Научная статья на тему 'КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
155
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / САМОЗАЩИТА / ЧТЕНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА / КОПИНГ СТРАТЕГИИ / PRESCHOOLER / SELF-DEFENSE / READING / PRESCHOOL / CHILD DEVELOPMENT / COPING STRATEGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лежава Е.О., Анисимкова К.М.

В данной статье рассматривается роль копинг-стратегий в развитии дошкольников. Разнообразие копинг-стратегий. Копинг- стратегии как самозащита дошкольника. Способы защиты при помощи копинг-стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING STRATEGIES FOR PRESCHOOL CHILDREN

Resume: This article discusses the role of coping strategies in the development of preschoolers. A variety of coping strategies. Copying strategies as a self-defense of a preschooler. Ways to protect using coping strategies.

Текст научной работы на тему «КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.2

Лежава Е. О. студент 4 курса факультет психолого- педагогический

Анисимкова К.М. студент 4 курса факультет психолого- педагогический научный руководитель: Ерохина Е.А.

старший преподаватель ФГБОУВО СГПИ Россия, г. Железноводск КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В данной статье рассматривается роль копинг-стратегий в развитии дошкольников. Разнообразие копинг-стратегий. Копинг- стратегии как самозащита дошкольника. Способы защиты при помощи копинг-стратегий.

Ключевые слова: дошкольник, самозащита, чтение, дошкольное учреждение, развитие ребёнка, копинг - стратегии.

Lezhava E. O. student

4 year, faculty ofpsychological and pedagogical

FSBEI IN SSPI Russia, Zheleznovodsk Anisimkova K.M.

student

4 year, faculty ofpsychological and pedagogical

FSBEI IN SSPI Russia, Zheleznovodsk Scientific adviser: Erokhina E.A.

Senior Lecturer FSBEI IN SSPI Russia, Zheleznovodsk COPING STRATEGIES FOR PRESCHOOL CHILDREN Resume: This article discusses the role of coping strategies in the development of preschoolers. A variety of coping strategies. Copying strategies as a self-defense of a preschooler. Ways to protect using coping strategies.

Keywords: preschooler, self-defense, reading, preschool, child development, coping strategies.

В жизни каждого человека постоянно происходят разные ситуации, это могут быть как ситуации, носящие трудный характер, так и ситуации, полностью меняющие привычный образ жизни человека. На протяжении всего жизненного пути человека набор таких ситуаций имеет свойство

меняться. В настоящее время, для того, чтобы защитить себя от неприятных и травмирующих переживание, существуют две системы защиты. Первая - это система психологической защиты - на бессознательном уровне. Вторая -контролируемое поведение или копинг- стратегии - на осознанном уровне.

Копинг — от англ. слова 1осорв — «справляться, преодолевать, совладать». В русскоязычных словарях слово «преодолеть» означает «справиться с чем-либо» (преодолеть тревожность, препятствия, боль и трудности). Термином «совладание» обозначаются последовательные, разумные способы реагирования на стресс, противопоставляемые бессознательным механизмам психологической защиты. Копинг — это то, что делает человек, чтобы справиться с ситуацией: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни [1, с. 340].

Копинг-поведение — это форма поведения, которая отражает готовность человека решать свои проблемные жизненные ситуации. Копинг -поведние осуществляется на базе копинг- ресурсов с помощью копинг-стратегий. Копинг-ресурсы — это комплекс характеристик личности и социальной среды, которые позволяют осуществить комфортную адаптацию к любым стрессовым ситуациям.

На базе исследуемой проблемы первостепенное значение приобретает классификация копинг-стратегий в зависимости от видов процессов, которые лежат в их основе (когнитивные, поведенческие, эмоциональные). Когнитивные копинг- стратегии - это такие стратегии, которые позволяют исключить напряжённость стресса путём изменения личной оценки ситуации и отвечающие требованиям изменение уровня ее контроля. Поведенческие стратегии - это ряд стратегий, которые связаны с изменением формы деятельности или со сменой самой деятельности. Эмоциональные стратегии - это эмоциональная разрядка, целью которой является снятие очага напряжения.

Каждая из стратегий по степени конструктивности делится на:

— конструктивные копинг-стратегии( помогают быстро и успешно совладать со стрессом);

— относительно конструктивные копинг-стратегии (помогают в некоторых ситуациях, например не очень значимых или при небольших стрессах);

— неконструктивные копинг-стратегии (не устраняют стрессовое состояние, напротив, способствуют его усилению) [3, с. 46].

Так же, как и у взрослых, у детей возникают трудные жизненные ситуации, причём, это может происходить довольно часто. Всё это связано с тем, что ребёнок - это развивающийся человек, познающий и осваивающий окружающий мир. В силу своего возраста он ещё не имеет достаточно опыта, поэтому обязательно будет сталкиваться с чем-то новым, непонятным, неожиданным для себя. Для преодоления таких испытаний, ребёнку потребуется использовать свои возможности и способности, но не всегда

результат преодоления такого испытания является успешным,что может послужить причиной разочарования. Для того, чтобы справиться с отрицательными потрясениями и эмоциями, дети так же, как и взрослые применяют копинг- стратегии.

На данный момент времени проблема копинг- стратегии у детей мало изучена. Р.М. Грановская доктор психологических наук и её ученица И. М. Никольская изучали копинг - стратегии детей младшего школьного возраста.

На настоящий момент времени проблема копинг-стратегий у детей изучена недостаточно. Так, и Р. М. Грановская изучали копинг - стратегии младших школьников.

Большого внимания заслуживает исследование Э. Э. Ульяновой по проблеме установления эмоциональной части копинг-поведения детей 4—6 лет в микрострессовых ситуациях в ДОУ. Она останавливает своё внимание на том, что старшие дошкольники в связи с утанавливающимися определенными новообразованиями могут вместе с психологической защитой использовать и копинг-стратегии. С образованием копинг-стратегий у детей она связывает возникновение способности к предсказыванию. Автор отмечает копинговые стратегии, присущие детям 4, 5, 6 лет [2, с.176].

Эмпирическое исследование копинг-стратегий старших дошкольников было проведено в трех дошкольных образовательных организациях города Пятигорска. В исследовании приняли участие 55 детей старшего дошкольного возраста (6—7 лет), семь воспитателей, педагог-психолог. С целью исследования копинг-стратегий детей иприменялись следующие методы: опросник копинг-стратегий Н. А. Сироты, В. М. Ялтонского (с воспитателями), метод опроса-беседы с детьми Э. Э. Ульяновой, особое наблюдение за детьми в группах [3, с. 55].

Анализ результатов исследования с воспитателями показал, что одной из наиболее часто применяемых стратегий является обращение за помощью к воспитателю - стратегия «поиск социальной поддержки». Педагог-психолог также отметила, что дети в сложной ситуации наиболее часто обращаются за поддержкой именно к воспитателю.

Как считают воспитатели, дети чаще всего прибегают к поведенческим и эмоциональным копинг-стратегиям (в большинстве случаев эти стратегии применяются совместно). Среди эмоциональных стратегий достаточно объёмные процентные показатели получены по стратегиям «кричит», «плачет и грустит»; среди поведенческих — «обзывается», «бьет, швыряет или ломает вещи», «дает сдачи/дерется»,». Однозначного ответа о том, что такие стратегии не являются конструктивными, их применение может быть при соответствующих обстоятельствах необходимым и целесообразным, не существует. В процессе наблюдения за детьми в групповых комнатах, а так же в беседе с воспитателями , был сделан вывод о том, что в большинстве случаев такие стратегии имеют неконструктивный характер, не разрешают ситуацию, а даже наоборот, усугубляют ее.

Согласно мнению преподавателей, довольно часто дети применяют так

ие метод, как «остается сам по себе, один», «просит прощения или говорит правду». У пятидесяти процентов детей преподаватели фиксируют использование такого рода стратегии, как «думает об этом». Из разговоров с детьми педагоги резюмируют, то что дети в данном возрасте довольно часто раздумывают о случившейся ситуации, рассматривают саму ситуацию, также ее результаты.

Исследование итогов выборочного опроса-беседы с детьми выявил, то что одной из часто встречающихся стратегий представляет «поиск социальной поддержки» — обращение к родителям (преимущественно к маме), воспитателю, в редких случаях — к игрушке (примеры ответов детей: «Иду к маме, я вообще очень люблю маму»; «Расскажу маме про то, что думал»; «Расскажу маме, чтобы пожалела»; «Сказал бы воспитателю»; «Мне плохо, когда меня мальчики обижают и еще толкают, я им не могу дать сдачи, поэтому иду к маме или воспитательнице и все рассказываю»; «Разговариваю с Катей (куклой)»).

К поддержке педагога больше прибегают девочки, нежели юноши. При этом исследования, провидимые в младших группах, выявили, что педагоги при обращении ребенка к ним за поддержкой нередко отвергают

ее, доказывая это тем, что они (дети) уже большие и сами готовы понять ситуацию и разобраться в ней. В большинстве случаев дети никак не могут найти решение конфликта, а, напротив, обостряют его, принимают неконструктивные решения во вред кого-то из детей, либо формируют новые разногласие.

Заслуживает внимания тот факт, что в большинстве случаев дети применяют в форме копинг-стратегии обращение к друзьям («Поговорил бы с друзьями и забыл бы об этом», «Прошу помощи у друга»). Чаще всего дети используют эмоциональные и поведенческие копинг-стратегиям («Сильно злюсь»; «Плачу»; «Кричу, очень сильно кричу, чтобы никому ничего не было слышно, а знаете, как я сильно умею кричать»; «Когда мне плохо, я просто плачу. А что еще делать?»; «Грущу, ведь, когда плохо, все грустят»; «Я грущу, когда со мной никто не дружит, я тогда играю один, сам с собой»; «Расстраиваюсь и ни с кем не разговариваю»; «Сначала поплачу, а потом буду смеяться»).

Важно отметить, что мальчики, в отличие от девочек,

стремятся выражать значительную независимость в решении образующихся вопросов, однако при этом зачастую применяют враждебность,

нацеленную вовне.

Весьма часто дети рассказывали об этом методе, как «прошу прощения», который, согласно итогам исследований, представляет собой сов ершенно формальный акт, исполняемый согласно указанию педагога и не касающийся эмоций равно как притеснителя, так и оскорбленного.

Также часто дети обращаются к игре, эффективным и другим видам деятельности («Буду рисовать»; «Я люблю рисовать, я рисую даже когда мне очень плохо, что-то плохое произошло»; «Играю в солдатиков или строю

гараж, знаете, у меня их уже два»; «Пойду гулять»; «Чтобы мне стало хорошо и я не плакала бы, я начинаю играть в разные игрушки, иногда с другими девочками, тогда я быстро успокаиваюсь», «Чтобы мне стало хорошо, настроение улучшилось, я иду и смотрю мультики всякие, главное, чтобы они были веселые и смешные»).

Еще в педагогике используются и другие замещающие способы («Когда мне бывает очень плохо, я иду и что-нибудь кушаю, мне все равно что, но больше всего мне хочется скушать что-нибудь вкусненькое»; «Чтобы мне стало хорошо, улучшилось настроение, я зову кого-нибудь к себе в гости или сама к кому-нибудь в гости иду»; «Ем конфеты. Я люблю конфеты, они вкусные»; «Все съем. Много съем»; «Ну, с мамой в магазин ходили, карандаши купили»).

Любопытно то, что педагоги в принципе не называли обращение детей к разным видам деятельности способом поведения в трудной ситуации. Вероятнее всего, педагоги не видят в том числе и психотерапевтического эффекта различных детских деятельностей.

А так же интересно то, что педагоги в общем никак не и называли обращение ребенка к различным типам деятельности методом поведения в с ложной ситуации. Допустимо, что преподаватели не видят

психотерапевтического результата разных видов детской деятельности.

К использованию когнитивных копинг-стратегий дети прибегают редко, хотя такие примеры встречались («Просто хожу и думаю. Мне мама говорит, чтобы я подумал»; «Расскажу маме про то, что думал»). Как говорилось ранее, дошкольники в сидах описать свое эмоциональное состояние, осознают последствия своего поведения, отсутствие эффективности неконструктивного поведения («Не знаю. Наверное, ничего не хочу (делать). Все приставать начинают»; «Злюсь, как будто у меня в голове чайник или кастрюля кипит»; «Я не даю сдачи, давать сдачи — это неправильно, потом тебе опять дадут»; ).

Необходимо обратить особое внимание, что при этом очень важна правильная техника общения с детьми (техника «понимания»).

В каждой трудной ситуации крайне важно дать ребёнку почувствовать уверенность и надежду в реальной жизни. Не нужно пугать их всевозможными негативными результатами, но также не нужно давать ощущение ложной надежды. Необходимо дать детям понять, что исход ситуации, наверняка, может быть не очень положительным, но нужно надеяться на хороший результат и делать выводы. Также необходимо уделять ребенку достаточное количество внимания, однако, важно объяснить ребёнку, что часто бывают ситуации, когда есть другие заботы, поэтому надо это постараться понять и принять.

Использованные источники:

1. Никольская Р. М. Психологическая защита у детей / Р. М. Никольская. — СПб., 2006. 340 с.

2. Одинцова М. А. Многоликость «жертвы», или Немного о великой манипуляции (система работы, диагностика, тренинги): учеб. пособие. — М., 2010., 176 с.

3. Ульянова Э. Э. Формирование эмоциональной составляющей поведения детей 4—6 лет в микрострессовых ситуациях в ДОУ (на основе копинг -стратегий): автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Казань, 2007., 46 - 60 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.