Научная статья на тему 'КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПРИ АДАПТАЦИИ К СТРЕССУ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ'

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПРИ АДАПТАЦИИ К СТРЕССУ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
копинг / стратегии совладания / стресс / coping / coping strategies / stress

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Минибаева Р.Р., Гиниятова З.М.

В работе рассматривается понятие копинга и психологических аспектов благополучия, а также эффективности деятельности в трудных жизненных ситуациях стресса по Г. Селье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING STRATEGIES WHEN ADAPTING TO STRESS IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

The paper examines the concept of coping and psychological aspects of wellbeing, as well as the effectiveness of activities in difficult life situations of stress according to G. Selye.

Текст научной работы на тему «КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПРИ АДАПТАЦИИ К СТРЕССУ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ»

УДК 159 Минибаева Р.Р., Гиниятова З.М.

Минибаева Р.Р.

бакалавр 4 ГО, Высшая школа психологии и педагогики Уфимский университет науки и техники (г. Уфа, Россия)

Гиниятова З.М.

канд.пед. наук, доцент кафедры общей психологии Высшая школа психологии и педагогики Уфимский университет науки и техники (г. Уфа, Россия)

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПРИ АДАПТАЦИИ К СТРЕССУ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Аннотация: в работе рассматривается понятие копинга и психологических аспектов благополучия, а также эффективности деятельности в трудных жизненных ситуациях стресса по Г. Селье.

Ключевые слова: копинг, стратегии совладания, стресс.

Стресс (от англ. Stress - напряжение, нагрузка, состояние повышенного напряжения) - совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов -стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом) [1].

Во время стресса обычные эмоции заменяются беспокойством, которое вызывает нарушения в физиологическом и психологическом плане. Это понятие ввел Г. Селье для того чтобы обозначить неспецифическую реакцию

организма на любое неблагоприятное действие. Его изучения показали, что разные неблагоприятные причины - утомление, страх, обида, холод, болезнь, унижение и множество других факторов вызывают в организме однотипную комплексную реакцию не зависимо от того, какой именно раздражитель действует на него в этот момент. При этом раздражители могут и не существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней [2]. Поведение человека в ситуации стресса отличается от аффективного поведения. Во время стресса человек может контролировать свои эмоции, анализировать всю ситуацию и принимать адекватные решения.

В наше время в зависимости от стрессового фактора выделяют разные виды стресса, которые ясно выражены физиологически и психологически. Психологический стресс разделяется на информационный и эмоциональный. Если человек не может справиться с задачей, не успевает принимать верные решения в нужном темпе при высочайшей степени ответственности, т.е., когда появляется информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях опасности, обиды и т.д. Г. Селье выделил в развитии стресса 3 этапа.

1. Реакция тревоги - фаза мобилизации защитных сил организма, которая повышает устойчивость по отношению к определенному действию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи происходит за счет второстепенных задач.

2. Стадия сопротивляемости - стабилизации всех параметров, которые выведены из равновесия в первой фазе, и закреплены на новом уровне. Внешнее поведение недостаточно различается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных запасов.

3. Стадия истощения, может привести к значительному ухудшению самочувствия, так же к разным болезням и даже в некоторых случаях к смерти.

Этапы развития стрессового состояния у человека:

1. Возрастание напряженности,

2. Собственно стресс,

3. Снижение внутренней напряженности.

Первый этап строго индивидуален своей продолжительностью. Одни люди могут завестись в течение 2-3 минут, а у других нарастание стресса может проходить на протяжении нескольких дней или даже недель. Но в любой ситуации, состояние и поведение человека, который попал в стрессовую ситуацию, меняется на отрицательный знак. Спокойный и сдержанный человек становится суетливым и раздражительным, или даже агрессивным и жестоким. А человек, в обычной жизни живой и подвижный, становится мрачным и неразговорчивым.

На первом этапе прекращается психологический контакт в общении, возникает отчуждение, дистанция в деловых отношениях с сотрудниками. Люди прекращают смотреть друг другу в глаза, у них происходит резкое изменение предмета разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады. Самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно утрачивает способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

Второй этап развития стрессового состояния проявляется так, что у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля (полная или частичная). "Волна" деструктивного стресса способствует отрицательному влиянию на психику человека. Он может не вспомнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия, довольно смутно, и не полностью. Большинство позже отмечают, что во время стрессового состояния они сделали то, что никогда бы не сделали в спокойной обстановке. Чаще всего все впоследствии очень жалеют об этом. Второй этап, также, как и первый, по своей продолжительности строго индивидуален - от нескольких минут и часов -до нескольких дней и недель. Потратив всю свою энергию, человек начитает чувствовать усталость, опустошение, и утомление.

Третий этап, человек останавливается и возвращается "к самому себе", часто переживает чувство вины ("Что же я сделал"), и дает себе слово, что

"этот кошмар" больше никогда не повторится. Но, к сожалению, через какое-то время стресс повторяется вновь. Причем, каждый человек имеет свой индивидуальный сценарий стрессового поведения (по частоте и форме проявления). Чаще всего этот сценарий может усвоиться в детстве, когда у родителей происходит конфликт на глазах у ребенка, вовлекая его в свои проблемы. Поэтому, кто-то переживает стресс, чуть ли не каждый день, но в небольшом количестве (не слишком агрессивно и без существенного вреда для здоровья окружающих). А кто-то - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью теряя над собой контроль и находясь как бы "в стрессовом угаре".

Стресс значительно воздействует на работу человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-своему реагируют на однообразные психологические нагрузки. У одних людей наблюдается мобилизация сил, повышение активности и эффективности деятельности. Опасность, с одной стороны, подстегивает человека, заставляет его вести себя смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать разрушение деятельности, быстрое снижение ее эффективности, пассивность и общее торможение.

В стрессовой ситуации поведение человека зависит от многих условий, но, прежде всего от психологической подготовки человека, которая включает умение быстро оценивать обстановку, умение быстро ориентироваться в неожиданных ситуациях, волевую собранность и решительность, опыт поведения в похожих ситуациях. Стресс носит в себе комплекс физических, химических и других реакций человека на стрессоры в окружающей среде, их действие выбивает из равновесия физиологические, а также психические функции. Стресс может иметь для человека негативное и позитивное значение. Он в определенных условиях способствует мобилизации усилий работника на решение производственных задач или достижение личных целей. Из-за конфликтов большое заслуживает рассмотрение отрицательных сторон этого явления.

Стрессы неизбежны, так как являются частью жизни каждого. Особенно непредвиденные изменения на работе и в семье, могут вывести человека из равновесия и привести к несоответствию его состояния окружающей обстановке. Из-за такого несоответствия, в свою очередь, снижается уровень организованности, порождается утомление, пассивное отношение к работе, чувство опасности, ослабление умственных способностей, рост кровяного давления, нарушение трудовой дисциплины и т.п. Все это приводит к потерям в организации из-за увеличения количества несчастных случаев, роста текучести кадров, снижения качества работы, преждевременной смерти работников.

Таким образом, стресс - это реакция организма человека на раздражители и изменения, происходящие в окружающей среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Куликова Т.И. Научная статья ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-3-168-175;

2. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения / / Психологический журнал. 2005. — Т. 26., N° 6. — С.85-112

Minibayeva R.R., Giniyatova Z.M.

Minibayeva R.R.

Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russia)

Giniyatova Z.M.

Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russia)

COPING STRATEGIES WHEN ADAPTING TO STRESS IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

Abstract: the paper examines the concept of coping and psychological aspects of well-being, as well as the effectiveness of activities in difficult life situations of stress according to G. Selye.

Keywords: coping, coping strategies, stress.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.