Научная статья на тему 'Копинг-поведение детей, оставшихся без попечения родителей. Как помочь?'

Копинг-поведение детей, оставшихся без попечения родителей. Как помочь? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
191
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
копинг-стратегии / копинг-поведения / стресс / ресурсы / личность / coping strategies / coping behavior / stress / resources / personality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Моисеева Татьяна Анатольевна

Дети, оставшиеся без попечения родителей подвержены ситуациям внутреннего напряжения и стресса. На любой дискомфорт человек реагирует двумя способами: выстраивая копинг-стратегии и применяя психологические защиты. Копинг-стратегии – это способы деятельности, которые помогают адаптироваться в сложной ситуации и удержать психологическое равновесие детям, оставшимся без попечения родителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Моисеева Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING-BEHAVIOR OF CHILDREN REMAINED WITHOUT THE SUPPORT OF PARENTS. HOW TO HELP?

Children left without parental care are exposed to situations of internal tension and stress. A person reacts to any discomfort in two ways: by building coping strategies and applying psychological defenses. Coping strategies are ways of working that help people adapt in a difficult situation and keep the psychological balance of children left without parental care.

Текст научной работы на тему «Копинг-поведение детей, оставшихся без попечения родителей. Как помочь?»

УДК 159.9

КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ. КАК ПОМОЧЬ?

Моисеева Татьяна Анатольевна.

Кемеровская область, п. Урск, Муниципальное казенное учреждение социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, воспитатель, Mta-15@yandex.ru.

Аннотация. Дети, оставшиеся без попечения родителей подвержены ситуациям внутреннего напряжения и стресса. На любой дискомфорт человек реагирует двумя способами: выстраивая копинг-стратегии и применяя психологические защиты. Копинг-стратегии - это способы деятельности, которые помогают адаптироваться в сложной ситуации и удержать психологическое равновесие детям, оставшимся без попечения родителей.

Ключевые слова: копинг-стратегии, копинг-поведения, стресс, ресурсы, личность.

COPING-BEHAVIOR OF CHILDREN REMAINED WITHOUT THE SUPPORT OF PARENTS. HOW TO HELP?

Moiseeva Tatyana Anatolyevna.

Kemerovo region, Ursk, Municipal state institution, social rehabilitation center for minors, educator, Mta-15@yandex.ru.

Abstract. Children left without parental care are exposed to situations of internal tension and stress. A person reacts to any discomfort in two ways: by building coping strategies and applying psychological defenses. Coping strategies are ways of working that help people adapt in a difficult situation and keep the psychological balance of children left without parental care.

Key words: coping strategies, coping behavior, stress, resources, personality.

Копинг - это способность человека справиться с трудной жизненной ситуацией (стрессом), прибегая к собственным когнитивным и эмоциональным ресурсам. Иными словами, это адаптивное поведение, позволяющее личности максимально быстро совладать с кризисными обстоятельствами и снова ощутить психологическую защищенность. Актуальный ответ на раздражитель - это копинг-стратегии, непосредственные действия человека для управления стрессом. Определенный фон создается за счет копинг-ресурсов, т.е. опыта преодоления трудностей конкретной личности, ее характеристик. Действия на основе опыта рождают характерную модель копинг-поведения.

Психологи Р. Лазарус и С. Фолкман обозначили восемь основных копинг-стратегий:

- планирование решения проблемы, что подразумевает анализ ситуации, поиск и составление алгоритма необходимых действий для выхода из нее;

- конфронтационный копинг (агрессивные усилия для преодоления ситуации, присутствие враждебности, неоправданного риска и упрямства);

- принятие ответственности, что означает осознание собственной роли в сложившейся ситуации и попытки что-то изменить;

- самоконтроль, который выражается в овладении своими эмоциями и действиями;

- положительная переоценка, своего рода, оптимизм и поиск чего-то положительного в самом плохом состоянии дел, концентрация на плюсах;

- поиск социальной поддержки, обращение к помощи окружающих;

- дистанцирование, максимальное уменьшение значимости кризисной ситуации, когнитивные усилия отдаления проблемы;

- бегство-избегание, применение всех способов и усилий уйти от проблемы, не думать и не решать ее в принципе.

Дети, оказавшиеся без попечения родителей, попадают в сложнейшую жизненную ситуацию и испытывают каждодневный стресс. Исследования показали, что у таких детей формируются неконструктивные модели копинг-поведения. Дети применяют неуспешные копинг-стратегии, такие как избегание, приспособление, агрессия. Избегание, как правило, подразумевает пассивные способы уклонения от стресса - уход от контактов, уход в болезнь, употребление алкоголя или наркотиков. Приспособление также нельзя назвать эффективной стратегией борьбы со стрессом, т.к. ребенок идет на уступки, пренебрегая собственными интересами. Высоки показатели агрессивного поведения воспитанников реабилитационных центров в кризисных ситуациях как способа психологической защиты.

Дети до 10 лет, как правило, находят спасение от стресса в маме, папе или другом близком человеке. Дети-подростки способны опираться на собственные ресурсы, основа которым закладывается в семье, в копинг-поведении близкого взрослого как образца. Стоит ли говорить, что детям, оставшимся без попечения родителей, негде искать защиты и неоткуда взять необходимый эмоциональный и когнитивный опыт. Именно поэтому в борьбе с трудностями они выбирают неконструктивные копинг-стратегии. Задача психологов и педагогов - помочь детям сформировать эффективные поведенческие реакции на стрессовые ситуации. Не избегание - а разрешение ситуации, не приспособление - а разумный компромисс, не агрессия - а активное взаимодействие, умение управлять гневом. Важно работать над развитием ресурсов ребенка, формированием у него адекватного представления о себе, учить принимать на себя ответственность за свои поступки, общаться с окружающими, сотрудничать, сопереживать.

Начинать такую работу надо как можно раньше, чтобы в будущем избежать появления агрессивных, закомплексованных членов общества с девиантным поведением.

Формирование правильных копинг-стратегий может осуществляться посредством психологических тренингов, участие в которых поможет детям,

оставшимся без попечения родителей, научиться решать проблемы; находить, адекватно воспринимать и оказывать поддержку. При этом большое внимание стоит уделить развитию копинг-ресурсов ребенка: коррекция искаженной Я-концепции, формирование адекватной интернальности (приписывании себе всех удач и неудач), умение сопереживать, принимать и оказывать помощь.

Тренинги эффективны для детей подросткового возраста. При этом используются как групповые, так и индивидуальные формы. Помимо тренингов вполне применимы дискуссии, круглые столы, совещания, супервизии, мозговые штурмы, лекции, психогимнастика, а также ролевые игры.

Если говорить о детях до 10 лет, то работа по формированию правильного копинг-поведения организуется в большей степени через игру. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые занятия. В процессе игровой деятельности ребенок примеряет на себя разные роли, испытывает новые формы переживаний, лучше понимает себя и окружающих, обогащает опыт общения со взрослым и сверстниками. Некоторые игры применяются для коррекции агрессивного поведения (например, "Обзывалки", "Датский бокс", "Чудовище"). Есть игры, помогающие учиться взаимодействию, призывающие сопереживать, сочувствовать ("Отгадай, что я почувствовал", "Я хочу сказать "спасибо", "Слепой и поводырь", "Попросись на ночлег" и т.д.) Существует огромное количество игр, выбор которых зависит от конкретных психологических задач, требующих решения. Кроме того, эффективным средством формирования копинг-стратегий у детей дошкольного и младшего школьного возраста являются сказки (применение сказкотерапевтических техник) и стихотерапия.

Таким образом, целенаправленная работа по формированию правильных поведенческих стратегий борьбы с трудностями позволяет подготовить воспитанников реабилитационных центров к встрече с непростыми жизненными ситуациями и научить детей конструктивным способам выхода из них. Благодаря чему дети, оставшиеся без попечения родителей, смогут лучше адаптироваться к жизни в обществе и ощутить психологическую защищенность.

Библиографический список:

1. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. -СПб.: Речь, 2000. - 507 с.

2. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей. - Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.13 - Москва, 2004. - 350 с.

3. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: дис. ... д-ра мед. наук. - СПб., 1994. - 283 с.

4. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозр. психиат. и мед. психол. -1994. - № 1. - С. 63-74.

5. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer Publishing Company, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.