Научная статья на тему 'КОПИНГ СТРАТЕГИИ ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ'

КОПИНГ СТРАТЕГИИ ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
92
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВИКТИМНОСТЬ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ПОДРОСТОК / СТРЕССОР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клятенко М.А.

Подростки, склонные к виктимному поведению, достаточно часто являются объектом психологической науки. Термин «копинг» появился в психологии в середине XX века.. Копинг в психологии - способ выведение организма из стрессового состояния. Вызвать стресс может всё что угодно: как отрицательное, так и положительное событие. Специфика копинг-стратегий как базиса психологической защиты подростков, склонных к виктимному поведению, является темой данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPYING THE STRATEGY OF ADOLESCENTS INCLUDED TO VICTUAL CONDUCT

Teenagers who are prone to victim behavior, quite often, are the object of psychological science. The term "coping" appeared in psychology in the mid-twentieth century. Work with a psychologist, focused on obtaining coping skills, makes a person's life calm, and teaches him to cope with the influence of stressors. Coping in psychology-a way to remove the body from stress. Stress can cause anything: both a negative and a positive event. The specificity of coping strategies as a basis for psychological protection of adolescents prone to victimization is the topic of this article.

Текст научной работы на тему «КОПИНГ СТРАТЕГИИ ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ»

УДК: 159.9

Клятенко М.А. студент 5 курса

Крымский Инженерно - Педагогический Университет

Россия, г. Симферополь КОПИНГ СТРАТЕГИИ ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Аннотация. Подростки, склонные к виктимному поведению, достаточно часто являются объектом психологической науки.

Термин «копинг» появился в психологии в середине XX века.. Копинг в психологии - способ выведение организма из стрессового состояния. Вызвать стресс может всё что угодно: как отрицательное, так и положительное событие.

Специфика копинг-стратегий как базиса психологической защиты подростков, склонных к виктимному поведению, является темой данной статьи.

Ключевые слова. Виктимное поведение, копинг-стратегии, подросток, виктимность, стрессор.

Klyatenko M.A.

Student 5 year

Crimean Engineering and Pedagogical University

Russia, Simferopol COPYING THE STRATEGY OF ADOLESCENTS INCLUDED TO

VICTUAL CONDUCT

Annotation. Teenagers who are prone to victim behavior, quite often, are the object of psychological science.

The term "coping" appeared in psychology in the mid-twentieth century. Work with a psychologist, focused on obtaining coping skills, makes a person's life calm, and teaches him to cope with the influence of stressors. Coping in psychology-a way to remove the body from stress. Stress can cause anything: both a negative and a positive event.

The specificity of coping strategies as a basis for psychological protection of adolescents prone to victimization is the topic of this article.

Keyword. Victim behavior, coping strategies, teenager, victimization, stressor.

Постановка проблемы. В исследовании, предложенном в статье, приняли участие 60 подростков. Все испытуемые женского пола, учащиеся 10-11х классов (возраст - 15-16 лет). Для определения типа совладающего поведения были выбраны методики «Индикатор копинг-стратегий Амирхана» и Индекс жизненного стиля LSI.

Основное изложение материала. На первом этапе исследования мы применили методику Индекс жизненного стиля LSI.

По этой методике испытуемые набрали высокие баллы. Особенно по типам «вытеснения», «отрицания» и «замещения».

При этом шкалы «Интеллектуализации» и «Реактивного образования», которые считаются продуктивными, испытуемые набрали меньшее количество баллов.

Для сравнения эти результаты представлены ниже в виде рисунка 1, который представляет усредненные значения по результатам двух групп по всем шкалам.

30 -1-

29--

28--

27--

26--

25--

24--

Шкала 1 Шкала 2 Шкала 3 Шкалам Шкала Б Шк<злаь Шкала 7 Шка,и й

Рисунок 1 - Показатели испытуемых по методике Лй!

Согласно рисунку 1, испытуемые в большинстве своем либо мало используют стратегию психологической защиты «Отрицание». Показатели находятся в пределах среднего значения, это значит что в данных группах испытуемых это не ведущая стратегия защитного поведения. 47% человек из экспериментальной группы используют эту стратегию защиты, в то время, как из контрольной группы данную стратегию используют чаще всего только 37% человек.

У остальных подростков выраженность использования этого защитного механизма снижен.

В соответствии с графиком и результатом математической

обработки, экспериментальная группа чаще прибегает к стратегии «Отрицание».

Это значит, что такие подростки предпочитают не замечать беспокоящие их проблемы. Можно сказать, что такая психологическая защита свидетельствует о выраженном инфантилизме, ведь такие подростки живут по принципу «если я этого не замечаю, то значит, это не произошло».

Как показывает график, стратегию психологической защиты «Подавление» испытуемые используют чаще стратегии «Отрицание». К данной защитной стратегии прибегает 32 человека из 60 испытуемых.

Далее, по 4 шкале «Компенсация» 16 испытуемых контрольной группы набрали высокие показатели, а в экспериментальной группе 22 человека имеют высокие показатели. То есть подавляющее большинство экспериментальной группы использует эту стратегию в защитном поведении. Она характеризуется тем, что человек пытается каким то образом самостоятельно преодолеть присущие ему негативные качества, за счет развития более хороших. Ярким примером срабатывания такой защиты может являться то, что человек, например низкого роста, может добиваться хорошего карьерного роста. Иногда компенсация бывает сверх выраженной, тогда эта защита переходит в гиперкомпенсацию.

Шкала 5 на графике соответствует шкале 5 - «Проекция». Из него мы видим, что экспериментальная группа имеет значения выше нормы.

Тип психологической защиты «Проекция» в контрольной группе использует 18 человек, а в экспериментальной 19 человек. Это говорит о том, что в контрольной и экспериментальной группе почти одинаковое количество людей используют данную стратегию психологической защиты. Она выражается в том, что индивид ошибочно воспринимает людей вокруг, наделяя их теми качествами, которые он сам для них выбрал, но воспринимает как те качества, которые он получает извне. Такой тип психологической защиты помогает индивиду справиться с состоянием фрустрации с помощью объяснения своих поступков с точки зрения «все так делают», и на самом деле он заложник обстоятельств.

По следующей шкале - шкале 6 экспериментальная группа набрала в общем больше баллов, чем контрольная, это может говорить о том, что экспериментальная группа чаще использует стратегию защиты «Замещение».

Шкала 7 - Интеллектуализация. По данной шкале высокие результаты набрали 22 испытуемых контрольной группы и 21 испытуемый из экспериментальной. Исходя из этого можно предположить, что данное количество людей чаще использует стратегию защиты «Интеллектуализация», которая характеризуется тем, что испытуемый подсознательно уходит, изолируется от фрустрирующих событий.

Шкала 8 - Реактивные образования. В данной шкале высокие результаты набрали 15 человек из контрольной группы и 18 человек из экспериментальной группы. Это значит, что большая часть людей, из

экспериментальной группы использует данную защиту. Она характеризуется тем, что индивид способен превращать отрицательные моменты в положительные. Например эмоционально трансформировать ненависть в любовь.

Дальше с испытуемыми проводился тест Амирхана. По данному тесту мы можем сделать вывод, что контрольная и экспериментальная группа в равной мере используют для решения каких либо спорных ситуаций стратегию под номером один - стратегию разрешения проблем. Такая стратегия характеризуется тем, что личность пытается взять конфликтную ситуацию под контроль и найти различные доступные для него решения сложившейся проблемы. В случае использования такой копинг-стратегии индивидуум зачастую использует все личностные ресурсы, которые у него имеются.

По второй шкале «Стратегия поиска социальной поддержки» больше баллов набрала контрольная группа. Экспериментальная набрала чуть меньше. Данная копинг-стратегия характеризуется тем, что личность ищет помощи и поддержки у других. Например, обращается со своей проблемой или конфликтной ситуацией к родным, близким, друзьям, с целью получить решение поставленной перед ним задачи.

По третьей шкале - «Стратегия избегания» обе группы: и контрольная и экспериментальная набрали одинаковое количество баллов в пределах нормы, но ниже чем по двум предыдущим шкалам.

Это может говорить о том, что такую стратегию подростки выбирают крайне редко. Она характеризуется тем, что человек старается уйти реальности в которой присутствует конфликтная ситуация или крупная проблема.

Вывод:

Вообще оптимальным для решения проблем и конфликтов является комбинация всех трех копинг - стратегий, подобранных в зависимости от сложившейся ситуации. И можно сказать, что испытуемые пользуются в равной мере всеми тремя стратегиями поведениями.

Использованные источники:

1. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах. -М., 1983.

2. Репецкая А.Л. Виновное поведение потерпевшего и принцип справедливости в уголовной политике. - Иркутск, 1994.

3. Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология. - СПб.: 2000

4. Сафиуллин Н.Х., Данилевская М.В., Куликов Н.И. Особенности преступного поведения несовершеннолетних. - М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.