседних участков на территорию фермы после вылета молодых перемещаются и постоянно держатся пёстрые камен-

ные дрозды, горихвостки-чернушки, горные коньки, рогатые жаворонки, обыкновенные каменки. Здесь же происходит концентрация и длительная остановка птиц, перемещающихся с нижних частей долины: коноплянок, жёлтых и желтолобых трясогузок, лесных коньков, бело-зобых дроздов, щеглов, чечевиц и др. Как следствие, здесь отмечается высокая концентрация птиц; так, 8 июля 1991 на общей площади фермы в 2 га было учтено свыше 190 особей 14 видов.

Население птиц субальпийских лугов окрестностей аула Куруш

Виды Средняя плотность, ос./км2 Пределы плотности на разных участках, ос./км2 Доля участия, %

Anthus spinoletta 79.0 16-150 30.7

Acanthis cannabina 31.0 0-60 12.0

Montifringilla nivalis 30.0 16-60 11.7

Oenanthe oenanthe 25.0 0-60 9.7

Eremophila alpestris 22.0 10-33 8.5

Emberiza calandra 19.0 0-68 7.4

Phoenicurus ochruros 17.0 0-60 6.6

Monticola saxatilis 9.0 0-25 3.5

Pyrrhocorax graculus 6.0 0-11 2.3

Acanthis flavirostris 5.0 0-20 1.9

Coturnix coturnix 4.0 0-8 1.6

Pyrrhocorax pyrrhocorax 4.0 0-17 1.6

Alauda arvensis 4.0 0-8 1.6

Carpodacus erythrinus 0.7 0-3 0.3

Carpodacus rubicilla 0.7 0-3 0.3

Falco tinnunculus 0.1 0-0.2 0.04

Всего: 256.5 193.6-403.0 100

Ниже приводятся краткие сведения о всех отмеченных нами видах птиц (порядок расположения и названия видов по: Степанян 1990) с добавлением двух видов - кавказского улара и кеклика,- сведения о которых получены в результате опросов сотрудников станции и местных жителей.

Gypaetus barbatus. Ежедневно отмечали 1-2 бородача (как взрослых, так и неполовозрелых), облетавших на низкой высоте пограничные участки скальников и субальпийских лугов.

Gyps fulvus. Два парящих взрослых белоголовых сипа наблюдались 8 июля 1991 над склонами Базардюзю и Ессендаг.

Falco tinnunculus. Регулярно встречали по 2-3 пустельги в день; средняя плотность расселения вида — 0.1 ос./км2. По сообщению местных жителей, гнездится на небольших скальных обрывах в долине ре-

ки и её притоков.

Coturnix coturnix. Перепел встречается на пологих участках склонов с относительно высоким травостоем на высотах не более 2400 м н.у.м. На одном из таких участков на склоне южной экспозиции 11 июля 1991 на площади 100x80 м отмечены сразу три птицы, из них две — токующие самцы. Неоднократно «бой» перепела мы слышали и со склонов северной экспозиции. На обследованной территории перепел достаточно обычен.

Tetraogallus caucasicus. По опросным данным, кавказский улар -обычный вид, заселяющий летом каменистые осыпи и участки альпийских лугов на высотах 3000 и более метров.

Alectoris chukar. По опросным данным — обычный вид. Встречается по крутым склонам и осыпям в поясе субальпийских лугов.

Tringa ochropus. Единичные встречи чернышей приурочены к галечным участкам русла реки Усухчай. 9 и 11 июля 1991 здесь наблюдали по 1 птице, а 12 июля — группу из 3 чернышей на маршруте в 7 км. Одиночная птица кормилась в силосной яме у фермы 10 июля. Эти встречи, очевидно, относятся к особям, проникающим в горы в результате летне-осенних кочёвок.

Tringa glareola. Двух фифи, кормившихся на небольшом озерке (20x20 м), мы наблюдали 11 июля в 3 км от экологической станции по дороге к аулу Куруш.

Columba livia. Обычен в ауле Куруш. Все дни наблюдений у фермы держалось около 30 сизых голубей, часть из которых периодически улетала вниз по долине; 2-3 пары гнездились в строениях фермы. 10 июля был пойман вылетевший с чердака здания молодой, полностью оперённый, с остатками птенцового пуха на голове, голубь.

Apus melba. Стаю около 15 белобрюхих стрижей наблюдали 7 июля у вершины горы Чарындаг (3200-3400 м н.у.м.).

Eremophila alpestris penicillata (Gould, 1838). Обычный гнездящийся вид. Встречается по склонам на участках с выбитым скотом травостоем, со скальными выходами и открытым каменистым грунтом. На этих участках его плотность составляет от 10 до 33 ос./км2. Два выводка (2 и 3 птенца) постоянно держались вблизи фермы, где их докармливали взрослые птицы. Единичные рогатые жаворонки встречались также и на каменистом русле Усухчая.

Alauda arvensis. Полевой жаворонок — обычный, очевидно, гнездящийся вид. Все встречи приурочены к относительно пологим участкам склонов южной экспозиции. На маршруте в 7 км от экологической станции до аула Куруш учтено 7 поющих самцов.

Anthus spinoletta. Многочисленный гнездящийся вид. В большинстве местообитаний горный конёк является доминирующим видом. На участках деградированных лугов с многочисленными скальными вы-

ходами выступает как абсолютный доминант. Обилие на различных участках колеблется от 16 до 150, в среднем составляя 80 ос./км2. Очевидно. Часть птиц гнездится дважды в сезон, т.к. помимо выводков с хорошо летающими молодыми, которых докармливали взрослые, в большом количестве встречались интенсивно токующие самцы. Об этом же сообщают Л.Б.Бёме (1926) и Х.Т.Моламусов (1967).

Anthus trivialis. Три молодых птицы отловлены в паутинные сети 7-11 июля 1991 вблизи фермы. Очевидно, лесной конёк поднимается в эти местообитания из пояса островных лесов и кустарников с высот 1800-2000 м н.у.м.

Motacilla flava. Одна жёлтая трясогузка, судя по окраске оперения — второго года жизни, поймана у фермы 11 июля. Все эти дни здесь держалась ещё одна такая же особь.

Motacilla lutea. Одиночная взрослая желтолобая трясогузка кормилась у фермы 11 июля 1991.

Motacilla alba. На территории фермы в течение всех дней наблюдений держались 3 выводка хорошо летающих молодых. В других местообитаниях белые трясогузки не встречены.

Sturnus vulgaris purpurascens Gould, 1868. В здании фермы гнездились две пары скворцов, которые 7 июля кормили птенцов в гнёздах; 8 июля встречены первые слётки. Сравнение добытой взрослой самки с сериями скворцов из коллекции Зоомузея Московского университета показало, что птицы относятся к указанному подвиду S. v. purpurascens. Размеры, мм: крыло 127, клюв 25.9, цевка 28.9. Известно, что по всему Северному Кавказу, вплоть до Каспийского моря обитает подвид S. v. caucasicus Lorenz, 1887 (Спангенберг 1954; Моламу-сов 1967; Степанян 1990), тогда как S. v. purpurascens проникает лишь до южных склонов Большого Кавказа в районе Ширванской и Муган-ской степей. По сообщению сотрудников станции, скворцы впервые за-гнездились в ауле Куруш в 1987-1988 годах, тогда же или годом позже - и на указанной ферме. До этого скворцы встречались здесь только на пролёте. Наша находка позволяет предположить, что заселение новых участков высокогорий юга Дагестана может происходить за счёт закавказского подвида. Обращает внимание, что в настоящее время скворец заселяет на Большом Кавказе значительно большие высоты, чем это было известно ранее. Так, на Центральном Кавказе он обитал на высотах до 2000 м (Моламусов 1967), а на Малом Кавказе встречался на высотах до 2250 м н.у.м. лишь во внегнездовое время (Спангенберг 1954).

Pyrrhocorax pyrrhocorax. Обычный гнездящийся вид. Средняя плотность населения клушицы ниже, чем у альпийской галки; в отдельных местообитаниях она колеблется от 0.2 до 17 ос./км2. Выводки и смешанные стаи клушиц и альпийских галок перемещались и кор-

мились на склонах с относительно пологими участками деградированных лугов. Величина стай — от 10 до 40 особей. Неоднократно наблюдали, как взрослые птицы докармливали молодых.

Pyrrhocorax graculus. Обычный гнездящийся вид. Альпийских галок мы наблюдали в основном в смешанных стаях с клушицами. Ниже 2400 м н.у.м. не встречали.

Oenanthe oenanthe. Многочисленный гнездящийся вид, наибольшая численность отмечена в долинах небольших ручьёв и на лугах с выходами скал и россыпями камней. Несколько выводков постоянно держались на территории фермы. В большинстве случаев наблюдались выводки из 2-4 молодых, которых докармливали взрослые птицы; незначительная часть каменок продолжала выкармливать птенцов в гнёздах. У всех трёх отловленных 9-11 июля 1991 самцов отмечена интенсивная линька: 3-4 маховых на каждом крыле были в трубочках с кисточками по 4-5 мм; все большие верхние кроющие первостепенных и второстепенных маховых — в трубочках с кисточками по 3 мм; 2/3 контурного оперения находилась в стадии «кисточек» до 7-9 мм. Особенно большие участки оперения менялись на груди и шее. У одной из этих каменок наблюдалась явно ухудшенная способность к полёту.

Monticola saxatilis. Пёстрый каменный дрозд — обычный гнездящийся вид. Большинство встреч приурочено к расщелинам ручьёв с крупными валунами и крупнообломочным россыпям. Три-четыре пары с выводками регулярно спускались к ферме на кормёжку из ближайшего распадка. Во всех случаях взрослые птицы докармливали молодых в выводках; птиц, носящих корм в гнёзда, не наблюдали. У пойманного самца шла интенсивная линька маховых, рулевых и части контурного оперения, птица плохо летала.

Phoenicurus ochruros. Обычный гнездящийся вид, держится по участкам с выходами скал, осыпям или по расщелинам в долинах ручьёв. На территории фермы постоянно держались 3-4 выводка, в которых молодые кормились самостоятельно.

Turdus torquatus. Вблизи фермы постоянно держались 5 молодых белозобых дроздов. Поскольку взрослые птицы не встречены ни разу, появление молодых можно считать следствием послегнездовых кочёвок из более низких участков долины.

Turdus merula. Два молодых чёрных дрозда встречены у фермы 9 июля 1991.

Parus major. Молодую большую синицу видели у фермы 11 июля.

Passer domesticus domesticus (Linnaeus, 1758). Две пары гнездились в зданиях фермы. Многочислен в ауле Куруш. В естественных местообитаниях домовый воробей не встречен.

Montifringilla nivalis. Обычный гнездящийся вид. Места гнездования снежных вьюрков приурочены к участкам обрывистых скальни-

ков, россыпям камней и отвесным склонам речной долины. В естественных местообитаниях плотность населения вида не превышает 25 ос./км2, лишь вблизи фермы она увеличивается до 60 ос./км2. В период наблюдений обнаружены три гнезда: два - на отвесной скале высотой около 15 м и длиной 60 м, обрывающейся к ручью, и одно — на небольшом скальном выходе (высота 1 м, ширина 3 м) над 7-метровой крутой осыпью. Первые два гнезда располагались в нишах, куда птицы 8 июля 1991 носили корм. В третьем гнезде в этот же день находились 5 полностью оперённых птенцов с остатками птенцового пуха на голове и не полностью развитыми рулевыми. Само гнездо располагалось в расщелине на расстоянии 70 см от входа, в небольшом расширении. Размер входного отверстия 15x15 см. Наблюдения за гнездом показали, что в выкармливании птенцов участвуют оба партнёра, которые одновременно подлетают с кормом к гнезду. За 1.5 ч птицы кормили птенцов 7 раз, передавая корм (личинок и имаго Lepidoptera) птенцам у входа в расщелину. Взрослые собирали корм в радиусе 100 м от гнезда на выбитом лугу. 8, 10 и 12 июля неоднократно встречались выводки. Часть птенцов, выпрашивая корм, перемещалась за самцом, часть — за самкой. В выводках по 3-4 слётка.

Carduelis carduelis. Два щегла постоянно держались у фермы и здания станции.

Acanthis cannabina bella (C.L.Brehm, 1845). Обычный, местами многочисленный вид. Стайки из взрослых и молодых коноплянок до 50 особей держались в течение всех дней наблюдений у фермы близ экостанции; здесь же наблюдали поющих самцов. Выводки и отдельные особи встречались на маршрутах по участкам субальпийских низкотравных лугов с выходами скал.

Acanthis flavirostris brevirostris (F.Moore, 1856). Обычный вид. Горные чечётки наблюдались в стаях коноплянок и отдельными группами. Все встречи в основном приурочены к территории фермы и эко-станции, в естественных местообитаниях редка.

Carpodacus erythrinus kubanensis Laubmann, 1915. В районе наблюдений чечевица редка. Три поющих самца постоянно держались у фермы. Единичные птицы, в том числе поющие самцы, встречены на склонах северной экспозиции.

Carpodacus rubicilla. 7 июля 1991 двух самок и самца большой чечевицы наблюдали на участке луга вблизи станции; птицы кормились семенами одуванчиков, самец периодически пел. Песню ещё одного самца слышали с северного склона долины.

Emberiza calandra. Обычный, местами многочисленный, вероятно — гнездящийся вид. Размещён неравномерно, заселяя в основном, так же как перепел и полевой жаворонок, более пологие участки лугов с относительно высоким травостоем. Например, 11 июля 1991 на одном

из таких участков площадью 100x300 м одновременно пели пять самцов просянки. В этот же день дважды встречали пары.

Emberiza melanocephala. 8 июля 1991 у фермы был встречен самец черноголовой овсянки. Ещё один самец наблюдался 11 июля на участке выбитого луга в 2 км от станции; судя по окраске оперения — это одна и та же годовалая особь.

Таким образом, население птиц обследованной территории складывается из трёх групп видов: 1) гнездящихся в естественных местообитаниях; 2) видов-синантропов и 3) группы видов, перемещающихся в высокогорные альпийские луга в период летне-осенних кочёвок.

Литература

Бёме Л.Б. 1926. Птицы Северной Осетии и Ингушии (с прилежащими районами)

// Учён. зап. Сев.-Кавк. ин-та краеведения 1: 175-274. Моламусов Х.Т. 1967. Птицы центральной части Северного Кавказа. Нальчик: 1-100.

Спангенберг Е.П. 1954. Семейство скворцовые Sturnidae // Птицы Советского

Союза. М., 5: 108-142.. Степанян Л.С. 1990. Конспект орнитологической фауны СССР. М.: 1-728.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2007, Том 16, Экспресс-выпуск 392: 1700-1702

Кормовое поведение галок Corvus monedula и других птиц, имеющих морфологические дефекты клюва и нижних конечностей

А. Г. Резанов

Кафедра биологии животных и растений, Московский городской педагогический университет, ул. Чечулина, д. 1, Москва, 119004, Россия. E-mail: RezanovAG@cbf.mgpu.ru

Поступила в редакцию 21 декабря 2007

У синантропных популяций птиц отмечается повышенный процент морфологических аберраций (повышенный полиморфизм — Влады-шевский 1973, 1975), в частности, в строении клюва (Pomeroy 1962). Последнее ведёт к аберрациям кормового поведения.

Действия птиц, имеющих серьёзные морфологические дефекты, в частности рамфотеки, могут выходить за пределы видоспецифического (стереотипного) поведения и могут быть оценены как аберрации поведения (Pomeroy 1962; Carothers, Balda 1970). Например, в июле 1999 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.