Научная статья на тему 'Коренные народы в инициативах Арктического совета: партнёрство в целях устойчивого развития'

Коренные народы в инициативах Арктического совета: партнёрство в целях устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктический совет / коренные народы Арктики / устойчивое развитие / традиционные знания / молодёжь Арктики / Arctic Council / Arctic Indigenous Peoples / sustainable development / traditional knowledge / Arctic youth

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чистяков Антон Юрьевич

Арктический совет, созданный в 1996 г., является ведущим межправительственным форумом, содействующим сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами, коренными народами Арктики и остальными жителями Арктики по общим арктическими вопросам и, в частности, по вопросам устойчивого развития и защиты окружающей среды Арктики. Организации коренных народов являются постоянными участниками Арктического совета и непосредственно влияют на процесс принятия решений. В статье рассмотрено формирование и развитие равноправного партнёрства Арктического совета с коренными народами. Примерами взаимодействия с коренными народами являются проекты в сфере использования традиционных знаний для устойчивого развития Арктики, охраны здоровья жителей Арктики, развития молодёжи коренных народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indigenous Peoples in Arctic Council Initiatives: Partnerships for Sustainable Development

The Arctic Council, established in 1996, is the leading intergovernmental forum promoting cooperation, coordination and interaction among the Arctic States, Arctic Indigenous peoples and other Arctic inhabitants on common Arctic issues, in particular on issues of sustainable development and environmental protection in the Arctic. Indigenous organizations are participants of the Arctic Council and directly influence decision-making. The article considers the formation and development of an equal partnership of the Arctic Council with Indigenous Peoples. Examples of interaction with Indigenous Peoples are projects in the field of using traditional knowledge for the sustainable development of the Arctic, protecting the health of the Arctic inhabitants, and developing the Arctic youth.

Текст научной работы на тему «Коренные народы в инициативах Арктического совета: партнёрство в целях устойчивого развития»

ЧИСТЯКОВ А.Ю.

Коренные народы в инициативах Арктического совета: партнёрство в целях устойчивого развития

A. CHISTYAKOV

Indigenous Peoples in Arctic Council Initiatives: Partnerships for Sustainable Development

Сведения об авторе:

Чистяков Антон Юрьевич, кандидат исторических наук, доцент, ведущий эксперт компании «ЭтноЭксперт» (Санкт-Петербург) chystyakov@mail.ru

Author:

Anton Yurievich Chistyakov, candidate of Historical Sciences, Leading Expert, «Ethno-

Expert» Ltd (St. Petersburg)

chystyakov@mail.ru

Аннотация

Арктический совет, созданный в 1996 г., является ведущим межправительственным форумом, содействующим сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами, коренными народами Арктики и остальными жителями Арктики по общим арктическими вопросам и, в частности, по вопросам устойчивого развития и защиты окружающей среды Арктики. Организации коренных народов являются постоянными участниками Арктического совета и непосредственно влияют на процесс принятия решений. В статье рассмотрено формирование и развитие равноправного партнёрства Арктического совета с коренными народами. Примерами взаимодействия с коренными народами являются проекты в сфере использования традиционных знаний для устойчивого развития Арктики, охраны здоровья жителей Арктики, развития молодёжи коренных народов.

Abstract

The Arctic Council, established in 1996, is the leading intergovernmental forum promoting cooperation, coordination and interaction among the Arctic States, Arctic

Indigenous peoples and other Arctic inhabitants on common Arctic issues, in particular on issues of sustainable development and environmental protection in the Arctic. Indigenous organizations are participants of the Arctic Council and directly influence decision-making. The article considers the formation and development of an equal partnership of the Arctic Council with Indigenous Peoples. Examples of interaction with Indigenous Peoples are projects in the field of using traditional knowledge for the sustainable development of the Arctic, protecting the health of the Arctic inhabitants, and developing the Arctic youth.

Ключевые слова:

Арктический совет, коренные народы Арктики, устойчивое развитие, традиционные знания, молодёжь Арктики.

Keywords:

Arctic Council, Arctic Indigenous Peoples, sustainable development, traditional knowledge, Arctic youth.

Арктический совет объединяет восемь государств, территорию которых пересекает Северный полярный круг: Данию, Исландию, Канаду, Норвегию, Россию, США, Финляндию и Швецию. Коренные народы расселяются на территории всех арктических государств, за исключением Исландии. Их численность оценивается в несколько сотен тысяч человек: обобщённые данные национальных статистик на начало XXI в. свидетельствовали о 350 тысячах1, тогда как Секретариат коренных народов Севера сообщает на своём сайте о проживании в циркумполярном регионе более 500 тысяч представителей коренных народов2.

Традиционный образ жизни коренных народов Арктики, основанный на оленеводстве, рыболовстве, охоте, морском зверобойном промысле, адаптирован к суровым условиям крайнего Севера. Современные исследователи, анализируя оригинальную систему природопользования коренных народов и связанных с ней культурных явлений, пришли к выводу о существовании уникальной «арктической цивилизации»3. В наши дни освоение Арктики и, в частности, реализация промышленных проектов непосредственно затрагивает интересы коренных народов и делает необходимым установление партнёрских взаимовыгодных отношений между

Arctic Human Development Report. Akureyri: Stefansson Arctic Institute, 2004. P. 29. Arctic Council Indigenous Peoples' Secretariat [Электронный ресурс] URL: https://www. arcticpeoples.com/#intro (дата обращения: 28.06.2022).

Российская Арктика: коренные народы и промышленное освоение / Под ред. В.А. Тишкова. М., 2016. С. 7.

всеми заинтересованными сторонами (государством, бизнесом, НКО, местными общинами).

Проблема сохранения и устойчивого развития коренных народов (не только Арктики, но и иных регионов) признаётся на глобальном уровне. В 2007 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию о правах коренных народов, в которой подчёркивается «необходимость уважать и поощрять неотъемлемые права коренных народов, основанные на их политических, экономических и социальных структурах, а также на их культуре, духовных традициях, истории и философии, особенно их права на свои земли, территории и ресурсы»1. В 2000 г. был учреждён Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов, который является вспомогательным органом Экономического и Социального совета (ЭКО-СОС). Форум предоставляет ЭКОСОС, программам, фондам и учреждениям ООН экспертные консультации и рекомендации, повышает осведомлённость в ООН и содействует интеграции деятельности по вопросам коренных народов, готовит и распространяет информацию о коренных народах2.

Арктический совет, образованный в 1996 г., всегда рассматривал коренные народы как неотъемлемую часть регионального сообщества и следовал практике соблюдения их прав и интересов. Арктический совет определяет себя как «ведущий межправительственный форум, содействующий сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами, коренными народами Арктики и остальными жителями Арктики по общим арктическими вопросам, в частности, по вопросам устойчивого развития и защиты окружающей среды Арктики»3.

Создание Арктического совета было оформлено Оттавской декларацией от 19 сентября 1996 г., которой предшествовала длительная подготовительная работа, в рамках которой уделялось внимание проблематике коренных народов. Ещё в 1991 г. в г. Рованиеми (Финляндия) министры арктических государств подписали Декларацию о защите окружающей среды Арктики и утвердили Стратегию охраны окружающей среды Арктики, которая прямо указала на необходимость

Декларация Организации Объединённых Наций о правах коренных народов // Вебсайт ООН [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/indigenous_rights.shtml (дата обращения: 22.06.2022). Постоянный форум по вопросам коренных народов // Исследовательско-инфор-мационный центр документации коренных народов [Электронный ресурс] URL: https://www.docip.org/ru/korennye-narody-v-oon/postojannyi-forum/ (дата обращения: 22.06.2022).

Арктический совет: Краткое руководство. Секретариат Арктического совета, 2022 (3-е изд.). С. 4.

учитывать при планировании, управлении и развитии традиционные знания коренных народов, их медико-санитарные, социальные, экономические и культурные потребности и ценности, а также учитывать потребности при создании охраняемых природных территорий. Разработчики Стратегии подчеркнули, что документ был подготовлен арктическими государствами при участии коренных народов и основан на отдельных инициативах, предпринятых ранее как отдельными странами, так и коренными народами1. Тем самым коренные народы Арктики признавались активной заинтересованной стороной, позиция которой должна приниматься в расчёт при любой деятельности, затрагивающей окружающую среду. Уже тогда в подготовке стратегии приняли участие в качестве наблюдателей три организации, представляющие интересы коренных народов: Приполярный совет инуитов, Совет саамов, Ассоциация малых народов Севера СССР (впоследствии - Ассоциация коренных малочис-леннных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ).

Оттавская декларация 1996 г. подтвердила стремление подписавших её сторон следовать курсу на устойчивое развитие Арктики, включая экономическое и социальное развитие, защиту природной среды Арктики, здоровья экосистем, поддержание биоразнообразия, сохранения и стабильного использования природных ресурсов. В создании Арктического совета большая роль принадлежала коренным народам. Оттавская декларация прямо упомянула о «признании специального отношения и уникального вклада в освоение Арктики коренных народов и их объединений», о значимости традиционных знаний коренных народов. Составители декларации отметили важность участия в работе по созданию Арктического совета организаций коренных народов - Приполярного совета инуитов, Совета саамов и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ2.

Официальные документы Арктического совета неоднократно повторяли тезис о значении взаимодействия с коренными народами для устойчивого развития Арктики. Одной из заявленных Оттав-ской декларацией предпосылок к созданию совета стало стремление

Стратегия защиты окружающей среды Арктики // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd. ru/document/1902061 (дата обращения: 11.06.2022); Копылов М.Н., Якушева Е.А. Арктическое партнёрство как основа экологической безопасности и устойчивого развития коренных народов Севера (к 10-летию Арктического совета) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2006. № 1 (19). С. 119-120.

Декларация об учреждении Арктического Совета от 19 сентября 1996 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/901880137 (дата обращения: 29.06.2022).

к «организации совместной деятельности по вопросам Арктики», которая требует «активных консультаций с коренными народами и полного привлечения этих народов и их объединений, а также других жителей Арктики к этой деятельности»1. Декларации, принимаемые по итогам министерских сессий2 Арктического совета, подчёркивают «уникальную роль» коренных народов Арктики и организаций, представляющих их в совете3.

Оттавская декларация определила три статуса для участия в работе Арктического совета. Восемь арктических государств являются его членами, а арктические организации коренных народов - постоянными участниками. В работу совета также вовлечены наблюдатели, которыми могут стать неарктические государства, межправительственные и неправительственные организации4. Предоставление статуса постоянных участников организациям коренных народов было обусловлено стремлением обеспечить активное участие коренных народов в работе совета5. Количество постоянных участников ограничено и не должно превышать количество государств-членов. В настоящее время постоянными участниками являются шесть организаций. Приполярный совет инуитов, Совет саамов и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ имели этот статус изначально. Позднее в состав постоянных участников вошли Международная ассоциация алеутов (в 1998 г.), Арктический совет атабасков, Международный совет гвичинов (оба -в 2000 г.)6. Постоянные члены могут участвовать во всех заседаниях и мероприятиях Арктического совета. Для принятия решения по вопросам, которые рассматриваются на проводимых раз в полгода заседаниях Комитета старших должностных лиц Арктического совета (представителей министерств иностранных дел), необходимо выработать единогласную позицию всех государств-членов на основе консенсуса с постоянными

Декларация об учреждении Арктического Совета от 19 сентября 1996 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/901880137 (дата обращения: 29.06.2022). Министерские сессии - встречи на уровне министров иностранных дел, которые проводятся раз в два года (начиная с 1998 г.) и организуются страной-председателем. На этих встречах принимаются декларации, разрабатываются рекомендации, которые предлагается учесть в национальных законодательствах.

См., напр.: Рейкьявикская декларация 2021 года по случаю Двенадцатой министерской сессии Арктического совета // Arctic Council [Электронный ресурс] URL: https:// oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2600/MMIS12_2021_REYKJAVIK_ declaration-RU.pdf?sequence=6&isAllowed=y (дата обращения: 29.06.2022). Вылегжанин А.Н. Арктический совет: статус и деятельность. Доклад № 67/2021. М., 2021. С. 5-6, 21-24.

Арктический совет: Краткое руководство. С. 6.

Левит Л.В. Организации коренных народов Арктики в системе Арктического совета // Система ценностей современного общества. 2014. № 34. С. 115.

участниками. Наличие серьёзных возражений со стороны хотя бы одного постоянного участника блокирует принятие решения1. Таким образом, постоянные участники обладают достаточными полномочиями для отстаивания интересов коренных народов.

Арктический совет первоначально не имел постоянной штаб-квартиры (страна-председатель, которая организует работу совета, меняется каждые два года). Только в 2013 г. был создан Секретариат Арктического совета, который находится в Тромсё (Норвегия) и обладает организационно-техническими полномочиями2. Интересы организаций коренных народов представляет Секретариат коренных народов Севера, созданный ещё в 1994 г. (в соответствии со Стратегией защиты окружающей среды Арктики) и находившийся в Копенгагене. После принятия Оттавской декларации Секретариат продолжил работу в рамках Арктического совета. Его задачами являются содействие участию организаций коренных народов в работе совета, поддержка проводимых мероприятий, обеспечение распространения информации. В 2013 г. было принято решение о переводе Секретариата в Тромсё, реализованное в 2016 г.3

Арктический совет всегда подчёркивал особое значение традиционных знаний коренных народов для своей деятельности, прежде всего в сфере сохранения и устойчивого использования арктических биологических ресурсов. За период его существования под эгидой Арктического совета были подготовлены три юридически обязывающих соглашения: «Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике» (2011), «Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике» (2013), «Соглашение о расширении международного арктического научного сотрудничества» (2017). В двух последних прямо упоминается роль знаний (опыта) коренных народов в решении проблем, возникающих в связи с достижением устойчивого развития Арктической зоны.

Кирунская декларация 2013 г. определила, что «традиционные и местные знания имеют основополагающее значение для устойчивого будущего Арктики», в связи с чем было решено «разработать рекомендации по интеграции традиционных и местных знаний в работу

1 Левит Л.В. Организации коренных народов Арктики в системе Арктического совета // Система ценностей современного общества. 2014. № 34. С. 116.

2 Журавель В.П. Арктический совет: основные вехи развития (к 25-летию образования) // Арктика и Север. 2022. № 46. С. 223.

3 Arctic Council. Indigenous Peoples' Secretariat [Электронный ресурс] URL: https:// www.arcticpeoples.com/#about-ips (дата обращения: 29.06.2022).

Арктического совета»1. Постоянные участники Арктического совета подготовили к 2015 г. «Основополагающие принципы использования традиционных знаний для повышения эффективности деятельности Арктического совета». Этот документ утверждает, что традиционные и научные знания дополняют друг друга, а их правильное совместное использование генерирует новые знания, которые будут способствовать разработке политики Арктического совета и процессу принятию решений. Работа Арктического совета по использованию традиционных знаний должна направляться и контролироваться постоянными участниками, которые будут выявлять носителей традиционных знаний с соответствующим опытом, осуществлять верификацию и передачу анализируемой информации. Активное участие в этой работе постоянных членов обеспечит целостность специализированной информации, не допустит неправильных толкований традиционных знаний и предоставит возможность сформировать «творческие и культурно приемлемые методологии и технологии, которые используют как традиционные знания, так и науку». Документ признал необходимым «объединение систем знаний, включая использование существующих сетей знаний коренных народов, учреждений и организаций, а также разработку обра" 2 зовательных стратегий для расширения взаимопонимания»2.

Постоянные участники сотрудничают с рабочими группами Арктического совета, которых насчитывается шесть: Рабочая группа по устранению загрязнения Арктики (ACAP); Рабочая группа по реализации программы арктического мониторинга и оценки (AMAP); Рабочая группа по сохранению арктической флоры и фауны (CAFF); Рабочая группа по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR); Рабочая группа по защите арктической морской среды (PAME); Рабочая группа по устойчивому развитию в Арктике (SDWG)3.

Проблемы коренных народов являются одним из приоритетов Арктического совета наряду с проблемами охраны окружающей среды, изменения климата, социально-экономического развития, укрепления многостороннего сотрудничества на базе Арктического совета. В числе постоянных направлений деятельности Арктического совета - работа по улучшению физического и психического здоровья коренных народов,

1

Кирунская декларация по случаю Восьмой Министерской сессии Арктического совета 15 мая 2013 года, г. Кируна, Швеция [Электронный ресурс] URL: https:// oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/778/MM08_Kiruna_Declaration_ Rus%283%29.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 29.06.2022). Ottawa Traditional Knowledge Principles // Arctic Council. Indigenous Peoples' Secretariat [Электронный ресурс] URL: https://www.arcticpeoples.com/knowledge#indigenous-knowledge (дата обращения: 29.06.2022). Журавель В.П. Арктический совет... С. 224.

вовлечению коренных народов и местных общин, работа с молодёжью Арктики1. Приоритетные задачи определяет для себя и Секретариат коренных народов. На 2022-2023 гг. таковыми признаны развитие молодёжи коренных народов, языков коренных народов, сотрудничество народов Арктики2.

В качестве примеров можно рассмотреть отдельные проекты, реализуемые в настоящее время в рамках общего курса Арктического совета и имеющие непосредственное отношение к коренным народам. Таким является, в частности, проект 2021-2024 гг. «Цифровизация языкового и культурного наследия коренных народов Арктики» (ведущие участники: Норвегия, Россия, Ассоциация КМНС РФ), который связан с программой объявленного ООН международного десятилетия языков коренных народов (2022-2032). Язык рассматривается как средство коммуникации с коренным населением, значимое для успешного объединения традиционного и научного знания. Кроме того, развитие языков способствует расширению прав и возможностей говорящих на них людей. Участники проекта собирают данные в среде носителей языков, анализируют архивные материалы, осуществляют ГИС-картографирование распространения языков, вовлекают в проведение исследований молодёжь коренных народов. По итогам работы планируется создать интернет-портал и структурированную базу данных по языкам коренных народов Ар-ктики3.

Миграционные процессы, характерные для коренных народов, изучаются в рамках проекта 2021-2023 гг. «Демографический индекс Арктики» (Arctic Demography Index), Проект реализуется на территории России, Финляндии, Норвегии, Канады, Швеции. В перспективе его планируется распространить и на остальные арктические государства4.

С проблемами изменения климата и одновременно здоровья жителей Арктики связан проект 2016-2023 гг. «Оценка чёрного углерода и здоровья населения на уровне общин», ведущие участники которого Международная ассоциация алеутов и США. Арктический совет признаёт, что выбросы

Arctic Peoples // Arctic Council [Электронный ресурс] URL: https://www.arctic-council. org/ru/explore/topics/arctic-peoples/ (дата обращения: 29.06.2022). IPS work plan and budgets for 2022-2023 [Электронный ресурс] URL: https:// static1.squarespace.com/static/58b6de9e414fb54d6c50134e/t/61eab32cbd46a45d7749 3e25/1642771247854/IPS+work+plan+2022-2023.pdf (дата обращения: 29.06.2022). Digitalization of the Linguistic and Cultural Heritage of Indigenous Peoples of the Arctic [Электронный ресурс] URL: https://sdwg.org/what-we-do/projects/digitalization-of-the-linguistic-and-cultural-heritage-of-indigenous-peoples-of-the-arctic/ (дата обращения: 29.06.2022).

Питухина М.А. Исследование миграционных процессов на арктических территориях государств-членов Арктического совета // Арктика - 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020. № 4. С. 90.

2

чёрного углерода негативно воздействуют на состояние климата и создают риски для здоровья местных сообществ. В 2021 г. совет выразил поддержку «коллективной и амбициозной цели по сокращению выбросов чёрного углерода на 25-33 % к 2025 году по сравнению с уровнями 2013 года»1. Участники проекта выявляют степень воздействия выбросов чёрного углерода и во взаимодействии с местными сообществами разрабатывают планы мероприятий, направленных на снижение риска воздействия чёрного углерода на здоровье населения. Консультации с коренным населением особенно важны, так как процесс изменения климата напрямую затрагивает интересы коренных народов Арктики. Документы Арктического совета определяют, что эти народы «относятся к числу тех, кто в наименьшей степени способствует изменению климата, и в то же время они в числе первых наблюдают за его последствиями и подвергаются их влиянию». По этой причине «поддержка действий по сокращению выбросов в отдалённых общинах и общинах коренных народов по всей Арктике может способствовать продвижению наших общих экологических и климатических усилий»2.

Примером взаимодействия с молодёжью является проект 2016-2023 гг. «Молодёжь коренных народов, культура питания и перемены в Арктике» (ведущие участники: Канада, Международная ассоциация алеутов, Норвегия, Россия, Союз саамов), который направлен на поддержание и развитие устойчивого оленеводства в Арктике в условиях изменения климата и глобализации, создание лучшей жизни для оленеводов. Особое внимание уделяется культуре питания, тесно связанной с хозяйственными занятиями. Неслучайно Рейкьявикская декларация 2021 г. определила, что коренные народы Арктики - «наиболее уязвимая группа населения, подверженная воздействию загрязняющих веществ, которые накапливаются в традиционно производимых продуктах питания»3. Проект сосредоточен на вовлечении молодёжи в работу по документации, систематизации и использованию традиционных знаний о культуре питания оленеводческих народов, участии молодёжи в семинарах, мастер-классах. Тем самым проект ставит целью развитие местного потенциала, создание сетевых организаций и использование результатов работы самими молодыми людьми4.

1 Рейкьявикская декларация 2021 года по случаю Двенадцатой министерской сессии Арктического совета // Arctic Counci. [Электронный ресурс] URL: https:// oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2600/MMIS12_2021_REYKJAVIK_ declaration-RU.pdf?sequence=6&isAllowed=y (дата обращения: 29.06.2022).

2 Там же.

3 Там же.

4 Indigenous Youth, Food Knowledge and Arctic Change // Arctic Council [Электронный ресурс] URL: https://www.arctic-council.org/projects/arctic-indigenous-youth-food-knowledge-and-arctic-change-eallu-ii/ (дата обращения: 29.06.2022).

Значимым в развитии молодёжной политики Арктического совета стало проведение в Рованиеми Первого саммита молодых лидеров Арктики, который являлся частью Шестого саммита лидеров коренных народов Арктики (проводятся с 1991 г.). Во время саммита молодые лидеры установили связи и сформировали навыки в области международного сотрудничества, обсудили видение будущего1. В принятой декларации они высказались за право коренных народов сохранять традиционный уклад жизни и развивать традиционные отрасли хозяйства. По их мнению, «любое исследование или освоение ресурсов должно проводиться только после консультации с коренными народами». Молодые лидеры призвали все народы к смещению западного менталитета в сторону менталитета коренных народов. Они выступили за решение всех вопросов, касающихся коренных народов, только при непосредственном участии самих народов, применение принципа свободного, предварительного и осознанного согласия при принятии любых решений, касающихся земель коренных народов, водных ресурсов, воздуха и объектов животного мира2.

В настоящее время Арктический совет продолжает деятельность, направленную на координацию межгосударственного сотрудничества, и остаётся важнейшим совещательным органом для выработки совместных взаимовыгодных решений в сфере развития циркумполярного региона с участием коренных народов. Коренные народы Арктики рассматриваются советом не как объект воздействия, но как равноправные заинтересованные стороны. Они выступают партнёрами, обладающими особыми качествами, необходимыми для реализации политики совета и его проектной деятельности. Позиция организаций, представляющих коренные народы, влияет на принятие решений и их претворение в жизнь. Уникальная роль коренных народов Арктики является базовой характеристикой и сильной стороной Арктического совета.

Arctic Leaders' Youth Summit // Arctic Council. Indigenous Peoples' Secretariat [Электронный ресурс] URL: https://www.arcticpeoples.com/youth#arctic-leaders-youth-summit (дата обращения: 29.06.2022).

Декларация первого саммита молодёжных лидеров коренных народов Арктики 12 ноября 2019 г. [Электронный ресурс] URL: https://static1.squarespace.com/ static/58b6de9e414fb54d6c50134e/t/605c6b9aac2f166709fe32d0/1616669595675/ RUS+ALS6+and+AYL+Declarations.pdf (дата обращения: 29.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.