Пилишвили T.C., Шабданбекова З.Ш.
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА личности российских
и кыргызстанских студентов1
Феномен временной перспективы является одним из активно изучаемых в отечественной и зарубежной современной психологии. Этой проблеме посвящено большое количество исследований в работах К. Левина, Ф. Зимбардо, П.В. Зарубина, А. Сырцовой, Т. А. Нестика, Н.Ф. Наумовой, А.И. Пригожего, В.П. Горяинова, А. К. Болотовой и других [1-5]. Анализ психологической литературы показывает,чтоизучениевременнойперспективы,несмотрянабольшоеколичество исследований, представляет собой сложную проблему, которая постоянно раскрывается в новых аспектах, не исчерпывает себя и требует дальнейших разработок. Центральную роль в исследовании временной перспективы отводят изучению связей ее конструктов с другими характеристиками и индивидуальн-личностными особенностями [7]. Например, исследователи показали связь временной перспективы с субъективным благополучием (Drake et al., 2008; Сырцова, 2008; Boniwell et al., 2010), академической успеваемостью (Mello, Worrell, 2006; Horstmanshof, Zimitat, 2007), изменение временной перспективы в связи с употреблением психоактивных веществ (Apostolidis et al., 2006), чертами личности (Kairys, 2010) и др.
В современном поликультурном образовании от личности требуется активная адаптация к неизбежным изменениям, обусловленным самой спецификой международно-ориентированного ВУЗа [6, 10]. Попадая в полиэтническую образовательную среду, студент сталкивается с представителями новых культур и традиций, носителями определенных ценностных ориентаций, играющих немаловажную роль в развитии личности юношеского возраста [8]. Зачастую причиной стресса, помимо процесса адаптации в инокультурной среде, может быть недостаток времени, а также его непродуктивное распределение. В процессе обучения студенты сталкиваются с рядом трудностей, связанных с восприятием, управлением временем, а также преодолением стресса, вызванного недостатком знаний о том, как правильно распределять собственные временные ресурсы [7].
1 Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ, проект № 17-06-00834.
72
МЕТОДЫ И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Для исследования особенностей временной перспективы у студентов из Российской Федерации (далее РФ) и Кыргызской Республики (далее КР) нами была использована методика «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо (ZTPI) в адаптации А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной. С целью определения особенностей самоорганизации и тайм-менеджмента была использована методика «Тест-опросник самоорганизации деятельности (ОСД) Н. Фишера и М. Бонда, в адаптации Е.Ю. Мандриковой». Для изучения особенностей совладающего поведения у студентов из РФ и КР использовались методики: «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, С. Фолкман в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой [9]; «Опросник проактивного совладающего поведения (копинга)» (PCI) Greenglas, Schwarzer и Taubert в адаптации Е.С. Старченковой. Количественно уравненную общую выборку исследования составили: а) 60 российских студентов, обучающихся в Российском университете дружбы народов (далее РУДН), выборка была уравнена по полу по 30 юношей и девушек; б) 60 кыргызстанских студентов, обучающихся в РУДН и Кыргызско-Российском Славянском университете имени Б.Н. Ельцина (далее КРСУ), выборка также была уравнена по полу по 30 юношей и девушек. Что касается специальности, в выборку попали студенты, обучающиеся на медицинском факультете, факультете гуманитарных и социальных наук, филологическом, юридическом, инженерном, экономическом факультетах. Возраст студентов составил от 18 до 26 лет.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
На этапе описательной статистики выявлены следующие особенности. По шкале «планирование решения проблемы» средний показатель составил 12,2, что выше среднего значения по методике. По остальным шкалам больших разбросов в значениях не наблюдалось, средние показатели в переменных соответствуют критериям средних значений, представленных в методиках.
Результаты сравнительного анализа посредством U-критерия Манна-Уитни демонстрируют, что у студентов из Кыргызстана в данной выборке уровень самоконтроля выше, чем у студентов из России (U = 1276,5; p = 0,006, М(РФ) = 51,78; М(КР) = 69,23). Студенты из КР в большей мере склонны к неоправданной самокритике, переживанию чувства вины и неудовлетворенности собой (U = 1268,5; p = 0,005, М(РФ) = 51,64; М(КР) = 69,36). Российские студенты гораздо легче переживают и преодолевают трудные ситуации (U = 1287,5; p = 0,007, М(РФ) = 51,96; М(КР) = 69,04), решая проблемы «здесь-и-сейчас».
Полученные в ходе исследования результаты демонстрируют статистически значимые половые различия в особенностях временной перспективы и копинг-стратегий. Так, юноши в большей мере предпочитают последовательно
реализовывать поставленные цели, имеют развитые навыки тактического планирования (и = 1282,5; р = 0,007, М(м) = 69,13; М(ж) = 51,88), они более целенаправленны, чаще всего знают, чего хотят и к чему стремятся, идут по направлению к своим целям (и = 1412,5; р = 0,041, М(м) = 66,96; М(ж) = 54,04). Юношам по сравнению с девушками более свойственно видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, в том числе с помощью внешних средств, и, проявляя волевые качества и настойчивость, идти к ее достижению, что иногда может приводить к негибкости (и = 1346; р = 0,017) М(м) = 68,07; М(ж) = 52,93). Девушки, в свою очередь, могут быть менее организованы и планомерны, однако проявляют большую гибкость в переключениях между различными видами деятельности, чем юноши.
В результате подсчета коэффициента корреляции Спирмена были установлены следующие значимые связи в выборке российских студентов. Выявлена положительная значимая корреляция между негативным прошлым и фаталистическим настоящим (ге= 0,574, р<0,000), бегством-избеганием (ге= 0,506, р<0,000). Это означает, что при акцентировании внимания на болезненных воспоминаниях усиливается ощущение безнадежности будущего, отрицание появляющихся проблем. Установлена положительная корреляционная связь между будущим и планомерностью (ге= 0,633, р<0,000), целеустремленностью (ге= 0,500, р<0,000), общим показателем тайм-менеджмента (ге= 0,671, р<0,000), проактивным преодолением (ге= 0,602, р<0,000), превентивным преодолением (ге= 0,526, р<0,000). Таким образом, ориентированные на будущее студенты обладают более продуктивной саморегуляцией для достижения целей путем привлечения всех возможных ресурсов.
Выявлена отрицательная значимая корреляция между фаталистическим настоящим и проактивным преодолением (ге= -0,613, р<0,000). Таким образом, студенты, ориентированные на процесс целеполагания и его реализацию, воспринимают будущее как позитивное и полное надежд. Обнаружена положительная значимая связь между конфронтацией и бегством-избеганием (ге= 0,539, р<0,000); между поиском социальной поддержки и поиском инструментальной поддержки (ге= 0,509, р<0,000); между планированием решения проблемы и планомерностью (ге= 0,528, р<0,000); между планомерностью и самоорганизацией (ге= 0,519, р<0,000), общим показателем тайм-менеджмента (ге= 0,786, р<0,000). Данные показатели подтверждают, что студенты, ориентированные на планомерное решение своих трудных ситуаций, отличаются высокой самоорганизацией и высоким тайм-менеджментом. Была установлена положительная значимая корреляция между целеустремленностью и общим показателем тайм-менеджмента (ге= 0,643, р<0,000), проактивным преодолением (ге= 0,660, р<0,000); между фиксацией и общим показателем тайм-менеджмента (ге= 0,610, р<0,000). Это свидетельствует, что студенты при высоком уровне целеустремленности обладают большой самодисциплиной в период «здесь-и-сейчас».
Установлена положительная корреляция между самоорганизацией и
общим показателем тайм-менеджмента (ге= 0,662, р<0,000); между общим показателем тайм-менеджмента и проактивным преодолением (ге= 0,547, р<0,000), рефлексивным преодолением (ге= 0,541, р<0,000); между проактивным преодолением и превентивным преодолением (ге= 0,529, р<0,000); между рефлексивным преодолением и стратегическим планированием (ге= 0,556, р<0,000), превентивным преодолением (rs= 0,572, р<0,000). По-видимому, студенты с высоким уровнем самоорганизации способны успешно планировать свое время, ставить цели и использовать все необходимые ресурсы для их достижения.
В выборке кыргызстанских студентов была выявлена положительная значимая корреляция негативного прошлого с бегством-избеганием (ге= 0,559, р<0,000). Это означает, что так же, как и у студентов из РФ, при акцентировании внимания на болезненных воспоминаниях, усиливается желание отрицания появляющихся или уже имеющихся проблем. Имеется отрицательная значимая связь между фаталистическим настоящим и проактивным преодолением (ге= -0,510, р<0,000). Данные результаты показывают, что у студентов с беспомощным и безнадежным отношением к будущему могут возникать затруднения в самом процессе целеполагания. Кроме того, им необходимо прилагать большие усилия для формирования общих ресурсов, которые облегчают достижение важных целей и способствуют личностному росту.
В ходе корреляционного анализа была выявлена положительная взаимосвязь между планомерностью и общим показателем тайм-менеджмента (ге= 0,667, р<0,000). Это, вероятно, свидетельствует о том, что студенты, умеющие последовательно реализовывать поставленные цели, обладают высоким уровнем организации собственного времени. Обнаружена положительная корреляционная связь между целеустремленностью и общим показателем тайм-менеджмента (ге= 0,727, р<0,000), проактивным преодолением (ге= 0,683, р<0,000). Таким образом, студенты, четко идущие к своим целям, обладают высокой самоорганизацией и навыками создания необходимых ресурсов для реализации планов.
Была установлена положительная значимая связь между общим показателем тайм-менеджмента и проактивным преодолением (ге= 0,669, р<0,000). Данные результаты говорят о том, что для студентов, которым свойственно видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, также характерно использование внешних средств, проявление волевых качеств и настойчивости. Так, была выявлена положительная значимая корреляция между рефлексивным преодолением и превентивным преодолением (ге= 0,500, р<0,000). Студенты, направленные на оценку возможных стрессоров, анализ проблем и имеющихся ресурсов, в большей степени способны предвосхищать негативные последствия и предпринимать действия по устранению проблем еще до их появления.
Для оценки между двумя группами студентов из разных стран нами был проведен факторный анализ с вращением Уаптах. Он позволил выделить четыре фактора для определения факторной структуры временной перспективы и копинг-стратегий в каждой из подгрупп испытуемых. При проведении факторного
анализа в выборке испытуемых из России, были выделены следующие факторы.
Первый фактор, условно названный нами комплексный копинг по решению проблемы, потенциально возможной в будущем, с высоким тайм-менеджментом, включает следующие переменные: общий показатель тайм-менеджмента (0,879); будущее (0,826); планомерность (0,764); планирование решения проблемы (0,691); проактивное преодоление (0,670); рефлексивное преодоление (0,668); превентивное преодоление (0,640); самоорганизацию (0,600); стратегическое планирование (0,571). Второй фактор поиска эмоциональной, инструментальной и социальной поддержки при положительной оценке настоящего нагружается следующими переменными: позитивным прошлым (0,740); поиском инструментальной поддержки (0,683); поиском эмоциональной поддержки (0,671); гедонистическим настоящим (0,664); поиском социальной поддержки (0,628); положительной переоценкой (0,553). Третий фактор ухода от проблемы через конфронтацию и самоконтроль включает в себя следующие переменные: бегство-избегание (0,741); конфронтацию (0,677); самоконтроль (0,650); дистанцирование (0,561). Четвертый фактор, условно названный нами как принятие ответственности за опыт негативного прошлого при низкой ориентации на настоящее, нагружается следующими переменными: принятием ответственности (0,756); ориентацией на настоящее (-0,593); негативным прошлым (0,591).
При проведении факторного анализа в выборке испытуемых из Кыргызстана, были выделены следующие факторы. Первый фактор, условно названный нами комплексный копинг по целеустремленному решению проблемы, потенциально возможной в будущем, с высоким тайм-менеджментом и самоконтролем, включает следующие переменные: планомерность (0,750); общий показатель тайм-менеджмента (0,700); планирование решения проблемы (0,680); самоконтроль (0,666); будущее (0,658); превентивное преодоление (0,607); целеустремленность (0,578); рефлексивное преодоление (0,554). Второй фактор принятия ответственности за опыт негативного прошлого при избегании настоящего нагружается следующими переменными: бегством-избеганием (0,876); негативным прошлым (0,744); принятием ответственности (0,672). Третий фактор стратегического планирования, включает в себя соответствующую переменную (0,643). Четвертый фактор, условно названный нами поиск эмоциональной, инструментальной и социальной поддержки, нагружается следующими переменными: поиском социальной поддержки (0,632); поиском инструментальной поддержки (0,568); поиском эмоциональной поддержки (0,566).
Полученные результаты демонстрируют, что студенты обеих подгрупп направлены на комплексное разрешение потенциально возможных проблем, они применяют качественный тайм-менеджмент, однако при этом студенты из КР отличаются большим самоконтролем и целеустремленностью. Кроме того, они чаще принимают ответственность за опыт негативного прошлого при избегании настоящего. Самоконтроль, самообладание, внутреннее сдерживание,
а также необходимость самостоятельно разрешать психологические проблемы в меньшей мере характерны для российских студентов исследуемой выборки. Напротив, обращение за психологической поддержкой к другому человеку считается совершенно нормальным способом коммуникации с окружающими, в особенности с близкими людьми. Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволило выявить специфические особенности временной перспективы и копинг-стратегий у студентов из России и Кыргызстана.
ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С теоретической точки зрения рассмотрена временная перспектива и копинг-стратегии личности как актуальная проблема психологической науки и практики. С эмпирической точки зрения выявлено, что у российских студентов при акцентировании внимания на болезненных воспоминаниях усиливается ощущение безнадежности будущего и отрицание появляющихся проблем. Ориентированные же на будущее российские студенты обладают успешной саморегуляцией для достижения целей путем привлечения всех возможных ресурсов. У кыргызстанских студентов с беспомощным и безнадежным отношением к будущему могут возникать затруднения в самом процессе целеполагания, кроме того, им необходимо прилагать большие усилия для формирования генеральных ресурсов, которые облегчают достижение важных целей и способствуют личностному росту. С другой стороны, студенты из КР направлены на оценку возможных стрессоров, анализ проблемы и ее ресурсов, они способны в большей мере предвосхищать негативные последствия и предпринимать действия по устранению проблемы до ее актуализации.
Результаты настоящего исследования планируется использовать на базе Кабинета психологической помощи РУДН в индивидуальном и групповом психологическом консультировании студентов из России и Кыргызстана. При осознании сходств и различий в этнокультурных группах планируется создание атмосферы межкультурного взаимопонимания и готовности работать на общие результаты деятельности при управлении собственным временем жизни и улучшении копинга.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артюхин, И.Н. Копинг-стратегии в терапии стрессовых расстройств / И.Н. Артюхин, О.В. Тишина // Акмеология. 2015. № 3 (55). С. 186-187.
2. Бехтер, А.А. Оптимизация совладающего поведения специалиста путем развития рефлексивности личности (эмпирическое исследование) / А.А. Бехтер // Акмеология. 2014. № 1 (49). С. 138-143.
3. Медведская, Т.С. К проблеме структурно-содержательных и
функциональных компонентов активности личности в стрессовой ситуации / Т.С. Медведская // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2009. № 4. С. 84-88.
4. Минаева, А.Ю. Особенности групповой психологической работы с иностранными студентами РУДН / А.Ю. Минаева, З.Ш. Шабданбекова // Международный форум «Восточный вектор миграционных процессов: диалог с русской культурой». Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та. 2016. С. 61-65.
5. Нестик, Т.А. Социальная психология времени: состояние и перспективы исследований / Т.А. Нестик // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 3. С. 5-19.
6. Пилишвили, Т.С. Активное совладающее поведение как акмеологический ресурс в профессиональной деятельности учителей / Т.С. Пилишвили, З.Ш. Шабданбекова // Акмеология. 2016. № 3(59). С. 68-72.
7. Пилишвили, Т.С. Временная перспектива китайских студентов в процессе инокультурной адаптации / Т.С. Пилишвили, Лу Хуан // ИНИЦИАТИВЫ XXI ВЕКА. М.: Институт бизнеса, психологии и управления (Химки). 2016. 2-е изд. С. 17-18.
8. Файзуллин, Ф.С. Национальные ценности и ценностные ориентации / Ф.С. Файзуллин // Вестник Башкирского университета. 2012. №1(1). С. 685-688.
9. Фельдман, И.Л. Особенности копинг-стратегий и защитных механизмов у медицинских работников / И.Л. Фельдман // Акмеология. 2012. № 3 (43) . С. 78-83.
10. Шабданбекова, З.Ш. Механизмы психологической защиты и особенности совладанния с профессиональными трудностями (на примере учителей) / З.Ш. Шабданбекова // Личность в природе и обществе. - Москва: РУДН, 2016. - С. 74-76.