Научная статья на тему 'Координация деятельности государственных и негосударственных субъектов хозяйствования'

Координация деятельности государственных и негосударственных субъектов хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
701
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИЯ / СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / COORDINATION / SUBJECTS OF MANAGING / BUSINESS / REGIONAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елькина Надежда Васильевна

Рассматриваются вопросы координации деятельности государственных и негосударственных субъектов хозяйствования. Предложен механизм согласования интересов региональных органов власти и субъектов хозяйствования. Разработан подход к обеспечению координации действий государственных и негосударственных субъектов хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COORDINATION OF THE ACTIVITY OF THE STATE AND NOT STATE SUBJECTS OF MANAGING

In article questions of coordination of the state and not state subjects of managing are considered. The mechanism of the coordination of interests of regional authorities and subjects of managing is offered. The approach to maintenance of coordination of actions of the state and not state subjects of managing is developed.

Текст научной работы на тему «Координация деятельности государственных и негосударственных субъектов хозяйствования»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 338.242:353 Н.В. ЕЛЬКИНА

ББК 65.9(2) кандидат экономических наук, доцент

Байкальского государственного университета экономики и права,

г. Иркутск e-mail: [email protected]

КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Рассматриваются вопросы координации деятельности государственных и негосударственных субъектов хозяйствования. Предложен механизм согласования интересов региональных органов власти и субъектов хозяйствования. Разработан подход к обеспечению координации действий государственных и негосударственных субъектов хозяйствования.

Ключевые слова: координация, субъекты хозяйствования, предпринимательство, региональное управление.

В зависимости от характера организации изготовления товаров, степени и формы централизованного вмешательства в процессы производства, распределения и потребления товаров (услуг) выделяют две их группы: общественные блага; частные товары и услуги.

Производство товаров для общественных нужд полностью или частично финансируется, контролируется, а иногда и организуется государством. Частные товары и услуги производятся хозяйствующими субъектами на условиях самофинансирования. Государство решает стоящие перед ним задачи в рамках средств, имеющихся в его распоряжении. Экономической базой выполнения государством хозяйственных функций служат централизованные денежные средства, а также находящиеся в его собственности основные производственные и непроизводственные фонды.

Предпринимательский сектор и государство представляют собой взаимозависимые структуры. В соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством хозяйственное взаимодействие бизнеса и органов власти формируется как равноправные, партнерские взаимоотношения. Общественные объединения предпринимателей являются эффективным инструментом государствен-

но-частного партнерства. С одной стороны, они помогают предпринимателям в решении повседневных проблем, с другой стороны, вовлекаются в решение задач социально-экономического развития общества.

Государственное регулирование — одна из подсистем управления современной смешанной экономикой. Оно непосредственно влияет на размеры государственного сектора и на его соотношение с другими секторами экономики. Значительная часть государственного сектора подлежит приватизации с целью повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. В 2006 г. согласно программе приватизации планировалось приватизировать 20 государственных предприятий Иркутской области. Из них 17 перешло в распоряжение правительства с 2005 г. Отдельные объекты не востребованы из-за коммерческой непривлекательности. Часть объектов не продана из-за проведения в отношении них процедуры банкротства. Из-за отсутствия необходимых документов несколько объектов не реализовано.

Следует отметить, что основные сферы деятельности госсектора Иркутской области — управление, здравоохранение, образование, сельское и лесное хозяйство — считаются малоэффективными и убыточными.

Таким образом, в собственности государства сосредоточены в основном проблемные объекты. Структура организаций с государственным участием по организационно-правовым формам в 2006 г. была следующей: общества с ограниченной ответственностью — 70%, учреждения — 14%, закрытые акционерные общества — 9%, унитарные предприятия — 4% и открытые акционерные общества — 3%. Наиболее эффективная форма госсобственности — открытые акционерные общества — менее всего представлена в Иркутской области. В 2006 г. число занятых на государственных предприятиях составляло 38,7% общей численности занятых в экономике Иркутской области. Однако прирост государственной собственности в 2006 г. на тысячу организаций отрицателен (-17,7%)'.

С целью координации стратегий развития предпринимательства на субфедеральном и муниципальном уровнях проводятся семинары с главами муниципальных образований. На этих семинарах обсуждаются вопросы взаимодействия областной исполнительной власти и муниципалитетов в ходе выработки единых подходов в сфере поддержки и развития малого предпринимательства. Координация — составная часть процессов управления, состоящая в согласовании, упорядочении действий разных элементов управляемой системы. Исследование данной функции управления связано с совершенствованием методологии государственного управления развитием региона с учетом современных условий хозяйствования. Координация деятельности хозяйствующих субъектов связана с информационным обеспечением процесса формирования стратегии их развития. Планирование социального и экономического развития субъекта Федерации и муниципальных образований означает определение задач, путей, параметров их будущего состояния. Прогнозная оценка возможной степени сбалансированности совокупного спроса и предложения, охватывающая как рынок средств производства и предметов потребления, так и рынок труда и капитала, служит основой для разработки мер по использованию конкретных экономических регуляторов. Система индикаторов раннего обнаружения диспропорций в экономике применяется для внутригодового скользящего мониторинга

основных пропорций. Это позволяет не только оперативно прогнозировать последствия реализации проводимой краткосрочной экономической политики, но и заблаговременно выявлять возможность обострения диспропорций в экономике.

Регулирование деятельности хозяйствующих субъектов — воздействие на них со стороны органов государственного и муниципального управления с целью поддержания протекающих в экономике процессов на определенном уровне или предотвращения, подавления неблагоприятных явлений в ходе развития субъекта Федерации и муниципальных образований.

Методы государственного регулирования используются в качестве инструмента реализации общественного выбора. В условиях рыночной экономики перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг, но от этого оно не в меньшей мере заинтересовано в росте благосостояния общества.

Государственное регулирование направлено на экономическое развитие, сдерживание инфляции, обеспечение социальной стабильности, снижение безработицы, охрану окружающей среды и соблюдение внешнеэкономического равновесия. Хозяйствующие субъекты при соответствующем воздействии государственных органов управления могут обеспечить достижение поставленных целей. Государственное регулирование осуществляется через систему рычагов и мер воздействия на хозяйственную жизнь. Оно наряду с другими функциями управления позволяет устранить негативное влияние естественных монополий на экономику или обеспечить тенденцию его снижения.

Регулирование экономики может осуществляться в формах директивного планирования, стимулирующего регулирования и рыночного саморегулирования. При регулировании управляющему центру нет необходимости изучать и оценивать каждое случайное воздействие на управляемый объект, определять, как на него реагировать, однако при этом формируются стимулы, благодаря которым развитие экономической и социальной сфер продолжается в намеченном направлении. Для того чтобы

Н.В. ЕЛЬКИНА

получить результат от управляющего воздействия, требуются определенные ресурсы (правовые, финансовые, информационные, организационные). Децентрализация управления, разграничение полномочий между субъектами управления препятствует установлению их монопольного положения в сфере определения перспектив развития.

Цели и задачи экономической и социальной политики государства зависят от того, какая в стране система — рыночная или распределительная. В условиях распределительной экономики государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг путем строгой централизации и распределения. Такая система показала свою неэффективность и не обеспечила достижение главной цели — повышения благосостояния общества.

Государство должно реагировать на изменения в рыночной системе, чтобы не получить вместо стабилизации кризисную ситуацию в экономике. Государству приходится постоянно корректировать степень своего влияния. Его вмешательство в экономику преследует определенные цели. Как правило, это корректировка «несовершенства» рыночного механизма по отношению к так называемым общественным товарам, которые потребляются коллективно (например, содержание армии, милиции осуществляется обществом в целом).

Рыночный конкурентный механизм не способен решить проблему появления внешних эффектов. Это связано прежде всего с загрязнением окружающей среды, для снижения уровня которого требуются дополнительные затраты. Кроме того, рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, обусловливает резкую дифференциацию доходов отдельных групп населения, что может привести к социальным конфликтам. Следовательно, государство обязано взять на себя ответственность за создание равных условий для предпринимателей, для развития эффективной конкуренции, ограничить власть монополий. Кроме того, ему принадлежит сфера фундаментальных научных разработок, потому что для предпринимателей этот вид деятельности слишком рискован, чрезвычайно дорог и, как правило, не приносит быстрых доходов.

Задачей государства является создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Это сложнейшая задача, решение которой наталкивается на множество противоречий и осуществляется с учетом конкретных условий. В периоды стабильного развития экономики уменьшается влияние государства на экономические процессы, большее внимание уделяется социальному развитию. В периоды кризиса, спада производства государство концентрирует свою экономическую политику на стимулировании предпринимательства, инвестиционной активности. В бюджете возрастает доля социальных расходов на поддержку безработных и малоимущих, государство увеличивает число рабочих мест в целях сдерживания роста безработицы. При усилении инфляционных процессов ограничение кредитно-денежной массы достигается за счет увеличения учетной ставки, а также уменьшения непроизводительных расходов государства, социальных субсидий, различных дотаций. Повышение налогов в этом случае направлено на ограничение покупательной способности населения, что позволяет сбалансировать совокупный спрос и предложение. Правительственную политику в области расходов и налогообложения называют фискальной.

В числе экономистов, обосновавших объективность возникновения «несовершенства» рыночного механизма свободной конкуренции при естественном формировании монополий на базе развития крупного производства, был А. Пигу. Процесс регулирования монополий рассматривался им как процесс прямого государственного контроля над ценами, дополняемый контролем государства над уровнем производства.

Основным инструментом государственного регулирования естественных монополий является оптимизация ценообразования. Ценообразование естественных монополий имеет дискуссионный характер. При формировании цен на основе предельных издержек возникает необходимость выбора между различными видами предельных издержек. Краткосрочные и долгосрочные предельные издержки на стадии развития или спада предполагают разработку различной инвестици-

онной, финансовой, эксплуатационной политики. Ценообразование на основе средних издержек приводит к отсутствию стимулов к повышению эффективности производства.

Для ограничения монополистической деятельности на товарных рынках образуются антимонопольные органы и органы по защите прав потребителей. Они координируют выработку и реализацию отраслевых и региональных программ демонополизации, участвуют в создании международных программ по проведению антимонопольной политики и защите прав потребителей.

Одна из наиболее важных задач государственного регулирования экономики при становлении и функционировании рынка — предотвращение проявлений монополизма. С этой целью разрабатываются программы демонополизации в целом по стране, а также в отраслевом и региональном разрезах. Успех мероприятий по ограничению монополистической деятельности во многом зависит от общего состояния экономики страны, формирования рыночной инфраструктуры, тесно связан с такими процессами, как оздоровление денежно-финансовой системы, либерализация ценообразования.

Программа демонополизации экономики способствует развитию конкуренции и рыночных отношений и имеет следующие направления:

- совершенствование системы управления, устранение тех ее звеньев, которые способствуют сохранению монопольных отношений;

- создание организационного и правового механизма выявления и ликвидации монополизма в экономике;

- изменение производственной структуры на основе разукрупнения и диверсификации существующих производств;

- выявление приоритетных направлений развития предпринимательства, создание конкурентной среды и реализация отраслевых и региональных программ демонополизации;

- определение методов воздействия со стороны государства на создание конкурентной среды (инвестиционная, налоговая и бюджетная политика).

Основная задача государственного регулирования заключается в разработке стра-

тегии социально-экономических преобразований в стране с определением конечных целей, приоритетов и этапов. Целью государственного регулирования является развитие экономической и социальной сфер, их адаптация к изменяющимся условиям. Экономический прогноз служит базой для определения целей развития, выработки стратегии и тактики социально-экономического развития. Для установления возможностей экономики, а также размера необходимых для воздействия на нее средств государственных органов разрабатываются частные прогнозы и сводный прогноз. Он служит основой для разработки индикативного плана. Для улучшения функционирования хозяйственного механизма государство должно обеспечить систему достоверной, оперативной и общедоступной информации по социальным, экономическим, политическим вопросам и вопросам безопасности.

Цели государственного регулирования экономики в зависимости от характера их изменения можно разделить, во-первых, на способствующие сохранению существующего положения, во-вторых, на стимулирующие прогрессивные процессы, которые желательно ускорить. Например, при неполной занятости населения может наступить долгосрочное равновесие, что, по мнению Дж. Кейнса, требует государственных мер по обеспечению занятости.

Индикативный план определяет круг проблем, по которым разрабатываются комплексные программы. Планирование социально-экономического развития субъекта Федерации и муниципальных образований направлено на привлечение инвестиций и усиление его конкурентных преимуществ. Построение дерева целей привязано к объектам координации. Цели могут быть измерены количественно или представлены качественными параметрами. Цели могут различаться по времени, необходимому для их достижения. Они могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Реализация целей происходит через целевые комплексные программы в сочетании с выработкой долгосрочных ориентиров. При этом осуществляется адресное и комплексное использование инструментов регулирования с учетом взаимосвязей целей между собой.

Н.Ю. ГУЩИНА

Разработка программы связана с построением комплекса программных целей и выявлением их взаимосвязей. Достаточно отработанным методом является построение дерева целей. В качестве его основы фиксируется общая цель программы, которая разделяется на подчиненные ей частные цели. Комплекс целей программы может быть реализован посредством различных вариантов программных мероприятий. Альтернативные варианты программы отличаются выделенными подпрограммами и элементами.

Система управления программой представляет собой совокупность органов, наделенных определенными полномочиями, которые осуществляют руководство программой и ее выполнение. Основная проблема в организации системы управления

программой заключается в обеспечении четкого распределения функций по принятию решений, а также ответственности между органами и руководителями, реализующими программу.

Механизм государственного регулирования экономики включает различные средства воздействия на экономическое развитие, которые имеют особенности и целесообразные границы применения. К числу финансовых регуляторов относятся ставка процента, бюджетные заимствования, объем денежной массы в обращении, валютный курс и т.п.

Примечание

1 Институциональные преобразования и демография организаций в Иркутской области: стат. бюл. Иркутск, 2007. С. 49.

Н.Ю. ГУЩИНА

аспирант Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В КРИЗИСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

УДК 336.14:353(47) ББК 65.291.931

Сформированы муниципальные стратегии управления организациями, находящимися в кризисном положении, в рамках которых муниципалитет выступает в качестве кредитора по денежным обязательствам и в качестве собственника имущества унитарного предприятия. Разработаны матрицы оценки целесообразности инициирования процедуры банкротства и введения реорганизационной процедуры банкротства. Изложены результаты апробации предложенной методики.

Ключевые слова: муниципальные стратегии, кризис, неплатежеспособность, жизненный цикл организации.

В течение последних лет учеными широко обсуждаются проблемы подъема экономики Российской Федерации после продолжительного финансового и производственного кризиса, среди которых одно из важнейших мест занимает восстановление платежеспособности отечественных организаций. Современный подход экономистов к пониманию платежеспособности организаций позволил рассматривать муниципальное управление неплатежеспособными организациями как возможность реализации экономического потенциала.

Несмотря на 15-летний опыт применения механизма банкротства к неплатежеспособным организациям, вопрос о целесообразности использования соответствующих процедур банкротства недостаточно исследован как в научном, так и в практическом аспекте. Особенно остро эта проблема стоит перед органами местного самоуправления, основной задачей которых является формирование бюджета.

В нормативно-правовых актах до сих пор не определены показатели эффективности «муниципального» участия в управлении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.