Научная статья на тему 'Копинг - реакции в поведенческом самоменеджменте'

Копинг - реакции в поведенческом самоменеджменте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
374
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ САМОМЕНЕДЖМЕНТ / BEHAVIOURAL SELF-MANAGEMENT / СТРЕСС / STRESS / КОПИНГ РЕАКЦИИ / A KOPING REACTIONS / УПРАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СТРЕССОМ / MANAGEMENT OF AN INDIVIDUAL STRESS / КОПИНГ ПОВЕДЕНИЕ / A KOPING BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ярушева Светлана Александровна

В статье представлены копинг реакции поведенческого самоменеджмента как индивидуальные способы борьбы со стрессом. Выделены и рассмотрены основные причины возникновения стресса. Представлены критерии формирования классификаций стратегий копинг-поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KOPING - REACTIONS IN BEHAVIOURAL SELF-MANAGEMENT

Are presented in article a koping reactions of behavioural self-management as individual ways of fight against a stress. The main prichinyvozniknoveniye of a stress are allocated and considered. Criteria of formation of classifications of strategy of koping-behavior are presented.

Текст научной работы на тему «Копинг - реакции в поведенческом самоменеджменте»

Вестник факультета управления Челябинского государственного университета

ности в кадровой политике университета механизмов мотивации персонала, которые бы ясно и четко показывали то, за что работник может получить то или иное вознаграждение. При этом необходимо учитывать специфику персонала образовательного учреждения, которая заключается в большой степени творчества, развития личности и признания со стороны коллег и окружающих. Конечно, нельзя забывать также и о материальных благах, в этой области тоже не все ясно и прозрачно. При исполнении своих обязанностей каждый сотрудник должен видеть, понимать и осознавать на какое вознаграждение он может рассчитывать при достижении определенных результатов.

Список литературы

1. Архипова, Н.И. Кадровая политика как фактор стратегического развития университета/ Н.И. Ар-хипова, И.М. Поморцева, О.Л. Седова // Вестник РГГУ, 2013. № 6 (107). С. 43 - 44.

2. Васильев, Ю.С. Экономика и организация управления вузом [Текст]: учебник / Ю.С. Васильев, В.В. Глухов, / под. ред. М.П. Федорова. - СПб.: Лань, 2010. - 448 с.

3. Аквазба Е.О. Мотивация труда педагогических работников как фактор эффективного управления образовательной организацией/ Е.О. Аквазба, П.С. Медведев // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1.

Сведения об авторах:

Стародубов Дмитрий Андреевич, магистр, специалист по кадрам сектора по работе с персоналом отдела кадров Челябинского государственного университета. [email protected]

Горшенин Виктор Федорович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры менеджмента Челябинского государственного университета. [email protected]

AUDIT OF PERSONNEL POLICIES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

D. A. Starodubov, V. F. Gorshenin

Chelyabinsk State University. Chelyabinsk. Russia

The modern reforming of the Russian system of higher professional education the primary role mean scientific-pedagogical personnel of the University, so it is necessary to conduct analysis of the personnel and take into account the tendencies of its changes. The first step to audit personnel policy is a managerial approach that identifies the key drivers of change and based on them modules are developed techniques on different audit issues of personnel management.

Keywords: audit of personnel policies, scientific-pedagogical personnel of the University, the scientific-pedagogical work, professional motivation of teachers.

References

1. Аrkhipova, N.I. Kadrovaya politika kak faktor strategicheskogo razvitiya universiteta/ N.I. Аrkhipova, I.M. Pomortseva, O.L. Sedova // Vestnik RGGU, 2013. № 6 (107). S. 43 - 44.

2. Vasil'ev, YU.S. EHkonomika i organizatsiya upravleniya vuzom [Tekst]: uchebnik / YU.S. Vasil'ev, V.V. Glukhov, / pod. red. M.P. Fedorova. - SPb.: Lan', 2010. - 448 s.

3. Аkvazba E.O. Motivatsiya truda pedagogicheskikh rabotnikov kak faktor ehffektivnogo upravleniya obrazovatel'noj organizatsiej/ E.O. Аkvazba, P.S. Medvedev // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. №1.

УДК 331.55 ББК 65.5-180

КОПИНГ - РЕАКЦИИ В ПОВЕДЕНЧЕСКОМ САМОМЕНЕДЖМЕНТЕ

С. А. Ярушева

Челябинский государственный университет. Челябинск. Россия

В статье представлены копинг - реакции поведенческого самоменеджмента как индивидуальные способы борьбы со стрессом. Выделены и рассмотрены основные причины возникновения стресса. Представлены критерии формирования классификаций стратегий копинг-поведения.

Ключевые слова: поведенческий самоменеджмент, стресс, копинг - реакции, управление индивидуальным стрессом, копинг - поведение.

Самоменеджмент прежде всего это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова - во времени, в пространстве, общении, деловом мире. Современный работник должен так уметь организовать свой труд, чтобы профессиональная эффективность была максимальной. Для этого необходимо уметь планировать свое рабочее время, рабочее место, рабочие контакты, так как успешное планирование призвано обеспечить рациональное использование всех трудовых ресурсов, и должно быть направлено на экономию рабочего времени и достижение поставленных целей.

Ежедневное решение разного рода задач и проблем, как правило, связано с большими стрессовыми нагрузками, что в итоге может привести к определенным негативным последствиям в виде психосоматического ухудшения состояния здоровья.

Международная организация здоровья (World Health Organisation) причисляет стресс к главным заболеваниям, угрожающим здоровью человека в XXI веке [1].

В России, по данным аналитиков, каждый третий работник хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13% - практически ежедневно, по заключению специалистов в области охраны труда более 90 % работников признают, что их психологическое состояние определяют именно результаты работы. Поэтому тема Всемирного дня охраны труда в 2016 году: «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов». Ежегодно, 28-го апреля, в целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире, Международная организация труда (МОТ) отмечает Всемирный день охраны труда. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты-практики в области охраны труда организуют мероприятия к Всемирному дню. Эта информационно-разъяснительная кампания призвана привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда и к росту числа травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью. И когда причинами несчастных случаев на производстве является стрессовая ситуация, то это должно быть в основе предупреждения и профилактики причин, угрожающих здоровью человека. Основными причинами возникновения стресса выступают организационные, внеорганизационные и личностные факторы, к которым можно отнести:

1. Организационные факторы, вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организа-

- трудовая деятельность работника;

- взаимоотношения в организации;

- недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе;

- недостаточная нагрузка сотрудника;

- необходимость одновременного выполнения разнородных заданий;

- карьерное продвижение;

- физические условия труда.

2. Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:

- отсутствия работы или длительного ее поиска;

- конкуренции на рынке труда;

- кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.

3. Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.

В результате действия перечисленных причин возможны следующие последствия стресса: субъективные, поведенческие, физиологические.

Субъективные последствия предполагают возникновение у человека чувства беспокойства, тревоги, повышенную утомляемость. При проявлениях стресса у индивида усиливаются негативные поведенческие последствия в организации в виде прогулов, неудовлетворенности работой, распространении слухов, сплетен. Физиологические последствия проявляются как повышение артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение сна, апатия.

Управление индивидуальными стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.

Вестник факультета управления Челябинского государственного университета

Первый - на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности. В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (после работы, 2-3 раза в неделю) под руководством психолога. Проводятся также тренинги для развития коммуникативной культуры сотрудников, обучения навыкам сброса напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряжения в коллективах, укрепления связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить силы.

Второй уровень управления стрессом - для отдельной личности. Предназначен для того, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву.

Современная психотерапия рекомендует использовать каждому работнику индивидуальные способы борьбы со стрессом, которые называются копинг - реакциями (англ. «cope» - справиться, выдержать, совладать) - это стабилизирующий фактор, помогающий личности поддерживать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса [1].

Впервые термин появился в 1962 году в специализированной психологической литературе, наибольшую научную характеристику получил в трудах А. Маслоу, Л. Мэрфи, Р. Лазаруса (Lasarus R), С. Фолкмана (Folkmah S) и др.

Копинг - это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Близкое понятие, широко используемое и глубоко разработанное в русской психологической школе, - переживание представлено в исследованиях Ф. Е. Василюк (1984) [2].

Копинг-реакция срабатывает тогда, когда сложность задачи превышает энергетическую мощность привычных реакций организма и тогда преодоление может происходить в форме психологической защиты. Принцип психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного напряжения путем искажения существующей действительности или приводя организм к следующим изменениям:

- психическим перестройкам, телесным нарушениям (дисфункциям), проявляющимся в виде хронических психосоматических симптомов;

- изменениям способов поведения.

В самоменеджменте разные методы копинг - реакций применяются для того, чтобы справиться со стрессом, для этого человек зачастую использует поведенческие, психологические, познавательные и эмоциональные стратегии. Копинг-поведение - это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса, это готовность индивида решать возникшие трудности и жизненные проблемы.

Существует достаточно большое количество различных классификаций стратегий копинг-поведе-ния. Можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации:

1. Эмоциональный/проблемный:

1.1. Эмоционально-фокусированный копинг - направлен на урегулирование эмоциональной реакции.

1.2. Проблемно-фокусированный - направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

2. Когнитивный/поведенческий:

2.1. «Скрытый» внутренний копинг - когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.

2.2. «Открытый» поведенческий копинг - ориентирован на поведенческие действия, используются копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении.

3. Успешный/неуспешный:

3.1. Успешный копинг - используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.

3.2. Неуспешный копинг - используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации.

Представляется, что каждая используемая человеком стратегия копинга может быть оценена по всем вышеперечисленным критериям хотя бы потому, что человек, оказавшийся в трудной ситуации, может использовать как одну, так и несколько стратегий совладания.

Сам термин «копинг-стратегии» происходит от английского слова coping, что означает «совлада-ние». Психологический смысл совладающего поведения в адаптации к сложной проблемной ситуации, ослаблении чрезмерной стрессовой реакции организма.

Индивидуальная технология совладающего поведения использует методики копинг-стратегии, которые зависят от возникшей проблемы, физического самочувствия и реакции на неё индивидуума. К ним можно отнести наиболее эффективные [3]:

- Конфронтация - это противостояние человеком сложившейся ситуации. Такая стратегия применяется индивидуумом как агрессивный ответ к определённым обстоятельствам, т.е. человек воспринимает ситуацию враждебно и отвечает на неё враждебно.

- Самоконтроль - это стремление человека к подавлению эмоциональных чувств, для того, чтобы прибегнуть к разумным сдерживающим действиям.

- Поиск социальной поддержки - это стремление индивидуума к обращению за помощью единомышленников или просто рядом находящихся людей. Данный метод копинг-стратегии уместно использовать во время личного горя, утраты, несчастья, чтобы не быть одиноким в трудную минуту и быстрее пережить горе.

- Уход - избегание - это когда человек всячески уходит от проблемы, такую стратегию ещё называют переносом ответственности.

- Плановое разрешение проблем - это стремление человека к выработке определённого плана к выходу из создавшейся ситуации.

- Позитивная переоценка - это стремление человека увидеть в любой сложившейся ситуации положительные стороны.

- Принятие ответственности - это стремление человека принять все свои ошибки, решить их, и получить из этого определённый урок.

- Откладывание ответственности - это стремление человека решать проблему на расстоянии, т.е дистанцирование от проблемы.

Можно предположить, что человек при стрессе формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем самым выбирает такую стратегию поведения (совладания с ситуацией), какая выступает наиболее подходящей к его состоянию.

Таким образом, поведенческий самоменеджмент одно из важных направлений индивидуальной технологии управления, так как быть организованным, означает быть подготовленным, собранным, владеть ситуацией, быть готовым использовать все имеющиеся возможности и справиться с любыми трудовыми проблемами и спокойно реагировать на все неожиданности.

Список литературы

1. Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология - СПб.: Питер, 2004. 553c.

2. Василюк, Е.Ф. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций - М: Издательство Московского университета, 1984. 200с.

3. «Копинг - стратегии», [Е-ресурс]. URL: http://razuznai.ru/koping-strategii.html.

Сведения об авторе

Ярушева Светлана Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента факультета управления ЧелГУ. Челябинск. Россия. [email protected]

KOPING - REACTIONS IN BEHAVIOURAL SELF-MANAGEMENT

S. A. Yarusheva

Chelyabinsk state university. Chelyabinsk. Russia

Are presented in article a koping - reactions of behavioural self-management as individual ways of fight against a stress. The main prichinyvozniknoveniye of a stress are allocated and considered. Criteria of formation of classifications of strategy of koping-behavior are presented.

Keywords: behavioural self-management, a stress, a koping - reactions, management of an individual stress, a koping - behavior.

References

1. Karvasarskiy. B.D. Klinicheskaya psikhologiya - SPb.: Piter. 2004. 553c.

2. Vasilyuk. E.F. Psikhologiya perezhivaniya. Analiz preodoleniya kriticheskikh situatsiy - M: Izdatelstvo Moskovskogo universiteta. 1984. 200s.

3. «Koping - strategii». [E-resurs]. URL: http://razuznai.ru/koping-strategii.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.