Научная статья на тему 'КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ'

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
178
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СТРЕСС / СТРЕСС-ФАКТОРЫ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Татьянина Л.Г., Вахнин Н.А., Сазонова Н.Н., Сорокин С.И.

Цель исследования - выявить взаимосвязь между копинг-стратегиями и уровнем эмоционального выгорания у студентов-спортсменов. Методика и организация исследования. В качестве методов исследования применялись: опросник «Эмоциональное выгорание» (автор В.В. Бойко); методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (авторы С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т.А. Крюковой), методика определения психофизического потенциала организма (авторы Г.В. Руденко, Ю.А. Дубровская, И.В. Бобров). В исследовании приняли участие 92 студента 2-4 курсов вузов г. Санкт-Петербурга в возрасте от 19 до 22 лет, активно участвующие в спортивных соревнованиях по плаванию и лыжным гонкам. Результаты исследования и выводы. Определен высокий риск формирования симптомокоплекса эмоционального выгорания студентов-спортсменов. Выявлены взаимосвязи между используемыми копинг-стратегиями и уровнем эмоционального выгорания студентов. Полученные результаты исследования указывают на то, что механизмы копинг-стратегий и стрессоустойчивость личности взаимосвязаны и влияют на адаптационный потенциал личности. Использование в качестве механизма совладания со стрессовыми ситуациями проблемно-ориентированных копинг-стратегий является более эффективным, чем использование копинг-стратегий «эмоционально-ориентированных», «отвлечения» и «избегания», которые дают индивиду временное облегчение, но не направлены на устранение стрессовой ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Татьянина Л.Г., Вахнин Н.А., Сазонова Н.Н., Сорокин С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING STRATEGIES OF STUDENT-ATHLETES WITH DIFFERENT LEVEL OF EMOTIONAL BURNOUT

Objective of the study was to reveal the relationship between coping strategies and the level of emotional burnout among student-athletes. Methods and structure of the study. The following research methods were used: the questionnaire "Emotional burnout" (author V.V. Boyko); method "Coping behavior in stressful situations" (authors S. Norman, D. Endler, D. James, M. Parker, adapted by T.A. Kryukova), method for determining the psychophysical potential of the body (authors G.V. Rudenko, Yu .A. Dubrovskaya, I.V. Bobrov). The study involved 92 2nd-4th year students of St. Petersburg universities aged 19 to 22 who actively participate in sports competitions in swimming and cross-country skiing. Results and conclusions. A high risk of developing a symptom complex of emotional burnout in student-athletes was determined. Relationships between the used coping strategies and the level of emotional burnout of students are revealed. The results of the study indicate that the mechanisms of coping strategies and stress resistance of an individual are interrelated and affect the adaptive potential of an individual. The use of problem-oriented coping strategies as a mechanism for coping with stressful situations is more effective than the use of “emotionally oriented”, “distraction” and “avoidance” coping strategies, which give the individual temporary relief, but are not aimed at eliminating the stressful situation.

Текст научной работы на тему «КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

УДК/UDC 159.9.072

Поступила в редакцию 18.01.2023 г.

Информация для связи с автором: remizova_ss@pers.spmi.ru

Кандидат психологических наук Л.Г. Татьянина1 Кандидат философских наук, доцент Н.А. Вахнин1 Кандидат философских наук, доцент Н.Н. Сазонова1 Кандидат философских наук, доцент С.И. Сорокин1 1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

COPING STRATEGIES OF STUDENT-ATHLETES WITH DIFFERENT LEVEL OF EMOTIONAL BURNOUT

PhD L.G. Tatyanina1

PhD, Associate Professor N.A. Vakhnin1 PhD, Associate Professor N.N. Sazonova1 PhD, Associate Professor S.I. Sorokin1 1Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg

Аннотация

Цель исследования - выявить взаимосвязь между копинг-стратегиями и уровнем эмоционального выгорания у студентов-спортсменов. Методика и организация исследования. В качестве методов исследования применялись: опросник «Эмоциональное выгорание» (автор В.В. Бойко); методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (авторы С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т.А. Крюковой), методика определения психофизического потенциала организма (авторы Г.В. Руденко, Ю.А. Дубровская, И.В. Бобров). В исследовании приняли участие 92 студента 2-4 курсов вузов г. Санкт-Петербурга в возрасте от 19 до 22 лет, активно участвующие в спортивных соревнованиях по плаванию и лыжным гонкам.

Результаты исследования и выводы. Определен высокий риск формирования симптомокоплекса эмоционального выгорания студентов-спортсменов. Выявлены взаимосвязи между используемыми копинг-стратегиями и уровнем эмоционального выгорания студентов. Полученные результаты исследования указывают на то, что механизмы копинг-стратегий и стрессоустой-чивость личности взаимосвязаны и влияют на адаптационный потенциал личности. Использование в качестве механизма совладания со стрессовыми ситуациями проблемно-ориентированных копинг-стратегий является более эффективным, чем использование копинг-стратегий «эмоционально-ориентированных», «отвлечения» и «избегания», которые дают индивиду временное облегчение, но не направлены на устранение стрессовой ситуации.

Ключевые слова: копинг-стратегии, эмоциональное выгорание, стресс-факторы, стрессоустойчивость, модели поведения.

стресс,

Abstract

Objective of the study was to reveal the relationship between coping strategies and the level of emotional burnout among student-athletes. Methods and structure of the study. The following research methods were used: the questionnaire "Emotional burnout" (author V.V. Boyko); method "Coping behavior in stressful situations" (authors S. Norman, D. Endler, D. James, M. Parker, adapted by T.A. Kryukova), method for determining the psychophysical potential of the body (authors G.V. Rudenko, Yu .A. Dubrovskaya, I.V. Bobrov). The study involved 92 2nd-4th year students of St. Petersburg universities aged 19 to 22 who actively participate in sports competitions in swimming and crosscountry skiing.

Results and conclusions. A high risk of developing a symptom complex of emotional burnout in student-athletes was determined. Relationships between the used coping strategies and the level of emotional burnout of students are revealed. The results of the study indicate that the mechanisms of coping strategies and stress resistance of an individual are interrelated and affect the adaptive potential of an individual. The use of problem-oriented coping strategies as a mechanism for coping with stressful situations is more effective than the use of "emotionally oriented", "distraction" and "avoidance" coping strategies, which give the individual temporary relief, but are not aimed at eliminating the stressful situation.

Keywords: coping strategies, emotional burnout, stress, stress factors, stress resistance, behavior patterns.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Введение. Современные концепции эмоционального выгорания трактуют его как многомерный феномен, как специфическую форму деформации личности, как комплекс психологических, психофизиологических и поведенческих компонентов, вызванных продолжительным стрессом и неблагоприятной реакцией на них [3]. Совладание со стрессом является ключевым механизмом адаптации человека к изменяющимся социальным условиям и требуют от него активных, гибких, эффективных способов совладания. Психологическое значение копинга (механизма преодоления) заключается в том, чтобы насколько возможно эффективней адаптировать индивида к сложным для него ситуациям через овладение, ослабление или смягчение требований ситуации, тем самым снижая стрессовое влияние ситуации.

В современной психологии популярны три модели копинг-поведения личности. Первая модель основана на психоана-

литических традициях анализа копинг-поведения и поиска эффективного адаптивного ответа индивида на стрессовые ситуации (Haan, 1977). Вторая модель (Анциферова, 1994) трактует копинг-поведение с позиций психологии личности. В данной модели копинг-механизмы - это относительно устойчивые стратегии совладания с ситуацией, на которые большое влияние оказывают индивидуально-психологические особенности личности [4]. Третья, ситуационная модель основана на теоретических положениях когнитивной психологии, где копинги рассматриваются как стратегии преодолевающего поведения в стрессовой ситуации, то есть ситуация является определяющей в рассмотрении копинга [6]. Для каждой из моделей копинг-поведения характерны определенные недостатки, что создает необходимость в дальнейших исследованиях, которые расширят представления об особенностях формирования и использования психологических механизмов совладающего поведения.

Как известно, спортивная деятельность сопряжена со множеством стресс-факторов (повышенные физические и эмоциональные нагрузки, высокая интенсивность тренировок, подготовка к соревнованиям, стремление к победе, контроль эмоций и др.), которые оказывают негативное влияние на результаты и эффективность деятельности [5]. Длительные стрессы, испытываемые спортсменами, негативно сказываются на их самочувствии, работоспособности, социальных контактах, что может привести к истощению организма, риску возникновения заболеваний, уходу из спорта [4].

В современной научной литературе на сегодняшний день остаются малоизученными вопросы, связанные с влиянием механизмов адаптации на риск возникновения эмоционального выгорания спортсменов. В этой связи исследование адаптивных копинг-стратегий спортсменов, взаимосвязи механизмов совладания и риска возникновения у них эмоционального выгорания представляется актуальным.

Цель исследования - выявить взаимосвязи между ко-пинг-стратегиями и уровнем эмоционального выгорания у студентов-спортсменов.

Методика и организация исследования. В процессе изучения приняли участие студенты, обучающиеся на различных факультетах вузов г. Санкт-Петербурга и активно участвующие в спортивных соревнованиях по плаванию и лыжным гонкам. Исследование охватило 92 студента в возрасте от 19 до 22 лет (55 юношей и 37 девушек).

Изучение уровня эмоционального выгорания студентов было проведено с помощью опросника «Эмоциональное выгорание» В. В. Бойко. Согласно концепции В. В. Бойко, эмоциональное выгорание трактуется как «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» (Бойко, 1999). Первая фаза выгорания - фаза «напряжения» - «запускает механизм» формирования симптомокомплекса эмоционального выгорания, отличается динамикой, постоянством и усилением воздействия психотравмирующих факторов. Данная фаза выражается в следующих симптомах: 1) переживание психотравмирующих обстоятельств - процесс, когда события, связанные с учебой, оказывают на студента психотравмиру-ющее воздействие; 2) неудовлетворенность собой - симптом, проявляющийся в чувстве собственной несостоятельности, в чувстве недовольства своей специальностью, занимаемой должностью, выполняемой работой; 3) «загнанность в клетку» - ощущение безысходности у студентов, состояние «интеллектуально-эмоционального тупика»; 4) тревога и депрессия, вызванные учебной деятельностью [1-3].

Вторая фаза - «резистенции», то есть сопротивления нарастающему воздействию психотравмирующих факторов. На этой фазе, по мнению В. В. Бойко, проявляются такие симптомы: 1) избирательное и неадекватное эмоциональное реагирование (когда у индивида снижается способность между адекватным проявлением эмоций и неадекватным эмоциональным реагированием);

2) эмоционально-нравственная дезориентация (неспособность студента вовремя проявлять свои эмоции или проявлять их в достаточной мере, что проявляется в некоторой отстраненности, грубости и холодности в отношении людей, связанных с учебой);

3) «расширение сферы экономии эмоций» (расширение сферы эмоционального безучастия за пределы профессиональной или учебной деятельности на личные отношения (семью, друзей и т.д.); 4) «редукция профессиональных обязанностей», то есть отстранение от обязанностей, требующих эмоциональных затрат.

Третья фаза - фаза «истощения» - является заключительным звеном в формировании синдрома эмоционального выгорания. Данная фаза связана с упадком физических и моральных сил у студента, а также с ослаблением нервной

системы и характеризуется симптомами: 1) «эмоциональным дефицитом» - отсутствием чувства сострадания, сопереживания и соучастия к другим людям (особенно связанных с учебой), редкостью получения положительных эмоций, а также невозможностью эмоционально поддержать других людей; 2) «эмоциональной отстраненностью» - практически полным отстранением эмоций от учебной деятельности; 3) «личностной отстраненностью (деперсонализацией)» - дегуманизацией, полном или частичным отсутствием интереса к проблемам или просьбам других людей; 4) «психосоматическими и психовегетативными нарушениями» - симптомами, которые негативно сказываются на психике и физическом состоянии студента [3].

С помощью методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т. А. Крюковой) были изучены стратегии совладающего поведения, используемые студентами в сложных и стрессовых ситуациях. В методике авторы выделяют пять основных копинг-стратегий личности: эмоционально-ориентированные (направленные на проявление эмоций в стрессовых ситуациях); проблемно-ориентированные (связанные с решением проблемы и изменением сложившейся ситуации); ориентированные на избегание (характеризующиеся отрицанием проблемы); копинг-стратегии «отвлечения» (связанные с абстрагированием от проблемы и направленностью своих сил и эмоций в другой род деятельности); поиска социальной поддержки (направленные на общение с близкими и окружающими людьми) [4].

Результаты исследования и их обсуждение. С помощью опросника «Эмоциональное выгорание» В. В. Бойко были вычислены уровни эмоционального выгорания. Выявлено, что только 48,6% студентов не обнаруживают симптомов эмоционального выгорания. У другой половины студентов либо имеются начальные симптомы «выгорания», либо симптомы «выгорания» находятся на стадии формирования. Так, фаза «напряжения» с характерным для нее тревожным состоянием оказалась сформирована у 27% студентов, у 24,3% студентов она находится в стадии формирования. Фаза «резистенции» с соответствующими ей симптомами сформировалась у 16,2% студентов и находится на стадии формирования у 18,9% студентов. Заключительная фаза выгорания - «истощение», с характерным для нее симптомокомплексом, обнаружена у 10,8% студентов, у 16,0% студентов она в стадии формирования.

Поскольку на основании тестовых показателей [5] средние арифметические значения уровней эмоционального выгорания у студентов, занимающихся лыжными гонками и плаванием, довольно близки друг другу, мы разделили всю выборку участвующих в исследовании респондентов по набранному количеству баллов на три примерно равные группы - студенты с высоким, средним и низким уровнем эмоционального выгорания.

С помощью коэффициента корреляции Пирсона нами проведен анализ взаимосвязей между уровнями эмоционального выгорания и копинг-стратегиями студентов.

У студентов, не имеющих симптомов эмоционального выгорания, преобладают проблемно-ориентированные копинг-стратегии р= 0,45, при р<0,05) и копинг-стратегии поиска социальной поддержки р =0,43, при р<0,04), которые характеризуются когнитивной переработкой информации, направленностью на изменение ситуаций, на общение с окружающими и близкими людьми.

У студентов с высоким и средним уровнями эмоционального выгорания преобладают копинг-стратегии, ориентированные на избегание р =0,42, при р<0,05) и отвлечение р =0,65, при р<0,03), что говорит об их стремлении к избеганию проблемы, абстрагированию от нее, уходу от ответственности за ее решение. Обнаружены отрицательные взаимосвязи высокого уровня эмоционального выгорания с копинг-стратегиями, направленными на поиск социальной поддержки р= -0,42, при р<0,01) при пре-

№3 • 2023 Март | МагсГ:

http://www.teoriya.ru

обладании эмоционально-ориентированных копинг-стратегий (R=0,36, при p<0,05), которые характеризуются выраженными проявлениями эмоций, мыслей и действий с целью снизить влияние стресс-факторов. Однако подобные действия дают временное чувство облегчения и не направлены на изменение стрессовой ситуации.

Выводы. Студенты с высоким уровнем эмоционального выгорания обнаруживают склонность к пассивной адаптации к стрессовым факторам деятельности и в качестве стратегий совладания предпочитают использовать эмоционально-ориентированные копинги, а также копинги, ориентированные на избегание ситуаций и отвлечения от них. Студенты, не имеющие симптомов эмоционального выгорания, и с низкой расположенностью к нему в сложных и стрессовых ситуациях склонны использовать проблемно-ориентированные копинг-стратегии и копинги поиска социальной поддержки.

Таким образом, обнаружены тесные взаимосвязи между стрессоустойчивостью личности и используемыми ею механизмами совладания: чем выше стрессоустойчивость спортсмена, тем чаще им применяются активные копинг-стратегии - проблемно-ориентированные и поиска социальной поддержки. В этой связи важным звеном в психологической подготовке спортсменов является формирование и развитие у них проактивных преодолевающих стратегий, эффективных моделей поведения, способности к поиску ресурсов, помогающих преодолеть стрессовые ситуации.

Литература

1. Вахнин Н.А. Роль физической культуры и спорта в удовлетворенности студентов обучением в вузе / Н.А. Вахнин, А.Б. Маховиков,

В.В. Шарок // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 4. - С. 28-30.

2. Вахнин Н.А. Социально-психологическая оценка спортивной деятельности как фактора удовлетворенности студентов обучением в вузе / Н.А. Вахнин, А.Б. Маховиков, В.В. Шарок // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 3. - С. 43-45.

3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова.

- СПб.: Питер, 2010.

4. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: психодиагностика и профилактика. 2 изд. / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2009.

5. Руденко Г.В. Методика определения психофизического потенциала организма / Г.В. Руденко. Ю.А. Дубровская, И.В. Бобров // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 4. - С. 8-10.

References

1. Vakhnin N.A., Makhovikov A.B., Sharok V.V. Rol fizicheskoy kultury i sporta v udovletvorennosti studentov obucheniyem v universitete [Rating students' satisfaction with academic service quality on the whole and physical education and sport service in particular]. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2019. No. 4. pp. 28-30.

2. Vakhnin N.A., Makhovikov A.B., Sharok V.V. Sotsialno-psikhologiches-kaya otsenka sportivnoy deyatelnosti kak faktora udovletvorennosti studentov obucheniyem v vuze [Socio-psychological evaluation of sports activity as factor of students' satisfaction with university academic service]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 3. pp. 43-45

3. Vodopyanova N.E. Psikhodiagnostika stressa [Psychodiagnostics of stress]. St. Petersburg: Piter publ., 2010.

4. Vodopyanova N.E., Starchenkova E.S. Sindrom vygoraniya: psikho-diagnostika i profilaktika [Burnout syndrome: psychodiagnostics and prevention]. 2nd ed. St. Petersburg: Piter publ., 2009.

5. Rudenko G.V., Dubrovskaya Yu.A., Bobrov I.V. Metodika opredeleniya psik-hofizicheskogo potentsiala organizma [Individual psychophysiological potential test model]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2018. No. 4. pp. 8-10.

6. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. New Уогк. Springer, 1984.

7. Maslach C. Jackson S.E. The Cost of Caring. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.1982.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

ОСОБЕННОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ПОДГОТОВКИ УЧАСТНИЦ

ЖЕНСКИХ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД В ВОЛЕЙБОЛЕ

Аспирант К.А. Ацута1 3 Кандидат педагогических наук, доцент П.В. Пустошило2 Аспирант А.Д. Ацута4

Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

2Московский государственный университет спорта и туризма, Москва

3Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК), Москва "Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск

УДМ^С 796.05

Ключевые слова: волейбол, правила, теоретическая и тактическая подготовка.

Введение. Популярность волейбола, который является мощным средством физического развития, у студенческой молодежи заметно возрастет в последние годы, а его развитие имеет весьма устойчивый характер [1]. Процесс подготовки сборных команд вуза имеет выраженную траекторию по направлению к тренировочному процессу команд высшего спортивного мастерства. Однако теоретическая подготовка, не требующая серьезных личностных ресурсов, порой не находит места в структуре тренировочной деятельности студенческих команд.

Цель исследования - выявить актуальный уровень теоретической подготовки участниц женских студенческих команд по волейболу непрофильного вуза.

Результаты исследования и их обсуждение. Принявшие участие в исследовании женские волейбольные сборные (более 100 чел.) различных регионов страны (Москва, Смоленск, Нижний Новгород, Тверь, Иркутск и др.) показали недостаточный уровень владения правилами игры, игровых понятий и ситуаций,

FEATURES OF THE THEORETICAL TRAINING OF PARTICIPANTS IN WOMEN'S STUDENT TEAMS IN VOLLEYBALL

Postgraduate student K.A. Atsuta1 3 PhD, Associate Professor P.V. Pustoshilo2

Postgraduate student A.D. Atsuta4 'Russian University of Sport (SCOLIPE), Moscow 2Moscow State University of Sport and Tourism, Moscow 3Moscow State University of Geodesy and Cartography, Moscow "Irkutsk State Transport University, Irkutsk

Поступила в редакцию 15.02.2023 г.

свойственных для сферы общения специалистов волейбольной отрасли. Показательным следует считать тот факт, что ни один из респондентов не ответил правильно на все вопросы анкеты, заключавшей в себе только основные, базовые положения, необходимые для эффективной коммуникации субъектов учебно-тренировочной деятельности. Вместе с тем, средний показатель правильных ответов опрашиваемых - 65%.

Выводы. Анализ полученных данных говорит о необходимости активизации теоретической подготовки студенческих волейбольных команд. Она должна предшествовать всем другим видам в структуре интегральной подготовки, а не игнорироваться тренерами, оставаясь вне их поля зрения, что приводит к резкому снижению эффективности взаимодействия игроков между собой и с тренером не только в процессе учебно-тренировочной, но и соревновательной деятельности.

Литература

1. Губа В.П. Волейбол в университете: теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе / В.П. Губа, А.В. Родин. - М.: Советский спорт, 2009. - 166 с.

Информация для связи с автором: akonst96@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.