Научная статья на тему 'Коренные малочисленные народы Якутии: проблемы существования и образования'

Коренные малочисленные народы Якутии: проблемы существования и образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
848
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩЕСТВОВАНИЕ / МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / ОСЕДЛЫЕ / КОЧЕВЫЕ / ДЕМОГРАФИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / МОРАТОРИЙ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тобуков Павел Захарович

Десятки веков назад, наряду со степными кочевыми народами, исчезли и оседлые, более цивилизованные и культурные народы. Причины малоизвестны. Сохранение северо-арктических малочисленных народов Якутии феномен-парадокс. Существование их связано с оленеводством, для которого миграция является специфической чертой. Возможно, это спасло от физического исчезновения народов. В данное время дальнейшее существование уже проблематично. Народ саха был изначально оседлым. Он мог быть истребленным или ассимилированным в своей первоначальной прародине. Спасся благодаря бегству от народов, во главе которых стояли воинственные и агрессивные предводители. В новых суровых условиях выжил, выбрав аласный образ жизни. Главными факторами дальнейшего существования народа саха стали рост численности, образование, конкурентоспособность, ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Small-Numbered Indigenous Peoples of Yakutia: the Problems of Existence and Education

Many centuries ago, along with the steppe nomadic peoples, the sedentary, more civilized peoples also disappeared. The reason of it is not quite known.The survival of the northern Arctic peoples in Yakutia is a phenomenon and paradox. Their survival might be due to the nomadic life style and reindeer herding culture where migration is a specific feature of life. At present time, the further survival is becoming more problematic. The Sakha people have always been sedentary. They might have been wiped out or assimilated on their birthplace land. How did they survive? They had managed to run away from the tribes who had aggressive militant leaders. After that, in new severe conditions the Sakha people survived due to their choice of alaas way of living. The main factors of the further existence of the Sakha people and development are an increased population, education, competitive strength, and responsibility.

Текст научной работы на тему «Коренные малочисленные народы Якутии: проблемы существования и образования»

УДК 1(571.56-81)

П. З. Тобуков

Коренные малочисленные народы Якутии: проблемы существования и образования

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Десятки веков назад, наряду со степными кочевыми народами, исчезли и оседлые, более цивилизованные и культурные народы. Причины малоизвестны. Сохранение северо-арктических малочисленных народов Якутии - феномен-парадокс. Существование их связано с оленеводством, для которого миграция является специфической чертой. Возможно, это спасло от физического исчезновения народов. В данное время дальнейшее существование уже проблематично. Народ саха был изначально оседлым. Он мог быть истребленным или ассимилированным в своей первоначальной прародине. Спасся благодаря бегству от народов, во главе которых стояли воинственные и агрессивные предводители. В новых суровых условиях выжил, выбрав аласный образ жизни. Главными факторами дальнейшего существования народа саха стали рост численности, образование, конкурентоспособность, ответственность.

Ключевые слова: существование, малочисленные народы, оседлые, кочевые, демография, образование, мораторий, ответственность.

P. Z. Tobukov

The Small-Numbered Indigenous Peoples of Yakutia: the Problems of Existence and Education

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. Many centuries ago, along with the steppe nomadic peoples, the sedentary, more civilized peoples also disappeared. The reason of it is not quite known.The survival of the northern Arctic peoples in Yakutia is a phenomenon and paradox. Their survival might be due to the nomadic life style and reindeer herding culture where migration is a specific feature of life. At present time, the further survival is becoming more problematic. The Sakha people have always been sedentary. They might have been wiped out or assimilated on their birthplace land. How did they survive? They had managed to run away from the tribes who had aggressive militant leaders. After that, in new severe conditions the Sakha people survived due to their choice of alaas way of living. The main factors of the further existence of the Sakha people and development are an increased population, education, competitive strength, and responsibility.

Keywords: existence, indigenous peoples, sedentary, nomadic, demographics, education, moratorium, responsibility.

Введение

Перспектива дальнейшего существования коренных малочисленных народов (КМНС) Якутии вызывает сомнение по ряду современных социально-экономических и демографических причин. По данному поводу написано множество статей, монографий, а также организуются научные конференции. Следует подчеркнуть, что государство уделяет постоянное внимание на жизнедеятельность малочисленных народов севера Якутии.

Жизнь КМНС Якутии в прошлом была нелегкой и сегодня остается таковой. Вот потому в данной статье выявлены и проанализированы наиболее актуальные проблемы существования в историческом и современном контексте. При этом центр тяжести моего внимания

ТОБУКОВ Павел Захарович - к. филос. н., профессор Российской академии естествознания. E-mail: philosofiausy@mail.ru

TOBUKOV Pavel Zaharovich - Candidate of Philosophical Sciences, Professor of the Russian Academy of Natural Sciences.

падает на проблемы образования, решение которых в настоящее время неоднозначно для судеб КМНС Якутии. Проблема образования в условиях развития новых технологий и вхождения их в сферу обучения школьников и студентов стала весьма значимой. Разумеется, она затрагивает интересы всех слоев населения и вообще государства. Решение всех возникших проблем образования - задача не одного дня и не одних научных организаций. Включились в эту актуальную область сами учителя школ и преподаватели вузов, публицисты, писатели, политики, экономисты, политологи и т.д.

При этом нет единого мнения; проанализировать, сопоставлять точки зрения авторов в одной статье нет никакой возможности, тем более статья ограничена рамками требований любых изданий.

В какой-то степени появился анархизм во мнениях и даже в методах. Кстати, о таком анархизме писал Пол Фейерабенд в своей прекрасной книге [1]. Есть и другие работы авторов: Ракитова А.А. [2], Шаламова В.И. [3] - эти работы почему-то происходят мимо внимания специалистов, работающих в сфере образования.

Нужен поиск новых методов, хотя не следует пренебрегать апробированными методами в гуманитарных исследованиях, естественно, могут быть полезны некоторые методы мате-магических, физических и других точных, конкретных наук. Но абсолютизировать их никак нельзя. Это говорю, потому что иногда ставят демаркационную линию между наукой и публицистикой, не понимая, что последняя часто дает толчок к формированию и развитию науки.

Проблемы существования коренных малочисленных народов Якутии

Исторический экскурс

В ХХ веке многие западные и отечественные философы обратили внимание на проблемы существования (лат. existential) в социально-историческом плане. Особенно преуспели в данном вопросе французские философы [4], хотя задолго до них сущность человека в свете развития общественных отношений исследована К. Марксом. Французы не заметили марксо-ву идею о сущности человека и потому проблема существования не получила надлежащего решения.

Проблема бытия включает в себя существование не столько отдельной личности, сколько и целого этноса. Поэтому вкратце затрону историю некоторых этносов, начало и конец их исторического времени - генеалогию. Образ такой генеалогии этносов напоминает реально растущее дерево со своими корнями, стволом, ветвями, и оно растет, цветет и чахнет. Такова ли участь малочисленных этносов, живущих в не очень благоприятных природно-климатических условиях Севера и Арктики? Надо особо заметить, что у них кочевой образ жизни. Но мне вспоминаются народы, просуществовавшие когда то, исчезнувшие, канувшие в лету. Например, шумеры, которые как известно, первыми в мире дали письменность. Они строили города с развитой инфраструктурой, на что способны лишь оседлые народы в отличие от кочевых. Их цивилизация была высокоразвитой. Такой образцовый народ исчез в результате воздействия неизвестных нам совокупных причин: то ли деградировал, то ли погиб в войнах или не выдержал природные катаклизмы [5].

Я однозначного ответа не нашел ни у одного из взыскательных западных и отечественных ученых. Но факт то, что шумеры плодились, размножались и развивались их материальная и духовная культура. Тем не менее, они исчезли с лица земли. Какой-то странный, ничем не объяснимый исторический феномен - парадокс: процветающий оседлый народ прервал свое существование. Есть и другой факт, имевший место в истории человечества - это даки [6], которые были тоже оседлым и цивилизованным народом. Тут понятно - конец существования обусловлен беспрерывными войнами, затеваемыми агрессивными политиками более сильной римской империи. Об их биологической или иной форме деградации сказать затруднительно, но война была абсолютной причиной гибели даков. История взаимоотношения римской империи и даков дала этот трагический опыт всем нынешним народам, в том числе малочисленным. Некоторые малочисленные и довольно многочисленные народы, но ведущие кочевой

или полуоседлый образ жизни, находившиеся на стыке варварства и цивилизации, некоторые даже создавшие свою уникальную культуру и цивилизацию, например, этруски, перестали существовать. Они, будучи сами завоевателями более многочисленных народов, имевших более древние традиции и мощный пласт культуры, либо ассимилировались, либо погибли в результате многочисленных набегов и войн. Также с исторической арены исчезли печенеги, половцы, гунны и т.д. Если взять атлантических кельтов, то они все были оседлыми, многие племена из них даже следа не оставили в истории - они уничтожены римскими легионерами - завоевателями. Возможно, ассимилировались, влились в среду более жизнестойких этносов, приняли их культуру, их психический склад - в общем, слились, исчез и язык.

А вот наши кочевые северные малочисленные народы продолжают существовать. Пока, временно? Почему они сохранились до сих пор, за счет чего? Какова перспектива у них: оптимистическое будущее - бесконечное радостное существование или ждет историческая обреченность? Я задаюсь этим вопросом, зная опыт многих кочевых народов. А частично многие ведут оседлый образ жизни в своих национальных улусах, поселках. Но основная форма хозяйственной деятельности - оленеводство, которое возможно при кочевом или в лучшем случае оседло-кочевом образе жизни. Оленеводство - исключительно северная и арктическая форма хозяйственной деятельности, и оно функционирует на значительно широком пространстве. Возможно, это спасло малочисленные народы Севера Якутии от вымирания в историческом прошлом. Цивилизация другого мира ощутимо коснулась их жизни. Они внутренне ощущают разницу между собственной жизнью и жизнью другой цивилизации - более динамичной и обеспечивающей людей удобствами, благами, и т.д. Они чувствуют ущемленность, заброшенность, беспомощность, растерянность - их существование напоминает образ еле тлеющего угля в тесной железной печурке яранги. В наше время жизнь КМНС Якутии в определенной мере осталась далекой от современного уровня цивилизационной жизни оседлых народов. Люди хотят жить в равных условиях, но по объективным и субъективным причинам не могут. Почему? Хотя бы из-за мизерной зарплаты, непомерно высокой стоимости товаров первой необходимости, авиабилетов, топлива и т.д. Место их жизнедеятельности сокращается из-за промышленной экспансии. Это еще больше усложняет существование КМНС при сохранении традиционных форм хозяйственной деятельности. Об этом постоянно говорят сами представители этих народов (на разных уровнях). Но странно то, что некоторые представители из интеллигенции как будто не замечают уровень и качество жизни своих сородичей и потому говорят, например, «эвен без оленя не эвен». Но сами городские эвены живут без оленя и считают себя эвенами. Я понимаю это как один из видов социального парадокса. Последний вызван желанием сохранить традиционную отрасль хозяйствования, а в итоге малочисленные народы в условиях рыночных отношений оказались мало обеспеченными всеми благами цивилизации. Буквально они существуют на периферии современной динамичной цивилизации. Некоторые из интеллигенции с ностальгией вспоминают о льготах советского времени, нужных в первое время вхождения народов в процесс общероссийского развития. Но известно, что миновать естественно-исторический путь развития - это проблема со многими неизвестными. В советское время минование исторических ступеней характеризовалось как феномен исключительно положительный [7]. Такой подход имел под собой чисто политическую платформу.

Некоторые народы в далеком историческом прошлом были кочевыми, но сегодня они, отчасти сохранив кочевой образ жизни, имеют свою государственность, территорию, промышленность и т.д. Это - монголы, когда-то поголовно кочевые, стали оседлыми (симбиозный образ жизни). Разумеется, наших малочисленных народов сопоставить и сравнивать с многочисленными монголами никак нельзя. В Монголии есть один этнос, там нет полиэтнической среды. Да и природно-климатические условия проживания северных этносов и монголов сильно отличаются. Необходимо заметить одну очень важную особенность КМНС Якутии: они не строили города как культурно-экономический центр, что характерно всем типам развитой цивилизации. Они живут в полиэтнической среде.

Народ саха

Он тоже малочисленный, им не достигнут миллионный рубеж. Наша история довольно туманная. Неизвестна начальная фаза генеалогии - где жили, чем занимались и т.д. Если верить автору книги «Предками якутов были арийцы» В.В. Фефелевой [9], то неясностей в нашей истории стало еще больше.

Определенно надо сказать, что народ саха изначально был оседлым, так как уже имел культуру, связанную с коневодством и скотоводством, а также плотническим и столярным делом, металлургией, кузнечным ремеслом, ювелирным искусством, т.е. тем, что называется материальной культурой в широком значении этого слова. Среди других народов - кочевых и оседлых - народ саха в чем-то и в каком-то ремесле был несколько отличен в позитивном плане, его численность тогда была намного больше, чем сегодня. Но почему, имея довольно развитую хозяйственную деятельность, народ саха стал как бы «переселенцем»? Версий много. Я полагаю, что в местах обитания народа саха проживало и пребывало значительное количество разных племен, народов, среди них были воинственные с развитыми геополитическими устремлениями - это, безусловно, монголы. А если предположить арийское происхождение, то народ саха столкнулся с народами Малой Азии, которые в экономическом, демографическом отношении намного превосходили народ саха. Надо еще учесть, что у этих народов была более устойчивая развитая форма самоуправления, чем обусловлена их сплоченность, естественно, религиозное и политическое сознание находилось на более высоком уровне. Живя рядом и среди этих мощных в хозяйственном отношении развитых народов, саха оказался более раздробленным, междуплеменные противоречия ослабляли народ саха. Воинственные народы вынудили народ саха искать и искать другие «спокойные» места. Безусловно, это оказало пагубное влияние на демографический процесс.

Север - новое местообитание народа саха, где жили и другие племена, история которых до сих пор, как и наша, неопределенна. Наверное, во главе саха стояли очень дальновидные и мудрые, смелые предводители, благодаря их предводительству народ саха поселился на этом обширном крае и освоил его. Ареал расселения оказался уникальным - ни одному народу в далеком прошлом не удалось занимать столь обширное пространство, равное почти всей Восточной Сибири. У саха сложился особый тип жизни - это аласный. Видимо, в исторической памяти сохранилась междоусобица, поэтому стихийно был выбран аласный тип жизни. При этом аласная жизнь очень удобна таежному скотоводству. Особенность аласной жизни формировала наш менталитет и психический склад: скрытность и вместе с тем гостеприимство, деликатность и т.д.

Да, мы жили аласно. Как раз это спасло нас, во-первых, от внутренних раздоров, во-вторых, от уничтожения целого народа внешними врагами в одном единственном сражении. Эта часть истории нашего народа мало исследована, потому покрыта мраком.

Неизвестно, в частности, за что нас другие народы до «переселения» возненавидели. Ведь именно ненависть заставляет презирать и в конце концов уничтожить, истребить, стереть с лица Земли (В XX в. Гитлер ставил задачу уничтожить всех евреев, восточных славян, в том числе русских. Он писал, что за 30 лет не должно быть ни одного русского, за 6 лет - поляков. Жаль, что эти чудовищные замыслы фашистов Германии начисто забыты молодежью Западной Украины и Польши).

Спасение народа саха от полного уничтожения - это уйти и быть подальше от враждебно настроенных кочевых и оседлых народов. Это было своеобразное историческое отчуждение саха, спасшее его.

Нынче народ саха вместе с другими малочисленными народами Севера Якутии живет в новых социально-экономических условиях. Поскольку все малочисленные народы живут под патронажем государствообразующего русского народа, поскольку мы все еще нуждаемся в постоянном внимании и помощи. Это не столько юридический, сколько нравственный категорический императив, на основе чего строится взаимоотношение многочисленных и

малочисленных народов. При этом КМНС Якутии ни коим образом нельзя воспринимать как иждивенцев, живущих за счет подачки.

Демографическая картина народа саха и КМНС Якутии: прогноз

Жизнь коренных народов, живущих с какого-то времени до XVII века не отличалась особой динамикой. Но, начиная с XVII в., она столкнулась с иной культурой, иной цивилизацией. Самоуправление подверглось воздействию со стороны посланников самодержавия, а затем скорректировано после 1917 года советской властью, последняя проводила политику ускоренного развития малочисленных народов Севера, пребывавших на стадии примитивного, так называемого «азиатского способа производства», более того, его северо-арктического типа, о котором нет соответствующей теории.

При воздействии динамичной культуры на архаичную вопрос о перспективе, будущем коренных народов Севера приобретает особую актуальность. Речь идет об историко-этнической судьбе, которая всегда чем-то предопределена, в особенности какими-то факторами устойчиво действующего характера.

Будущее малочисленных народов, в том числе народа саха, неразрывно связано с демографическим процессом. Сегодня заметен следующий факт: рождаемость коренных малочисленных народов почти топчется на одном уровне, детская смертность пока не искоренена. Пропорция между представителями обоих полов такова: численность женского пола значительно превышает численность мужского. При этом число незамужних и разведенных заметно растет, этому способствуют общеизвестные причины или факторы. Одна из причин демографического неблагополучия - это интенсивная внутренняя миграция населения из сельской местности в города Якутии. Цель мигрирующего населения - трудоустроиться. У него стандартный стереотип - в городах хорошо зарабатывают, хотя это миф.

Результат - простое воспроизводство или даже отсутствие сего. Известно, что будущее связано с расширенным воспроизводством, только такое воспроизводство увеличивает численность народонаселения. Последнее невозможно без развитой сети здравоохранения (это сегодня). Вторая причина: ^ девушек, получивших высшее образование, значительно выше интеллекта юношей, что отрицательно сказывается на выбор девушками своих спутников жизни из числа соплеменников. Поэтому девушки с большей охотой выходят замуж за представителей других наций. Этот факт всем известен. Количество разведенных нежелательно больше.

Почему ^ у девушек выше? Почему парни отстают в своем Как показали данные междисциплинарного подхода, девочки физиологически созревают быстрее мальчиков и, соответственно, их психическое развитие. Но до определенного периода, а затем наступает как бы тождество в развитии представителей обоих полов. Думаю, что девочки более любопытны, любознательны в вопросах сексуального типа. Возможно, это становится фактором, замедляющим дальнейший рост ^ девочек, хотя сказанное не следует воспринимать в абсолютно негативных значениях. Еще надо заметить, что определенный процент представителей женского пола в силу особенностей их физиопсихологического развития проявляет способности и талант к гуманитарным наукам и вообще, там, где мало требуется аналитики, детализации (как в точных и технических науках) - это мое личное мнение вызовет негативную реакцию у определенной части сторонников гендерного подхода. В школах учителя замечают этот факт, а я в вузе тоже столкнулся с этим явлением: в северном отделении почти 100% студентов - девушки, а вообще в гуманитарных институтах Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова большинство студентов - девушки. Все они по окончанию вуза (большинство) имеют неплохой образовательный и социальный статус. Им строить семейную жизнь намного труднее. Последствия известны. Третья причина: северные и арктические малочисленные народы нуждаются в технических рабочих кадрах, но после окончания ссузов, вузов молодые люди не всегда бывают востребованными там, где они родились. А если они трудоустроены, то не становятся постоянными местными кадрами по ряду известных причин. Вот

потому они восполняют ряды одиноких, незамужних и, отчасти, неженатых. Эта же картина характерна и для представителей народа саха.

О конкурентоспособности

Известно, выживают и процветают народы, могущие успешно конкурировать с другими более многочисленными оседлыми, организованными, создавшими свои специфические цивилизации. Возьмите, например, евреев, живших среди первых высокоразвитых египтян, превосходивших евреев численностью, развитой государственностью, и имевших в наличии такое негативное явление, как рабство. Кстати, у евреев последнего, на мой взгляд, не было. Это могло способствовать разрыву с египетским миром, который держался и процветал в большей степени на труде рабов.

В мире, как мне представляется, нет более сплоченного народа, который буквально до недавнего времени имел трагическую судьбу - сколько изгнаний, блужданий, геноцидов и тихой, порой открытой ненависти, терпел этот сильный духом народ. Он выжил и сегодня процветает благодаря сплоченности, основанной на том, что в их исторической памяти сохранились идеи своих мудрых первоотцов. Выжил и процветает благодаря взаимопомощи и сильно развитому интеллекту [4].

Для всех нас этот народ должен служить примером стойкости духа, выживаемости, целеустремленности в достижении поставленной цели и способности адаптироваться в любой среде. Зная все эти качества евреев, я читал книги главаря фашистской Германии А. Гитлера «Моя борьба» в 2-х частях, Гиммлера «Эсэсовец и вопрос крови». Хотелось узнать идеологию фашизма и как главари фашизма манипулировали психологией масс. По этому вопросу были глубокие исследования ученых [9]. Они, фашисты, считали главными врагами германского народа «еврейство и коммунизм» [10].

В массовом сознании огромной части немецкой нации идеи Гитлера стали стержневыми. Считаю, что эту часть немцев абсолютно не волновали репрессии, проводимые третьим рейхом в отношении к еврейскому народу и немецких коммунистов. А что было бы, если бы победил фашизм немецкий и итальянский - исчезли бы с лица Земли многие народы как «унтер-меншны». Совершилась бы так называемая тотальная «чистка», уничтожение «неполноценных рас» ради благополучия арийской расы, которую фашисты считали «высшей» [11]. После поражения Германии идеология фашизма пышным цветом расцветала в США, где ставили демаркационную линию между «белыми» и «цветными». Сегодня подобная стратегия считается анахронизмом, но тем не менее она приобрела другую направленность, она превратилась в русофобию, которой заражен почти весь западный мир.

Евреи спасены, они уже сегодня заняли, благодаря своим сверхусилиям, все ключевые направления. Что дальше случится - умалчиваю. Но факт то, что евреи дали всем нам, малочисленным оседлым народам, яркий пример конкурентоспособности, прежде всего, в интеллектуальной деятельности, которую следует начинать в семье, школе, чего у нас не замечаю. Не замечаю, как реальный феномен, формируемый в семье, школьном и вузовском образовании.

Заключение

Проблема дальнейшего существования КМНС Якутии и народа саха отличается особой актуальностью в современной полиэтнической республике. Она включает в себя целый пласт жизненно важных вопросов, для решения которых должны обратить внимание такие науки, как социология, политология, экономика, философия. Можно сделать следующие выводы общего характера:

- существование и физическое исчезновение оседлых и кочевых народов - историческая закономерность, действующая в условиях столкновения различных цивилизаций и культур, находящихся на разных стадиях социально-исторического, экономического развития;

- формы хозяйственной деятельности определяют численность этноса. В этом отношении скотоводческие, оленеводческие народы исторически обречены на «малочисленность». XXI век для них - решающий в их судьбе, так как эти народы соприкоснулись с высшей стадией развития технологической цивилизации;

- интеграция КИ^С в эту цивилизацию с ее материальными и духовными ценностями

- гарант дальнейшего существования и процветания при бережном отношении природных факторов существования;

- фактором сохранения и устойчивого развития всех KMНС Якутии является улучшение демографической динамики этих народов, чему мешают многие внутренние закономерно формирующиеся процессы, затрагивающие различные аспекты жизни, включая образование, медицину;

- важнейшую роль в дальнейшем успешном существовании играет конкурентоспособность специалистов из числа KMНС Якутии.

Литература

1. Пол Фейерабенд. Против метода. Очерки анархистской теории познания. - M.: Хранитель, 2007.

- 413 с.

2. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. Системный подход. - M.: ^иль, 1977. - 270 с.

3. Шаламов В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, рекламы, социологии, экономики, психологии, культурологии. - M.: Омега-Л, 2004. - 272 с.

4. Альбер Камю. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - M.: Изд-во политической литературы, 1990. - 415 с. Жан Поль Сартр. Тошнота. Избранные произведения. - M.: Республика, 1994.

- 495 с.

5. Самюэль Крамер. Шумеры. Первая цивилизация на Земле / пер. с англ. А.В. Mилосердовой - M.: ЗАО Центрполиграф, 2012. - 383 с.

6. Терри Джонс. Цивилизация варваров. - M.: Алгоритм, 2014.

7. Луковцев В.С. Mинуя тысячелетия: О социалистическом развитии народов Севера. - M.: Mbira^ 1982. - 176 с.

8. Фефелова В.В. Предками якутов были арийцы. - Красноярск: ОАО «ПИК ОФСЕТ», 2014. - 223 с.

9. Райх В. Психология масс и фашизм. - Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997. - 380 с.

10. Гитлер. Mоя борьба. Файл «ЕРЦВ», 1305 кб.

11. Гиммлер. Эсэсовец и вопрос крови. Файл «ЕРЦВ», 367 кб.

References

1. Pol Fejerabend. Protiv metoda. Ocherki anarhistskoj teorii poznaniya. - M.: Hranitel', 2007. - 413 s.

2. Rakitov A.I. Filosofskie problemy nauki. Sistemnyj podhod. - M.: Mysl', 1977. - 270 s.

3. SHalamov V.I. Sovremennyj kontent-analiz. Prilozheniya v oblasti: politologii, reklamy, sociologii, ehkonomiki, psihologii, kul'turologii. - M.: Omega-L, 2004. - 272 s.

4. Al'ber Kamyu. Buntuyushchij chelovek. Filosofiya. Politika. Iskusstvo. - M.: Izd-vo politicheskoj literatury, 1990. - 415 s. ZHan Pol' Sartr. Toshnota. Izbrannye proizvedeniya. - M.: Respublika, 1994. - 495 s.

5. Samyuehl' Kramer. SHumery. Pervaya civilizaciya na Zemle / per. s angl. A.V. Miloserdovoj - M.: ZAO Centrpoligraf, 2012. - 383 s.

6. Terri Dzhons. Civilizaciya varvarov. - M.: Algoritm, 2014.

7. Lukovcev V.S. Minuya tysyacheletiya: O socialisticheskom razvitii narodov Severa. - M.: Mysl', 1982.

- 176 s.

8. Fefelova V. V. Predkami yakutov byli arijcy. - Krasnoyarsk: OAO «PIK OFSET», 2014. - 223 s.

9. Rajh V. Psihologiya mass i fashizm. - Sankt-Peterburg: Universitetskaya kniga, 1997. - 380 s.

10. Gitler. Moya bor'ba. Fajl «ERUV», 1305 kb.

11. Gimmler. EHsehsovec i vopros krovi. Fajl «ERUV», 367 kb.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.