Научная статья на тему 'КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ'

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
копинг-стратегии / поведение / профессиональный стресс / профилактика / социальная работа / coping strategies / behavior / occupational stress / prevention / social work

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Митрухина Светлана Владимировна, Слюсарь Егор Сергеевич

В данной статье систематизированы подходы к определению понятия «копинг-стратегии» и проанализированы результаты эмпирических исследований копинг-стратегий, используемых специалистами в области социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Митрухина Светлана Владимировна, Слюсарь Егор Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING STRATEGIES OF SOCIAL WORK SPECIALISTS

This article systematizes approaches to defining the concept of coping strategies and analyzes the results of empirical studies of coping strategies used by specialists in the field of social work.

Текст научной работы на тему «КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ»

УДК 159.944.4:364-43

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Митрухина Светлана Владимировна,

старший преподаватель кафедры фундаментальной медицины

Слюсарь Егор Сергеевич,

студент

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В данной статье систематизированы подходы к определению понятия «копинг-стратегии» и проанализированы результаты эмпирических исследований копинг-стратегий, используемых специалистами в области социальной работы.

Ключевые слова: копинг-стратегии, поведение, профессиональный стресс, профилактика, социальная работа.

COPING STRATEGIES OF SOCIAL WORK SPECIALISTS

Mitrukhina Svetlana Vladimirovna,

Senior Lecturer of the Fundamental Medicine Department

Slyusar Egor Sergeevich,

student

Katanov Khakass State University (Abakan)

This article systematizes approaches to defining the concept of coping strategies and analyzes the results of empirical studies of coping strategies used by specialists in the field of social work.

Key words: coping strategies, behavior, occupational stress, prevention, social work.

Социальная работа как профессия представляет собой социальное взаимодействие с людьми, испытывающими проблемы с социальным функционированием. Специалисты по социальной работе часто сталкиваются с профессиональным стрессом, эмоциональными и психологическими переживаниями из-за специфики самих клиентов (агрессивности, тревожности, неуравновешенности и других личностных характеристик), ограниченных ресурсов помощи (ограниченное финансирование, перегруженность профессиональными обязанностями и т. д.) и высоких требований к профессиональным компетенциям и личностным качествам специалиста. Для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей и сохранения психологического благополучия специалистам по социальной работе необходимо применять эффективные копинг-стратегии [1].

Впервые понятие «копинг-стратегии» употребляется в работе психолога Л. Мэрфи (1962), где данный термин был использован в

контексте преодоления детьми кризиса развития [2, с. 309]. Позднее о «копинг-стратегиях» писал Р. С. Лазарус в работе «Психологический стресс и процесс совладания с ним» (1966) [3].

Е. В. Битюцкая отмечает, что копинг-стратегии отличны от механизма психологической защиты. Копинг-стратегии являются пластичным инструментом преодоления стресса и включают в себя процесс анализа проблемы, причин возникновения стресса, в то время как механизмы психологической защиты являются автоматической функцией, которая является ригидной - неспособной или малоспособной к адаптации в новых условиях [3].

Е. Н. Памукчи размышляет о копинге как о целостном постоянно изменяемом процессе, в котором происходит взаимодействие личности и среды, которые оказывают взаимное влияние друг на друга, образуя неразрывные и динамические взаимосвязи [4].

Т. Л. Крюкова отмечает, что копинг-стратегии - осознанная стратегия действий,

направленная на решение существующей проблемы, устранение угрозы, помехи, способствующая адаптации к тем обстоятельствам, которые самостоятельно человек не может изменить [5].

Так, копинг-стратегии следует понимать как динамично развивающуюся модель поведения индивида, включающую в себя приёмы совладания, обдумывания и анализа ситуации, образующуюся из-за постоянного и неразрывного взаимодействия человека со сложившейся ситуацией.

Следует отметить, что существуют различные классификации копинг-стратегий, отмечаемых научным обществом (Е. В. Битюцкая, А. Эбата, Р. Мус, Р. Лазарус, С. Фолкман, Э. З. Усманова и др.). Как правило, стратегии принято подразделять на:

- проблемно-ориентированные и эмоционально-ориентированные стратегии;

- осознанные (волюнтарные) и автоматические (инволюнтарные) стратегии;

- индивидуальные стратегии и социальные, ориентированные на помощь общества;

- позитивные и негативные стратегии;

- функциональные (стратегии, помогающие справиться с проблемой) и дисфункциональные (проблема остаётся, но игнорируется/избегается) стратегии;

- когнитивные и поведенческие усилия и др.

Р. Лазарус и С. Фолкман являются одними из первых исследователей, которые в своих работах начали использовать понятие копинга, тем самым закрепив его в психологической литературе, предложили первую дихотомическую классификацию копинг-стратегий, которая была основана на идее самопомощи и регулировании индивидом своих эмоций, мыслей и чувств. Данная классификация копинг-стратегий включает в себя [6]:

1. Проблемно-ориентированный копинг (task-oriented coping): это конкретные действия индивида, цель которых состоит в активном

разрешении проблем, вызвавших стресс. Данная стратегия включает в себя сбор информации, разработку плана действий, обращение за обычной и квалифицированной помощью к знакомым и/или профессионалам, проведение анализа проблемной ситуации, применение активных навыков решения проблем, использование навыка позитивного мышления.

2. Эмоционально-ориентированный копинг (emotion-oriented coping): предполагает осуществляемое в ответ на стресс управление своим внутренним состоянием (эмоциями, чувствами, отношением к ситуации и пр.), участие в творческих мероприятиях, медитацию, обращение к религии и т. д.

3. Избегающий копинг (avoidant coping): эта стратегия направлена на избегание стресса и вызванных стрессом негативных эмоций. Данная копинг-стратегия предполагает использование методов избегания и игнорирования проблемной ситуации, отрицание своих эмоций, чувств, употребление алкоголя, наркотических средств, заедание стресса и пр. негативные способы временного преодоления стресса.

4. Копинг, основанный на поиске социальной поддержки (seeking social support): эта стратегия предполагает поиск помощи и поддержки от друзей, семьи или специалистов. Она может быть особенно полезна для людей, испытывающих сильный стресс и нуждающихся в дополнительной поддержке.

5. Духовный копинг (spiritual coping): эта форма копинга включает в себя обращение к религии или духовности для преодоления стресса. Данная стратегия может помочь людям найти смысл в трудных ситуациях и обрести чувство контроля над своей жизнью.

6. Отвлекающий копинг (distracting coping): эта стратегия предполагает отвлечение от стрессовой ситуации с помощью различных видов деятельности, таких как хобби, спорт или путешествия.

7. Копинг самоконтроля (self-control coping): эта стратегия заключается в управлении своими мыслями, эмоциями и поведением для преодоления стресса и обретения контроля над ситуацией.

8. Копинг принятия (acceptance coping): эта форма копинг-стратегии предполагает принятие ситуации и стремление к её изменению.

Несколько иная классификация копинг-стратегий, основанная на моделях копинг -поведения, представлена в работах Н. А. Сироты и В. А. Ялтонского [7].

1. Модель адаптивного копинг-поведения предполагает наличие у индивида, испытывающего стрессовое состояние, личностных внутренних ресурсов (в дальнейшем называемых копинг-ресурсами), используемых для возможности восприятия и принятия социальной поддержки, активного участия в решении проблемы профессионального стресса, а также использование активного самостоятельного выбора источника поддержки и т. д.

2. Модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения предполагает нечто среднее между использованием позитивных и негативных копинг-ресурсов. Такие действия можно назвать смешанным копинг-поведением, определяемым эффективностью и резистентностью стратегии действий и ресурсов, которая позволяет определить и сформулировать исходные позиции для вторичной профилактики стресса.

3. Модель аддиктивного копинг-поведения предполагает избегание причин возникновения стресса, поиск поддержки со стороны со склонностью полностью полагаться на неё, небольшое количество собственных внутренних ресурсов для преодоления стресса, отсутствие мотивации к самостоятельному решению проблем, отсутствие самоконтроля. Можно сказать, что суть данной модели заключается в поиске поддержки со стороны, а также принятия обществом «деформированного» человека и его негативной, искажённой Я-концепции.

4. Модель пассивного дисфункционального дезадаптивного копинг-поведения позволяет формулировать факторы и аспекты, необходимые для проведения вторичной и третичной профилактики. Данная стратегия предполагает наличие у индивида пассивных копинг-стратегий, которые преобладают над активными, наличие неразвитых механизмов и моделей поведения, постоянный уход от проблемы, инфантилизм, отсутствие готовности к активному противостоянию среде, слабую осознанность проблемы и низкую сформированность личностно-средовых копинг-ресурсов и т. д.

Р. Моос и Дж. Шеффер (1986) предложили классификацию копинг-стратегий на основе фокусируемой проблемы [8]:

- сфокусированная на оценке, которую личность самостоятельно даёт сложившейся ситуации, и её влиянии на преодоление данной ситуации;

- сфокусированная на проблеме, при которой личность принимает решения и совершает конкретные действия, необходимые для преодоления стресса;

- сфокусированная на эмоциях, при которой индивид старается поддерживать эмоциональное равновесие и управлять своими чувствами.

H. А. Сиротой и В. А. Ялтонским разработаны модели профилактики проблемных ситуаций и профессионального стресса (выгорания) на основе копинг-стратегий, которые соответствуют трём уровням профилактики [7].

I. Копинг-превенция, или первичная психопрофилактика, предполагает совершенствование и использование активных копинг-стратегий, увеличение потенциала личностных и средовых ресурсов, затрачиваемых на преодоление трудностей, формирование позитивной и устойчивой Я-концепции. На данном уровне в качестве основной задачи выступает обучение эффективным поведенческим стратегиям, различным навыкам преодоления стресса и управления им, оказание социальной под-

держки адекватными социально-поддерживающими контактами. Предпринимать действия на данном уровне могут сам индивид и его социальное окружение.

2. Вторичная копинг-профилактика включает в себя действия социально-медицинского характера, специфические или общепрофилактические мероприятия, включающие в себя обучение эффективным навыкам преодоления стресса, способам оказания общей психолого-социальной непрофессиональной поддержки, создание «безопасной» среды, а также канала коммуникации для преодоления стресса. На данном уровне необходимо прибегать к помощи специалистов, получать психологическое консультирование по поводу развития и обретения эффективных стратегий преодоления стрессовых ситуаций, заниматься планированием своей деятельности с целью предотвращения негативных последствий.

3. Третичная копинг-профилактика (психотерапия, реабилитация), по мнению некоторых авторов, не является превентивной профилактикой и начинается с того момента, когда был закреплён факт нарушения адаптационных процессов и выявлен критический и хронический уровень стресса. Данная профилактика предполагает под собой работу с индивидом с выраженной социальной дезадаптацией посредством активных эффективных стратегий преодоления стресса (стратегия будет зависеть от характера и особенностей личности), оказания социальной поддержки, проведения терапии специально подготовленными психотерапевтами и клиническими психологами. Нередко на данном уровне применяется медикаментозное лечение, групповая, музыкальная и арт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия и т. д. Также существует потребность в работе психолога, в участии в занятиях по преодолению личностных проблем и поиску выхода из стрессовых ситуаций.

Следует отметить, что в научной литературе представлено немного результатов эмпири-

ческих исследований копинг-стратегий специалистов в области социальной работы.

Так, работа Т. А. Заглодиной и Н. Г. Чевта-евой [9, с. 61-64] посвящена изучению предпочтительных копинг-стратегий, которые применяются специалистами по социальной работе. За основу была взята методика «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман. Авторы исследования пришли к выводу о том, что преимущественно специалистами по социальной работе используются избегающие и адаптивные стратегии поведения. Нередко специалисты стараются позитивно оценивать проблемные ситуации, а также контролировать себя, свои чувства и действия, причём данные стратегии используются в случае, если специалисты полностью удовлетворены своей профессиональной деятельностью, в противоположном же случае они прибегают к таким копинг-стратегиям, как дистанцирование, избегание и уход от самой проблемы, её игнорирование.

Л. Э. Панкратова и Т. А. Заглодина [10, с. 117-120] по результатам применения методики «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман также делали вывод о зависимости используемых копинг-стратегий от возраста и образования, а также влияния профессиональных деформаций. Были получены следующие результаты. Профильное образование оказывает прямое влияние на формирование копинг-стратегий. При соответствии профильного образования занимаемой должности специалисты чаще применяют активные копинг-стратегии. Также в процессе профессионального «взросления» специалисты склонны переходить от активных копинг-стратегий к пассивным. Специалисты, имеющие небольшой опыт работы в социальной сфере, склонны применять проблемно-ориентированную копинг-стратегию. Специалисты с деструктивной профессиональной деформацией используют «конфронтацию» и «дистанцирование», которые снижают эмоци-

ональную вовлеченность в производственным процесс, замедляя адаптацию.

преодоления сложившемся ситуации, создания безопасной позитивной среды и пр.

Таким образом, копинг-стратегии являются динамичными моделями поведения индивида, включающими в себя стратегии преобладания, избегания, обдумывания и анализа стрессовых ситуаций. Классификации копинг-стратегий могут выстраиваться на основе выделенной проблемы, на основе моделей поведения в стрессовых ситуациях, на основе преобладания внутренних или внешних (средовых) ресурсов и т. д.

Эмпирические исследования копинг-стратегий в социальной работе показали, что специалисты чаще используют избегающие и адаптивные стратегии поведения. Они позитивно оценивают проблемные ситуации и контролируют свои чувства и действия. Однако при удовлетворённости профессией они обращаются к таким стратегиям, как дистанцирование и избегание. Влияние на выбор копинг-стратегий оказывают образование и возраст, а также профессиональные деформации. Стратегии реагирования на стресс различаются в зависимости от опыта работы в социальной сфере.

Копинг-стратегии включают в себя модели управления проблемной ситуацией, обучения навыкам самопомощи, создания стратегий

Библиографический список

1. Лякина С. А. Формирование эффективных копинг-стратегий как фактор коррекции прокрастинации в подростковом возрасте: магистерская диссертация. Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2019. 102 с.

2. Аскарова Г. А., Усманова Э. З. Основные подходы к изучению копинг-стратегий в трудных жизненных ситуациях // Scientific Progress. 2021. № 5. С. 308-316.

3. Битюцкая Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 1. С. 100-111.

4. Памукчи Е. Н. Особенности копинг-стратегий у лиц с различным уровнем счастья (к постановке проблемы) // Novainfo. 2022. № 130. С. 106-108. URL: https://novainfo.ru/article/18966 (дата обращения: 27.11.2023).

5. Психология совладающего поведения: материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред. Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. 426 с.

6. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y.: Springer, 1984. 456 p.

7. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика и психотерапия нарушений психосоциальной адаптации у подростков // Информационный портал «Медицинская психология». URL: http://www.medpsy.ru/library/library084.php (дата обращения: 25.11.2023).

8. Копинг-стратегии // psylogik.ru. URL: https://psylogik.ru/200-koping-strategii.html (дата обращения: 25.11.2023).

9. Заглодина Т. А., Чевтаева Н. Г. Роль копинг-стратегий в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе // Вопросы управления. 2020. С. 58-69.

10. Панкратова Л. Э., Заглодина Т. А. Копинг-стратегии в профилактике профессиональных деформаций социальных работников // ИНСАЙТ. 2020. № 1. С. 113-123.

© Митрухина С. В., Слюсарь Е. С., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.