Научная статья на тему 'Кооперационный механизм обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий'

Кооперационный механизм обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНАЯ КООПЕРАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ползунова Наталья Николаевна

В статье рассмотрена роль внутрирегиональной кооперации в обеспечении конкурентных преимуществ промышленных предприятий. Определены и описаны факторы, влияющие на развитие кооперации внутри региона. Разработан целевой подход к реализации программы развития кооперации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is about the role interregional cooperation of maintenance of competitive advantages of the industrial enterprises is considered. There are factors which influence on the development of cooperation in regions are defined and described in the article. Also, there is the target approach of realization of the program of cooperation development in the article

Текст научной работы на тему «Кооперационный механизм обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий»



стиж диплома, наличие дополнительных образовательных программ, возможность зарубежных стажировок и получения двойного диплома и т. д. Необходимо отметить, что популярность и престижность ВУЗы приобретают за счет своей истории, известности работающих в них преподавателях, успеха в профессиональной сфере своих выпускников и т.д.

Благодаря успешной реализации своей брэнд-стратегии ВУЗ дистанцирует свои образовательные программы от аналогичных программ конкурентов, что, безусловно, повышает их конкурентоспособность.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

• крупнейшие глобальные бренды, обладающие значительным экономическим потенциалом

и высокой рыночной стоимостью, увеличивают не только конкурентоспособность компаний, которым они принадлежат, но и создают положительный образ страны базирования, повышая тем самым ее инвестиционную привлекательность;

• в последнее время среди организаций становится популярным формирование брэнд-стратегии фирмы (стратегический брэндинг), которая охватывает все элементы: собственно товар, предоставляемые услуги и имидж компании, подобный подход называется тотальным брендингом.

• популярность разработки брэнд-стратегии связана с обострением конкуренции и необходимости борьбы за потребителей, а также выхода на новые рынки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нефедова О.В. Брэнд, имидж и репутация 2. Федько В.П. Товарный знак. М.: Изд-во «ПРИОР»,

ВУЗа. // Маркетинг, № 6, 2006. 1998.

Ползунова Н.Н.

кооперационный механизм обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий

Обеспечение долговременного качественного экономического роста и социального развития невозможно осуществить без функционирования совокупности конкурентоспособных, инновационно-активных и социально-ответственных предприятий. Поэтому, задача региона, совместно с государством, состоит в создании условий для формирования и функционирования на его территории таких промышленных структур.

Тогда особую значимость приобретают предпосылки в виде организации кооперационной (партнерской) платформы, обеспечивающей интегрированные действия для улучшения структурирования способов работы и роста компетенций, распространение прогрессивных инноваций, роста конкурентоспособности предприятий и т. д. Однако, функции кооперации, особенно в части распространения инноваций, как отмечает Клей-нер Г.Б. [1], «не реализуются ни в Минобрнауки, ни в других ведомствах». Поэтому, вопросы организации и функционирования кооперационной платформы являются прерогативой региона.

Владимирская область как субъект Российской Федерации является участником межрегиональный, внешнеэкономической и международной деятельности. Предпосылками такого участия выступает наличие в регионе конкурентных ресурсов, которые, во-первых, являются источниками конкурентных преимуществ и, во-вторых, представляют собой совокупность природных, социально-экономических, научно-образовательных, технических, информационных, культурных и институциональных условий, сложившихся в регионе, отличающих его от других регионов и определяющих долгосрочные перспективы производства товаров и услуг.

Хочется отметить, что Владимирская область представляет собой промышленный регион, где машиностроительный комплекс занимает ведущую позицию и занимает более 30 % в общем объеме промышленного производства

Анализ статистических данных позволяет констатировать, что на первом месте по объему выпуска отрасль машиностроения находится в сле-

дующих областях ЦФО: Брянской, Владимирской, Калужской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тверской и Ярославской. Среди приведенных областей наибольший удельный вес по объему отрасль машиностроения занимает во Владимирской области (42,6 %); Калужской области (40,3 %) и Ярославской (35,9 %).

Используя статистические методы, а именно рассчитав коэффициент концентрации, представляющий собой превышение доли одной отрасли над долей отрасли, занимающей вторые позиции, в отраслевой структуре региона после лидирующей, получаем, что во Владимирской области данный показатель самый высокий среди регионов ЦФО и составляет 2,75. Тогда как в Калужской области 1,81 и Ярославской области 2,12. Если рассматривать всю совокупность регионов РФ, то Владимирская область уступает только явно более промышленно развитым областям:

- по удельному весу объема выпуска - Курганской (49,6 %), Самарской (53 %), Ульяновской (55,6);

- по коэффициенту концентрации - Нижегородской (2,97), Самарской (4,3), имеющей ярко выраженную специализацию, Ульяновской (4,18).

Все это свидетельствует о концентрации предприятий машиностроения в области и создает объективные предпосылки для дальнейшего его развития.

Тем более что проведенный анализ условий конкуренции в машиностроительном секторе регионов ЦФО с использованием аппарата теории организации позволил выявить следующие особенности на современном этапе развития:

- наблюдается высокий уровень концентрации с усиливающейся тенденцией к увеличению;

- конкуренция на межрегиональном уровне находится в слаборазвитом состоянии;

- более половины рынка продукции машиностроительных производств приходится на г. Москву и Московскую область. И эта особенность является доказательной: «столичный» статус повышает вероятность оказаться в группе конкурентоспособных предприятий в 2-3 раза. Размещение предприятий машиностроения в малых городах вдалеке от региональных столиц можно считать «фактором непреодолимой силы», негативно сказывающимся на конкурентоспособности предприятия [2];

- предприятия машиностроительных производств ЦФО получили только 19,95 % в 2005 г. и 21,33 % в 2006 г. возможной отраслевой прибыли.

Конкретными конкурентными ресурсами Владимирской области выступают:

а) наличие транспортной сети (федеральная дорога М7, связывающая Москву с Уралом);

б) реализация инвестиционного проекта создания крупного логистического центра в 15 км. от г. Владимира;

в) близость рынка сбыта продукции машиностроения (наибольший удельный вес выпуска обрабатывающих производств приходится на г. Москву и Московскую область, которая граничит с Владимирской областью);

г) наличие нескольких образовательных учреждений в области, осуществляющих подготовку высококвалифицированных кадров. Владимирский государственный университет, лидер рынка образовательных услуг во владимирской области, вошел в 40 ВУЗов страны в 2007 г., получивших грант на осуществление инновационных проектов;

д) наличие производственных предприятий, способных создавать конкурентоспособную продукцию на новой инновационной основе;

е) наличие мощного конструкторского и технологического потенциала, сконцентрированного в НИИ и КБ крупных промышленных предприятий, способного проектировать и внедрять в производство современные конкурентоспособные наукоемкие изделия.

Таким образом, описанная с помощью цифрового материала картина позволяет нам говорить об имеющемся огромном потенциале развития отрасли машиностроения в регионе и обеспечение ее конкурентоспособности.

Важной особенностью приведенного перечня является материальный характер всех его составляющих.

Важнейшим нематериальным конкурентным ресурсом региона является сотрудничество, в первую очередь внутрирегиональное, способствующее формированию конкурентных преимуществ, как самой территории, так и действующих на ее границах хозяйствующих субъектов, которое может осуществляться в разных формах. К одной из таких форм относятся кооперация.

Актуальность проблемы дальнейшего развития внутрирегиональной производственной кооперации объясняется, прежде всего:

- социально-экономическими интересами региона;

- содействием развитию промышленности региона;

- содействием повышению экономической эффективности производства промышленных предприятий области.

Концепция повышения конкурентоспособности предприятий машиностроения Владимирской области основана на использовании эффекта кооперации и создании кооперационной платформы, и предполагает, прежде всего, формирование высокого уровня мотивационной заинтересованности к такому сотрудничеству. Примечательно, что в настоящее время мы являемся свидетелями положительной тенденции в этом вопросе. На рис. 1 представлен фрагмент графа взаимодействий предприятий, на котором число взаимосвязей относительно центрального предприятия равно 12. Тогда как в начале 2007 г. число таких взаимодействий не превышало 7.

Экономическая интерпретация графа стандартна: узлы - это предприятия, линии обозначают

связи, характеризующие направления взаимодействия между ними. Как отмечают Егорова Н. Е., Ер-знкян Б.А. [3], визуально такие графы напоминают «паутину», имеющие в различных местах разную плотность. Именно характеристика плотности связей позволяет количественно оценить степень развитости кооперационного сотрудничества.

Приходится признать, что в области, хотя и, существует (создана) необходимая база для развитой производственной кооперации, в полном объеме ни масштаб, ни уровень ее развития не используется. Причины, влияющие прямым или косвенным образом на развитие региональной кооперации во Владимирской области представим в табл. 1.

Условные обозначения: п редприятия-участн и ки кооперационного взаимодействия направления „ взаимодействия

Рис. 1. Взаимодействие предприятий Владимирской области относительно одного предприятия в рамках кооперации без учета финансовых взаимоотношений на конец 2007

Таблица 1

Влияние факторов на развитие системы кооперации во Владимирской области

Факторы влияния Расшифровка фактора Наличие (+), отсутствие (-) в регионе, частичное наличие (+/—)

1.Инфра-структурный - наличие региональных структур, занимающихся поддержкой и развитием производственной кооперации +

- наличие региональных инжиниринговых (специализированных технологических) центров по подготовке производства -

- наличие регионального клуба главных специалистов предприятия и как следствие наличие (отсутствие) уверенности друг в друге -

- наличие экономической поддержки областного руководства внутриобластной кооперации -

2. Производственный - наличие стратегий развития компаний (отсутствие перспективных проектов бизнес-планов) + /-

- уровень квалификации работников промышленных предприятий -

Окончание табл. 1

Факторы влияния Расшифровка фактора Наличие (+), отсутствие (-) в регионе, частичное наличие (+/—)

2. Производственный - наличие рисков при кооперации +

- наличие технических возможностей для участия в кооперации с учетом физического и морального износа оборудования +

- сохранение рабочих мест при возможной ликвидации непрофильных производств +/-

- отказ от кооперации в связи с меняющейся конъюнктурой и загрузка мощностей предприятия более выгодной продукцией +

3. Информационный 4. Субъективный фактор - наличие региональной базы о технических возможностях промышленных предприятий области; +/-

- наличие информации о рынке предоставляемой промышленными предприятиями области; +

- наличие информации о ценах на продукцию и услуги, предоставляемые промышленными предприятиями области; -

- наличие информации о качестве выпускаемой продукции. -

- наличие регионального печатного издания о достижениях и проблемах в области промышленного производства и в частности в области машиностроения -

- человеческий фактор (имидж и деловые качества руководителя, позиция собственника) +

5. Факторы продукции - уровень качества выпускаемой продукции В связи с разнородностью, выпускаемой продукции однозначная оценка не возможна

- уровень цен на продукцию промышленных предприятий В связи с разнородностью, выпускаемой продукции однозначная оценка не возможна

- Объем заказов Достаточный

- нестабильность заказов +

- наличие сертификации +/-

6. Логистические факторы - риск невыполнения заказа в срок +

- объем оборотных средств, располагаемых предприятием и достаточных для осуществления деятельности +/-

- зависимость от других предприятий +

Для этого в области должна быть реализована программа развития внутрирегиональной производственной кооперации, цели и задачи которой представлены на рис. 2. Уровень задач в представленном подходе разделяется на два блока: уровень задач-проектов (на рис. 2 выделено цветом) и уровень задач-процессов. Разница между этими блоками заложена в пространственно-временном критерии, в соответствии с которым задача-процесс представляет собой систему действий, включающую последовательные и эволюционные изменения состояния объектов, с определенной длительностью и пространственной неопределенностью. Тогда

как проект - система относительно кратковременных существенных изменений состояния и положения объектов, определенные в пространстве и во времени1.

Рассматривая более подробно в структурированном виде программу развития региональной кооперации, требуется более детально расписать перечень мероприятий, необходимых для осуществления в рамках каждого блока. При этом такая детализация требуется только по задачам, которые представляют собой задачи-процессы.

1 Рассмотрение проектов и процессов как систем основано на системно-интеграционной теории, разрабатываемой Клейнером Г.Б. [4]

Рис. 2. Целевой подход реализации программы развития внутрирегиональной производственной кооперации

Так организационная поддержка развития производственной кооперации внутри региона включает в себя:

- подготовку предложений по созданию специализированных технологических и инжиниринговых центров;

- изучение возможностей реформирования и реструктуризации отдельных промышленных организаций;

- оказание консультационных услуг по правовым вопросам осуществления процесса кооперации (субконтрактации);

- разработка и реализация предложений по повышению профессионального уровня участников производственной кооперации;

- организация работы клуба главных инженеров, (технологов, конструкторов), которая носит характер координирующей институциональной

структуры. Задачи этой структуры носят стратегически определяющий характер. К ним можно отнести:

1. Усиление взаимодействия между фирмами разного профиля.

2. Определение новых цепочек создания ценности (стоимости).

3. Формирование направлений совершенствования технологической и инновационной инфраструктуры.

4. Формирование согласованного перечня закупки современного оборудования.

5. Личный контакт и уверенность друг в друге.

Раскрывая суть информационной поддержки производственной кооперации, мы предполагаем реализацию следующего перечня мероприятий:

- проведение мониторинга рынка субконтрактации в области;

- создание и актуализация базы данных о возможностях промышленных предприятий в производственной кооперации;

- обеспечение доступа промышленных организаций к информации о наличии объектов недвижимого имущества, его статусе, состоянии и реальной цене;

- представление кооперационных возможностей промышленных организаций на специализированных выставках.

Перечисленная система мероприятий будет способствовать долгосрочному характеру взаимоотношений между промышленными пред-

приятиями, взаимопониманию и формированию единой поведенческой и ценностной платформы, системности преобразования взаимосвязей и взаимозависимостей, ориентации на наращивание конкурентных преимуществ взаимодействующих предпринимательских структур.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При развитии производственной кооперации как формы сотрудничества промышленных предприятий, способствующей обеспечению конкурентоспособности, следует учитывать мировой опыт. Так европейские страны стремятся к расширению кооперационного взаимодействия. Например, «Эксель Чепель» (Венгрия), занимающаяся разработкой и выпуском станков с ЧПУ и станочных модулей, 75 % объема получает по кооперации. Завод в Сомбатхей (Венгрия) по выпуску автомобильных мостов осуществляет их поставку на все автомобильные заводы Европы.

На наш взгляд, дальнейшая работа в процессе развития производственной кооперации во Владимирской области должна происходить в направлении трансформации программы развития в систему развития внутрирегиональной производственной кооперации, в рамках которой следует четко обозначить: цели; конкретные элементы с соответствующими содержанием и формами; механизмы партнерства с соответствующими методами и инструментарием. А формируемая кооперационная платформа в своей основе все более будет соответствовать задачам, стоящим перед экономическими субъектами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Клейнер Г.Б. Ориентиры микроэкономической политики государства: конкуренция, кооперация, коэволюция // Научный эксперт. 2008. № 4. С. 25-31.

2. Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными. Доклад ГУ-ВШЭ // Вопросы экономики. 2007. № 3. С. 4-34.

3. Егорова Н.Е., Ерзнкян Б.А., Хачатрян С.Р., Акинфеева Е.В. Сетевой способ организации

межфирменной экономической деятельности // Экономическая наука современной России. 2007. № 1. С. 68-81.

4. Клейнер Г.Б. Системно-интеграционная теория предприятия как модель эффективного управления. // Тез. докладов и сообщений Пятого всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий», секция 1. Москва, апрель 2004 г. М.: ЦЭМИ РАН, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.