Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВИКТИМНОСТЬ / ГЕНДЕР / ПОДРОСТОК / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клятенко М.А.

Исследования по теме виктимного поведения актуально именно для подросткового возраста, так как в силу особенностей характера, физиологических изменений и окружения подростки часто становятся объектами преступлений. В основном такое поведение у школьников обуславливается проблемами с контролем некоторых эмоциональных проявлений, например агрессии или тревожности. Так же одним из факторов виктимного поведения выступает завышенная или заниженная самооценка и отсутствие желания найти компромисс в спорных ситуациях. Специфика гендерных особенностей психологической защиты подростков, склонных к виктимному поведению, является темой данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Клятенко М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION OF THE PERSONALITY OF ADOLESCENTS TO VICTUAL CONDUCT

Research on the topic of victim behavior is relevant for adolescents, because due to the nature of the physiological changes and the environment, adolescents are often the objects of crime. Basically, this behavior in schoolchildren is caused by problems with the control of some emotional manifestations, such as aggression or anxiety. Overestimated or underestimated self-esteem and lack of desire to find a compromise in disputable situations are also one of the factors of victim behavior. The specificity of gender peculiarities of psychological protection of adolescents prone to victim behavior is the topic of this article.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ»

УДК: 159.9

Клятенко М.А. студент 5 курса факультет «Психолого - педагогический» Крымский Инженерно - Педагогический Университет научный руководитель: Жихарева Л.В., к.психол.н.

преподаватель кафедра психологии КИПУ Россия, г. Симферополь ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К ВИКТИМНОМУ

ПОВЕДЕНИЮ

Аннотация. Исследования по теме виктимного поведения актуально именно для подросткового возраста, так как в силу особенностей характера, физиологических изменений и окружения подростки часто становятся объектами преступлений. В основном такое поведение у школьников обуславливается проблемами с контролем некоторых эмоциональных проявлений, например агрессии или тревожности. Так же одним из факторов виктимного поведения выступает завышенная или заниженная самооценка и отсутствие желания найти компромисс в спорных ситуациях.

Специфика гендерных особенностей психологической защиты подростков, склонных к виктимному поведению, является темой данной статьи.

Ключевые слова. Виктимное поведение, гендер, подросток, психологическая защита, виктимность.

Klyatenko M.A.

Student 5 year Faculty of Psychological and Pedagogical Crimean Engineering and Pedagogical University Scientific adviser: Zhikhareva L. V.

Candidate of Psychological Sciences lecturer of the Department of Psychology CIPU

Russia, Simferopol

GENDER PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION OF THE PERSONALITY OF ADOLESCENTS TO VICTUAL CONDUCT

Annotation. Research on the topic of victim behavior is relevant for adolescents, because due to the nature of the physiological changes and the environment, adolescents are often the objects of crime. Basically, this behavior in schoolchildren is caused by problems with the control of some emotional manifestations, such as aggression or anxiety. Overestimated or underestimated self-esteem and lack of desire to find a compromise in disputable situations are also one of the factors of victim behavior.

The specificity of gender peculiarities of psychological protection of adolescents prone to victim behavior is the topic of this article.

Keyword. Victimization, gender, adolescent, psychological security, victimization.

Постановка проблемы. В исследовании, предложенном в статье, приняли участие 60 подростков. Все испытуемые женского пола, учащиеся 10-11х классов (возраст - 15-16 лет).

Для определения типа ролевой виктимности использовалась методика Одинцовой. После этого со всеми испытуемыми проводилась методика Опросник Плутчика Келлермана Конте - Методика Индекс жизненного стиля (Life Style Index, LSI) в русскоязычной адаптации Л. И. Вассермана совместно с учеными в НИПНИ им. Бехтерева.

Далее для определения типа совладающего поведения была выбрана методика «Индикатор копинг-стратегий Амирхана». Предназначен для определения совладающего поведения по трем шкалам: Шкала «разрешение проблем», Шкала «поиск социальной поддержки», Шкала «избегание проблем».

Основное изложение материала.

Первой методикой была методика Адронниковой.

Результаты обрабатывались по группам, результаты, полученные от испытуемых, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Сводная таблица результатов

Диагностируемые шкалы

л 1 шкала 2 шкала 3 шкала 4 шкала 5 шкала 6 шкала 7 шкала

н о о Количество человек

К § Ко Эк Ко Экс Кон Экс Кон Экс Кон Экс Кон Экс Кон Экс

* % & 3 Л о 03 С нтр гр. сп. гр. нт р. гр. п. гр. тр. гр. п. гр. тр. гр. п. гр.. тр. гр. п. гр. тр. гр. п. гр. тр. гр. п. гр.

Выше 3 5 0 13 2 12 7 18 0 19 1 16 0 17

норм ы

Норм а 27 25 29 14 23 18 20 2 27 11 25 10 18 7

Ниже 0 0 1 3 7 0 3 10 3 0 4 4 12 6

норм ы

Далее представлены результаты двух групп испытуемых по шкалам в виде графика, который отражает выраженность показателей по шкалам.

1 группа соответствует контрольной -группе, 2 группа -экспериментальной.

Шкала графика представляет собой стены. 1-3 - ниже нормы, 4-7 -норма, 8 - 10 - выше нормы.

По первой шкале большинство и в контрольной, и в экспериментальной группе набрало одинаковое число стен. Их показатели в пределах нормы, значит участники отвечали честно.

По второй шкале большинство также набрали одинаковое число стен, это значит контрольная и экспериментальная группы не склонны к агрессивному поведению, за исключением нескольких людей из экспериментальной группы.

Шкала 3 показывает склонность к самоповреждающему поведению, обе группы в целом не склонны к нему. Хотя в экспериментальной группе присутствуют те (40%), кто проявляют признаки склонности к самоповреждающему поведению.

Под шкалой 4 понимается склонность к гиперсоциальному поведению. В экспериментальной группе большинство выше нормы, склонность к жертвенности присутствует у 60% испытуемых экспериментальной группы. Также 33% процента набрали стены ниже нормы. Это свидетельствует о том, что подростки могут отличаться равнодушием к окружающей их ситуации.

Шкала 5 - «Склонность к зависимому и беспомощному поведению» показывает склонность к не умению постоять за себя перед преступником в силу каких-либо обстоятельств, например возраста, телосложения и прочих факторов. Контрольная группа набрала баллы соответствующие норме, экспериментальная набрала выше нормы. Это значит, что они склонны проявлять такие тенденции.

По шкале 6 контрольная группа набрала количество баллов соответствующее норме. Большая часть экспериментальной группы набрала количество стен выше нормы, это свидетельствует о том, что подростки проявляют невнимательность к окружающей их ситуации. Таким образом, риск попасть в неприятную ситуацию возрастает.

По шкале 7 - «реализованная виктимность» контрольная группа набрала баллы в пределах нормы (60% людей). Остальная часть (40% людей) набрала баллы уровня «ниже нормы», значит у испытуемых уже выработана какая-либо стратегия защитного поведения. Экспериментальная группа в большинстве своем набрала баллы соответствующие уровню «выше нормы». Это может говорить о том, что 57 % процентов испытуемых попадают в конфликтные и опасные ситуации чаще, чем остальные учасники.

Затем с экспериментальной группой проводилась методика Одинцовой.

13 человек (43%) с типом ролевой виктимности - социальная роль жертвы, 17 человек (67%) с типом виктимности - игровая роль жертвы.

Это показано на рисунке 1.

Рисунок 1 - Результаты по методике М. А. Одинцовой

Из данного графика видно, что преобладающая часть этой подгруппы относится к типу виктимности игровая роль жертвы. Это значит, что в этой группе у индивидуумов проявляются склонности к манипулированию своего окружения с целью получить какую-либо поддержку, решая тем самым внутреннюю проблему при помощи внешних ресурсов. Характеризует такое поведение излишний инфантилизм, чувства напоказ, акцент на своих несчастьях или страданиях. Такие люди бояться ответственности, но не смотря на это нельзя не заметить их креативности в решениях каких либо ситуаций. Люди с типом игровой роли жертвы контактны и легко адаптируются в социуме. Обладают выдающимся эмоциональным интеллектом, так же в их общении преобладает мягкосердечность и дружелюбность.

В данной подгруппе так же подростки набирали очень высокое количество баллов соответствующее типу игровая роль жертвы. Из 17 человек 2 человека имели достаточно высокий результат по этой шкале. Это представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 - Преобладающий результат по шкале Игровая роль жертвы

Как видно из графика, 11 набрали очень высокие баллы. Это свидетельствует о том, что у таких подростков такой тип поведения уже закрепился, и, возможно, уже стал жизненной позицией. То есть все особенности поведения становятся акцентуацией характера, приобретают экспрессивный характер.

Такая личность будет постоянно демонстрировать свои переживания по поводу несчастий, тем самым манипулируя окружающими людьми, получая от них поддержку. Если поддержки и внимания не будет, то желание привлечь внимание к своим страданиям может носить агрессивный характер.

Такие люди склонны обвинять всех в своих неудачах, ошибках, считает себя бессильной жертвой других людей, заложником обстоятельств.

Так же в экспериментальной группе испытуемых 13 человек набрали высокие баллы по шкале - социальная роль жертвы. Это говорит о том, что у таких подростков преобладает тенденция к аутсайдерству в поведении. Зачастую в коллективе именно такие люди становятся «козлами отпущения». У такого подростка перманентно присутствует ощущение того, что он является изгоем, отличающимся от других, никому не нужным. Окружающий мир для них кажется враждебным. Именно эти тенденции в поведении влекут за собой глубокие переживания по этому поводу, ведь в подростковом возрасте так важно найти свою идентичность социуму. Такой подросток зачастую очень обидчив и склонен обвинять во всех проблемах себя. Так же у него складывается мнение, что он менее успешен и привлекателен чем другие. Такой индивид в общении проявляет меньшую гибкость. Так же у него отсутствует манипулятивность и рентные установки. Такие подростки очень склонны к рефлексии своих ощущений и переживаний. Они демонстрируют отстранённость, любят уединение, но

вместе с этим обладают хорошим воображением и высоким интеллектом. Хорошо запоминают и оперируют информацией, они открыты к новому опыту, а все их поведение носит стремление избавиться от роли жертвы.

Очень высоких баллов в данной подгруппе не наблюдалось, как и в целом по опроснику. Вывод:

Из вышесказанного можно сделать вывод, что подростки, которые участвовали в эксперименте, по-разному ведут себя в ситуации виктимного поведения. Игровая роль жертвы в экспериментальной группе показывает, что у индивидуумов проявляются склонности к манипулированию своего окружения с целью получить какую-либо поддержку, решая тем самым внутреннюю проблему при помощи внешних ресурсов.

Также в экспериментальной группе испытуемых 13 человек набрали высокие баллы по шкале - социальная роль жертвы. Это говорит о том, что у таких подростков преобладает тенденция к аутсайдерству в поведении. Зачастую в коллективе именно такие люди становятся «козлами отпущения».

Использованные источники:

1. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах. -М., 1983.

2. Репецкая А.Л. Виновное поведение потерпевшего и принцип справедливости в уголовной политике. - Иркутск, 1994.

3. Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология. - СПб.: 2000

4. Сафиуллин Н.Х., Данилевская М.В., Куликов Н.И. Особенности преступного поведения несовершеннолетних. - М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.