ТЕОРИЯ КООПЕРАЦИИ
УДК 334.7
КООПЕРАЦИЯ И ЭКОЛОГИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
И.М. Хамзин, С.П. Емельянов
Рассмотрены вопросы совершенствования государственной экологической политики. Проанализированы меры, предпринимаемые кооперативами для улучшения сложившейся экологической ситуации в стране.
Ключевые слова: кооперативы; экологическая политика; сельское хозяйство; агропромышленный комплекс; экологическое право; экологобезопасное развитие; окружающая среда.
I.M. Hamzin, S.P. Emelyanov. COOPERATION AND ECOLOGY: ORGANISATIONAL AND LEGAL ASPECTS
This article describes how to improve public environmental policy. Analyzed the measures taken by cooperatives to improve current environmental situation in the country.
Keywords: cooperatives; environmental policy; agriculture; agro-industrial complex; environmental law; Ecologically development; environment.
Деятельность кооперативов непосредственно связана с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Эту связь можно рассматривать с двух позиций. В первую очередь, это функционирование производственных, перерабатывающих и иных кооперативов, которые могут оказывать влияние на окружающую среду. Тут традиционно выделяются два главных взаимосвязанных фактора: загрязнение окружающей среды вредными веществами и эксплуатация природных ресурсов. Во-вторых, собственно экологическая деятельность кооперативов, направленная на охрану и восстановление окружающей среды - переработка отходов, ресурсосбережение, рекультивация земель.
Практические и теоретические трудности экологобезопасного развития сельскохозяйственных кооперативов в российской экономике являются сложными и многогранными. Они требуют учёта особенностей сельского хозяйства как сферы производства, изучение политических, экономических влияний на их деятельность.
Сельское хозяйство является той отраслью
материального производства, где экологические трудности проявляются во всей собственной многогранности и сложности. Это обусловливается непосредственной связью сельскохозяйственного сектора экономики и природы - земля, вода, растительность, животные и иные объекты природы составляют основу сельскохозяйственного производства. При этом эта отрасль, с одной стороны, оказывает влияние на окружающую среду посредством использования природных объектов, а с другой - испытывает влияние целого комплекса природных факторов (солнечного излучения, ветра, осадков и т.д.). Итак, на данный момент сельское хозяйство - максимально активная сфера взаимодействия общества и природы, в ходе которой видоизменяются природные системы, создаются новые агросистемы, предназначенные для удовлетворения потребностей общества в продовольствии и сырье растительного и животного происхождения.
В России из-за небрежного отношения к окружающей среде развивается экологический кризис, который проявляется в превышении критического уровня загрязнения окружающей
среды и ухудшении качества основных природных ресурсов.
В сельском хозяйстве основным средством производства является земля, естественное плодородие которой стало результатом многовекового биологического процесса и воздействия окружающей среды. Качественное состояние земли ухудшается, земельные ресурсы находятся под воздействием крупных антропогенных нагрузок и деградируют стремительными темпами. Сегодня использование земельных ресурсов страны не соответствует требованиям рационального природопользования. Превышено экологически допустимое соотношение площадей пашни, естественных кормовых угодий, лесных насаждений, что оказывает негативное воздействие на устойчивость агроландшафта. Основными причинами низкой отдачи земельного потенциала являются бесхозяйственное отношение к земельным ресурсам, длительное отсутствие ответственного собственника, несовершенная техника и технология возделывания земли в ходе производства сельскохозяйственной продукции, несбалансированное внесение и использование минеральных удобрений, невыполнение природоохранных и иных мероприятий экологического направления.
Такое явление, как ухудшение качественного состояния земли, является очень трудноустранимым процессом. Истощение, загрязнение, неправильная вспашка земель, заболачивание выводят землю из сельскохозяйственного оборота, приводят к опустыниванию и уничтожению животного мира, а также к возможному изменению климата. В связи с этим возникает необходимость охраны земель, её рационального использования.
Агропромышленный комплекс — основной источник загрязнения земель. Перерабатывающая промышленность, сточные воды, использование ядохимикатов, слабый контроль за сельскохозяйственными объектами приводят к тревожному состоянию земли и всей окружающей среды в сельской местности, а некоторые регионы обладают признаками зон экологического бедствия.
Попытки, принимаемые в сфере улучшения экологической ситуации, затрагивали только организационно-правовую сферу, при этом новые природоохранные и ресурсосберегающие технологии не внедряются, в результате наблюдается высокий уровень загрязнения окружающей среды, а экологическая обстановка в ряде регионов остаётся неблагополучной.
Предприятиями сельского хозяйства в 2013 г. выброшено в атмосферу более 150 тыс. т за-
грязняющих веществ и 32 млн т отходов производства.
Неотработанные технологии на птицефабриках и промышленно-животноводческих комплексах приводят к химическому и биологическому загрязнению воздуха. Навозохранилища, помещения для содержания скота, биологические и пруды-накопители сточных вод, откормочные площадки, поля фильтрации и орошения также являются источниками загрязнения атмосферы.
На фоне указанных проблем, принимая во внимание многоплановость использования земли как объекта хозяйственной деятельности человека, её незаменимость, особую актуальность приобретают вопросы рациональной эксплуатации сельскохозяйственных угодий в процессе сельскохозяйственного производства и их охраны. Рациональное использование земли достигается посредством прививания сельхозпредприятиями оправданного с учетом местных условий внутрихозяйственного землеустройства (размещение производственных подразделений предприятия, организация сельскохозяйственных угодий, севооборотов, установленного состава и соотношения угодий, организация территорий пастбищ, сенокосов, садов и т.д.) и обеспечения целевого использования земли согласно её хозяйственному назначению.
В ходе регулирования рациональной эксплуатации земли, ее охраны и охраны иных природных ресурсов, применяемые в аграрном производстве, в современных условиях крупное значение должны приобретать как локальные нормативные акты, так и бизнес-планы сельскохозяйственных кооперативов. В этом документе, кроме остальных положений, должно быть отражено влияние производственной деятельности организации на окружающую среду. Сельскохозяйственному предприятию требуется обеспечить целевое и рациональное использование земли как основного источника сельскохозяйственного производства и иных природных ресурсов, предусмотреть и разработать меры по повышению плодородия почв, недопущению их истощения, снижению неблагоприятного воздействия деятельности предприятия на окружающую среду.
Именно этими причинами обусловлено решение ряда сельскохозяйственных кооперативов Чувашии вести повседневную работу по охране природы, подчёркнутую экологическими проблемами. Очевидно, что решение экологических проблем - задача целого общества. Сельскохозяйственные кооперативы всех направлений не могут ими заниматься обосо-
бленно вне общей программы по проблемам экологии сельскохозяйственного производства.
Главной задачей сельскохозяйственных кооперативов является подъём сельского хозяйства, повышение производства продовольственных культур, продуктов животноводства. Достижение этой цели предопределяет потребность интенсификации сельскохозяйственного производства. Однако она сопряжена с химизацией, мелиорацией, механизацией производства, широким использованием в растениеводстве и животноводстве новых технологий, что, в свою очередь, накладывает на работников сельского хозяйства особую ответственность за правильное и грамотное использование достижений науки при осуществлении мероприятий по интенсификации производства.
Роль сельскохозяйственных кооперативов в решении таких проблем заключается в том, что они могут организовать проведение собраний с собственными пайщиками по экологически безопасному применению химии и внедрению новых технологий в производстве, наладить контроль правильности внесения удобрений на поля, их обработки. На предприятиях по переработке сельскохозяйственной продукции целесообразно применять малоотходные и безотходные технологии. Им требуется также проводить экологическое стимулирование природоохранной работы. В этой связи кооперативам необходимо иметь особые фонды денежных накоплений для проведения работы по защите окружающей среды и восстановлению плодородия почв.
Кооперативы заинтересованы в проведении тщательного исследования состояния земли, применяемой в сельском хозяйстве, экономической оценки каждого участка земли. Они обязаны при реализации готовой продукции учитывать экологический фактор, другими словами, цены на продукты требуется дифференцировать в зависимости от их производственной эффективности в экологически принятых условиях и при повышенных дозах в использовании удобрений и пестицидов.
В различных регионах свои особенности производства сельскохозяйственной продукции, поэтому важно эколого-экономическое обоснование оптимального соотношения в хозяйствах растениеводческих и животноводческих отраслей. При решении таких проблем не могут находиться кооперативы в стороне. Они заинтересованы в действенной работе своих хозяйств, и по этой причине необходимо их участие в создании научного обоснования предложений по размещению производственных сил в их зоне. Экономное хозяйственное отношение к земель-
ному богатству и иным природным ресурсам имеет большое социальное и экономическое значение. И не удивительно, что в программных документах целого ряда кооперативов находят отражение вопросы экологического аспекта.
Разнообразие природоохранных проблем в деятельности кооперативов вызывает потребность в адекватном правовом регулировании. Роль права в этой ситуации обязана заключаться не столько в том, чтобы зафиксировать уже существующие общественные отношения в данной сфере, сколько в том, чтобы законодательство определило пути, по которым должно происходить становление соответствующих отношений в будущем. Следовательно, право призвано стимулировать и поощрять экологическую деятельность кооперативов и лишь позже уже должно быть ориентировано на выработку запретов и ответственности, которые используются в случаях тех или иных отклонений от требований природоохранного законодательства. Стимулирующая роль права в развитии экологической деятельности кооперативов зависит, с одной стороны, от характера реализации природоохранного законодательства, а с другой - от уровня его совершенствования.
Правовые акты, входящие в отечественное экологическое законодательство, по своей общности делятся на несколько уровней. Основу составляют положения Конституции Российской Федерации, относящиеся к экологии. Головным (базовым) актом в области экологии, ядром отечественного экологического законодательства является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», принятый 19 декабря 1991 г. Его положения развиваются в законах и их собраниях (на юридическом языке - кодексах), посвященных отдельным сферам деятельности. Поскольку в современных условиях развитие научно-технического прогресса неизбежно приводит к деградации природной среды, то с целью усиления ее охраны необходимо правовое регламентирование потребления отдельных природных компонентов. Поэтому в России приняты основополагающие кодексы - Земельный (1991 г., новый вариант - 2001 г.), Лесной (1997) и Водный (1995), утверждены Закон о недрах (1995), Закон об охране атмосферного воздуха (1992) и Закон о животном мире (1995). Российское экологическое законодательство, разработанное в основном в 1990-х гг., включает в себя довольно много федеральных законов. Кроме названных выше, укажем также:
• Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г.;
• Закон «О санитарно-эпидемиологиче-
ском благополучии населения» от 19 апреля 1991 г.;
• «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.;
• Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г.;
• Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г.;
• Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. (будет рассмотрен ниже) и др.
Современный период согласования экологического права с кооперативным должен базироваться на подобных принципах:
- создание системы экологического законодательства и формирование эффективного механизма его реализации как основы взаимодействия кооперации и экологии. Соответствующие нормативно-правовые акты и механизмы контроля за их соблюдением должны гармонично сочетаться с экономическими интересами кооперативного сельского хозяйства и экологическими интересами общества при неизменном приоритете прав человека на безопасную окружающую среду, благоприятные условия жизни, сохранение устойчивости экологических систем;
- введение в действие нового механизма регулирования загрязнения природной среды на основе сочетания административных и экономических санкций, взыскание сборов с объектов, осуществляющих хозяйственную деятельность в сельскохозяйственной кооперации, за загрязнение окружающей среды и эксплуатацию природных ресурсов, введение системы экологического аудита и экологического страхования производственной кооперации, увеличение действенности гражданско-правовых взысканий и административных санкций за нарушение экологического законодательства субъектами производственной кооперации;
- разработка концепции развития сельскохозяйственной кооперации в России в целом и ее отдельных регионах с учетом экологических императивов;
- разработка наиболее важных национальных региональных и отраслевых экологических программ на основе всестороннего комплексного анализа и перспектив развития хозяйственной деятельности в сельскохозяйственной кооперации;
- обеспечение эффективного функционирования и совершенствования системы государственного контроля за соблюдением эколо-
гического законодательства, охраной и рациональным использованием природных ресурсов на условиях реформирования производственной, обслуживающей кооперации;
- введение льготного налогообложения части прибыли кооперативов, направленного на реализацию природоохранных мероприятий, льготного государственного кредитования на разработку и внедрение экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий, мероприятий по контролю за состоянием окружающей среды, строительство природоохранных объектов;
- привлечение на определённых условиях дополнительных финансовых ресурсов в виде прямых капиталовложений частных организаций и организация природоохранных мероприятий кооперативных объединений и созданных ими компаний.
Субъекты сельскохозяйственной кооперации в основной своей массе являются одновременно и субъектами экологических социальных отношений. Это касается ситуаций предоставления им в собственность или во временное пользование природных ресурсов, отмены подобного права, реализация функций управления охраной окружающей среды в сфере сельскохозяйственной кооперации, юридической ответственности за нарушение экологического законодательства в сфере кооперативной деятельности и т.д. При этом существенное значение для кооперативной деятельности приобретает реализация экологического законодательства в сфере права собственности на природные ресурсы.
Нельзя говорить об эффективном экономическом развитии без учёта экологических факторов. Например, эксплуатация ресурсов в топливно-энергетическом комплексе должна осуществляться только при условии инвестирования в инновационные технологии в сфере природопользования, что тесно связано с устойчивым экономическим развитием комплекса.
Нельзя ставить под сомнение необходимость перехода на модель устойчивого развития, предполагающего решение экологических, социальных, экономических проблем при одновременном повышении качества жизни населения.
Невозможно решить экологические проблемы без тщательно продуманной государственной экологической политики, целью которой является снижение и предотвращение отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду, сохранение и рациональное использование природных ресурсов,
эффективное вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот.
Государственная экологическая политика должна базироваться на осуществлении природоохранной деятельности на международном, национальном, региональном и муниципальном уровнях. Природоохранная деятельность в обязательном порядке должна проводиться на самих предприятиях, являющихся основными источниками загрязнения окружающей среды. Для решения данной проблемы может быть использован зарубежный опыт выдачи предприятиям, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, разрешений на выбросы/сбросы, образование отходов на основе дифференцированного технологического нормирования с учетом наилучших доступных технологий.
Государственная экологическая политика должна включать и экологизацию налоговой системы, которую можно рассмотреть в экономическом и правовом аспектах: экономический аспект ориентирован на взаимосвязь налоговых реформ с экономическими показателями охраны окружающей среды и природопользования (размеры экологического ущерба; показатели затрат на снижение негативного воздействия на окружающую среду и на повышение социально-экономического эффекта); правовой аспект ориентирован на выбор оптимальной формы платы за природопользование (обязательные платежи, сборы, налоги, взносы, штрафы).
В налоговом законодательстве РФ должны учитываться экологические интересы (охрана окружающей среды и природопользование) с учетом переориентации экстенсивного характера затрат на решение экологических проблем на интенсивный, который предусматривает повышенную долю затрат на создание, совер-
шенствование и применение технологий, организационных форм и структуры производства, обеспечивающих ресурсосбережение и вовлечение отходов в хозяйственный оборот. При решении налоговых вопросов следует помнить, что налоги могут вызвать как положительный, так и отрицательный эффект. В первом случае налоги могут стимулировать процессы ресурсосбережения, а в другом - побуждать предприятия к экстенсивному природопользованию. Налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы большая часть налогов и сборов была сосредоточена на экологически вредных видах деятельности.
При формировании государственной экологической политики следует учитывать такую серьезную проблему, как отсутствие системной координации многочисленных отраслевых и межотраслевых государственных стратегий, а также региональных политик и программ, не связанных между собой единой социальной и экологической целью и стратегией ее реализации.
Таким образом, экологическое законодательство не обеспечивает решения массы вопросов, связанных с обеспечением рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей природной среды. При этом решение таких вопросов тесно связано с совершенствованием правового регулирования рыночных отношений в России, в частности и такой её составной части, как кооперативные отношения. Нормы экологического законодательства России направлены на предупреждение проявлений экологического риска и опасности от стихийных бедствий, негативного техногенного воздействия с учётом экологических возможностей государства и применение разных форм инвестиционного обеспечения системы экологической безопасности.
ХАМЗИНИльдус Мубинович - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
ЕМЕЛЬЯНОВ Сергей Петрович - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и кооперации. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
HAMZIN, Ildus Mubinovich - Post-graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
EMELYANOV, Sergey Petrovich - Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Economics, Management and Cooperation. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]