9. РГИА ДВ. Ф. 66. Оп. 2. Д.4.
10. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 1573. Оп. 2. Д. 650.
11. РГВИА. Ф. 1558. Оп. 3. Д. 22. Л. 62.
12. РГВИА.Ф. 1582. Оп. 2. Д.689.
13. АВПРИ. Ф. Китайский стол (1909-1914). Оп. 491. Д. 1371. Л.9.
14. РГИА ДВ. Ф.702. Оп.3. Д. 151. Л. 149.
15. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 245. Оп. 1. Д. 139.
16. ГАИО. Ф. 245. Оп. 1. Д. 611.
17. Обыватели и полиция // Сибирские Вопросы. - 1912. - № 20. - С. 55-56.
18. Граве В.В. Китайцы, корейцы и японцы в Приамурье. - СПб.: тип. В. Ф. Киршбаума, 1912.
19. ГАИО. Ф. 600. Оп. 1. Д. 879. Л. 9.
20. Очерки сибирской жизни // Сибирские Вопросы. 1912. № 22. С. 47-48.
21. Соловьев В.Ф. Китайские отходники на Дальнем Востоке. - М.: Наука, 1989. - С. 88.
22. ГАИО. Ф. 245. Оп. 3. Д. 70. Л. 128.
23. ГАИО. Ф. 245. Оп. 1. Д. 919. Л.Л. 5, 6.
24. ГАИО. Ф. 245. Оп. 1. Д. 435.
25. ГАИО. Ф. 245. Оп. 1. Д. 2029.
26. ГАИО. Ф. 245. Оп. 1. Д. 611. Л. 37, 38.
27. ГАИО. Ф. 25. Оп. 11. Д. 39. Л. 11.
ЗАНДАНОВА ЛАРИСА ВИКТОРОВНА - доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории и методики Педагогического института Иркутского государственного университета (zandanova@mail.ru).
КАРНОВИЧ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - аспирант кафедры истории и методики Педагогического института Иркутского государственного университета (karnovich07@mail.ru).
ZANDANOVA, LARISA V. - Doctor of History, Professor, Head of the Department of History and Methods, Pedagogical Institute of Irkutsk State University.
KARNOVICH, SERGEY A. - Ph.D. student, Department of History and Methods, Pedagogical Institute of Irkutsk State University.
УДК 94(470.6) «1926/41»:631.115.8
ПЕЧАЛОВА Л.В.
КООПЕРАЦИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ПЕРИОД ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
(1926-1941 гг.)
Ключевые слова: индустриализация, кооперация, промысловая кооперация, кооперация инвалидов, местные органы власти, СССР, Северный Кавказ.
В статье рассматривается деятельность промысловой кооперации Северного Кавказа в период индустриализации (1926-1941 гг.). Показано, что, несмотря на издержки излишней централизации и администрирования, артели промысловой кооперации и кооперации инвалидов показали себя как серьезный источник, из которого рынок черпал значительное количество товаров широкого потребления, что способствовало подъему материального уровня народных масс. Как следствие, созданная в ходе индустриализации материально-техническая база, позволила кооперации буквально с первых дней начала Великой Отечественной войны активно участвовать в снабжении фронта и тыла необходимой продукцией, решать сложные социально-экономические задачи.
PECHALOVA, L.V.
COOPERATION OF THE NORTH CAUCASUS DURING INDUSTRIALIZATION (1926-1941)
Keywords: industrialization, cooperation, trade cooperation, cooperation of disabled people, local authorities, USSR, North Caucasus.
In the article viewed the activity of trade cooperation of the North Caucasus during industrialization (19261941). It is shown that, in spite of the costs and excessive centralization and administration, the farm trade
cooperatives and cooperatives of persons with disabilities have proven to be a serious source from which the market drew a significant amount of consumer goods, which contributed to raising the material standard of the masses. As a consequence, created in the course of industrialization of the material and technical base, allowed the cooperative from the very first days of the Great Patriotic War, to participate actively in the front and rear supply the necessary products to solve complex social-economic problems.
Современная российская экономика ориентирована на сырьевые отрасли, поэтому перед страной стоит задача модернизации промышленного потенциала. Все чаще политики, экономисты, историки и общественные деятели говорят о необходимости проведения в России неоиндустриализации, которая позволит поднять производительность труда, улучшить качество выпускаемой продукции, повысить уровень жизни населения и обеспечить национальную безопасность. В данном контексте представляется полезным обратиться к изучению опыта проведения индустриализации в 20-30-е годы XX века. Тогда это позволило создать мощную индустрию, в достаточно короткий срок превратить страну из аграрной в индустриальную, заложить основу будущей победы над фашисткой Германией в годы Великой Отечественной войны. При этом свой вклад в реализацию стратегии форсированной индустриализации в СССР внесло кооперативное движение.
Напомним, что переход к программе индустриализации совершался в предельно сложных условиях. Начавшаяся пореформенный период модернизация экономики России была прервана Первой мировой войной, революциями и Гражданской войной. В результате, к 1920 г. объемы промышленного производства сократились до 14% к уровню 1913 года. Восстановить уровень довоенного 1913 г. удалось только к 1926 г.
В 1920-х гг. СССР нуждался в реорганизации всех отраслей народного хозяйства, преодолении технико-экономической отсталости, обеспечении экономической независимости. В 1925 г. XIV съезд РКП(б) взял курс на индустриализацию страны. Для ее проведения имелись лишь внутренние ресурсы. Это большой природный и человеческий потенциал, национализированные промышленность и транспорт, а также энтузиазм трудящихся. При этом остро ощущался недостаток финансовых, технических и технологических средств. В этой ситуации быстрый подъем экономики России был возможен только при мобилизации всех сил, в том числе, при равном использовании государственного и кооперативного хозяйства [1, с. 339].
Северный Кавказ занимал видное место в экономике нашей страны. Здесь находились ценные источники энергии, полезные ископаемые, плодородные земли. Но использовались они совершенно недостаточно. Поэтому в его развитии были заинтересованы не только народы, проживающие на территории данного региона, но и государство в целом. Северо-Кавказский край (так он назывался в этот период) был аграрным. Национальными областями края были: Адыгея, Кабарда, Осетия, Ингушетия, Чечня, Карачай и Черкесия. Всего на этой территории проживало более 50 наций и народностей. По данным переписи населения 1926 г., приводимым историком В. Филькиным, на Северном Кавказе насчитывалось 8,7 млн. человек, в том числе русских 3,8 млн., украинцев 3,1 млн., коренных горцев 1544 тыс. человек. Среди исконных жителей региона наиболее многочисленными горскими народами являлись чеченцы, осетины, кабардинцы, черкесы, аварцы, ингуши, карачаевцы, лезгины, балкарцы, адыгейцы и др. [1, с.6].
Начавшееся в условиях новой экономической политики развитие промышленности национальных областей региона, продолжилось более активно в годы индустриализации. Предприятия Адыгеи, Кабарды, Осетии, Ингушетии, Чечни, Карачая и Черкесии были сосредоточены преимущественно в городах, расположенных по линиям железной дороги. Там в основном развивались такие отрасли промышленности как крахмально-паточная,
винокуренная, деревообрабатывающая, мукомольная, кирпично-черепичная, кожевенная, маслобойная и т.д. В целях проведения индустриализации Северного Кавказа была принята программа, основными направлениями которой стали: развитие промышленности по линии использования сельскохозяйственного и животноводческого сырья, и лесных богатств; развитие горных богатств для создания в будущем возможностей тяжелой индустрии; создание промышленности, обслуживающей нужды сельского хозяйства (сельскохозяйственное машиностроение); развитие местной промышленности в национальных областях региона.
Промкооперация Северного Кавказа характеризовалась многообразием видов деятельности: добыча строительного камня и руды; производство и ремонт сложной техники; заготовка леса; переработки сельскохозяйственного сырья и т.д. По существу артели промысловой кооперации и кооперации инвалидов стали основой для дальнейшего развития таких отраслей, как пищевая и легкая промышленность, бытовое обслуживание населения.
В национальных областях края фабрично-заводская промышленность была развита слабо, и поэтому интенсивно развивалось кустарное производство. В 1926 г. предприятий кустарной промышленности национальных областей всего было учтено 4324 единиц. В них трудились 5792 человека, причем наемных рабочих только 1147 человек. За этот год кустарно-промысловые предприятия выпустили продукции на 90 млн. руб. [2].
Чтобы удовлетворять постоянно растущие потребности населения Северного Кавказа, требовалось значительно увеличить объемы производства. Особенно актуальной проблема обеспечения товарами широкого потребления была для населения, проживающего в труднодоступных районах Северного Кавказа. Здесь социальная роль кооперации была незаменима.
Например, в 1920-е гг. в Карачае отсутствовала фабрично-заводская промышленность, поэтому обеспечение населения шло в основном за счет продукции, изготавливаемой предприятиями кустарно-промысловой кооперации. По данным исследователя Карачая У.Алиева, к 1927 г. в этой области имелось 841 кустарное производство, в котором были заняты 1007 человек. При этом наёмных рабочих было всего 159 человек. Остальные были членами кооперативов [3].
С конца 1920-х гг. развитие народного хозяйства СССР стало осуществляться на основе пятилетних планов. При этом такое регулирование коснулось и кооперации. Первый пятилетний план развития народного хозяйства страны, был принят в 1928 г. В нем намечалось за 5 лет (1928-1932 гг.) достигнуть решающих успехов в осуществлении курса на индустриализацию и, тем самым, увеличить размеры капиталовложений в народное хозяйство в 2,4 раза, в том числе в промышленность почти в 4 раза. При этом объем производства промышленной продукции намечалось увеличить в 2,4 раза, валовой продукции отраслей, производящих средства производства - в 3,3 раза [4].
Местные органы власти, проводя политику огосударствления кооперации, стремились подчинить ее плановой экономике. При этом зачастую абсолютно не учитывались возможности артелей. Оторванность центра от конкретных перспектив развития низовой сети кооперации в полной мере проявилась в ходе разработки первого пятилетнего плана. В это время планироваться стала не только хозяйственная деятельность предприятий кооперации, но и сам процесс кооперирования. На Северном Кавказе создавались кооперативные предприятия, которые стали объединялись в советы и союзы.
Постоянный дефицит практически всех видов продукции, особенно товаров народного потребления, способствовал административному вмешательству в экономику. В этих условиях был разрешен негосударственный сектор, звенья которого провозглашались «родимыми пятнами капитализма», которые постепенно должны были изживаться или отмирать [5]. Местные органы власти поощряли образование новых
артелей. На промысловую кооперацию возлагалась задача дополнения государственной промышленности в сфере производства товаров широкого потребления, удовлетворения бытовых нужд населения, поднятия материального уровня своих работников.
В 1930-е гг. государственная политика была направлена на активное использование возможностей кооперации, как дополнительного источника в решении важных социально-экономических проблем. В октябре 1932 г. Пленум ЦК ВКП (б), принял решение о необходимости «расширить розничную торговлю артелей, особенно на селе, обеспечив увеличение непосредственной продажи потребителю продукции ширпотреба, преимущественно крестьянского ассортимента» [6, с. 397]. Пленум потребовал улучшить снабжение промкооперации дефицитным сырьем. С целью укрепления «смычки между городом и деревней», повышения материального уровня жизни населения пленум настоятельно рекомендовал партийным, комсомольским, профсоюзным и советским организациям «оказывать всяческое содействие хозяйственным организациям и промкооперации» [6, с.298]. Однако на практике принятые решения выполнялись далеко не всегда.
К 1932 г. реализацией поставленных задач на Северном Кавказе занималось 49 союзов промышленной кооперативной системы, с численностью 117 тыс. человек [7]. Объем валовой продукции, выпущенной артелями, составил 240,5 млн. руб. [8]. Однако потребности населения росли, и для дальнейшего развития кооперации необходимо было кардинально изменить отношение к данному сектору экономики. В первую очередь, на государственном уровне необходимо было решить вопрос предоставления кооперации свободы хозяйственной деятельности.
Местные органы власти ставили перед кооперативной промышленностью задачу увеличения товарооборота. Для решения этой непростой задачи необходимо было улучшить качество выпускаемой продукции, а оно зачастую зависело от низкого качества получаемого сырья. Поэтому в артелях стали составлять акты на полученное некачественное сырье. Для их объективности привлекались нейтральные организации. Не позднее четырех дней акт направлялся поставщику с предъявлением претензий. Такая мера повысила ответственность поставщиков сырья, что позволило улучшить качество производимой продукции [9].
Повышению эффективности производства на предприятиях кооперативной промышленности способствовала механизация труда. К 1933 г. было реконструировано и введено в эксплуатацию около 20 предприятий кооперации края: нефтепромысловых, производства огнеупорного кирпича, производства кровельных материалов, деревообрабатывающей и т.д. Но из-за недостаточности средств реконструкция шла медленно. Это было связано не только с недостатком средств, но и с тем, что часто отсутствовало необходимое оборудование. Как следствие, установленный государством для кооперативных союзов края план был выполнен на 78 %. По данным отчета СевероКавказской краевой плановой комиссии «О выполнении народнохозяйственного плана за 1933 г.» промысловой кооперацией края за год было произведено продукции на 182596,0 тыс. руб., что на 57961 тыс. руб. меньше, чем в 1932 г. [10].
Данные результаты объяснялись сложной социально-экономической ситуацией, которая не могла не повлиять на развитие кооперации. В немалой степени она зависела от того, что на кооперативных предприятиях региона, как и в стране в целом, шел процесс сокращения численности работников.
Резкий рост цен на товары промкооперации потребовал принятия специального постановления СНК СССР от 26 апреля 1933 г. «О ценах на продукцию промкооперации» [11]. В нем запрещалось увеличение цен на продукцию промкооперации, в то время как цены на исходное сырье и изделия промышленности государственных предприятий стабильно повышались. Следовательно, кооперативные
предприятия не могли закупать сырье в полном объеме и в связи с этим стали сокращать количество выпускаемой продукции. Не имея возможности выбора поставщика, розничная кооперативная торговля начала свертываться. Разорение кооперации становилось неотвратимым. Такая политика привела к заметному сокращению выпуска продукции предприятиями кооперации, что сразу же почувствовали и потребители. Поступление товаров массового спроса в розничную сеть сократилось.
В январе 1934 г. на XVII съезде ВКП (б) был одобрен новый пятилетний план СССР. В резолюции съезд определил главные задачи развития народного хозяйства страны на 1933-1937 гг. Основной задачей пятилетки являлось завершение технической реконструкции хозяйства на основе новой техники. Большие надежды в решении задач второй пятилетки вновь возлагались на промысловую кооперацию края. В.М. Молотов в выступлении на XVII съезде партии отметил, что «...несмотря на быстрый подъем промышленности, кустарная промышленность может и должна дать немалую долю дополнительной продукции для местных рынков, а также для обслуживания промышленности подсобными видами изделий и стройматериалами» [12].
Незадолго до съезда, 10 января 1934 г., было принято решение ВЦИК СССР о разделении Северо-Кавказского края на два - Азово-Черноморский с центром в г. Ростове и Северно-Кавказский - в г. Пятигорске. Последний объединял Карачаевскую, Черкесскую, Кабардино-Балкарскую, Северо-Осетинскую, Чечено-Ингушскую Автономные области и Дагестанскую Автономную Республику.
Образование нового края было вызвано необходимостью, поднять его до уровня наиболее развитых районов страны, что соответствовало новым требованиям и задачам социалистического строительства. Территория нового края составлял около 40 % территории края в прежних границах, а промышленной продукции здесь производилось только 34,3 %. К тому же продолжали снижаться темпы добычи нефти в Грозненском районе, цветных металлов в Северной Осетии и Карачае. Сдерживалось развитие производительных сил в сельском хозяйстве.
Несмотря на все сложности в годы второй пятилетки артели промысловой кооперации и кооперации инвалидов показали себя как серьезный источник, из которого рынок черпал значительное количество товаров широкого потребления, что способствовало подъему материального уровня народных масс. В 1937 г. выпуск продукции, в сравнении с 1932 г., увеличился более чем в два раза. Значительно улучшилось бытовое обслуживание население за счет расширения сети пунктов по ремонту обуви, одежды, по производству различных металлоизделий и т.д.
В целом, в годы довоенных пятилеток на территории региона сформировалась кооперативная промышленность. Отношения государства и кооперации были сложными и противоречивыми. Кооперация насильственно втискивалась в рамки командно-административной системы. Сводилась на нет ее демократическая структура, умалялась свобода хозяйственной деятельности. Несмотря на это, в довоенный период промысловая кооперация стала организацией, которая располагала громадными производственными возможностями в деле разностороннего удовлетворения промышленными изделиями потребностей трудящихся. К началу 1941 г. промысловой кооперацией Северного Кавказа было произведено продукции более чем на 120 млн. руб. [13]. Таким образом, государственная политика, направленная на индустриализацию страны, в целом, оказала позитивное влияние на процесс формирования кооперативной промышленности Северного Кавказа. При этом кооперативная промышленность, в свою очередь, способствовала развитию местной промышленности. Артели промысловой кооперации и кооперации инвалидов активно способствовали обеспечению населения товарами первой необходимости и бытовыми услугами. Созданная в ходе индустриализации материально-техническая база, позволила кооперации буквально с
первых дней начала Великой Отечественной войны активно участвовать в снабжении фронта и тыла необходимой продукцией, решать сложные социально-экономические задачи. При этом большой сложностью для государственных и кооперативных предприятий в довоенные годы было выполнение значительно завышенных планов. Справиться с плановыми заданиями удавалось только за счет дополнительных капиталовложений, энтузиазма и трудового подъема масс, строгого режима экономии.
В настоящее время, при проведении новой индустриализации, может быть полезен опыт прошлого, который поможет достигнуть поставленных целей и избежать ошибок. Так при возвращении к перспективному планированию социально-экономического развития страны стоит учитывать особенности регионов России, привлекать и эффективно использовать инвестиции, а главное - реализовывать принцип социальной справедливости, строить социальное государство. В этом немаловажную роль может сыграть недооцененное в современном российском обществе кооперативное движение.
Литература и источники
1. Баранов А.В. Социальное и политическое развитие Северного Кавказа в условиях новой экономической политики (1921-1929). - СПб., 1996.
2. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф.2287. Оп. 2. Д.18/402. Л.Л.105-108.
3. Алиев У. Карачай (Карачаевская автономная область): Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. - Ростов-на-Дону, 1927. - С.33.
4. КПСС в резолюциях и решениях. - Т. 4. - М., 1970. - С.201-202.
5. Бондаренко Н.В., Кущетеров Р.М., Кочкарова З.Р. История и теория кооперации. - Ставрополь: Белгор. ун-т потребит. кооп., Ставроп. кооп. ин-т, 1998. - С.172.
6. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917-1967). В 5 т. - М.: Политиздат, 1968. - Т.2. - С. 397.
7. История индустриализации Северного Кавказа 1933-1941 гг.: Сборник документов. - Грозный, 1973.- С. 367.
8. Бюллетень Северо-Кавказской промкооперации: орган Орджоникидзевского крайпромсовета и Орджоникидзевской крайпромстрахкассы. - Пятигорск, Орджоникидзевский край. - 1937. - №8. - С.3
9. Печалова Л.В., Судавцов Н.Д. Кооперативная промышленность Ставрополья и Карачаево-Черкесии в годы Великой Отечественной войны: монография. - М.: ООО «Вест-Консал-динг», 2010. - С. 20.
10. Народное хозяйство Северо-Кавказского края в динамике (электробаланс, промышленность, сельское хозяйство, железнодорожный транспорт края). - Ростов н/Д: Сев. Кавказ, 1932. - С. 96-107.
11. Кооперативы по производству товаров и оказанию услуг / Рук. авт. колл. П.В. Савченко. - М., 1991. - С. 11.
12. Орджоникидзевская правда. - 1939. - 9 февраля. - С. 3.
13. Государственный архив новейшей истории Ставропольского края (ГАНИСК). Ф1. Оп.2. Д.152. Л. 18.
ПЕЧАЛОВА ЛАРИСА ВИКТОРОВНА - кандидат исторических наук, Заслуженный работник науки и образования Российской Федерации, Центр менеджмента качества и методической работы, Ставропольский строительный техникум (254896@mail.ru )
PECHALOVA, LARISA V.- Ph.D. in History, Honored Worker of Science and Education of the Russian Federation, Center for Quality Management and methodical work, Stavropol Building College.
УДК 94(470.66):343.7«1944»
ИБРАГИМОВ М.М. К ВОПРОСУ О ФАКТАХ ХИЩЕНИЙ ИМУЩЕСТВА ВЫСЛАННЫХ В 1944 ГОДУ НАРОДОВ (ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ)
Ключевые слова: сталинизм, депортация народов, чеченцы, ингуши, правоохранительная деятельность, хищения.
В статье исследована проблема борьбы с расхищением имущества чеченцев и ингушей, выселенных со своей Родины в 1944 году. Автором приведены цифры и факты, характеризующие