Научная статья на тему 'Кормление животных - интегральная и фундаментальная дисциплина'

Кормление животных - интегральная и фундаментальная дисциплина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
707
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Топорова Л. В., Архипов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кормление животных - интегральная и фундаментальная дисциплина»

__А

ятельности и технолопш; разработка систем оплаты труда и организации труда на предприятиях аграрной сферы и звероводства с методической помощью в нормировании труда.

На факультете все студенты выполняют и защищают дипломные работы. Это позволяет более целеустремленно пройти производственную преддипломную практику, научиться собирать материал для анализа различных процессов, обрабатывать полученные данные и делать правильные научные выводы. На всех кафедрах факультета работают научно-исследовательские кружки, благодаря которым студенты могут приобщиться к научной работе. Аспирантура и докторантура ведут подготовку на 9 кафедрах факультета по сельскохозяйственным и биологическим наукам. Ежегодно

10...15 выпускников поступают в аспирантуру на кафедры факультета или в различные научно-исследовательские институты системы МСХ РФ. РАСХН, РАН.

Выпускники академии стали видными учеными, крупными руководителями. В числе питомцев академии Герой Социалистического Труда, академик РАСХН A.B. Черекаев, член-корреспондент РАСХН В.Д. Кабанов, член-корресион-дент РАСХН И.И. Кочищ. Племенную службу страны возглавляет выпускник факультета В.В. Шапочкин.

Сегодня факультет видит своей основной задачей осуществить приток на факультет талантливой, полной творческих сил молодежи, которая бы создала новые яркие направления в зоотехнической науке.

SUMMARY

A.V. Bakai. Faculty of zootechnology and agrarian business as a source of specialists for Russian animal husbandry.

The history arid modern status of the faculty of zootechnology and agrarian business are represented.

удк 636 Кормледле животных — интегральная и

фундаментальная дисциплина

Л.В. Топорова А.В. Архипов 2 (кафедра кормления животных)

1 Заведующий кафедрой кормления животных, доктор сельскохозяйственных наук, профессор.

2 Доктор биологических наук, профессор.

Сокращения: БВД — белково-витаминные добавки, БВМД — белково-витаминно-минеральные добавки,

Значение кормления в системе эффективного ведения животноводства

В основе эффективного ведения животноводства лежит рациональная организация производства продукции, и в первую очередь организация полноценного кормления животных. Именно поэтому во всем мире наибольшие средства вкладывают в корма. В себестоимости молока затраты на корма составляют более 45 %, свинины — более 60 %, мяса цыплят-бройлеров — более 70 % и т.д. Неполноценное кормление — основной фактор снижения жизнеспособности, продуктивности и воспроизводительных качеств животных и птиц. Среди причин незаразных болезней животных более 90 % приходится па несбалансированное кормление.

Наличие в академии двух смежных факультетов «зоотехно-логий и агробизнеса» и «ветеринарной медицины» обусловило углубление биологической составляющей учебной программы по дисциплине «Кормление животных». Особое внимание при этом уделяется профилактическому кормлению как главному направлению в работе зооинженеров и ветеринарных врачей. Отсюда вытекает необходимость постоянного совершенствования методики преподавания дисциплины. Регулярно обновляется материал лекций, лабораторных и пракгнческих занятий с учетом достижений отечественной и зарубежной науки и практики в кормлении высокопродуктивных животных.

Сегодня никто не может отрицать то, что предприятия — потребители готовых кормов, комбикормов и кормовых добавок (витаминов, микроэлементов, антиоксидантов, ферментов и др.) не всегда предъявляют объективные требования к качеству предлагаемых рынком продуктов, а многие специалисты-управленцы не обладают необходимыми знаниями по оценке качества и питательной ценности закупаемой продукции. Менеджер* продавец зачастую легко убеждает покупателя в необходимости приобретения корма. Чтобы принять правильное решение, зооинженер и ветеринарный врач сегодня обязаны владеть глубокими теоретическими знаниями и практическим опытом работы с высокопродуктивными животными.

Основная задача дисциплины — обучить студентов научным основам и современным технологиям кормления животных. Реализация этих знаний в практической деятельности позволит специалистам достичь главной цели — обеспечить высокую жизнеспособность, продуктивность и воспроизводительные качества животных. Системный подход к освоению студентами теоретических знаний и практических навыков по кормлению животных и постоянное совершенствование методики преподавания обеспечивает полное соответствие международным критериям, предъявляемым к специалистам, получающим высшее ветеринарное, ветеринарно-биологическое и сельскохозяйственное образование.

Сегодня в штате кафедры три профессора, семь доцентов, два старших преподавателя и ассистент, а также три лаборанта. На кафедре традиционно проводится большая учебно-методическая работа: всего составлено и переработано 37 программ по кормлению сельскохозяйственных животных для вузов и техникумов, опубликовано 24 учебника и учебных пособия. Только за последние годы коллективом кафедры подготовлены и изданы: в 2004 г. — «Практикум по кормлению сельскохозяйственных животных» (для студентов вузов, обучающихся по специальности 310800 «Зоотехния»); в 2005 г. — «Практикум по кормлению животных» (для студентов вузов, обучающихся по специальности 310700 «Ветеринария»), авторы — Л.В.Топорова, А.В.Архипов. Р.Ф. Бессарабова, Н.М. Курилова, Н.Г. Макарцев, И.В. Топорова; в 2007 г. — учебное пособие «Липидное питание, продуктивность птицы и качество продуктов птицеводства», автор A.B. Архипов. В настоящее время на стадии завершения находится учебник «Кормление животных», авторы Л.В. Топорова, A.B. Архипов.

БВМК — белково-витаминно-минеральные концентраты

Дисциплина «Кормление животных» интегральная потому, что объединяет знания, полученные студентами по физике, математике, информатике, неорганической, аналитической, органической, биологической химии, анатомии, физиологии, генетике, кормопроизводству и др.; фундаментальная, т.к. является базовой для понимания физиолого-биохимических процессов, протекающих в организме животного в норме и при патологии. Цель преподавания дисциплины — сформировать у будущего специалиста «профилактическое мышление», которое будет направлено на повышение рентабельности разведения животных.

РВЖ СХЖ. №3. Специальный выпуск-2009

31

Методика преподавания дисциплины

В соответствии с действующей программой курс «Кормление животных» условно разделен на три части. В первую входит изучение показателей оценки качества и фактической питательности кормов для животных, во вторую — научные основы организации полноценного кормления животных, в третью — частное кормление животных и птицы.

Оценка качества и питательности кормов. Теоретическая часть курса, представляемая в лекциях, раскрывает новейшие достижения в области заготовки кормов с высокими питательными свойствами. Сегодня это важнейший лимитирующий фактор увеличения продуктивности животных. Повышение энергетической ценности корма позволяет регулировать потребление животными сухого вещества и достигать его оптимального уровня. Основой для изучения питательности кормов служат их классификация и показатели химического состава. Для освоения этой части на кафедре используют прежде всего натуральные образцы кормов разного качества и большую коллекцию кормов. В процессе обучения студенты осваивают органолептические и химические методы оценки качества кормов. Занятия по этому разделу проходят в специализированных лабораториях кафедры.

Практическими навыками по анализу и оценке качества кормов студенты овладевают при освоении классических методов зоотехнического анализа. На первом этапе они учатся определять содержание сухого вещества и влаги в кормах, используя при этом специальное оборудование: аналитические весы, сушильные шкафы. Содержание жира (липидов) в кормах определяют, применяя классический метод экстракции жира органическими растворителями в аппарате Со-кслета. Что касается изучения состава липидов в кормах, то с методами определения жирно-кислотного состава и классов липидов с помощью оборудования для тонкослойной и газожидкостной хроматографии студенты только знакомятся, а дипломники и аспиранты осваивают их.

Знакомство с протеиновой питательностью кормов начинается с освоения классического метода определения азота и протеина по Кьельдалю. Определение расщепляемости, растворимости протеина и переваримости in vitro сегодня выполняют только аспиранты и дипломники при подготовке квалификационных работ, остальным данные методы лишь демонстрируют. Студенты знакомятся и с методикой определения аминокислотного состава кормов на аминокислотном анализаторе, что крайне важно для понимания основ полноценного протеинового питания животных. Метод определения содержания золы в кормах и отдельных макро- и микроэлементов студенты осваивают, работая в специализированной лаборатории. Количество золы определяют весовым методом после сжигания навески корма в муфельной печи, макроэлементов — с использованием колориметрических, титрометрических методов или на фотометре, микроэлементов — на абсорбционном спектрофотометре. Содержание углеводов в кормах определяют посредством классических методов: содержание клетчатки — по методу Ген-ненберга и Штомана, сахара — по методу Бертрана—Бьери. Более сложные методики определения углеводов — нейтрально- и кислотодетергентной клетчатки, крахмала и других — студенты осваивают в курсе специализации. Знакомство с современными автоматическими анализаторами кормов проводятся в аккредитованных специализированных лабораториях.

Наряду с аналитическими студенты выполняют лабораторные работы, цель которых — изучить питательность кормов, принадлежащих к отдельным группам согласно общепринятой классификации. При этом они используют учебную и справочную литературу. На кафедре разработаны специальные методические пособия и указания для выполнения индивидуальных заданий, предлагаемых преподавателем.

В процессе выполнения заданий у студентов вырабатываются навыки аналитической работы и понимание важности

данных фактического химического состава кормов — основного показателя их питательности: формируются знания о достоинствах и недостатках питательности разных кормов, их влиянии на физиологические функции организма, о методах управления переваримостью и усвоением питательных веществ в организме животных.

Научные основы полноценного кормления животных. Это важнейший раздел для углубления знаний, полученных студентами по биохимии и физиологии пищеварения, и практического их использования при обосновашш полноценного кормления животных, составлении сбачансированных рационов с учетом данных химического состава, питательности, переваримости и усвоения питательных веществ кормов. При его преподавании предпочтение отдается лекциям, подготовленным в форме презентаций. В материалах лекций широко отражены современные научные достижения по совершенствованию системы кормления животных, учтены вопросы физиологам и биохимии питания высокопродуктивных животных. Именно в этом разделе студенты впервые познают пути и механизмы использования животными энергии и питательных веществ кормов, затраты их на различные жизненно важные функции и виды продукции. Для обучения используют видеофильмы.

Лабораторные занятия предполагают выполнение заданий по расчету баланса отдельных элементов питания при использовании полноценных и несбалансированных рационов животным разных видов. Студент при выполнении индивидуальных заданий изучает методы контроля полноценности кормления животных: зоотехнические, физиолого-биохи-мические, экономические. При установлении дефицита элементов питания он описывает признаки их недостаточности, формулирует квалифицированное заключение и разрабатывает мероприятия по оптимизации рационов. Для закрепления знаний служат специальные занятия по теме «Контроль полноценности кормления животных» с использованием подготовленной на кафедре презентации (до 300 слайдов), демонстрирующей признаки несбалансированного кормления животных и птиц. Аналогичное занятие проводят и в условиях производства (на животноводческой ферме).

Частное кормление животных. Современные достижения в области селекции влекут за собой необходимость в более совершенных системах нормированного кормления животных для реализации их генетического потенциала. В основу определения потребностей в энергии, питательных и биологически активных веществах положены специфика обмена веществ и параметрические характеристики животных разных видов, специфика, количество и качество получаемой продукции с учетом условий содержания и эксплуатации животных.

В отличие от действующих сегодня в России рекомендаций по кормлению животных, особенно крупного рогатого скота, в лекциях по нормированному кормлению детально рассматриваются нормирование по фазам лактации и сухостойного периода для высокопродуктивных коров. Особое внимание уделяется нормированию расщепляемого и нерас-щепляемого протеина в рубце, усвояемого в кишечнике протеина, балансу в сухом веществе рациона энергии, легкофер-ментируемых углеводов и структурной целлюлозы, электролитов, концентрации питательных веществ в сухом веществе рациона, соотношению отдельных элементов питания между собой и др. На лекциях освещаются практические методы контроля полноценности кормления крупного рогатого скота: упитанность (по 5-балльной шкале): состояние пищеварения; болезни, связанные с нарушениями обмена веществ: ацидоз, кетоз, смещение сычуга, молочная лихорадка, ламинит, патология родов и послеродовые осложнения и др.

Основная цель лабораторных занятий — обучить студентов методике составления и анализа рационов для животных и птицы разных видов с учетом возраста, уровня продуктивности и хозяйственного использования. При освоении этого

раздела студенты изучают нормы и типы кормления животных, составляют сбалансированные рационы, разрабатывают технологию кормления и методы контроля полноценности и эффектив Iюсти рационов.

Сегодня основным методическим приемом решения сложнейших задач по организации полноценного кормления являются составление оптимального по составу, структуре, питательной ценности и стоимости рациона и реализация его в производстве. С внедрением детализированных норм кормления в середине 80-х годов прошлого века перечень нормируемых показателей питательности рационов увеличился до 40 и более. Главный критерий сбалансированности таких рационов — соответствие физиологическим потребностям животного по объему потребления сухого вещества и концентрации в нем энергии, питательных и биологически активных веществ. В этой ситуации использование компьютерных программ позволяет достигать оптимальной стоимости рационов и обеспечивать повышение рентабельности производства.

На кафедре более 10 лет функционирует специализированный класс, укомплектованный 12 персональными компьютерами, на которых установлены программа «Коралл» (МСХА), программный комплекс «Корм Оптима Эксперт» (ООО «КормоРесурс»), «АгроОптим». Компьютерные программы предназначены для расчета рационов, комбикормов, БВД, БВМД, БВМК и премиксов. Освоение техники работы с компьютерными программами является обязательным при выполнении студентами индивидуальных заданий. В результате на экзаменах около 80 % студентов демонстрируют уверенное владение методикой анализа и составления рационов.

Самостоятельная работа студентов

Половину индивидуальных заданий студенты выполняют вне рамок аудиторных занятий: в библиотеке, лаборатории, домашних условиях. Па кафедре разработаны методические указания и специальные рабочие тетради для записи результатов внеаудиторной работы, которые проверяет и оцен ивает 11 реиодаватель.

Практика

Теоретические знания студенты закрепляют при освоении практических навыков работы по специальности в процессе прохождения учебной, общепрофессиональной и преддипломной практики. В соответствии с методическими указаниями студенты по окончании практики представляют отчет, который защищают на заседании комиссии.

Специализация

Студенты, желающие углубить свои знания, изучить современные достижения отечественной и зарубежной науки и практики но кормлению высокопродуктивных животных, на 4-м и 5-м курсе проходят специализацию по курсу «Биологическая оценка (экспертиза) кормов и научное обоснование кормления высокопродуктивных животных» (500 ч, в т.ч. 250 аудиторных). По этой форме обучения ежегодно студенты готовят свои выпускные квалификационные работы. Ежегодно этот курс заканчивают от 10 до 20 студентов. Многолетний опыт работы по специализации показал, что при такой форме обучения специалисты пользуются спросом в сельскохозяйственном производстве, лабораториях по анализу кормов, в фирмах и на предприятиях, занимающихся внедрением в рационы животных кормовых добавок и премиксов.

SUMMARY

L.V. Toporova, A.V. Arkhipov. Feeding of animals as integral and fundamental discipline. Feeding as an integrated and fundamental discipline is based on biological and technological ones, provides a profound knowledge of students in the field of balanced feeding of animals and prevention of noncontagious diseases.

УДК 614.9

Применение бактерицидного средства нового поколения «Бицин» для дезинфекции

инкубационных яиц кур и ооъектов

ветеринарных клиник

И.И. Кочиш \ М.С. Найденский 2, O.A. Бушина \ Н.В. Пуговкина 5

(кафедра зоогигиены им. А.К. Даниловой)

1 Доктор сельскохозяйственных наук, профессор, член-корреспондент РАСХН.

2 Доктор сельскохозяйственных наук, профессор.

3 Старший преподаватель.

1 Ассистент.

Сокращения: КМАФАнМ — количество колоний мезо-фильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов, КОЕ — колониеобразующие единицы, ЭДТА — этилендиаминтетрауксусная кислота

Введение

Большинство промышленных птицефабрик представляют собой интегрированные предприятия, работающие по принципу «вертикальной связи», что характеризуется значительной концентрацией поголовья птицы на ограниченных площадях и сопровождается резким увеличением числа микроорганизмов, а также возрастанием их патогенности. Постоянное «микробное давление» отрицательно влияет на состояние иммунной системы птицы. Кроме того, микроорганизмы способны размножаться весь период инкубации и, проникая через скорлупу яиц, служить источ-

ником заражения эмбрионов, снижая выводимость яиц и вызывая смертность молодняка в первые дни выращивания [2, 3, 6...8].

В связи с этим санитарно-гигиенические мероприятия и применение экологически безопасных химических средств и физических факторов воздействия являются неотъемлемой частью технологического процесса в птицеводстве [5]. Средства дезинфекции должны быть безопасными для человека, надежно уничтожать микрофлору, загрязняющую поверхность скорлупы яиц, не диффундировать в яичную массу, не оказывать отрицательного влияния на развивающийся эмбрион [1]. Поиск новых эффективных и экологически безопасных препаратов, обладающих пролонгированным действием и способствующих повышению эмбриональной жизнеспособности птицы, — актуальное и экономически оправданное научное направление.

Существует несколько методов стерилизации различного инструментария, применяемого в ветеринарной практике: кипячение в сте-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.