Научная статья на тему 'КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СОТРУДНИКОВ СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СОТРУДНИКОВ СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ / СОТРУДНИКИ СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ / ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЕ И ОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мещерякова А.А.

Статья посвящена рассмотрению теоретических представлений о копинг-стратегий сотрудников спасательных служб. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена спецификой профессиональной деятельности сотрудников спасательных служб, которая определяется напряженными и экстремальными условиями труда. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является акцентирование внимания на специфике профессиональной деятельности и необходимости внимания к копинг-стратегиям для эффективного осуществления профессиональных функций. В статье приводится осмысление результатов отдельных исследований копинг-стратегий сотрудников спасательных служб. Приведенные в статье материалы могут быть полезны психологам, представителям спасательных служб и всем тем, кто имеет отношение к профессиональным сферам, связанным с риском для здоровья и жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мещерякова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING-STRATEGY OF EMPLOYEES OF RESCUE SALES: A THEORETICAL ASPECT

The article is devoted to the consideration of theoretical ideas about coping strategies of rescue services staff. The urgency of the problem under study is due to the specificity of the professional activities of the rescue services, which is determined by the intense and extreme working conditions. The leading approach to the study of this problem is to focus on the specifics of professional activity and the need for attention to coping strategies for the effective implementation of professional functions. The article provides an understanding of the results of individual studies of coping strategies of rescue services staff. The materials presented in the article can be useful to psychologists, representatives of rescue services and all those who are related to professional fields related to the risk to health and life.

Текст научной работы на тему «КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СОТРУДНИКОВ СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 159.99

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СОТРУДНИКОВ СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Мещерякова А.А., студентка группы 13Пс(б)ПК, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: sanya_560028@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению теоретических представлений о копинг-стратегий сотрудников спасательных служб. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена спецификой профессиональной деятельности сотрудников спасательных служб, которая определяется напряженными и экстремальными условиями труда. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является акцентирование внимания на специфике профессиональной деятельности и необходимости внимания к копинг-стратегиям для эффективного осуществления профессиональных функций. В статье приводится осмысление результатов отдельных исследований копинг-стратегий сотрудников спасательных служб. Приведенные в статье материалы могут быть полезны психологам, представителям спасательных служб и всем тем, кто имеет отношение к профессиональным сферам, связанным с риском для здоровья и жизни.

Ключевые слова: копинг-поведение, копинг-стратегии, стратегии совладания со стрессом, сотрудники спасательных служб, психотравмирующие и опасные условия труда.

Сотрудники спасательных служб относятся к лицам профессий экстремального профиля. Их профессиональная деятельность включает работу в опасных и тяжелых условиях, предполагающих и психотравмирующее воздействие. Психотравмирование в деятельности сотрудников спасательных служб как правило бывает неоднократным, повторяющимся с той или иной периодичностью. Следовательно, при таких условиях труда личность должна обладать высокими способностями адаптации к постоянным стрессам, среди которых наибольшее значение и силу имеют угроза жизни и здоровью, физическое и психическое перенапряжение, непредсказуемость и внезапность возникновения чрезвычайных ситуаций, дефицит времени для действий и принятия решений и мн. др. Очевидно, что относительно сотрудников спасательных служб вопрос о способах совладания со стрессорами стоит особо остро, т.к. неадаптивное поведение может приводить к быстрому профессиональному выгоранию вплоть до психосоматических нарушений, а также представлять непосредственную угрозу жизни и здоровью ввиду нарушения профессиональных функций [4].

Копинг-поведение в самом общем понимании можно определить как такую форму поведения, которая отражает готовность личности решать различные жизненные проблемы. Копинг-поведение направлено на эффективную адаптацию к обстоятельствам и предполагает сформированность умения выбирать и использовать определенные средства для противостояния эмоциональному стрессу. Особенности этого умения, по мнению С.К. Нартовой-Бочавер, Ю.В. Постыляковой и др., связаны с «Я-концепцией», локусом контроля, эмпатией, условиями среды [7, 8].

На сегодняшний день существует три подхода к пониманию категории «копинг». Первый подход определяет копинг в терминах динамики «Эго» как один из способов психологической защиты, применяемой для ослабления напряжения. Второй подход трактует копинг в терминах черт личности - как относительно перманентную предрасположенность реагировать на стрессоры определенным образом. Однако, перманентность, стабильность рассматриваемых способов реагирования крайне редко подтверждается эмпирически и, следовательно, такое понимание копинга не является широко распространенным среди исследователей [9]. Согласно третьему подходу, копинг рассматривается как динамический

процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и стадией развития внутреннего конфликта столкновения субъекта с внешним миром [6].

Исследователями выделяются различные виды копинг-стратегий, определяемые спецификой стрессогенных ситуаций и индивидуальными особенностями личности, ее когнитивного реагирования и поведения в ситуации стресса. Были предприняты попытки классифицировать эти стратегии по ряду признаков.

По мнению Р. Лазаруса, одного из ведущих исследователей копинг-тсратегий, несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует всего лишь две глобальных стратегии копинга [9].

Проблемно-ориентированная копинг-стратегия - стратегия, направленная на всесторонний рациональный анализ проблемы, ситуации. Данная стратегия непосредственно связана с созданием плана разрешения стрессовой ситуации и реализуется через такие формы поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

Субъектно-ориентированная копинг-стратегия - стратегия, представляющая собой следствие эмоционального реагирования на ситуацию. Субъектно-ориентированная копинг-стратегия не сопровождается конкретными практическими действиями и чаще всего реализуется в попытках не думать о проблеме вообще, стремлении вовлечь окружающих в свои переживания, а также неконструктивных и опасных желаниях преодолеть стресс через употребление алкоголя, компенсировать отрицательные эмоции едой. Такие стратегии копинг -поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего [9].

И.Г. Малкина-Пых описывает три основных критерия, на основании которых строятся все классификации копинг-стратегий.

1. Эмоционально-проблемный критерий:

- эмоционально-фокусированный копинг - направлен на переживание и урегулирование эмоциональной реакции;

- проблемно-фокусированный копинг - направлен на активное преодоление стрессовой ситуации.

2. Когнитивно-поведенческий критерий:

- внутренний «скрытый» копинг - когнитивное решение проблемы, стремление изменить стрессовую ситуацию;

- поведенческий «открытый» копинг - ориентация на активность, применение копинг-стратегий доступных к наблюдению в поведении.

3. Критерий успешности:

- успешный копинг - применение конструктивных стратегий, приводящих к преодолению стрессовой ситуации;

- неуспешный копинг - применение неконструктивных стратегий, препятствующих преодолению стрессовой ситуации [5].

Так, можно говорить о том, что каждая используемая личностью копинг-стратегия может быть оценена по всем перечисленным выше критериям. При этом, оказавшись в стрессовой ситуации человек может использовать как одну, так и несколько вариантов копинг-стратегий, дополняющих друг друга. Можно предположить, что личностные конструкты, с помощью которых формируется когнитивно-эмоциональное восприятие различных стрессовых ситуаций, тесно взаимосвязаны с выбираемыми человеком копинг-стратегиями. Если же стресс сопровождает и является одной из характеристик профессиональной деятельности, то выбираемые копинг-стратегии могут также иметь достаточно устойчивый характер.

Исследования копинг-стратегий сотрудников спасательных служб немногочисленны. Однако представленные в данных исследованиях выводы указывают на существование некоторых особенностей копинг-стратегий спасателей.

Е.Н. Ашанина рассматривает копинг-стратегии сотрудников спасательных служб на примере сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России [1]. Автор предлагает психологическую концепцию копинг-поведения сотрудников спасательных служб.

Данная концепция включает принципы, трехуровневую структурно-функциональную модель, психологические механизмы, психодиагностический алгоритм прогнозирования копинг поведения и технологии экстренной коррекции психического состояния. копинг-стратегии рассматриваются как психодинамическое психолого-акмеологическое образование, детерминированное комплексом специфических профессиональных стресс-факторов, имеющее многокомпонентную структуру, которая может быть определена с помощью многомерных психодиагностических технологий. Автор также указывает, что психологические свойства личности сотрудников ГПС МЧС РФ, характеризующие мотивационные, эмоционально-волевые, когнитивные и типологические особенности, определяют эффективность копинг поведения в стрессовых ситуациях и достоверно связаны с типом и стратегиями копинг-поведения [1, 2].

Е.И. Матыцина также рассматривает копинг-стратегии сотрудников спасательных служб на примере сотрудников государственного пожарного надзора и пожарных частей ГПС МЧС России [5]. Автор указывает, что особенности защитно-совладающего поведения сотрудников пожарной службы преимущественно детерминированы экстремальным профилем их профессиональной деятельности. Однако, при этом особенности копинг-стратегий имеют значимые различия в сравнении с представителями коммуникативных или других экстремальных профессий (например, сотрудниками ОВД МВД РФ). Е.И. Матыцина отмечает, что у инспекторов ГПН и сотрудников пожарных частей в качестве доминирующих отмечаются различные копинг-стратегии. Также они используют и различные средовые и внутриличностные копинг-ресурсы. Инспекторы ГПН используют в основном просоциальные и прямые модели поведения в стрессовых ситуациях, демонстрируют более низкую общую напряженность психологических защит, высокий уровень самоконтролья и практическую направленность. Сотрудники пожарных частей чаще используют активные модели поведения в стрессовых ситуациях, испытывают большую удовлетворенность поддержкой коллег по работе, имеют высокий уровень профессионального перфекционизма [6].

Д.А. Добрынина, исследуя особенности копинг-стратегий у сотрудников службы спасения, делает следующие выводы [3]. У 77% сотрудников службы спасения отмечается преобладание такой копинг-стратегии как принятие ответственности, что свидетельствует о признании собственной роли в проблеме с активизацией попыток ее решения. 73% спасателей прибегают к такой стратегии как самоконтроль-усилия по регулированию собственных переживаний и действий. 73% сотрудников службы спасения демонстрируют доминирование конфронтационного копинга, что свидетельствует о наличии определенной враждебности и готовности к риску. По такой стратегии копинг-поведения как планирование решения проблемы и усиления по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме, 70% спасателей демонстрируют высокие показатели. Такой копинг-механизм как дистанцирование, свидетельствующий о стремлении отделиться от ситуациии, уменьшить ее значимость, наблюдается в 57% случаев испытуемых спасателей. 60% сотрудников службы спасения прибегают к копинг-стратегии поиска социальной поддержки, что говорит об поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. Лишь 10% испытуемых спасателей выбрают бегство, уход от ситуации в качестве предпочтительной копинг-стратегии. Д.А. Добрынина пишет, что у спасателей преобладают такие механизмы совладающего поведения как ответственность - 77% (выбор объективных принятий и решения проблемы); конфронтационный копинг - 73% (склонность к риску, враждебность, агрессия); самоконтроль - 73% (контролирование своих чувств и действий); планирование - 70% (ход действий, направленных на усилия по разрешению проблемы) [3].

С.В. Шкилев приводит сходные данные об особенностях выбора копинг-стратегий поведения сотрудниками МЧС России [10]. В целом, в выборке сотрудников МЧС России по показателям частотности выборов копинг-стратегий отмечается тенденция использования конструктивных копинг-стратегий, а именно: «положительная переоценка», «планирование решения проблемы», «поиск социальной поддержки» и «самоконтроль». Такие копинг-

стратегии в качестве наиболее предпочитаемых положительно влияют на адаптацию сотрудников к экстремальным условиям труда.

Также С.В. Шкилевым рассматривается частотность выборов различных копинг-стратегий в «дезадаптивной» (выраженная симптоматика ПТСР и СЭВ) и «адаптивной» (симптоматика ПТСР и СЭВ не выражена) группах сотрудников МЧС России. Автором было обнаружено, что испытуемые «адаптивной» группы чаще выбирают копинг-стратегии «планирование решения проблем», «поиск социальной поддержки» и «положительная переоценка». Испытуемые «дезадаптивной» группы чаще используют такие копинг-стратегии как «конфронтация» и «бегство-избегание». Так, С.В. Шкилев делает вывод о том, что особенности выбора копинг-стратегий поведения сотрудника спасательной службы оказывают существенное влияние на адаптацию к экстремальным условиям профессиональной деятельности [10].

Таким образом, копинг-стратегия сотрудника спасательной службы представляет собой форму поведения, которая отражает готовность личности решать различные жизненные проблемы и адаптироваться к экстремальным условиям профессиональной деятельности. Большинством исследователей копинг-стратегий сотрудников спасательных служб отмечается, что для них характерен выбор преимущественно конструктивных способов преодоления стресса, повышающих вероятность устранения воздействий стрессоров на личность. При этом выбор неконструктивных копинг-стратегий спасателем может стать толчком к развитию эмоционального выгорания или острого переживания ПТСР (посттравматического стрессового расстройства). Следовательно, особенности копинг-стратегий сотрудников спасательных служб во многом определяют адаптацию к профессиональной деятельности и успешность в ней.

Литература

1. Ашанина, Е.Н. Психология копинг-поведения сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук : 05.26.03 / Е.Н. Ашанина. - Санкт-Петербург : ГОУ ВПО СПбУ ГПС МЧС России, 2011. - 44 с.

2. Вишняков, А.И. Психологические особенности трудовой мотивации и ценностных ориентаций сотрудников организаций. Возрастной аспект // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - Режим доступа: http://www.science-educati on.ru/ru/article/vi ew? id=24664.

3. Добрынина, Д.А. Копинг-стратегии и их особенности у сотрудников службы спасения / Д. А. Добрынина // Психология и педагогика в современном мире: вызовы и решения: XVIII международная научно-практическая конференция для студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Москва, 01.02.2014 г. - Москва: Московский научный центр психологии и педагогики, 2014. - С. 14-17.

4. Ефимова, Ю.С. Психологические аспекты эффективности рекламы противопожарной безопасности / Ю.С Ефимова, А.И. Вишняков // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - № S2(82). - С.16.

5. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. - Москва: Изд-во Эксмо, 2008. - 1024 с.

6. Матыцина, Е.Н. Психологические особенности защитно-совладающего поведения сотрудников государственного пожарного надзора и пожарных частей ГПС МЧС России: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 05.26.03 / Е. Н. Матыцина. - Санкт-Петербург: ГОУ ВПО СПбУ ГПС МЧС России, 2012. - 25 с.

7. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 5. - С. 20-30.

8. Постылякова, Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности / Ю. В. Постылякова // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 6. - С. 35-43.

9. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - Санкт-Петербург: Прайм-еврознак, 2008. - 480 с.

10. Шкилев, С.В. Особенности выбора копинг-стратегий поведения сотрудниками МЧС России [Электронный ресурс] / С. В. Шкилев // Портал научных публикаций: Проект Sworld. -2012. - Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/pedagogy-psychology-and-sociology-412/social-law-and-special-educational-psychology-412/15146-412-0156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.