Научная статья на тему 'Координационный центр как элемент международной защиты экологических мигрантов'

Координационный центр как элемент международной защиты экологических мигрантов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МИГРАЦИЯ / ВЫНУЖДЕННОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ БЕЖЕНЦЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / УРБАНИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / CLIMATE CHANGE / ECOLOGICAL MIGRATION / FORCED RELOCATION / ENVIRONMENTAL MIGRANTS / REFUGEES / SUSTAINABILITY / URBANIZATION / INTERNATIONAL LAW / INTERNATIONAL ENVIRONMENTAL LAW / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абиева Э. Р.

Рассматривается вопрос создания единого координационного центра по работе с экологическими мигрантами в системе международно-правовой защиты человека. В статье используются общенаучные методы исследования: литературный анализ работ отечественных и зарубежных ученых, обзор существующих международно-правовых систем, сопричастных защите прав экологических мигрантов. Рассмотрены характерные свойства и признаки понятия экологический мигрант. Обосновывается необходимость создания единого механизма международно-правовой защиты лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях природного характера в виде модели единого координационного центра по работе с экологическими мигрантами, отличающегося от существующих ориентацией на прогнозирование экологической миграции, учетом опыта ведущих мировых правозащитных организаций и региональных особенностей принимающих и пострадавших регионов. Было предложено использование подхода из концепции «климатической справедливости» и обоснована его значимость для функционирования единого координационного центра по работе с экологическими мигрантами. В совокупности эти меры способствуют выработке наиболее приемлемого и эффективного механизма для успешной координации и решения проблем, связанных с экологической миграцией населения на международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Абиева Э. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COORDINATION CENTER AS AN ELEMENT OF INTERNATIONAL PROTECTION OF ENVIRONMENTAL MIGRANTS

The issue of climate change carries important ethical and social elements. Modern practice shows that the concept of «environmental migrant», as well as common approaches to managing environmental migration are absent in international systems and standards. The article discusses the necessity to create a unified system of international legal protection for persons affected in extreme situations of a natural character. Victims are understood as persons who were forced to leave areas with a dangerous for life and human health state of the environment, for example, in the result of technological disasters and related climate changes. This kind of population movement is often called «environmental migration», and those affected and forced to move are called «environmental migrants». The article discusses the characteristic properties and signs of «environmental migrant». A model of a unified coordinating center for working with environmental migrants is proposed, which differs from the existing ones by a focus on forecasting environmental migration, considering the experience of leading internationally known human rights organizations and the regional characteristics of the host and affected regions. The study uses an approach from the concept of «climate justice» to be implemented in a model of unified coordination center working with environmental migrants. To sum up, these measures contribute to the development of the most acceptable and effective mechanism for the successful coordination and solution to the problems associated with environmental migration at the international level.

Текст научной работы на тему «Координационный центр как элемент международной защиты экологических мигрантов»

УДК 325.2

DOI 10.18413/2687-0967-2020-47-1-178-186

КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР КАК ЭЛЕМЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МИГРАНТОВ

COORDINATION CENTER AS AN ELEMENT OF INTERNATIONAL PROTECTION

OF ENVIRONMENTAL MIGRANTS

Э.Р. Абиева E.R. Abieva

Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7/9

Saint Petersburg state university, 7/9 University embankment, Saint-Petersburg, 199034, Russia

E-mail: [email protected]

Аннотация

Рассматривается вопрос создания единого координационного центра по работе с экологическими мигрантами в системе международно-правовой защиты человека. В статье используются общенаучные методы исследования: литературный анализ работ отечественных и зарубежных ученых, обзор существующих международно-правовых систем, сопричастных защите прав экологических мигрантов. Рассмотрены характерные свойства и признаки понятия экологический мигрант. Обосновывается необходимость создания единого механизма международно-правовой защиты лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях природного характера в виде модели единого координационного центра по работе с экологическими мигрантами, отличающегося от существующих ориентацией на прогнозирование экологической миграции, учетом опыта ведущих мировых правозащитных организаций и региональных особенностей принимающих и пострадавших регионов. Было предложено использование подхода из концепции «климатической справедливости» и обоснована его значимость для функционирования единого координационного центра по работе с экологическими мигрантами. В совокупности эти меры способствуют выработке наиболее приемлемого и эффективного механизма для успешной координации и решения проблем, связанных с экологической миграцией населения на международном уровне.

Abstract

The issue of climate change carries important ethical and social elements. Modern practice shows that the concept of «environmental migrant», as well as common approaches to managing environmental migration are absent in international systems and standards. The article discusses the necessity to create a unified system of international legal protection for persons affected in extreme situations of a natural character. Victims are understood as persons who were forced to leave areas with a dangerous for life and human health state of the environment, for example, in the result of technological disasters and related climate changes. This kind of population movement is often called «environmental migration», and those affected and forced to move are called «environmental migrants». The article discusses the characteristic properties and signs of «environmental migrant». A model of a unified coordinating center for working with environmental migrants is proposed, which differs from the existing ones by a focus on forecasting environmental migration, considering the experience of leading internationally known human rights organizations and the regional characteristics of the host and affected regions. The study uses an approach from the concept of «climate justice» to be implemented in a model of unified coordination center working with environmental migrants. To sum up, these measures contribute to the development of the most acceptable and effective mechanism for the successful coordination and solution to the problems associated with environmental migration at the international level.

Ключевые слова: изменение климата, экологическая миграция, вынужденное переселение, экологические беженцы, устойчивое развитие, урбанизация, международное право, международное экологическое право, международные организации.

Keywords: climate change, ecological migration, forced relocation, environmental migrants, refugees, sustainability, urbanization, international law, international environmental law, international organizations.

Сегодня человечество стоит перед лицом серьезных, осязаемых и быстро грядущих климатических изменений. Эти изменения выражаются в таких негативных природных проявлениях, как глобальное потепление и вызванное им повышение уровня воды в Мировом океане, ураганы, опустынивание, засухи в отдельных регионах и одновременное затопление территорий в других регионах планеты. Все перечисленные явления несут с собой существенные изменения климата, которые уже вызывают экологические катастрофы. Экологические катастрофы негативно влияют на среду обитания человека, часто делая ее непригодной для проживания и опасной для жизни. Данные обстоятельства являются условием и причиной миграции населения в климатически безопасные и более благоприятные местности. По прогнозам исследования World Bank Group (WBG) [Rigaud et al., 2018] и оценкам некоторых ученых-международников и экологов [Kniveton et al., 2017; Webber, Barnett, 2010; Nissani, 1997], в результате изменения климата к 2050 году от 150 до 300 миллионов человек будут находиться под угрозой вынужденного переселения с привычной территории проживания. Если представить, что эта группа сформировата бы страну, она была бы четвертой по величине в мире с населением, соответствующим населению Соединенных Штатов Америки.

Названные ранее экстремальные погодные явления уже сегодня заставляют людей покидать свои дома с угрожающей скоростью. Например, три четверти густонаселенного юга Азии — Индия, Пакистан и Бангладеш — предупреждены, что их территории окажутся непригодными для жизни из-за высокого уровня засушливости и влажности, что не позволит населению находиться на данных территориях без какой-либо специальной инфраструктуры. Также под угрозой оказывается Латинская Америка и Центральная Азия, где на протяжении последнего десятилетия наблюдается повышенный показатель максимального уровня температуры, что приводит к затоплению земель и вынужденной миграции в Венесуэле, Бразилии и пр. Необходимо понимать, что обозначенное изменение климата приводит к перераспределению населения на планете и несет социальные последствия [Adamo, 2010; Afifi, 2011; Black et al., 2011; Findlay, 2011].

Текущие тренды в экологической миграции. По данным Организации Объединенных Наций (ООН), в период с 2008 по 2015 год в результате климатических или погодных катастроф перемещалось в среднем 26,4 миллиона человек в год. Исследования в области изменения климата показывают, что эти тенденции могут ухудшиться. С каждым повышением температуры на один градус влагоемкость воздуха увеличивается на 7 процентов, что усиливает сильные штормы. Уровень моря может подняться на один метр к 2100 году, затопляя прибрежные районы и населенные острова. Тихоокеанские острова чрезвычайно уязвимы, как и более 410 городов США и других стран мира, включая такие мегаполисы как Лиссабон, Амстердам, Гамбург, Санкт-Петербург и Мумбаи.

Существует ли неявная связь между изменением климата и социальными проблемами? Так, некоторые эксперты [Ferris, 2012] сходятся во мнении, что продолжительная засуха в Сирии могла послужить катализатором гражданской войны и, как следствие, миграции. Конечно, основной причиной миграции здесь служит военная обстановка в Сирии, но причины, которые к ней привели, могут лежать и в более косвенных областях. Это наводит на мысль, что изменение климата нашей планеты может влиять на политическую стабильность и безопасность.

Понятие «экологический мигрант». Как справедливо отмечено Элизабет Феррис [Ferris, 2012] из Всемирного центра по изучению причин миграции, а также отечественными учеными Д.В. Ивановым и Д.К. Бекяшевым [2013], в настоящее время не существует единого общеупотребимого термина в отношении людей, подпадающих под категорию «экологических мигрантов». Управление Верховного комиссариата ООН по работе с беженцами использует термин «экологические беженцы» при обозначении людей, которые были вынуждены покинуть районы постоянного проживания в виду опасности, угрожающей их здоровью и жизни со стороны окружающей среды.

Исследователи [Fröhlich, 2016; Lele, 1991; Mayer, 2016; Obokata, Veronis, McLeman, 2014] употребляют и другие наиболее часто встречаемые в этом контексте в научной литературе понятия, такие как:

- беженцы из-за изменения климата;

- вынужденные переселенцы;

- экологические мигранты;

- эко-мигранты;

- кризисные мигранты;

- перемещенное лицо;

- будущий экологический беженец.

Рассматривая приведенные выше термины, можно отметить содержащиеся в них два элемента: экологический и миграционный. Вместе с тем эти термины не являются идентичными. В научных кругах сегодня ведутся дискуссии для определения феномена «экологический мигрант», так как климатический фактор в причинах миграции является не единственным, существуют также политическая ответственность государства и его участие в экологической катастрофе и переселении. Например, в научном докладе Стивена Кастлса и Ричарда Блэка [Castles, 2002] отмечается, что экологические причины тесно взаимодействуют с политическими и экономическими факторами, и только их совокупное влияние способно вызвать перемещение. Таким образом, ученые говорят о невозможности идентификации феномена «экологический мигрант» только через его привязку к экологическому аспекту без учета политического.

Определение разницы между климатическим беженцем и мигрантом является важным этапом для последующей разработки политики решения вопроса экологической миграции. Выделим характерные свойства и признаки понятия «экологический мигрант» (см. таблицу).

Таблица Table

Характеристики понятия «экологический мигрант» Characteristics of the concept of «environmental migrant»

Признак классификации Виды

Скорость изменения климата - внезапные изменения; - постепенные изменения состояния окружающей среды;

Характер (мотивация) переселения - добровольный; - вынужденный; - смешанный характер;

География - внутренняя (в пределах одного государства); - международная (с пересечением государственной границы и размещением за пределами государства гражданской принадлежности);

Длительность - миграция на короткий срок; - миграция на длительный срок;

Политический и экономический аспект (наличие системы государственной поддержки переселения и защиты экологических мигрантов) - защита прав человека; - защита окружающей среды; - мероприятия, проводимые принимающей стороной; - мероприятия, проводимые пострадавшей стороной; - координация и поддержка миграции и перемещения.

На наш взгляд, экологическим мигрантом следует признавать переселенцев, вынужденных покинуть районы своего постоянного проживания в связи с экологическими изменениями и использующих меры государственной поддержки при переселении. В случае международной миграции меры поддержки солидарно обеспечиваются как принимающей, так и пострадавшей стороной (государством).

Нормативно-правовые механизмы защиты экологических мигрантов. Сегодня в международном праве отсутствует единый нормативно-правовой координирующий механизм по защите экологических мигрантов, способный предсказывать ожидаемое перемещение людей. Для решения этой проблемы в данной статье мы предлагаем ряд нововведений, заключающихся в создании единого международного координационного центра по работе с экологической миграцией, например, в структуре ООН. Целью этих изменений в том числе является создание организации, предоставляющей правовой статус, помощь и защиту переселенцам, попадающим под категорию экологического мигранта.

Международное право и экологическая миграция. Проблема миграции населения ввиду ухудшений климатических условий затрагивает многие вопросы международного права. Понимание этих вопросов является ключевым для определения списка полномочий международной организации (координационного центра) по защите экологических мигрантов, а также помогает установить, каким требованиям она должна соответствовать и какую форму может принимать. Как отмечает профессор McAdam [2012] проблема экологической миграции включает в себя следующие пять вопросов международного права: 1) защита прав человека; 2) защита окружающей среды; 3) стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации природного характера; 4) миграция и перемещение; 5) устойчивое развитие.

Защита прав человека. Очевидно, что миграция происходит потому, что население определенного государства или его территории более не имеет возможности пользоваться своими элементарными и неотъемлемыми правами человека по причине чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. В этом случае происходит нарушение естественного права человека на жизнь [Goodhart, 2016]. На сегодняшний момент ни одно из международных соглашений в области защиты прав беженцев не предусматривает защиту лиц, пострадавших и вынужденных покинуть районы с опасным для жизни состоянием окружающей среды.

Права беженцев и правовое обязательство государств защищать их были впервые определены в Конвенции о статусе беженцев 1951 года 99, которая была расширена протоколом к ней в 1967 году 100. Согласно конвенции, беженец определяется как лицо, неспособное или не желающее вернуться в страну происхождения из-за вполне обоснованного страха преследования по признаку расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Однако в этом определении не содержится информации о невозможности возвращения ввиду экологической ситуации. Конвенция юридически обязывает страны предоставлять доступ к судам, удостоверениям личности и проездным документам и предлагать возможную натурализацию. Она также запрещает дискриминацию в отношении беженцев, наказание их, принудительное возвращение в страны их происхождения. Беженцы имеют право исповедовать свои религии, получать образование и получать доступ к государственной помощи.

Говоря о вопросах миграции и перемещения можно отметить, что экологические мигранты, аналогично трудящимся мигрантам, сталкиваются с проблемой отсутствия работы в государстве происхождения, обеспечивающей приемлемый уровень жизни. В случае экологической миграции это может быть обусловлено отсутствием работы в результате разрушения инфраструктуры вследствие стихийных бедствий или полного исчезновения государства (как в случае затопления островных государств).

99 Генеральная Ассамблея ООН, Конвенция о статусе беженцев, 28 июля 1951 // United Nations, Treaty Series. Vol. 189. Р. 137

100 Генеральная Ассамблея ООН, протокол, касающийся статуса беженцев, 31 января 1967 // United Nations, Treaty Series. Vol. 606. Р. 267.

Интересно отметить, что несмотря на то, что Международная конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. 101 является всеобъемлющим международным договором в области прав человека и миграции, она не предоставляет новых прав для мигрантов, при этом гарантируя равное обращение и предоставление таких же условий труда, как и гражданам соответствующего государства. На международном уровне проблемами миграции и перемещения населения занимается ряд организаций, деятельность которых также связана с защитой прав человека: Специальный докладчик по вопросу о правах человека мигрантов (Special Rapporteur on the Human Rights of Migrants), Специальный докладчик ООН по вопросу о правах человека внутренне перемещенных лиц, Центр наблюдения за процессами внутреннего перемещения (Internal Displacement Monitoring Centre, IDMC), Глобальный форум по миграции и развитию (Global Forum on Migration and Development) и пр.

Естественно, что экологическая миграция является следствием чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Экологические мигранты нуждаются в предоставлении помощи, а также на содействие во временном переселении [McAdam, 2002]. Проблемой предупреждения и ликвидации последствий катастроф природного и техногенного характера занимаются многие организации международного уровня: Международная стратегия ООН уменьшения опасности бедствий (МСУОБ), УКГВ ООН, Программа развития ООН (ПРООН), Всемирная продовольственная программа (ВПП), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО ООН) и пр.

С точки зрения связи экологической миграции и вопросов защиты окружающей среды, следует отметить, что массовые потоки экологической миграции должны стать еще одним предупреждением и толчком для национальных правительств и международного сообщества к проведению политики уменьшения выбросов парниковых газов, а также к принятию необходимых мер по смягчению ущерба от изменения климата. Например, путем разработки законодательства и механизмов, которые будут способствовать защите самих климатических мигрантов-жертв глобального экономического и экологического дисбаланса. Вопросами защиты окружающей среды также занимаются отдельные специализированные организации международного уровня: ЮНЕП, Международный институт проблем устойчивого развития (МИПУР).

Устойчивое развитие представляет всесторонний процесс, ориентированный на постоянное улучшение благосостояния всего населения и каждого человека в отдельности. Одной из целей ООН является обеспечение международного сотрудничества

в развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы,

ю2

пола, языка и религии . Право устойчивого развития связано с экологической миграцией, поскольку данный вид миграции вызван тем, что пострадавшие регионы не способны обеспечить проживающему населению достаточный уровень жизни. Ряд организаций задействован в сотрудничестве на международном уровне по вопросам устойчивого развития: ПРООН, ЮНФПА, МИПУР, МОТ, Всемирный банк.

Подводя итоги, скажем что по каждому из названных аспектов международного права, связанных с проблемой экологической миграции, существует ряд вовлекаемых международных организаций. Вместе с тем на международном уровне отсутствует единый механизм по защите экологических мигрантов. К задачам такой организации, созданной в виде координационного центра, по нашему мнению, должны относиться: предоставление статуса «экологического мигранта», координация работы по предотвращению и смягчению последствий экологического переселения, предсказание будущих переселений, вынесение прогнозов по изменению климата и вынужденной миграции на обсуждение смежным организациям.

101 Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, принята Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1990 г. резолюцией 45/158.

102 Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.). П. 3 ст. 1.

Координационный центр по проблемам экологической миграции и защите экологических мигрантов. Один из вариантов разрешения проблемы экологической миграции, предложенный профессором МакАдам, состоит в создании координационного механизма перемещения населения на уязвимых территориях. Этот механизм состоит в использовании имеющихся инструментов регулирования, а именно в обеспечении сотрудничества с ранее описанными международными организациями. Подобный вариант позволяет подойти к решению проблемы с разных сторон, поскольку использует специализированные знания и опыт различных организаций, в том числе узкоспециализированных.

С другой стороны, по мнению Е.Ю. Макаровой [2012], нецелесообразным считается создание одной международной организации, которая будет ответственна за решение проблем глобальной климатической миграции, так как она будет являться слабым обоснованием и не приведет к фундаментальному подходу к решению проблемы. А именно с точки зрения определения вероятности миграции населения необходимо учитывать социальную, культурную, политическую и экономическую среду сообщества пострадавших и принимающих, когнитивные процессы людей, испытывающих последствия изменения климата, типы климатических изменений, которые вынуждают население мигрировать. Совокупность этих знаний не может быть доступна одной организации в полном объеме, требуется привлечение опыта разных государств. Поэтому будет более эффективно объединение накопленного опыта и знаний путем использования и интеграции нескольких международных организаций с созданием условий для их сотрудничества. Именно это сможет способствовать наиболее эффективному реагированию международного сообщества на важную проблему экологической миграции.

Обоснованность нецелесообразности создания выделенной международной организации спорна. При создании сети представительств на международном уровне обеспечивается региональное присутствие. Нам кажется перспективным в качестве вспомогательного элемента в работе координационного центра в решении проблемы экологической миграции и реализации вышеописанных перспектив использование модели, анонсированной в новом докладе всемирного банка (WGB 2018) по внутренней миграции, которая является первой в своем роде попыткой смоделировать миграцию, вызванную изменением климата, на больших географических территориях.

Данная модель создана таким образом, что моделирует климатические воздействия на различных регионах планеты и прогнозирует распределения населения, пытаясь восполнить тот пробел информации, который необходим организациям по защите экологических мигрантов для принятия комплексных координационных решений в будущем. А именно в разработанной модели происходит моделирование постепенных климатических явлений, таких как нехватка воды, неурожай, повышение уровня моря и т. д., но не природных катаклизмов с непредсказуемым исходом (ураганы, наводнения, цунами и т. д.). Модель применяет данные демографического, социально-экономического и климатического воздействия для моделирования вероятных перемещений населения. Чтобы учесть неопределенности анализа миграции в течение следующих 30 лет, в исследовании WGB 2018 рассмотрены три возможных сценария климата и его дальнейшего развития:

1) «пессимистичный» - высокие выбросы парниковых газов в сочетании с неравными путями развития;

2) «более инклюзивное развитие» - такие же высокие выбросы, но с улучшенными путями развития;

3) «более благоприятные для климата» - более низкие глобальные выбросы в сочетании с неравным развитием.

По оценкам доклада, в более оптимистичных сценариях, когда глобальное потепление замедляется коллективными действиями стран и государства предпринимают решительные действия по адаптации к изменениям, число внутренних мигрантов может составлять всего 26 миллионов в исследуемых регионах, а не 140 миллионов, как при пессимистичном исходе.

Модель единого координационного центра по работе с эко-мигрантами. Обобщая исследуемый материал, мы приходим к выводу, что необходимо комплексное единое решение к проблеме экологической миграции. Мы предлагаем вариант по созданию специальной международной организации, которая будет заниматься координацией экологических мигрантов, а также использовать в качестве вспомогательного элемента инновационную модель по построению будущих миграций, при этом за счет сети региональных представительств возможен учет региональных особенностей пострадавших и принимающих регионов. Стоит отметить, что информационные технологии будут играть немаловажную роль при решении проблемы изменения климата в части анализа текущих и прогнозирования будущих тенденций к миграции (см. рисунок).

Региональные центры присутствия

Опыт международных правозащитных организаций

Прогнозирование перемещений

Координационный центр по работе с эко-мигрантами

/

« Кл иматическая справедливость»

Рис. Модель единого координационного центра Fig. Model of a unique coordinating center

«Климатическая справедливость». На наш взгляд, эти и все будущие реформы об изменении международного права в вопросе защиты прав экологических мигрантов, должны учитывать концепцию «климатической справедливости», т. к. изменение климата является этической и социальной проблемой. Очевидно, что более развитые страны и экономики внесли наибольший урон проблеме потепления, изменения климата. Вместе с тем именно бедные, отстающие в развитии страны будут нести от этого самые катастрофические последствия, т. к. не имеют достаточно ресурсов в борьбе с ними. В качестве «справедливого» мы видим решение, при котором те страны, которые несут основную ответственность за выбросы парниковых газов, приняли бы большее количество беженцев. В качестве альтернативы, возможно создать фонд, который будет обеспечивать оплату ухода за мигрантами и их переселение теми странами, которые являются крупнейшими загрязнителями СО2. В последние годы страны назначения по-разному относятся и реагируют на волны миграции. Правительства некоторых стран (США, Германия, Франция, Канада) часто проявляли избирательность, отдавая большее предпочтение молодым, здоровым и определенного уровня образованности мигрантам, оставляя детей, пожилых людей и немощных. Однако в будущем такой проблемы по принятию климатических мигрантов можно будет избежать при установлении ограничений в работе международных организаций, новая политика которых может помочь предотвратить путаницу и определить стандарты отбора климатических мигрантов по принципу одного из подхода «климатической справедливости» [Прокофьев, 2011].

Заключение. Переговоры по международным соглашениям по данным вопросам могут продолжаться длительный период времени, но принятие плана решений по эко-мигрантам должно начаться уже сейчас. Было бы разумным, чтобы сегодня крупные державы G20, такие как США, Европейский Союз, Китай, Россия, Индия, Канада, Австралия и Бразилия предприняли промежуточные шаги. Соединенные Штаты могут предложить временный охраняемый статус климатическим мигрантам, которые уже находятся на территории страны. А пра-

вительственные программы помощи и неправительственные организации должны наращивать поддержку координационным организациям по оказанию защиты экологических беженцев для обеспечения скорой помощи пострадавшим от климатических катастроф.

Кроме того, необходимо, чтобы все страны, которые не подписали конвенцию ООН о беженцах, рассмотрели возможность присоединения к числу стран-участников Конвенции. Это многие развивающиеся страны в Южной Азии и на Ближнем Востоке, которые уязвимы к изменению климата и в которых уже проживает большое число беженцев (внутренняя миграция населения). Поскольку большинство пострадавших людей в этих регионах, вероятно, будет переезжать в соседние страны, крайне важно, чтобы все страны в этих регионах придерживались единого набора мер для обращения с беженцами и оказания им помощи. Для этого необходимо предоставить осязаемые выгоды всем участникам, испытывающим влияние в результате присоединения данных стран к конвенции ООН о беженцах.

Хочется обратить внимание на то, что масштабы вызова экологической миграции не похожи ни на что, с чем когда-либо сталкивалось человечество. По всем ожидаемым прогнозам, к середине столетия изменение климата может изменить жизни гораздо большего количества людей, чем это было за время Второй мировой войны, которая привела к перемещению около 60 миллионов лиц по всей Европе. Миграционный кризис, происходящий в Европе с 2015 года, уже охватил более миллиона беженцев и мигрантов. Из-за того, что ситуация только ухудшается, прогнозируются гораздо большие потоки людей, которые будут нуждаться в новых территориях проживания, именно поэтому мировое сообщество усилиями всех наций должно начать работу уже сейчас.

Список литературы

1. Бекяшев Д.К. 2013. Экологическая миграция населения: Международно-правовые аспекты. М., Аспект-пресс, 176.

2. Евтушенко В.И. 2016. Экологическая миграция как составная часть системы защищенности человека и обеспечения экологической безопасности. Lex Russica, 6 (115): 158-169.

3. Маркова Е.Ю. 2018. Международно-правовая защита экологических мигрантов: реалии и перспективы. Актуальные проблемы Российского права, №. 7 (92): 209-217.

4. Прокофьев А.В. 2018. Климатическая справедливость: российский контекст. Этическая мысль, Т. 11: 140-163.

5. Adamo Susana B. 2010. Environmental migration and cities in the context of global environmental change. Current Opinion in Environmental Sustainability, 2.3: 161-165.

6. Afifi T. 2011. Economic or environmental migration? The push factors in Niger. International Migration, 49: 95-124.

7. Black R. et al. 2011. The effect of environmental change on human migration. Global environmental change, 21: 3-11.

8. Castles, Stephen. 2002. Environmental change and forced migration: making sense of the debate. UNHCR: 16 p.

9. Goodhart M. 2016. Human rights: politics and practice. Oxford university press, 528.

10. Ferris E. 2015. Climate change, migration and the incredibly complicated task of influencing policy. Brookings Institution Conference on «Human Migration and the Environment: Futures, Politics, Invention» Durham University, vol. 1: 234-240.

11. Findlay Allan M. 2011. Migrant destinations in an era of environmental change. Global Environmental Change, 21: 50-58.

12. Fröhlich Christiane J. 2016. Climate migrants as protestors? Dispelling misconceptions about global environmental change in pre-revolutionary Syria. Contemporary levant, 1.1: 38-50.

13. Kniveton D. et al. 2008. Climate Change and Migration: Improving Methodologies to Estimate Flows. Brighton, UK. International Organization for Migration, University of Sussex, vol. 72: 57.

14. Lele S.M. 1991. Sustainable development: a critical review. World development, 19(6): 607-621.

15. Mayer B. 2016. The arbitrary project of protecting environmental migrants. Environmental migration and social inequality. Springer, Cham, 189-200.

16. McAdam J. 2012. Climate change, forced migration, and international law. Oxford University Press, 340.

17. Nissani M. 1997. Ten cheers for interdisciplinarity: The case for interdisciplinary knowledge and research. The social science journal. vol. 34 (2): 201-216.

18. Obokata Reiko, Luisa Veronis, and Robert McLeman. 2014. Empirical research on international environmental migration: a systematic review. Population and environment, 36.1: 111-135.

19. Rigaud K.K. et al. 2018. Groundswell: Preparing for Internal Climate Migration. Washington, DC: World Bank. https://doi.org/10.1596/1813-9450-5270.

20. Webber M., Barnett J. 2010. Accommodating migration to promote adaptation to climate change. The World Bank: 256.

References

1. Bekyashev D.K. 2013 Ekologicheskaya migraciya naseleniya: mezhdunarodno-pravovye aspekty M., Aspekt Press. 176 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Evtushenko V.I. 2016. Ekologicheskaya migraciya kak sostavnaya chast sistemi zashishennosti cheloveka b obespecheniya ekologicheskoy bezopasnosti. LEX RUSSICA, 6 (115): 158-169 (in Russian).

3. Markova E.Yu. 2018. Mejdunarodno-pravovaya zashita ekologicheskih migrantov: Realii I perspektivi. Aktualnie problem rossiyskogo prava, № 7 (92): 209-217 (in Russian).

4. Prokofev A.V. 2011. Klimaticheskaya spravedlivost': rossijskij kontekst. Eticheskaya mysl'. T. 11: 140-163 (in Russian).

5. Adamo Susana B. 2010. Environmental migration and cities in the context of global environmental change. Current Opinion in Environmental Sustainability, 2.3: 161-165.

6. Afifi T. 2011. Economic or environmental migration? The push factors in Niger. International Migration, 49: 95-124.

7. Black R. et al. 2011. The effect of environmental change on human migration. Global environmental change, 21: 3-11.

8. Castles, Stephen. 2002. Environmental change and forced migration: making sense of the debate. UNHCR: 16 p.

9. Goodhart M. 2016. Human rights: politics and practice. Oxford university press, 528.

10. Ferris E. 2015. Climate change, migration and the incredibly complicated task of influencing policy. Brookings Institution Conference on «Human Migration and the Environment: Futures, Politics, Invention» Durham University, vol. 1: 234-240.

11. Findlay Allan M. 2011. Migrant destinations in an era of environmental change. Global Environmental Change, 21: 50-58.

12. Fröhlich Christiane J. 2016. Climate migrants as protestors? Dispelling misconceptions about global environmental change in pre-revolutionary Syria. Contemporary levant, 1.1: 38-50.

13. Kniveton D. et al. 2008. Climate Change and Migration: Improving Methodologies to Estimate Flows. Brighton, UK. International Organization for Migration, University of Sussex, vol. 72: 57.

14. Lele S.M. 1991. Sustainable development: a critical review. World development, 19(6): 607-621.

15. Mayer B. 2016. The arbitrary project of protecting environmental migrants. Environmental migration and social inequality. Springer, Cham, 189-200.

16. McAdam J. 2012. Climate change, forced migration, and international law. Oxford University Press, 340.

17. Nissani M. 1997. Ten cheers for interdisciplinarity: The case for interdisciplinary knowledge and research. The social science journal. vol. 34 (2): 201-216.

18. Obokata Reiko, Luisa Veronis, and Robert McLeman. 2014. Empirical research on international environmental migration: a systematic review. Population and environment, 36.1: 111-135.

19. Rigaud K.K. et al. 2018. Groundswell: Preparing for Internal Climate Migration. Washington, DC: World Bank. https://doi.org/10.1596/1813-9450-5270.

20. Webber M., Barnett J. 2010. Accommodating migration to promote adaptation to climate change. The World Bank: 256.

Ссылка для цитирования статьи Link for article citation

Абиева Э.Р. 2020. Координационный центр как элемент международной защиты экологических мигрантов. Via in tempore. История. Политология, 47(1): 178-186.

DOI 10.18413/2687-0967-2020-47-1-178-186

Abieva E.R. 2020. Coordination center as an element of international protection of environmental

migrants. Via in tempore. History and political science, 47(1): 178-186 (in Russian).

DOI 10.18413/2687-0967-2020-47-1-178-186

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.